Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Госпрограмма разоружения

В соответствии с принятым в нашей стране порядком новая Государственная программа вооружения (ГПВ) разрабатывается каждые пять лет на десятилетний период. Соответственно ГПВ-2025 должна была начать свою «жизнь» в 2016-м. Но этого не произошло и уже не произойдет. В чем тут причина, что предлагается этой программой и какие проблемы возникли при ее утверждении?

Госпрограмма разоружения


Дело в том, что разразившийся мировой экономический кризис, изменение межгосударственных экономических отношений, вызванное событиями на Украине, не позволили корректно составить устойчивый во времени прогноз социально-экономического развития страны на этот период и соответственно определить объемы финансирования мероприятий, предусматриваемых ГПВ – важнейшим документом государственного планирования.


Исходные данные

В связи с этим срок ввода в действие ГПВ-2025 решением президента РФ смещен на 2018 год. До окончания разработки новой ГПВ осталось совсем мало времени, но завершение работы над ней застопорилось. Вызвано это в первую очередь столкновением между силовым и экономическим блоками правительства.

Силовики и прежде всего Минобороны как основной потребитель выделяемых на ГПВ ресурсов заявили о своих потребностях, которые не приемлют Минфин и Минэкономразвития, настаивающие на совсем других, существенно меньших ассигнованиях, которые, по их оценкам, государство способно выделить на национальную оборону.

Не прибегая к эмоциональным пассажам, типа «кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую», попробуем определиться, чем вызваны потребности, о которых заявляет силовой блок.

Основные объемы ассигнований на ГПВ потребляет Минобороны. Рассмотрим, каким образом они вычисляются. Данный глагол не случаен, поскольку военным ведомством, его многочисленными органами управления и научно-исследовательскими организациями проводится огромная работа – средства, необходимые для обеспечения обороны страны, подсчитываются детально, скрупулезно. В одной статье невозможно раскрыть нюансы этой работы, но ее основные моменты следует понимать, прежде чем критиковать «милитаристские аппетиты» военных.

Важнейшим этапом разработки ГПВ является формирование ВСОИД – военно-стратегических и оперативных данных. Они системно определяют требования к структуре и боевому составу Вооруженных Сил страны (видам ВС, родам войск, количеству и типу соединений и частей) и их технической составляющей – системе ВВСТ. Требования формируются на основе прогноза видов и интенсивности войн и вооруженных конфликтов, в которых в рассматриваемом периоде может принять участие Россия.

Госпрограмма разоружения


Исходя из анализа состава и технической оснащенности группировок войск вероятного противника определяются требования к системе вооружения в целом, образцам и комплексам в частности, а также их количеству и оснащенности (подчеркнем это особо) современными образцами. Президентский указ от 7 мая 2012 года № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» предписывал обеспечить оснащение ВС РФ современными образцами ВВСТ с доведением их доли до 70 процентов к 2020 году.

Если уж речь зашла о документах, которые в качественных показателях определяют параметры развития системы вооружения армии России, назовем еще несколько основных:

«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (утверждена Указом президента России 31 декабря 2015 года);
Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом президента России 25 декабря 2014 года);
«Основы военно-технической политики Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Указом президента России 24 апреля 2016 года).


Кстати, последний документ предписывает «завершение перехода к качественно новой системе вооружения Российской Федерации, обеспечение внедрения результатов базовых военных технологий, а также критических промышленных технологий в создаваемые перспективные образцы ВВСТ…»

Итак, формируемые на базе этих государственных документов ВСОИД устанавливают, сколько и каких образцов ВВСТ должно быть в Вооруженных Силах РФ.

Подчеркнем, что ВСОИД и другие исходные данные, если и формируются Минобороны, другими федеральными органами исполнительной власти, но рассматриваются и получают одобрение на заседаниях коллегии Военно-промышленной комиссии. Этому предшествует объемная экспертиза документов членами Научно-технического совета ВПК.

Очевидно, что каждый образец вооружения имеет свой «жизненный цикл» (разработка, производство, эксплуатация, ремонт), по окончании которого подлежит списанию (выводу из боевого состава) и утилизации. Причем списанию подлежат не только выслужившие установленные сроки образцы, но и не соответствующие современным критериям. Следовательно, в течение программного периода какое-то количество образцов ВВСТ будет списано, это устанавливается при формировании еще одного блока документов – ВТИД (военно-технические исходные данные).

Госпрограмма разоружения


Наличие этих блоков исходных данных позволяет достаточно точно определиться с объемом затрат на переоснащение (дооснащение) частей и соединений ВС РФ, то есть на серийное производство ВВСТ. Очевидно, что его объем в течение программного периода должен быть равен объему списания. Но в процессе этого счета необходимо принять во внимание затраты на закупку боекомплекта, ремонт, эксплуатацию, подготовку к утилизации и т. п. Серийное производство только один из видов мероприятий, включаемых в ГПВ, хотя и самый ресурсоемкий. В разные периоды он составлял до 80 процентов по объему финансовых средств.

Еще один вид – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Методы его формирования и определения потребных ассигнований не столь наглядны. Для этого используется еще один блок исходных данных – «Ведущие тенденции развития ВВСТ в мире», который дает представление о том, какие типы вооружений, с какими характеристиками и в каком количестве будут находиться в прогнозируемом периоде на вооружении вероятного противника.

Исходя из этого определяется, будут ли способны наши разработки противодействовать средствам противостоящей стороны (другими словами – соответствовать критерию современности), а если нет – в какие сроки необходимо изготовить новые системы для сохранения военно-технического паритета, какими характеристиками они должны обладать. На основе методик прогнозирования объемов затрат на разработку ВВСТ определяются финансовые ресурсы, необходимые для создания каждого отдельного образца и всей совокупности НИОКР. Процесс формирования ГПВ показан на схеме.

Экономика сообщающихся сосудов

Поддержание количественно-качественных параметров системы вооружения диктуется требованиями международных договоров. В частности, ОСВ-3 устанавливает количество развернутых боевых блоков, на основе чего определяются требования к количеству пусковых установок (в том числе стратегических субмарин, самолетов дальней авиации, ракетных войск стратегического назначения) и другим элементам нашего ракетно-ядерного щита.

Госпрограмма разоруженияОпределение финансовых потребностей Минобороны на оснащение современной армии основывается на совокупности законодательных и нормативных документов, положениях международных договоров и самое важное – необходимости выполнения главного предназначения Вооруженных Сил – надежной защиты государства от военных посягательств.

Таким образом, запрашиваемые Минобороны на реализацию ГПВ средства не случайная, а твердо обоснованная сумма. И если она, на взгляд экономистов, неприемлема, то не стоит требовать от МО ее уменьшения, а как представляется, следует проблему решать. Ведь любое снижение выделяемых на реализацию ГПВ ресурсов неизбежно влечет за собой ограничение обороноспособности страны, национальной безопасности. То есть речь идет об интересах не военного ведомства, а государства.

Способы обеспечения национальной безопасности при снижении потенциала ВС РФ должны быть четко определены и гарантировать защиту интересов страны. Здесь, образно говоря, необходимо соблюдение закона «сохранения оборонной энергии», чтобы «ежели в одном месте что-то убудет, то в другом это обязательно прибудет». Только в этом случае можно пойти на снижение ключевых требований к ВС РФ в целом и системе вооружения в частности.

Но даже если будет решена проблема обеспечения национальной безопасности, останется по крайней мере еще одна и весьма болезненная – обеспечение промышленного развития страны. Суть в том, что ГПВ служит основой для формирования Государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса (ГП ОПК). Она нацелена на развитие предприятий ОПК, которое бы гарантировало реализацию мероприятий ГПВ. При этом объемы финансирования ГП ОПК достаточно жестко увязаны с ассигнованием ГПВ. То есть при снижении затрат на последнюю будет неизбежно урезаться и ГП ОПК. Тем самым затормозится техническое и технологическое перевооружение одного из самых передовых сегментов экономики. «Оборонка» получит двойной удар: снижение объема заказов при уменьшении объемов ГПВ и сворачивание инвестиций на переоснащение при урезании ГП ОПК.

Следует вспомнить, что характер развития «Оборонпрома», реализуемый мероприятиями ГП ОПК, определяется положениями документов:

«Основы политики Российской Федерации в области развития ОПК на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»;
«Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»;
ГП «Развитие авиационной промышленности»;
ГП «Развитие судостроения» и рядом других.


Очевидно, что успешная реализация этих программ во многом зависит от финансирования производства ВВСТ (то есть ГПВ) и инвестирования в развитие технических мощностей и технологий (ГП ОПК).

Причем, когда называют количество предприятий ОПК (около 1400), не надо думать, что экономические беды, вызванные снижением финансирования ГПВ и ГП ОПК, этими предприятиями и ограничатся – каждое из них связано с десятками смежников, у которых свои партнеры, и это древо экономических связей начнет усыхать.

Не стоит забывать и о необходимости импортозамещения. Эта задача решается научными организациями и предприятиями, относящимися к ОПК либо тесным образом с ним связанными.

Наконец можно отметить, что научно-технический уровень ВВСТ, создаваемых в России, во многом определяет доходы, которые получает государство от продажи продукции военного назначения за рубеж. Очевидно, что и здесь недофинансирование скажется на доходах.

Получается, что при секвестре ГПВ не только предприятия ОПК, но и все государство получает двойной удар – и по национальной безопасности, и по промышленному развитию. Однажды мы уже испытали последствия такой политики, не стоит повторять прошлых ошибок.

Вообще влияние ГПВ на развитие страны более многогранно, и поэтому стоит системно проанализировать последствия ее недофинансирования, прежде чем с великим упорством настаивать на урезании.

Подводя итог, отметим, что Государственная программа вооружения – не только документ, нацеленный на обеспечение обороноспособности России, но и своего рода локомотив развития промышленного и научного потенциала страны. Снижение объемов финансирования по отношению к обоснованному уровню повлечет самые негативные последствия как для национальной безопасности, так и для промышленного развития страны. Этого допустить нельзя.
Автор: Василий Буренок
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/32056


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. Tektor 31 августа 2016 15:26
    Вопрос о том к какой войне готовиться - очень скользкий. Готовится надо к той войне, которую надо предотвратить в результате этой подготовки. Одновременно нужно снабжать части именно тем вооружением, которое им нужно больше всего сейчас и в ближайшей перспективе. Поэтому необходимо поддерживать и совершенствовать потенциал для глобального вызова на уровне, достаточном, чтобы сделать такой конфликт бессмысленным. А вооружаться надо и тем, что нужно для проведения локальных спецопераций и гибридных действий, коль они приносят хорошие "дивиденды". Сегодня, кстати, пришли данные о комплексном испытании системы ВКС по отражению широкомасштабного воздушного нападения различными тактическими средствами противника Центром по управлению обороной во взаимодействии с местными силами ПВО/ПРО, включая даже не входящие в их состав С300В и Буки. Это громадный шаг вперёд по обеспечению безопасности страны.Вот именно так и надо вооружаться, кмк.
  2. Lanista 31 августа 2016 15:55
    Международная обстановка "мягко намекает", что реализация программы перевооружения необходима как воздух. Не стоит пробовать, ЧТО будет в случае недофинансирования ОПК.
  3. Тамбовский Волк 31 августа 2016 16:52
    Всё Вы автор правильно пишите.Да только не забывайте,что на Майские Указы давно положили большой и толстый,а 20 триллионов,выделенных до 20 года тоже секвестировали.Вот и пляшите от этого.Хорошо ещё пайку в армии не сократили...пока.Привет "демократам и либералам".
    1. An64 1 сентября 2016 15:04
      Привет "демократам и либералам"

      А "демократы с либералами" каким образом виноваты в невыполнении майским указов, в секвестре ГПВ, в замораживании пенсионных накоплений, в неиндексации пенсий???
  4. INTA_VEGA 31 августа 2016 17:08
    События 2014 года отчетливо показали, что Правительство готово получать дивиденды от вложений в оборонку. При этом принципиальные отличия нашей экономики от СССР-овской позволяют надеяться на решение (или хотя бы смягчения) советской проблемы гипертрофирования военного сектора.
  5. ЦУС-ВВС 31 августа 2016 17:23
    да чего бы нам не говорили всё равно нет в войсках столько новой техники о котором количестве нам втирают.
  6. кедр 31 августа 2016 18:30
    У нас бюджет очень и очень напряжённый. Денег на всех и на всё не хватает. Не только ГПВ по вопросом, но под вопросом и ПСМ, программа создания миллиардеров. Каждой области, каждому краю, городу и деревне своего миллиардера благодетеля. Шутка сказать за прошлый год из страны утекло за рубеж 150 000 000 000 баксов, да столько же и по каналам теневой экономики.Если эту полноводную реку перекрыть, тогда глядишь и автор станет миллиардером. ГПВ по боку, на повестке дня создание армии российских миллиардеров с двойным гражданством...
  7. mgero 31 августа 2016 19:58
    Esli ne budut ukrast to dabavit rasxodi, no polovina idet v bankovskie shita v shvetcariju. Vot gde utka
  8. Mestny 31 августа 2016 23:20
    Цитата: ЦУС-ВВС
    да чего бы нам не говорили всё равно нет в войсках столько новой техники о котором количестве нам втирают

    Да её вообще нет. Всё ж картонное! Это известно любому неполживому и рукопожатому гражданину.
  9. mr.redpartizan 1 сентября 2016 12:39
    Вместо бессмысленных "строек века" лучше бы вложились в модернизацию ВПК и подготовку кадров для науки и промышленности.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня