Рыцарский… сундук!

35 935 20
До сих пор мы рассматривали средневековую рыцарскую культуру исключительно через тему доспехов и оружия, историю битв и… замки. Впрочем, вполне обосновано. Человек в то время думал об оружии постоянно, ибо в нем была его жизнь, конь для него был важнейшим средством передвижения, как для нас сегодня автомобиль, ну а замок – замок - это был его дом. Но… а как же мебель? Какой мебелью пользовались все те же рыцари? На чем они ели, спали, где держали свой рыцарский инвентарь? Давайте со всем этим познакомимся, а заодно и совершим небольшую экскурсию в один из музеев одного старого русского города. Но, прежде чем мы туда отправимся, есть смысл немного познакомиться с тем, а что придумали в отношении мебели люди дорыцарских времен, ну, скажем, все те же самые египтяне, греки и римляне? Есть что-нибудь такое, что прошло через время, или нет?


В одном из кипрских музеев старинный сундук переделали в экспозиционную витрину!



Скажем сразу, что не очень-то тут нам и повезло. Находок, подобных ложу из музея в Анапе – древней Горгиппии (см. «Луки и стрелы древней Горгиппии» - https://topwar.ru/99022-luki-i-strely-drevney-gorgippii.html), не так уж и много. Но не единичные, дошедшие до нас предметы, а прежде всего, их живописные изображения, а также античные тексты свидетельствуют о том, что уже в древности люди пользовались всеми основными видами мебели, включая стулья, столы и сундуки, которые в средние века лишь несколько изменились соответственно моде и традициям. Умели в древности и богато украшать мебель. Покрывать ее и пышным декором, инкрустировать ценными породами дерева, металлом, смальтой и даже драгоценными камнями. Вновь до такого высокого уровня технологии люди дошли только лишь в XVIII веке. Хотя, с другой стороны, люди придумали уже в то время много практичных и рациональных вещей.


В Саратове находится художественный музей им. А.Н. Радищева, и вот в нем просто на удивление много западноевропейской мебели эпохи Ренессанса. Там можно увидеть ну просто изумительные по красоте сундуки и шкафы. Повезло, можно сказать, саратовцам!

Например, в Древнем Египте и Месопотамии знали скамейки и табуреты-треножники, стулья со спинкой и кресла с подлокотниками, различные виды столиков с одной-четырьмя ножками, а также умели делать и раскладные столы, а также красивые игральные столики. Были известны кровати-ложа (реже), совершенно роскошного вида кушетки, ну и, конечно, сундуки, а кроме них, еще и большие шкафы, и маленькие шкафчики. В античном Риме научились делать мебель из металла. Например, это были круглые столы на звериных лапах, а еще бронзовые стулья, и даже раскладные стулья с небольшими столами. Греко-римское искусство очень повлияло на сознание вторгшихся в Европу варваров, указав на образец, к которому им, дикарям, следовало стремиться, однако достичь уровня прошлого им удалось далеко не сразу.

Рыцарский… сундук!

Поднимаясь по главной лестнице, вы слева и справа внизу оставляете два совершенно дивных по качеству резьбы шкафа…

Дело в том, что мебель несла на себе отпечаток… жизни того времени. Например, мебель старались делать полегче, так как тот же король не жил у себя во дворце постоянно, а перемещался по стране из одного королевского замка в другой, и вместе с ним путешествовала и его мебель – сундуки, раскладные стулья и столы. То есть создатели мебели стремились делать все эти предметы «подвижными», чтобы с ними было бы легче обращаться. И вот тут надо отметить, что особое значение в это время стали представлять сундуки, в которых хранились и деньги, и посуда, и одежда. Сундук стал объектом приложения творческих сил своего создателя, поскольку был всегда на виду, и к тому же еще и существовал в нескольких различных формах — продолговатый сундук с карнизом, сундуки с резными фронтонами или сундуки, сделанные в форме саркофага. Простую и часто весьма грубую по форме мебель раннего средневековья на севере делали из еловой древесины, а на юге ее делали из дуба. Инструменты мебельщиков были самые простые: топор, пила и, скорее всего, что-то, напоминающее рубанок. Интересно, что в дальних альпийских поселениях образцы средневековой мебели встречались еще в XIX веке. Но при всей ее примитивности декор такой мебели был очень богатым.


А вот и один из них… Стоит слева. И почему в таком неудобном для обозрения месте?


А это второй… Стоит справа.

Искусство резчиков в данном случае - богатая нордическая фантазия, создающая переплетения узоров и зверей, так что рассматривать эти узоры можно очень долго и всякий раз видеть в них что-то новое. В Центральной и Южной Европе мебельщикам на помощь пришли достижения античной техники, которые сохранились, прежде всего, в монастырях (например, старинный токарный станок в монастыре Сант-Галлен). Имея такие механизмы, мастера спинки стульев, кресел и скамеек украшали точеными шишечками. Ну а передние стенки ящикоподобных сундуков украшали и ряды глухих полукруглых аркад, и розетки, и гирлянды из листьев. Что же касается металлических накладок, то они больше не использовались только ради скрепления дощатой конструкции сундука, а могли образовывать на его крышке красивые декоративные узоры.


Шкаф 1647 года. Резная сценка изображает «Суд Соломона». Материал – дуб. Германия.

Ну, а увидеть остатки всего того, что уцелело от разоренной обстановки замков и монастырей, сегодня можно в музеях… Впрочем, об одном из таких музеев речь пойдет непосредственно в подписях под фотографиями. А мы продолжим рассказ теперь уже о сундуках готического стиля. Тут следует сказать, прежде всего, о том, что в начале XII века в феодальном обществе сформировалось сознание рыцарского достоинства, общепризнанные моральные принципы и вместе с ними более высокие жизненные стандарты. Богатели рыцари, но богатели и купцы, снабжавшие их более дорогими товарами, а это в свою очередь отразилось и на ремесленных цехах. Многие отрасли ремесла были очень строго отделены друг от друга, и столь же строго установлены стандарты качества. Например, раньше был всего лишь один цех плотников. А теперь из него вышли такие цеховщики, как столешники, сундучники и шкапники, которые могли делать уже значительно более тонкую мебель. В начале XIV в. в Аугсбурге была изобретена лесопильная мельница, так что теперь доски для мебели можно было пилить, а не вытесывать каждую из них топором! Более того, уже в начале XVI в. в Регенсбурге научились нарезать тонкие фанерки из разноцветного дерева, которые нужны были для инкрустаций (интарсий); теперь ими можно было выкладывать массивные стенки сундуков и другой мебели.


Поставец XVIII в. с грифонами. Италия, Венеция.

Ну, а сам сундук в то время представлял собой драгоценность и являлся еще и символом растущего благосостояния молодой буржуазии. В XIV веке его переднюю стенку стали покрывать геральдические звериные рельефы, позаимствованные в рыцарской культуре, а под конец, в позднее средневековье, использовались изящные фронтоны, розетки, крестоцветы и объемные резные человеческие фигуры. Орнамент зависел от породы дерева: из хвойных пород в Южной Германии, Тироле и Австрии вырезали завитки листьев; а вот в Скандинавии, в Северной Италии, Англии и Испании использовали дерево твердых пород, и там мебель украшалась перекрещивающимся плетеным орнаментом, а в районе Рейна и во Франции – гирляндами из цветов и плодов.


Резьба по дереву была очень популярна в Европе и все Средневековье, и в Новое время… Резной алтарь 1636 года. Италия.

Средневековый сундук был очень красив, но не рационален – занимал много места, а больше определенного размера быть не мог. Поэтому, как только знать стала жить «оседло» и переезжать из замка в замок перестала, как тут же появился новый предмет внутреннего убранства: два поставленных друг на друга сундука превратились в декорированный шкаф. Во Фландрии стали выделывать шкафы «на шипах», предшественники буфета. Это был сундукообразный ларь, поставленный на высокие подножки (шипы) и снабженный спереди дверками. Внизу их соединяла плоскость, служившая для всякой металлической утвари, которую на нее можно было поставить красоты ради.

Фантазия мастеров понемногу расходилась: например, в Нидерландах и во Франции появились стулья, похожие на троны с высокой спинкой и… сиденьем-ларем. Ну а сам сундук, покинув рыцарские замки, занял место парадной вещи. Старейший способ его оформления сводился к разбивке его передней панели на рамки и филенки (и вот, что интересно: в Сиене их число было нечетным, а вот во Флоренции всегда четным!). Человеческие фигуры стали расставлять по углам сундука в качестве кариатид, или во множестве «населяли» ими кессоны и медальоны на панелях сундука, используя для этого исторические и мифологические сюжеты. В Лукке и Сиене вошла в моду позолоченная лепнина, а вот в Верхней Италии — в Кремоне и Милане применяли интарсии по мотивам картин Брунеллески и Учелло с пейзажами и архитектурными видами с характерным подчеркиванием перспективы – что в то время было, видимо, просто модным. С Востока в начале эпохи Ренессанса пришла мода на так называемую чертозианскую мозаику, выполнявшуюся из черного дерева и пластинок слоновой кости.


Сундук-ларь XVII–XVIII вв. Италия.

Во второй половине XV века сундук продолжал совершенствоваться. Подножие сундука стали делать сильно профилированным, а резьба на нем все более выпуклой. В итоге обычный рыцарский сундук стал ярким произведением искусства. Ну а весь его декор: резьба, инкрустация или живопись остались на передней стороне. Характерно, что в «период расцвета сундука» (1470—1510) его украшением занимались такие корифеи искусства, как Ботичелли, Поллайоло и Пьетро ди Козимо. Появились «свадебные сундуки» (кассоне), украшенные профильными портретами брачующихся, смотрящих друг на друга, тогда как в центральной части сундука изображался их новый герб. В середине XVI века в Риме под влиянием интереса ко всему античному появились первые сундуки в форме саркофагов, на львиных лапах, украшенные мифологическими мотивами. Появилась и родственная сундуку «касса-панка», или скамья-сундук с задней и боковыми стенками.


Вот он – свадебный сундук. Италия, XVI в. Ореховое дерево.

Но вот уже к концу XVII в. сундук становится исключительно предметом крестьянского быта, а люди, принадлежавшие к высшим слоям общества, от них отказались, как бы красивы они ни были! Место сундука занял комод, и лишь фамильные драгоценности еще можно было прятать в изящном инкрустированном сундучке-ларчике! Впрочем, в Англии прекрасные сундуки, покрытые черным лаком с бронзовым декором и цветными интарсиями, выделывали даже в конце XVIII в. но это было, скорее всего, следствием британской вычурности, чем сколько-нибудь значимой социальной тенденцией.


Шкаф-бюро, Голландия, XVII в.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    2 сентября 2016 06:53
    "Греко-римское искусство очень повлияло на сознание вторгшихся в Европу варваров, указав на образец, к которому им, дикарям, следовало стремиться, однако достичь уровня прошлого им удалось далеко не сразу." - с какой целью эта фраза имеет место быть в статье про сундуки? Мы дикие тут жили, сундуков не знали? В Саратове?
    1. +4
      2 сентября 2016 07:41
      Варвары действительно сундуков не знали, а может быть и знали, но до нас они не дошли. Переняли у римлян обычай пить вино, купаться в термах, носить дорогую одежду - это люди еще с 6-ого класса проходят в школе. Про Ренессанс тоже в школе проходят и что это было. А музей он в Саратове,да. А в Эрмитаже египетские мумии...
      1. +4
        2 сентября 2016 09:55
        Сундуки обычно из дерева делают, да. Следовательно - где деревья, там и сундуки. Наверно. А деревья массово росли тогда там, где варвары проживали. Бесспорно. Эрго - сундуки изобретение варваров ))). А в баню ходить те же варвары Европу научили в силу своей дикости - личным примером. А чему в школе в 6 классе учат, так за это спасибо системе образования, из которой министра уволили, а за ним 4х замов следом. А слово Ренесанс в той же мере наполнено смыслом как и слова "перезагрузка", "ось зла" и прочие "бури в пустыне". А эпохе помпезности в одежде всегда сопутствовало (так из "традиционной" истории следует) отсутствие личной и социальной гигиены, распущенность, кровожадность, неприкрытая продажность, а так же эпидемии чумы, оспы и холеры. Вопрос: чему тут радоваться и чем гордиться?
        1. +2
          2 сентября 2016 11:30
          То есть уровень культуры варваров был выше, чем в Риме и в Греции? Это что-то новенькое... Кстати, учили этому еще в СССР. Вспомните учебник Агибаловой и Донского... Ну, скажем, за 1966 год.

          "распущенность, кровожадность, неприкрытая продажность, а так же эпидемии чумы, оспы и холеры" - а что было кде-то и когда-то иначе? Последняя эпидемия холеры в Одессе была в начале ХХ века, также как и чума в Манчжурии, отдельные случаи были даже в СССР в 1975 г. Это ни о чем не говорит.
  2. +3
    2 сентября 2016 07:50
    Мда...действительно вещи...произведения искусства...Мастера делали...Благодарю..и рассказ интересный и фото замечательные...
  3. +3
    2 сентября 2016 09:11
    Работа по дереву-мое хобби,любимая отдушина,так сказать. И мебель делаю и другое. Но до этих мастеров мне далеко-о...
    1. +2
      2 сентября 2016 09:20
      Как я Вам завидую. С детства люблю "делать руками", в том числе и деревянное. Но, увы, времени хватало только на кукольную мебель дочери, а теперь внучке. Ну, хотя бы так...
      1. +3
        3 сентября 2016 00:00
        Это так здорово! один запах свежих стружек... Я 15 лет строил свой дом,урывками,между дежурствами,беря кредиты(ибо на взятки от пациентов претит душа) ,во время отпуска,ни разу никуда не ездя отдохнуть,временами проклиная тот день.когда все это затеял.Но беру рубанок в руки и ...начинаю медитировать.Сам ездил в глушь Пармы, выбирал-купил доски ,на полы ,сушил пять лет сплачивал полы-строгал-полировал-лакировал...
        Сейчас живу в двухэтажном коттедже от нуля построенным своими руками Мой сосед-местный старожил, как то задумчиво пустив дымок изрек: Решат,когда пойдем этих ссук раскулачивать,тебя в селе никто не тронет. Аж мороз по коже-эти могут:=). Зато калитку не запираю никогда и машина всегда на улице,людям привык на слово верить.:=)
        1. +1
          3 сентября 2016 17:56
          Ну вот теперь зато Вы можете вырезать вот такой сундук или поставец - кто мешает? Дом-то есть!!! Ларец на худой конец и украсить его интарсиями... А можно делать очень оригинальную деревянную посуду и инкрустировать ее оловом! Посуда протравливается в марганцовке и полируется суконкой, а потом расплавленным оловом на ней делается инкрустация. Очень эффектно и красиво!
  4. +1
    2 сентября 2016 09:34
    "Славянский шкаф " забыли...
  5. +4
    2 сентября 2016 09:48
    Автору плюс! Интересная работа. А ещё интереснее появление красного дерева в столярном искусстве. Ввёл в производство мебели Томас Чиппендейл, но как это произошло,существуют разные версии,одна будет по ссылке
    http://famous.totalarch.com/chippendale По другой версии Чиппендейлу не хватало качественной древесины для выполнения заказов и в поисках древесины он зашёл в порт и там было много красного дерева,которое английские моряки использовали в качестве балласта при переходе через Атлантику. Версии разные,но именно Томас Чиппендейл ввёл красное дерево в мебельное производство. А по ссылке можно посмотреть и авторскую мебель Т.Чиппендейла. Красота завораживающая.
    1. 0
      25 августа 2021 22:37
      В статья ну просто масса ляпов. Я бы воздержалась от плюсования подобной статьи..
  6. 0
    2 сентября 2016 11:31
    Цитата: МВГ
    А деревья массово росли тогда там, где варвары проживали.

    Это как раз не бесспорно! Совсем не бесспорно, если Вы подумаете!
  7. +3
    2 сентября 2016 14:01
    Автору спасибо. Великолепный русский язык. Ваш язык, это образец для написания учебников.

    А вот к вам вопрос. Маленькие ножки под мебелью, которые приподнимают на 20 см. Какое их предназначение? Приподнять мебель от подтопления или для удобного доступа под мебель для уборки? Являются ли они свидетельством уровня гигиены? what
    1. +5
      3 сентября 2016 00:03
      Вентиляция ,дружище! вентиляция днища сундука в сырых каменных помещениях,препятствующая гниению древесины.
  8. +1
    5 сентября 2016 12:05
    Ну и в России - матушке и в Финляндии без сундука просто никак. В любой мало-мальски зажиточной избе он был. А если побывать в Кижах и на Сеурасаари в Хельсинки(музей быта под открытым небом) то можно убедиться, что архитектура и быт одинаковы. А вот хотелось бы поподробнее о быте и питании рыцаря и воина, например крестоносца!
  9. 0
    6 сентября 2016 16:48
    Ну начнем по мелочи... К примеру из еловой древесины можно сделать только настолько "грубую" мебель, что сквозь столешницу ложки станут проваливаться. Конечно, для предотвращения таких конфузов можно приклеивать ложки смолой, беспрестанно выделяемой еловой доской, но все же это как то... не так как то. Навязчивое желание наших "корифеев" да "авторитетов" считать предков того... крупно интеллектуально недостаточными, выставляет в подобном свете только их самих. Впрочем, мощно эрудированный автор видимо просто не видит разницы между елью и сосной. Авторитет, чо... ему можно.
    Дальше автор выступает столь же могуче, в статье про сундуки он, ничтоже сумняшеся, не привел фото сундука. Ни единого. А зачем, собственно? Зарождается подозрение, что автор не знает, чем отличается сундук от ларя. Так вот, автор, гений вы наш, с крылышками, ведущий нас к вершинам разума... Сундук - это который с ручками! Его носили за собой, понимаете? Или вы из тех. кто считает, что "барон приказал" и все случается само собой? Жаль.
    Так вот, рыцарский сундук, он небольшой. Рыцарь - это вооруженный бандит со своей бандой. Если банда большая, то сундук побольше, и на нем можно наконец спать. Это вторая, а может первая функция сундука - чтобы на нем можно было спать. Чтоб "благородные товарищи" не попятили добычу ночью. Но он все равно невелик, не больше того, что могут тащить между собою две лошади. Доля бандитская, то есть рыцарская, такая - всегда надо удирать. Быстро. Поэтому у такого сундука четыре ручки по бокам, под два ремня, и пара с торцов, по быстрому в палатку заносить, чтоб верные блаародные товарищи меньше слюну пускали. Крышка плоская, но с разного рода рельефами - чтобы конская попона не скользила. Днем рыцарь на общаке сидел, ночью лежал. А без попоны рыцарская задница того... отмерзала.
    Для рыцаря попроще - сундучок под голову. Маленький. Но тяжелый, в оковке! И с хорошим замком. Чтобы непросто его было схватить и удрать с ним. И чтоб сломать было трудно, добыча же, самое сердце рыцарства - деньги и драгоценности, добытые убийством и грабежом! Сохранности требуют, понимать надо.
    Оковка и замки есть самая суть сундука... об этом можно судить хотя бы потому, что автор ничего про это не сказал. Обратите внимание - большинство ларей на фото с мягким покрытием. Автор, на них редко сидели. На них лежали. Рыцарство же! Мгновенно все сопрут, только подымись. Можно и дальше продолжать, но лимит скоро.
  10. 0
    7 сентября 2016 21:21
    Да уж, тут с електро инструментом отполируешь доску и рад! Лаки разные, химия для древесины... хотя в те времена видимо свои секреты были!
    А из ели делается и хорошо, сложнее чем сосна ессно, но можно! А у кого ложки через столешницу проваливаются нужно другим делом заниматься, а не мучить дерево и голову свою!
    1. 0
      11 сентября 2016 13:50
      Можно и из ситовой доски лавку спроворить (как появилась эпоксидка, так и можно стало, ага). Но это уже требует незаурядных знаний, умений и инструмента. В старые то времена, когда кругом любое дерево к твоим услугам, ты вдруг берешь для поделок елку. Одна только задача гладко обстругать такую доску, всю прошитую крепчайшими сучками, а саму мягкую как сопля... А потом чем то еще покрыть надо, елка гниет молниеносно... не сгонять ли в Китай за лаком? В общем глупостей не пишите...
  11. 0
    25 августа 2021 23:52
    Статья вызывает законное удивление. 1. Почему в статье о вещном наполнении рыцарских, то бишь средневековых, замков упомянуто буквально всё, от мебели античности до 2 шкафов по сторонам парадной лестницы в музее им. Радищева, но не говорится о собственно средневековой мебели и эволюции самого сундука? Между тем на основе последнего уже в Средние века были созданы поставцы (дрессуары) для посуды.Которые далее эволюционировали в буфеты и шкафы. В эпоху Возрождения, коя в передовой Италии началась в конце XIII - начале XIV века, на базе сундука возникли конторки для письма, кассабанка (гибрид сейфа и сидушки с подлокотниками, чтобы никакой лиходей не мог вытащить тишком ценности из-под задницы их владельца) и кабинеты (не путаем с одноименными комнатами). 2. В статье о рыцарских сундуках использовано множество фото мебели гораздо более позднего Нового времени. 16-18 век - это пяти минут не Ренессанс и тем более не Средневековье. 3. Из ренессансной мебели автор показал один "свадебный сундук"-кассоне, да и тот нетипичный. Всем известное слово "касса" в средневековой Италии означало ларец с драгоценностями. Кассоне - это сундук для ценностей. Обычно часть приданного. Зачастую с гербами роднящихся семей. Внутри - мат.ценности, которая невеста принесла в новую семью, в интерьере - практичная мебель, на которой сидели и, нередко, спали. С XV века в Тоскане, которая колыбель Ренессанса, стали актуальны расписные кассоне. Расписывать их не гнушались большие художники, включая Сандро Боттичелли. 4. Автор бодро путает стили мебели и периоды ее создания. О неоготике, эклектике и псевдостилях он явно не слышал. 5. При всем уважении к музею им. Радищева, в нем не "ренессансная мебель", а мебель XVII - XIX веков. Ренессанс - это XIV-XVI вв, но для Италии эпоху кватроченто обычно датируют с XIII в. Т. е. осмотреть на подлинно ренессансную мебель можно в Западной Европе, прежде всего в Италии и Франции.Если автор по окончании подлинного цунами ковид-19 в Италии съездит во Флоренцию или Сиену, он прямо-таки и не пожалеет о потраченных деньгах.