87 лет в тылу и на фронтах... (из истории "90 экспериментального завода")

История завода официально началась 25 июля 1929 года. Так, 87 лет назад на базе ремонтной мастерской совхоза «Птичное» (Наро-Фоминский район) было создано предприятие по производству сельскохозяйственного оборудования. Позднее организация была отделена от совхоза и в 1932 году передана в управление Всесоюзного института электрификации сельского хозяйства (ВИЭСХ).

87 лет в тылу и на фронтах... (из истории "90 экспериментального завода")

Рабочие завода на фоне инкубатора, начало 1930-х

87 лет в тылу и на фронтах... (из истории "90 экспериментального завода")


Один из первых цехов завода, 1930-е

Новая специализация была обретена в 1933 году. По решению ЦК РКИ Наркомзема СССР организация вошла в состав Треста ремонтных предприятий и получила название «Красно-Пахорский ремонтный завод». В то же время произошёл переход к производству подвижных ремонтных средств для различных видов техники. С 1935 года завод трудился на благо Советской армии и выполнял специальные заказы для управлений РККА (ВВС, Артиллерийского, Санитарного, Картографического). С 1937 года осуществляется выпуск мастерских для ремонта бронетанковой техники типа «А».

Нельзя не отметить роль завода в обороноспособности Советской армии на фронтах Великой Отечественной войны. В военный период предприятием было изготовлено 5748 подвижных ремонтных мастерских на базе автомобильной техники. За вклад в борьбу с гитлеровскими захватчиками более двухсот работников были награждены соответствующими орденами и медалями. В 1941 – 1942 гг. предприятие передано в ведение Главного автобронетанкового управления Красной Армии МО СССР и переименовано в «Автобронетанковый ремонтный завод №90», с того времени оно официально подчинено вооруженным силам.

87 лет в тылу и на фронтах... (из истории "90 экспериментального завода")

Ремонт танка Т-34-76 в полевых условиях, Белорусский фронт. Июнь 1944 года.

В послевоенное время спектр производимого оборудования и техники регулярно расширялся. В период с 1946 по 1980 гг. начался выпуск мастерских типа ТРМ-А-49, ТРМ-Б-49, электрогазосварочных мастерских, подвижных станций для зарядки и ремонта аккумуляторов, мастерских по ремонту оптики. Одна из основных задач предприятия – испытание усовершенствованных типов мастерских для обслуживания бронетанковой и автомобильной техники (на базе шасси ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131). В 80-е годы «90 экспериментальный завод» освоил производство комплектов командно-штабных машин на базе шасси УРАЛ-375.

Благодаря профессионализму и трудовой дисциплине персонала завод внес существенный вклад в техническое оснащение отечественных войск. Подвижные ремонтные мастерские стали незаменимой опорой в эксплуатации автобронетанковой техники СССР и России. Деятельность предприятия по достоинству была оценена зарубежными партнёрами: с 1970 по 2000 гг. «Бронетанковый ремонтный завод № 90» экспортировал продукцию в более чем 30 стран мира.

87 лет в тылу и на фронтах... (из истории "90 экспериментального завода")

Танкоремонтная мастерская ТРМ-Б-49

В 1990-е и 2000-е годы предприятие (с 2001 года – ФГУП «90 экспериментальный завод») продолжило активную производственно-испытательную деятельность: разрабатывались мастерские для ремонта и обслуживания последнего поколения (КМ-4320М, ТРМ-95У, МЭС-95 на шасси автомобиля УРАЛ-43203, а также ТРМ-80, МТО-80, ТРМ-90У, МЭС на шасси автомобилей ЗИЛ-433422 и ЗИЛ-131). В эксплуатацию введены участки технического обслуживания в универсальных кузовах-фургонах КМ-131К и КМ-4320К без шасси.

87 лет в тылу и на фронтах... (из истории "90 экспериментального завода")
87 лет в тылу и на фронтах... (из истории "90 экспериментального завода")

Мастерская технического обслуживания МТО-80

С 2007 года предприятие выведено из состава Министерства обороны и реорганизовано в АО. Сейчас «90 экспериментальный завод», расположенный в поселке Птичное уже почти 90 лет, можно считать «ветераном» отечественной военной промышленности. Организация находится в стадии активной модернизации: современная политика его руководства сочетает в себе традиции стабильно качественного производства и прогрессивные экономические решения. В перспективе у завода-«долгожителя» – очередная веха промышленной истории, разработка и испытание новых видов техники, а также расширение сферы предлагаемых услуг.

Литература:
- Усов М. История одного оборонного предприятия // Техника и вооружение. – М.: РОО «Техинком», 2005. – Вып. 6, 7;
- Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. – М.: Изд. Дом «Оружие и технологии», 2003. – Т. VII. – С. 686.
Автор: Борис Скиф


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Котище 15 сентября 2016 06:39
    Дай бог удачи, в их начинаниях!
  2. parusnik 15 сентября 2016 07:00
    Удачи рабочему коллективу завода...
  3. qwert 15 сентября 2016 09:41
    Спасибо за статью
  4. igordok 15 сентября 2016 10:53
    Спасибо. Кроме заводов-гигантов было очень много вот таких "шпагатных фабрик", каждая из которых вносила свой вклад в Победу. Кто-то из их после войны вернулся на мирные рейсы, а кто-то так остался "военкой".
  5. михаил3 15 сентября 2016 12:39
    А китайская сверлилка с пластиковым корпусом, которую и новую бьет, как больного в ознобе, это нормально? Это и есть тот самый "современный уровень"?
    Иосиф Виссарионович, помните, как такие вот точно подвижные реммастерские нас подвели? Когда танки ремонтировать толком не получалось? На какие тогда пришлось пойти жертвы, какие средства вбухать... И сейчас что? То же самое. Опять сверлить нечем. Тьфу.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня