Пехота асигару (окончание)

30
Но самым интересным в «Дзохё моноготари», пожалуй, является медицинский раздел, который наглядно доказывает, что в армии самураев раненых и больных лечили и ухаживали за ними, а отнюдь не бросали на произвол судьбы и не принуждали их делать харакири.


Асигару с конем самурая. Рисунок из «Дзохё моноготари».



«Если вы имеете проблемы с дыханием, то всегда имейте в сумке сушеные сливы. Это всегда помогает. Помните, что они осушат вам горло и сохранят жизнь. Сушеные сливы всегда помогут вам при болезнях дыхания». (Интересно, что об этом совете в «Дзохё моноготари» я прочитал еще в 1998 году и попробовал есть чернослив, когда болело горло или при простуде, и что вы думаете – помогло, причем лекарства практически не принимались! Потом там же я прочитал, что нужно жевать сушеные соцветия гвоздики и с 2000 года, сколько бы студенты на меня не чихали и не кашляли, болеть перестал. Оказывается, это мощный естественный антисептик!)


Два асигару-лучника. Кольца (катушки) служили для хранения запасной тетивы.

«Когда очень холодно, то войлочной или соломенной накидки может быть недостаточно. Тогда и утром зимой, и когда холодно летом ешьте по одной горошинке черного перца – это вас согреет, а еще для разнообразия можно пожевать сушеную сливу. Хороший способ натереться красным перцем от бедер и до кончиков пальцев ног – тогда вы не замерзнете. Можно натирать перцем и руки, но только после этого не трите ими глаза». (Я попробовал так сделать, но… забылся и сунул палец в глаз. Что было потом описывать смысла не имеет, но подействовал этот способ или нет, я не знаю – было не до того!).


Асигару в походе. Как видите, флажок клановой принадлежности украшает даже лошадь!

Очень интересен совет «Дзохё моноготари» относительно лечения змеиных укусов в походе: «Если вы в лесу или горах, и если вас укусит змея, то не впадайте в панику. Насыпьте на укушенное место порох и подожгите его, после чего симптомы укуса быстро исчезнут, но, если вы промедлите, это уже не поможет». Дальше идут советы, как лечить раны, полученные в сражении: «Нужно размешать конский навоз в воде и положить на рану, кровотечение прекратится, а рана вскоре затянется. Говорят, что если пить лошадиную кровь, то это тоже может помочь уменьшить кровотечение, а вот есть конский навоз нельзя, от этого будут только хуже.

Пехота асигару (окончание)

Доспех асигару хара-ате.

Если ваша рана болит, то помочитесь в медный шлем, и пусть моча остынет. Затем холодной мочой промойте рану, и боль вскоре утихнет. Если вы обожглись, помочитесь на обожженное место немедленно, и вскоре наступит облегчение! (Проверено – так и есть!) Если кровь имеет цвет хурмы, то это значит, что в ране есть яд. Если вас ранили в область глазного яблока, обмотайте голову полоской мягкой бумаги и полейте ее горячей водой».


Офицер и рядовой стрелок из аркебузы.

Как видите, некоторые советы довольно странные, но другие работают исправно и проверены на практике.

Пожалуй, самым кровавым описанием «Дзохё моноготари» является процесс извлечения наконечника стрелы, угодившей воину в глаз: «Раненый не должен вертеть головой, поэтому вам следует ее крепко привязать к дереву, и только лишь, когда голова будет привязана, можно приниматься за дело. Стрелу необходимо вытаскивать потихоньку, не обращая внимания ни на что, но глазная впадина при этом наполнится кровью, и крови может быть много».


Удаление стрелы из глаза было делом очень кровавым!

Ну, и наконец, отметим, что «Дзохё моноготари» позволяет нам точно узнать, как мог выглядеть пехотинец-асигару эпохи Адзути-Момояма (1573 – 1603). В походе должен был обязан идти и в шлеме, и в доспехах, чтобы вступить в бой при любой неожиданности.

После оружия главной его заботой был рисовый паек из сваренного и просушенного риса, который закладывали в мешок в форме длинного рукава, и перевязывали так, чтобы каждое отделение в виде шарика содержало суточную норму риса. Мешок назывался хэй-рё-букуро и перекидывался наискось через плечо, и завязывался сзади на спине. Фляжка для воды называлась такэ-дзуцу. Ее делали из пустотелого колена бамбука.

Также асигару несли на себе и разные инструменты, и рабочий инвентарь: ножи, пилы, серпы, топоры, обязательно моток веревки – тэнава около 3 м длиной и с крюками на концах, чтобы с ее помощью лезть на стены. Обязательно следовало иметь соломенную подстилку-годзу и мешок катэ-букуру для снаряжения, включая запасные плетеные сандалии – варадзи. Мешочек ути-гаэ использовался для съестных припасов. Там хранили соевый творог, сыр и сушеные водоросли, еще стручки красного перца и зернышки черного. Коробочка с лекарствами называлась инро, а полоса хлопковой ткани – нагатэнугуи, и ее использовали в качестве полотенца. Пояс ува-оби полагалось снимать во время еды и на отдыхе и, свернув, укладывать на циновку годза. Палочки для еды – хаси хранились в специальном пенале ядатэ. А вот есть ими следовало из деревянной лакированной чашки ван.


Один асигару указывает другому как правильно надевать доспех хара-ате.

Как самураи, так и асигару следовало иметь кошелек кинтяку и огниво в мешочке хиутибукуро. Принадлежности для еды укладывали в коробку месигори. То есть все, абсолютно все было у японских солдат разложено по пеналам, коробочкам и мешочкам. Что до одежды, то асигару носили верхнее кимоно хаори или авасэ, а под ним – хитоэ. При этом на рукавах хаори было принято нашивать знаки аидзируси, служившие для опознавания.

Однако не следует забывать, что в то время, когда это произведение было написано, требования к асигару были совсем другие, чем, например, в эпоху «Воюющих провинций». Тогда и их вооружение, и доспехи могли представлять собой самую пеструю смесь, какую вы только можете себе представить! Например, в одном из исторических документов 1468 года описывается очень странная толпа из 300 человек, которая двигалась у святилища Удзи Дзинмэйгу. Каждый нес в руках копье, но у некоторых на голове блестели даже позолоченные шлемы, тогда как у других были обычные бамбуковые шляпы. На некоторых были только грязные хлопчатобумажные кимоно, под подолом которых сверкали голые волосатые икры. Незадолго до этого прошел слух, что в святилище Удзи с неба спустился бог, и этот странный оборванный отряд явно пришел сюда для того, чтобы помолиться в святилище об удаче.


Еще один рисунок с надеванием хара-ате.

То есть тогда у военачальников, использовавших асигару, даже и в мыслях не было, что их следует как-то приодеть и вооружить одинаковым оружием. Все это пришло позже! А сначала асигару были полностью лишены самурайских представлений о гордости и чести, и они легко переходили на сторону врага, не гнушались грабежом, поджигали и храмы, и дома аристократов, так что для тех, кто использовал асигару, это было довольно опасное оружие, так как их нужно было все время держать в руках. Но так как они позволяли сохранить жизни самураям, полководцы мирились с тем, что под их знаменами, кроме благородных воинов, дерется множество безземельных крестьян, подозрительные бродяги, беглые храмовые служки, а то и просто аутло*, спасавшиеся от закона. Впрочем, именно поэтому их и посылали в самые опасные места.

Сначала асигару нанимались за плату, но затем между ними и главами военных родов возникли прочные узы, так что теперь они мало отличались от самураев. Асигару воевали у даймё в качестве солдат регулярной армии, и стали получать от них и одинаковое оружие, и доспехи. Так что именно «Эпоха воюющих провинций» заложила в Японии основу для появления первых солдат новой регулярной армии, которыми здесь стали совсем не самураи (хотя и бедные самураи тоже шли в асигару!), а именно пехота асигару.

*Человек вне закона – англ.яз.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    31 августа 2016 06:49
    Дельные советы! Нужно попробовать на себе и близких (конечно без стрел wink )
    1. Riv
      +3
      31 августа 2016 07:45
      Да уж... Натереться перцем, потом насыпать пороху на задницу и поджечь. "Ощути себя настоящим асигару!"
      Но что делать, если змея укусила воина в пах?
      1. +3
        31 августа 2016 18:54
        То же самое, что и удалении стрелы из глаза: Раненый не должен вертеть головой, поэтому вам следует ее крепко привязать к дереву, и только лишь, когда голова будет привязана, можно приниматься за дело.

        Только в случае укуса в пах придётся привязывать к дереву другое место. laughing
    2. +1
      31 августа 2016 16:28
      всё это чепуха выдуманная ,лучше бы писали настоящую историю например ,как японцы устроили геноцид айнам -коренным жителям этих островов.
      1. +7
        31 августа 2016 17:32
        Вы знаете как? Напишите!
        1. 0
          31 августа 2016 18:16
          кто из нас тут историк?
          1. +3
            31 августа 2016 19:29
            Тогда не пишите, что все это чепуха. Это может писать (имеет право!) только историк, который в этом разбирается!
            1. 0
              31 августа 2016 20:09
              ну а как ещё расценить эти ваши/японские рецепты по самолечению мочёй,а г... нельзя.Вы что считаете ,что это должно быть интересным? Количество интересующихся зашкаливает.
              А что касается айнов ,то например имеется такой факт ,что Берингов пролив ещё в начале 18в назывался Анинским,что можно прочитать ,как Айнский т.е. айны ещё совсем недавно имели и развитую культуру и возможности мореплавания и распространялось их влияние на весь этот регион. и скорей всего именно айны -это эндемики. Тогда кто такие японцы и откуда они взялись-неясно. Вот это интересно узнать ,а насчёт мочи -это чушь.
              1. 0
                12 января 2018 15:10
                как статью читали?там написана какая книга,и откуда взято.писал самурай учасник войн,внук военначяльника. через 50 лет.читайте внимательней.
    3. 0
      31 августа 2016 23:09
      Дельные советы! Нужно попробовать на себе и близких
      Даже не думайте!!!
      Я на таких насмотрелся, и намучился с ними.
      1. 0
        31 августа 2016 23:14
        В те времена не было выбора, у нас выбор есть.
        Поэтому экспериментировать не рекомендую - опасно для жизни.
  2. +2
    31 августа 2016 06:50
    Прочитал с большим интересом, узнал много нового, благодарю...
  3. +1
    31 августа 2016 09:13
    Спасибо. Было очень интересно читать.
  4. +1
    31 августа 2016 11:42
    Замечательно! А если ещё глубже в японскую историю?
    1. 0
      31 августа 2016 17:32
      Хотите? Вам нужно только пожелать!
      1. 0
        1 сентября 2016 17:06
        Могу посоветовать Джеймса Клавелла "Сегун" и "Гайдзин". Это про Японию, интересно и легко читаются. Японский менталитет, их взгляд на жизнь, культ самурая и т.д.. Будите довольны, если любите приключения. hi
        Есть в электронном виде.
  5. +1
    31 августа 2016 18:50
    Японцы вроде сыр не ели, считалось испорченным молоком. имхо
    Лечить раны навозом, как то сомнение вызывает. Тут скорее всего будет заражение.
    Интересный факт, японская пехота использовала фитильные замки до середины 19 в.!
    Затем сразу перешли на винтовки с унитарным патроном.
    1. +2
      31 августа 2016 19:35
      Что написано, то я и перевел. Стивен Тёрнбулл с японского, а я у него с английского. У того жена японка, так что тут без вопросов. К тому же японский легкий язык - если четко разбирается иероглиф, то перевести "навоз" не проблема. В "Тихом Доне" рану Гришке Мелехову замазывают землей смешанной с паутиной. А в земле... тот же грамицидин! А в конском навозе много селитры, недаром им удобряют! Так что может быть все было как раз нормально. Мацудайра-то ведь сам воевал и был образованным человеком. Вряд ли стал бы писать то, за что его бы все высмеяли. У японцев это хуже смерти. Если японец хочет испытать чувство стыда, то говорит - "посмейтесь надо мной!". Это "потеря лица", это ужасно... Про сыр... черт знает, откуда он в тексте взялся. Надо уточнить...
      1. 0
        31 августа 2016 20:21
        Впервые узнаю, чтобы навозом лечили раны, там бактерий хватает. Может писал какой нибуть публицист, не особо вникая в суть. Так можно предположить использования мази из пережеванной лечебной травы, на вид-да как навоз.
        Про сыр только "слышал звон" и запомнилось. Сыры с плесенью и червями и по нашим меркам испорченное молоко.)
        1. +1
          31 августа 2016 21:16
          Вы знаете на Руси тоже лечили навозом, найдите в поисковике. Лечение ожогов с помощью мочи тоже известно давно.
      2. 0
        1 сентября 2016 11:39
        Свежий слоновий навоз (до 15мин) у индийцев - деликатес - там много полезных бактерий, необходимых для пищеварения.
        Конский навоз считается лучшим удобрением как раз потому, что там мало аммиака (-селитры), в отличие от свиного. И мало гнилостных-брожжевых бактерий, чем у коровьего, почти одна недоваренная травка - вот видимо эта "травка" и помогает залечивать раны.
        Ну а вообще - японцы, айны и пр. - русские, точнее арийские племена, разошедшиеся по Евразии с севера Пермского края.
        Самурай= СамУмирай; Бусидо - русский тост: БУдем ЖИть ДОлго! (аналогично сирийские мамелюки - Мамай Велик!, французское Бистро, Батыр=Богатырь...) - туземцы всегда коверкали и сокращали длинные русские слова, когда мы им приносили цивилизацию (Александр=Искандер?!)...
        Ладно, когда-нибудь напишу книгу: Как это было...
        Современное преподнесение истории - Матрица, 95% вранья...
      3. 0
        12 января 2018 15:13
        Цитата: kalibr
        Что написано, то я и перевел. Стивен Тёрнбулл с японского, а я у него с английского. У того жена японка, так что тут без вопросов. К тому же японский легкий язык - если четко разбирается иероглиф, то перевести "навоз" не проблема. В "Тихом Доне" рану Гришке Мелехову замазывают землей смешанной с паутиной. А в земле... тот же грамицидин! А в конском навозе много селитры, недаром им удобряют! Так что может быть все было как раз нормально. Мацудайра-то ведь сам воевал и был образованным человеком. Вряд ли стал бы писать то, за что его бы все высмеяли. У японцев это хуже смерти. Если японец хочет испытать чувство стыда, то говорит - "посмейтесь надо мной!". Это "потеря лица", это ужасно... Про сыр... черт знает, откуда он в тексте взялся. Надо уточнить...

        Сыр-соевый.написано
  6. +3
    31 августа 2016 20:52
    Розмысел,
    Насчет мочи написано в Дзохё Моноготари. Помочиться на обожженный палец и полегчает - это я сам проверял и... действовало. Тоже и жевание соцветий гвоздики... попробуйте! У меня работа со студентами, а у тех сопли, кашель, чих и все на меня. Но... жуешь гвоздику и ничего. С 2000 года этот способ применяю и болею так редко (этим), что можно сказать и не болею вовсе. Так что все это не такая уж и чушь. Впрочем, если Вы "безопасник" (есть такая категория людей), то не пробуйте, а вдруг отравитесь или язык будет жечь с непривычки. Но тогда и не пишите, что чушь то, чего Вы не знаете. Крайние мнения без сугубых доказательств звучат...несолидно. Что касается айнов, то... да, японцы у них многое заимствовали и они аборигены японских островов. Про айнов много в книге Спеваковского - наберите в гугле, там должно быть. У меня тоже что-то про них было. Если интересно, то материал можно сделать и про них...
  7. 0
    31 августа 2016 20:57
    Всё -таки задам вопрос про шнуры , которыми крепились металлические пластины.Они были шёлковые и тканевые. Они чем-то пропитывались для прочности? Особое плетение?Тканевые -это из чего?
    1. +1
      1 сентября 2016 08:42
      Шнуры были двух видов: из кожи и шелка. Ничем не не пропитывались.
  8. +1
    1 сентября 2016 13:13
    Цитата: Aviagr
    Ладно, когда-нибудь напишу книгу: Как это было...
    Современное преподнесение истории - Матрица, 95% вранья..

    А откуда Вы знаете как было, чтобы написать книгу? Это будет фантастика или историческое исследование в стиле а ля Задорнов - "Поиграем в слова". Но Вы знаете, как самурай по-японски? Вообще знаете древние языки и все такое? У Вас есть публикации в системе Скопус ,Ринц, у Вас высокий индекс Хирш? Если нет, то даже и не связывайтесь с писаниями - пойдут в стол! Хотя... за свой счет... почему бы и нет?
    1. 0
      1 сентября 2016 17:45
      Потому что я - Хранитель Велесовой Книги. А Правде "херши" не нужны.
      1. +1
        2 сентября 2016 23:00
        Если Вы серьезно насчет хранителя Велесовой книги....то далеко не отходите.))) Я за санитарами сгоняю...)))
        1. 0
          3 сентября 2016 14:36
          Прям по Гоголю: Зачем кому-то искать санитаров, если они у него всегда за спиной!.
          Вечера на хуторе близ Диваноидки.
  9. 0
    3 сентября 2016 13:27
    Цикл про асигару - интересный. Полезно дополняет
    всякие бестселлеры, как "Цигун" и др.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»