60 лет назад совершил первый регулярный рейс советский пассажирский лайнер Ту-104

17 июня 1955 года совершил свой первый полет в Советском Союзе реактивный пассажирский самолет Ту-104. Данный самолет во многом определил дальнейшее развитие пассажирской авиации на планете, а само его создание стало важной вехой в истории мировой авиации. Спустя примерно год, 15 сентября 1956 года (ровно 60 лет назад), лайнер Ту-104 компании «Аэрофлот» совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва — Омск — Иркутск. Так началась история отечественных реактивных пассажирских перевозок.

Первые реактивные пассажирские лайнеры Ту-104 начали поступать в гражданский флот в мае 1956 года, а уже 15 сентября был выполнен первый регулярный рейс по маршруту Москва — Омск — Иркутск. Лайнер в этом полете пилотировал летчик Е. П. Барабаш. За 7 часов 10 минут с совершением промежуточной пересадки в Омске самолет сумел долететь до Иркутска, преодолев расстояние в 4570 километров. 12 октября 1956 года летчиком Б. П. Бугаевым был совершен первый международный рейс на самолете Ту-104 по маршруту Москва — Прага, а вскоре самолеты Ту-104 вышли на линии, которые связывали Москву с Амстердамом, Берлином, Брюсселем, Парижем и Римом.


60 лет назад совершил первый регулярный рейс советский пассажирский лайнер Ту-104



В те годы невозможно было себе представить, что страна, которая только что отстроилась из руин после Великой Отечественной войны, сможет совершить такой технологический скачок, опередив в своих разработках страны Запада. В период с 1956 года, когда из-за серии авиакатастроф полеты британского пассажирского реактивного самолета De Havilland DH-106 Comet были приостановлены, и до октября 1958 года, когда в коммерческую эксплуатацию был введен американский реактивный самолет Boeing 707, советский лайнер Ту-104 оставался единственным эксплуатирующимся реактивным пассажирским самолетом в мире. В сентябре 1957 года Ту-104 совершил полет в Нью-Йорк из аэропорта Внуково, который, как писала западная пресса, «подтвердил приоритет Советского Союза в развитии реактивных самолетов».

История реактивного лайнера Ту-104

В 1953 году руководство ОКБ во главе с руководителем А. Н. Туполевым, основываясь на положительном опыте проектирования, испытания и начала серийного выпуска реактивного бомбардировщиков Ту-16, вышло с предложением к руководству СССР о создании на базе серийного Ту-16 пассажирского самолета, оснащенного турбореактивными двигателями — ТРД. Вскоре сам Туполев подготовил и выступил в ЦК КПСС со своим предложением. В докладе внимание руководства государством акцентировалось на преимуществах модификационного подхода к проектированию первого советского пассажирского самолета. Из эксплуатационных моментов новинки выделялись: большая крейсерская скорость полета (должна была втрое превысить скорость полета основных пассажирских самолетов «Аэрофлота» тех лет Ли-2 и Ил-12); возможность совершения полетов на больших высотах, без болтанки и тряски; высокая пассажировместимость и грузоподъемность при достаточно высокой комфортабельности. Впервые в Советском Союзе речь велась о разработке для гражданского воздушного флота массового самолета класса «лайнер», который смог бы превратить скоростной воздушный транспорт в массовое средство передвижения.

При этом существенный экономический выигрыш, по мнению работников ОКБ Туполева, должен был дать именно модификационный подход к созданию пассажирского самолета на основе освоенного советской промышленностью и запущенного в серию дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16. При этом предполагалось полностью использовать накопленный опыт постройки, доводки и эксплуатации прототипа бомбардировщика, что должно было обеспечить безопасность и высокую надежность эксплуатации, столь важные для самолетов гражданской авиации. Также существенно уменьшались затраты на отправку лайнера в массовое производство, благодаря этому снижалась его себестоимость и увеличивались экономические характеристики машины. Облегчались и проблемы подготовки наземного и летного состава для нового пассажирского лайнера, в первую очередь за счет использования специалистов, которые уже прошли подготовку в ВВС на близких по конструкции, эксплуатационных и летных характеристиках военных самолетах.


60 лет назад совершил первый регулярный рейс советский пассажирский лайнер Ту-104


Еще до принятия официального решения по строительству самолета в ОКБ Туполева приступили к работам по его проектированию. Постановление Совета Министров СССР за №1172-516 о создании дальнего пассажирского скоростного самолета Ту-16П (обозначение по ОКБ Туполева — самолет «104», затем принятое как официальное — Ту-104, после него в официальном обозначении туполевских пассажирских самолетов четверка всегда стояла последней цифрой).

Новый пассажирский самолет представлял собой двухмоторный турбореактивный низкоплан с расположением двигателей в корне стреловидного крыла и однокилевым оперением. При создании Ту-104 конструкторы ОКБ Туполева решили оставить часть конструкции реактивного бомбардировщика Ту-16. В частности у боевого самолета были позаимствованы крыло, хвостовое оперение, шасси, компоновка кабины экипажа и пилотажно-навигационные приборы. При этом для пассажирского лайнера заново сконструировали фюзеляж и воздухозаборники двигателей, добившись большей вместительности. Конструкторами ОКБ были созданы новые агрегаты системы кондиционирования воздуха, бестеневого освещения салона, электроприборов подогрева и приготовления пищи, радиофикации пассажирских кабин.


60 лет назад совершил первый регулярный рейс советский пассажирский лайнер Ту-104


В ходе работ по созданию пассажирского лайнера Ту-104 особое внимание конструкторы уделили обеспечению высокой надежности его конструкции, а также увеличению ресурса планера самолета и в особенности его гермокабины. Зная о проблемах, с которыми столкнулись британцы с пассажирской «Кометой», при выполнении программы создания советского реактивного лайнера его планер впервые в отечественной практике прошел циклические испытания в новом специально построенном гидробассейне ЦАГИ. Проведение этих испытаний позволило конструкторам ОКБ Туполева выявить слабые места в конструкции самолета, провести необходимые доработки и обеспечить необходимую долговечность планера.

Одновременно с этим для самолета Ту-104 проводился поиск рациональных компоновочных схем расположения пассажирских салонов, бытовых помещений и кухни. Велась работа над конструкцией удобных пассажирских кресел, бестеневому освещению салонов лайнера, подбирались цветовые гаммы интерьеров самолета и материалы, предназначенные для облицовки и обивки перегородок и кресел. Интерьер пассажирского самолета изначально проектировался из предпосылки, что чувство безопасности и комфорта можно обеспечить, создав внутри лайнера «домашнюю обстановку» (реализация идеи «салон — дом»). Отсюда была некоторая перегруженность интерьера самолета элементами традиционного имперского стиля, а также дробность общего объема и отдельных деталей, использование конструкций и форм вагонной архитектуры, обильная отделка под орех и золото. Однако все эти излишества и особенности в интерьере были присущи только первому опытному самолету. В дальнейшем, уже в серийных Ту-104, интерьер пассажирского салона стал гораздо более «демократичным», приблизившись к общепризнанным мировым стандартам тех лет.


60 лет назад совершил первый регулярный рейс советский пассажирский лайнер Ту-104


Работа над проектом первого советского реактивного пассажирского самолета шла рекордными темпами: уже в декабре 1954 года госкомиссия утвердила макет будущего лайнера, а в марте 1955 года на Харьковском авиационном заводе был полностью готов первый образец Ту-104. Опытный пассажирский самолет был немедленно передан в Жуковскую летно-испытательную и доводочную базу, где начался процесс подготовки самолета к серии летных испытаний.

17 июня 1955 года экипаж летчика-испытателя Ю. Т. Алашеева выполнил первый полет на новом самолете. В результате испытаний, которые продлились до 12 октября того же года, лайнер Ту-104 признали полностью пригодным для серийного производства и последующей рейсовой эксплуатации. 22 марта 1956 года опытный самолет Ту-104 с советскими дипломатами на борту выполнил полет в Лондон, где в тот момент находился первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев. Новейший советский реактивный пассажирский самолет был по достоинству оценен иностранными экспертами, которые отметили, что СССР блестяще справился с задачей по разработке реактивного пассажирского самолета. Всему мировому сообществу стало понятно, что авиационная промышленность Советского Союза нацелена не только на постоянное обновление своего парка боевых самолетов, но и на создание первоклассных пассажирских лайнеров.

Выпуск пассажирского самолета Ту-104 был прекращен через 5 лет после начала серийного производства машины. В начале-середине 1960-х годов в Советском Союзе стартовали работы по созданию пассажирских лайнеров второго поколения, оснащенных более современными и экономичными турбовентиляторными двигателями. К тому времени первенец советской реактивной гражданской авиации успел морально устареть. Несмотря на это самолет продолжал эксплуатироваться и выполнял регулярные пассажирские рейсы вплоть до 1979 года. В ходе производства самолет Ту-104 неоднократно подвергался модернизациям. Двигатели самолета со временем были заменены на более надежные и мощные, были выпущены модификации лайнера с увеличенным числом пассажирских мест, постоянно обновлялось радиотехническое и пилотажно-техническое оборудование. Всего на трех серийных авиационных заводах (№ 135 в Харькове, № 22 в Казани и № 166 в Омске) было собрано более 200 самолетов в модификациях Ту-104, Ту-104А и Ту-104Б, которые отличались друг от друга количеством перевозимых пассажиров (50, 70 и 100 соответственно), а также некоторыми элементами конструкции и оборудования.


60 лет назад совершил первый регулярный рейс советский пассажирский лайнер Ту-104


В период с 1957 по 1960 год на самолете Ту-104 удалось установить 26 мировых рекордов грузоподъемности и скорости полета, больше чем на любом другом пассажирском лайнере данного класса. Легендарный самолет эксплуатировался до конца 1970-х годов, после чего был окончательно снят с регулярных рейсов «Аэрофлота». Последний полет пассажирский самолет Ту-104 совершил 11 ноября 1986 года, когда одна из сохранившихся в летной годности машин, вылетев с Кольского полуострова, успешно приземлилась в Ульяновске, где самолет занял почетное место в местном музее гражданской авиации.

Наравне с другим советским реактивным пассажирским самолетом первого поколения Ил-18, лайнер Ту-104 на длительное время стал основным пассажирским самолетом компании «Аэрофлот». К примеру, в 1960 году на самолете Ту-104 была совершена треть всех пассажирских авиаперевозок в Советском Союзе. Всего же за 23 года эксплуатации парк пассажирских самолетов Ту-104 перевез порядка 100 000 000 пассажиров, проведя в воздухе 2 000 000 летных часов и совершив около 600 000 полетов.

На базе самолета Ту-104 был разработан новый пассажирский лайнер для местных авиалиний Ту-124, который относился к переходному поколению пассажирских самолетов. В частности, он уже получил двухконтурные турбореактивные двигатели. Однако данная машина не получила должной популярности и была снята с производства. В то же время опыт создания реактивных пассажирских самолетов Ту-104 и Ту-124 впоследствии был использован специалистами ОКБ Туполева при создании пассажирского самолета Ту-134 — очень удачного авиалайнера, который эксплуатируется с 1963 года и до наших дней.


60 лет назад совершил первый регулярный рейс советский пассажирский лайнер Ту-104


Тактико-технические характеристики Ту-104Б (удлиненная модификация со 100-местным фюзеляжем):

Габаритные размеры: длина — 40,06 м, высота — 11,9 м, размах крыла — 34,54 м, площадь крыла — 183,5 м2.
Взлетная масса — 78 100 кг.
Коммерческая нагрузка — 12 000 кг.
Силовая установка — два ТРД типа РД-3М-500, тяга взлетная 2х8750кгс.
Крейсерская скорость полета — 750-800 км/ч.
Максимальная скорость — 950 км/ч.
Практический потолок — 12 000 м.
Дальность полета с полной нагрузкой 12 000 кг — 2120 км.
Количество пассажиров — 100 человек.
Экипаж — 4-5 человек.

Источники информации:
http://www.amic.ru/news/313350
http://avia.pro/blog/tu-104
http://www.tupolev.ru
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 39
  1. D-Master 15 сентября 2016 07:18
    "Было время и были подвалы,
    Было дело и цены снижали.
    И текли, куда надо, каналы
    И в конце, куда надо, впадали."
    (В.С.Высоцкий)
    Сейчас это похоже на чудо, но страна после чудовищной войны была на пике технологического развития. Конечно же Туполев был гением, без которого не мыслимо развитие советской авиации. Но только сама система выстроенная тогда, и мобилизованная страна позволяла совершать такие прорывы. Как не странно именно Бериевые шарашки и заводы на военном положении обеспечили этот прорыв и заложили основу великого СССР, плодами которого мы пользуемся и посей день.
    1. Vz.58 15 сентября 2016 10:35
      Первый пассажирский самолёт с реактивными двигателями de Havilland DH 106 Comet начал летать 2 мая 1952 года. Создавался без "шарашек". Правда Британия не была так разбита Второй Мировой войной, как СССР
      1. AUL 15 сентября 2016 16:42
        Всего же за 23 года эксплуатации парк пассажирских самолетов Ту-104 перевез порядка 100 000 000 пассажиров, проведя в воздухе 2 000 000 летных часов и совершив около 600 000 полетов.

        100 000 000/600 000 = 166,(6) чел/полет
        Даже с учетом промежуточных посадок нехилая загрузка для 50 - 70- 100-местного аэроплана!
        AUL
      2. Альф 15 сентября 2016 17:47
        Правда Британия не была так разбита Второй Мировой войной, как СССР

        Это только первая часть. Не стоит забывать, что перед Англией не встала угроза новой войны, а перед СССР она замаячила с 46-го года. И на территории Британии войны не было.
      3. Юрий из Волгограда 17 сентября 2016 22:34
        Цитата: Vz.58
        Первый пассажирский самолёт с реактивными двигателями de Havilland DH 106 Comet начал летать 2 мая 1952 года. Создавался без "шарашек". Правда Британия не была так разбита Второй Мировой войной, как СССР

        Сравнение не корректно, положение стран было невообразимо разным.
        СССР был выжат похлеще лимона. Друг моего отца (отец 1947 года, светлая память пилоту) рассказывал что они в детстве и юности голодали, только в армии нормально поели.
        Наши деды и отцы были как кремень, современным поколениям те достижения недоступны принципе.
  2. Fitter65 15 сентября 2016 07:18
    [quote]17 июня 2015 года совершил свой полет первый в Советском Союзе реактивный пассажирский самолет Ту-104. /quote]
    Точно в 2015 году и точно в Советском Союзе? Ведь в 2015 году Советского Союза вроде как уже не было?! Я понимаю что ошибаться могут многие,но ведь не при написании статьи,где говорится о эпохальном событии для страны и такие ляпы... request
    1. АВП 518 15 сентября 2016 07:26
      Сергей приветствую. Проблему "подхвата" не осветил. А ведь эта проблема преследовала самолет около трех лет,было несколько катастроф.
      1. капрал 15 сентября 2016 13:21
        Цитата: АВП 518
        было несколько катастроф.

        ...всего имели место 37 авиационных происшествий с самолётами типа Ту-104, то есть 18 % от числа произведённых лайнеров. Это худший показатель среди всех советских серийных пассажирских самолётов.Всего в катастрофах, связанных с Ту-104 погибло 1140 человек.- из вики.
        Так что петь дифирамбы этой поделке Туполева как бы нелогично.
        1. pafegosoff 22 сентября 2016 00:07
          Подтверждаю, в семидесятых, в летном училище я первый раз услышал на мелодию похоронного марша: Ту-у сто-о четы-ыре са-амый лу-учший са-амолет... Пользуйтесь услу-угами а-аэрофло-ота...
          Позже, работая в аэропорту я услышал у одноклассника, закончившего ИАТУГА, как при отбытии в отпуск в Омск, в феврале 1976 года его товарищ побывал в катастрофе. Описание было красочным и заняло бы место короткого рассказа.
  3. avg-mgn 15 сентября 2016 07:21
    Модератор, дату 2015 поправьте, всетаки в 1955м!
    В свое время приходилось неодократно летать на 104м вкачестве пассажира. Кроме скорости, по сравнению с ИЛ-14 (с его бесконечными посадками), или ИЛ-18, в воспоминаниях не осталось ни каких положительных эмоций. Понятно, что это день позавчерашний и сравнивать, скажем с ТУ-134 и 154м, этого дедушку нельзя, но тогда складывалось впечатление, что что то не доделано и для пассажира можно было лучше и умнее. Все равно КБ Туполева спасибо, и за ТУ-114 тоже, на нем как то комфортнее было.
    1. ССИ 15 сентября 2016 09:19
      Все Ваши отрицательные ощущения, связаны с СКВ (системой кондиционирования воздуха), с ее подсистемой САРД (система автоматического регулирования давления)... Ныне, САРД начинает понижать давление, при закрытии люков на земле, ранее, САРД включалась при достижении высоты "круга"... Поэтому, било по ушам и вызывало массу неприятных чувств....
      1. Serg 122 15 сентября 2016 12:31
        Наравне с другим советским реактивным пассажирским самолетом первого поколения Ил-18

        Я чего то пропустил? Что за "новый реактивный Ил" у нас вдруг появился?
        1. tima_ga 16 сентября 2016 19:18
          Да, "реактивный ил-18" тоже глаз резануло, ну это пусть бужет опечатка, а вот насчёт первого поколения... Все таки первым поколением пассажирских илов я бы считал ил-14
    2. Vz.58 15 сентября 2016 10:27
      На Ту-104 не летал, а вот на Ил-18 летал. Было мне лет 9, наверное. Самое отвратительное впечатление осталось от посещения тулета на уровне пропеллеров. Треск в ушах оставался ещё долго. Но, говорили, что Ил-18 очень надёжная машина. Всё Советское руководство на нём летало. И Гагарин в Москву во Внуково прилетел на Ил-18.
      1. tima_ga 16 сентября 2016 19:20
        18-ый действительно надёжная, экономичная рабочая лошадка. Ершов о нем с большой теплотой в своих книгах отзывается
  4. Котище 15 сентября 2016 07:36
    Интересно в качестве мужейных экспонатов Ту 104 и Ту 114 где нибудь сохранились?
    1. Комментарий был удален.
    2. АВП 518 15 сентября 2016 07:49
      Цитата: Котище
      Интересно в качестве мужейных экспонатов Ту 104 и Ту 114 где нибудь сохранились?

      В Монино,и Ульяновске.
      1. ССИ 15 сентября 2016 09:20
        104-й стоит на съезде с киевского во Внуково.... Здорово, Саша!
        1. АВП 518 15 сентября 2016 09:27
          Привет Сереж. Ага , ниже написал.
      2. Bersaglieri 15 сентября 2016 21:52
        На картинке не Ту-114, а Ту-116 (он же "Ту-95"салон")
        Ту-114- низкоплан,однако. И фюзеляж был переделан.
        1. Argon 16 сентября 2016 02:44
          А я склоняюсь к тому что на фото учебный Ту-95 в "скине"а ля аэрофлот.
    3. Владимирец 15 сентября 2016 08:17
      Цитата: Котище
      Интересно в качестве мужейных экспонатов Ту 104 и Ту 114 где нибудь сохранились?

      Ту-114, помню, в Домодедово раньше стоял. Говорят, уже разломали, ироды. recourse
      1. АВП 518 15 сентября 2016 08:28
        Цитата: Владимирец
        Говорят, уже разломали, ироды.

        Да уж 10 лет как. 104-й стоит на киевском шоссе, перед Внуково.
    4. Vz.58 15 сентября 2016 10:41
      У нас сохранились 3 Ту-104. Два в музеях , Прага-Кбелы и Зруч у Плзне, и в одном сделан ресторан в Петровоцих у Усти над Лабем.
  5. guzik007 15 сентября 2016 09:24
    За 7 часов 10 минут с совершением промежуточной пересадки в Омске самолет сумел долететь до Иркутска,
    -------------------------------------------------
    -----
    Слог умиляет. Он сумел,сумел! Как будто это не запланированная дальность полета ,а отчаянная лихая попытка.
    1. qwert 15 сентября 2016 09:51
      Цитата: guzik007
      Слог умиляет. Он сумел,сумел! Как будто это не запланированная дальность полета ,а отчаянная лихая попытка.

      Ну, есть, есть шероховатости в статье и многое осталось "за кадром". Не идеальная получилась, но зато приуроченная к дате... Спасибо автору, напомнил. Напомнил о том, чем стоит гордиться, и что стоит чаще вспоминать.
  6. кедр 15 сентября 2016 09:46
    Летел на нём, как раз по его первому маршруту, Москва-Омск- Иркутск. 31 декабря, мороз за сорок, туман , ничего внизу не видно, кружили над Иркутском долго. Думал уйдём на запасной и хана встречи Нового года с будущей женой. Экипаж молодцы! Приземлились к общей радости, где надо и как надо. Одно слово - Советский АЭРОФЛОТ!
  7. ava09 15 сентября 2016 10:43
    (с)Наравне с другим советским реактивным пассажирским самолетом первого поколения Ил-18(с)
    Спасибо автору, что открыл глаза - оказывается Ил-18 был реактивным самолётом, а не турбовинтовым...)
    1. Sergej1972 15 сентября 2016 12:16
      А разве турбовинтовые самолёты не являются одной из разновидностей реактивных самолётов?
      1. jjj 15 сентября 2016 14:53
        Цитата: Sergej1972
        А разве турбовинтовые самолёты не являются одной из разновидностей реактивных самолётов?

        Являться-то являются, но публикации на ВО требуют большей тщательности к нюансам
        jjj
  8. uskrabut 15 сентября 2016 12:01
    Спасибо автору, интересно познавательно. Хотелось бы и про другие отечественные борты почитать. Может Сергей решится на серию статей?
  9. Башибузук 15 сентября 2016 12:34
    Не летал на Ту-104, не довелось. Хотя и видел их.
    А так, начал с Ил-18, и довелось и на Ту-134, Ан-24 и 26, Ту-154, Ил-86, Ил-62. Сейчас на всяких там Боингах да Айрбасах приходится.
    И из всех самолетов больше всего запомнились Ту-134 да Ил-62. Вот для меня они так и остались самыми классными самолетами.
    Ту-104 во Внуково стоял, в Домодедово Ил-18 по-моему долго стоял, в Быково Ан-24 одно время. Куда все подевалось?
    Туда же, куда и молодость, похоже.
    1. tima_ga 16 сентября 2016 19:26
      Тоже нравится свисток.в конце 2000-ых специально выбирал рейсы на них, когда командировки планировал. Тогда они они много у ютов и колавиа летали
  10. Altona 15 сентября 2016 14:30

    Можно увидеть этот самолет в фильме "713 просит посадку". В ролях есть Владимир Высоцкий и его будущая жена Людмила Абрамова.
  11. THE_SEAL 15 сентября 2016 15:35
    Статье плюс.
  12. andrewkor 15 сентября 2016 17:47
    Рейс Новосибирск-Омск,Ту-104,1963г.,идём на второй круг перед посадкой.Лётчик, видать бывший военный,как заложил пару виражей,мне со страху показалось в 45%,половина пассажиров облевалось и я в том числе!!!! 1973г.,Ил-18, Москва-Барнаул,6 часов напротив винтов,мука адова при моём росте 192см.,но ДЕМБЕЛЬ стоил того!!!
  13. Bersaglieri 15 сентября 2016 17:57
    Главная проблема Ту-104- гермосалон. В первые годы эксплуатации были проблемы (устраненные только к последней модификации)
    1. avt 16 сентября 2016 17:55
      Цитата: Bersaglieri
      Главная проблема Ту-104- гермосалон.

      Если бы !!! Дорогой ценой достался наш первый реактивный , перелицованный из бомбера !
      Цитата: Vz.58
      На Ту-104 не летал, а вот на Ил-18 летал.

      Аналогично .Воспоминания детства - какой то домашний, уютный внутри аэроплан , ну в отличии от ,,сарая" Ан - 10А, но уши эаложило сразу , как движки раскрутились laughing , а уж ночная посадка в Москве !!!! good
      avt
  14. Старый 31 октября 2016 18:40
    Да и сейчас можно было "дать угля" стране, если бы не чиновничье воровство и бездействие в этом плане власти. Вот где тормоз!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня