Как началась Ливанская война. Ч. 2

14
Раскол Ливана

Конфессиональная раздробленность Ливана стала основой гражданской войны 1975-1990 гг., которая положила конец былому благополучию «Ближневосточной Швейцарии». А спусковым механизмом к этой войне послужили палестинские радикалы, которые использовали Ливан как плацдарм для борьбы за независимость Палестины.



Ливанскую политическую элиту окончательно расколол вопрос в отношении Организации освобождения Палестины (ООП) и нахождения палестинцев в Ливане вообще. Так мусульманские лидеры, включая премьер-министра, осудили действия армии против ООП, призвав военнослужащих-мусульман к неповиновению. Одновременно в христианских районах Ливана прошли демонстрации в поддержку армии. Ливанская армия стала стремительно распадаться, бывшие военнослужащие пополняли ряды всевозможных военных формирований (милиций), которые создавались разными конфессиональными группами и партиями. Все крупнейшие движения создали свои собственные вооруженные формирования.

Одна из основных политических сил Ливана была ультраправая христианская партия фалангистов Пьера Жмайеля. Официально партия называлась «Социал-демократическая партия (Катаиб)», однако ещё чаще называли «Фаланга», так как создавая партию в 1930-х годах, Жмайель ориентировался на испанских фалангистов генерала Франко. Стоит отметить, что на Ближнем Востоке после Второй мировой войны вообще были сильны профашистские настроения. Многие нацисты, фашисты и военные преступники, после поражения Третьего рейха и его союзников, бежали на Восток, который стал плацдармом «черного интернационала» (сетевого объединения неонацистского движения, мечтающего о реванше). Это никогда не афишировалось советской пропагандой, т. к. Москва поддерживала арабов в их противостоянии с Израилем. Политика дело тёмное: Советский Союз в это время выступал на стороне арабских лидеров, некоторые из которых исповедовали откровенно нацистские взгляды, в их борьбе против еврейского государства, созданного при прямом участии СССР, да ещё и видными антифашистами. А Израиль, изначально создававшийся с социалистическим уклоном, в итоге пошёл по пути еврейского национализма и строительства «Великого Израиля», став союзником США. Не зря в 1970-х года была популярна следующая частушка: Лежит на солнце, греет пузо полуфашист, полуэсер, Герой Советского Союза Абдель Гамаль на всех Насер. А следующий за Насером президент Египта Анвар Саддат вообще во время Второй мировой войны тайно сотрудничал с агентами нацистской Германии и фашистской Италии, преследуя цель освобождения страны от британского господства.

Христиане-марониты Ливана традиционно поддерживали добрые отношения с Израилем. Так, во время шестидневной войны христианская милиция окружила еврейские кварталы Бейрута и не позволила мусульманам учинить расправу над мирным еврейским населением. Бригады фалангистов активно противостояли сторонникам ООП, усматривая в палестинцах угрозу суверенитету Ливана, но с другой стороны находились в оппозиции и действующему президенту Сулейману Франжие, которого поддерживали бригады Марада, которые ориентировались на Сирию. Общая численность христианских милиций (Фаланга, Тигры Ахрара, Стражи Кедров, Эль-Танзим, бригады Марада и др.) и примкнувших к ним малочисленных армянских отрядов составляла около 15 тыс. бойцов. Однако эти силы не были однородными. К примеру, военные отряды «Стражи Кедров» исповедовали светскую идеологию ливанского национализма, их главная цель — борьба против иноземцев-палестинцев. В рядах «Стражей» можно было встретить и суннитов, и даже шиитов, поддерживающих эту идеологию, хотя основу составляли христиане.

В 1976 году был сформирован «Ливанский фронт» — политическая коалиция христианских партий во время ливанской гражданской войны. Военным крылом «Ливанского фронта» были «Ливанские силы», основателем которых был Башир Жмайель. Христианское ополчение контролировало Восточный Бейрут и территории в Горном и Северном Ливане, всего около 30-35 % территории страны. Эти территории в основном были населены христианами — маронитами, греко-католиками и православными, хотя присутствовали и большие общины мусульман-шиитов и суннитов. Армянская община Ливана в массе своей осталась нейтральной, хотя некоторые армяне воевали в составе «Ливанских Сил». Ливанские ассирийцы примкнули к «Ливанским Силам», организовав 4 батальона добровольцев. Первоначально военный перевес в стороне был на стороне христианской милиции, лучше вооруженной и подготовленной, хотя и имевшей меньше живой силы.

С другой стороны, мусульманская община Ливана, выступила в поддержку ООП. Ближайшим их союзником стали Национально-патриотические силы Ливана (НПС) во главе с Камалем Джумблатом. Камаль Джумблат — известный ливанский писатель и философ, один из наиболее авторитетных светских лидеров друзской общины Ливана, лидер ливанских левых, руководитель Прогрессивной социалистической партии и большой друг Советского Союза, лауреат Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1972). Будучи министром внутренних дел он легализовал Ливанскую коммунистическую партию и Сирийскую социальную националистическую партию. За Джумблатом стояли военизированные формирования друзов (около 5 тыс. человек), Коммунистической партии Ливана (5 тыс. человек), а также более мелкие подразделения. Джумблат не только разделял цели ООП, но и предлагал использовать её как ядро, вокруг которого удастся сплотить различные мусульманские общины, чтобы реформировать политическую систему Ливана и ограничить в правах христианскую общину страны. В общей сложности ООП и её сторонники имели более 45 тысяч бойцов, то есть левые мусульмане имели значительное численное преимущество над ливанской армией и христианской милицией.

Кроме того, в милициях каждого из противоборствующих лагерей имелись добровольцы и наёмники из разных стран мира. Источниками финансирования милиций служили как поддержка местных партий и кланов и прямая финансовая помощь иностранных государств, так и вымогательство, грабеж, контроль над потоком наркотиков и контрабандой оружия на подконтрольных территориях. В целом всё это, но в более широких масштабах, мы видим в современных Ираке, Сирии и Ливии (т. н. «Ближневосточный фронт»).

Таким образом, Ливан раскололся по политическому и конфессиональному признаку — правые христиане против левых мусульман, включая палестинцев. В свою очередь правых христиан поддерживал Израиль и США, а левых мусульман — арабские страны и СССР.

Как началась Ливанская война. Ч. 2

Глава "Ливанского фронта" Башир Пьер Жмайель

Руководитель "Национально-патриотических сил Ливана" Камаль Джумблат (справа)

Первый этап гражданской войны

Сразу после создания президентом военного кабинета министров Национально-патриотические силы (НПС) Джумблата вместе с ООП и большинством мусульманских политиков стали настаивать на его замене так называемым «правительством спасения» во главе с Рашидом Караме. В результате начались вооруженные стычки между христианскими и мусульманскими формированиями. Президент Франжие был вынужден согласиться на выдвинутые НПС требования.

Однако «Комитет по национальному диалогу», созданный в сентябре 1975 г. для урегулирования противоречий между христианами и мусульманами, погряз в спорах. Правые лидеры христиан требовали, чтобы страна сохранила суверенитет над всей своей территорией. А НПС во главе с Джумблатом настаивали на внесении изменений в сложившуюся политическую систему, восстановив на новой основе равновесие между христианами и мусульманами, без учёта присутствия ООП в Ливане. В результате компромисс найти не удалось. Открыто враждебная по отношению к палестинцам позиция «Фаланги» вела к открытой войне.

Вскоре частные стычки приобрели характер всеобщей и весьма жестокой (характерной для этнорелигиозных конфликтов) войны. Конфликт приобретал черты взаимного геноцида. Схожую ситуацию мы видим и во время нынешней войны на Ближнем Востоке. Бойцы «Халифата» и «умеренных» бандформирований в Сирии и Ираке истребляют другие конфессиональные и этнические меньшинства — христиан, друзов, курдов, алавитов и т. д. Мужчин поголовно уничтожают, девушек и детей продают в рабство. В Ираке шиитская проправительственная милиция зверски, по примеру, нацистских зондеркоманд, истребляет суннитов (в частности, во время штурма Мосула). Взаимный геноцид народов Ближнего Востока, а с учётом тотального разрушения инфраструктуры региона потери многократно возрастают (голод, болезни, отсутствие медпомощи, невозможность нормальной гигиены и пр.), полностью вписывается в планы хозяев Запада, которые погружают Евразию в смуту и хаос, решая задачу по сокращению «избыточной» человеческой популяции. Это одна из важнейших задач нынешней мировой войны.



Уличные бои в Бейруте

К сентябрю палестинцы при поддержке артиллерии штурмовали христианский город Захле. Просирийские палестинские отряды Аль-Саика («Удар молнии») атаковали христианские деревни в северном Ливане. Церкви были преданы огню, жители оказались беженцами. Обстрелам подверглись и северные районы Израиля. На это Израиль ответил воздушным ударом 1 декабря, в ходе которого погибло 111 палестинцев.

6 декабря 1975 года вошло в историю как «Чёрная суббота». В этот день тела четырёх молодых людей, членов «Фаланги» были найдены в заброшенном автомобиле неподалёку от государственной электростанции в христианской части Восточного Бейрута. Милиция фаланги в городе пришла в бешеную ярость, обвинив в убийствах левых мусульман. «Фаланга» атаковала мусульман всей христианской части Восточного Бейрута, без разбора расстреливая и захватывая людей. Десятки или сотни мусульман были захвачены на городских улицах в заложники (часть позднее освободили за выкуп) или убиты. Боевики христианской «Фаланги» начали строить контрольно-пропускные пункты на основных перекрёстках Бейрута. На этих пунктах был организован досмотр проезжающих машин и пешеходов, у которых требовали показать удостоверение личности. Любой палестинец (которые, как беженцы без гражданства, и не имели удостоверений личности) или мусульманин (ливанские удостоверения личности включают пункт с указанием религиозной принадлежности) были убиты на месте или захвачены.

В кровопролитной бойне несколько сотен человек были убиты в течение нескольких часов, большинство из них гражданские. Штаб фалангистов выпустил коммюнике на следующий день, утверждая, что месть, как предполагалось в начале, была ограничена захватом заложников, но переросла в бойню из-за «истерии» и «элементов, которые не хотели слушать приказы своего начальства». В ответ мусульмане стали создавать свои блок-посты, на которых расстреливали христиан.

Таким образом, религиозный и политический конфликт перерос в жесточайшую бойню и резню, где убивали и захватывали в заложники только за то, что человек был мусульманином или христианином. В начале 1976 года Бейрут представлял собой совершенно постапокалиптическое зрелище. Уличные бои, артиллерийские перестрелки, ракетные обстрелы и снайперские дуэли. Улицы Бейрута были перегорожены блок-постами различных милиций. Они проверяли документы, осматривали автомобили, подозрительных граждан расстреливали прямо на месте. Столица Ливана была наводнена агентами спецслужб различных стран, шла «невидимая война». Сюда, для того чтобы набраться соответствующего опыта устремятся радикалы со всей планеты: террористы из «Красных бригад» и немецкой «Красной Армии», неонацисты, просто авантюристы и наемники, желающие заработать.

Симпатии Советского Союза были в это время целиком на стороне НПС Ливана и палестинцев. И это было не удивительно. Акции правохристианских формирований отличались крайней жестокостью и сначала на порядок превосходили палестинские вылазки по степени кровавости. Это хороший пример тем, кто считает, что христианство — это религия добра и милосердия (что крестовые походы, инквизиция и действия христианских колонизаторов давно в прошлом), а ислам — оплот радикализма. В реальности любые войны под знаменем религии отличаются крайней степень жестокости и легко перерастают в геноцид.

Вмешательство Сирии

К январю 1976 года относится и начало вмешательства Сирии в дела Ливана. Правая христианская милиция начала активные действия, установив блокаду двух лагерей палестинских беженцев в контролируемом палестинцами пригороде Бейрута Карантина. Карантина была преимущественно мусульманским районом трущоб в христианском восточном Бейруте, который контролировали силы Организации освобождения Палестины. Население составляли курды, сирийцы, армяне и палестинцы. Карантина занимала стратегически важное положение, отрезая христианские кварталы Восточного Бейрута от христианских предместий города и христианской зоны контроля в Горном Ливане с центром в г. Джуние. Результат штурма и последующей зачистки 18 января 1976 года — 1000-1500 погибших палестинцев, включая мирных жителей. В итоге палестинцы обвинили фалангистов в намеренном истреблении мирных жителей, что было абсолютной правдой. В мировом сообществе прокатилась волна возмущения действиями фалангистов. Симпатии мирового сообщества склонились в сторону палестинцев.


Фотография сделанная Франсуазой Демюльдер во время резни в Карантине

Резня в Дамуре 20 января 1976 года стала ответом за Каринтину. Палестинские отряды и их союзники из так называемых «Национально-патриотических сил» блокировали Дамур 9 января 1976 года. Дамур имел стратегическое значение, так как располагался на основной трассе, связывающей Бейрут и Южный Ливан, и мешал сообщению между палестинскими лагерями беженцев в Бейруте и Южным Ливаном, где находилась основная часть палестинского населения. В город была перекрыта доставка воды и продуктов питания, кроме того палестинцы запретили «Красному Кресту» эвакуировать раненых из города, подвергавшегося артиллерийским обстрелам. Жертвами нападения стали 350-600 человек. Оставшаяся в живых часть населения была эвакуирована морским путём на территорию христианского анклава и в Восточный Бейрут. Все христианские были церкви уничтожены, палестинцы не поленились и раскопали все могилы на христианском кладбище, а прах усопших выбросили в море. Дамур заселяется палестинцами.

В январе 1976 лидеры блока ООП-НПС обращаются за помощью к президенту Сирии Хафезу Асаду, который приказывает отправить в Ливан палестинские части из состава Армии Освобождения Палестины, базирующихся в Сирии (5-8 тыс. бойцов). Это в корне меняет ход войны. Христиане теряют боевой дух и переходят к обороне. Стоит отметить, что в Дамаске считали независимость Ливана недоразумением и видели эту территорию, как минимум, своим вассалом, как максимум — частью Большой Сирии.

В марте происходит окончательный развал ливанской армии. Мусульманские офицеры во главе с дезертиром лейтенантом Ахмадом Хатыбом при поддержке палестинцев подняли мятеж в мусульманских частях ливанской армии. Мятежники организуют «Армию Арабского Ливана» и присоединяются к альянсу ООП-НПС. Христианские солдаты и офицеры во главе с полковником Антуаном Баракатом формируют «Армию Свободного Ливана» и встают на защиту ливанского правительства и ливанских христиан. В марте-апреле 1976 года ООП-НПС проводит «наступление в горах», имеющее целью уничтожение христианского анклава в Горном Ливане. Христианским войскам приходится отступить с ряда позиций в Восточном Бейруте и горах, и на некоторое время мусульманам удаётся захватить около 70 % территории страны. Правда, вскоре христиане перейдут в контрнаступление и вернут часть ранее утраченных позиций.

Возобновляются столкновения в Бейруте. Установив контроль над банковской улицей в Бейруте, палестинцы предпринимают одно из самых знаменитых ограблений в мировой истории. В течение марта-апреля они грабят 11 банков! Для вскрытия банковских сейфов в Бейрут прибывают лучшие криминальные специалисты из Европы. В частности, было взорвано хранилище филиала Британского банка, а ценности, находящиеся в нем украдены. Сумма, заявленная министром финансов страны, составила 50 миллионов долларов в золотых слитках, наличными, в акциях и драгоценных камнях.

Получив значительные финансовые средства, мусульмане вновь атакуют позиции христиан. Линия соприкосновения христиан и мусульман в Бейруте получает наименование «зеленая линия». На ближайшие 15 лет это название становится одним из самым употребляемых терминов в выпусках всех новостных агентств. Районы Бейрута вблизи т. н. зеленой линии были почти полностью разрушены. Палестинцы и мусульмане-сунниты Ливана объявляют о своей победе в гражданской войне.

Продолжение следует…
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    4 апреля 2017 07:06
    Ливанские и сирийские христиане это остатки доарабского населения Ромейской империи.Так что с христианами-европейцами у них ооочень большие расхождения по вопросам гуманности.То есть они мало чем отличаются от головорезов-мусульман.
    1. +6
      4 апреля 2017 11:24
      не иначе как они и атомную бомбу применили в Японии, ну не могли же в самом деле христиане-европейцы это сделать, тем более гуманнийшие из гуманнийших христиане-североамериканцы
  2. +3
    4 апреля 2017 07:50
    Ливан был процветающим государством...до 1975 года...и уже наверное не быть...
    1. +6
      4 апреля 2017 08:34
      Цитата: parusnik
      Ливан был процветающим государством...до 1975 года

      ...СССР до 1991 года...
  3. +5
    4 апреля 2017 08:57
    История Ливана настолько показательна, что ее стоит изучить всем любителям беженцев. В том числе и в России.
  4. +2
    4 апреля 2017 09:06
    Мусло всё похерило.Как и везде.
    1. +8
      4 апреля 2017 11:14
      А по-моему корни трагедии Ливана, да остальных стран Ближнего Востока в весьма сомнительном решении ООН по созданию государства Израиль на землях, которые уже более 1000 лет арабы считали своими. Это и внесло дестабилизацию в регионе, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Создавать еврейское государство в Палестине, это как в Центральной России создавать финно-угорское государство, но том основании, что 1000 лет назад тут жили финно-угры, или в нынешней Восточной Германии создать государство Лютичей и Ободритов и заселить его славянами со всего мира. Вряд ли русские или немцы будут рады таким прожектам.
      1. +2
        4 апреля 2017 19:24
        А по-моему корни трагедии Ливана, да остальных стран Ближнего Востока в весьма сомнительном решении ООН по созданию государства Израиль на землях, которые уже более 1000 лет арабы считали своими. Это и внесло дестабилизацию в регионе, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
        Ну на Мой взгляд не совсем так. Евреям была выделена строго определенная территория. Но их понесло. Сначала террор против британце ну и "понеслось" у них. В предыдущей части я немного давал комментарий тому кто из "тех этих".
        1. +1
          5 апреля 2017 00:14
          А вот, по Вашему, Horst78 , не просматривается ли в этом прямая аналогия с созданием Курдистана на землях Сирии и Ирака. Ведь эти земли, судя по карте, в центре будущего Курдистана -исконно армянские земли с древней столицей Армении городом Ван (Ереван в переводе с армянского - новый Ван), захваченные турками у армян. Реально исторических курдских территорий на этой карте почти нет.
          Не получит ли человечество "новый Израиль", и новый очаг напряженности на Ближнем Востоке
          1. +1
            5 апреля 2017 03:16
            Реально исторических курдских территорий на этой карте почти нет.
            Не получит ли человечество "новый Израиль", и новый очаг напряженности на Ближнем Востоке
            Есть такая опасность. Учитывая что "такие" карты рисуют англосаксы без учета историко-национальных предпосылок (вспомнить хотя бы как они поделили британскую Индию и страны Африки по "линеечке"). Вопрос создания новых государств всегда отличался "компромиссными решениями" между соседями, либо альтернатива "Война" hi
      2. +1
        5 апреля 2017 12:09
        1) насколько мне помнится евреи жили в Палестине до образования Израиля (тот же Ариель Шарон родился в Иерусалиме, а Ясер Арафат в Каире....)
        2) территория Израиля по сравнению с территорией окружающих его арабских государств очень мала и в принципе (за последние 40 лет) не изменилась в размерах
        3) религиозное противостояние между христианами и мусульманами / палестинцами (при поддержке Сирии) съиграло намного более дестабилизирующюю роль для Ливана, чем соседство последнего с Израилем
      3. 0
        5 апреля 2017 13:03
        Цитата: alebor
        созданию государства Израиль на землях, которые уже более 1000 лет арабы считали своими.

        ]
        ранние Палестинцы отбищают аттаку динозаура, возможно принадлежащего заезжим Евреям
  5. 0
    4 апреля 2017 18:40
    Евреи выгнали арабов палестинцев с их земли где они жили почти 1000 лет. Беженцы палестинцы стали катализатором многих войн на Ближнем Востоке в разных странах.
  6. 0
    4 апреля 2017 19:28
    Статья не плохая. Буду ждать продолжение. НО, зачем в исторической обзоре вставка про современность и ссылки про религию как "источник" "ненависти" (Конфликт приобретал черты взаимного геноцида. Схожую ситуацию мы видим и во время нынешней войны на Ближнем Востоке. Бойцы «Халифата» и «умеренных» бандформирований в Сирии и Ираке истребляют другие конфессиональные и этнические меньшинства — христиан, друзов, курдов, алавитов и т. д.)?