Проекты оснащения HMMWV малокалиберными пушками

Недавно российской оборонной промышленностью был предложен проект модернизации броневика «Тигр-М», заключающийся в установке систем дистанционного управления и нового боевого модуля с 30-мм автоматической пушкой. Подобное обновление броневика должно привести к значительному росту огневой мощи и расширению круга решаемых задач. Новый проект является первой в отечественной практике попыткой оснастить сравнительно легкое двухосное шасси малокалиберной пушкой, однако некоторые зарубежные страны предпринимали попытки создать свой вариант подобных боевых машин.

На протяжении нескольких последних десятилетий одним из основных образцов многоцелевой техники в армиях ряда стран являются автомобили HMMWV американской разработки и постройки. Совсем не удивительно, что такая техника со временем приобрела ряд новых «специальностей», в том числе и связанных с огневой поддержкой войск. Среди прочих, разрабатывались проекты модернизации машин с использованием малокалиберной артиллерии. Рассмотрим несколько вариантов такой техники, как нашедших свое место в армиях, так и оставшихся на стадии разработок или испытаний.

HMMWV RED-T


Пожалуй, самым интересным и, что важнее, одним из наиболее проработанных вариантов модернизации машин Humwee с установкой артиллерийских орудий стал проект RED-T, разработанный компаниями AM General и McDonnell Douglas. Компания, создавшая сам автомобиль, в середине восьмидесятых годов предложила очередной вариант специализированной боевой машины на его базе. Проект RED-T (Remote Electric Drive Turret – «Дистанционно управляемая турель с электрическими приводами») подразумевал установку на существующее шасси некоторого нового оборудования, в том числе 25-мм автоматической пушки. Комплекс RED-T был запатентован в 1986 году, после чего его предложили потенциальным заказчикам.

Проекты оснащения HMMWV малокалиберными пушками
Общий вид машины HMMWV RED-T. Фото Aw.my.com


Следует отметить, что система RED-T может считаться одним из первых дистанционно управляемых модулей современного образца. Ранее системы подобного назначения имели иное оснащение с соответствующими характеристиками. Разработка компаний AM General и McDonnell Douglas, в свою очередь, стала одной из первых попыток улучшить возможности техники за счет некоторых нововведений.

Используя особенности компоновки базового шасси, предлагалось монтировать внутри кузова автомобиля конструкцию для установки оружия. Она должна была состоять из четырех вертикальных стоек и горизонтальной плиты с погоном для боевого модуля. Для вертикальной наводки предлагалось применять стойку, проходящую через обитаемый отсек и контактирующую с приводами на крыше моторного отсека. Горизонтальная наводка осуществлялась путем поворота всей платформы орудия при помощи соответствующего электропривода на крыше. Весь набор подобных средств должен был монтироваться в задней части кабины. При этом пульт оператора предлагалось помещать на заднем левом пассажирском месте, хотя наличие систем дистанционного управления не накладывало никаких ограничений подобного рода.

На верхней поворотной платформе модуля предусматривалось место для опоры качающейся артиллерийской части. Последняя должна была использоваться для монтажа орудия. В качестве вооружения для комплекса RED-T предлагалась 25-мм автоматическая пушка M242 Bushmaster. Пушка с внешними приводами автоматики имела ствол длиной 106 калибров и могла вести огонь с темпом до 500 выстрелов в минуту. В зависимости от типа боеприпаса, обеспечивалась начальная скорость снаряда на уровне 1100 м/с и эффективная стрельба на дальностях до 3 км. К казенной части пушки предлагалось присоединять два короба для хранения боеприпасов при ленточном питании с возможностью быстрой смены типа используемого снаряда. Интересно, что разные прототипы комплекса оснащались отличающимися системами подачи боеприпасов.

Проекты оснащения HMMWV малокалиберными пушками
Проекции HMMWV RED-T. Фото Aw.my.com


В коробах на боевом модуле удалось разместить по 40 снарядов двух типов. Еще 30 аналогичных систем для хранения боекомплекта общей емкостью 540 снарядов предлагалось перевозить в грузовом отсеке автомобиля.

Для наблюдения за обстановкой, поиска целей и наведения оружия предлагалось использовать набор оптико-электронного оборудования, установленный рядом с орудием. На одной установке с пушкой, в непосредственной близости от нее, должны были монтироваться видеокамера и тепловизор. Сигнал с этих приборов следовало выводить на экран операторского пульта. Управлять техникой предлагалось при помощи набора рукояток управления, кнопок и т.д. Все операции по управлению вооружением осуществлялись исключительно с пульта на рабочем месте оператора.

Боевой модуль RED-T имел достаточно большие размеры, однако за счет расположения некоторых элементов внутри базовой машины не приводил к неприемлемому увеличению общих ее габаритов. По данным производителя, общая высота автомобиля HMMWV с новым вооружением составляла 96 дюймов – 2,44 м. Таким образом, пушечный «Хамви» оказывался всего на 64 см выше стандартного транспортного средства своей модели. Боевая масса была заявлена на уровне 8600 фунтов (3,9 т), из которых около 1,3 т приходилось на пушку и ее боекомплект. Все это позволяло сохранять возможность перевозки машины военно-транспортными самолетами и вертолетами. Экипаж должен был состоять из трех человек. За эксплуатацию вооружения отвечал один оператор.

Проекты оснащения HMMWV малокалиберными пушками
Схема боевого модуля RED-T. Рисунки из патента


По имеющимся данным, во второй половине восьмидесятых годов компании-разработчики проекта построили не более нескольких опытных машин, получивших обозначение HMMWV RED-T. Эта техника отличалась некоторыми особенностями конструкции, комплектацией и т.д. Одновременно с этим все машины предназначались для проведения различных испытаний и проверок на практике. Кроме того, они должны были служить своеобразными рекламными материалами, необходимыми для продвижения разработки на рынке.

В течение некоторого времени авторы проекта пытались предлагать свою разработку различным заказчикам, но так и не добились заметных успехов в этом деле. К концу восьмидесятых годов попытки завоевать внимание потенциальных покупателей прекратились. Любопытный проект не дал ожидаемых результатов и не стал предметом контрактов. Тем не менее, он показал практическую возможность установки малокалиберной артиллерии на автомобильные шасси. Вскоре развитием этой темы занялись другие организации.

HMMWV ASP-30

Еще один вариант оснащения автомобилей Humwee автоматическими пушками был предложен в конце восьмидесятых годов, и к нему снова имела отношение компания McDonnell Douglas. Этот проект являлся частью большой программы разработки перспективной малокалиберной автоматической пушки, предназначенной для замены существующих вооружений. В 1984 году в «Макдоннелл-Дуглас» начали работу над перспективной 30-мм пушкой, которая могла бы стать новым оружием наземной техники. По расчетам авторов проекта, 12,7-мм пулеметы M2HB уже не справлялись с возлагаемыми на них задачами в деле борьбы с защищенными целями, из-за чего их следовало заменить более мощной системой.

Проекты оснащения HMMWV малокалиберными пушками
Один из прототипов "Хамви" с пушкой ASP-30. Фото Aw.my.com


Новая пушка, предназначенная для замены пулеметов, получила обозначение ASP-30. Результатом проектных работ стало появление достаточно компактной (длина 2027 мм) и легкой (52 кг) автоматической пушки со стволом калибра 30 мм. Ствол длиной 44 калибра мог разгонять снаряды до скорости 2650 футов в секунду (807,7 м/с), достаточной для поражения бронетранспортеров вероятного противника. Автоматика на основе газового двигателя давала скорострельность на уровне 500 выстрелов в минуту. Эту пушку предлагалось использовать вместе со станком, а также в качестве вооружения самоходной техники, катеров и т.д.

Благодаря малым габаритам и массе новой пушки, появилась возможность обойтись без серьезных переделок носителя. В случае с автомобилями HMMWV, для монтажа ASP-30 на крыше следовало устанавливать турель в виде поворотного устройства с креплениями для орудия и снарядного ящика, аналогичную используемым с пулеметами M2HB. Также использовались стандартные системы наведения. При разработке орудия учитывалась необходимость обеспечения максимальной совместимости с системами, разработанными для пулеметов. Эта задача была успешно решена, благодаря чему перевооружение машины было не слишком сложным делом.

Проекты оснащения HMMWV малокалиберными пушками
Пушка ASP-30 на станке для использования пехотой. Фото Werewolf0001.livejournal.com


Перевооружение по новому проекту прошли, как минимум, два армейских автомобиля, получившие 30-мм пушку в качестве замены для крупнокалиберного пулемета. Эти машины испытывались и демонстрировали различные особенности нового проекта, однако перспективная разработка так и не пошла в серию. В начале девяностых годов было решено отказаться от дальнейшей разработки пушки ASP-30 и расширения круга ее носителей. Резкое изменение военно-политической ситуации в мире позволяло обойтись без легких и массовых носителей 30-мм пушек, необходимых для борьбы с наступающими бронетранспортерами противника. По некоторым данным, к этому времени компания McDonnell Douglas изготовила всего 23 опытные пушки нового типа.

HMMWV T75M

Целью проекта ASP-30 была замена крупнокалиберных пулеметов более мощным оружием со схожими эксплуатационными особенностями. Аналогичные цели ставили перед собой оружейники Китайской Республики (Тайвань). Как и американские коллеги, они желали использовать существующую конструкцию в целях повышения огневой мощи различных боевых машин, катеров и т.д. В отличие от аналогичной зарубежной разработки, тайваньский проект все же был доведен до серийного производства и эксплуатации.

Проекты оснащения HMMWV малокалиберными пушками
Другой опытный образец машины с 30-мм пушкой. Фото Karelmilitary.livejournal.com


В основе проекта, изначально носившего обозначение T75, лежала автоматическая пушка M39 американской разработки. Это орудие калибра 20 мм было создано в начале пятидесятых годов и предназначалось для использования на самолетах различных типов. Благодаря газовой автоматике и револьверной системе подачи боеприпасов с электроспуском M39 могла делать до 1700 выстрелов в минуту, разгоняя снаряды до 870 м/с. При этом пушка имела длину не более 1,83 м и весила лишь 80 кг, что было связано с требованиями боевой авиации.

Со временем изделие M39 стало основой для нового проекта тайваньских оружейников. На его базе была создана пушка T75, имевшая минимально возможное число отличий, но предназначавшаяся для решения других задач. Так, ввиду необходимости установки на сухопутную и морскую технику, обновленное орудие должно было отличаться меньшим темпом стрельбы, который не должен был превышать 1200 выстрелов в минуту. Кроме того, присутствовали некоторые другие отличия технического и технологического характера. Итогом всех этих работ стало появление пушек T75 и T75M калибра 20 мм.

Одним из носителей американо-тайваньской пушки стал универсальный автомобиль HMMWV. В его случае для монтажа орудия используется кольцевая турель со всем необходимым оснащением. На вращающемся на погоне основании крепится U-образное крепление для пушки, обеспечивающее вертикальную наводку и точное наведение по горизонтали. Справа от пушки помещается ящик для патронов, соединяемый с ней гибким рукавом для лент, а сзади имеется мешок для сбора гильз, не позволяющий им попадать внутрь машины. Поскольку пушка T75M сохранила электрический спуск своего прототипа, турель оснащается соответствующими электросистемами управления.

Проекты оснащения HMMWV малокалиберными пушками
Тайваньский армейский автомобиль с пушкой T75M на турели. Фото Wikimedia Commons


По имеющимся данным, пушки T75/T75M получили достаточно широкое распространение в вооруженных силах Республики Китай. Этим оружием были частично заменены крупнокалиберные пулеметы M2HB, использовавшиеся на патрульных катерах, армейских автомобилях и некоторой другой технике. Подобно тому, как это задумывалось в американском проекте ASP-30, новое тайваньское оружие позволило в разы повысить огневую мощь техники без особых изменений в эргономике и эксплуатации.

***

Необходимо отметить, что описанные выше проекты не являются единственными в истории попытками оснастить армейские машины Humwee артиллерийским вооружением. В частности, имеются сведения о модернизации техники, проводившейся в кустарных условиях силами подразделений тех или иных армий, получивших технику американского производства. Подобные доработки затрагивали как защиту техники, так и ее вооружение. Тем не менее, как часто бывает в подобных случаях, такие доработки не носили массовый характер.

Располагая имеющейся на сегодняшний день информацией, можно приходить к интересным выводам о разрабатывавшихся в прошлом проектах модернизации HMMWV. Так, история проекта RED-T показывает, что этот боевой модуль с дистанционным управлением по неким причинам не смог заинтересовать потенциальных заказчиков. Однако прошло несколько десятилетий, и подобные системы вооружения стали фактическим стандартом для всей новой техники нескольких классов. Регулярно появляются новые проекты боевых модулей и очередные варианты техники, использующей их.

Проекты оснащения HMMWV малокалиберными пушками
Турель с пушкой T75M крупным планом. Фото Wikimedia Commons


Проект перевооружения армейской техники пушками ASP-30, в свою очередь, оказался неудачным, прежде всего, по военно-политическим причинам. Из-за изменения обстановки в мире дальнейшие работы по пушке и всем прочим проектам, где она была задействована, не выглядели целесообразными. Как следствие, «Хамви» с пулеметами M2HB так и остались с имевшимся вооружением.

Самым удачным из рассмотренных проектов оказался тайваньский вариант вооружения машин. На основе существующей авиационной пушки промышленность Китайской Республики создала свою версию орудия, а также оснастила ее требуемыми вспомогательными агрегатами. Такое изделие, выгодно отличающееся от существующих пулеметов своими основными характеристиками, нашло применение в войсках и дало реальные результаты. Сравнивая тайваньский проект T75/T75M с американским ASP-30, нельзя не вспомнить напряженные отношения Тайваня и КНР, способствующие тому или иному развитию вооружений и военной техники, а также не позволяющие прогрессу в этой области останавливаться.

Практика наглядно подтвердила, что платформы, подобные автомобилю HMMWV, способны быть носителями самого разного вооружения и специальных систем. В то же время, некоторые проекты не получили развития по тем или иным причинам. Вполне возможно, что при дальнейшем развитии армейской автомобильной техники идеи былых времен вновь найдут применение, результатом чего станет появление новых образцов, вооруженных малокалиберной артиллерией на тех или иных установках.


По материалам сайтов:
http://hmmwvinscale.com/
http://army-guide.com/
http://airwar.ru/
https://aw.my.com/
http://strangernn.livejournal.com/
http://werewolf0001.livejournal.com/
http://karelmilitary.livejournal.com/
https://google.ru/patents/US4574685
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. silberwolf88 1 сентября 2016 13:12
    Ничего необычного ... это такой тренд на рынке вооружений ... особенно если посмотреть и проанализировать опыт последниих войн/конфликтов и установки на автошасси всего что стреляет ... в том числе и пушек ... и это востребованно в бою ...
    1. Розмысел 7 сентября 2016 13:27
      а хамер и хамвей это одно и тоже?
  2. seos 1 сентября 2016 14:27
    Проблема в том что до серийных образцов доходят только дешевые системы, подходящие до массового производства. Всякие навороты с дистанционно управляемыми боевыми модулями на разработку которых расходуются колосальные средства экономически невыгодны.
    Необходимо оружие где сохранен баланс между эффективностью и стоимостью, но сделать такое оружие наши оружейники не могут т.к не хотят.
    Пока не будут созданы государственные КБ и заводы, способные разрабатывать и производить такую технику, которая нужна армии, а не хозяевам заводов (по критерию получение прибыли), эффективной техники мы создать не сможем.
    1. seos 1 сентября 2016 14:38
      Сейчас меня как обычно заминусуют wassat
      Вот пример Уралвагонзавод и ЦНИИ «Буревестник» придумали модернизацию БТР-80.
      В этой модернизации, броня бтр модернизирована на отлично, но в комплекте данной модернизации идет боевой модуль с 14мм пулеметиком - эффективность данного модуля вызывает сомнения .. а стоимость отдельного модуля около 90% от всей модернизации.
      Я так думаю даже если бы Минобороны захотело провести модернизацию брони БТР-80 по этому проекту без боевого модуля, то их бы послали куда подальше т.к заводу это невыгодно. Заводу модуль продать надо а не армию модернизировать.
      Подобная модификация брони + противоминное бронирование с V образным днищем и противоминными сидениями смогла бы решить проблему пехоты катающийся на крыше БТР.
      1. karabas-barabas 2 сентября 2016 04:34
        По моему БТР-80 не справился бы с дополнительным весом противоминной и баллистической защиты и про способность преодолевать водные преграды можно было бы забыть. Чтоб этого достигнуть пришлось бы всё менять, от подвесок, трансмиссии, до мотора, что в конце концов было бы дороже чем сделать БТР с нуля, по этому Бумеранг шаг в правильную сторону. Но всё же у 80ки можно было бы усилить хотя-бы баллистическую защиту, может быть лишив мореходности, но защитить от всяких утёсов и кордов.
  3. Денимакс 1 сентября 2016 17:25
    Сразу вспомнилось недавнее видео, в котором грузинский броневик сломался на кочке, за что и был уничтожен в паре сдругим броневиком. Если-бы сбежавший Хаммер имел подобную установку, то мог бы разогнать боевиков с вершин, ведя огонь с расстояния. Экипажам не мешало бы еще дымовую завесу поставить, тогда имели бы хорошие шансы на спасение. Хотя установка может и тяжеловата, но в подобной ситуации могла пригодиться.
    1. Blackgrifon 3 сентября 2016 23:37
      Если по-честному, то та "санитарка" накрылась благодаря панике своего водителя - на видео хорошо видно КАК он гнал по "дороге".
      И потом, ЗАЧЕМ на санитарной бронемашине арт-автомат?
  4. bazilio 7 сентября 2016 14:58
    Главный вопрос- зачем нужен такой агрегат? Усиление огневой мощи подразделения? А цели для этой пухи какие? Легкобронированная техника? Противник в укрытии? Возможно. но какова цена сей конструкции?
    Глядя на хамви с такой пухой складывается впечатление- как швейцарский мультитул. Вроде в одном флаконе есть все- нож, пила, кусачки и вплоть до ложки. Все вместе и под рукой это класс. но кто нибудь пользуется мультитулом в домашних условиях? Нет! потому что обычная пила, обычный нож и тп удобней и эффективнее чем мультитул. Тут та жа фигня- думаю солдату будет желательнее видеть рядом для "усиления" бмп/бтр чем хамвик с такой пухой

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня