Отто Юльевич Шмидт — советский исследователь Арктики

18 сентября (30 сентября по новому стилю) 1891 года в Могилеве родился Отто Юльевич Шмидт — будущий выдающийся советский ученый, математик, географ, астроном, исследователь Арктики и покоритель Памира, Герой Советского Союза и Академик АН СССР. Советская история, пожалуй, не знает более разностороннего ученого, а его экспедицию на пароходе «Челюскин» не забудут никогда. Были времена, когда Отто Шмидт в Советском Союзе был не менее известным, чем Юрий Гагарин. В 2016 году отмечается одновременно и 125 лет со дня рождения, и 60 лет со дня смерти этого великого отечественного ученого: он ушел из жизни 7 сентября 1956 года.

Предками Отто Шмидта по линии отца были немцы-колонисты, которые перебрались в Лифляндию (современную Латвию) во второй половине XVIII века, по материнской линии — латыши по фамилии Эргле. В семье Шмидтов говорили на трех языках: русском, немецком и латышском. При этом сам Отто Юльевич позднее отмечал, что согласно своему самосознанию он является русским. Отец будущего академика служил мелким торговым служащим сначала в Могилеве, затем в Одессе. Здесь же прошло и раннее детство Отто Шмидта, а также первые годы его учебы. Помимо него, в семье было еще четверо детей.

Семья жила достаточно бедно, поэтому все дети не могли получить приличное образование. Однако Отто, старший сын, довольно рано обнаружил свои способности, любознательность и одаренность, тягу к знаниям. По этой причине на семейном совете было решено помочь ему с получением образования. С детства Отто работал в лавке письменных принадлежностей, так что он прекрасно знал цену труду и заработанным деньгам. Во многом обучение одаренного мальчика в гимназии стало возможным благодаря помощи его латышского дедушки Фрициса Эргле.


Шмидты переехали в Киев в 1907 году, тогда же Отто поступил во вторую мужскую классическую гимназию, сразу во второй класс. В 1909 году он окончил гимназию с золотой медалью, получив полное среднее образование. В том же году он продолжил обучение, поступив в Киевский университет на физико-математическое отделение. Здесь он учился до 1913 года. Еще во время учебы в Киевском университете Отто Шмидт под руководством профессора Д. А. Граве начал свои исследования в математической теории групп. После завершения обучения в 1913 году он был оставлен при университете с целью подготовки к получению профессорского звания по математике. С 1916 года — приват-доцент.


Отто Юльевич Шмидт — советский исследователь Арктики


Отто Шмидт принял Октябрьскую революцию 1917 года, в 1918 году он вступил в РСДРП. По его словам, революционные события в стране побудили в нем «человека воли, действия». По личному указанию Ленина он работал над подготовкой и реализацией ряда проектов молодой страны, был членом различных коллегий народных комиссариатов, стоял у истоков организации системы высшего образования. В частности с 1918 по 1920 год он входил в состав коллегии Наркомпрода, с 1921 по 1922 — Наркомфина, с 1921 по 1922 и с 1924 по 1927 — Наркомпроса, с 1927 по 1930 год — член Президиума Госплана. Помимо этого в это же время он трудился в Государственном ученом совете при СНК СССР, с 1924 по 1930 год был членом Президиума Коммунистической академии. Одновременно с этим с 1923 по 1956 год он являлся профессором МГУ имени Ломоносова в Москве.

Уже тогда вклад Отто Шмидта в систему образования и просвещения был неоценим. Он стал одним из основателей и главным редактором Большой советской энциклопедии (1924-1942 годы), наиболее полной и широко известной советской универсальной энциклопедии, тиражи которой измерялись десятками тысяч экземпляров. Коренная перестройка основ алгебры, которая произошла в конце 1920-х годов, предъявляла новые требования к преподаванию предмета в университетах. По инициативе Шмидта в МГУ имени Ломоносова была организована кафедра высшей алгебры, а затем и научно-исследовательский семинар по теории групп. Кафедра и семинар достаточно быстро стали одним из основных алгебраических центров Советского Союза. Сам Отто Шмидт с 1929 по 1949 год являлся заведующим кафедры высшей алгебры физико-математического и механико-математического факультета МГУ.

В 1928 году Отто Шмидт принял участие в первой советско-германской памирской экспедиции, которая была организована Академией наук СССР. Целью экспедиции на Памир было изучение структуры ледников, горных цепей, перевалов и восхождение на самые высокие вершины Западного Памира. В 1929 году была организована и успешно проведена арктическая экспедиция на ледокольном пароходе «Седов». Начальником экспедиции и «правительственным комиссаром архипелага Франца-Иосифа» стал Отто Юльевич Шмидт. Члены экспедиции успешно достигли Земли Франца-Иосифа; в бухте Тихой они создали полярную геофизическую обсерваторию.


Отто Юльевич Шмидт — советский исследователь Арктики


В 1930 году в СССР была организована вторая арктическая экспедиция на ледокольном пароходе «Седов», которую снова возглавил Шмидт. В рамках проведения данной экспедиции были открыты острова Визе, Воронина, Длинный, Домашний, Исаченко, западные берега Северной Земли (архипелаг в Северном Ледовитом океане). Один из открытых во время экспедиции островов был назван в честь Шмидта. Любовь к северу и Арктике способствовала тому, что Шмидт стал начальником Главсемпорпути при СНК СССР, этот пост он занимал с 1932 по 1939 год. Именно экспедиция под руководством Отто Шмидта в 1932 году смогла в одну навигацию пройти весь Северный морской путь (СМП) на ледокольном пароходе «Сибиряков», положив тем самым начало регулярному судоходству вдоль берегов Сибири.

В 1933-1934 годах под руководством Отто Шмидта была проведена новая арктическая экспедиция, на этот раз на борту парохода «Челюскин»: целью экспедиции была проверка существования возможности плавания по Северному морскому пути на корабле неледокольного класса. Эта экспедиция стала одной из самых запоминающихся в истории исследований Арктики и жизни самого Шмидта, настоящим его звездным часом. В момент гибели парохода «Челюскин» во льдах и при обустройстве жизни спасшихся членов экипажа судна на льдине Отто Шмидт проявил твердую волю и мужество.

Пароход «Челюскин» водоизмещением 7,5 тыс. тонн был специально построен по заказу советских внешнеторговых организаций в Дании. Пароход изначально предназначался для плавания между устьем реки Лена (отсюда и первоначальное название парохода — Лена) и Владивостоком. Для своего времени это был наисовременнейший грузопассажирский корабль, что подтверждалось его техническими данными. 16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием полярного капитана Владимира Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР Отто Шмидта благополучно отплыл из Ленинграда в Мурманск. 2 августа того же года, взяв на борт 112 человек, «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток, на практике отрабатывая схему доставки грузов по трассе СМП за одну летнюю навигацию. Предполагалось, что на трудных участках пути пароходу будут помогать специально высланные ледоколы.

Первые льдины экспедиции встретились уже в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола «Челюскин» сумел преодолеть сплошные льды и продолжил свое движение к Владивостоку. 1 сентября 1933 года пароход добрался до мыса Челюскин. В Чукотском море он снова встретился со сплошными льдами. 4 ноября того же года, благодаря удачному дрейфу вместе со льдами пароход «Челюскин» вошел в Берингов пролив. Когда до чистой воды оставались уже считанные мили, корабль был увлечен назад в северо-западном направлении. В итоге пароход дрейфовал вместе с экипажем на протяжении практически 5 месяцев — с 23 сентября 1933 года по 13 февраля 1934 года, когда он был раздавлен льдами, после чего затонул буквально за два часа. Благо экипаж корабля и руководство экспедиции своевременно подготовились к этому и предприняли необходимые меры, заранее выгрузив все необходимое на лед. Последними пароход «Челюскин» покинули Воронин, Шмидт, а также завхоз экспедиции Борис Могилевич.


Отто Юльевич Шмидт — советский исследователь Арктики


В результате катастрофы на льду очутилось 104 человека. Из спасенных с борта корабля досок и кирпичей участники арктической экспедиции построили бараки. В итоге лагерь челюскинцев был эвакуирован при помощи авиации, первый самолет пробился к лагерю 5 марта 1933 года. Всего советские летчики выполнили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, расположенное в 150 километрах от их ледовой стоянки. Под руководством Отто Юльевича все 104 человека, которые два месяца провели в условиях полярной зимы на льдине, были спасены. В первую очередь из ледового плена эвакуировали женщин и детей, а также больных. Их самолетами отправляли дальше в поселок Уэлен, а уже затем в бухты Провидения и Лаврентия.

В 1937 году по инициативе Отто Шмидта был организован Институт теоретической геофизики АН СССР (сам Шмидт был директором института до 1949 года, а затем до самой кончины в 1956 году — заведующим отделом). В 1937 году Шмидту удалось организовать экспедицию, в рамках которой в самом центре Северного Ледовитого океана была оборудована первая научная дрейфующая станция «Северный полюс-1». В 1938 году он возглавил операцию по снятию персонала дрейфующей станции с льдины. Указом Президиума ВС СССР от 27 июня 1937 года за руководство организацией дрейфующей станции «Северный полюс-1» Отто Юльевичу Шмидту было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, после того как в СССР был учрежден знак особого отличия к этому званию, Шмидту была вручена медаль «Золотая Звезда».

Вклад Отто Юльевича Шмидта в астрономию заключался в том, что в 1940-е годы он выдвинул гипотезу об образовании Земли и других планет Солнечной системы. Над космогонической гипотезой образования тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака он работал вместе с группой ученых-единомышленников до конца своей жизни. Согласно данной теории, мелкие частицы протопланетного облака сначала слипались, формируя тела небольших размеров, а уже затем превращаясь в планеты. Особой заслугой Отто Шмидта, как теоретика, было то, что он сумел доказать принципиальную возможность захвата Солнцем случайно встреченного им протопланетного облака. Благодаря его гипотезе удалось дать научное объяснение распределению момента количества движения между Солнцем и планетами Солнечной системы. Она впервые смогла согласовать между собой многие астрономические, геологические и геофизические факты. К примеру, смогла объяснить наблюдаемую закономерность в распределении планет Солнечной системы и отлично согласовывалась с оценками возраста нашей планеты по возрасту земных горных пород. Гипотеза Отто Шмидта стала важным вкладом в звездную динамику и небесную механику.


Отто Юльевич Шмидт — советский исследователь Арктики


Отто Юльевич Шмидт скончался 7 сентября 1956 года (в возрасте 64 лет) в Москве, где и проживал в последние годы своей жизни. До последних своих дней он не переставал заниматься научной деятельностью, в частности математическими исследованиями. Был похоронен в российской столице на Новодевичьем кладбище. Именем Отто Шмидта были названы: остров в Карском море, полуостров, расположенный в северной части Новой Земли, мыс на побережье Чукотского моря, перевал и одна из вершин в горах Памира, а также Институт физики Земли; многочисленные улицы в городах на территории постсоветского пространства, проспект в Могилеве, музей освоения Арктики в Мурманской гимназии №4. Первый научно-исследовательский ледокол в Советском Союзе, который был спущен на воду в 1979 году (годы эксплуатации 1979-1991), также носил имя Отто Шмидта. Помимо этого в 1995 году РАН была учреждена премия О. Ю. Шмидта за выдающиеся научные работы в области освоения и исследования Арктики.

По материалам из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. V.ic 7 сентября 2016 07:50
    Последний энциклопедист!
    1. Игорь В 7 сентября 2016 11:02
      Последним энциклопедистом был, скорее, Сергей Вавилов. А учёным энциклопедических знаний можно назвать, например, Антона Ивановича Ефремова, биолога, геолога, палеонтолога, тофонимиста (наука, основанная им самим), палеогеографа, писателя, путешественника. Его предсказания в научно-фантастических рассказах сбылись на 67% и ещё могут сбыться, у Жюля Верна - 50%.
      Важным качеством Отто Юльевича были великолепные организаторские способности. Он мог даже у полуграмотного плотника зажечь интерес к наукам и тот самостоятельно начинал учиться.
      О.Ю.Шмидт был одним из тех лидеров, которые двигали Советский Союз вперёд, и тот, кто хочет разобраться в феномене этого подъёма, никак не могут обойти стороной фигуру Шмидта.
      1. qwert 7 сентября 2016 12:39
        Хорошая статья. Обычно что знают про Шмидта? Челюскинскую эпопею. И ВСЁ!
        Поэтому статьи раскрывающие талант и вклад в науку или военной дело наших соотечественников я считаю самыми важными на ВО,
  2. parusnik 7 сентября 2016 07:53
    Выдающийся человек...Благодарю...
  3. амурец 7 сентября 2016 09:11
    Очень тепло о Шмидте отзывается другой наш не менее знаменитый полярник, Герой Советского Союза Эрнест Кренкель. И здесь не упомянута экспедиция по переводу эсминцев Войков и Сталин по Севморпути из Кронштадта во Владивосток, которой руководил О.Ю.Шмидт.
    http://pressa-tof.livejournal.com/242292.html
    http://old.vdvsn.ru/papers/ks/2001/10/15/1590/
  4. Reptiloid 7 сентября 2016 11:05
    Люблю, знаю Отто Юльевича с детства,интересуюсь им!Впервые прочитал о нём как об астрономе в старой книге астронома Воронцова-Вельяминова "Очерки о Вселенной ".Там была показана его гипотеза возникновения Солнечной системы, и рассчёты и формулы,связанные с этой гипотезой.Эта гипотеза очень отличалась от гипотез Канта и Лапласа на эту тему.
    О плавании Отто Юльевича на Челюскине читал в газете.
    Очень рад этой статье. Большое спасибо!
    1. амурец 7 сентября 2016 11:56
      О плавании Отто Юльевича на Челюскине читал в газете.

      Дима! Приветствую тебя! Очень много об О.Ю Шмидте, как полярнике, есть у Эрнеста Кренкеля в книге RAEM-мои позывные. В ней есть много и о Челюскине. В принципе,Шмидт радистом к себе брал Кренкеля.
      1. Reptiloid 7 сентября 2016 19:30
        Хорошего Вам утра,Николай, учитывая разницу во времени!
        Статья мне очень понравилась.Хочу, однако, добавить, что в 1913 году Отто Юльевич окончил Киевский Университет,в КПСС---с 1918 года. Член Коллегии ряда Наркоматов.В 1937 году по инициативе Отто Юльевича был организован Ин-т Теоритической Геофизики АН СССР,где он был директором до 1949 года.Также ---один из организаторов высшего образования, науки, издательского дела.

        Именем Шмидта назван также полуостров в северной части острова Сахалин, а также Шмидта подлёдная равнина ---обширное понижение подлёдной поверхности Восточной Антарктиды.Она открыта с помощью сейсмозондирования Советской Антарктической экспедицией в 1957---59 годах.
        Это я прочёл в 29-м томе БСЭ ,3-ье изд.

        Хочу также добавить, что как ни стараюсь читать больше по истории Нашей Родины,и вообще по истории народов и государств,непрочитанного,неизученного---всегда много!
  5. Игорь В 7 сентября 2016 11:07
    Статье, безусловно, плюс. Историю нашу надо знать.
    Но покоробила неточность: "...последними на лёд сошли...". К сожалению, Борис Могилевич на лёд не сошёл, погиб в водах Северного Ледовитого океана вместе с "Челюскиным".
    1. V.ic 8 сентября 2016 06:12
      Игорь В "Борис Могилевич на лёд не сошёл, погиб в водах Северного Ледовитого океана вместе с "Челюскиным".

      Предвидел свою судьбу после "разбора полётов", как материально ответственное лицо.
  6. ShadowCat 7 сентября 2016 17:30
    Человек благодаря которому был возможен северный морской путь, а так же закрепивший арктику за нами
  7. old_pferd 8 сентября 2016 10:59
    "Челюскин" плыл по Чукотскому морю как сферический конь в ваккуме:)

    "15 октября "Литке" принял на борт людей ГУСМП, прибывших пешком со "Свердловска", "Л.Шмидта" и "Челюскина" и продолжал стоять в ожидании перебрасывания самолетом больных пассажиров с п/х "Анадырь" и 29 октября, всего с запасами угля на двое суток, дождавшись только одной партии пассажиров в количестве 11-ти чел., вынужден был последовать в Провидения для новой бункеровки. В это время пароходы "Свердловск" и "Л.Шмидт" исправив крен, 18-го октября дрейфовали вместе со льдами вначале в направлении м. Сердце-Камень, затем под влиянием слабых восточных ветров суда были отнесены вместе со льдом приближенно миль на 50 к северу от этого мыса и с переходом ветра на норд-вест 26-го октября эти суда возобновили дрейф в благоприятном направлении, т.е. на юго-восток и 1-го ноября, оказавшись вблизи кромки открытой воды в разреженном льду приближенно в широте 65-30 нордовой и долготе 169-00 западной вышли на открытую воду.
    2-го ноября благополучно прибыли в б/х Провидения .
    В этот момент п/х "Челюскин", оказавшись в огромной смерзшейся льдине, дрейфовал со всей массой льда и находился вблизи мыса Дежнев."
    http://tfi.chukotnet.ru/Public/bochek/zaderg.html

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня