Гусеничная десантная машина LTV
Многоцелевой транспортер, который дал жизнь всему семейству этих боевых машин, был создан Д. Роблингом в 1935-1937 годах. В 1938-1941 годах Роблингом по заказу ВМС США был разработан военный вариант данного транспортера, который в разных модификациях выпускался в 1941-1945 годах. Всего за годы Второй мировой войны было выпущено более 18,5 тыс. этих гусеничных десантных машин. Так, с 1941 по 1945 гг. американские предприятия выпустили 15 498 небронированных плавающих транспортеров, с 1943 по 1945 год — 450 бронированных транспортеров, 509 плавающих танков и 2159 машин огневой поддержки.
Гусеничные десантные машины LTV и другая боевая техника, созданная на их базе, широко применялись Армией и Корпусом морской пехоты США с 1942 года в сражениях Второй мировой войны. В первую очередь данная техника применялась на Тихом океане в боях с японцами. В значительно меньших масштабах данные амфибии применялись в Европе, к примеру, во время итальянской кампании, а также боях в Западной Европе, но не во время проведения операции «Оверлорд», а лишь для преодоления внутренних водных преград (при форсировании Рейна). Также LTV успели принять участие в Корейской войне, но к середине 1950-х годов были окончательно сняты с вооружения. На смену им пришли плавающие десантные бронетранспортеры нового поколения LVT-5. В то же время машины семейства LVT в существенных количествах поставлялись на экспорт в союзные американцам страны, в некоторых они несли службу вплоть до 1970-х годов.
Гусеничные десантные машины LTV
Процесс разработки десантных гусеничных машин LVT серьезно ускорили события Второй мировой войны. При этом плавающие танки, созданные на базе транспортеров, по конструкции ходовой части, корпуса, плавучести, используемым узлам и агрегатам были аналогичны плавающим транспортерам. Разница заключалась только в наличии у танков бронирования и артиллерийского вооружения (пушечного или гаубичного), установленного в башне, а также компоновке основных узлов и агрегатов. К примеру, если у плавающих транспортеров в связи с наличием откидной кормы силовая установка располагалась в передней части, то на всех легких плавающих танках двигатели находились в корме.
Корпуса десантных транспортеров создавались с тем расчетом, чтобы максимально облегчить их передвижения по воде. При этом из всех плавающих транспортеров лишь LVT(A)2 обладал бронированием. Корпуса всех остальных транспортеров изготавливались из обычных стальных небронированных листов. Плавающие транспортеры могли вовсе не иметь вооружения или были вооружены несколькими пулеметами. Их вместимость, включая трех членов экипажа, доходила до 24-27 человек. Грузоподъемность гусеничных десантных машин находилась в диапазоне от 11 до 16,5 тонны. Удельное давление на грунт было на уровне 0,5-0,6 кг/см.
Силовые передачи десантных транспортеров состояли из главного фрикциона, 5-ступенчатой коробки передач, двойного дифференциала, который использовался в качестве механизма поворота, а также бортовых редукторов. Основной особенностью американских транспортеров и легких плавающих танков было отсутствие рулей поворота и гребного винта. Движение амфибий как по водной поверхности, так и по суше осуществлялось при помощи гусениц, траки которых, обладающие шириной 360 мм, были снабжены резко выступающими съемными лопатками. Механик-водитель мог повернуть машину, используя торможение или полную остановку одной из гусениц.
Первые транспортеры LVT (1) были вооружены двумя 7,62-мм пулеметами. Но еще до битвы за Тараву некоторое количество транспортеров оснастили двумя крупнокалиберными 12,7-мм пулеметами и дополнительно 7,62-мм пулеметами на корме. Бронирования они не имели, а их тонкий корпус практически не играл никакой защитной роли. Транспортеры демонстрировали хорошую проходимость при движении на песчаных поверхностях, но имели определенные проблемы в преодолении участков с твердым покрытием. Правильная эксплуатация первых транспортеров часто была проблемной, а машины первых выпусков страдали от достаточно частых поломок. Экипажи и десантники практически испытывали машины непосредственно в боевых условиях.
Транспортеры LVT (3) в большинстве своем не были бронированы и отличались от транспортера LVT (2) главным образом новой силовой установкой, которая состояла из двух автомобильных двигателей «Кадиллак», обладавших несколько меньшей мощностью (220 л. с.) и находящихся в связи с появлением откидной кормовой аппарели в передней части десантной машины. Вооружение транспортеров LVT (3) состояло из двух 7,62-мм пулеметов, масса составляла 11 тонн, грузоподъемность — 3,6 тонны, максимальную скорость на суше составляла 37 км/ч, на воде — 12 км/ч. В 1949 году все транспортеры LVT (3) были оснащены крышей, получив новое обозначение LVT (3)c.
Плавающие танки LVT(A)1 и LVT(A)4
Имеющиеся на танке кормовые люки предназначались для посадки и высадки экипажа и десанта, а также для погрузки различных грузов. Компоновка узлов и агрегатов в плавающем танке осталась такой же, что и на транспортере LVT2, то есть двигатель размещался в корме. Благодаря небольшому периоду проектно-конструкторских работ и отличной организации производства компания Borg Warner в сжатые сроки смогла выпустить 509 плавающих танков LVT(A)1. Масса боевой машины составляла 15 тонн, экипаж — 6 человек. 250-сильный двигатель обеспечивал легкому плавающему танку скорость 32 км/ч на суше и 12 км/ч на воде.
Компоновка основных агрегатов силовой установки и трансмиссии в легком плавающем танке LVT(A)4 отличалась от компоновки на десантном транспортере LVT(4), а именно: моторное отделение находилось сзади, в нем был размещен тот же двигатель, что и на LVT(4), развивавший мощность 250 л. с. Легкий танк получил радиостанцию. Всего было выпущено порядка 1890 легких плавающих танков LVT(A)4. Следующая модификация данной боевой машины — LVT(A)5 отличалась лишь наличием электрического привода вращения башни и стабилизированной гаубицей. Эта версия легкого танка была выпущена серией в 269 единиц.
Попытка усилить вооружение легкого плавающего танка LVT(A)4 привела к разработке модификации боевой машины с башней от танка М24. В январе 1945 года был готов первый прототип, который отличался от предшественника и новой надстройкой корпуса. Улучшенный танк достаточно уверено показал себя на испытаниях, но из-за завершения Второй мировой войны в серийное производство так и не отправился.
В 1944-1945 годах некоторое количество десантных гусеничных машин применялось союзниками в Европе, в частности они использовались в Германии при форсировании реки Рейн в марте 1945 года. Организационно эти боевые машины были сведены в батальоны плавающих бронетранспортеров и танков. После завершения Второй мировой войны в США продолжилась работа по созданию новых плавающих гусеничных машин, предназначенных для подразделений Корпуса морской пехоты.
Наряду с этим на вооружении некоторых рот и батальонов плавающих транспортеров бронетанковых войск, а также в КМП США транспортеры LVT(4) и плавающие танки LVT/A(4) и LVT(5) продолжали оставаться в качестве ограниченно стандартных боевых машин. Они успели принять участие в боевых действиях в Корее, в частности во время высадки морского десанта в сентябре 1950 года. Помимо этого, они использовались при форсировании рек. Большое количество гусеничных плавающих транспортеров в дальнейшем было списано из американской армии и передано армиям союзных капиталистических государств, в том числе Франции и Великобритании.
Источники информации:
http://pro-tank.ru/bronetehnika-usa/plavaush-tanki/160-plav-lvt
http://all-tanks.ru/content/gusenichnaya-desantnaya-mashina-lvt
http://www.telenir.net/transport_i_aviacija/bronetankovaja_tehnika_armii_kapitalisticheskih_gosudarstv/p17.php
http://litresp.ru/chitat/ru/Н/nersesyan-mihail-grigorjevich/bronetankovaya-tehnika-armij-kapitalisticheskih-gosudarstv/17
Материалы из открытых источников
Информация