Рассказы об оружии. Танк Т-26 снаружи и внутри. Часть 2

25


Рассказав в первой части о танке Т-26 образца 1933 года, мы плавно переходим ко второму экземпляру, который нам удалось пощупать и увидеть в действии.



Так же, как и первый Т-26, этот танк находится в открытой экспозиции Музея отечественной военной истории в селе Падиково Московской области.



Заметно, что за 6 лет (с 1933-го по 1939-й) танк прошел определенный путь развития.

В первом материале мы остановились на том, что Т-26 однобашенной компоновки пошел в серийное производство в 1933 году. Но к 1939 году это была уже несколько другая машина. Мы остановимся на самых значительных с нашей точки зрения моментах.

В то время танки командиров оснащались радиостанциями. Это было прекрасно. Радиостанции комплектовались поручневыми антеннами. Это был минус, причем громадный.



Мало того, что из-за размещения рации задней части башни боекомплект пришлось уменьшить со 136 до 96 снарядов. Опыт боев в Испании и у озера Хасан показал, что противник обычно сосредотачивает огонь именно на танках, с характерным ободком вокруг башни. Поручневую антенну заменили менее заметной штыревой. По опыту боевого применения танки обзавелись фарами: над пушкой для ведения огня ночью и для водителя.

С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять с помощью электросварки вместо заклепок, боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 для танка с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков.











С 1937 года на Т-26 появилось внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л.с.

На танках появились конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов. Такие башни лучше выдерживали попадания обычных, не бронебойных пуль.

1938 год стал эпохальным в плане нововведений для Т-26. На танках начали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости. В днище появился аварийный люк. В пушках выпуска 1937 и 1938 годов появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела как ударным способом, так и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 года - ТОС).

Если хорошо так задуматься – для «совсем устаревшего» танка – весьма и весьма неплохо.













Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 года, имели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, задний башенный пулемет убрали и боекомплект пушки довели до 205 снарядов (на машинах с радиостанцией до 165).




Перископы для командира и стрелка


Еще раз попробовали повысить мощность двигателя и довели ее до 97 л. с.



С 1940 года подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной стали вместо цементированной.



Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 года, но в июле-августе 1941 года в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов. Всего Красная Армия получила более 11000 легких танков Т-26 двадцати трех модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся "химическими") и саперные (мостовые).

Вот такой танк встречал войну в основной массе советской бронетехники.

По личным ощущениям. Небольшая, но удобная для всех членов экипажа машина. Довольно много места, можно неплохо так перемещаться в танке. Если сравнить с Т-34, который сам побольше будет, но потеснее. Удобная машина, вот ничего больше не сказать. Чувствуются английские корни.


ТТХ легкого танка Т-26 образца 1939 г.

Масса в снаряженном состоянии: 10 250 кг
Экипаж: 3 чел

Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона: 15 мм/28-80°
Башня/угол наклона: 15-10 мм/72°
Борт/угол наклона: 15 мм/90°
Корма/угол наклона: 15 мм/81°

Вооружение:

45-мм пушка образца 1934-1938гг, два 7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект:

205 выстрелов, 3654 патрона (для танка с рацией 165 и 3087 соответственно)

Двигатель:

Т-26, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения
Мощность двигателя: 97 л. с. при 2200 об/мин
Количество передач: 5 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака: 292 л.
Скорость по шоссе: 30 км/ч.
Запас хода по шоссе: 240 км

Преодолеваемые препятствия:

Подъем: 35 град.
Ширина рва: 1,8 м
Высота стенки: 0,55 м
Глубина брода: 0,8 м



Насколько был хорош в бою Т-26, насколько он устарел фактически, мы поговорим в следующей части.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    22 мая 2018 15:31
    На снимке в начале статьи - очередная модификация танка — Т-26 образца 1939 года. Эта модификация имела наклоненные бронеплиты подбашенной части корпуса, улучшенные жалюзи воздухозаборника (для защиты от бутылок с зажигательной смесью — опыт боев в Испании), вместо пулемета в задней части башни разместили дополнительный боезапас. Все переделки привели к тому, что масса танка значительно возросла. До конца 1939 года было выпущено более 1300 танков с конической башней.
    Авторы, как всегда, порадовали читателей очередным открытием. "На танках появились конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов. Такие башни лучше выдерживали попадания обычных, не бронебойных пуль."
    То есть наклон броневых листов, по мысли авторов, на повышение стойкости бронелиста против бронебойных пуль не влияет.
    Для информации, бронепробиваемость бронебойных пуль калибра 7,62 мм - 7,92 мм периода Второй мировой на дистанции 200 м - 10-12 мм.
    1. +2
      22 мая 2018 16:09
      Это когда по смыслу докопаться не получается, а прокомментировать надо, да?
      1. +4
        22 мая 2018 16:39
        Не по смыслу, а по содержанию.
    2. +3
      22 мая 2018 16:13
      Будем благодарны и благодушны к авторам, чьё стремление показать широкому кругу трудящихся наши прошлые заслуги - достойно похвалы! Очень интересны фото обитаемого пространства.
      Наличие пулемёта в задней части башни вряд ли можно целиком отнести к английскому видению танка. Немцы также ощетинились под конец. Да и отголоски тачанки никто не отменял с необходимым адмресурсом. Но для одного танкиста - перебор!!
      1. +1
        23 мая 2018 01:00
        Цитата: Сергей-8848
        Очень интересны фото обитаемого пространства.

        А вот за сиденьем механика-водителя это донный люк что ли виднеется?
        1. 0
          17 июня 2018 21:53
          Аварийный люк для покидания танка,кстати для чего то он в плюс ,а в случае подрыва на мине сильно ослабляет днище корпуса,мог и ноги оторвать
    3. +3
      23 мая 2018 15:35
      Вывод- хороший танк для 1941г за неимением лучшего(Т-50). Причины огромных потерь не правильная тактика.Не самоубийственные атаки против танков и арты вермахта, а действия из-засад.Вот правильное применение этого танка.Ротмистров под Москвой осенью 1941 это блестяще продемонстрировал.Спорить о заклепках и наклоне брони второстепенно.
      1. 0
        17 июня 2018 21:43
        Вы о чём Вася? Какие нафиг засады? Это ведро с болтами имея удельную мощность в 8-9 л.с на тонну веса разбегалось пару километров по прямому ровному шоссе дабы достигнуть максимальной скорости в 30 км\ч и это в новом состоянии,на грунте его скорость редко превышала 7-10 км\ч .Так что в засадах и контрударах стояли БТ-5,БТ-7 и БТ-7М,а Т-26 конкретно был танком поддержки пехоты-их тупо раздавали по несколько штук на батальон и при обороне они сильно позади пехоты зарытые в землю стояли,а в случае атаки ползли с пехотой в строю иногда даже отставая от неё
    4. 0
      17 июня 2018 21:28
      Всё правильно автор написал - бронебойные снаряды уже в начале 40-х в большинстве своём имели способность к "нормализации" угла вхождения и угол наклона брони им не сильно мешал.

      оставьте разговоры про наклонную броню для пионЭров в школе
  2. +8
    22 мая 2018 15:58
    В пушках выпуска 1937 и 1938 годов появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела как ударным способом, так и с помощью электротока.

    Заинтересовала эта цитата, повторяемая во многих статьях. Согласно инструкции у 45 мм патронов к Т-26 были универсальные воспламенители. Могли работать как от удара так и от электричества. И это в 37-38 г.

    У вермахта, на начало войны, 75 и 88 мм. патроны не были универсальными. На танках и казематных орудиях использовалось электричество, а на полевых и зенитных удар. И только во второй половине войны стали появляться 75 и 88 мм. патроны с универсальными воспламенителями.
    1. 0
      17 июня 2018 21:36
      У наших 45 мм пушек начала ВОВ включая танковые не было нормального бронебойного снаряда почти до конца 1942 года ,те что были крошились в крошку об немецкую броню ,в Кубинке проводили отстрел из разных пушек включая 45 мм по Пц3 в ходе которого,установили что его 30 мм лобовая броня эквивалент нашей в 50-60 мм,поэтому в РККА и была "танкобоязнь" образца 1941 года,когда наша пехота неся при этом большие потери просто была вынуждена подпускать танки вплотную и действовать "экспромтом" мужественно но глупо закидывая танки связками гранат и бутылками с зажигательной смесью.ПТР были тоже не очень надёжным подспорьем,в среднем для поражения танка требовалось от 4 до 5 прицельных попаданий по уязвимым местам(люки,крышки,смотровые щели,командирские башенки,ствол орудия)
  3. +7
    22 мая 2018 17:02
    Прекрасная статья! Приятно, когда материал не копипастят. Приятно читать про личные ощущения человека от машины. Приятно, что ради статьи человек не поленился прокатится в музей, облазить девайс и, немного вжиться в шкуру танкиста той эпохи)
    1. +4
      22 мая 2018 17:29
      Присоединяюсь, прекрасная статья. Надеюсь это станет новым поворотом в жизни ВО и материал Сайта будет состоять из Авторских работ. hi
  4. BAI
    +5
    22 мая 2018 17:59
    Падиково - насколько я помню, частный музей. Хозяин громадное дело делает, и экспозиция очень большая - от броневика Первой мировой, до реактивных самолетов.
  5. 0
    22 мая 2018 18:16
    Да статья интересная, продолжение ждем
  6. +1
    22 мая 2018 19:21
    С 1940 года подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной стали вместо цементированной.

    Опыт Финляндии - оказалось, что цементированная броня при всех её плюсах очень плохо поддаётся ремонту, особенно в полевых условиях. Да и на заводах возникли проблемы при экранировании танков с цементированными бронелистами.
    ЕМНИП, немцы наступили на те же грабли с большей стойкостью брони в ущерб ремонтопригодности - и отказались на средних танках от КЦ уже в 1942.
  7. +2
    22 мая 2018 19:51
    Посмотрев фильм, понимаешь то, почему танкисты на Т-26 говорили стишок "Ах магнето фирмы "Бош", что ты искру не даёшь?" А ещё конкретно по этому танку работать и работать. Например, хотелось, чтобы башня поворачивалась и пушка поднималась. В целом, молодцы! Спасибо за работу!
  8. +4
    22 мая 2018 22:24
    Интересная статья, вот не знал про электрозатвор. Фото - выше всяких похвал, отдельное спасибо за фото интерьера, изумительно. Так все просто... Видео умильное, паренек заводит движек ручкой, класс. Звук двигателя напомнил трактор "Беларусь" :)
  9. +4
    23 мая 2018 05:44
    Спасибо за статью! Особо благодарен за фото и поклон за видео. Информативно, и доступно. Получил удовольствие!
  10. +1
    23 мая 2018 16:37
    В то время танки командиров оснащались радиостанциями. Это было прекрасно. Радиостанции комплектовались поручневыми антеннами. Это был минус, причем громадный.
    Минус было отсутствие радиостанций на линейных танков. Да, поручневые антенны выделяли командирские радиофицированные танки на фоне линейных, и замена антенны на штыревую отчасти сгладили проблему незаметности командирских машин, однако не стоит забывать про вторую функцию поручневых антенн - функцию поручней, за который могли держаться руками бойцы танкового десанта, сидящего на броне. А это уже плюс, а не минус.
    Чисто гипотетически, проблему маскировки командирских машин можно было бы решить и за счёт тотальной установки подобных поручней на все без исключения танки. Тогда бы было сложно понять какая из машин является командирской и радиофицированной.
    1. 0
      27 мая 2018 09:40
      Цитата: Cannonball
      функцию поручней, за который могли держаться руками бойцы танкового десанта

      Так что, получается, десант мог нормально размещаться только на командирских машинах?
      Цитата: Cannonball
      за счёт тотальной установки подобных поручней на все без исключения танки

      И желательно вместе с рациями :D
      1. 0
        27 мая 2018 10:17
        Десант мог располагаться на разных машинах, но на машинах с поручнями можно ехать достаточно долго, в то время как без поручней, если ехать долго можно свалиться.
        Конечно желательно с рациями, но их, увы, в достаточном количестве не было.
  11. +2
    23 мая 2018 16:47
    В 40-м году появилась экранированная версия Т-26Э, имевшая дополнительные 30-мм бронеэкраны, которые несколько увеличивали живучесть машины. Дополнительные экраны полностью прикрывали башню и подбашенную коробку, кроме люка механика-водителя, а также верхнюю лобовую деталь и заднюю часть корпуса. Как и обычные Т-26, экранированные танки вооружались 45-мм орудием и спаренным с ним пулемётом. Из-за возросшей массы за счёт установки дополнительных бронеэкранов увеличилась нагрузка на подвеску и двигатель, что привело к снижению ходовых качеств танка.
    1. 0
      9 июня 2018 14:24
      к сожалению в 40-м еще недопонимали что лучше сделать лист в 40 мм чем 15+30 мм, а на верхний лобовой (при таком наклоне) хватило бы 30 мм для равноценной защите. Так-же и сзади использования одного листа брони не толще 30 мм. Это давало-бы увеличение защищенность и несколько меньшую массу которую ходовая должна была переварить. А ведь еще у Т-26, судя по фоткам, была возможность удлинить боевую рубку на 20-30 сантиметров без изменения общих габаритов танка, что позволяло сместить башню в центр по продольной оси...

      Но к сожалению тогда многому еще только учились.
      1. 0
        17 июня 2018 22:03
        Опыт Т-70 имевшего 30 мм ВЛБ и 40 мм НЛБ и Т-34 имевшего 45 мм с наклоном,показал ,что уже не спасало после массового появления у немцев ПТ и танковых пушек в 50-75-88 мм

        Большие 75-88мм просто ломали корпус лёгкого танка как картонную коробку-всё просто чем больше вес машины тем легче она переносит встречный удар