Палубный J-20: дальний перехватчик и «убийца морской ПВО». Новый сюрприз для американцев от «Chengdu»

Палубный J-20: дальний перехватчик и «убийца морской ПВО». Новый сюрприз для американцев от «Chengdu»

Данная фотография J-20 на палубе авианосца «Ляонин» является чистой воды высококачественным компьютерным монтажом, но скоро он может стать настоящей реальностью. На точке подвески бокового внутреннего отсека вооружения можете видеть сверхманевренную ракету БВБ PL-10 с ИКГСН сверхвысокого разрешения, отклоняемым вектором тяги и дальностью свыше 20 км (на оригинальной фотографии вместо J-20 палубный многоцелевой истребитель J-15)


Ускоряющаяся милитаризация Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей флотам США, Японии и Вьетнама, а также резко обострившаяся глобальная военно-стратегическая обстановка во всём Индо-Азиатско-Тихоокеанском регионе подталкивает китайскую оборонку к незамедлительным действиям, дающим весомый асимметричный ответ на всестороннюю блокаду Поднебесной и её обоснованных региональных амбиций.

Проектирование малозаметного сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца средней дальности, а также стратегического ракетоносца, способных действовать как над морским, так и над сухопутным театром военных действий, являются наиболее приоритетными программами, ведущимися для равенства или господства НОАК не только у родных границ, но и в самых удалённых участках АТР. Ведь посеять страх в головах командования ВС США дозвуковыми реактивными бомбардировщиками H-6K в XXI веке уже практически невозможно, особенно учитывая то, что при среднем радиусе действия в 3500 км и дальности стратегических КР CJ-10A в 3000 км досягаемость не превысит 6500 км. Этого не хватит даже для нанесения ракетного удара по базе Тихоокеанского флота ВМС США на Гавайях или проведения аналогичной операции против объектов ВС США, развёрнутых в глуби территории Аляски. И это не беря в расчёт отлично отработанных действий истребительной авиации ВВС США, действующей в идентификационной зоне ПВО Североамериканского континента «NORAD», которая уничтожит китайские бомбардировщики и часть крылатых ракет ещё в середине Тихого океана.


Но не меньшая важность отводится обновлению палубной авиации, которая в скором будущем будет базироваться уже на двух авианосцах. Серьёзные работы ведутся по программе высокоманевренного палубного многоцелевого истребителя J-15S. Оснащённый перспективной бортовой РЛС с АФАР двухместный «палубник» обладает боевыми качествами, сравнимыми с индийским Су-30МКИ (кроме ОВТ и сверхманевренности): он способен осуществлять прорыв ПВО АУГ и выполнять функции самолёта ДРЛОиУ, а также противокорабельные операции. Но его большая ЭПР в пределах 12-15 м2 по прежнему не даёт возможности приближаться к американским АУГ незамеченным на расстояние, допускающее пуск ПКР, поскольку E-3D обнаруживают подобные цели за 400-450 км. Именно по этой причине китайской корпорации «Чэнду» было поручено начать программу по адаптации малозаметных тактических истребителей-бомбардировщиков J-20 к палубному базированию.

В конце августа в китайском интернете была опубликована фотография с краткой технической табличкой по программе палубной версии китайского многоцелевого истребителя 5-го поколения J-20. На приведенных эскизах машины в различных проекциях хорошо видны посадочный гак и складное крыло — главные атрибуты корабельного базирования. Также указываются основные тактико-технические характеристики, которые немного отличаются от версии «Чёрного орла» наземного базирования. Палубная машина получит на 10,2% больший размах крыла (14,2 м), на 0,7 м меньшую длину фюзеляжа (19,5 м), а также на 2500 кг большую сухую массу (19500 кг). Увеличению массы поспособствовало усиление силовых узлов и элементов конструкции, включая стойки шасси, механизмы его выпуска, более массивное крыло (за счёт дополнительной механизации на складном участке) и другие особенности. Увеличение размаха крыла позволит хоть немного увеличить его площадь, и, естественно, сохранить маневренные качества потяжелевшей машины в пределах нормы. Но для полного их сохранения важной деталью в цепочке доводки палубной версии станет установка более мощных и ТРДДФ WS-15 c суммарной тягой около 34 тонн. Данные двигатели пока ещё не доведены до пригодного к эксплуатации уровня, а их ресурс абсолютно не соответствует уровню 5-го поколения, поэтому ещё некоторое время придётся довольствоваться ТРДДФ WS-10G и крайне низкой для современных палубных машин тяговооружённостью в 0,7 — 0,75. Как уже часто сообщалось, J-20 не является высокоманевренным истребителем и не способен вести ближний бой с такими машинами, как F/A-18E/F «Super Hornet», зато отлично подойдёт для прорыва морской ПВО американских АУГ, имеющих в наличии «Иджис-корабли», а также для ведения дальнего воздушного боя.

Максимальная скорость J-20 колеблется в пределах от 1950 до 2200 км/ч на высотах около 11000 м и до 1400 км/ч на низких высотах. Оснащённая бортовой РЛС с АФАР и различными пассивными радиоэлектронными сенсорами, китайская машина способна вести перехват воздушных целей на дальностях свыше 100-150 км с применением УРВБ большой дальности PL-21 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (аналог РВВ-АЕ-ПД и MBDA «Meteor»). По качеству ведения боя за пределами визуальной видимости J-20 на порядок превзойдёт «Супер Хорнет» и должен соответствовать F-35B/C. Зато боевой радиус действия в 1500-1600 км на 50% превзойдёт американские палубные машины поколения «4++» и «5». Стоит заметить, что J-20 станет для американских палубных истребителей настоящей головной болью: его скорость выше, а ЭПР примерно соразмерна с F-35B. Одолеть эту машину вдогон американцам будет архисложно. Точку для американцев здесь поставило снятие с вооружения высокоскоростных 2,3-маховых палубных перехватчиков поколения «4+» F-14D «Super Tomcat».

Помимо охоты на палубные самолёты ДРЛОиУ «AWACS» «Advanced Hawkeye» и весьма опасные «всевидящие» противолодочные «Орионы», палубные «Чёрные орлы» ВМС КНР могут отлично выполнять противорадиолокационные задачи. Пользуясь большим радиусом действия и малой радиолокационной заметностью, тяжёлые J-20 с ударным «снаряжением» смогут максимально близко подкрадываться к американским АУГ или отдельным боевым кораблям на средних и малых высотах и осуществлять пуски модернизированных сверхзвуковых противорадиолокационных ракет типа PL-16 (скорость 2,7М, дальность более 80 км) и СМ-102 (скорость около 3,5М, а дальность до 150 км). Массированный удар этими ракетами способен прорвать ПРО американских кораблей, и разрыв даже одной БЧ над эсминцем УРО класса «Арлей Бёрк» способен осколками вывести из строя полотно многофункциональной РЛС AN/SPY-1D. После этого корабль может быть легко уничтожен даже несколькими дозвуковыми или сверхзвуковыми ПКР типов YJ-91 (аналог Х-31АД) и YJ-62A.

Хорошо известно, что «Иджис» обладает отличным потенциалом по перехвату баллистических целей, и применение баллистических ПКР DF-21D (CSS-5 Mod-4) абсолютно не гарантирует успеха в прорыве обороны, осуществляемой десятками перехватчиков RIM-161A/B, и здесь новый J-20 готов предоставить китайскому флоту собственную продвинутую резервную концепцию борьбы с американским флотом, использующую все слабости действующей системы «Иджис».

Источники информации:
http://bastion-opk.ru/pl-10-china/
http://nevskii-bastion.ru/pl-16-china/
http://nevskii-bastion.ru/pl-21-china/
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=161313#p161313
http://www.paralay.com/jxx.html
http://chinesemilitaryreview.blogspot.com/2013/07/chinese-j-20-fighter-jets-landing-on-cv.html
Автор: Евгений Даманцев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 35
  1. avt 31 августа 2016 08:25
    Данная фотография J-20 на палубе авианосца «Ляонин» является чистой воды высококачественным компьютерным монтажом, но скоро он может стать настоящей реальностью.
    Собственно как и статья фэнтази по мотивам
    В конце августа в китайском интернете была опубликована фотография с краткой технической табличкой по программе палубной версии китайского многоцелевого истребителя 5-го поколения J-20.
    negative
    avt
    1. ССИ 31 августа 2016 09:00
      Но они же делают, хоть что-то.... В отличие от ОАК....
      1. avt 31 августа 2016 09:13
        Но они же делают, хоть что-то...
        Делают , но причём тут эта статья по мотивам фотошопа??USы так целый художественный фильм сняли ,,Стэлс" кажется, так там с авианосца искусственный интеллект вертикально даже взлетал.И что ? Обсудим? wassat
        avt
        1. Комментарий был удален.
        2. voyaka uh 31 августа 2016 11:52
          Вы это имеете в виду? wink
          Таких видео много. И на месте крутится , как вертолет.
          И хвостом вперед летит. Морпехи обкатывают, тренируются.
          И фоткают вовсю.
          Но это совсем не фотошоп, а взаправду... good
          1. Serhiodjan 31 августа 2016 16:22
            А как это? Можете рассказать? Я вот вообще никогда не понимал вертикальный взлет это байка или реально возможно?
            1. voyaka uh 31 августа 2016 16:44
              Совершенно реально.
              Поворотное на 90 градусов сопло придумало бюро
              Яковлева. Американцы купили лицению, добавили
              встроенный в корпус вентилятор, питаемый от основного
              реактивного движка. Управляет взлетом - полностью - комп.
              Взлет очень стабильный и устойчивый.
              Ограничения: 1) невозможно взлететь с бомбовой нарузкой,
              (только с ракетами) и с полными баками (дозаправляются в воздухе).
              2) Расход топлива при вертикальном взлете велик, 3) покрытие палубы
              должно включать термопоглощающий слой.
              Вот принципиальная схема:
  2. flyer8 31 августа 2016 09:12
    И правда, монтаж. Углы падения теней самолета и людей отличаются градусов на 30. Непростительная ошибка графического дизайнера.))
  3. uskrabut 31 августа 2016 09:23
    Главное, чтобы все эти китайские затеи не обернулись против России.
    1. BAI 31 августа 2016 11:01
      А в ближайшее время выяснится, что мы сами им авиационные двигатели и поставляем, как для "Сушек".
      BAI
  4. Monetniy 31 августа 2016 10:13
    Не стоит питать иллюзий и считать что Китай наш "добрый сосед", это такой же "сюрприз" для России как и для США
    1. karabas-barabas 2 сентября 2016 04:52
      При чём если в случае войны с США они потеряют свой хлеб, то бишь производство ширпотрёба от носков, до компов и холодильников, при чём не только у США, а всего западного мира и его партнёров, что будет скорее выстрелом в ногу, а в случае с РФ у них есть шанс отрезать Сибирь и ДВ, с богатейшими залежами полезных ископаемых, как рынок, или импортёр РФ для Китая на порядки менее интересна чем США и запад+партнёры. То есть если укрепление китайской армии если и направленно против США, то только чтоб те знали, что есть чем огрызаться, а вот в случае РФ это всё вполне тревожно.
  5. voyaka uh 31 августа 2016 10:17
    J-20 сделано пока 12-15 штук.
    Если он пойдет в крупные серии, у американцев
    будут серьезные проблемы.
    1. Пупырчатый 31 августа 2016 14:57
      Откуда? Особенно с учетом отсутствия надежных двигателей, пока только крайне теоретических характеристик и прочих мелочей, типа впихивания элементов F35 в конструкция 1.44. Даманцев в очередной раз пишет чушь, зато широко и от души. В прошлый раз его описание будущего ВВС Египта особенно доставило.
      1. voyaka uh 31 августа 2016 16:54
        А если даже малонадежных, с малым ресурсом?
        Это помешает провести массированную атаку на авианосцы?
        Стелс-покрытия китайцы освоят, форму скопировали с Ф-22, Т-50 и Ф-35.
        Разворачивать крупное производство они умеют хорошо.
        Атаковать АУГ-и с берега большим количеством ИБ 5-го поколения
        вполне реально.
        1. Пупырчатый 31 августа 2016 19:18
          АУГ - это не один авианосец, для начала. Это группа кораблей, авиационной техники, и прочего-прочего-прочего. К тому же АУГ выступает в паре с авиационной группой с ближайшей базы, как минимум, и у американцев в основном является средством усиления уже имеющихся сил.
          Кроме того как думаешь, насколько легко реально завалить авианосец?
    2. silver_roman 31 августа 2016 17:55
      Та хоть их 100 будет, американцы особо и не почувствуют, т.к. этой шутке до ЛА 5-ого поколения, как раком до Марса.
      То, что они создали планер, ничего не говорит о начинке. У нас планер уже летает 6 лет,а системы многие еще не доведены до ума.
      Так что я вообще бы китайцев даже рядом не упоминал с 5-ым поколением. Они даже не создали 4-ого поколения сами. Стыренный су-33 и на его основе J-15 не в счет.
    3. sandroart 11 ноября 2016 16:29
      А у нас?у нас будут проблемы?
  6. Persifal 31 августа 2016 18:01
    Современное ПВО слишком эффективно против авиации. Не думаю, что у Китайцев есть шанс прорваться к АУГ. Не хочется признавать но Америкосы не отстают в области ПВО/ПРО (что бы не говорили по телику) Достаточно 1го примера. Ракета SM-3. Гляньте на Вики. (кстати летает с 2001 года) Там дальность 700 км и по высоте около 300. Наша перспективная, не имеющая аналогов, еще не созданная С-500(её ракеты) только в перспективе и в теории будет обладать такими же характеристиками. И то ракеты ПВО и ПРО будут разными, т.к. объединить их функции мы так и не смогли. Остается надеяться, что наша система будет точнее ну и конечно дешевле. Но это все перспектива 2018-20 год. В лучшем случае. Нужно признать, что тут мы отстаем лет на 20 ((( Кстати хотел бы услышать мнения читателей по этому поводу.
    1. 11черный 31 августа 2016 19:48

      Цитата: Persifal
      Современное ПВО слишком эффективно против авиации. Не думаю, что у Китайцев есть шанс прорваться к АУГ. Не хочется признавать но Америкосы не отстают в области ПВО/ПРО (что бы не говорили по телику) Достаточно 1го примера. Ракета SM-3. Гляньте на Вики. (кстати летает с 2001 года) Там дальность 700 км и по высоте около 300. Наша перспективная, не имеющая аналогов, еще не созданная С-500(её ракеты) только в перспективе и в теории будет обладать такими же характеристиками. И то ракеты ПВО и ПРО будут разными, т.к. объединить их функции мы так и не смогли. Остается надеяться, что наша система будет точнее ну и конечно дешевле. Но это все перспектива 2018-20 год. В лучшем случае. Нужно признать, что тут мы отстаем лет на 20 ((( Кстати хотел бы услышать мнения читателей по этому поводу.

      Мнение читателя - ну и бредятину вы написали.
      Сравнивать заатмосферный перехватчик корабельного базирования с зенитной ракетой на колесной платформе уже смешно.
      1. Persifal 31 августа 2016 20:06
        Ну и бредятиной вы ответили. Ракета SM-3 базируется не только на кораблях (3 батареи по 8 ракет SM-3 Block IB / всего: 24 штуки / на военной базе Deveselu в Румынии). И да, ракета SM-3 тоже зенитная. И способна перехватывать цели как в атмосфере, так и за её пределами.
        1. Evgeniy Atlasov 31 августа 2016 21:43
          Сравнивать SM-3 с любой ракетой наших систем дальней ПВО действительно крайне некорректно. Этот перехватчик представляет собой, по сути, управляемую пулю с двигателем и ИК-ГСН, которая разгоняется до скорости в несколько махов. Тогда как наши ракеты представляют собой именно снаряд с боевой частью - то есть, взрывчаткой и осколочными элементами. Отсюда следует несколько важных выводов:
          1) SM-3 может надежно поразить цель только физически столкнувшись с ней. А если он пролетит хотя бы в паре метров мимо, то он никак не изменит ни ее траекторию ни, тем более, не повлияет на ее целостность. Тогда как обычная ракета при близком пролете просто взрывается и поражает цель осколками. А развернуться и снова попробовать зайти на цель, учитывая высокие скорости обоих, SM-3 просто не успеет.
          2) При помощи SM-3 возможен только заатмосферный перехват, так как только там, после его отделения от второй ступени ракеты, он достигает необходимой скорости. Ведь чем выше скорость, тем сильнее энергия удара - даже на максимальной скорости SM-3 при столкновении выделяемая энергия эквивалентна взрыву 31 кг. тротила - тогда как на ракетах к С-400 масса боевой части колеблется от 24 до 145 кг.
          3) Точное и надежное наведение на цель SM-3 возможно только при слаженной и бесперебойной связи между спутником, корабельной (или наземной) РЛС и ракетой. А в условиях постановки помех и других проявлений РЭБ противника эта связь может нарушаться - незначительно, но и ошибки в пару метров хватит (см. пункт первый). Наши ракеты также не застрахованы от такого, но все таки имеют более надежные системы полуактивного и активного самонаведения. Да и ошибки в пару метров не столь критичны для ракеты с центнером взрывчатки.
          И самое главное - для чего создавалась SM-3? Это исключительно элемент ПРО, так как его предназначение заключается в заатмосферном перехвате блоков МБР до их разделения. А С-400 (как и перспективная С-500) - более универсальная платформа, способная выполнять как функции ПРО, так и перехват различных аэродинамических целей - крылатых ракет, самолетов. А у американцев для этого существует ЗРК "Пэтриот", который по многим показателям проигрывает даже С-300, не говоря уже про С-400.
          Единственно, в чем соглашусь с вами - так это преимущество американцев в системах РЛС, причем как и в их расположении, так и в технологическом плане. Но российские системы РЭБ многими, даже западными экспертами, признаются более совершенными.
          1. Пофиг 1 сентября 2016 10:23
            SM3 Только для баллистических целей. Кстати на подходе уже очередная модификация IIA/B с дальностью/высотой 2500/1500 км.
            Для аэродинамических целей есть SM6, аналогичная 40Н6 от С-400.
            Комбинация SM3/SM6 под управлением Agies по боевым возможностям и есть то что разрабатывается под индексом С-500. Это по поводу некоторых заявлений, что Америка в ПВО отстала лет на 20
            Ну а Patriot PAC3 последние лет 15 это - объектовая ПВО/ПРО с радиусом действия и высотой 40км. (Ракета Erint весит всего 340 кг)
            1. Evgeniy Atlasov 1 сентября 2016 10:43
              Я и не писал по поводу отставания США в средствах ПВО, я писал про средства радиоэлектронной борьбы - вот там пока что приоритет у нас.
              А SM-6 хоть уже де-факто и частично развернута в войсках, но официально еще не принята на вооружение - как, в принципе, и С-500. Но она не вполне соответствует по ТТХ ракете 40Н6Е от С-400. Ее практическая дальность составляет 240 километров, максимальная высота перехвата - 33 километра. Аналогичные показатели у нашей 40Н6Е - до 400 километров вдаль и 185 километров в высоту. Обе ракеты могут использовать как полуактивное, так и активное самонаведение. Данные по скорости 40Н6Е не опубликованы, однако могу предположить, что SM-6 со своими 3,2 МАХами будет однозначно быстрее - за счет мощного разгонного блока. Из-за этого только часть ракет оснащается осколочными боевыми блоками Mk150, остальные используют кинетический перехват - физическое столкновение с целью. Какие это дает недостатки - я уже писал про SM-3.
              Иными словами, каждая из ракет имеет свои преимущества и недостатки, поэтому успешность их применения будет зависеть от ряда дополнительных нюансов,а не только от ТТХ
            2. Evgeniy Atlasov 1 сентября 2016 10:47
              Пардон, ошибка - осколочный блок SM-6 имеет индекс Mk125, а не Mk150
            3. Evgeniy Atlasov 1 сентября 2016 10:47
              Пардон, ошибка - осколочный блок SM-6 имеет индекс Mk125, а не Mk150
            4. Evgeniy Atlasov 1 сентября 2016 10:48
              Пардон, ошибка - осколочный блок SM-6 имеет индекс Mk125, а не Mk150
          2. Persifal 1 сентября 2016 19:44
            Спасибо за адекватный комментарий.
            По поводу возможностей ракеты SM-3 немного описано в этой статье. http://flot2017.com/file/show/none/12037 В конце написано: "SM-3 предназначены для уничтожения баллистических ракет, но способны поражать практически все средства воздушного нападения." Поэтому не уверен, что эта ракета только системы ПРО. Предполагаю, что она может перехватывать и аэродинамические цели. Хотя остается вопрос на какой высоте возможен перехват, т.к. при максимальной скорости в 9 махов, сомнительно, что головка наведения сможет работать в плотных слоях атмосферы...
    2. Evgeniy Atlasov 31 августа 2016 21:51
      Как раз у нас более-менее унифицирована ПРО-ПВО - в составе комплекса С-500. А у американцев идет разделение - для ПРО используется SM-3, а для ПВО - "Петриот". SM-3 НЕ СПОСОБЕН выполнять перехват атмосферных и аэродинамических целей
      1. Пофиг 1 сентября 2016 10:42
        У Амриканцев Нет разделения. Стратегическая ПВО/ПРО США По причине географии имеет морское базирование. В той-же причине ПВО/ПРО страны в России - наземная
        Система Аgies имеет 2 ракеты.
        Дальше смотри мой комент выше...
  7. yehat 1 сентября 2016 11:36
    Цитата: Evgeniy Atlasov
    я писал про средства радиоэлектронной борьбы - вот там пока что приоритет у нас.

    да черта с два у нас там паритет. американцы имеют превосходство в доступе к электронным компонентам
    и потому в этой области максимум, что мы может делать - иногда превосходить в инженерных решениях, но все-таки плестись в хвосте. Усугубляет это созданная система госзакупок и разработки нового. Зачастую это нифига не новое и сделанное на устаревшей элементной базе.
    1. karabas-barabas 2 сентября 2016 04:59
      Про превосходство каких нибудь танков, или ЛА можно ещё более-менее адекватно рассуждать. Но тема РЭБ, которую никто в реальных условиях не тестировал, не зная параметры объектов воздействия её, очень скользкая и на мой вкус очень многие слишком уж на неё надеются.
  8. Задумчивый 1 сентября 2016 17:11
    Ну если до этого китайский авианосец на дно не отправят. Единственный во всём флоте.
  9. Joker787 3 сентября 2016 18:00
    Я думаю, что когда у КНР действительно появится такое боеспособное соединение, оно сразу будет под колпаком у США. И как только оно будет оказываться в воздухе, АУГ будет сразу оповещена и готова к отражению атаки.
  10. jonht 11 октября 2016 03:52
    Статья так сказать "На опережение".
    По поводу разных систем ПВО/ПРО, как показывает опыт, имеет значение в большей степени не элементная база, а программный код программной реализации. А вот по этому показателю, успешный кинетический перехват баллистической цели в СССР был проведен еще 1961, но по результатам пришли к выводу для успешного перехвата необходимо 2 ракеты на одну, для гарантированного 3. При стоимости перехватчика на уровне стоимости самой баллистической ракеты..... нет смысла. Сейчас при сокращении и ограничении средств доставки возможность развернуть нужное количество перехватчиков может и появилось. вот только гарантированное уничтожение цели все также 2-3 ракеты. Да и нет гарантии уничтожить все цели при массированном применении. Так что система А-235 более практична, с точки зрения эффективности применения при массированном нападении.
  11. sa-ag 31 октября 2016 10:26
    Что-то мне подсказывает, что сюрпризом может стать появление автономной торпеды, прототип которой прошел на испытаниях 400 км...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня