Казахстан станет «Казак елі»?

434
Казахстан станет «Казак елі»?Итак, 6 февраля во время посещения Интеллектуальной школы города Атырау президент Нурсултан Назарбаев предложил отказаться от наименования «Казахстан» в пользу «Казак елі» («Казахский народ»). «В названии нашей страны есть окончание «стан», как и у других государств Центральной Азии, - заявил президент, - В то же время иностранцы проявляют интерес к Монголии, население которой составляет всего два миллиона человек, при этом в ее названии отсутствует окончание «стан». Возможно, надо рассмотреть со временем вопрос перехода на название нашей страны «Казак елі», но прежде следует обязательно обсудить это с народом».

Предложение Н.А. Назарбаева вызвало в русскоязычном сегменте интернета бурю эмоций, спровоцировав появление целого вала откликов и экспертных комментариев.

За время, прошедшее с момента распада СССР, в Казахстане сложилась целая традиция смены названий различных географических объектов (топонимики). Причины этого кроются в особенностях его исторического развития.

Большая часть названий, особенно на территории населенных русскими северных и северо-восточных регионов Казахстана, традиционно была славянской. Большинство городов, доставшихся Казахстану в наследство от СССР, также были основаны русскими и получили русские же названия.

Так, Уральск был основан русскими в 1584 г., Гурьев, ставший после обретения независимости Атырау – в 1640 г., Семипалатинск – в 1718 г., Павлодар – в 1720 г., Петропавловск – в 1752 г. Новая столица республики Астана основана как казачий форпост Акмолинск в 1830 г. В северных регионах республики славянское население проживает уже на протяжении 300-400 лет, и, по существу, является там коренным. Неудивительно, что местная топонимика также была преимущественно славянской.

В 1991 г. Казахстан взял курс на строительство национального государства. Советский период его истории стал рассматриваться как колониальный. Славянская топонимика, напоминающая о нахождении в составе другого, более сильного государства, оказалась в этих условиях очень некстати. Поэтому смена русских названий на казахские началась уже в первые годы после обретения независимости. В декабре 1993 г. Верховным Советом был принят закон «Об административно-территориальном делении Республики Казахстан», предусматривавший для «упорядочения работы по наименованию и переименованию административно-территориальных единиц и уточнения транскрипции их названий» создание при правительстве Ономастической комиссии. Право изменения названий областей, районов и городов в соответствии с законом принадлежало президенту Казахстана, который должен был принимать эти решения на основе заключений Ономастической комиссии и мнения жителей тех или иных территорий.

Казахстан охватила настоящая волна переименований. В 1991-2005 гг. были переименованы три области, 12 городов, 53 района областей, 7 районов города, 43 железнодорожных станций и разъездов, а также 957 малых населенных пунктов. Названия некоторых городов менялись по несколько раз. Так, областной центр Целиноград вначале получил название Акмола, а впоследствии, после переноса сюда в декабре 1997 г. столицы – Астана. Кроме того, была изменена транскрипция названий 3 областей, 12 городов, 14 районов, 76 железнодорожных станций и 22 малых населенных пунктов.

По словам начальника отдела ономастики и терминологии комитета по языкам Министерства информации, культуры и спорта РК Ерлана Кузекбая, к 2005 г. переименование географических объектов было завершено на 55-60%, причем основные недоработки касались северных и северо-восточных областей. По его словам, «за 14 лет большая работа в этом направлении проведена в южных регионах Казахстана, однако лишь на 30% она проведена в северных областях и в Восточно-Казахстанской области». Переименовывались улицы, организации и учреждения. По данным того же Е. Кузекбая, в период независимости переименовано порядка 890 учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта и физико-географических объектов. В мае 2000 г. один из руководителей Ономастической комиссии Чимкентской области К. Дусеймби на брифинге заявил, что переименовал за свою жизнь 200 улиц, но еще осталось 800 улиц на русском языке.

В Алма-Ате до 1980 г. казахи составляли всего 1/10 населения, а более 80% наименований улиц и городских объектов были русскими. Но уже к 2008 г. картина изменилась на прямо противоположную – 80% всех наименований стали казахскими.

Одно из последних крупных переименований состоялось в 2007 г. 16 июня на проходившем в Семипалатинске совещании президент Н. Назарбаев предложил переименовать город в Семей, мотивируя этот шаг негативными ассоциациями с действовавшим здесь в 1949-1989 гг. Семипалатинским ядерным полигоном, которые отпугивают иностранных инвесторов и потенциальных туристов. По его словам, новое название также должно способствовать повышению роли казахского языка и государственности. Предложение было благожелательно воспринято комиссией по ономастике, а также большинством населения города, среди жителей которого доля казахов за годы независимости увеличилась до 60%. Городской совет единогласно проголосовал за переименование, и 21 июня 2007 г. вышел указ президента, в соответствии с которым Семипалатинск получил новое название Семей.

Постоянные упреки казахской интеллигенции в адрес властей, не желающих сменить оставшиеся русские топонимы на казахские, говорят о том, что политика переименований будет продолжена. По словам депутата парламента, председателя партии национального объединения «Казак елi» Е. Абылкасымова современной молодежи «не нужно постоянное напоминание о страданиях казахского народа в прошлом, о том, что мы чуть ли не три века находились под пятой другого, более могущественного народа». Поэтому надо переименовать «доставшиеся в наследство от прошлого» города Петропавловск, Павлодар, Усть-Каменогорск, Кызылорду, а также такие «ничего не значащие названия, как Новорыбинка, Елизаветинка, Сосновка, Петерфельд и др.».

В казахстанской прессе неоднократно обсуждался вопрос переименования Павлодара и Петропавловска. Газета «Жас Казак» в статье «Кому они дороги – Павловы «дары»?», обосновывая необходимость переименования, ссылалась на высказывание президента Н.А. Назарбаева, заявившего 10 лет назад на встрече с представителями казахской интеллигенции, что «вопросы ономастики будут всегда находиться в центре внимания руководства страны. И здесь нечего робко оглядываться по сторонам. Названия, доставшиеся нам в наследство от колониальных времен, затрагивающие напрямую честь и достоинство нашего народа, несоответствующие давним историческим наименованиям местности, звучащие режущим ухо диссонансом, – необходимо менять».

От массового изменения русских названий на казахские Казахстан пока удерживают опасения по поводу усиления эмиграции славянского населения, которое все еще составляет около четверти населения республики, но при этом образует костяк квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. Полный отказ от русскоязычных названий, обосновываемый необходимостью борьбы с колониальным наследием, еще более усилит отчужденность русских от казахского государства и титульного этноса. Для усиления миграционных настроений среди славянского населения смена топонимики создаст как нельзя более «благоприятный» психологический фон.

Зачем же потребовалось озвучивать идею о переименовании Казахстана в «Казак елі?

Главной причиной, по-видимому, является желание дистанцироваться от других «станов» - республик Средней Азии, получивших независимость в 1991 г., а также Афганистана и Пакистана.

Большинство из них объединяет политическая и экономическая нестабильность, создающая негативный образ всего региона в глазах мирового экспертного и политического сообщества. Казахстан, добившийся определенных успехов на пути социального и экономического развития, с помощью смены названия хочет подчеркнуть, что к этому «поясу нестабильности» он не принадлежит. Кроме того, смена названия станет своеобразным подведением итогов правления Н.А. Назарбаева, подчеркнув его достижения на пути построения казахского национального государства.
434 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. beifall
    -2
    18 февраля 2014 16:35
    Верните лучше историческое название столице восточной пруссии - кенегсберг, а то сейчас рюмочных больше чем костелов!!!!!!!!!!!!
  2. beifall
    -1
    18 февраля 2014 16:37
    У нас только один путь интеграция................с западом, во всяком случаем. там самолёты из пьяных лётчиков не падают!!!!!!!!!!!!
  3. Беженец из РК
    +1
    18 февраля 2014 16:37
    Ну 6222 тыс минус 3797 тыс и выходит меньше 3 млн. я же правилино написал? Дальше: поговорка "где вы врать учились я там уже преподавал" чисто народная означает что, не надо вешать мне лапшу! Стыдно цепляетесь за слова как не знаю кто. Дальше статья с душком согласен, согласитесь и вы что большинство казахов на ветке не в восторге от идеи НАНа. Со стороны выглядет так: казахи вынуждены оправдываться в том что виноваты вы в первую очередь. Дальше: Истории о проявлении русского национализма казахи специально( как Василенко) не записывали, не стенографировали по областям и селам не собирали. Расскажу одну историю: трое путейцев на дистанции собрались пообедать 1978 год Казахстан двое казахов и один русский. Обедают разговаривают, тут казахи между собой по казахски " в прошлом году согым (лошадь) сосед продал худой, обманул что стояла на откорме, а там жира даже на палец не вышло, в этом году буду брать у Утегена на двоих с его зытьком и т.д." короче долго еще на казахском говорили. Обед окончился пошли работать. На следуюший день путейцев разговаривавших на казахском разбирали в профкоме по жалобе третьего. Если бы были партийные исключили бы, а так лишили премии. С тех пор те путейцы на казахском на своей родной земле разговаривали только дома. БЫЛО ЛИ ЭТО ВОЗМОЖНО В КАКОЙ ТО ДРУГОЙ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКЕ? НЕТ! ТОЛЬКО В КАЗАХСТАНЕ. К стати в профкоме сидели только русские. Вот так, не только на бытовом уровне, но и на уровне государственной политике взращивалась и подпитывалась межнациональная неприязнь. Просто недовольство замалчивалось. Поэтому ни вы лично но, с участием ваших русских возникала первопричина такой неприязни которая во многом перечеркивала все хорошее что русские сделали!
  4. beifall
    -1
    18 февраля 2014 16:42
    Да мы тупые, а вы умные! Поэтому тупые не хотят умного оружия от ..................умных!!!!!!!!!!!:
    Неожиданно закончилось в Казахстане намечавшееся подписание протокола о поставке российских учебно-тренировочных самолетов Як-130 для нужд ВВС этой страны. Точнее, оно не чем не закончилось, так как просто не состоялось. Казахстанская сторона за час до назначенного мероприятия сообщила о своем отказе от планируемой сделки. Это было полнейшим сюрпризом для российской стороны.

    Был подготовлен не только формальный протокол о сотрудничестве и намерениях закупить УТБ. Были подготовлены все необходимые технические и юридические документы, включая конкретное коммерческое предложение. Однако они не понадобились.

    Представитель Министерства обороны Казахстана объяснил такое поведение тем, что предложение российской стороны, а затем оформление договорных документов были выполнены в достаточно короткий срок. Представители Казахстана просто не смогли досконально изучить и принять взвешенное решение.

    Во-вторых, Казахстан всего полтора года назад провел комплекс работ по глубокой модернизации всего имеющегося у ВВС парка УТС на базе L-39. Было бы нерационально теперь начать их вывод из эксплуатации, не дав полностью отработать ресурс. Да и пока нет опыта эксплуатации Як-130 в ВВС России. В любом случае, Казахстан не отрицает полностью возможности закупки Як-130, но пока подождет.

    Очень рад когда услышал эту новость!
    1. +2
      19 февраля 2014 11:06
      Цитата: beifall
      Да мы тупые

      ну вы то точно
  5. beifall
    0
    18 февраля 2014 16:45
    Всё равно не будет по вашему, а будет вот как:
    Минобороны Казахстана начало отбор кандидатов для обучения в военных ВУЗах США с 2014 года. В следующем году оборонное ведомство Казахстана направит на учебу в США четверых казахстанцев, сообщила пресс-служба МО РК.

    Каждый из кандидатов будет обучаться в престижном военном ВУЗе, среди которых Военная академия Сухопутных войск «Вест Пойнт», Академия Военно-морских сил, Академия Военно-воздушных сил и Академия береговой охраны США. Срок обучения 4 года.

    Информация о кандидатах, поступивших в военные ВУЗы США, будет известна ориентировочно в начале мая 2014 года.




    Убытие в США на обучение ожидается в середине июня 2014 года после принятия Военной присяги. Перед отправкой курсанты подпишут контракт о прохождении воинской службы в Вооруженных силах Республики Казахстан. По возвращении выпускники военных вузов США должны будут продолжить службу в казахстанской армии в течение как минимум 10 лет.

    В прошлом году двое казахстанцев получили сертификат на обучение в США. Абылай Ахметов поступил в Военную академию Сухопутных войск «Вест Пойнт», Ильяс Камелединов стал курсантом Военно-морской академии Вооруженных сил США, говорится в сообщении пресс-службы МО РК.
    1. +2
      19 февраля 2014 11:07
      Цитата: beifall
      Минобороны Казахстана начало отбор кандидатов для обучения в военных ВУЗах США с 2014 года.

      и будут у ва не танкисты, артиллеристы и т.д., а офицеры сухопутных войск, вперед и с песней
  6. Беженец из РК
    0
    18 февраля 2014 16:51
    Интересно и то, что тупые казахи на олимпиаде в Сочи болеют за умных русских как за своих (тупых и ленивых)!
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      19 февраля 2014 11:08
      Цитата: Беженец из РК
      Интересно и то, что тупые казахи на олимпиаде в Сочи болеют за умных русских как за своих (тупых и ленивых)!

      вы удивитесь но и мы болеем и за белорусов, казахстанцев и украинцев
  7. Ермек
    0
    18 февраля 2014 21:09
    привет всем. Давненько не писал, но тут не удержался. Смотрю я на этот семейный срач, и хочу похвалить пацанов-соплеменников - за словом в карман не лезете. Но предлагаю вам прекратить метать бисер перед некоторыми. Вы же видите, это тот контингент которые питается дерьмом, они кайфуют от этого. Вы посмотрите как они моментально отвечают на ваши замечания, как самозабвенно строчат свои полуграмотные комменты. Умные русские братья в этой ерунде не участвуют. Правда они почему то и не одергивают этих вампиров, которые в полном соответствии с биохимией предательства работают на тех. Я так думаю, что многие из этих вампирчиков даже внешне похожи на того, наверное, в теплое время года, сильно потеющего, плохиша ботана - блоггера.
    Ну и резюме - у нас в Казахстане демократия (попрошу не иронизировать), как нам называться это наше внутренне дело и оно, если до этого дойдет, будет определено на референдуме. Россия также демократическая страна (никакой иронии), она уважает демократический выбор своего, между прочим, наиближайшего союзника. И посему предлагаю прекратить лить воду на вражеские мельницы.
  8. ekzorsist
    -1
    18 февраля 2014 21:53
    Цитата: Yeraz
    И что???Но земли эти казакские.

    Врёшь , однако - НИ КОГДА ЭТИ ЗЕМЛИ НЕ БЫЛИ казахскими !
    ...Плохо историю учил ...хотя по новейшей истории величайшего казахстана из всех величайших казахстанов ... наверное что то новое откопали ...
    Какие только бабки не вбухивают казахи , лишь бы доказать - какие они великие . То потомки чингизхана , то поголовно потомки темирхана , то вдруг каждый второй прямой наследник алдаракосе (который с косой как смерть - что ли ?) ...
    1. Беженец из РК
      -2
      21 февраля 2014 08:52
      НЕ НРАВИТЬСЯ? СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА, ВЫ САМИ СЕБЕ ВЫБРАЛИ СУДЬБУ ПРИДОРОЖНОГО МУСОРА, ИЗГОИ!
  9. ekzorsist
    -2
    18 февраля 2014 22:03
    ... Да про так называемую "оборону" казахстана ... и смех и грех ... НО !!! зам министра обороны с двумя лямами долляров на кармане ... вроде бы как в казахстане взяли ? А не в Моголии или в Киргизии ? Я не ошибаюсь ?
    Вот и вся сущность всей "титульной нации" ... вся "оборона"
    1. +1
      19 февраля 2014 10:49
      А Сердюкова не забыл, у него грехов то побольше будет.
    2. Комментарий был удален.
  10. rezident
    -1
    19 февраля 2014 22:42
    Казахам сильно повезло они смогли уйти с большей частью своих земель да еще фактически бескровно . Не многим народам так повезло. А урашникам пора понять что это независимая страна со своими интересами не всегда совпадающими с российскими. И орать что все кругом русское все кругом мое считая деньги в кармане чужого министра обороны не способствует хорошим отношениям.
  11. Комментарий был удален.
  12. +1
    20 февраля 2014 15:01
    И весь срач из-за того, что Казахи Ели, а не Пили...
  13. Беженец из РК
    -3
    21 февраля 2014 09:01
    ДАРАГИЕ РАСИЯНЕ! В КАЗАХСТАНЕ БУДЕТ СТОЛЬКО РУССКОГО СКОЛЬКО БЫЛО КАЗАХСКОГО В КАЗАХСКОЙ АССР И СПАСИБО ЕЩЕ НАНу СКАЖИТЕ! ТАК ЧТО В ОЧЕРЕДЬ К ОКУЛИСТУ ЗА БРЕВНАМИ ШАГОМ МАРШ!
    1. ekzorsist
      0
      21 февраля 2014 22:44
      Цитата: Беженец из РК
      ДАРАГИЕ РАСИЯНЕ! В КАЗАХСТАНЕ БУДЕТ СТОЛЬКО РУССКОГО СКОЛЬКО БЫЛО КАЗАХСКОГО В КАЗАХСКОЙ АССР И СПАСИБО ЕЩЕ НАНу СКАЖИТЕ! ТАК ЧТО В ОЧЕРЕДЬ К ОКУЛИСТУ ЗА БРЕВНАМИ ШАГОМ МАРШ!

      А не пукнешь ?
  14. +1
    21 февраля 2014 11:42
    Цитата: ekzorsist
    Казахи в основной своей массе ленивы, работать не хотят и не будут. Пусть они мне простят, но это факт.


    у каждого народа свои недостатки. Есть среди нас и ленивые и неленивые. Также как среди русских. Но только не надо на всю нацию ярлык прикреплять.
    1. ekzorsist
      0
      21 февраля 2014 22:53
      Согласен , НО !!! До чего уже достали нацпатовские истерики по поводу и без повода ...
      То с этим языком носятся как в задницу ужаленные - " ...кто казахского не знает тот тупой ... и т.д..." - да на кой ляд он мне сдался ? А насчёт тупости это ещё посмотреть надо ... у кого какое образование ... нынешнее покупное не предлагать !
      И с самими территориями тоже давайте уж без истерик ... есть история и чего её мудрить ??? Само как таковое государство ( именно государство !!!) казахстан появилось буквально - 15 лет назад , с подачки пьяного бориса , так что тут понты колотить ? Что всем мозг выносить своей богоизбранностью ?
  15. +1
    21 февраля 2014 11:52
    Цитата: rezident
    Казахам сильно повезло они смогли уйти с большей частью своих земель да еще фактически бескровно . Не многим народам так повезло. А урашникам пора понять что это независимая страна со своими интересами не всегда совпадающими с российскими. И орать что все кругом русское все кругом мое считая деньги в кармане чужого министра обороны не способствует хорошим отношениям.


    Ага, а истребление в 1831-1841 годах, 1916г., геноцид 1931-33 годов? А декабрь 1986г.? Казахи очень дорого заплатили за свою независимость. Только в годы СССР было около 500 малых и больших восстаний.
    На ВОВ наши деды тоже воевали около полумиллиона погибло наших.Так что не надо болтать чушь. Да русские были основной силой но мы им помагали в ВОВ очень серьезно (9 пуль из 10 на войне были отлиты из свинца Казахстана)
    1. ekzorsist
      0
      21 февраля 2014 22:57
      Цитата: beifall
      Минобороны Казахстана начало отбор кандидатов для обучения в военных ВУЗах США с 2014 года. В следующем году оборонное ведомство Казахстана направит на учебу в США четверых казахстанцев, сообщила пресс-служба МО РК.

      ... Так вот откуда и бабки у замминистра так называемой обороны !
      И дело вон уголовное завели ... ,что так сразу приуныли ?
      1. Беженец из РК
        -1
        22 февраля 2014 11:30
        Цитата: ekzorsist
        Согласен , НО !!! До чего уже достали нацпатовские истерики по поводу и без повода ...
        То с этим языком носятся как в задницу ужаленные - " ...кто казахского не знает тот тупой ... и т.д..." - да на кой ляд он мне сдался ? А насчёт тупости это ещё посмотреть надо ... у кого какое образование ... нынешнее покупное не предлагать !
        И с самими территориями тоже давайте уж без истерик ... есть история и чего её мудрить ??? Само как таковое государство ( именно государство !!!) казахстан появилось буквально - 15 лет назад , с подачки пьяного бориса , так что тут понты колотить ? Что всем мозг выносить своей богоизбранностью ?

        Да хоть год нашему государству (в которм и ты тоже живешь), и армия пусть хромает, и понты и еще что вы там приплели, не играет никакой роли в построении государственной модели и казахстанского общества (которому вам давно уже не место)! Понятно что каждому такому как вы изгою рот не заткнешь, поэтому посоветую вам ваш рот занять чем нибудь другим. Вам как и другим изгоям(ЛГБТ и т.д.) всегда найдется теплое местечко подальше от Казахстана. ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРЯЕМ: ПОЛОЖЕНИЕ РУССКИХ В КАЗАХСТАНЕ (ЯЗЫК, РОЛЬ В ГОСУДАСРТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ, МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТЫЕ ОТНОШЕНИЯ) БУДЕТ ТАКИМ ЖЕ КАК И К КАЗАХАМ В ГОДЫ СССР (Т.Е. ДРУЖЕСТВЕННОЕ)! ЕСЛИ ВАШЕЙ КАПРИЗНОЙ ЗАДНИЦЕ И ЭТО НЕ ПОДХОДИТ, .... НУ ОТВЕТ ВЫ ЗНАЕТЕ!
    2. rezident
      -1
      22 февраля 2014 18:19
      Поверь другим тоже перепало не меньше В общем удачи вам там. С Москвой осторожнее щас в России в тренде Сталин и Реваншизм Вернуть во что бы не стало что по глупости потерялм в 1991.
  16. beifall
    -1
    25 марта 2014 15:23
    Нас учит те, у кого теракты ДВАЖДЫ в день!!!!!! Самолёты падают из -за пьяных лётчиков!!!!!!!!!!!!