МиГ-35: улетает в историю за ненадобностью

380

Фактически два года назад я уже задавался вопросом на тему того, нужен нашим ВКС/ВВС МиГ-35. Можно сказать, что ответ получен: не нужен. Совсем. И шесть экземпляров самолета, которые были выпущены, через какое-то время просто уйдут на свалку истории. Потому данный материал станет своеобразным некрологом этой весьма многообещающей машине, фактически венцом развития АО «РСК МиГ».

Вообще сам номер машины был несчастливым. Было столько проектов с таким названием, что когда смотришь на список, понимаешь: не к добру.



Название МиГ-35 в свое время носили:
- проект многофункционального истребителя пятого поколения МиГ 1.44;
- опытные экземпляры МиГ-29М и МиГ-29К с РЛС «Жук-А»;
- проект истребителя по индийскому конкурсу MMRCA;
- проект развития самолётов МиГ-29К/КУБ для ВМФ;
- проект развития МиГ-29М2, который в одноместном варианте стал МиГ-35, в двухместном – МиГ-35Д.

Сказать, что МиГ-35 – это модификация МиГ-29, у знающего человека не повернется язык. Да, это развитие модели, но настолько кардинальное, что реально это другой самолет. Хотя от своего предшественника МиГ-35 взял самое полезное: дешевизну эксплуатации, неприхотливость и способность садиться на грунтовые полосы.

Отличий от МиГ-29 намного больше:
- фюзеляж, единый для одноместной и двухместной модификаций;
- новое крыло большей площади и с более развитой механизацией;
- большая площадь стабилизаторов;
- РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой в комплектации для ВВС Индии, для ВКС России более дешевая версия РЛС «Жук-М» с обычной ЩАР или (не подтверждено, планировалось с «Жук-АМ»)
- комплекс обороны со средствами РЭБ, детекторами атакующих ракет и облучения лазерами, автоматами выброса ложных целей;
- открытая архитектура БРЭО;
- оптико-локационные станция и нашлемная система целеуказания и прицеливания;
- пониженная радиолокационная заметность;
- новая электронная система управления двигателем РД-33МК;
- трёхканальная электродистанционная система управления;
- увеличенный запас топлива, возможность дозаправки в воздухе;
- возможность использования МиГ-35 как топливозаправщика в воздухе.

И это далеко не все, чем был «богат» МиГ-35. Но увы, самолёт не «пришелся ко двору». И виной этому стали не какие-то недостатки МиГ-35, виной стали элементарные корпоративные сражения под коврами и на банных полях.

В сражении «Микояна и Гуревича» и «Сухого» победила фирма имени Сухого. В целом, конечно, хорошо, что у АО «Компания Сухой» дела идут весьма хорошо. Истребители, бомбардировщики, пассажирские лайнеры… АО «МиГ» фактически не осталось места на рынке.


Сегодня истребители и бомбардировщики Су составляют основное большинство ВКС России. Вопрос в том, насколько это хорошо. Так ли тяжелые истребители Су смогут решить все задачи, которые будет ставить современный воздушный бой?

Вообще Су и МиГ сравнивали очень часто. Конкретно Су-35 и Миг-35 разобрали «по косточкам».

МиГ-35 способен на равных сразиться со всеми существующими машинами вероятного противника. Да, «4++» - это почти «5», но почти. Однако, у МиГ-35 есть неоспоримое преимущество: небольшой вес и прекрасная маневренность.


Вес 27,5 тонн. Скорость 2600 км/ч, дальность полета с нагрузкой – 3 000 км. Боевой радиус – 1000 км. Скороподъемность одна из лучших в мире – 330 м/с. Радары способны видеть цель на расстоянии 200-250 км. Боевая нагрузка – 7 тонн. 30-мм пушка ГШ-30-1, 10 точек подвески для ракет, бомб, мин.


Су-35 отличается именно тем, чем тяжелый истребитель должен отличаться от легкого. Вес 34,5 тонны. Скорость те же 2500 км/ч, что и у МиГ-35. Дальность полета – 3 500 км. Боевой радиус – 1 800 км. Скороподъемность 280 м/с. Радары обнаруживают цель с расстояния 400 км. Боевая нагрузка 8 тонн. Пушка ГШ-30-1, совершено те же ракеты, что у МиГ-35. Средства радиоэлектронной борьбы, РЛС «Ирбис» на порядок мощнее, плюс оптико-локационная станция.

В принципе – почти одинаковые самолеты, способные решать одни и те же задачи. Завоевывать превосходство в воздухе, наносить удары по наземным и надводным целям. Боевая нагрузка у «тридцать пятых» почти одинакова, соответственно, задачи, которые с ее помощью могут решать самолеты, тоже.

Су-35 «видит» дальше МиГа, но «МиГ» ощутимо дешевле. В случае боевого применения легкие истребители типа МиГ-35 более выгодны. Они не причиняют такой финансовый ущерб в случае потери, их выход из строя проще и быстрее компенсировать. А если с поставленной задачей с одинаковой результативностью смогут справиться оба истребителя, легкий и тяжелый, то лучше поднять в небо легкий и дешевый «МиГ», чем дорогой «Су».

Не раз было говорено на тему того, что «МиГ» - это воздушный рабочий войны. Кстати, конфликт на Украине это показал. Легкий истребитель – это лучшая машина для боев на близких дистанциях и больших скоростях. МиГ-35 несколько меньше в размерах, чем Су-35, несет немного меньше вооружения, но благодаря этому он немного быстрее и маневреннее.

Да, в плане радиоэлектроники, обнаружения целей, «МиГ» уступает «Су». Но за это «Су» платит намного большим взлетным весом.

Самолеты схожи по функциональным возможностям, хотя и принадлежат к разным классам. Легкий истребитель можно использовать там, где тяжелый будет применять просто невыгодно: сбить дрон-разведчик на большой высоте, необязательно использовать для этого дорогостоящую ракету ЗРК. Да и зачем поднимать то, что дороже в обслуживании и эксплуатации, если ту же задачу может решить более дешёвый самолет?

МиГ-35 это истребитель для работы на ближнем расстоянии, для получения максимального эффекта при минимальных затратах.

Су-35 все-таки дорогой истребитель, в основном предназначенный для защиты или нападения на дальних рубежах.


И здесь, защищая МиГ-35, хочу привести расклад в ВВС США. У наших потенциальных на вооружении стоит около 450 единиц F-15 всех модификаций. А что такое F-15? Это всепогодный истребитель-бомбардировщик, способный решать примерно тот же спектр задач, что и Су-35.

А вот F-16, который как раз есть легкий истребитель, в ВВС США насчитывается более 1000 штук. И вообще, универсальный и дешевый «Сокол». Способный нести 9-10 тонн вооружений на дальность от 1 800 км, является самым популярным самолетом в мире. По крайней мере, так считают в 25 странах, на вооружении которых стоит этот самолет.

МиГ-35 ничем не уступает F-16, а в плане скорости, скороподъемности и маневра превосходит американца. Су-35 может полагаться на более раннее обнаружение и более дальнобойные ракеты. Но это не способ решения всех проблем. От тяжелой и не очень маневренной Р-37 можно и уклониться, это факт.

Жаль, но в нашем Минобороны не понимают, что производить надо и МиГ-35, и Су-35. Просто потому, что эти самолеты способны по-разному решать разные боевые задачи. Но увы, в нашей стране большее значения имеют возможности закулисного решения всех проблем, а потому «РСК МиГ» останется без заказов. И МиГ-35 уйдет в историю, как ушли многие другие самолеты.

Не факт, что это правильный путь. Да и он, в принципе, фактически окончен.


Артем Микоян, основатель КБ, создавшего многие МиГи, был весьма посредственным авиаконструктором и просто бесподобным организатором.


Родственные связи, правительственный и административный ресурс, все это позволило Артему Ованесовичу построить целую империю, ставшую «РСК МиГ», давшую миру такие выдающиеся самолеты, как МиГ-15, МиГ-17, Миг-21, Миг-25, Миг-31 и МиГ-29.

Но после смерти Микояна в 1970 году начался закат «МиГа». Последователи Микояна вчистую проиграли поединок с представителями компании «Сухой», ведомых злым гением авиации Михаилом Погосяном.

Кстати, немногие знают, но шесть последних генеральных директоров АО «РСК МиГ» были выходцами из АО «Компания Сухой» или АО «Иркут». То есть, прямых конкурентов.

Как результат – увольнения. Потеря кадров. Практическая остановка опытных конструкторских работ.

Даже в ОАК, в которую входит «МиГ», признали, что корпорация сегодня фактически утратила значение в качестве самостоятельного разработчика авиационной техники и последние 15 лет занимается исключительно работами по модернизации истребителей семейств МиГ-29 и МиГ-31. На большее нет ни сил, ни возможностей.

При этом считается, что потенциал модернизации МиГ-29 практически исчерпан. То есть, дальнейшая модернизация не имеет ни финансового, ни производственного смысла. А потому будет свернуто производство МиГ-29К за ненадобностью, после выполнения контракта с Египтом свернут производство МиГ-29М2, а техническое обслуживание МиГ-31, МиГ-29К и МиГ-29СМТ отдадут группе из компании «Сухой».

И на этом можно будет сказать последнее «прости» в адрес компании «МиГ», сделавшей столько для того, чтобы над нами было чистое и спокойное небо.

И последний представитель, созданный этой компанией, МиГ-35, уйдет в небытие так же, как и вся компания, создавшая его.


Воистину, последний полет в историю.
380 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    10 июня 2022 21:50
    Верно, речь только о подковёрных играх Сухого и суховской мафии. Расплачиваться, как всегда, будет российская армия на поле боя
  2. +1
    11 июня 2022 17:36
    Навряд ли он дешевле в два раза, почти такая же авионика, два двигателя, так же персонал нужен обслуга.
    Потом вопрос сколько их делать, 200 - 250? И это вместо 150-180 Су 35 или Су 30см2? Если с оглядкой на будущее, то противостоять придется с ф35. Где перспективы миг 35 выглядят мягко говоря не очень по сравнению с Су 35. Чтобы просто был, для сохранения фирмы? Даже если смотреть на конфлик в Украине, с устаревшими ВСУ есть шансы, а если подгонят ф-16 опять же равные шансы будут, и пусть тогда лучше Су 35,30 прикрывают небо.
  3. Комментарий был удален.
  4. +1
    13 июня 2022 16:02
    1. Сравниваете - сравнивайте корректно. Где расход топлива, где количество точек подвески и масса Бк? Вы что сравниваете когда ттх приводите у одного, а у второго не приводите, воздух в них?
    2. Легкий истребитель это реально легкий, с 1 движком, и выполняющий конкрентные задачи. А не "фронтовой истребитель с радиусом 300км".
    Вам что, еще и самолетной чернобаевки захотелось?
    3. Преимущество мига было только в радаре с АФАР. И где этот радар? Его нет до сих пор.
    4. Если КБ делает говно, которое не отвечает задачам, нужно покупать у них самолеты?
    5. Если у вас самолеты отличаются по цене не в 2 раза, а по боевым возможностям, в 2, может стоит купить дорогой, который будет сбивать тех, что в 2 раза хуже?
    Что СВО и продемонстрировало, у Миг Украины даже шансов нет.
    6. МиГ все еще сейчас делает миг-31 и самолеты на его базе, единственный перехватчик у нас. Ходят слухи что миг-41 (условно, так имеется ввиду новый перехватчик) - в разработке и ОКР есть.
    Миг-29К на флоте - тоже нужен, сушки на авианосце уже не делают, и они не несут нормального вооружения. А 29к несут.
    Вот и пусть делают.
    Сделают конкурентноспособный истребитель - можно разговаривать.
    А так, это кормежка дармоедов.
    Нужно иметь 2 КБ и конкуренцию, но не до идиотизма.
    А в фронтовой авиации, должен быть 1 тип самолетов. Не 2, не 5, мы не СССР, не потянем.
    1. 0
      14 июня 2022 12:39
      Ну уж наверно не такой слабый получился миг-35, что то на уровне ф-18. Топляка подняли, радар доработали, с су 35 если применять будут ракеты одинаковые то смогут с одинаковых расстояний пуск совершить. Дальше да, если бой затянется тяжелее будет.
      По земле может отработать, себя защитить тоже, сбить штурмы верты, дальность для фронта есть.
      только в стоимости вопрос и все, если смогут без напряга +200-300 бортов держать, что тут плохого? Если эти борты никак не отразятся на закупках су 30-35.
  5. -1
    14 июня 2022 10:08
    СУ-35 над полем боя-покойник....МИГ-35-мертоворожденное дитя ввиду попытки превращения его в многофункциональный истребитель...Это удалось только раз-МИГ-21БИС..Но вина здесь не конструкторов а МО РФ....Страна всегда была богата дураками.Особенно при царизме и сейчас....
    1. 0
      10 июля 2022 05:55
      Обыкновенный батальённый неумный человек из МТС. Спиртягу 25 лет втихушку киздил и пенсия в три раза больше родительской. Нехорошо.
  6. +1
    14 июня 2022 17:23
    Это им знак свыше. Пусть бросают пилотируемую авиацию. Она упёрлась в потолок человеческих возможностей. Уже давно проектирование пилотируемого самолёта это куча компромиссных решений вокруг того как не угробить пилота и как выстроить интерфейс управления между пилотом и машиной.
    Пускай уходят в беспилотную авиацию. Малую и большую. Нужны миллионы простых, дубовых беспилотников, нужны тысячи крупных беспилотников дальнего действия, лишними не будут варианты, летающие в стратосферу (шума шороха спутникам надо тоже наводить).
  7. Комментарий был удален.
    1. 0
      29 июля 2022 10:29
      Дядя Миша что ли? Он живой еще? Не загнулся в своем Израиле от желчи?
  8. +1
    18 июня 2022 11:57
    Автор не может даже правильно посчитать число подвесок под крылом Миг-35, но пытается рассуждать о его полезности.
    Миг-35 это все тот же Миг-29, достаточно посмотреть на центральную подвеску топливного бака. И приговорен он был не Погосяном, как пытаются доказать неразумные комментаторы, а проигрышем Су-27 в конкурсе на соперника Ф-15. Последующая махинация с переводом самолета в легкие это же анекдот - замена 21бис весила как два "биса", но ракет было столько же))
    Сравним массы пустых самолетов:
    Ф-5Е - 4350кг
    Ф-16А - 6900кг
    Ф-18А (с четырьмя узлами подвески) - 9900кг
    Миг-29 9-12 - 11100кг
    Ф-15А - 11700 кг
    Из такого сравнения прекрасно видно, что Миг-29 со своими 4 узлами подвески был хуже Ф-15А, однако добрые военные решили не топить фирму Миг и дать ей возможность улучшить конструкцию самолета. Посмотрим, удалось ли это.
    Миг-29СМТ (2008) - 12400кг, шесть узлов подвески.
    Ф-15С (1979) - 12900 кг, восемь узлов подвески.
    Опять не догнали, хотя 30 лет прошло. Фирма работает дальше и в 2017ом выкатывает Миг-35. Вес пустого 13000 кг, восемь узлов подвески! Миг сделал аналог Ф-15С!
    Вот только бывшие конкуренты ушли далеко вперед, Ф-18Е вообще другой самолет. А снизу поддавливают европейские "легкие" конкуренты, которые на тонну-две легче.
    Таким образом, ставка на "средне-тяжелый" самолет была не оправдана с самого начала. Лучше бы вместо 29го в производство запустили однодвигательный истребитель..
  9. 0
    20 июня 2022 15:58
    МиГ-35 устарел. Концептуально. Его время было бы с начала 90-х до конца нулевых. И дело тут не в "злом гении". С появлением проекта Су-75 - "бюджетного" истребителя пятого поколения, смысла выпускать МиГ-35 нет.
  10. 0
    27 июня 2022 00:26
    Почему миг 35 постоянно сравнивают с Су 35? Он что будет против него воевать? Да даже если и случится такое противостояние то ракеты у них одинаковые, увидят они друг друга с дальности много больше об применении ракет, т.е пуск ракет будет с одинаковых расстояний, дальше уход обоих под свои ПВО. Что то подобное было в индо-пакистанском конфликте, где не ф-16 не Су 30 друг друга не поразили, сделали пуски и по домам. Только миг чуть будет дешевле, и для задач мирного времени его за глаза. Пока Су 75 не стали а войска поставлять, думаю 100 бортов миг 35 не были бы лишними в ВКС. И на Украине пригодились, так же бы сбивали устаревшие борта противника, и по земле крылатыми били.
  11. 0
    9 июля 2022 00:28
    МиГ-29/35 это лучший отечественный многофункциональный истребитель! Ему и сейчас в БВБ один на один нет равных среди всех отечественных и импортных конкурентов. При штатном БРЭО которое должно быть на МиГ-35 (имея в виду в первую очередь радар с АФАР), управляемым вектором тяги и доработанным планером по композитам, он будет тотально господствовать в воздухе над всеми. И он (на примере того же Рафаля) должен быть основным МФИ для армии и флота! КБ МиГа должно быть сохранено и продолжить вести свою деятельность в интересах усиления обороноспособности и военно-технического превосходства страны над потенциальным противником!
  12. 0
    10 июля 2022 05:52
    Добровольческие батальёны на Т-62 формируют во многих регионах(они лучше в виде САУ с нормальной броней), так-что эскадрильи МиГ-35 тоже захотят от нужды ведомыми заместо Су-70 у Су-75/57.
  13. 0
    13 июля 2022 23:52
    Интересно было бы почитать заключение липецких спецов об боевом применении МиГ-35.Однотипность в ВКС к хорошему не приведет
  14. 0
    16 июля 2022 14:43
    А как же миг31 и перспективный миг41?
  15. Комментарий был удален.
  16. 0
    22 июля 2022 21:18
    Жалко, загубили такой самолёт и ОАК"МИГ", сначала задвинули ген директора корпорации ССКороткова, умнейший и талантливый инженер-конструктор авиатехники, знаю его с лейтенатских лет, вместе служили в одном ИАП на сушках.
  17. 0
    23 июля 2022 16:23
    Говорили,что беспилотники бесполезны и получили кучу потерь с войне с хохлопопуасами,теперь гении от МО отказываются от легких самолетов.Какие еще гениальные решения нас ждут?
  18. 0
    25 июля 2022 19:12
    зря убиваете МИГ.
  19. 0
    29 июля 2022 10:24
    Вот только F-15 только в версии Е является ИБ, С-шки обычные истребители-перехватчики, как кстати и Рэпторы (хотя Хряпе добавили костылями возможность бросать JDAM). А F-16 давно не легкий истребитель, как задумывался изначально по программе LWF, постепенно в рамках модернизаций он стал полноценной ударной машиной. Наши взяли ту же концепцию, что США, в результате появились Су-27 и МиГ-29, но в результате легкая машина стала не совсем легкой (27т, первые F-15 весили меньше) и оказалась не нужна.
  20. 0
    31 июля 2022 11:55
    В учебных боях в Лмпецке Су-27 против МИГ-29. Из 10 боёв, в 8-и выиграл МИГ. Причём на всех дистанциях
  21. 0
    8 августа 2022 21:29
    Очень жаль, что добрались до военной авиации - с гражданской походу покончили и теперь на очереди военные самолёты.
  22. D O
    0
    12 августа 2022 18:32
    В СВО самыми востребованными военными самолётами ВС РФ оказались штурмовики Су-25. Соответственно, при боевых действиях СВО, самые большие потери самолётов и пилотов РФ пришлись именно на штурмовики.
    Поэтому почему бы КБ МиГ не перепроектировать МиГ-35 в беспилотный штурмовик? При этом выкинуть или упростить многие избыточные узлы и агрегаты, и добавить необходимые. Например, убрать системы жизнеобеспечения пилотов, оставить один двигатель, упростить механизацию крыла, решить вопрос с РЛС (поставить более подходящую для штурмовика, а может, и предусмотреть модификацию без РЛС). Ну и добавить оборудование внешнего управления беспилотником, в том числе спутниковое. В будущем, добавить мощный бортовой вычислитель, позволяющий, при проблемах с каналом управления, осуществлять поиск и поражение целей, в заданном квадрате и в заданном интервале времени.
    1. D O
      0
      12 августа 2022 20:12
      P. S.
      Классическое вооружение штурмовика может быть дополнено дронами-камикадзе (например, Ланцетами, и недавно анонсированными разработчиком долго летающими тяжелыми Ланцетами с функцией разведчиков), доставляемыми беспилотным штурмовиком в точку за пределами дальности артиллерии РФ, по наиболее безопасному маршруту и с огибанием рельефа местности, для оперативного поражения мобильных целей.
      1. D O
        0
        12 августа 2022 20:47
        P. S-2
        То есть, для целей оперативной доставки дронов-камикадзе в требуемую точку (в том числе в глубоком тылу противника), беспилотный штурмовик-доставщик может летать в оба конца в полностью автономном режиме, без использования радиоканала управления, аналогично крылатой ракете. Прилетел в заданную точку по инерциальному или спутниковому ориентированию, или по меткам местности, сбросил дроны и вернулся домой. А с мобильными целями будут разбираться сброшенные дроны-камикадзе.
  23. 0
    30 августа 2022 13:38
    Как с беспилотниками, так и с МИГ-35, просрут хороший истребитель, а потом будут бегать и трясти своими толстыми жопами. Ума, нет, люди не дадут. ТУПИЗМ.
  24. 0
    9 мая 2023 02:16
    Сейчас бы конечно звиздец как пригодился мочить нацик, да подешевле... А вдруг ещё отдуплятся властиимущие, и осознают ошибку ?
  25. 0
    30 июля 2023 14:26
    Я так понимаю, у нас не хватает хорошего лётного состава, по этому как-бы и не особо наращивают численность самолётов.
    Ну и да, миг-29 изначально создавался как самолёт прикрытия крупных наземных группировок войск от авиации противника, тоесть он в первую очередь должен был не бороться с истребителями, а бороться с фронтовыми бомбардировщиками и штурмовиками, а также вертолетами.
    Вот только до последнего никто не предполагал что придётся воевать крупными наземными группировками войск, да ещё с противником имеющим авиацию.
    А так да, миг-35 могли бы прикрывать передний край от су-24/24, вертушек и прочих байрактаров, а су-30/35 и миг-31 бы меньше отвлекались на них, больше бы уделял внимания миг-29 и су-27, а в перспективе и ф-16...
    Если загрузить заводы долговременных заказами, то надо и пилотов готовить...
    В принципе по паре экрадрилий на округ, и 20-25% сверху для возмещения потерь, это где-то 120 самолётов минимум, что нам надо, не считая интересов морской авиации, авиации пво, а также авиакрыла для Кузнецова, потому что там бы конечно обновить авиапарк на миг-35к...
    Тоесть под 200 бортов... Вопрос каковы мощности завода в луховицах... Если они хотя бы по 15-20 бортов смогут выпускать в год, ну пусть не сразу, а выйти за 3-4 года на такой объем, то имеет смысл, если нет и 200 самолётов будут строить 20-30 лет, то и смысла в этом нет... Отдельно готовить лётчиков на 30-40 самолётов, это реально не перспективно, одно дело с су-30 на су-35 переучиться, а другое дело с миг-35, на сушку, замучаешься учиться, потому что навык то уже до автоматизма выучен, на подкорке, а самолёт ведёт по другому...
    А вот если самолётов будет пара сотен, то да имеет смысл отдельно набирать курсантов для такой специализации...
  26. 0
    30 июля 2023 15:23
    Так вроде пак дп, он же миг-41 разрабатывается именно мигом и производится будет на их мощностях, чтоб не останавливать производство су-30/34/35/57.
    Если дадут контракт аналогичный с су-57 на 70-80 самолётов, это в принципе позволит компании сохранить и констпукторскую школу и производство...
    Если конечно заказа будет как на миг-35 - 6 штук (блин ниачем, 1/4 от эскадрилии), то конечно толку от такого заказа не будет...