Тайна гибели «Адмирала Нахимова»

87
Тайна гибели «Адмирала Нахимова»

30 лет назад, 31 августа 1986 года, в Новороссийской бухте затонул пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов». В 23 часа 12 минут балкер «Петр Васев» столкнулся с «Адмиралом Нахимовым». Лайнер получил большие повреждения корпуса, вода хлынула в открытые иллюминаторы, и в течение 7-8 минут он затонул. В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа. По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов.

Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» был построен в Бремене (Германия) в 1925 году и первоначально носил название «Берлин». Тогда ещё немецкими инженерами сварка не использовалась, и весь корпус был клёпаный. Водоизмещение — 9000 тонн; длина — 174,3 м; ширина — 21,1 м; высота — 11,8 м; мощность механизмов — 12000 л. с.; скорость — 16 узлов. Экипаж — около 270 человек, пассажировместимость — 1500 человек. Судно до 1938 года совершало трансатлантические переходы, затем его использовали как круизное судно в рейсах на Шпицберген или в Средиземное море.



С началом Второй мировой войны использовалось как госпитальное судно и транспорт для перевозки войск. В январе 1945 года пароход «Берлин» под большой охраной подошёл к Либаве для эвакуации части войск из окружённой немецкой курляндской группировки. 31 января 1945 года в «Поморской бухте», на рейде Свинемюнде, «Берлин» подорвался на мине, и судно оказалось притопленным. При попытке судоподъёма в начале 1947 года снова произошёл взрыв, и судно опять погрузилось на дно. Вторично судоподъём был осуществлен 17 сентября 1947 года. Затем пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов», а позже был отведен в док Кронштадтского завода для частичного ремонта. С 1949 по 1957 гг. «Адмирал Нахимов» проходил капитальный ремонт в ГДР.

С 1957 года — в составе пассажирского флота СССР, судовладелец — Черноморское морское пароходство. Первый капитан под советским флагом — Николай Антонович Соболев (он был бессменным капитаном до 1978 года). Судно пользовалось большой популярностью у пассажиров. «Адмирал Нахимов» выполнил несколько секретных миссий. Так, в 1962 году во время Карибского кризиса «Адмирал Нахимов» был привлечён для перевозки солдат на Кубу. В 1979 году состоялись два секретных рейса Одесса — Куба (Матанзас) — Эфиопия (Ассэб) общей продолжительностью около полугода по доставке кубинских солдат для участия в военных действиях в Африке. Также судно использовалось для практики студентов высших и средних специальных морских учебных заведений.

Свой последний плановый ремонт и классификацию «Адмирал Нахимов» прошел в январе-апреле 1985 года в Варне. В соответствии с планом круиза лайнер весь день 31 августа находился в порту Новороссийска. Был жаркий день. Многочисленные экскурсии утомили участников круиза. Судно на солнцепеке сильно нагрелось. По возвращении в свои каюты пассажиры открыли иллюминаторы, в том числе и на нижних палубах, чтобы проветрить и охладить помещения. С наступлением вечерней прохлады начались культурно-развлекательные программы, а экипаж готовил пароход к отходу.

В 22 часа 31 августа 1986 года судно под командованием капитана В. Г. Маркова отошло от причала. Очередным портом захода значился Сочи. Погода была прекрасная: спокойное море, легкий ветерок и хорошая видимость. Да и плавание вдоль кавказских берегов было для экипажа делом обычным. А в это время курсом 58 градусов со скоростью 11,5 узла следовал из Канады в Новороссийск балкер «Петр Васев» с грузом зерна около 30 тыс. тонн. Командовал балкером капитан В. И. Ткаченко. В 23 часа «Адмирал Нахимов» лег на курс 160 градусов. Капитан Марков проинструктировал вахтенного и спустился с мостика в каюту. На теплоходе «Петр Васев» вахтенный получил информацию о курсе «Адмирала Нахимова» и просьбу пропустить его. В этот момент на мостик поднялся Ткаченко и, выслушав информацию, дал подтверждение, что готов пропустить круизный лайнер.

А в 23 часа 12 минут произошла трагедия — странное столкновение судов под углом, близким к прямому. Удар был нанесен в правый борт «Адмирала Нахимова» верхней частью форштевня теплохода «Петр Васев» выше ватерлинии и бульбом (выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна) ниже ватерлинии в два отсека: дизель-генераторный и машинное отделение. Получив большие разрушения корпуса по правому борту, «Адмирал Нахимов» через несколько минут после удара затонул. Открытые иллюминаторы вблизи ватерлинии, не закрытые клинкетные водонепроницаемые двери в главных поперечных водонепроницаемых переборках, которые перед выходом из порта должны были быть закрыты, способствовали тому, что судно стремительно ушло под воду. На месте крушения на поверхности воды одновременно оказалось около 1000 человек.

«Петр Васев» уцелел и участвовал в спасении людей. В это время из порта навстречу «Петру Васёву» шёл лоцманский катер ЛК-90 для проводки сухогруза к причалу. Увидев накренившийся на правый борт пароход, капитан катера О. Лях немедленно прокричал в эфир: «Нахимов» лёг на борт!» В 23 часа 35 минут ЛК-90 подошёл к месту катастрофы и приступил к спасению людей, одновременно передав по радио, что понадобятся буксиры и спасательные катера. Капитан порта Новороссийск Г. Л. Попов немедленно отдал указание всем плавсредствам следовать в район аварии для спасения людей. Первыми на место катастрофы снялись буксиры, рейдовые катера, малые пассажирские катера типа «Радуга», пассажирские суда на подводных крыльях «Комета». Одновременно команда сниматься и следовать в район катастрофы поступила на пограничные катера.

В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа. Найти и поднять на поверхность удалось не всех. 64 погибших навсегда остались под водой. Работая в помещениях затонувшего судна, погибло два водолаза. Район, ограниченный окружностью радиусом 500 метров, центром которой является место затонувшего парохода «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы.

По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов. В марте 1987 года в Одессе после почти полугодового следствия состоялся суд над капитанами В. Марковым и В. Ткаченко. Обоих признали виновными по ст. 85 УК РСФСР. Капитаны получили по 15 лет тюрьмы. В ноябре 1992 года указами президентов Украины и России оба капитана, один из которых отбывал срок наказания в России, другой на Украине — были помилованы и выпущены на свободу.

На высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, вблизи маяка, в 1987 году был сооружен памятный знак в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов». В него вмонтированы часы, поднятые с затонувшего судна и остановившиеся в момент трагедии. На чугунной стеле надпись: «Погибшим при кораблекрушении парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года». На литых траурных плитах — фамилии погибших пассажиров и членов экипажа.

Официальная версия катастрофы вызвала много сомнений, поэтому появилось несколько альтернативных версий причины гибели «Адмирала Нахимова». Так, следствие сделало «стрелочниками» капитанов, однако правительственная комиссия и следствие не сочло, что виновным может быть вышестоящее начальство. Судну было 60 лет, и оно устарело. В соответствии с международными конвенциями конструкция пассажирского судна должна обеспечить ему плавучесть, даже если затоплены минимум два отсека. «Нахимов» уже нельзя было отправлять в море. 8 июля 1986 года (почти за два месяца до катастрофы) пароходство составило акт: к дальнейшему использованию пароход не пригоден. Однако на этот старый корабль, по указанию начальника Черноморского пароходства С. Лукьянченко, подписавшего тот самый акт, посадили 1200 пассажиров и отправили в море. Таким образом, управленческие ошибки вышестоящего начальства не привели к новым уголовным делам или хотя бы отставкам.

Также отмечалось, что до самого момента столкновения Ткаченко практически не отходил от САРПа (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса). И прибор показывал расхождение с судном, которое Ткаченко считал «Нахимовым», в 2 мили. Кроме того, по получаемым данным, увеличивался и пеленг. Положение неизвестного судна, судя по приборам, создавало иллюзию абсолютно благополучной обстановки. Исследователь Владимир Чуев выдвинул гипотезу о применении микроволнового оружия.

Столкновение произошло в конце лета. Нередко это время совпадает с повышением солнечной активности. Бывает, что именно в такие дни и ночи на экранах радаров вдруг возникали цели-фантомы и, наоборот, исчезали настоящие цели. Чуев тщательно изучил сборник «Солнечные данные» Академии наук СССР. И тут выяснилось: с 17 августа 1986 года в показаниях Крымской астрофизической обсерватории обнаружился резкий скачок электромагнитного излучения из космоса, равный двадцати процентам. Однако его не зафиксировали эталонные обсерватории в Японии и Канаде. Это расхождение в данных эталонных обсерваторий и Крымской длилось до 1 сентября. А потом все пришло в норму. Проанализировав эти факты, Чуев пришел к выводу: на регион Крыма и Северного Кавказа (в том числе на Цемесскую бухту и Новороссийск) воздействовало не солнечное, а неизвестное направленное электромагнитное излучение. Оно подавалось издалека, возможно, через искусственный спутник Земли. Возможно, через разведывательные системы типа АВАКС. Есть и косвенное подтверждение. До трагедии в Цемесской бухте на теплоходах «Герои Севастополя», «Бургас» и на других судах несколько раз судоводители регистрировали на радарах ложные цели. В некоторых случаях создавалась ситуация, когда чудом удавалось избежать столкновения.

Таким образом, есть версия, что кораблекрушение под Новороссийском — результат применения микроволнового оружия. Эта версия накладывается на цепь странных катастроф в позднем СССР (к примеру, Чернобыльская катастрофа), которые в целом вели к дестабилизации общества и разрушению советской цивилизации. А это было выгодно внешним и внутренним врагам Советского Союза.

Есть и другие версии трагедии. Так, профессор из Санкт-Петербурга Алексей Синяков выдвинул гипотезу так называемого локального геофизического резонанса (ЛГР). Являясь специалистом по безопасности полетов, он полагает, что ЛГР стал причиной многих катастроф: в воздухе, на земле, под водой (в частности, пожара на атомной подводной лодке «Комсомолец»). Вечером 31 августа 1986 года на Черном море мог проявляться геофизический резонанс: наблюдалось необычное свечение атмосферы, а через два часа после гибели «Нахимова» произошло сильное землетрясение в западной части моря. Во время геофизического резонанса человек, управляющий сложным техническим объектом, теряет возможность точно оценить ситуацию и принять правильное решение. Этим можно объяснить неадекватное поведение капитана Ткаченко.
87 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    31 августа 2016 06:55
    Трагична судьба самого адмирала Нахимова, так и корабля и судна носящих его имя..
    1. +7
      3 сентября 2016 16:38
      Официальная версия катастрофы вызвала много сомнений, поэтому появилось несколько альтернативных версий причины гибели «Адмирала Нахимова». Так, следствие сделало «стрелочниками» капитанов

      Не стрелочниками, а главными виновниками !!!
      Именно КАПИТАН отвечает за организацию штурманской службы на борту судна, и на ходовом мостике в частности.
      Попутно можно обвинить Систему управления движения судов (СУДС), дежурный диспетчер которого не смог добиться от вахтенного 2-го штурмана с "Нахимова" и капитана Ткаченко на "Васёве" (он был в момент аварии на навигационном мостике, виноват дважды!!!)строгого соблюдения МППСС-72, в котором чётко указаны действия судов по расхождению "на виду друг у друга".
      Статья - фуфло!!!
      Автор спекулирует на теме смертей сотен ни в чём неповинных людей.
      Поясняю (для любителей тискать статейки)...
      Согласно правилу 16. ДЕЙСТВИЯ СУДНА, УСТУПАЮЩЕГО ДОРОГУ и правила 17 ДЕЙСТВИЯ СУДНА, КОТОРОМУ УСТУПАЮТ ДОРОГ (МППСС-72) «Адмирал Нахимов» должен был уступить дорогу «Петру Васеву» . Но капитан Ткаченко решил (м.а.т.ь.е.г.о.т.а.к!!) показать мастер-класс в расхождении судов, показать пассажирам «Адмирал Нахимов» шоу с прохождением по корме в 50-70 м. Его расчёты опирались на данные САПР (Системы Автоматической Радиолокационной Прокладки), которая якобы выдавала дистанцию прохождения по корме "Нахимова" в 0,1-0,3 кбт.

      Слишком долго описывать трагедию и её виновников в частности.
      Сегодня в мореходных училищах случай с "Нахимовым" приводят как наихудший пример доверия аппаратуре, пусть и современной на текущий момент...
      hi
      1. -2
        7 сентября 2016 21:27
        действия судов по расхождению "на виду друг у друга".Вы хоть помните время трагедии?
        1. +4
          7 сентября 2016 23:42
          Цитата: Ищущий
          действия судов по расхождению "на виду друг у друга".Вы хоть помните время трагедии?

          Поштудируйте МППСС-72 - там есть ответ на ваш неумный вопрос.
  2. +28
    31 августа 2016 06:56
    Конспирология млин. Когда надо оправдать чьё то разгильдяйство, то всегда начинается поиск внешнего виновного. Странно, что ещё инопланетян не обвинили. Погибшим Царствие Небесное.
    1. +5
      31 августа 2016 07:46
      Так почти обвинили.
    2. avt
      +8
      31 августа 2016 08:36
      Конспирология млин
      .Автор походу решил сценарий писать по песне Высоцкого -,, Уважаемый редактор - может лучше про реактор ?"И вот пожалуйте
      Эта версия накладывается на цепь странных катастроф в позднем СССР (к примеру, Чернобыльская катастрофа),
      ,,Про любимый лунный трактор " Ну тут вместо него и
      Странно, что ещё инопланетян не обвинили.
      даже лучше
      Так, профессор из Санкт-Петербурга Алексей Синяков выдвинул гипотезу так называемого локального геофизического резонанса (ЛГР). Являясь специалистом по безопасности полетов, он полагает, что ЛГР стал причиной многих катастроф: в воздухе, на земле, под водой (в частности, пожара на атомной подводной лодке «Комсомолец»)
      Теперь ЛЮБУЮ глупость и откровенное преступление можно на
      геофизический резонанс:
      слить . А что ? Ну реально против
      геофизический резонанс:
      не попрёшь ! fool
      Автору: - мы знаем что вы есть, что вы не можете ни есть!
      Есть ,или не есть ? Вот в чём вопрос . wassat Однако вот только тема кровавая и не шибко к юмору располагает.
    3. +3
      31 августа 2016 11:07
      Версии и причины катастрофы, в изложении автора, служат лишней иллюстрацией старой истины: "Глупость - это не отсутствие ума, это - такой ум"...
      1. +1
        31 августа 2016 16:37
        глупость, по последствиям, равносильна предательству
    4. +5
      31 августа 2016 21:24
      Считайте как хотите, конспирология или нет, но что бы два опытных капитана, вместе с вахтенными и рулевыми, в порту, вместе друг друга проглядели? И это в ясную погоду, при отсутствии волнения, с включёнными огнями. Проще простого сразу кого-то обвинить. Никто не спорит, что капитан судна в первую очередь несёт ответственность за людей на борту. Но то что случилось, ни в какие ворота не лезет. Очень много вопросов, и очень мало ответов.
      1. 0
        1 сентября 2016 21:42
        Ещё в техникуме, на уроках НВП вбили в голову, что относится к разряженному, разобранному оружию надо как к боевому. Преподаватель добавлял: "Даже палка раз в год стреляет". А здесь две махины, которые тормозом не сразу не остановишь. Вот "Палка и стрельнула".
  3. +6
    31 августа 2016 07:18
    Профессоры,конечно,всякую чушь придумают-что бы себя прославить-там,мол,ЛГРы...... Пить не надо капитанам при отходе-в надежде что денег заработают,и при приходе-что живые вернулись,с деньгами........ Людей жаль.....Хотя страна-и ТА,и ЭТА народ не жалеет.........
    1. +2
      31 августа 2016 21:27
      Покажите мне страну, которая жалеет людей. Если это и происходит, то всегда показательно перед всем миром. Смотрите мол как мы заботимся о своих гражданах, а на самом деле всем наплевать, и в штатах и в Европе, не говоря уже об африке. В России между прочим, с этим ещё не так плохо, как к примеру было в 90-е.
      1. +2
        31 августа 2016 21:44
        Цитата: Orionvit
        Покажите мне страну, которая жалеет людей.

        В принципе любая страна построена на принципе народоприумножения. Т.к. люди, это капитал. Даже термин специальный есть, "человеческий капитал". Только реализуется этот принцип по-разному.
        Любая буржуазная страна построена в первую (и основную) очередь на принципах народосбережения. Вследствие того, что население в ней образованное, и плодиться как кролики зачастую не желает. При этом никто не отменяет и размножения, как один из способов народоприумножения.
        Феодальные и уж тем более рабовладельческие страны народосбережением пренебрегают. Просто потому, что забитое и зачуханое население и так плодится в достаточных количествах. И в этом способе народоприумножения (народосбережении) у них особой нужды нет.
        Есть еще несколько способов народоприумножения. Один из них иммиграция. Но это очень непростой вопрос. При бездумной политике властей в этой области, в какой-то момент легко может оказаться, что потомки иммигрантов, это вовсе не гости, а хозяева. А вот потомки коренных жителей, это как раз гости. И гости нежелательные. Ну, не ассимилировались иммигранты и их потомки, не получилось.
  4. +17
    31 августа 2016 07:25
    Начало статьи хорошее, но как дошел до "загадочного излучения мощностью в 20 процентов подаваемое через АВАКС"... ну приехали. Да инопланетяне "Нахимова" утопили, инфа 100%. Как не стыдно такой бред писать? И ведь не жертвы ЕГЭ пишут. Неизвестное электромагнитное излучение... Капец. Что там неизвестного в этом излучении? Частота? Подаваемое через спутник... Уже давно через спутники электромагнитное излучение передают туда и обратно, тоже мне бином Ньютона, однако никто еще не вскипятил себе мозги таким излучением и пароходы от него не тонут.
  5. +7
    31 августа 2016 08:15
    Автору: - мы знаем что вы есть, что вы не можете ни есть! Начало статьи настраивало на профессиональный обзор, аналитику, а потом, сплошное уныние. Можно было оставить в статье предложенные автором версии с воздействием из космоса и прочая (для общего развития), но, при условии что будет получен ответ на вопрос: - отчего произошло столкновение под углом почти в 90 градусов? А так всё хорошо начиналось, в Москву вызывали!
  6. +7
    31 августа 2016 08:32
    Насчет неслучайности катастроф Чернобыля и "Адмирала Нахимова"- такие мнения и версия были всегда,что это было не просто разгильдяйство.Можно конечно и по-хохмить в комментариях,но факт остаётся фактом : внятно объяснить как это могло произойти никто не может,и вряд ли узнает.
    При этом 1986г. был фактически годом краха Союза - начался Чернобылем,продолжился пароходом,а закончился погромами в Алма-Ате.
    Дальше пошло по нарастающей,развал страны было делом времени.
    1. +4
      31 августа 2016 08:59
      А почему автор молчит за Август месяц? У некоторых конспирологов теория - Август роковой для России и СССР месяц, вот "Нахимов", "Курск", Останкинская башня.
      1. +3
        31 августа 2016 11:13
        А ещё августовский путч забыл.
    2. +9
      31 августа 2016 09:28
      но факт остаётся фактом : внятно объяснить как это могло произойти никто не может,и вряд ли узнает.
      Не не может внятно объяснить - объяснить-то давно всё объяснили, но домохозяйки не могут внятно понять что им объясняют и все равно настаивают на том, что "мы-то знаем..."
      У нас на Урале знаменитый перевал Дятлова. Господи, чего только не насочиняли, инопланетяне, шаровые молнии, секретные военные, ракетное топливо, лавина... Все с умным видом, мол мы-то знаем правду. Ничего что ракеты над этим регионом НИКОГДА не летали и не летают, а лавин на Урале со времен мамонтов не было. Банальная уголовщина, а версии одна веселей другой. Самое простое объяснение - самое верное. Везде, где есть хоть малейший шанс на человеческую глупость, разгильдяйство или злой умысел - знайте, оно и есть главная причина. Никакой враг не нанесет столько вреда, как свой дyрак.
      1. 0
        31 августа 2016 09:55
        Насчёт злого умысла мысль понравилась,не всё же на дурачков валить.
      2. +2
        31 августа 2016 10:54
        По поводу перевала Дятлова есть замечательная логичная версия без уголовщины, без теории заговоров, единственное допущение которой вполне вероятно. Уголовщиной как раз те события объяснить довольно трудно, логика нарушается.
  7. +26
    31 августа 2016 08:40
    Интересно, что курит автор? После катастрофы, нам, штурманам, приходил циркуляр, с результатами расследования. На "Нахимове" результат пред отходной "беготни", когда капитан оставил третьего одного на прохождении узкости, хотя должен был находиться на мосту. На "Васёве" капитан тупо смотрел в радар как суда сближаются, хотя МППСС говорит, что если есть сомнения в ситуации ведущей к столкновению, значит такая опасность существует. На "Васёве" решили как на катере лихо пролететь, тем более, что уступить должен был " Нахимов". Но, вроде, как, договорились, что уступит "Васёв". Но "Васёв" не уступил.....
    По поводу "старости" судна, очередной бред и не владение ситуацией вообще. Дорогой автор, решение о работоспособности судна принимает ни зам, не даже начальник пароходства, а Морской Регистр СССР. И если он разрешил эксплуатацию судна, тем более пассажирского, то значит с судном всё было нормально. Тогда это была мощная организация и работала очень хорошо. И таких случаев, как , например, с "Дальним Востоком"( полностью перекроенным непонятно кем и как) быть просто не могло. И не надо к этой катастрофе привлекать потустороние силы- банальное разгильдяйсво, приведшее к такой трагедии
    1. +1
      31 августа 2016 11:51
      Цитата: max2215
      Дорогой автор, решение о работоспособности судна принимает ни зам, не даже начальник пароходства, а Морской Регистр СССР.

      Ох уж этот всесильный и объективный Морской регистр СССР. А ничего, что "буржуины" этого Нахимова даже в свои воды не запускали? И именно из соображений того, что ему пора на свалку. Или это они просто враги, как обычно?
      Цитата: max2215
      Тогда это была мощная организация и работала очень хорошо.

      МилАй, это был СССР. Как "наверху" решили, так и работала. Такие печатки и ставила куда надо. И куда не надо.
      1. +6
        31 августа 2016 12:22
        Зря Вы так! Порядка тогда на морском транспорте было намного больше, чем сейчас. Да, судно не соответствовало международным требованиям и не заходило в иностранные порты, т.к. не имело водонепроницаемых переборок и т.д. Поэтому и работало в малом кабатаже, в прибрежной зоне.
        1. 0
          31 августа 2016 12:37
          Цитата: Valter1364
          Порядка тогда на морском транспорте было намного больше, чем сейчас. Да, судно не соответствовало международным требованиям и не заходило в иностранные порты, т.к. не имело водонепроницаемых переборок и т.д.

          Т.е. "злобных буржуинов" интересовала безопасность пассажиров на водном транспорте. Любых, даже советских. А "родную партию и правительство", не очень. Где вы в этом заметили порядок?
          Цитата: Valter1364
          Поэтому и работало в малом кабатаже, в прибрежной зоне.

          Хороша была "прибрежная зона". Целое Чёрное море.
      2. +3
        31 августа 2016 14:25
        МилАй, это был СССР. Как "наверху" решили, так и работала. Такие печатки и ставила куда надо. И куда не надо.

        Зачем писать про то, чего не знаешь? Регистр и был всесильный, а что буржуины чего то не допускали, так они много чего советского не пускали.
        ВЫ в самом деле думаете, что ММФ могло заставить Регистр продлить документы судну? Вы очень глубоко заблуждаетесь, ну а в загранку пускать устаревшее, морально, судно ЧМП было не зачем, у черноморского пароходства было достаточное количество более современных судов. Поэтому искать всякие заговоры не стоит
        1. 0
          31 августа 2016 15:46
          quote=max2215]Регистр и был всесильный, а что буржуины чего то не допускали, так они много чего советского не пускали.[/quote]
          Т.е. Нахимов всем требованиям безопасности соответствовал, а то, что он утонул в общем-то на ровном месте и из-за пустяка, так это случайность.
          Вашу "мысль" я понял.
          quote=max2215]ММФ могло заставить Регистр продлить документы судну?[/quote]
          Не могло, а указывало, кому и что продлевать, а кому нет. И никто даже пикнуть не смел.
          quote=max2215]у а в загранку пускать устаревшее, морально, судно ЧМП было не зачем[/quote]
          Разумеется. Особенно учитывая тот факт, что в иностранные порты, по причине отсутствия у него минимального уровня безопасности, оно зайти не могло.
          quote=max2215]Поэтому искать всякие заговоры не стоит[/quote]
          Какие заговоры? Обычный Совок.
      3. 0
        10 июля 2017 10:33
        Вы, милай, верите что СССР был в полной попе везде? Верите "другой правде"?
  8. +11
    31 августа 2016 08:54
    Не было на самом деле никакой тайны, а было злостное нарушение правил безопасности мореплавания, с нарушениями учёта пассажиров, закрытием глаз на состояние спасательных средств и состояние парохода.
    Чернобыль, Суворов и другие аварии тоже мистика? В основе этих трагедий лежит человеческий фактор или по флотски БАРДАК. Море, да и сложная техника за ошибки чаще всего заставляют платить кровью.
    И, да! Титатаник тоже үтонул по мистическим причинам...
    1. +2
      31 августа 2016 09:11
      В гибели "Титаника" как раз мистики было хоть отбавляй.
      1. +1
        31 августа 2016 13:21
        Причина одна, жадность руководства компании Кунард. Корабль крепкий, вон сколько на плаву продержался, но с такими повреждениями не живут.
        Я не отрицаю мистические совпадения, но не они причина трагедии.
        1. 0
          31 августа 2016 13:42
          А я и не утверждаю,что гибелью Титаника послужили мистические совпадения,как и не говорю,что это было разгильдяйство.Я не знаю.
          И по " Нахимову" - никто ничего не знает,и объяснить не может,всё что сказано- болтовня.
          1. +1
            31 августа 2016 16:45
            Да нет в гибели Нахимова никакой тайны ! Причины известны были үже тогда, по крайней мере у нас на ЧФ.
  9. +2
    31 августа 2016 08:55
    Мдаа и как всегда виноваты жадные олени, это еще очень мягко сказано. (А придумать причины и версии можно много).

    "Так, следствие сделало «стрелочниками» капитанов, однако правительственная комиссия и следствие не сочло, что виновным может быть вышестоящее начальство. Судну было 60 лет, и оно устарело. В соответствии с международными конвенциями конструкция пассажирского судна должна обеспечить ему плавучесть, даже если затоплены минимум два отсека. «Нахимов» уже нельзя было отправлять в море. 8 июля 1986 года (почти за два месяца до катастрофы) пароходство составило акт: к дальнейшему использованию пароход не пригоден. Однако на этот старый корабль, по указанию начальника Черноморского пароходства С. Лукьянченко, подписавшего тот самый акт, посадили 1200 пассажиров и отправили в море. Таким образом, управленческие ошибки вышестоящего начальства не привели к новым уголовным делам или хотя бы отставкам."
  10. +2
    31 августа 2016 09:15
    Автор где такие версии нашёл? Или может все катастрофы в России были сделана не из-за халатности, а из-за вмешательства внешних сил?
    Эта версия накладывается на цепь странных катастроф в позднем СССР (к примеру, Чернобыльская катастрофа)

    Как можно АЭС вывести из строя, с помощью каких-то излучений? Там ведь была система автоматического управления (которую и отключили перед аварией). Автор хотя бы почитал документы по аварии в Чернобыле, и узнал бы истинные причины аварии. А причинами аварии было то, что на станции отключили систему аварийного предупреждения, и не заметили перегрев реактора.
  11. +6
    31 августа 2016 09:44
    Автор,может хватит писать ахинею.Посчитайте расстояние от Аваксов и спутников до места применения,возьмите площадь места действия,включая астрофизическую лабораторию и просчитайте мощность ,как Вы говорите,микроволновой направленной энергии.Вы Удивитесь,но такой мощности воздействия до сих пор никто не может сделать.Если только инопланетяне....Но надеюсь Вы не не относитесь к УФОлогам.Да и инопланетянам сии корабли в кое-что не впились.В последнее время у нас в стране заметно плохое знание естественных и точных наук (физики,химии,математики,астрономии и прочая,прочая,прочая).Отсюда и сказочные статьи в разного сорта СМИ.Жалко,что и сей сайт начал тоже публиковать разного сорта хохмы.
    1. +4
      31 августа 2016 11:17
      Пусть пишет. В конце 90-х у Президента Российской академии наук спросили, как он относится к расплодившимся "левым" академиям. Он, к моему удивлению, ответил, что относится отлично. И пояснил, что если раньше всякие "фантасты от науки" бомбардировали РАН своими бредовыми идеями, то теперь они стали "академиками" своих "левых" академий, и РАН может спокойно работать.
      Так и с господином Самсоновым. Для него главное количество статей, а не их качество. И серьезные издания живут спокойно. Пусть пишет...
    2. +6
      31 августа 2016 11:20
      Для получение солнечной электромагнитной энергии на 20% больше на такой площади (квадрат со стороной от Бахчисарая до Новороссийска) при принятой расчетной мощности на поверхности Земли из 1 кВт на метр составляет 18 ТВт, даже не считая потерь при передаче, что приблизительно в 45 раз больше чем совокупная мощность атомных электростанций мира (391 ГВт).
      Это условные значение без учета рассеивания, необходимой фокусировки, технической невозможности и т.д.
  12. +6
    31 августа 2016 10:42
    Таким образом, есть версия, что кораблекрушение под Новороссийском — результат применения микроволнового оружия.

    а.... всё?боевые итальянские пловцы, сверхумные торпеды. заложенные бомбы с многогодовым таймером уже не в моде?

    мда. страшная трагедия. и вместо дельного разбора.....хохма .
    лайки, новый дизайн и статьи уровня РенТВ и ТВ3- вот новое слово по привлечению рекламной клиентуры на сайт, когда про НЛО ждать?
    1. +3
      31 августа 2016 10:51
      Теперь в моде геофизическое оружие, психотронный крейсер "Висконсин" и усиление вихревых гравитационных полей. smile
      1. +2
        31 августа 2016 10:53
        Странно, что не указан прямой виновник трагедии- Обама.
        пс.я тебе по 1 гв ск ответил, а ты пропал
        1. +1
          31 августа 2016 12:50
          Это все придумал Черчилль в восемнадцатом году.. ©

          P.S. Ответ по 1 гв.ск видел. Надо смотреть подробнее, что реально было у 1 гв.ск из артиллерии.
          Про судьбу "полковника Б." я помню - застрелился 24.10.41 после того, как к КП 11 тбр прорвались немецкие танки.
          1. 0
            31 августа 2016 16:29
            ну посмотри, посмотри.

            не просто застрелился, а был удостоен почести, вот тебе и алкаш...
            1. 0
              31 августа 2016 16:59
              Одно другому не мешает - вспомните хотя бы министра угольной промышленности при ИВС:
              Нет, товарищи, Засядько норму знает

              Тем более, что после той кляузы Мехлису командира 11 тбр могли привести в меридиан.
              Кстати, возможно это донесение политотдела и последовавшие оргвыводы и повлияли на решение подполковника Бондарева не уходить с КП вслед за остатками бригады в тот вечер 24 октября.
            2. 0
              31 августа 2016 20:17
              Цитата: Alexey RA

              Тем более, что после той кляузы Мехлису командира 11 тбр могли привести в меридиан.
              Кстати, возможно это донесение политотдела и последовавшие оргвыводы и повлияли на решение подполковника Бондарева не уходить с КП вслед за остатками бригады в тот вечер 24 октября.

              так кляуза Мехлису была только в феврале 42 или ты про что?


              ++
              что за скотская форма комментирования, кто ж ее придумал то, нормально человеку не ответить, тьфу, поколение фейсбука и полукедов
  13. BAI
    +1
    31 августа 2016 10:42
    Ну какое микроволновое оружие? Осталось только инопланетян приплести.
  14. 0
    31 августа 2016 10:53
    Ну, автор как статью назвал? Тайна гибели адмирала Нахимова.
    О гибели рассказал? Рассказал.
    Версии привел? Практически все.
    Что Вы еще хотите от статьи? Она полностью соответствует названию. В данном случае, мне кажется, упреки автору несправедливы. Я некоторые версии услышал впервые. Да, они дикие, на мой взгляд. Но не упомини их автор, тут сразу бы начали его в этом упрекать. Почему не упомянул? Почему он придерживается одной версии? Статье поставлю плюс. Она соответствует названию. Написана своевременно и интересно
  15. +11
    31 августа 2016 11:03
    Да уж, Самсонов Александр море и пароходы видел только в кино, явно.
    Почему только капитанов привлекли? Потому что только капитан в море - хозяин, царь и Бог...на борту.
    Не имел права выходить в море "Нахимов"? Но все-таки вышел, да еще с пассажирами на борту!
    Значит - ИМЕЛ право. И Регистр СССР его пропустил, а не какие-то там мифические подписыватели. Акт, вероятно и накорябали какой, быстрее на "иголки" пустить посудину, после летней навигации, скажем. Много чего понаписали - то не так, это не эдак - а иначе бы не списали просто, отправили бы в каботаж, еще куда, в учебные те же.
    Не в акте дело.
    На корабле, на судне, на плавсооружении за ВСЕ отвечает капитан (командир корабля).
    Вариантов никаких других нет.
    Если только он не отстранен от исполнения вышеначальствующим лицом, находящимся на борту.
    ...
    Инструкция при выходе из портов и заходе в порт, проходе узкостей четко говорят - капитан должен лично быть на мостике.
    А тут что? Один свинтил куда-то...другой в САРП уставился.
    Да от экрана САРПа такие "зеленые зайчики" в глазах будут прыгать, куда там определить маневр расхождения.
    Виноваты капитаны, однозначно виноваты.
    А никакие не геомагнитные резонансы, происки прохиндеев и завышенная на 20 % мощность.
    ...
    В те же годы наш лайнер, Суворов, по-моему, в Новой Зеландии налетел на риф.
    Налетел и налетел, ЧП. Капитана судили и посадили. На время.
    Но ни про какие "происки" и речи не было - промухоловил - получи.
    ...
    Море расппи...ой, расхлябанности не терпит. И наказывает беспощадно.
    ...
    Людей просто жалко.
    1. +7
      31 августа 2016 11:43
      И Регистр СССР его пропустил, а не какие-то там мифические подписыватели.
      Форумчане, многие, просто не понимают, что такое был Морской Регистр СССР.
      Организация была не подконтрольна ни ММФ, ни МРХ, суда освидетельсвовались с определённой правилам периодичностью, и ни какой ( в те времена) инспектор не взял бы на себя ответственность дать разрешение на эксплуатацию не соответствующему правилам судну, тем более ПАССАЖИРСКОМУ!! В правилах эксплуатации морских пассажирских судов сказано, что спас средства каждого борта по отдельности должны иметь 1.5 вместимость, если мне не изменяет память. В те времена значительного перегруза быть не могло- портнадзор и пограничники( проверялось по отдельности и не зависимо друг от друга) не пропустили( кэп за перегруз остался б без диплома).
      Повреждения были настолько сильными, "Васёв" своим бульбом( это подводная носовая часть выступающая далеко в перёд)просто вспорол подводную часть борта на очень польшой площади, вместе с водонепроницаемыми переборками, вместе с машинным отделением, поэтому судно затонуло мнгновенно, а не из за открытых иллюминаторов. За эти минуты у людей находившихся внутри не было ни каких шансов, а у команды спустить шлюпки тем более, только спасательные плоты, но у боцманов была плохая привычка фиксировать плоты, чтоб их случайно не сбросили, моряки поймут о чём я.
      Так, что не ищите инопланетян и разные катаклизмы-только капитаны и его величество случай, память погибшим, они то были ни причём....
      1. +1
        31 августа 2016 12:08
        Цитата: max2215
        что такое был Морской Регистр СССР.
        Организация была не подконтрольна ни ММФ, ни МРХ, суда освидетельсвовались с определённой правилам периодичностью, и ни какой ( в те времена) инспектор не взял бы на себя ответственность дать разрешение на эксплуатацию не соответствующему правилам судну, тем более ПАССАЖИРСКОМУ!!

        Выдавал те бумаги, которые от него требовались. И мнением инспекторов при этом не интересовался. Обычная бюрократическая структура в рамках "командной экономики".
        Цитата: max2215
        В те времена значительного перегруза быть не могло- портнадзор и пограничники( проверялось по отдельности и не зависимо друг от друга) не пропустили( кэп за перегруз остался б без диплома).

        Вы еще таможенников забыли. Я слыхал, что они в те времена очень лютовали на внутренних линиях.
        1. +3
          31 августа 2016 13:08

          0
          rjxtufh Сегодня, 12:08 ↑ Новый
          Цитата: max2215
          что такое был Морской Регистр СССР.
          Организация была не подконтрольна ни ММФ, ни МРХ, суда освидетельсвовались с определённой правилам периодичностью, и ни какой ( в те времена) инспектор не взял бы на себя ответственность дать разрешение на эксплуатацию не соответствующему правилам судну, тем более ПАССАЖИРСКОМУ!!

          Выдавал те бумаги, которые от него требовались. И мнением инспекторов при этом не интересовался. Обычная бюрократическая структура в рамках "командной экономики".
          Цитата: max2215
          В те времена значительного перегруза быть не могло- портнадзор и пограничники( проверялось по отдельности и не зависимо друг от друга) не пропустили( кэп за перегруз остался б без диплома).

          Вы еще таможенников забыли. Я слыхал, что они в те времена очень лютовали на внутренних линиях.
          ВЫ это знаете или предполагаете? Я знаю, я не раз сдавал пароход регистру и знаю, что это такое.
          А будучи 3 помошником процедуру оформления отхода знаю из нутри, так, что в лужу пукать не надо- не знаешь, лучше промолчать
          1. 0
            31 августа 2016 15:51
            quote=max2215]Я знаю, я не раз сдавал пароход регистру и знаю, что это такое.[/quote]
            Вы были мелкой сошкой. А у сошек с боссами средней руки совсем не такие отношения, как у боссов средней руки с крутыми боссами. Постарайтесь это запомнить, в жизни прогодится.
            quote=max2215]так, что в лужу пукать не надо- не знаешь, лучше промолчать[/quote]
            Почему вы думаете, что у всех ваши привычки? Как-то вы весь мир ровняете по себе. Не слишком ли?
          2. +2
            31 августа 2016 16:03
            Не обращайте внимания, у этого тролля такая работа - пукать, портить воздух, скунсом работает. Особенно фееричны его пассажи за Крым в украинское лихолетье - Крым Цвёл и издавал душистый аромат. Я таким уже советовал- к ним относятся слова С.Б.Лаврова.
            1. +1
              31 августа 2016 16:11
              Цитата: alexej123
              Особенно фееричны его пассажи за Крым в украинское лихолетье - Крым Цвёл и издавал душистый аромат.

              Ты что, совсем с головой не дружишь? Какой Крым, в какое лихолетье? Где я такое писал? Где я вообще хоть что-то писал о Крыме?
              Закусывать не пробовал? Попробуй!
              Цитата: alexej123
              Я таким уже советовал- к ним относятся слова С.Б.Лаврова.

              Тебе не советовать надо, тебе надо относить их на свой счет.

              ПС. А смысл твоего подлянистого оговора насчет "его пассажи за Крым" я понял. Негодяй ты, если коротко. Настоящий такой, 100%-ный. Патентованый.
            2. 0
              31 августа 2016 17:33
              Спутал вас, флаг французский дал маху. "Товарисч" dizz c таким же флагом тролятничеством занимался. hi Прошу прощения, Виноват.
        2. +2
          3 сентября 2016 16:53
          Цитата: rjxtufh
          Цитата: max2215
          что такое был Морской Регистр СССР.
          Организация была не подконтрольна ни ММФ, ни МРХ, суда освидетельсвовались с определённой правилам периодичностью, и ни какой ( в те времена) инспектор не взял бы на себя ответственность дать разрешение на эксплуатацию не соответствующему правилам судну, тем более ПАССАЖИРСКОМУ!!
          Выдавал те бумаги, которые от него требовались. И мнением инспекторов при этом не интересовался. Обычная бюрократическая структура в рамках "командной экономики".


          Морской Регистр СССР был просто образцом добродетели в сравнении с сегодняшним Морским Российским Регистром Судоходства.
          Клянусь!!!
          Если сегодня провести рейд по бумагам и действительным состоянием судов в Северо-Западном бассейне, ряды постояльцев изоляторов СКРФ моментом пополнятся десятками чиновников - от Министерства Транспорта до рядовых "исполнителей" РосМорПорта на местах, включая первопрестольную. Белоснежные 5-палубные лЯйнеры, совершающие круизы из порта "Пяти морей" на Соловки, можно ( и нужно!) арестовывать в момент отхода от причала на Москве-реке - в рядах экипажей числятся "мёртвые с души с правильными документами", по факту там СБРОД. Даже иные капитаны таких лЯйнеров не имеют дипломов (сертификатов) на право управлять пассажирскими судами.....
          А что твориться на российском Севере.....???? Там такое выходит в море, что в 80-е прошлого века и в страшном сне не привидилось бы...

          "Стрелять, стрелять и ещё раз стрелять..."
  16. 0
    31 августа 2016 11:09
    Мы с мужем должны были на этом судне оказаться. Но не оказались. До сих пор радуюсь. Можете это мистикой обозвать, кому нравится. Я знаю, что нас Бог спас. А насчёт того, почему он потонул - разгильдяйство сплошное. Есть правила расхождения судов. Они договорились. Вроде! А что смотреть в прибор, когда светящийся всеми огнями пароход прямо перед носом, простым глазом видно, где он! А погибло сколько - ? Потому что попасть на Нахимов было крайне трудно, тем более в Новороссийске. Билеты раскупались задолго до круиза. Были лишние "блатные пассажиры", многие из команды посадили своих. И сколько точно людей оказалось на борту неизвестно. И там не только тонули - многие попали под винты Васёва. А то, что под прямым углом врезался - ничего удивительного, - фарватер извилистый, при прохождении суда поворачивают. Кстати, капитаны оба долго не прожили. Марков умер, кажется, от сердца, а Ткачёв - утонул на своей яхте! Тоже в прибор смотрел? Про свечение неба - не помню, чтобы кто-то говорил, а вот что в ту ночь в Новороссийске часы на 1 час отстали - говорили, вроде поэтому Нахимов вышел не вовремя. Ну, меня там тогда не было, говорю, что потом рассказали, правда ли - не знаю. А вот Нахимов утонул 3-й по счёту. Причём два - в Новороссийске. Ещё катер обледенел и утонул. Мистика? Нахимов - знаменитый адмирал, но стоит ли снова так называть корабль?
    1. +1
      31 августа 2016 12:00
      Билеты на т/х "Адмирал Нахимов" на этот рейс продавались свободно в кассах морвокзала за один день до трагедии. Это факт, т.к. покупал их лично.
    2. avt
      +2
      31 августа 2016 15:56
      . Ещё катер обледенел и утонул. Мистика? Нахимов - знаменитый адмирал, но стоит ли снова так называть корабль?
      wassat То есть в хорошо известном в тех краях природным явлением именуемым кажись Бора тоже Нахимов виноват ???? Ну обледеневают и переворачиваются с утоплением в Новоросийске с утоплением исключительно суда именуемые ,,Нахимов"???? А может в мозгу чего лучше поправить?Хорошо что хоть не инопланетяне и этот самый ,,резонанс"из статьи.
      1. 0
        31 августа 2016 18:01
        Представляете - был катер Нахимов, который обледенел, перевернулся и утонул! Да, было давно, много лет назад. Во время боры. если давно - то уже и не было?
  17. +3
    31 августа 2016 11:27
    Цитата: Самсонов Александр
    Тайна гибели «Адмирала Нахимова»

    А была тайна? Старое корыто, не соответствующее никаким критериям безопасности, которое могло выйти в море только лишь в СССР (огромна забота о жизни и здоровье граждан налицо). Разгильдяй вахтенный начальник на сухогрузе.
    Так что, никакой тайны не было.
    Цитата: Самсонов Александр
    Исследователь Владимир Чуев выдвинул гипотезу о применении микроволнового оружия.

    Закусывать надо.
  18. +9
    31 августа 2016 11:53
    30 августа 1986 года, стоял с товарищем за билетами на морвокзале. Билеты брали естественно на т/х "Адмирал Нахимов". В этом году, после окончания НВИМУ, получив распределение должны были прибыть на суда ММФ СССР. Его судно стояло в Батуми, моё в Поти. Уже купив билеты на 31.08.1986 и отойдя от кассы, вернулись, сдали их обратно и приобрели билеты на "комету". Выходила эта "комета" из Новороссийска рано утром, а к вечеру была уже в Батуми.
    Узнав на следующий день о трагедии и зная себя, что поднявшись на борт пассажира обязательно бы забрался в койку и уснул, понял на сколько был близок к уходу из этого мира.
    Вечная память погибшим.
    1. +7
      31 августа 2016 13:45
      Пассажирские билеты, даже палубные, на круизные рейсы не продавали НИКОГДА.
      А это был обычный - очень популярный и очень доступный 12(или 14)-дневный круиз Одесса-Батуми-Одесса
      "Нахимов" был, наряду с "Россией" и "Победой" (все - немецкой довоенной постройки)- самым комфортабельным и роскошным круизным судном ЧМП, куда шикарнее - по внутренней отделке, более молодых судов, постройки 70-х г.г.
      Двухкомнатная каюта-люкс стоила около 300 руб.\чел на весь круиз, 3-й класс - около 120 руб - т.е. доступно для всех.
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
      3. +3
        31 августа 2016 15:56
        quote=RoTTor]3-й класс - около 120 руб - т.е. доступно для всех.[/quote]
        Нифига себе, доступно. Я помнится студентом скёб-скрёб, так и не наскрёб. А те, у кого родители позажиточнее были, те в круизы ходили. Рассказывали потом, что там да почему.
        К тому же поинтересуйтесь, что означал 3-й класс. Свинарник. Корыто-то старое было. Душегубка. Но это чисто по отзывам очевидцев. Сам я в круизы не ходил.
        1. +2
          31 августа 2016 18:45
          если не ходили ,не стоит и трепаться, свинарник и прочее.
          1. 0
            31 августа 2016 20:10
            Цитата: rumatam
            если не ходили ,не стоит и трепаться, свинарник и прочее.

            А что, для того, чтобы понять, что каюты третьего класса были свинарником, надо обязательно туда окунуться? Уточните, какой они были площади, на сколько мест были рассчитаны и какими "удобствами" располагали. Уточните, каким образом туда осуществлялся приток НЕкондиционированного воздуха.
            Советский человек был крайне неприхотлив. Поэтому безобразие типа "третьего класса" на Нахимове его не отпугивало. Сейчас я бы туда ни ногой.
            1. 0
              2 сентября 2016 17:31
              уважаемый ты сам то в свинарнике был? Как можешь судить о том чего не видел и где не был. А так это просто трёп.
            2. 0
              2 сентября 2016 18:55
              Цитата: rumatam
              Как можешь судить о том чего не видел и где не был. А так это просто трёп.

              Вам для того, чтобы понять что , это , обязательно попробовать его на зуб? Или по косвенным признакам правильный вывод сможете сделать и не вляпаетесь?
    2. +1
      31 августа 2016 18:03
      Мой муж тоже НВИМУ закончил, только в 84-м.
  19. Комментарий был удален.
  20. +7
    31 августа 2016 13:53
    Одна из главных "человеческих" причин - круизные рейсы Одесса-Батуми-Одесса, на которых работал "Адмирал Нахимов" были для моряков ЧМП крайне непопулярны - нет заходов в иностранные порты, нет возможности прибарахлиться и перепродать шмотки на толкучке, нет иностранных туристов (этот пароход возил только наших) - голый оклад по должности, а они были у советских моряков невелики.
    Вот и был "Нахимов" - "чёрным пароходом", куда на определённое время ссылали проштрафившихся - на контрабанде, фарцовке и т.д., т.е. экипаж был не сплаванный, не постоянный и не лучшего качества.
    1. 0
      3 сентября 2016 15:40
      Ну в Одессе то все было.
      Разумеется рейсы с заходом в Стамбул-были более "желанными".
  21. 0
    31 августа 2016 16:22
    В инопланетян я не верю и всякую чушь мистическую отреаю.
    Мне кажется,что max 2215 правильно комментирует ситуацию. А господину qwrtу посоветуюсь смотреть ТВ3:там мастика на мистике сидит.
    Намеки автора на причастность ЦРУ(кроме инопланетян осталось ЦРУ) считаю глупостью. Бесспорно ребята из Лэнгли барбосы еще те,но за каким фигом они воздействовали на данный участок моря? С равным успехом могли воздействовать на Балтику или Тихий океан или конкретно на Кремль.
    Еще в ту пору я слыхал криминальная версию:якобы Нахимов загружен наркотой,а конкуренты его утопили,чтоб обанкротился господин X., А еще были
    Политические:якобы хотели устранить чуть ли не Гейдара Алиева. Буд-то в суверенное Азербайджане были опубликованы такие материалы. Автор,если взялись высказывать версии,что же их не упоминали?
  22. +1
    31 августа 2016 16:30
    Чтобы в радилокатор не увидеть пересекающих судно это просто ,если локатор не включать и тупо стоять рядом,,,,так что аваксы ни при чем
  23. +1
    31 августа 2016 16:39
    Цитата: Alex_59
    однако никто еще не вскипятил себе мозги таким излучением

    уверены? ая уже по статье вижу, что есть такие случаи
  24. 0
    31 августа 2016 16:44
    Цитата: домохозяйка
    вроде поэтому Нахимов вышел не вовремя.

    там долго ждали семью местного начальника КГБ, я так читал в "Науке и жизни"
    1. 0
      31 августа 2016 18:11
      Да слухов полно было. Факт - Васёв пропорол бок Нахимову и куча людей погибла. Иногда бываем у памятника с часами. Фамилии, фамилии... Жутко.
  25. 0
    31 августа 2016 16:53
    Цитата: Phoeniks
    Однако на этот старый корабль, по указанию начальника Черноморского пароходства С. Лукьянченко, подписавшего тот самый акт, посадили 1200 пассажиров и отправили в море.

    К сожалению катастрофы были и будут и причин может быть много:
    MV Doña Paz.
    Этот филиппинский паром затонул после столкновения с нефтяным танкером MT Vector 20 декабря 1987 года. Погибло более 4300 человек. Столкновение произошло глубокой ночью и привело к пожару, а спасательные жилеты были заперты, что вынудило пассажиров прыгать в горящую воду, к тому же кишащую акулами.

    Крушение круизного судна «Коста Конкордия» — морская катастрофа, произошедшая в ночь с 13 на 14 января 2012 года в Тирренском море вблизи итальянского острова Джильо. «Коста Конкордия», один из крупнейших европейских теплоходов[2][3], во время круиза по западному средиземноморью с 4229 людьми на борту налетел на рифы и перевернулся, унеся жизни 32 человек. Трагедия случилась на пути следования из Чивитавеккьи в Савону.
  26. +2
    31 августа 2016 16:54
    Я был на Нахимове, видел все от начала до конца, и то, что изложено "выдумки" псевдоучных.
  27. +4
    31 августа 2016 17:07
    Уважаемые коллеги... Не в огорчение автору... Статья, кроме описания самой трагедии, дичь полная... Просто в то время я менял диплом на ШДП. И прекрасно представляю, что натворил Ткаченко... Не стоит оправдывать человеческий фактор паронормальными явлениями и прочей чушью. Есть определенные правила... Если ты от них отступаешь, ты берешь на себя ответственность за последствия... Есть такие правила МППСС-72, аналог ПДД... Что такое САРП в 1986 году знал даже курсант... Надо была просто поднять голову и посмотреть перед собой... И ро чиновников не совсем так... Министр МФ за эту трагедию местом поплатился...
  28. Комментарий был удален.
  29. 0
    31 августа 2016 18:42
    полнейший БРЕД.
  30. Комментарий был удален.
  31. kig
    +2
    1 сентября 2016 11:19
    Статья написана лишь с целью написать что-либо. На самом деле никаких загадок тут нет - человеческий фактор со всех сторон. "Петр Васев" был предупрежден постом управления движением о выходк пассажирского судна, кроме того, даже и без предупреждения он по всем правилам был обязан уступать дорогу. Капитан Ткаченко чрезмерно увлекся показаниями САРПа, который в те времена был на флоте диковинкой, и не обращал внимания на доклады вахтенного помощника о том, что пеленг на Нахимов не меняется, что явно указывало на угрозу столкновения. Помощник, кстати, очень своевременно записал в вахтенный журнал, что капитан предупрежден. Позднее, кстати, Ткачев пытался надавить на помощника, чтобы тот убрал свои показания. Капитан Марков, вполне вероятно, принял бы меры, если бы был на мостике, а оставшийся за главного 2-й помощник промедлил с принятием решения. Он, кстати, понял свою вину без всякого суда и остался на тонущем судне.

    Пассаж про "странный угол" удара вообще не понятен. Сухогруз своим бульбообразным носом проделал громадную дыру ниже ватерлинии, а последующий разворот обоих судов только еще более ухудшил ситуацию.
  32. +2
    2 сентября 2016 19:39
    Лайнер «Адмирал Нахимов» имел документы Регистра, разрешающие ему плавать до конца 1986 года, но из-за возраста его уже готовили к списанию с баланса ЧМП и он ходил последние рейсы по Крымско-Кавказской линии до утверждения акта списания в Министерством морского флота.
    Это означает, что в 1982 году он прошел очередное освидетельствование Регистром и получил документы на четыре года. К тому же каждый год он проходил ежегодные освидетельствования, которые предусматривали проверку работоспособности всех технических средств, в том числе и спасательных, т.е. лайнер в плане безопасности отвечал всем нормам Конвенций СОЛАС не только 1948 года но и 1960 и 1974 года. Его сняли с зарубежных линий не из-за старости, а поскольку он не отвечал второстепенным требованиям, типа:отсутствие в жилых помещениях экипажа и каютах 3-4 класса одного туалета на один блок из двух кают.
    Его корпус был вполне крепким, износ не превышал нормы, и не было ничего мистического или сверх естественного в том, что с ним случалась трагедия. Обыкновенный человеческий фактор.
    Да, Марков и Ткаченко были высококвалифицированными специалистами, и в нормальной рабочей обстановке они с обязанностями по командованию судном справлялись. Всю свою жизнь капитаны профессионально готовятся к аварийным ситуациям, одних пронесет, а других – нет. И здесь не предсказуемо: кто как себя в такой обстановке поведет.
    К сожалению ни Марков, ни Ткаченко оказались не готовы к такой нештатной ситуации и не смогли найти правильное решение, которое бы предотвратило катастрофу. Наоборот они сделали немало ошибок, которые и привели к трагедии. Именно в этом их вина.
    Марков, например, услышав реверс машин на задний ход, выскочил на мостик и вместо того, чтобы оценить обстановку и объявить общесудовую тревогу, а затем шлюпочную тревогу, набросился с бранью на вахтенного помощника, т.е. растерялся и проявил нерешительность. Ткаченко же встал в ступор и упрямо до столкновения заворожено смотрел на экран САРП. Он потерял ориентировку, потому что визуально «Нахимов» был плохо виден, его огни сливались с огнями города и порта, а потому передоверился САРП, которая давала ошибку в определении точного места лайнера.
    Вот основные причины трагедии.
    1. Нарушение МППСС-72. Согласно Правил «Адмирал Нахимов» должен был уступить дорогу «Петру Васеву», но судоводители на мостике договорились об обратном – Ткаченко сам предложил уступить дорогу. Но, сделав такое предложение, он ничего не сделал, чтобы ее действительно уступить.
    2. Нарушение Устава службы на судах ММФ. Капитан Марков рано ушел с мостика, а вахтенный помощник когда начались опасные маневрирования не вызвал капитана на мостик.
    3. Судно было не подготовлено к выходу в море: клинкетные двери водонепроницаемых переборок не были закрыты. Вода хлынула в пробоину и затопила сразу несколько отсеков, после чего «Адм. Нахимов» потерял плавучесть.
    4. Нерешительные действия Маркова и Ткаченко по предотвращению столкновения и спасанию людей.
  33. 0
    3 сентября 2016 01:34
    Трагедия потрясла всех. У нас в отделе одна из сотрудниц вместе со своим мужем плюс подруга с мужем были в круизе на "Нахимове". Уходили из Одессы, туда же и вернулись ЕМНИП. Добрались до Новочеркасска, вышла на работу, начала рассказывать что и как, а через день-другой сообщение.
    Родилась в рубашке, т.к. им сначала предлагали билеты на последний рейс "Нахимова".
    Билеты были в третьем классе. И это отнюдь не свинарник. Да, сравнить с первым классом конечно нельзя, но все вполне достойно. А вот в случае аварии вряд ли выжили бы. Поскольку с ее же слов если были бы не в каюте, то на танцплощадке, а на ней многие и погибли.
    Очень сложно было работать потом водолазам, чисто психологически. Если эксперты-криминалисты работали посменно (дядька, будучи начальником бюро СМЭ был там всего 2 недели), то водолазы работали по его словам на износ.
    Вечная память тем, кто тогда погиб
  34. 0
    3 сентября 2016 15:47
    Любые катастрофы с большим числом жертв-тут же обрастают сетью тайн. Не устраивает простого обывателя не случайная смерть множества людей.Не удовлетворить эту жажду простыми объяснениями и человеческим фактором.Им подавай мистику, фантастику.
    Но как обычно сам человек и есть главная причина происходящего с ним.А море ошибок редко прощает.
    Ужасная трагедия. Одна из подкосивших сознание(Чернобыль, Нахимов, другие) как череда неизбежного страшного на пути к 91.
  35. 0
    23 декабря 2016 17:20
    Справедливый суд осудил - а самый гуманный отпустил.
  36. 0
    6 февраля 2017 11:05
    "Обоих признали виновными по ст. 85 УК РСФСР". Если суд происходил в Одессе, то, скорее всего, признали виновными по аналогичной статье УК УССР. Напомню, что в СССР не было единого УК. Существовали Основы уголовного законодательства Союза СССР и союзных республик, УК союзных республик и Закон ССР об ответственности за государственные и военные преступления, положения которого автоматически были включены в УК союзных республик.