Рыцарский… сундук!

До сих пор мы рассматривали средневековую рыцарскую культуру исключительно через тему доспехов и оружия, историю битв и… замки. Впрочем, вполне обосновано. Человек в то время думал об оружии постоянно, ибо в нем была его жизнь, конь для него был важнейшим средством передвижения, как для нас сегодня автомобиль, ну а замок – замок - это был его дом. Но… а как же мебель? Какой мебелью пользовались все те же рыцари? На чем они ели, спали, где держали свой рыцарский инвентарь? Давайте со всем этим познакомимся, а заодно и совершим небольшую экскурсию в один из музеев одного старого русского города. Но, прежде чем мы туда отправимся, есть смысл немного познакомиться с тем, а что придумали в отношении мебели люди дорыцарских времен, ну, скажем, все те же самые египтяне, греки и римляне? Есть что-нибудь такое, что прошло через время, или нет?


В одном из кипрских музеев старинный сундук переделали в экспозиционную витрину!


Скажем сразу, что не очень-то тут нам и повезло. Находок, подобных ложу из музея в Анапе – древней Горгиппии (см. «Луки и стрелы древней Горгиппии» - https://topwar.ru/99022-luki-i-strely-drevney-gorgippii.html), не так уж и много. Но не единичные, дошедшие до нас предметы, а прежде всего, их живописные изображения, а также античные тексты свидетельствуют о том, что уже в древности люди пользовались всеми основными видами мебели, включая стулья, столы и сундуки, которые в средние века лишь несколько изменились соответственно моде и традициям. Умели в древности и богато украшать мебель. Покрывать ее и пышным декором, инкрустировать ценными породами дерева, металлом, смальтой и даже драгоценными камнями. Вновь до такого высокого уровня технологии люди дошли только лишь в XVIII веке. Хотя, с другой стороны, люди придумали уже в то время много практичных и рациональных вещей.


В Саратове находится художественный музей им. А.Н. Радищева, и вот в нем просто на удивление много западноевропейской мебели эпохи Ренессанса. Там можно увидеть ну просто изумительные по красоте сундуки и шкафы. Повезло, можно сказать, саратовцам!

Например, в Древнем Египте и Месопотамии знали скамейки и табуреты-треножники, стулья со спинкой и кресла с подлокотниками, различные виды столиков с одной-четырьмя ножками, а также умели делать и раскладные столы, а также красивые игральные столики. Были известны кровати-ложа (реже), совершенно роскошного вида кушетки, ну и, конечно, сундуки, а кроме них, еще и большие шкафы, и маленькие шкафчики. В античном Риме научились делать мебель из металла. Например, это были круглые столы на звериных лапах, а еще бронзовые стулья, и даже раскладные стулья с небольшими столами. Греко-римское искусство очень повлияло на сознание вторгшихся в Европу варваров, указав на образец, к которому им, дикарям, следовало стремиться, однако достичь уровня прошлого им удалось далеко не сразу.

Рыцарский… сундук!

Поднимаясь по главной лестнице, вы слева и справа внизу оставляете два совершенно дивных по качеству резьбы шкафа…

Дело в том, что мебель несла на себе отпечаток… жизни того времени. Например, мебель старались делать полегче, так как тот же король не жил у себя во дворце постоянно, а перемещался по стране из одного королевского замка в другой, и вместе с ним путешествовала и его мебель – сундуки, раскладные стулья и столы. То есть создатели мебели стремились делать все эти предметы «подвижными», чтобы с ними было бы легче обращаться. И вот тут надо отметить, что особое значение в это время стали представлять сундуки, в которых хранились и деньги, и посуда, и одежда. Сундук стал объектом приложения творческих сил своего создателя, поскольку был всегда на виду, и к тому же еще и существовал в нескольких различных формах — продолговатый сундук с карнизом, сундуки с резными фронтонами или сундуки, сделанные в форме саркофага. Простую и часто весьма грубую по форме мебель раннего средневековья на севере делали из еловой древесины, а на юге ее делали из дуба. Инструменты мебельщиков были самые простые: топор, пила и, скорее всего, что-то, напоминающее рубанок. Интересно, что в дальних альпийских поселениях образцы средневековой мебели встречались еще в XIX веке. Но при всей ее примитивности декор такой мебели был очень богатым.


А вот и один из них… Стоит слева. И почему в таком неудобном для обозрения месте?


А это второй… Стоит справа.

Искусство резчиков в данном случае - богатая нордическая фантазия, создающая переплетения узоров и зверей, так что рассматривать эти узоры можно очень долго и всякий раз видеть в них что-то новое. В Центральной и Южной Европе мебельщикам на помощь пришли достижения античной техники, которые сохранились, прежде всего, в монастырях (например, старинный токарный станок в монастыре Сант-Галлен). Имея такие механизмы, мастера спинки стульев, кресел и скамеек украшали точеными шишечками. Ну а передние стенки ящикоподобных сундуков украшали и ряды глухих полукруглых аркад, и розетки, и гирлянды из листьев. Что же касается металлических накладок, то они больше не использовались только ради скрепления дощатой конструкции сундука, а могли образовывать на его крышке красивые декоративные узоры.


Шкаф 1647 года. Резная сценка изображает «Суд Соломона». Материал – дуб. Германия.


Ну, а увидеть остатки всего того, что уцелело от разоренной обстановки замков и монастырей, сегодня можно в музеях… Впрочем, об одном из таких музеев речь пойдет непосредственно в подписях под фотографиями. А мы продолжим рассказ теперь уже о сундуках готического стиля. Тут следует сказать, прежде всего, о том, что в начале XII века в феодальном обществе сформировалось сознание рыцарского достоинства, общепризнанные моральные принципы и вместе с ними более высокие жизненные стандарты. Богатели рыцари, но богатели и купцы, снабжавшие их более дорогими товарами, а это в свою очередь отразилось и на ремесленных цехах. Многие отрасли ремесла были очень строго отделены друг от друга, и столь же строго установлены стандарты качества. Например, раньше был всего лишь один цех плотников. А теперь из него вышли такие цеховщики, как столешники, сундучники и шкапники, которые могли делать уже значительно более тонкую мебель. В начале XIV в. в Аугсбурге была изобретена лесопильная мельница, так что теперь доски для мебели можно было пилить, а не вытесывать каждую из них топором! Более того, уже в начале XVI в. в Регенсбурге научились нарезать тонкие фанерки из разноцветного дерева, которые нужны были для инкрустаций (интарсий); теперь ими можно было выкладывать массивные стенки сундуков и другой мебели.


Поставец XVIII в. с грифонами. Италия, Венеция.

Ну, а сам сундук в то время представлял собой драгоценность и являлся еще и символом растущего благосостояния молодой буржуазии. В XIV веке его переднюю стенку стали покрывать геральдические звериные рельефы, позаимствованные в рыцарской культуре, а под конец, в позднее средневековье, использовались изящные фронтоны, розетки, крестоцветы и объемные резные человеческие фигуры. Орнамент зависел от породы дерева: из хвойных пород в Южной Германии, Тироле и Австрии вырезали завитки листьев; а вот в Скандинавии, в Северной Италии, Англии и Испании использовали дерево твердых пород, и там мебель украшалась перекрещивающимся плетеным орнаментом, а в районе Рейна и во Франции – гирляндами из цветов и плодов.


Резьба по дереву была очень популярна в Европе и все Средневековье, и в Новое время… Резной алтарь 1636 года. Италия.

Средневековый сундук был очень красив, но не рационален – занимал много места, а больше определенного размера быть не мог. Поэтому, как только знать стала жить «оседло» и переезжать из замка в замок перестала, как тут же появился новый предмет внутреннего убранства: два поставленных друг на друга сундука превратились в декорированный шкаф. Во Фландрии стали выделывать шкафы «на шипах», предшественники буфета. Это был сундукообразный ларь, поставленный на высокие подножки (шипы) и снабженный спереди дверками. Внизу их соединяла плоскость, служившая для всякой металлической утвари, которую на нее можно было поставить красоты ради.

Фантазия мастеров понемногу расходилась: например, в Нидерландах и во Франции появились стулья, похожие на троны с высокой спинкой и… сиденьем-ларем. Ну а сам сундук, покинув рыцарские замки, занял место парадной вещи. Старейший способ его оформления сводился к разбивке его передней панели на рамки и филенки (и вот, что интересно: в Сиене их число было нечетным, а вот во Флоренции всегда четным!). Человеческие фигуры стали расставлять по углам сундука в качестве кариатид, или во множестве «населяли» ими кессоны и медальоны на панелях сундука, используя для этого исторические и мифологические сюжеты. В Лукке и Сиене вошла в моду позолоченная лепнина, а вот в Верхней Италии — в Кремоне и Милане применяли интарсии по мотивам картин Брунеллески и Учелло с пейзажами и архитектурными видами с характерным подчеркиванием перспективы – что в то время было, видимо, просто модным. С Востока в начале эпохи Ренессанса пришла мода на так называемую чертозианскую мозаику, выполнявшуюся из черного дерева и пластинок слоновой кости.


Сундук-ларь XVII–XVIII вв. Италия.

Во второй половине XV века сундук продолжал совершенствоваться. Подножие сундука стали делать сильно профилированным, а резьба на нем все более выпуклой. В итоге обычный рыцарский сундук стал ярким произведением искусства. Ну а весь его декор: резьба, инкрустация или живопись остались на передней стороне. Характерно, что в «период расцвета сундука» (1470—1510) его украшением занимались такие корифеи искусства, как Ботичелли, Поллайоло и Пьетро ди Козимо. Появились «свадебные сундуки» (кассоне), украшенные профильными портретами брачующихся, смотрящих друг на друга, тогда как в центральной части сундука изображался их новый герб. В середине XVI века в Риме под влиянием интереса ко всему античному появились первые сундуки в форме саркофагов, на львиных лапах, украшенные мифологическими мотивами. Появилась и родственная сундуку «касса-панка», или скамья-сундук с задней и боковыми стенками.


Вот он – свадебный сундук. Италия, XVI в. Ореховое дерево.

Но вот уже к концу XVII в. сундук становится исключительно предметом крестьянского быта, а люди, принадлежавшие к высшим слоям общества, от них отказались, как бы красивы они ни были! Место сундука занял комод, и лишь фамильные драгоценности еще можно было прятать в изящном инкрустированном сундучке-ларчике! Впрочем, в Англии прекрасные сундуки, покрытые черным лаком с бронзовым декором и цветными интарсиями, выделывали даже в конце XVIII в. но это было, скорее всего, следствием британской вычурности, чем сколько-нибудь значимой социальной тенденцией.


Шкаф-бюро, Голландия, XVII в.
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти