Палубный J-20: дальний перехватчик и «убийца морской ПВО». Новый сюрприз для американцев от «Chengdu»


Данная фотография J-20 на палубе авианосца «Ляонин» является чистой воды высококачественным компьютерным монтажом, но скоро он может стать настоящей реальностью. На точке подвески бокового внутреннего отсека вооружения можете видеть сверхманевренную ракету БВБ PL-10 с ИКГСН сверхвысокого разрешения, отклоняемым вектором тяги и дальностью свыше 20 км (на оригинальной фотографии вместо J-20 палубный многоцелевой истребитель J-15)


Ускоряющаяся милитаризация Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей флотам США, Японии и Вьетнама, а также резко обострившаяся глобальная военно-стратегическая обстановка во всём Индо-Азиатско-Тихоокеанском регионе подталкивает китайскую оборонку к незамедлительным действиям, дающим весомый асимметричный ответ на всестороннюю блокаду Поднебесной и её обоснованных региональных амбиций.


Проектирование малозаметного сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца средней дальности, а также стратегического ракетоносца, способных действовать как над морским, так и над сухопутным театром военных действий, являются наиболее приоритетными программами, ведущимися для равенства или господства НОАК не только у родных границ, но и в самых удалённых участках АТР. Ведь посеять страх в головах командования ВС США дозвуковыми реактивными бомбардировщиками H-6K в XXI веке уже практически невозможно, особенно учитывая то, что при среднем радиусе действия в 3500 км и дальности стратегических КР CJ-10A в 3000 км досягаемость не превысит 6500 км. Этого не хватит даже для нанесения ракетного удара по базе Тихоокеанского флота ВМС США на Гавайях или проведения аналогичной операции против объектов ВС США, развёрнутых в глуби территории Аляски. И это не беря в расчёт отлично отработанных действий истребительной авиации ВВС США, действующей в идентификационной зоне ПВО Североамериканского континента «NORAD», которая уничтожит китайские бомбардировщики и часть крылатых ракет ещё в середине Тихого океана.

Но не меньшая важность отводится обновлению палубной авиации, которая в скором будущем будет базироваться уже на двух авианосцах. Серьёзные работы ведутся по программе высокоманевренного палубного многоцелевого истребителя J-15S. Оснащённый перспективной бортовой РЛС с АФАР двухместный «палубник» обладает боевыми качествами, сравнимыми с индийским Су-30МКИ (кроме ОВТ и сверхманевренности): он способен осуществлять прорыв ПВО АУГ и выполнять функции самолёта ДРЛОиУ, а также противокорабельные операции. Но его большая ЭПР в пределах 12-15 м2 по прежнему не даёт возможности приближаться к американским АУГ незамеченным на расстояние, допускающее пуск ПКР, поскольку E-3D обнаруживают подобные цели за 400-450 км. Именно по этой причине китайской корпорации «Чэнду» было поручено начать программу по адаптации малозаметных тактических истребителей-бомбардировщиков J-20 к палубному базированию.

В конце августа в китайском интернете была опубликована фотография с краткой технической табличкой по программе палубной версии китайского многоцелевого истребителя 5-го поколения J-20. На приведенных эскизах машины в различных проекциях хорошо видны посадочный гак и складное крыло — главные атрибуты корабельного базирования. Также указываются основные тактико-технические характеристики, которые немного отличаются от версии «Чёрного орла» наземного базирования. Палубная машина получит на 10,2% больший размах крыла (14,2 м), на 0,7 м меньшую длину фюзеляжа (19,5 м), а также на 2500 кг большую сухую массу (19500 кг). Увеличению массы поспособствовало усиление силовых узлов и элементов конструкции, включая стойки шасси, механизмы его выпуска, более массивное крыло (за счёт дополнительной механизации на складном участке) и другие особенности. Увеличение размаха крыла позволит хоть немного увеличить его площадь, и, естественно, сохранить маневренные качества потяжелевшей машины в пределах нормы. Но для полного их сохранения важной деталью в цепочке доводки палубной версии станет установка более мощных и ТРДДФ WS-15 c суммарной тягой около 34 тонн. Данные двигатели пока ещё не доведены до пригодного к эксплуатации уровня, а их ресурс абсолютно не соответствует уровню 5-го поколения, поэтому ещё некоторое время придётся довольствоваться ТРДДФ WS-10G и крайне низкой для современных палубных машин тяговооружённостью в 0,7 — 0,75. Как уже часто сообщалось, J-20 не является высокоманевренным истребителем и не способен вести ближний бой с такими машинами, как F/A-18E/F «Super Hornet», зато отлично подойдёт для прорыва морской ПВО американских АУГ, имеющих в наличии «Иджис-корабли», а также для ведения дальнего воздушного боя.

Максимальная скорость J-20 колеблется в пределах от 1950 до 2200 км/ч на высотах около 11000 м и до 1400 км/ч на низких высотах. Оснащённая бортовой РЛС с АФАР и различными пассивными радиоэлектронными сенсорами, китайская машина способна вести перехват воздушных целей на дальностях свыше 100-150 км с применением УРВБ большой дальности PL-21 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (аналог РВВ-АЕ-ПД и MBDA «Meteor»). По качеству ведения боя за пределами визуальной видимости J-20 на порядок превзойдёт «Супер Хорнет» и должен соответствовать F-35B/C. Зато боевой радиус действия в 1500-1600 км на 50% превзойдёт американские палубные машины поколения «4++» и «5». Стоит заметить, что J-20 станет для американских палубных истребителей настоящей головной болью: его скорость выше, а ЭПР примерно соразмерна с F-35B. Одолеть эту машину вдогон американцам будет архисложно. Точку для американцев здесь поставило снятие с вооружения высокоскоростных 2,3-маховых палубных перехватчиков поколения «4+» F-14D «Super Tomcat».

Помимо охоты на палубные самолёты ДРЛОиУ «AWACS» «Advanced Hawkeye» и весьма опасные «всевидящие» противолодочные «Орионы», палубные «Чёрные орлы» ВМС КНР могут отлично выполнять противорадиолокационные задачи. Пользуясь большим радиусом действия и малой радиолокационной заметностью, тяжёлые J-20 с ударным «снаряжением» смогут максимально близко подкрадываться к американским АУГ или отдельным боевым кораблям на средних и малых высотах и осуществлять пуски модернизированных сверхзвуковых противорадиолокационных ракет типа PL-16 (скорость 2,7М, дальность более 80 км) и СМ-102 (скорость около 3,5М, а дальность до 150 км). Массированный удар этими ракетами способен прорвать ПРО американских кораблей, и разрыв даже одной БЧ над эсминцем УРО класса «Арлей Бёрк» способен осколками вывести из строя полотно многофункциональной РЛС AN/SPY-1D. После этого корабль может быть легко уничтожен даже несколькими дозвуковыми или сверхзвуковыми ПКР типов YJ-91 (аналог Х-31АД) и YJ-62A.

Хорошо известно, что «Иджис» обладает отличным потенциалом по перехвату баллистических целей, и применение баллистических ПКР DF-21D (CSS-5 Mod-4) абсолютно не гарантирует успеха в прорыве обороны, осуществляемой десятками перехватчиков RIM-161A/B, и здесь новый J-20 готов предоставить китайскому флоту собственную продвинутую резервную концепцию борьбы с американским флотом, использующую все слабости действующей системы «Иджис».

Источники информации:
http://bastion-opk.ru/pl-10-china/
http://nevskii-bastion.ru/pl-16-china/
http://nevskii-bastion.ru/pl-21-china/
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=161313#p161313
http://www.paralay.com/jxx.html
http://chinesemilitaryreview.blogspot.com/2013/07/chinese-j-20-fighter-jets-landing-on-cv.html
Автор:
Евгений Даманцев
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

35 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти