Амфибийное транспортное средство DUKW

7
Выпуск этой амфибии был начат в США в апреле 1941 года концерном «Дженерал Моторс» совместно с судостроительной компанией «Спаркмен и Штефенс» из Нью-Йорка. С этим необычным транспортным средством многое было впервые. Впервые в серийное производство пошел грузовой автомобиль-амфибия, впервые все мосты получили односкатные колеса, которые шли след в след и не создавали дополнительного сопротивления движению, впервые колеса получили специальные десятислойные эластичные шины, которые допускали возможность эксплуатации на пониженном давлении, что существенно повышало проходимость на слабых грунтах и опорную поверхность колес, впервые было применено к шасси DUKW и такое новшество, как централизованное управление давлением воздуха в шинах.

Всего с 1942 по 1945 гг. в США было изготовлено более 21 тысячи амфибийных транспортных средств DUKW. Из них как минимум 586 амфибий поступили на вооружение Красной Армии в рамках программы ленд-лиза. По информации официального сайта Береговой охраны США, в ведении которого в настоящее время находятся все американские земноводные транспортные средства, на 25 июня 2002 года только в США 75 амфибий DUKW по-прежнему использовались в коммерческих целях, еще 140 находились под государственной юрисдикцией, автомобили использовались на несудоходных водных путях. Так что амфибия, выпущенная в годы Второй мировой войны, остается востребованной и в начале XXI века. Часть из них эксплуатируется в экскурсионных компаниях и яхт-клубах.



Аббревиатура DUKW происходит от принятой в компании General Motors системы наименований выпускающихся ею моделей автомобильной техники, расшифровывается она следующим образом:

«D» означает, что автомобиль спроектирован в 1942 году;
«U» означает «utility» (в данном случае «вспомогательный»);
«K» означает all-wheel drive — привод на все колеса;
«W» означает, что автомобиль имеет двойную заднюю ось.




К началу 1942 года американская армия испытывала острую потребность в большом плавающем автомобиле. Расширение боевых действий на Тихом океане и планируемая высадка войск союзников в Северной Африке подгоняли американских военных. Им нужен был грузовой плавающий автомобиль, который мог бы загружаться необходимым имуществом, снаряжением и личным составом прямо у борта транспортного судна, переправляя затем все это на берег и самостоятельно выбираясь на место высадки. Автомобиль DUKW оказался именно такой амфибией. В американской армии данный вездеход-амфибия получил неформальное прозвище Duck (утка) и находился на вооружении инженерных полков, и подразделений амфибийно-инженерного командования. Автомобили-амфибии DUKW широко использовались при проведении многочисленных десантных операций на Тихоокеанском театре военных действий.

Амфибийное транспортное средство DUKW было окончательно принято на вооружение в октябре 1942 года, широко используясь американскими военными и их союзниками вплоть до завершения Второй мировой войны. Впервые эти амфибии были использованы в 8-й английской армии при высадке на Сицилии. Во время этой кампании британцы имели на вооружении 230 автомобилей DUKW, которые могли перевозить десант, противотанковые орудия и боеприпасы. Вскоре амфибии DUKW использовались для перевозки грузов через Мессинский пролив, а также участвовали в освобождении Салерно. Помимо этого амфибии использовались при форсировании рек в Италии, Западной Европе и Бирме.




Автомобиль-амфибия DUKW

Десантно-транспортный плавающий длиннобазный грузовой автомобиль-амфибия GMC DUKW был спроектирован американскими конструкторами фирмы Marmon Herrington на основе узлов и агрегатов шасси массовых 2,5-тонных грузовых армейских автомобилей высокой проходимости GMC ACKWX-353 (модель 1940 года) и GMC CCKW-353 (модель 1941 года), обладавших колесной формулой 6х6. Благодаря такому наследию в СССР амфибию часто называли DUKW-353. Инженеры компании Marmon Herrington разработали проект компоновки новой машины, спроектировали механизм отбора мощности с приводом на винт и лебедку (ставилась сзади), откачивающие трюмные насосы, винт с водяным рулем, теплообменники двигателя с очень серьезной системой вентиляции и многие другие узлы.

Водоизмещающий корпус амфибии и его обводы были спроектированы нью-йоркской судостроительной компанией Sparkman & Stephen. При этом лодка не была несущей конструкцией — внутри корпуса располагалось обыкновенное шасси ACKWX-353 с небольшими изменениями узлов, что было вызвано спецификой применения. Существующая рама грузового автомобиля с агрегатами шасси была установлена в водоизмещающем корпусе-лодке понтонного типа. Корпус был сварным и производился из листовой стали толщиной 1,9 мм. Корпус амфибии отличался наличием силовых раскосов и усилителей, с очень удачными для столь универсального автомобиля гидродинамическими формами, которые почти не ограничивали его подвижность в условиях бездорожья. В днище корпуса-лодки имелись выемки для колес, карданных валов, осей и гребного винта.




Корпус автомобиля-амфибии был специально разделен переборками на 3 части: носовую, десантную и кормовую. В носовой части находился двигатель мощностью 94 л. с., а также радиатор, получить доступ к которым можно было через два специальных люка. Здесь же на носу находилось отделение управления: руль, панель приборов, сиденье водителя и правое сиденье для его помощника или командира машины. Отделение управления спереди было защищено ветровым стеклом, а по бокам — отстежными боковинами из брезента. Экипаж автомобиля-амфибии DUKW обычно состоял из 2-3 человек. В десантном отделении могли разместиться 25 человек десанта или полезный груз массой до 2,3 тонн (в том числе — 105-мм артиллерийское орудие вместе с его расчетом). При этом в десантном отделении отсутствовал откидной задний борт, поэтому все операции по погрузке-выгрузке производились через борт амфибии. Сверху отделение десанта могло быть прикрыто брезентовым тентом, который натягивался на имеющиеся дуги. На некоторых амфибиях была предусмотрена возможность установки вооружения — крупнокалиберного 12,7-мм пулемета Browning M2.

В дополнение к обыкновенным для грузовых автомобилей органам управления в амфибии концерна GMC имелись также рычаги для включения гребного винта, клапанов насосов, а также тумблеры, предназначенные для включения подкачки шин. Все это дополнительное оборудование располагалось в отделении управления. На амфибиях DUKW с регулируемым давлением воздуха в шинах монтировался постоянно подключенный к двигателю двухцилиндровый компрессор.

Подвеска и ходовая часть (двухлонжеронная рама, лонжероны коробчатого типа) амфибии DUKW не отличались от базового грузового автомобиля. Но в отличие от грузовика в автомобиле-амфибии все шины были односкатными увеличенного размера с крупным рисунком протектора, обозначаемым «реверсивный вездеход», с единой колеей. Все это значительно улучшало проходимость DUKW, так как имело большое значение при выходе амфибии из воды на илистый, песчаный или топкий берег. Впоследствии в сентябре 1942 года (после производства 2005 автомобилей-амфибий) в их конструкцию была введена централизованная система регулирования давления воздуха в шинах (на ходу), что позволяло уменьшать давление с нормальных 2,8 кгс/кв.см (при движении амфибии по дорогам с твердым покрытием) до 0,7 кгс/кв.см при движении по слабым грунтам (грязь, песок), в частности, при выходе на берег из воды. Из-за происходящей при этом деформации (сплющивания) шин увеличивалась площадь контакта протектора с грунтом, что существенно снижало давление, оказываемое на грунт, и повышало проходимость.




На воде автомобиль-амфибия DUKW приводился в движение при помощи трехлопастного винта, который был установлен в специально спроектированном тоннеле, расположенном в задней части корпуса и связанным с коробкой отбора мощности сразу тремя продольными карданными валами. На воде автомобиль мог маневрировать при помощи водяного руля, расположенного сразу же за винтом. Руль был постоянно связан с рулевым механизмом тросовой передачей и мог поворачиваться в обе стороны синхронно с поворотом передних колес автомобиля. На воде это позволяло сократить радиус циркуляции до 6,1 метра.

Для откачивания воды, которая могла попасть в корпус машины-амфибии, на ней имелось 2 насоса: центробежный и шестереночный, они приводились в действие от вала гребного винта. Сзади, в кормовой нише корпуса амфибии обычно ставилась барабанная лебедка, обладающая тяговым усилием 9 тс. Лебедка служила для облегчения погрузки в грузовой отсек артиллерийских систем, транспортных средств, боеприпасов и других грузов. Для самовытаскивания лебедка могла быть задействована лишь при движении назад. Предельная высота волн прибоя в прибрежной зоне, которая еще допускала использование амфибийных транспортных средств DUKW, составляла примерно 3 метра.

Массовое производство грузовых автомобилей-амфибий GMC DUKW было освоено в марте 1942 года заводами компании Yellow Truck & Coach Mfg, а, начиная с 1943 года, и компанией Pontiac, где осуществлялась лишь их финальная сборка. В 1943 году было изготовлено 4508 амфибий данного типа, а всего до конца 1945 года — 21 147 единиц. В армию США первые машины-амфибии DUKW поступили в октябре 1942 года и широко использовались американскими военными вплоть до завершения Второй мировой войны. При этом амфибийные транспортные средства поступали на вооружение в инженерные полки и батальоны специально созданного инженерного амфибийного командования.




Первое боевое применение амфибий DUKW, как отмечалось выше, произошло летом 1943 года при высадке 8-й британской армии на Сицилии. Позднее в 1944-1945 годах данные амфибии использовались англо-американскими войсками в ходе различных военных операций в Европе. Они использовались при высадке союзников в Нормандии, а также при форсировании водных преград: рек Сена, Везер, Маас, Майн, Рейн, озер и многочисленных каналов. Помимо этого естественным образом амфибии очень широко использовались во время сражений с японцами на тихоокеанском театре военных действий.

Примерно с середины 1944 года плавающие автомобили-амфибии GMC DUKW-353 начали поступать в Советский Союз в рамках программы военной помощи по ленд-лизу. В Красной Армии амфибии находились на вооружении отдельных батальонов плавающих машин. Они широко использовались советскими военными при форсировании рек Даугава и Свирь, во время проведения Висло-Одерской наступательной операции, а также в августе 1945 года во время боев с японцами в Маньчжурии. Использование этих уникальных на тот момент времени амфибий позволило решить сложные боевые задачи с существенно меньшими потерями, чем при использовании обыкновенных переправочных средств.

Тактико-технические характеристики DUKW:

Габаритные размеры: длина — 9,45 м, ширина — 2,5 м, высота — 2,17 м.
Масса автомобиля с полным снаряжением — 6,5 т.
Грузоподъемность — 2300 кг (на суше).
Силовая установка — 6-цилиндровый бензиновый двигатель GMC мощностью 94 л.с.
Тяговооруженность — 14 л.с/т.
Максимальная скорость — 80 км/ч (на суше), 10,2 км/ч (на воде).
Запас хода — 640 км (на суше), 93 км (на воде).
Экипаж — 2-3 человека.

Источники информации:
http://www.bratishka.ru/archiv/2013/10/2013_10_13.php
http://zonwar.ru/news2/news_388_DUKW-353.html
http://pro-tank.ru/blog/1043-amphibious-vehicle-dukw-353
Материалы из открытых источников
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +3
    31 августа 2016 14:35
    good Нужная вещь , которой так не хватало нашим в Отечественную, подогнали конечно по ленд-лизу , но ......маловато ..
    1. +3
      31 августа 2016 15:22
      ужная вещь , которой так не хватало нашим в Отечественную, подогнали конечно по ленд-лизу , но ......маловато ..

      После войны,В. Грачёв создал подобную машину. И наверное первые два ДАЗ-485,были первой продукцией Южмаша.В 1951 Днепропетровский автомобильный завод перевели на производство ракет.
    2. +2
      31 августа 2016 17:25
      Так причина отсутствия "плавунцов", равно как и массовых большегрузных машин и даже БТР хорошо известна – это отсутствие до войны серийного автомобильного двигателя хотя бы в 90 л.с.
      Максимум, что могла дать промышленность - это ГАЗ-11 с его 76 л.с. А дальше - сразу В-4 (дизель для Т-50) с его 240 л.с. И провал между ними.
      Не от хорошей жизни наши городили параллельную/последовательную спарку для СУ-76.
      1. 0
        1 сентября 2016 15:25

        1
        Alexey RA Вчера, 17:25 ↑
        Так причина отсутствия "плавунцов", равно как и массовых большегрузных машин и даже БТР хорошо известна – это отсутствие до войны серийного автомобильного двигателя хотя бы в 90 л.с.
        Максимум, что могла дать промышленность - это ГАЗ-11 с его 76 л.с. А дальше - сразу В-4 (дизель для Т-50) с его 240 л.с. И провал между ними.
        Не от хорошей жизни наши городили параллельную/последовательную спарку для СУ-76.
        Ну почему же, были. ЗиС-5: 73л.с. ЗиС-16: 85л.с. Проблемы с ЗиСовскими возникли из-за эвакуации моторного производства, ранее что на ЗиС что на ГАЗ возникли проблемы с алюминием. По этой причине ЗиС-16 и танковый ГАЗ-85 перед войной выпускались в ограниченном количестве. Кстати и дизели КОДЖУ и ЗиС-Д-7 можно было довести до промышленного производства. Довели же до ума В-2, М-30 , М-40. Это ссылка на проблемы с автомобильными двигателями в СССР. Кстати и проблемы с качественным высокооктановым топливом для бензиновых двигателей тоже были. Как были и проблемы с высокоточными станками для нарезки спиральных зубьев главной передачи для ведущих мостов.
        http://www.avtomash.ru/pred/muzei_a/1932/1932-8.h
        tml
    3. +3
      31 августа 2016 17:33
      Ну , не так уж и мало - более 2000 Фордоф джипиа и 500-700 "уток" .
  2. +2
    1 сентября 2016 17:31
    Грачёвские машины до сих пор в строю.
    1. +1
      2 сентября 2016 14:37
      Грачёвские машины до сих пор в строю.
      К сожалению,после того как Россия и КНР отвели войска на 100 км от границы, я больше их не видел.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»