60 лет назад совершил первый регулярный рейс советский пассажирский лайнер Ту-104

42
17 июня 1955 года совершил свой первый полет в Советском Союзе реактивный пассажирский самолет Ту-104. Данный самолет во многом определил дальнейшее развитие пассажирской авиации на планете, а само его создание стало важной вехой в истории мировой авиации. Спустя примерно год, 15 сентября 1956 года (ровно 60 лет назад), лайнер Ту-104 компании «Аэрофлот» совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва — Омск — Иркутск. Так началась история отечественных реактивных пассажирских перевозок.

Первые реактивные пассажирские лайнеры Ту-104 начали поступать в гражданский флот в мае 1956 года, а уже 15 сентября был выполнен первый регулярный рейс по маршруту Москва — Омск — Иркутск. Лайнер в этом полете пилотировал летчик Е. П. Барабаш. За 7 часов 10 минут с совершением промежуточной пересадки в Омске самолет сумел долететь до Иркутска, преодолев расстояние в 4570 километров. 12 октября 1956 года летчиком Б. П. Бугаевым был совершен первый международный рейс на самолете Ту-104 по маршруту Москва — Прага, а вскоре самолеты Ту-104 вышли на линии, которые связывали Москву с Амстердамом, Берлином, Брюсселем, Парижем и Римом.






В те годы невозможно было себе представить, что страна, которая только что отстроилась из руин после Великой Отечественной войны, сможет совершить такой технологический скачок, опередив в своих разработках страны Запада. В период с 1956 года, когда из-за серии авиакатастроф полеты британского пассажирского реактивного самолета De Havilland DH-106 Comet были приостановлены, и до октября 1958 года, когда в коммерческую эксплуатацию был введен американский реактивный самолет Boeing 707, советский лайнер Ту-104 оставался единственным эксплуатирующимся реактивным пассажирским самолетом в мире. В сентябре 1957 года Ту-104 совершил полет в Нью-Йорк из аэропорта Внуково, который, как писала западная пресса, «подтвердил приоритет Советского Союза в развитии реактивных самолетов».

История реактивного лайнера Ту-104

В 1953 году руководство ОКБ во главе с руководителем А. Н. Туполевым, основываясь на положительном опыте проектирования, испытания и начала серийного выпуска реактивного бомбардировщиков Ту-16, вышло с предложением к руководству СССР о создании на базе серийного Ту-16 пассажирского самолета, оснащенного турбореактивными двигателями — ТРД. Вскоре сам Туполев подготовил и выступил в ЦК КПСС со своим предложением. В докладе внимание руководства государством акцентировалось на преимуществах модификационного подхода к проектированию первого советского пассажирского самолета. Из эксплуатационных моментов новинки выделялись: большая крейсерская скорость полета (должна была втрое превысить скорость полета основных пассажирских самолетов «Аэрофлота» тех лет Ли-2 и Ил-12); возможность совершения полетов на больших высотах, без болтанки и тряски; высокая пассажировместимость и грузоподъемность при достаточно высокой комфортабельности. Впервые в Советском Союзе речь велась о разработке для гражданского воздушного флота массового самолета класса «лайнер», который смог бы превратить скоростной воздушный транспорт в массовое средство передвижения.

При этом существенный экономический выигрыш, по мнению работников ОКБ Туполева, должен был дать именно модификационный подход к созданию пассажирского самолета на основе освоенного советской промышленностью и запущенного в серию дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16. При этом предполагалось полностью использовать накопленный опыт постройки, доводки и эксплуатации прототипа бомбардировщика, что должно было обеспечить безопасность и высокую надежность эксплуатации, столь важные для самолетов гражданской авиации. Также существенно уменьшались затраты на отправку лайнера в массовое производство, благодаря этому снижалась его себестоимость и увеличивались экономические характеристики машины. Облегчались и проблемы подготовки наземного и летного состава для нового пассажирского лайнера, в первую очередь за счет использования специалистов, которые уже прошли подготовку в ВВС на близких по конструкции, эксплуатационных и летных характеристиках военных самолетах.




Еще до принятия официального решения по строительству самолета в ОКБ Туполева приступили к работам по его проектированию. Постановление Совета Министров СССР за №1172-516 о создании дальнего пассажирского скоростного самолета Ту-16П (обозначение по ОКБ Туполева — самолет «104», затем принятое как официальное — Ту-104, после него в официальном обозначении туполевских пассажирских самолетов четверка всегда стояла последней цифрой).

Новый пассажирский самолет представлял собой двухмоторный турбореактивный низкоплан с расположением двигателей в корне стреловидного крыла и однокилевым оперением. При создании Ту-104 конструкторы ОКБ Туполева решили оставить часть конструкции реактивного бомбардировщика Ту-16. В частности у боевого самолета были позаимствованы крыло, хвостовое оперение, шасси, компоновка кабины экипажа и пилотажно-навигационные приборы. При этом для пассажирского лайнера заново сконструировали фюзеляж и воздухозаборники двигателей, добившись большей вместительности. Конструкторами ОКБ были созданы новые агрегаты системы кондиционирования воздуха, бестеневого освещения салона, электроприборов подогрева и приготовления пищи, радиофикации пассажирских кабин.




В ходе работ по созданию пассажирского лайнера Ту-104 особое внимание конструкторы уделили обеспечению высокой надежности его конструкции, а также увеличению ресурса планера самолета и в особенности его гермокабины. Зная о проблемах, с которыми столкнулись британцы с пассажирской «Кометой», при выполнении программы создания советского реактивного лайнера его планер впервые в отечественной практике прошел циклические испытания в новом специально построенном гидробассейне ЦАГИ. Проведение этих испытаний позволило конструкторам ОКБ Туполева выявить слабые места в конструкции самолета, провести необходимые доработки и обеспечить необходимую долговечность планера.

Одновременно с этим для самолета Ту-104 проводился поиск рациональных компоновочных схем расположения пассажирских салонов, бытовых помещений и кухни. Велась работа над конструкцией удобных пассажирских кресел, бестеневому освещению салонов лайнера, подбирались цветовые гаммы интерьеров самолета и материалы, предназначенные для облицовки и обивки перегородок и кресел. Интерьер пассажирского самолета изначально проектировался из предпосылки, что чувство безопасности и комфорта можно обеспечить, создав внутри лайнера «домашнюю обстановку» (реализация идеи «салон — дом»). Отсюда была некоторая перегруженность интерьера самолета элементами традиционного имперского стиля, а также дробность общего объема и отдельных деталей, использование конструкций и форм вагонной архитектуры, обильная отделка под орех и золото. Однако все эти излишества и особенности в интерьере были присущи только первому опытному самолету. В дальнейшем, уже в серийных Ту-104, интерьер пассажирского салона стал гораздо более «демократичным», приблизившись к общепризнанным мировым стандартам тех лет.




Работа над проектом первого советского реактивного пассажирского самолета шла рекордными темпами: уже в декабре 1954 года госкомиссия утвердила макет будущего лайнера, а в марте 1955 года на Харьковском авиационном заводе был полностью готов первый образец Ту-104. Опытный пассажирский самолет был немедленно передан в Жуковскую летно-испытательную и доводочную базу, где начался процесс подготовки самолета к серии летных испытаний.

17 июня 1955 года экипаж летчика-испытателя Ю. Т. Алашеева выполнил первый полет на новом самолете. В результате испытаний, которые продлились до 12 октября того же года, лайнер Ту-104 признали полностью пригодным для серийного производства и последующей рейсовой эксплуатации. 22 марта 1956 года опытный самолет Ту-104 с советскими дипломатами на борту выполнил полет в Лондон, где в тот момент находился первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев. Новейший советский реактивный пассажирский самолет был по достоинству оценен иностранными экспертами, которые отметили, что СССР блестяще справился с задачей по разработке реактивного пассажирского самолета. Всему мировому сообществу стало понятно, что авиационная промышленность Советского Союза нацелена не только на постоянное обновление своего парка боевых самолетов, но и на создание первоклассных пассажирских лайнеров.

Выпуск пассажирского самолета Ту-104 был прекращен через 5 лет после начала серийного производства машины. В начале-середине 1960-х годов в Советском Союзе стартовали работы по созданию пассажирских лайнеров второго поколения, оснащенных более современными и экономичными турбовентиляторными двигателями. К тому времени первенец советской реактивной гражданской авиации успел морально устареть. Несмотря на это самолет продолжал эксплуатироваться и выполнял регулярные пассажирские рейсы вплоть до 1979 года. В ходе производства самолет Ту-104 неоднократно подвергался модернизациям. Двигатели самолета со временем были заменены на более надежные и мощные, были выпущены модификации лайнера с увеличенным числом пассажирских мест, постоянно обновлялось радиотехническое и пилотажно-техническое оборудование. Всего на трех серийных авиационных заводах (№ 135 в Харькове, № 22 в Казани и № 166 в Омске) было собрано более 200 самолетов в модификациях Ту-104, Ту-104А и Ту-104Б, которые отличались друг от друга количеством перевозимых пассажиров (50, 70 и 100 соответственно), а также некоторыми элементами конструкции и оборудования.




В период с 1957 по 1960 год на самолете Ту-104 удалось установить 26 мировых рекордов грузоподъемности и скорости полета, больше чем на любом другом пассажирском лайнере данного класса. Легендарный самолет эксплуатировался до конца 1970-х годов, после чего был окончательно снят с регулярных рейсов «Аэрофлота». Последний полет пассажирский самолет Ту-104 совершил 11 ноября 1986 года, когда одна из сохранившихся в летной годности машин, вылетев с Кольского полуострова, успешно приземлилась в Ульяновске, где самолет занял почетное место в местном музее гражданской авиации.

Наравне с другим советским реактивным пассажирским самолетом первого поколения Ил-18, лайнер Ту-104 на длительное время стал основным пассажирским самолетом компании «Аэрофлот». К примеру, в 1960 году на самолете Ту-104 была совершена треть всех пассажирских авиаперевозок в Советском Союзе. Всего же за 23 года эксплуатации парк пассажирских самолетов Ту-104 перевез порядка 100 000 000 пассажиров, проведя в воздухе 2 000 000 летных часов и совершив около 600 000 полетов.

На базе самолета Ту-104 был разработан новый пассажирский лайнер для местных авиалиний Ту-124, который относился к переходному поколению пассажирских самолетов. В частности, он уже получил двухконтурные турбореактивные двигатели. Однако данная машина не получила должной популярности и была снята с производства. В то же время опыт создания реактивных пассажирских самолетов Ту-104 и Ту-124 впоследствии был использован специалистами ОКБ Туполева при создании пассажирского самолета Ту-134 — очень удачного авиалайнера, который эксплуатируется с 1963 года и до наших дней.




Тактико-технические характеристики Ту-104Б (удлиненная модификация со 100-местным фюзеляжем):

Габаритные размеры: длина — 40,06 м, высота — 11,9 м, размах крыла — 34,54 м, площадь крыла — 183,5 м2.
Взлетная масса — 78 100 кг.
Коммерческая нагрузка — 12 000 кг.
Силовая установка — два ТРД типа РД-3М-500, тяга взлетная 2х8750кгс.
Крейсерская скорость полета — 750-800 км/ч.
Максимальная скорость — 950 км/ч.
Практический потолок — 12 000 м.
Дальность полета с полной нагрузкой 12 000 кг — 2120 км.
Количество пассажиров — 100 человек.
Экипаж — 4-5 человек.

Источники информации:
http://www.amic.ru/news/313350
http://avia.pro/blog/tu-104
http://www.tupolev.ru
Материалы из открытых источников
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    15 сентября 2016
    "Было время и были подвалы,
    Было дело и цены снижали.
    И текли, куда надо, каналы
    И в конце, куда надо, впадали."
    (В.С.Высоцкий)
    Сейчас это похоже на чудо, но страна после чудовищной войны была на пике технологического развития. Конечно же Туполев был гением, без которого не мыслимо развитие советской авиации. Но только сама система выстроенная тогда, и мобилизованная страна позволяла совершать такие прорывы. Как не странно именно Бериевые шарашки и заводы на военном положении обеспечили этот прорыв и заложили основу великого СССР, плодами которого мы пользуемся и посей день.
    1. +5
      15 сентября 2016
      Первый пассажирский самолёт с реактивными двигателями de Havilland DH 106 Comet начал летать 2 мая 1952 года. Создавался без "шарашек". Правда Британия не была так разбита Второй Мировой войной, как СССР
      1. AUL
        +1
        15 сентября 2016
        Всего же за 23 года эксплуатации парк пассажирских самолетов Ту-104 перевез порядка 100 000 000 пассажиров, проведя в воздухе 2 000 000 летных часов и совершив около 600 000 полетов.

        100 000 000/600 000 = 166,(6) чел/полет
        Даже с учетом промежуточных посадок нехилая загрузка для 50 - 70- 100-местного аэроплана!
      2. +2
        15 сентября 2016
        Правда Британия не была так разбита Второй Мировой войной, как СССР

        Это только первая часть. Не стоит забывать, что перед Англией не встала угроза новой войны, а перед СССР она замаячила с 46-го года. И на территории Британии войны не было.
      3. +1
        17 сентября 2016
        Цитата: Vz.58
        Первый пассажирский самолёт с реактивными двигателями de Havilland DH 106 Comet начал летать 2 мая 1952 года. Создавался без "шарашек". Правда Британия не была так разбита Второй Мировой войной, как СССР

        Сравнение не корректно, положение стран было невообразимо разным.
        СССР был выжат похлеще лимона. Друг моего отца (отец 1947 года, светлая память пилоту) рассказывал что они в детстве и юности голодали, только в армии нормально поели.
        Наши деды и отцы были как кремень, современным поколениям те достижения недоступны принципе.
    2. 0
      4 июля 2017
      Единственно автором статьи ,почему-то, не указанна одна, очень интересная характеристика самолётостроения СССР, это доля мирового рынка, изготовление и продажа самолётов за рубеж.
      доля союза была - 40% мирового мирового рынка. 40% Карл ! А теперь, бывший производитель покупает секод хенд.
      Вроде из фирмы "Боинг", взятки давали ельцинскому правительству, за развал авиапорома.
      По причинам взяточничества, головотяпства и глупости росэлита, лишила себя и страну, доходам, сравнимым с доходами от нефтянки.
      //Россия не сможет занять даже заявленные 5 процентов мирового рынка гражданских самолётов//
      https://versia.ru/rossiya-ne-smozhet-zanyat-dazhe
      -zayavlennye-5-procentov-mirovogo-rynka-grazhdans
      kix-samolyotov
      1. 0
        4 июля 2017
        Раз уш, познесовецкая элита, приняла решение о развале союза, оставляя за скобками этическую и моральную сторону вопроса, почему партноменклатура продалась так дёшево, ведь запад пока не ожидал развала союза, и из него можно было выжать выгодные для РФ условия сдачи и продаться задорого, под гарантии запада -
        с сохранением авиапрома и мировой доли рынка.
        Сохранения торгового флота,
        Возвращение территорий РФ, выданных во временное пользование Украине и т.д.

        РФ могла быть совсем другой страной, если бы не простофили неудачники, все эти "меченные" и "гайдарочубайсы", бездарно продавшиеся и разбазаривше с таким трудом накопленные, политические, технические, териториальные ресурсы.
        Ельцин центр должен быть разрушен, а на его месте нужно построить надгробную плиту с надписью -" Позор Ельцину и всем либералам, не потому что продались, но позор потому что продались задёшево".
  2. +2
    15 сентября 2016
    [quote]17 июня 2015 года совершил свой полет первый в Советском Союзе реактивный пассажирский самолет Ту-104. /quote]
    Точно в 2015 году и точно в Советском Союзе? Ведь в 2015 году Советского Союза вроде как уже не было?! Я понимаю что ошибаться могут многие,но ведь не при написании статьи,где говорится о эпохальном событии для страны и такие ляпы... request
    1. +8
      15 сентября 2016
      Сергей приветствую. Проблему "подхвата" не осветил. А ведь эта проблема преследовала самолет около трех лет,было несколько катастроф.
      1. +7
        15 сентября 2016
        Цитата: АВП 518
        было несколько катастроф.

        ...всего имели место 37 авиационных происшествий с самолётами типа Ту-104, то есть 18 % от числа произведённых лайнеров. Это худший показатель среди всех советских серийных пассажирских самолётов.Всего в катастрофах, связанных с Ту-104 погибло 1140 человек.- из вики.
        Так что петь дифирамбы этой поделке Туполева как бы нелогично.
        1. +1
          22 сентября 2016
          Подтверждаю, в семидесятых, в летном училище я первый раз услышал на мелодию похоронного марша: Ту-у сто-о четы-ыре са-амый лу-учший са-амолет... Пользуйтесь услу-угами а-аэрофло-ота...
          Позже, работая в аэропорту я услышал у одноклассника, закончившего ИАТУГА, как при отбытии в отпуск в Омск, в феврале 1976 года его товарищ побывал в катастрофе. Описание было красочным и заняло бы место короткого рассказа.
        2. +1
          30 января 2017
          тот же de Havilland DH 106 Comet на 114 выпущенных экземпляра имел 26 авиационных происшествий (т.е. 29.6%) , из них 13 катастроф (14.9%) с 426 погибшими. то есть статистика ненамного лучше
          Вики "немного" лукавит, преводя данные по "авиационным происшествиям" с Ту-104 - не разделяя аварии и катастрофы (как сделано для того же de Havilland DH 106 Comet)
          Хотя самолет на самом деле был аварийным, но на первых реактивных в мире это не было чем то выделяющимся из общей статистики
  3. +2
    15 сентября 2016
    Модератор, дату 2015 поправьте, всетаки в 1955м!
    В свое время приходилось неодократно летать на 104м вкачестве пассажира. Кроме скорости, по сравнению с ИЛ-14 (с его бесконечными посадками), или ИЛ-18, в воспоминаниях не осталось ни каких положительных эмоций. Понятно, что это день позавчерашний и сравнивать, скажем с ТУ-134 и 154м, этого дедушку нельзя, но тогда складывалось впечатление, что что то не доделано и для пассажира можно было лучше и умнее. Все равно КБ Туполева спасибо, и за ТУ-114 тоже, на нем как то комфортнее было.
    1. +5
      15 сентября 2016
      Все Ваши отрицательные ощущения, связаны с СКВ (системой кондиционирования воздуха), с ее подсистемой САРД (система автоматического регулирования давления)... Ныне, САРД начинает понижать давление, при закрытии люков на земле, ранее, САРД включалась при достижении высоты "круга"... Поэтому, било по ушам и вызывало массу неприятных чувств....
      1. +2
        15 сентября 2016
        Наравне с другим советским реактивным пассажирским самолетом первого поколения Ил-18

        Я чего то пропустил? Что за "новый реактивный Ил" у нас вдруг появился?
        1. +1
          16 сентября 2016
          Да, "реактивный ил-18" тоже глаз резануло, ну это пусть бужет опечатка, а вот насчёт первого поколения... Все таки первым поколением пассажирских илов я бы считал ил-14
    2. +2
      15 сентября 2016
      На Ту-104 не летал, а вот на Ил-18 летал. Было мне лет 9, наверное. Самое отвратительное впечатление осталось от посещения тулета на уровне пропеллеров. Треск в ушах оставался ещё долго. Но, говорили, что Ил-18 очень надёжная машина. Всё Советское руководство на нём летало. И Гагарин в Москву во Внуково прилетел на Ил-18.
      1. 0
        16 сентября 2016
        18-ый действительно надёжная, экономичная рабочая лошадка. Ершов о нем с большой теплотой в своих книгах отзывается
  4. 0
    15 сентября 2016
    Интересно в качестве мужейных экспонатов Ту 104 и Ту 114 где нибудь сохранились?
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      15 сентября 2016
      Цитата: Котище
      Интересно в качестве мужейных экспонатов Ту 104 и Ту 114 где нибудь сохранились?

      В Монино,и Ульяновске.
      1. +2
        15 сентября 2016
        104-й стоит на съезде с киевского во Внуково.... Здорово, Саша!
        1. +2
          15 сентября 2016
          Привет Сереж. Ага , ниже написал.
      2. 0
        15 сентября 2016
        На картинке не Ту-114, а Ту-116 (он же "Ту-95"салон")
        Ту-114- низкоплан,однако. И фюзеляж был переделан.
        1. 0
          16 сентября 2016
          А я склоняюсь к тому что на фото учебный Ту-95 в "скине"а ля аэрофлот.
    3. 0
      15 сентября 2016
      Цитата: Котище
      Интересно в качестве мужейных экспонатов Ту 104 и Ту 114 где нибудь сохранились?

      Ту-114, помню, в Домодедово раньше стоял. Говорят, уже разломали, ироды. recourse
      1. +1
        15 сентября 2016
        Цитата: Владимирец
        Говорят, уже разломали, ироды.

        Да уж 10 лет как. 104-й стоит на киевском шоссе, перед Внуково.
    4. +3
      15 сентября 2016
      У нас сохранились 3 Ту-104. Два в музеях , Прага-Кбелы и Зруч у Плзне, и в одном сделан ресторан в Петровоцих у Усти над Лабем.
  5. +1
    15 сентября 2016
    За 7 часов 10 минут с совершением промежуточной пересадки в Омске самолет сумел долететь до Иркутска,
    -------------------------------------------------
    -----
    Слог умиляет. Он сумел,сумел! Как будто это не запланированная дальность полета ,а отчаянная лихая попытка.
    1. +1
      15 сентября 2016
      Цитата: guzik007
      Слог умиляет. Он сумел,сумел! Как будто это не запланированная дальность полета ,а отчаянная лихая попытка.

      Ну, есть, есть шероховатости в статье и многое осталось "за кадром". Не идеальная получилась, но зато приуроченная к дате... Спасибо автору, напомнил. Напомнил о том, чем стоит гордиться, и что стоит чаще вспоминать.
  6. +3
    15 сентября 2016
    Летел на нём, как раз по его первому маршруту, Москва-Омск- Иркутск. 31 декабря, мороз за сорок, туман , ничего внизу не видно, кружили над Иркутском долго. Думал уйдём на запасной и хана встречи Нового года с будущей женой. Экипаж молодцы! Приземлились к общей радости, где надо и как надо. Одно слово - Советский АЭРОФЛОТ!
  7. 0
    15 сентября 2016
    (с)Наравне с другим советским реактивным пассажирским самолетом первого поколения Ил-18(с)
    Спасибо автору, что открыл глаза - оказывается Ил-18 был реактивным самолётом, а не турбовинтовым...)
    1. 0
      15 сентября 2016
      А разве турбовинтовые самолёты не являются одной из разновидностей реактивных самолётов?
      1. jjj
        +1
        15 сентября 2016
        Цитата: Sergej1972
        А разве турбовинтовые самолёты не являются одной из разновидностей реактивных самолётов?

        Являться-то являются, но публикации на ВО требуют большей тщательности к нюансам
  8. +2
    15 сентября 2016
    Спасибо автору, интересно познавательно. Хотелось бы и про другие отечественные борты почитать. Может Сергей решится на серию статей?
  9. +2
    15 сентября 2016
    Не летал на Ту-104, не довелось. Хотя и видел их.
    А так, начал с Ил-18, и довелось и на Ту-134, Ан-24 и 26, Ту-154, Ил-86, Ил-62. Сейчас на всяких там Боингах да Айрбасах приходится.
    И из всех самолетов больше всего запомнились Ту-134 да Ил-62. Вот для меня они так и остались самыми классными самолетами.
    Ту-104 во Внуково стоял, в Домодедово Ил-18 по-моему долго стоял, в Быково Ан-24 одно время. Куда все подевалось?
    Туда же, куда и молодость, похоже.
    1. 0
      16 сентября 2016
      Тоже нравится свисток.в конце 2000-ых специально выбирал рейсы на них, когда командировки планировал. Тогда они они много у ютов и колавиа летали
  10. +1
    15 сентября 2016

    Можно увидеть этот самолет в фильме "713 просит посадку". В ролях есть Владимир Высоцкий и его будущая жена Людмила Абрамова.
  11. 0
    15 сентября 2016
    Статье плюс.
  12. +3
    15 сентября 2016
    Рейс Новосибирск-Омск,Ту-104,1963г.,идём на второй круг перед посадкой.Лётчик, видать бывший военный,как заложил пару виражей,мне со страху показалось в 45%,половина пассажиров облевалось и я в том числе!!!! 1973г.,Ил-18, Москва-Барнаул,6 часов напротив винтов,мука адова при моём росте 192см.,но ДЕМБЕЛЬ стоил того!!!
  13. 0
    15 сентября 2016
    Главная проблема Ту-104- гермосалон. В первые годы эксплуатации были проблемы (устраненные только к последней модификации)
    1. avt
      0
      16 сентября 2016
      Цитата: Bersaglieri
      Главная проблема Ту-104- гермосалон.

      Если бы !!! Дорогой ценой достался наш первый реактивный , перелицованный из бомбера !
      Цитата: Vz.58
      На Ту-104 не летал, а вот на Ил-18 летал.

      Аналогично .Воспоминания детства - какой то домашний, уютный внутри аэроплан , ну в отличии от ,,сарая" Ан - 10А, но уши эаложило сразу , как движки раскрутились laughing , а уж ночная посадка в Москве !!!! good
  14. +1
    31 октября 2016
    Да и сейчас можно было "дать угля" стране, если бы не чиновничье воровство и бездействие в этом плане власти. Вот где тормоз!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»