Не только капитан «Летучего голландца»

12


В богатой событиями и именами истории Англии второй половины XVI в, имя Джона Дэвиса, выдающегося английского мореплавателя и исследователя, долгие годы находилось в тени по сравнению с представителями плеяды «морских псов» Д. Хоукинсом, Ф. Дрейком, У. Роли и полярными исследователями Г. Гудзоном, У. Баффином и др. А ведь он не уступает им ни по масштабности плаваний, ни в достигнутых результатах. В последние время вспоминать о нем стали чаще, однако исключительно о его пиратской деятельности. В итоге в США дошли до того, что Джон Дэвис стал одним из персонажей голливудского фильма «Пираты Карибского моря», в котором он под именем Дэви Джонса вот уже 4 части бороздит моря на проклятом корабле «Летучий голландец». При этом как-то совершенно не вспоминают, что ему принадлежит честь быть повторным открывателем (после викингов) Гренландии в 1585 году. Что во второе плавание в 1586 году он открыл залив Камберленд Баффиновой земли, подробно обследовал североамериканское побережье и определил точное местонахождение Гудзонова пролива. В третье плавание в 1587 году он вновь обследовал Гренландию, продвинувшись на север до 72°12' с. ш. Созданные им точные карты проложили путь для последующих исследователей — таких, как Гудзон и Баффин. Проводимые им наблюдения способствовали развитию английского китобойного промысла. Кроме того, Дэвис является изобретателем нескольких навигационных инструментов, в том числе двойного квадранта Дэвиса. Он был автором ряда книг по мореходному делу.



История рождения Джона Дэвиса доподлинно неизвестна. Согласно одним источникам, он был единственным сыном и наследником английского лорда, но после окончания Ливерпульских мореходных классов, будучи двадцати одного года от роду, предпочел королевской службе судьбу пирата и на одном из кораблей отца вышел в море на поиски приключений. По другой версии, которая в большей степени была распространена в советской историографии, Джон Дэвис происходил из неродовитой, небогатой семьи и начал свой жизненный путь с корабельного юнги.



Как бы то ни было, хорошее начальное образование наряду с природными способностями, стремлением к знаниям и приобретенным опытом в мореплавании позволили ему к тридцати годам стать известным капитаном. Братья Андриан и Хэмфри Гилберты, занимавшиеся поиском северных путей в Индию и Китай, представили Дэвиса некоторым высшим государственным деятелям, которым он в январе 1583 года изложил свои предложения по открытию северо-западного пути. Найдя их заслуживающими внимания, те, в свою очередь, познакомили его с группой богатых и влиятельных лондонских купцов. Благодаря их материальной поддержке Дэвис спустя два года получил в свое командование два судна — «Саншайн» водоизмещением 50 т с командой в 23 человека и «Муншайн» водоизмещением 35 т с экипажем в 19 человек.

7 июня 1585 года оба корабля отплыли из Дартмута, а 20 июля подошли к юго-восточному берегу Гренландии, окруженному сплошными льдами. Под впечатлением безжизненности неизвестной земли Дэвис назвал ее «Страной Отчаяния». Проследовав на юго-запад, суда обогнули южную оконечность Гренландии — мыс Фарвель, направились на северо-запад и на широте 64° 15' вновь вышли в обширный залив, получивший название залив Гилберта (в настоящее время — залив Готхоб). Здесь состоялось первое знакомство английских моряков с гренландскими эскимосами. В первых числах августа суда вновь вышли в свободное ото льдов море, проложив курс на северо-запад.

Несмотря на частые штормы, перемежающиеся со снежными метелями, суда прошли более 320 миль. На широте 66°40' была обнаружена земля, названная им Камберленд, которая оказалась полуостровом на большом острове (ныне Баффинова Земля). Так был открыт пролив между Гренландией и Канадским Арктическим архипелагом, получивший имя Дэвиса. Полагая, что зашел слишком далеко на север, Дэвис повернул на юг. Выйдя к широкому входу между двумя, как он полагал, островами, он решил, что здесь может быть желанный проход, и повернул в него. Но вскоре суда вошли в плотный туман, помешавший дальнейшему следованию. Уверовав, что начало Северо-Западного прохода найдено, Дэвис поспешил возвратиться в Дартмут.



Удовлетворенное смелым плаванием, рассказами о результатах и возможных перспективах, лондонское купечество отпустило средства на новую экспедицию в следующем, 1586 году. К прежним судам «Саншайн» и «Муншайн» добавились «Мермейд», водоизмещением 250 т и десятитонная пинас «Норе Стар». Суда вышли из Дартмута 7 мая, а 15 июня на широте 60° подошли к покрытой льдами и снегом земле (южная оконечность Гренландии). Высадиться на нее оказалось невозможным. Начавшийся 29 июня сильный шторм отнес суда далеко на север — до 64-й параллели, откуда они быстро достигли залива Гилберта. Несмотря на непогоду, Дэвис начал поиски прохода, но 17 июля на широте 63°08' суда встретили сплошное ледяное поле. Вплоть до 30 июля они следовали вдоль его кромки в промозглом, холодном тумане. Снасти и паруса обледенели, среди экипажей начались простудные заболевания. Трудные условия плавания, болезни, ухудшавшееся питание вызывали недовольство моряков, и Дэвис принял решение отправить в Англию малопригодные для плавания во льдах «Мермейд» и «Муншайн» с больными и недовольными, а с добровольцами на «Саншайне» и пинасе 6 августа направился сквозь льды и туман к северу.

18 августа на широте 65° открылся высокий скалистый мыс, к югу от которого суша не наблюдалась. Оба судна повернули на запад. Однако 19-го вечером начался обильный снегопад, усилился ветер, перешедший к утру в снежную бурю. Через несколько часов удалось укрыться в защищенной от ветров бухте, но, высадившись на берег, мореплаватели обнаружили, что они находятся на острове. Повернув на юг, Дэвис при следовании не заметил входа в Гудзонов залив и вышел к берегам полуострова Лабрадор. На широте 54° 15' суда подошли к проливу, который был принят за желаемый Северо-Западный проход. Два сильных шторма помешали его обследовать. 6 сентября Дэвис потерял 5 человек, убитых во время рыбной ловли местными жителями. Вечером этого же дня на суда обрушился новый шторм, в котором они потеряли друг друга, а «Муншайн» получил сильные повреждения в рангоуте и такелаже. Погода успокоилась 10-го сентября, сменившись попутными северо-западными ветрами.

Не только капитан «Летучего голландца»


«Муншайн» прибыл в Дартмут 4 октября, но пинас «Норе Стар» пропала без вести. Сохранился краткий отчет Дэвиса об этом плавании, в котором он указывает привезенную добычу — 500 полных и 140 половин тюленьих шкур и много мелких выделанных кусков. Хотя желанного пути в Китай и Индию найдено не было, купечество снарядило новую экспедицию на трех судах, выставив требование совмещения поисков Северо-Западного прохода со зверобойным промыслом. Весной 1587 года Дэвис на трех судах вновь отправился в Арктику, сразу же направившись в залив Гилберта. Здесь он оставил два больших судна для промысла, а на малом возобновил поиски прохода. Он прошел вдоль берега Гренландии до 72°12', а затем открытым морем до 73° с. ш. Остановленный непроходимыми льдами, Дэвис повернул на юго-запад и в середине июля подошел к Баффиновой Земле, а затем, проследовав на юг, вышел к открытому в первом плавании проливу. После двухдневного плавания в северо-западном направлении он все же пришел к заключению, что это залив, который он назвал Камберленд. Выйдя из него, Дэвис начал обследовать юго-восточный выступ Баффиновой Земли. Затем миновал вход в Гудзонов залив и проследовал вдоль Лабрадорского полуострова до 52-й параллели, после чего, испытывая недостаток в провизии и пресной воде, вернулся в Англию.

Несмотря на удачный промысел двух других судов, купцы отказались субсидировать еще одну экспедицию. В июле 1588 года испанский флот, называемый «Непобедимой армадой», появился у берегов Англии, угрожая вторжением на остров. Дэвис вступил в английский флот и получил в командование корабль «Блэк дог», на котором участвовал в разгроме «Армады». В следующем, 1589, году он принял участие в захвате грузов американского золота и серебра с испанских галеонов у Азорских островов под командованием Джорджа Клиффорда. Рейд принес желанную добычу и компенсировал материальную утрату места капитана у лондонских купцов.



Дэвис приобрел в собственность хорошее мореходное судно. Спустя два года Дэвис с Томасом Кавендишем приступили к организации каперсной экспедиции в Тихий океан. Доля Дэвиса, первого заместителя Кавендиша, составляла стоимость его собственного корабля и 1100 фунтов стерлингов. Главным в «джентльменском соглашении» являлось условие, что на обратном пути от берегов Калифорнии, Дэвис оставит «Дизайр» Кавендиша и на своем корабле с пинасом отделится и проследует на север для поисков Северо-Западного прохода с западной стороны еще неведомого Американского материка.

Экспедиция в составе трех кораблей и двух небольших судов вышла из Плимута 26 августа 1591 года. 29 ноября суда достигли берегов Бразилии. 15 декабря подошли к тогда еще небольшому городу Сантусу, а 24-го легли на курс к Магелланову проливу. 7 февраля шторм ураганной силы разбросал суда по океану. Когда погода улучшилась, Дэвис принял решение следовать в залив Порт-Дизайр (в настоящее время Пуэрто-Десеадо в Аргентине) и прибыл туда в марте с тремя присоединившимися в пути судами. Кавендиш пришел только 18 марта. Из его рассказов Дэвису стало ясно, что он утратил желание и энергию к продолжению рейда. И все же 8 апреля отряд вновь направился к Магелланову проливу и стал на якоря в небольшой бухте. На судах начались голод и болезни. Кавендиш окончательно разуверился в успехе прохождения Магелланова пролива и настаивал на возвращении в Бразилию, чтобы оттуда продолжить рейд вокруг мыса Доброй Надежды. После долгих споров, затянувшихся до 15 мая, он настоял на возвращении. Выйдя из пролива 18 мая, корабли вскоре потеряли друг друга.

«Дизайр» вышел к неизвестной земле, но, поскольку в шторме потерял мачту, а из 75 человек на борту, помимо Дэвиса и его помощника, насчитывалось всего 14 здоровых моряков, исследовать открытие не удалось. Это были Фолклендские острова. В Порт-Дизайре Дэвис решил оставить корабль для ремонта в ожидании прихода Кавендиша, а со здоровыми моряками проследовать на пинасе вдоль Американского материка до Северо-Западного прохода. Моряки дружно приступили к ремонту судов и пополнению запасов провизии. Залив изобиловал тюленями и пингвинами, рыбой и мидиями. 6 августа, решив, что Кавендиш уже проследовал в Магелланов пролив и, возможно, там их ждет, вышли из Порт-Дизайра.

Изматывающие штормы, каждодневная вероятность близкой гибели, сырость, однообразное скудное питание породили среди части экипажа недовольство и желание возвратиться в Порт Дизайр. Дэвис собрал экипаж и указал, что ожидание Кавендиша поставило их на край гибели. Лучше идти далее, чем возвращаться назад. Помощник Дэвиса Рандольф Котен одобрил доводы капитана и предложил идти в Тихий океан. 2 октября суда вошли в океан, но уже вечером начался шторм ураганной силы. В наступившей ночи со всем экипажем погибла пинас. 11 октября «Дизайр», потеряв большинство парусов, оказался поблизости от скалистого берега на краю гибели и только чудом уцелел благодаря искусству Дэвиса и Котена.

Обогнув мыс, судно вошло в спокойный залив, где его ошвартовали к прибрежным деревьям (все якоря были утеряны). Отдых и приведение судна в порядок заняли экипаж до 20 октября. 21-го вышли в пролив, где были внезапно настигнуты ураганом с северо-запада. Вновь искусство и решительность Дэвиса спасли «Дизайр» от гибели в узком проливе. 27-го он вывел судно в Атлантический океан, а 30-го они подошли к Порт-Дизайру.



В 11 милях к юго-востоку находился остров, названный ими Пингвиньим. 31 октября «Дизайр» перешел в залив и 3 ноября ошвартовался у высокого берега в устье реки. Через три дня группа моряков вышла на лодке к Пингвиньему острову для заготовки птичьего мяса и яиц. 9 человек сошли на берег, а лодка с остальными проследовала вдоль берега. Никого из высадившихся больше никогда не видели. Несколько дней спустя появились индейцы, подожгли кустарник и под прикрытием огня двинулись к судну. В недружественных намерениях сомнений не было, и оставшиеся моряки открыли огонь из пушек. Наступавшие обратились в паническое бегство и покинули залив. По-видимому, 9 человек, высадившиеся на Пингвиньем острове, были убиты ими.

Выйдя из Порт-Дизайра, судно направилось к Бразилии и достигло ее берегов у острова Пласеншия 20 января 1593 года. После стычки с португальцами и индейцами, в результате которой погибли 13 человек, Дэвис поспешно отплыл из Пласеншии. Однако следом обрушились новые бедствия. При прохождении экваториальной полосы завяленные пингвины начали портиться, в большом количестве появились черви, которые размножались буквально не по дням, а по часам. После прохождения экватора на судне появилась цинга, от отравления недоброкачественным мясом умерли 11 человек.



Болезнь поразила всех, кроме Дэвиса и юнги. Помимо них, еще 3 больных могли кое-как работать с парусами. Дэвис и больной Котен поочередно несли вахту на руле. Когда 11 июня «Дизайр» подошел к берегам Ирландии у Бирхейвена, враждебно настроенное к англичанам население отказало в помощи. Только спустя 5 дней Дэвис уговорил команду зашедшего английского рыболовного судна перевезти умиравших моряков в Англию. Оставив на «Дизайре» помощника и нескольких моряков, он сам сопровождал больных в Падстоу (Корнуэлл). Здесь он узнал о смерти Кавендиша.

После этого в дальних морских странствиях Дэвиса наступил перерыв. По-видимому, именно в это время он завершил создание своего инструмента для измерения высот светил и определения широты места. В этом приборе впервые практически осуществлена идея приведения изображения двух предметов (светила и горизонта), между которыми измерялся угол к одному направлению. Принцип приведения двух предметов к одному изображению по-прежнему является основой идеи конструкции современных навигационных и промерных секстанов. Названный Дэвисовым, или «английским квадрантом», этот инструмент требовал определенных навыков в пользовании, особенно при волнении. Слепящее солнце принуждало измерять его высоты, становясь спиной к нему. И, тем не менее, прибор получил широкое распространение. Квадрант использовался и в русском флоте и был окончательно вытеснен секстаном Гадлея и Годфрея лишь к середине XIX века.

В 1594 году вышла в свет книга Дэвиса «Секреты моряков», в которой он собрал и изложил основные вопросы судовождения и морской практики. В 1595 году издается новый его труд — «Гидрографическое описание мира». В нем Дэвис обобщил познания о Земле, высказал некоторые интересные соображения на основе своих плаваний: о наличии северных проходов из Европы в Китай и Индию, о достижении их через Северный полюс напрямик, о наличии у северных берегов Американского материка большого числа островов, ныне называемых Канадским Арктическим архипелагом.

В 1596 году Дэвис принял участие в англо-голландской военной экспедиции на главную базу испанского военного флота, Кадис в должности штурмана отряда кораблей Уолтера Роли и, возможно, по совместительству командира его флагманского корабля «Уорспайт». Эта экспедиция окончательно похоронила надежды испанского короля Филиппа II на реванш за разгром «Непобедимой Армады» и новые планы высадки в Англии. Нанявшись на голландскую службу, Дэвис в должности штурмана в 1598 году принял участие в экспедиции к берегам Индии и Индонезии. В 1600 году Дэвис перешел на службу в созданную Английскую Ост-Индскую компанию и стал главным штурманом экспедиции под командованием Джона Ланкастера.

Но мысли о Северо-Западном проходе не оставляли его всю жизнь. Возвратившись в Англию в 1603 году, он дал согласие идти в новую экспедицию под командованием Эдуарда Михельборна, и в должности главного штурмана отплыл из Англии на корабле «Тайгер». В декабре 1604 г. он благополучно провел суда экспедиции к Малаккскому полуострову. В конце декабря 1605 года «Тайгер», следуя вдоль берегов острова Бинтан (к востоку от Сингапура), обнаружил гибнущую на рифах джонку с людьми. Английские моряки сняли их и приняли к себе на борт. Два дня экипаж «Тайгера» и спасенные японские моряки проводили время в отдыхе и увеселениях. 29 или 30 декабря японцы, оказавшиеся пиратами, которые после грабительского рейда на северный берег острова Калимантан (Борнео) были застигнуты штормом и потерпели крушение, напали на экипаж «Тайгера». Благодаря внезапности они овладели частью судна, но судовой канонир сумел быстро развернуть на юте небольшие пушки и метким огнем обратить пиратов в паническое бегство. Большая часть команды «Тайгера» погибла в схватке, и в числе первых был убит Джон Дэвис. События на «Тайгере», гибель главного штурмана заставили начальника экспедиции Михельборна прекратить плавание и возвратиться в Англию.



История не сохранила ни прижизненного портрета Дэвиса, ни точного места его захоронения. Лучшей эпитафией этому выдающемуся моряку и исследователю является высказывание американского историка прошлого века Д. Уинсора: «Судовождение обязано своим развитием Дэвису более, чем кому-либо из англичан...»

Источники:
Магидович И., Магидович В. Три экспедиции Дэвиса // Очерки по истории географических открытий. Том II. М.: Просвещение, 1983. С. 163-188.
Мирошникова В. Мирошников В., Скляренко В. Знаменитые путешественники. Харьков: Фолио, 2014. С.61-64.
Красницкий О. Мореплаватель и исследователь // Морской флот. 1983. №1. С.16-17.
Горкин А. География. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн-Пресс, 2006. С. 124-12.
Файнес Ранульф. Вокруг света по меридиану. М.: Прогресс, 1992. С.284.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    30 августа 2016 06:33
    Нация пиратов, купцов и банкиров на земле, где "овцы съели людей"... Всемирный паук до 40-х годов прошлого века. Прибежище всех врагов России, начиная с Герцена и заканчивая современными в.родками. Ненавижу эту страну. "Gott, strafe England!"
    1. +1
      30 августа 2016 23:20
      Но Бог Англию определенно бережет, как бы Вас это ни огорчало. winked
      Основанные англичанами страны: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия
      становятся все сильнее и богаче с каждым десятилетием.
      Божий ли это промысел или просто люди думают головами и вкалывают,
      не могу судить...
      1. +1
        31 августа 2016 15:59
        Рабы были основой этой империи, как только рабство зарубили, Англия начала "сдуваться". Самое интересное, что первыми рабами стали ... ирландцы. Они были вначале дешевле, чем черные рабы. Вот чей труд, а не англичан сделал Англию великой державой. И те же США, Канада, Австралия становились на рабском труде. hi
        1. +1
          1 сентября 2016 17:07
          Нет.
          Работорговлю в Англии и колониях отменили в 1807 году.
          Но Английская империя еще долго "шла в году", а "сдулась"
          после 2-ой Мировой войны.
      2. +1
        1 сентября 2016 16:48
        Или грабят всех, кого могут...
  2. +4
    30 августа 2016 08:04
    Да уж попереться на Север..во льды...большое мужество надо...Тем более 16 век..когда Европа в снегах лежала и реки замерзали..Благодарю...
    1. +1
      30 августа 2016 10:25
      parusnik "Да уж попереться на Север..во льды...большое мужество надо...Тем более 16 век..когда Европа в снегах лежала и реки замерзали"

      Куда уж до него Семейке Дежнёву со-товарищи... и родился позже и пролив не его именем назван.
      1. +5
        30 августа 2016 15:04
        Есть мыс Дежнева..Люди штурмующие Север, в любом случае мужественные люди, не зависимо от национальности..
  3. +1
    30 августа 2016 20:18
    Статья интересная, познавательная. О этом мореплавателе прочёл впервые...(к своему стыду). Вот только Автор сопроводил текст иллюстрациями кораблей, более позднего времени. Только последняя картинка объективно показывает парусное вооружение и рангоут кораблей второй половины 16-го века.
  4. +1
    30 августа 2016 20:59
    Спасибо! Интересно! Всегда радует, что - то новое, тем более, что Бритиши много чего открыли в мореплавание.
  5. +2
    30 августа 2016 23:23
    Моряки тогда были, конечно, совершенно безбашенные герои.
    На таких деревянных корытах под парусами пересекали океаны,
    забираясь в гиблые места...
  6. 0
    3 сентября 2016 15:18
    Популяризованный герой, благодаря фильму. Впрочем они в фильме лишь взяли моменты из биографии. Насыщенной, пиратской, каперской. Как часто бывает, пираты одновременно исследователи, первооткрыватели. Грабители и ученые в одном флаконе.Океан тогда покорялся именно таким.
    Интересная статья. Судьба очень часто была благосклонна. Но вечно везти не могло. Кстати описывается что спасенные японцы. А есть информация что "захваченные в плен".
    Но вот его изобретение послужило гораздо дольше.
    Английский квадрант, или квадрант Дэвиса, состоял из градуированных линеек в форме усеченных дуг, которые скреплялись друг с другом с помощью древка. При этом большая дуга имела угловой размер 30°, а меньшая — 60°. На свободном конце древка располагался медный горизонт, а дополняли конструкцию ручки, с помощью которых наблюдатель держал прибор в руках. Для измерений наблюдатель устанавливал квадрант на плечо и вставал спиной к Солнцу. Затем с помощью линейки он выравнивал прибор по горизонту, чтобы его было видно в визир, закрепленный на большей дуговой линейке. После этого нужно было передвигать меньшую дуговую линейку до тех пор, пока тень от нижней шкалы не оказывалась в визире. Таким образом, по одной шкале отсчитывался угол к горизонту, а по второй — угол подъема Солнца.
    Это был прогресс перед армиллярной сферой.
    Уже в XV-XVI вв. научные знания позволяли определять широту, что давало возможность разрешить одну из основных проблем дальних плаваний. Однако вопрос точного вычисления высоты Солнца и звезд до конца решен не был, хотя в распоряжении мореплавателей имелись детально разработанные и удобные таблицы. Так, в конце XV в. астрономом, математиком и астрологом из Саламанки Абрахамом Закуту был создан «Вечный альманах» {Almanack Perpetuum) — превосходный для своего времени сборник таблиц высоты Солнца. Он широко использовался португальцами весь XVI в. и большую часть следующего столетия. В течение XVII в. Широкое распространение получила астролябия, которая ранее уже начала заменять квадрант при измерении высоты звезд над горизонтом. Этот инструмент был усовершенствован, и его даже весьма простые образцы, которыми чаще всего пользовались мореплаватели, стали заметно более точными. Использовался также градшток (известный и под названием «посох Якова») — инструмент, появившийся еще во времена античности. В XVI в. он был существенно усовершенствован и с успехом заменял астролябию при измерении высоты Солнца в тех случаях, когда она не достигала 60° над горизонтом. Однако разработка более точных и надежных инструментов продолжилась.
    В изданном в Севилье в 1606 г. труде Андреса Гарсии «Правила навигации» описывалась в числе прочего и так называемая армиллярная сфера (от лат. armilla — «кольцо»). На образующих сферу металлических кольцах находились передвижные диоптры, с помощью которых фиксировалось положение небесною объекта (светила). К концу XVI в. армиллярные сферы утратили функции измерительных приборов, поскольку было очень сложно расположить прибор таким образом, чтобы солнечный луч проходил через отверстие. Кроме того, градусная шкала не была достаточно точной.

    До 18 века им продолжали пользоваться.