Почему и как появились танки Т-64, Т-72 и Т-80. Часть 3

На этапе становления танка Т-64 по причине сложностей при его доводке началось как техническое, так и организационное противостояние. Сторонников становилось меньше, начала зреть серьезная оппозиция. Несмотря на принятие постановления о производстве Т-64 на всех заводах, на УВЗ под видом мобилизационного танка пытались создать свой вариант в противовес Т-64.



К тому времени документация на резервный вариант танка (объект 435), который был разработан и испытан в ХКБМ, была передана на УВЗ. Ее внимательно анализировали, оценивали полученные при испытаниях замечания и прорабатывали способы их устранения.


Основной упор был сделан на упрощенный вариант танка и использования по максимуму уже существующих или отработанных узлов и систем при неудавшейся попытке модернизации Т-62. Это напоминало работу авиационных конструкторов Туполева и Мясищева. Первый создавал самолеты, опираясь на собственный задел и опыт конкурентов, а второй все создавал с нуля и не всегда добивался успеха.

Учитывая проблемы Т-64 по двигателю, МЗ и ходовой, установили отработанный двигатель В-45 мощностью 730 л.с. с вентиляторной системой охлаждения, автомат заряжания с конвейерной боеукладкой и более мощную ходовую. Были учтены замечания по Т-64, до предела упрощена конструкция зачастую с понижением ТТХ танка и обеспечена более высокая надежность.

Первые образцы создавались переделкой Т-64, затем начали изготавливать свои макетные и опытные образцы. Вносить изменения в документацию Т-64 запрещалось. Со мной был случай в начале 70-х, тогда от УВЗ пришло письмо с просьбой устранить обнаруженную ошибку в чертеже. Мой начальник запретил мне это делать со словами: «Мы сами решим этот вопрос».

Военные поддерживали эту работу, было изготовлено до двух десятков танков, проведены заводские и войсковые испытания. Так появился танк «объект 172» не как новый танк, а мобилизационный вариант Т-64.

В итоге появилось два разунифицированных танка, разработанных по ТТТ на танк Т-64. В соответствии с директивными документами серийное производство Т-64 должно быть организовано на трех заводах, и Т-72 в это никак не вписывался. По этому вопросу в руководстве Минобороны, Миноборонпрома, ЦК и ВПК сложилось две группировки.

Высшее партийное и государственное руководство и министры поддерживали Т-64, а руководители пониже в ГБТУ, ВПК и ЦК ориентировались на Т-72. В основном подковерная борьба этих двух групп разрешилась самым неожиданным образом, создав проблемы на многие десятилетия.

Во исполнение постановления о серийном производстве Т-64 было подготовлено постановление о создании для этого производственных мощностей. Это постановление готовил сотрудник ВПК Костенко.

Мне приходилось с ним неоднократно встречаться за Кремлевской стеной при разработке танка «Боксер», и он всегда старался глубоко вникать в рассматриваемый вопрос.

Костенко входил в группу людей, отстаивающих идею постановки в серийное производство танка Т-72. В своей книге «Танки (воспоминания и размышления)» он подробно описывает этот эпизод.

Эта группа поставила целью в подготавливаемом документе, извратив его суть, косвенно провести решение по серийному производству Т-72. Предоставим слово Костенко:

«И тем не менее сторонники "объекта 172" появились и в Минобороны, и в Миноборонпроме, и в Госплане (в ВПК и ЦК — тоже). Их было немного, в каждой "конторе" их можно было пересчитать по пальцам на одной руке.
Так постепенно образовалась группа единомышленников, в которой каждый действовал в пределах своих личных возможностей и служебных полномочий, не афишируя при этом "объект 172"».


Они выбрали и время его подписания, когда их оппоненты ушли в отпуск: Устинов (секретарь ЦК КПСС), Зверев (министр оборонной промышленности). Дмитриев (зам. заведующего отделом оборонной промышленности ЦК КПСС) и Кузьмин (начальник отдела вооружения сухопутных войск ВПК). Как отмечал Костенко, «отсутствие первых лиц имело в ситуации с проектом постановления особое значение».

Они подделали государственный документ таким образом, что:

«Читая такое, любой, не посвященный до тонкостей в суть дела, не мог (даже прочитав полный текст постановления) представить, что цель этого постановления была обеспечить в 1969-1971 годах создание на УВЗ и ЧТЗ производственных мощностей, позволявших с 1 января 1972 года начать серийный выпуск новых танков «объект 172».


Особо он восторгается, как они красиво все сделали:

«Первая, вторая, третья страница — но вот я дошел до того места, где был пункт о мобварианте танка. Этот пункт из текста исчез! Вместо него появился новый, формально изменивший суть постановления. В новом пункте было записано, что Миноборонпром освобождается от задания по организации серийного производства Т-64 на УВЗ».


Так в мае 1970 года появилось постановление «О мерах по созданию мощностей для выпуска танков Т-64А», а фактически о подготовке серийного производства танка Т-72. Усилиями ряда высокопоставленных чиновников и военных было проведено решение, противоречащее утвержденной правительством генеральной линии в танкостроении на создание единого танка Т-64. Этот документ вопреки интересам государства позволил запустить в серийное производство два практически одинаковых танка.

В 1972 году была выпущена установочная партия танков Т-72, проведены заводские и войсковые испытания, и в августе 1973 года танк был принят на вооружение. Это был первый не совсем чистоплотный удар по Морозову, не позволивший ему реализовать идею создания единого танка.

Параллельно с работами по оснащению танка Т-64 двигателем В-45 на ЛКЗ проводились работы по установке на этот танк ГТД-3Л мощностью 800 л.с. На переделанные Т-64 были установлены ГТД. Испытания показали, что ходовая при значительном изменении динамических нагрузок не выдерживает, и на ЛКЗ начали разрабатывать и испытывать свой вариант ходовой.

В результате проведенного цикла испытаний была доказана принципиальная возможность создания танка с ГТД. По результатам этих работ в июне 1969 года выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров о создании газотурбинной силовой установки для танка Т-64. Организация серийного производства танка Т-64 с ГТД предусматривалась на ЛКЗ.

В 1972 году проводятся сравнительные войсковые испытания трех танков Т-64, Т-72 и Т-80. Испытания показали примерно равные характеристики танков, но решение об их дальнейшей судьбе принято не было.

К середине 70-х эпопея с Т-72 начала затихать, но разворачивается другая, с газотурбинным Т-80. С назначением Устинова министром обороны усиливаются позиции Романова и Рябова в политической элите страны и при их поддержке начинается продавливание танка с ГТД.

В это время усилия ХКБМ были сосредоточены на создании боевого отделения танка Т-64Б с принципиально новой системой управления огнем «Обь» и комплексом управляемого вооружения «Кобра», позволявших получить серьезный отрыв от других танков по огневой мощи.

Учитывая, что Т-80 серьезно отставал по всем параметрам от Т-64Б, его решили серьезно «усилить» весьма оригинальным способом. При проведении заводских испытаний Т-64Б (я был участником этих испытаний) с одного танка снимается башня и ставится на корпус Т-80, и все остальные испытания проходят уже два как бы разных танка Т-64Б и Т-80Б.

По результатам испытаний в 1976 году на вооружение принимается два танка. Так, вдобавок к уже продавленному Т-72 получает путевку в жизнь и Т-80Б, да еще с самым совершенным на то время комплексом вооружения. Это был второй удар по Морозову, после которого он ушел на пенсию.

Понимая, что с тремя танками «так дальше жить нельзя», Устинов организовывает в 1976 году самые мощные войсковые испытания трех танков, как их называли, «тараканьи бега». По их результатам Т-64 и Т-80 были примерно равны, а Т-72 от них отставал. Отчет по испытаниям я неоднократно читал, удивляло ничем не обоснованное особое мнение Венедиктова, что Т-72 заслуживает лучшей оценки.

По результатам испытаний на самом верху принимается решение продвинуть Т-80 таким же оригинальным способом. Решили из двух танков Т-64Б и Т-80Б сделать один. В декабре 1976 года выходит решение ВПК о создании единого усовершенствованного танка Т-80У. Головной по танку ЛКЗ, разрабатывает корпус с ГТД мощностью 1200 л.с., а ХКБМ — боевое отделение с новым комплексом вооружения. Этот танк планировалось запустить в массовое производство в Ленинграде, Омске и Харькове.

Работы по двигателю 6ТД в Харькове были практически запрещены, и постановлением ЦК и Совета Министров запускается строительство завода в Харькове по производству нового ГТД для Т-80У. Строительство завода без отработанной документации на ГТД было авантюрой. Завод практически построили, уже начали заказывать сложнейшее оборудование, стоило это немыслимых денег. В итоге ГТД так и не разработали, всё было выброшено на ветер, а за бессмысленное использование средств никто не ответил.

Совместная разработка ЛКЗ и ХКБМ танка Т-80У на базе имеющегося ГТД мощностью 1000 л.с. и нового прицельного комплекса «Иртыш» с управляемым по лазерному лучу вооружением «Рефлекс» была успешно завершена, и после испытаний в декабре 1984 года танк был принят на вооружение.

После смерти в 1984 году Устинова и ухода с политического олимпа Романова, продвигавших идею газотурбинного танка, приоритеты стали резко меняться. Все вдруг прозрели: нет никакого смысла продвигать танк с проблемным ГТД при наличии двигателя 6ТД такой же мощности!

Еще в 1976 году на базе 6ТД мощностью 1000 л.с. был разработан проект модернизации танка Т-64Б (объект 476), но его отложили, так как было приказано заниматься Т-80У. Начавшиеся проблемы с ГТД заставили в июне 1981 года принять постановление о разработке танка Т-80У с двигателем 6ТД. Это «объект 476» с «ленинградской» ходовой.

Испытания этого танка были успешно проведены на Кубинке. В сентябре 1985 года принимается на вооружение танк Т-80УД с двигателем 6ТД мощностью 1000 л.с. (объект 478). Спустя почти десять лет вернулись все-таки к танку с двухтактным двигателем!

На этом многолетняя эпопея продвижения танка с ГТД пришла к финишу. Оказалось, что для этого пока нет технических предпосылок. Танк Т-80УД серийно производился в Харькове, всего было выпущено порядка 700 танков. Как вспоминал начальник ГБТУ Потапов, был подготовлен и одобрен проект постановления о поэтапном переходе всех заводов на производство Т-80УД , но Союз распался, и танк оказался за границей.

Танкам Т-80УД и Т-72 неожиданно пришлось доказывать свои преимущества уже в других условиях. В 1996-1999 годах Украина поставила в Пакистан 320 танков Т-80УД, а его главный противник, Индия, эксплуатировала танки Т-72. Отзывы в этих странах о танках были далеко не в пользу последнего.

В заключение следует отметить, что, если в период 1968—1973 гг. шла острая конкурентная борьба танков Т-64 и Т-72, то в 1975—1985 гг. — Т-64 и Т-80. Так сложилось, что после 1973 года Т-72 отошел на второй план. Все новые разработки как-то обходили стороной УВЗ, на модификации этих танков внедрялось в основном то, что уже было проверено на Т-64 и Т-80. Почему так происходило, мне не совсем понятно, но это имело место.

По многим оценкам, танки Т-64, Т-72 и Т-80 и их модификации являются танками одного поколения, примерно с равными ТТХ. Они оснащены одинаковым вооружением, но разунифицированы по условиям производства и эксплуатации. Можно долго выяснять, какой из них лучше, но не вызывает сомнения, что их концепцию заложил Морозов.

Прошли уже десятилетия, а споры об этом поколении танков не утихают. В этих спорах мы иногда переходим грань, где заканчивается объективность. Поэтому всем нам, особенно моим коллегам из Нижнего Тагила, надо более взвешенно, объективно подходить к оценкам танков. Я тоже позволял себе иногда резкие суждения, не всегда объективные. Это не делает нам чести. Мы делали общее дело, нам есть чем гордиться!

При всех издержках становления этих танков их, конечно же, надо было разрабатывать, изготавливать и испытывать. По результатам испытаний делать объективные и честные выводы и оставлять в серийном производстве один, как и было предусмотрено. Но руководителям государства, промышленности и военным не хватило смелости остановиться и принять решения в интересах государства и армии.

Давно уже пришло время создавать новое поколение танков с учетом опыта создания предыдущего поколения танков и незавершенного проекта по созданию перспективного танка «Боксер». Сейчас проект танка «Армата» выходит на финишную линию, и там есть что обсуждать, но информации пока мало.

Целью данной статьи было не исследование характеристик танков, это давно уже проделано. Основное внимание было уделено процессу создания этого поколения танков и обстоятельствам, влияющим на принятие судьбоносных решений. Хотелось показать, насколько сложно и неоднозначно шло становление танков: ведь на их продвижение влияли не только технические характеристики, а и другие соображения, далекие от техники.
Автор:
Юрий Апухтин
Использованы фотографии:
s1.1zoom.ru
Статьи из этой серии:
Почему и как появились танки Т-64, Т-72, Т-80. Часть 1
Почему и как появились танки Т-64, Т-72 и Т- 80. Часть 2
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

65 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Бер Офлайн
    Бер 5 июня 2018 05:19
    +8
    По многим оценкам, танки Т-64, Т-72 и Т-80 и их модификации являются танками одного поколения, примерно с равными ТТХ. Они оснащены одинаковым вооружением, но разунифицированы по условиям производства и эксплуатации. Можно долго выяснять, какой из них лучше, но не вызывает сомнения, что их концепцию заложил Морозов.


    Это факт, А. Морозов после Т-44 и Т-64 заложил основу в отечественном танкостроении.

    Прошли уже десятилетия, а споры об этом поколении танков не утихают. В этих спорах мы иногда переходим грань, где заканчивается объективность. Поэтому всем нам, особенно моим коллегам из Нижнего Тагила, надо более взвешенно, объективно подходить к оценкам танков. Я тоже позволял себе иногда резкие суждения, не всегда объективные. Это не делает нам чести. Мы делали общее дело, нам есть чем гордиться!


    Хотелось бы верить что перестанут гадить друг на друга.
    1. avt Офлайн
      avt 5 июня 2018 07:54
      +4
      Цитата: Бер
      А. Морозов после Т-44 и Т-64 заложил основу в отечественном танкостроении.

      Кто то спорит ???
    2. пищак Офлайн
      пищак 5 июня 2018 11:51
      +3
      hi Главный Конструктор танков А.А.Морозов заложил и основу Т-54( 55), да и вклад его в основы Т-34 весьма значителен!
      Это не говоря уж о том, что Т-72 и Т-80 в своей основе зиждятся на Т-64! имхо
      1. алексеев Офлайн
        алексеев 5 июня 2018 13:12
        +6
        Цитата: пищак
        зиждятся на Т-64! имхо

        В чем, конкретно, основа, имхо?
        Не хочется уже ничего доказывать, но всё же.автор допускает недомолвки и, наоборот, утверждения, из которых можно действительно сделать вывод;
        Цитата: Alex_59
        В общем все плохие, одни харьковчане хорошие. Ясно.

        Например, автор хвалит Т-64Б с КУРВ и продвинутой СУО, но ведь такую же СУО и КУРВ можно было поставить и на Т-72...
        Наверное, нужно опять таки судить по делам.
        Т-72 и его модификации вплоть до Т-90 прошли суровый экзамен и завоевали место под солнцем во многих странах мира.
        Т-64 и в лице модификации Т-80УД купил лишь Пакистан, позарившись на сравнительную дешевизну современного образца ОБТ, и теперь это его крест..
        Хотя, впрочем, машина тоже вполне неплохая, особенно БО, а двигатель легко менять, если он, конечно, есть в наличии. wink
        Но вопрос -то стоит в том, какой образец лучше по совокупности характеристик, какую машину надо было принимать на вооружение как ОБТ СА, а вовсе не в том что Т-64 никуда не годная техника. Годная с незначительными и не очень ограничениями. yes
        1. Bad_gr Офлайн
          Bad_gr 5 июня 2018 13:56
          +5
          ...... По многим оценкам, танки Т-64, Т-72 и Т-80 и их модификации являются танками одного поколения, примерно с равными ТТХ. Они оснащены одинаковым вооружением,....... Можно долго выяснять, какой из них лучше, но не вызывает сомнения, что их концепцию заложил Морозов.

          В общем-то, да . Но судя по тому, что после развала СССР, когда исчезли все ограничения на экспорт танков, Т-64 не смогли продать никому, а Т-72 разлетались как горячие пирожки. Получается концепция Т-64 явно с изъяном, а концепция В. Н. Венедиктова (УВЗ) была более правильной.
          1. svp67 Офлайн
            svp67 5 июня 2018 20:33
            +4
            Цитата: Bad_gr
            Получается концепция Т-64 явно с изъяном, а концепция В. Н. Венедиктова (УВЗ) была более правильной.

            да концепция у них одинаковая, вот исполнение разное. И что бы кто не говорил, но Т-80, вот логическое развитие Т-64..и ни чего удивительного, что именно он сменил его на конвейере
        2. merkava-2bet Офлайн
          merkava-2bet 5 июня 2018 14:00
          +1
          Например, автор хвалит Т-64Б с КУРВ и продвинутой СУО, но ведь такую же СУО и КУРВ можно было поставить и на Т-72...
          [b][/b]Это политические интриги номенклатуры,которые по девизом что танк Т-72,танк военного периода, то ему ничего не надо,увы история жестока.
        3. svp67 Офлайн
          svp67 5 июня 2018 20:31
          +4
          Цитата: алексеев
          Например, автор хвалит Т-64Б с КУРВ и продвинутой СУО, но ведь такую же СУО и КУРВ можно было поставить и на Т-72...

          hi Коллега, простите, но как Вы представляете себе "Кобру" в Т-72? Как впихнуть ракету в АЗ?
          1. eburg1234 Офлайн
            eburg1234 8 июня 2018 18:48
            +2
            А что там такого особенного? КУРВ "Рефлекс" штатное оружие на Т-72Б. Или там ракета маленькая?
            Есть даже такая информация:
            "Т-72Б-2 (об.184-2) Пр. МО № СССР 009 1985 г. Установлены КУРВ 9К112 «Кобра» и СУО 1А33, модернизирован автомат заряжания. Принят на вооружение, но серийно не производился и в войска не поступал."
            1. svp67 Офлайн
              svp67 8 июня 2018 18:54
              +2
              Цитата: eburg1234
              А что там такого особенного? КУРВ "Рефлекс" штатное оружие на Т-72Б. Или там ракета маленькая?

              Вот нравится мне когда с точки СОВРЕМЕННОГО положения дел пытаться воспринять то, что было ранее. Когда появился "Рефлекс" с его компактной ракетой? Сколько до этого у нас на вооружении стояла "Кобра"? Именно, то что она была и повлияло на решение установить МЗ, а не АЗ в Т-80.
              Цитата: eburg1234
              Т-72Б-2 (об.184-2) Пр. МО № СССР 009 1985 г. Установлены КУРВ 9К112 «Кобра» и СУО 1А33, модернизирован автомат заряжания. Принят на вооружение, но серийно не производился и в войска не поступал."
              Это ДАЖЕ СМЕШНО ОБСУЖДАТЬ. Уже морально и фактически устаревшую "Кобру" в 1985 году наконец то "впихнули" а АЗ. БРАВО УВЗ. Хотелось бы взглянуть на это "Чудо". Только ДЛЯ ЧЕГО? Мы уже в 1986 году в училище изучали комплекс "РЕФЛЕКС" на Т-80У, а на УВЗ почти в то же время пошел Т-72Б с КУВ "Свирь"
              И только 23 января 1985 года приказом МО №009 были приняты на вооружение танки Т-72Б ( "Объект 184") и Т-72Б2 ("Объект 184-2") с комплексами управляемого вооружения "Свирь" и "Кобра" соответственно. Т-72Б считался основным вариантом, а Т-72Б2 - резервным, его планировали выпускать пока не будет налажено производство "Свири" и ракет к этому комплексу. Однако к 1985 году "Кобра" уже считалась безнадежно устаревшей и потому, до момента стабильных поставок "Свири" со сборочного конвейера УВЗ сходили танки Т-72Б1 ("Объект 184-1") вообще без КУВ. В прочем, выпуск "Свири" так же был лимитирован, оттого до самого окончания серийного выпуска танка Т-72, наряду с Т-72Б, продолжал выпускаться и Т-72Б1.

              https://topwar.ru/9920-kobra-dlya-t-72.html
              1. eburg1234 Офлайн
                eburg1234 8 июня 2018 20:11
                +1
                Т.е вы согласны, что с тезисом "Как впихнуть ракету в АЗ?" вы, мягко говоря, сели в лужу?
                1. svp67 Офлайн
                  svp67 8 июня 2018 20:18
                  +1
                  Цитата: eburg1234
                  Т.е вы согласны, что с тезисом "Как впихнуть ракету в АЗ?" вы, мягко говоря, сели в лужу?

                  Извините, но в "лужу" сели Вы, пытаясь выдать свои высказывания за мои... Разговор шел о "Кобре", а она совсем не то , что "Рефлекс" и хотелось бы посмотреть, что и как они там с ней сделали...а затем поговорим. Конструкция "Кобры" такова, что там очень важно как её соединят перед выстрелом, для чего она сделана "переламываемой", для МЗ
                  И самое главное, так ни кто и не ответил, для чего это надо было делать в 1985 году...
                  1. eburg1234 Офлайн
                    eburg1234 8 июня 2018 20:26
                    0
                    Сделали. Можете разговаривать с тараканами в своей голове (как, зачем и когда).
                    1. svp67 Офлайн
                      svp67 10 июня 2018 08:07
                      +1
                      Цитата: eburg1234
                      Можете разговаривать с тараканами в своей голове (как, зачем и когда).

                      Да, у Вас похоже БОГАТЫЙ жизненный опыт общения с ними...
            2. svp67 Офлайн
              svp67 10 июня 2018 08:22
              0
              Цитата: eburg1234
              Установлены КУРВ 9К112 «Кобра» и СУО 1А33, модернизирован автомат заряжания.

              Вот Вашим "тараканам" и ответ... АЗ не штатный, МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ. Штатную "Кобру" в АЗ НЕ ВПИХНУТЬ, ни при каких условиях, так как она длинная цельная ракета, имеющую свойства переламываться. При её загрузке в МЗ, требовалось четко ее позиционировать в лотке, для чего надо было на её корпусе найти ярко красную вставку и установить ракету ровно вертикально ею вверх. После чего защелкнуть стопоры лотка и вынуть эту вставку из тела ракеты. Как это сделать в штатном АЗ Т-72? Да НИ КАК. Для этого требуется новая ракета, пусть и просто модернизированная, но это они и сделали, в дальнейшем эта "Кобра-2" превратилась в украинский "Комбат", который уже управлялся не по радиолучу, а с помощью лазера.
              И их ТУС мощнее нашего "ИНВАРА"
        4. пищак Офлайн
          пищак 5 июня 2018 20:43
          +1
          Цитата: пищак
          зиждятся на Т-64! имхо
          В чем, конкретно, основа, имхо?
          hi Основа же ОЧЕВИДНА, товарищ Алексеев! yes
        5. tank-master Офлайн
          tank-master 8 июня 2018 10:01
          +2
          Т-64 до распада Союза был секретной машиной и состоял только на вооружении СА и поэтому его в мире не знали, а Т-72.. поставлялся на экспорт... и он пользовался спросом... хотя больше спросом пользовались танки Т-55 и Т-62М даже сейчас... пример война в Сирии. они проще в управлении. Хотите хохму.. ВСУ.. выдвинули требования ХКБМ о модернизации Т-64... убрать МЗ и посадить 4 члена... заряжающего... так как все Т-55 и 62 уже продали.. а селюки не могут управлять СУО танка Т-64Б и БМ Булат
          1. Servisinzhener Офлайн
            Servisinzhener 8 июня 2018 12:01
            +1
            Может проблема не в интеллекте, а в каких то комплектующих которые производились на территории России и теперь недоступны? Что постепенно привело к негодности СУО. На Украине делается много гадостей и глупостей, но считать служащих на этих танках дегенератами не способными освоить управление СУО не стоит.
            1. tank-master Офлайн
              tank-master 9 июня 2018 15:39
              0
              на украине замкнули цикл производства танковых комплектующих... но именно не могут эксплуатировать танки личный состав ВСУ... они не могу включит МЗ, а тем более устранить простую поломку... так что часто зарядка идет в ручном режиме... а эксплуатация СУО... это отдельная песня...так что экипажей подготовленных практически нет.. они могут стрелять и ездить... но не вести бой.
              1. Servisinzhener Офлайн
                Servisinzhener 9 июня 2018 19:36
                0
                Может по тому что не осталось людей способных обучить?
              2. tank-master Офлайн
                tank-master 16 июня 2018 19:49
                0
                https://bmpd.livejournal.com/3239652.html
                Внимательно читаем и слушаем что говорят на Видео... там подтверждение моих слов, правда разговор идет по Т-84 ... но танк Булат аналогичен, только двигатель еще менее мощный и нет энергоагргата
          2. svp67 Офлайн
            svp67 8 июня 2018 20:20
            0
            Цитата: tank-master
            хотя больше спросом пользовались танки Т-55 и Т-62М

            Нет, Т-62 ни когда особым спросом не пользовался, ему далеко до Т-55
            1. badens1111 Офлайн
              badens1111 8 июня 2018 20:30
              0
              Т62 в крупных масштабах поставлялся в Ирак.
              http://btvt.narod.ru/2/iraq_iran3.htm
              Поставлялись в Ливию,Анголу,на Кубу,да много куда...
            2. tank-master Офлайн
              tank-master 9 июня 2018 15:41
              +1
              не согласен... пример Сирия.. с удовольствием используют Т-62М
    3. Связист Офлайн
      Связист 20 июня 2018 19:09
      -1
      Да движок у них разный-у всех У одного агрегат 5ТДФА 5 ти цилиндровый опозитный дизель. У второго -а-ля В 12- форсированный за счет наддува и Т-80-газотурбинный.. Ну потом появился т-80-У (Украинский) с дизелем В-12 с наддувом. Все совершенно разные тачки. И по расположению боекомплекта и по ходовой. Тут как то давно правда- описывали сброс гусенец с Т-64 в крутых поворотах из-за их маленьких катков.. Чего у Т-72 не наблюдается.. Разные тачки-однозначно.
      1. eburg1234 Офлайн
        eburg1234 24 июня 2018 07:55
        +1
        Т-80У разработан в Ленинграде (выпускался в Омске).
        Т-80УД - версия этого танка с дизелем 6ТД и дистанционной ЗПУ - разработана и выпускалась в Харькове.
        В-12 на Т-80У (улучшенный, а не украинский) никто не ставил. Был опытный семикатковый образец Т-80 (запасной вариант газотурбинному танку) с челябинским Х-образным 2В-16, в серию не пошёл.
  2. Alex_59 Офлайн
    Alex_59 5 июня 2018 07:34
    +9
    В общем все плохие, одни харьковчане хорошие. Ясно.
    1. урман Офлайн
      урман 5 июня 2018 07:52
      +5
      Всё как обычно,
      Королёв- Челомей,
      Туполев -Мясищев,
      1. JIPO Офлайн
        JIPO 18 августа 2018 16:23
        0
        Поликарпов - Туполев (его КБ целая империя была) - Яковлев и куча конструкторов на подсосе, типа Микояна, который готовое КБ у Поликарпова отобрал вместе с готовым проектом самолета, будущим МиГ-1 и МиГ-3.
    2. venik Офлайн
      venik 5 июня 2018 08:49
      +8
      Цитата: Alex_59
      В общем все плохие, одни харьковчане хорошие. Ясно.

      ========
      Согласен - Автор (безусловно Человек ЗАСЛУЖЕННЫЙ и ХОРОШО ОСВЕДОМЛЕННЫЙ!!) все-же грешит "субъективностью"!!!
      1. урман Офлайн
        урман 5 июня 2018 10:34
        +4
        Цитата: venik
        все-же грешит "субъективностью"!!!

        Для сотрудников КБ это нормально,
        защищают своё КБ.
        Того же Костина почитайте, он начинал в УКБТМ,
        У Т 72 недостатки по отношению к 80 и 64-м ,
        были не критичны, зато + было больше.
        Ходовая крепче чем 64-я , ну АЗ , МЗ,
        Кстати по Костину , ленинградцы , хотели поставить
        тагильский АЗ, ну на тот момент в Н Тагили не было ,лишнего АЗ.
        Что бы успеть, взяли харьковский МЗ.
        6 тдф и ГДТ , не использовались на инженерных машинах, ОБ УНИФИКАЦИИ МОЖНО БЫЛО ЗАБЫТЬ.
        На 72 поначалу даже гусеницы использовались от 55
        ну чем не экономия?
        Так что я лично с автором не согласен , 64 и 80 -ки, больше бы денег вытянули из экономики,
        формулу цена , качество никто не отменял.
        72-КА лучше их в эту формулу вписывалась.
        Ну и как вишенка на торте, говорить то можно много , ну побеждает тот кто побеждает.
        Где сейчас ХТЗ и ОМИЧИ?
        А УВЗ и в те года , был очень красивый завод,
        спасибо Окуневу,
        С Харьковом понятно а в Омске , те кто бывал там в командировках из тагильчан ,
        просто были в недоумении, сараи полуразвалившиеся с дырявыми крышами.
        А Тагильчане смогли сохранить красавец УВЗ.
        Как и свои машины.
        Важен конечный результат, время всё расставило по местам.
        1. Alexey RA Онлайн
          Alexey RA 5 июня 2018 14:14
          +1
          Цитата: урман
          Ну и как вишенка на торте, говорить то можно много , ну побеждает тот кто побеждает.
          Где сейчас ХТЗ и ОМИЧИ?

          Хе-хе-хе... омский завод вообще стал частью УВЗ.
          1. урман Офлайн
            урман 5 июня 2018 15:06
            0
            О том и речь,
        2. venik Офлайн
          venik 6 июня 2018 14:21
          +1
          Цитата: урман
          Для сотрудников КБ это нормально,
          защищают своё КБ.

          =======
          Так я ж и НЕ СПОРЮ!!! Сам, когда-то побывал в "подобной шкуре"!!!!
        3. tank-master Офлайн
          tank-master 8 июня 2018 09:46
          0
          Причем ХТЗ к танкостроению? На ХТЗ разрабатывали и выпускали МТЛБ и машины на ее шасси проходившие по линии ГАУ, а танки делали на ЗТМ им. Малышева по линии ГБТУ
        4. JIPO Офлайн
          JIPO 18 августа 2018 16:31
          0
          УВЗ сделали машину у которой был очень большой ресурс модернизации, а Т-64 с его ходовой был ограничен в этом, рассчитывался же под массу 34 тонны, почти как Бредли сейчас, что совсем не танк. А в Т-64 с ходовой проблем и при расчетной массе было много, танки стояли на приколе, ждали своего часа типа и не воевали. Т-72 воюет постоянно, при всех недостатках машина оправдывает себя и в боях, при грамотном применении участвует достойно, проблем с механикой практически нет, есть недостаточное бронирование, но слабые места есть и современных танков, а этим сто лет в обед.
      2. andrewkor Онлайн
        andrewkor 5 июня 2018 12:12
        +1
        Хочу Вам заметить,что мои комменты,да и Ваши,также "грешат"субъективность,мы же не боги,по Бабкиной!
      3. aws4 Офлайн
        aws4 6 июня 2018 14:00
        0
        нет не грешит
        1. venik Офлайн
          venik 6 июня 2018 14:49
          0
          Цитата: aws4
          нет не грешит

          ======
          Да ну??? Так уж и "не грешит"??? Ну тогда почитайте ДРУГИХ специалистов!!!!
          1. aws4 Офлайн
            aws4 6 июня 2018 15:11
            +1
            читал неоднократно... кстати очень взвешенно написал человек да и факты лишь подтверждают то что он пишет.. ну если вам видится по другому то напишите свою статью..
      4. tank-master Офлайн
        tank-master 8 июня 2018 09:55
        +1
        укажите на субъективность... есть некоторые неточности... но Юрий Апухтин уже просто 22 года, как ушел из КБ, что стерлось в памяти типа Т-80УД объект 478.. хотя это 478Б, но это мелочи.. в целом объективная статья... а то что многие около танковеды пытаются вставить свои 5 коп.. так это нормально... всем хочется покричать и показать свои знания или точнее не знания
    3. aws4 Офлайн
      aws4 6 июня 2018 14:00
      0
      в общем перечитайте статью еще несколько рас что бы не писать ерунды
  3. venik Офлайн
    venik 5 июня 2018 08:46
    +4
    "......В этих спорах мы иногда переходим грань, где заканчивается объективность. ......"
    ========
    Вот С ЭТИМ трудно не согласиться!!!!!
  4. andrewkor Онлайн
    andrewkor 5 июня 2018 08:47
    +12
    Время все расставило по своим местам.Где Т-64 и его прямые потомки и где Т-72 со своими?
  5. МорякЧФ Офлайн
    МорякЧФ 5 июня 2018 08:49
    +4
    Ранее в статье было сказано, что ходовая Т-80 лучшая из трёх,у нас в коллективе служит бывший офицер танкист которому довелось по воевать в 1 чеченскую,так он и руками и ногами за Т-72, хотя на мой взгляд у каждого из этих танков свои достоинства и недостатки,и было бы правильно сравнить их в одинаковых комплектациях,со схожей мощность двигателя СОУ вооуружением(ЗПУ),вот тогда и можно буде сказать какой из них лучше,а не делать из одного пустышку ,а второго прогрессом.
  6. EvilLion Офлайн
    EvilLion 5 июня 2018 08:55
    +6
    Ну так не носились бы с Т-64 и Т-80, и был бы единый танк. Что же касается пакистанских Т-80, то завод тогда уже фактически совершил подвиг, вообще поставив их. Сейчас он, к счастью, на это не способен, нечем скакунам ватников давить. Можно ли надеяться, что пакистанские танки хоть в чем-то были лучше Т-72 и тем более Т-90, который тогда уже был?

    Продать же Т-64 бывш. УССР так и не смогла никому, хотя Т-72 распродавала сотнями, неистово демпингуя, ну а фиг ли, не ихнее же, москальское.
    1. LastPS Офлайн
      LastPS 5 июня 2018 09:57
      +4
      Т-64 и СССР никому не продавал-отдавал, поэтому те страны, что эксплуатировали 72-е не особенно-то и были заинтересованы в Т-64 с совершенно другой начинкой.
    2. venik Офлайн
      venik 6 июня 2018 14:24
      0
      Цитата: EvilLion
      Что же касается пакистанских Т-80, то завод тогда уже фактически совершил подвиг, вообще поставив их.

      =========
      Знали бы Вы, КАК это всё происходило!
      Мне в своё время довелось УЗНАТЬ!!!
      ДУРДОМ!!!!!!
    3. tank-master Офлайн
      tank-master 8 июня 2018 09:48
      +2
      Т-80УД и Т-90 имели одинаковый прицельный комплекс, но отличались МЗ и АЗ и соотвественно шасси, это равноценные машины и выйграть на них мог только лучше подготовленный экипаж
  7. Barkun Офлайн
    Barkun 5 июня 2018 10:40
    +5
    Всегда интересно мнение с самой "кухни". Очень интересный цикл статей. И есть о чём подумать.
  8. demiurg Офлайн
    demiurg 5 июня 2018 11:26
    +4
    Танкам Т-80УД и Т-72 неожиданно пришлось доказывать свои преимущества уже в других условиях. В 1996-1999 годах Украина поставила в Пакистан 320 танков Т-80УД, а его главный противник, Индия, эксплуатировала танки Т-72. Отзывы в этих странах о танках были далеко не в пользу последнего.

    Ну да, конечно. Индусы заказали Т-72 модернизированный до Т-90, а паки обновляют танковый парк китайскими машинами.
    1. tank-master Офлайн
      tank-master 8 июня 2018 09:50
      0
      Условия эксплуатации в пустыне показали преимущество двухтактного дизеля.. а в целом я цже выше писал это равноценные танки.
      1. demiurg Офлайн
        demiurg 8 июня 2018 14:10
        +1
        И в горах лучше работают тоже.
        Почему тогда Пакистан покупает китайские танки?
        1. tank-master Офлайн
          tank-master 9 июня 2018 15:43
          0
          да китайские танки с МТО от Т-80УД... опять же для пустыни.
          1. eburg1234 Офлайн
            eburg1234 9 июня 2018 18:52
            +1
            Последняя версия предлагаемого китайцами танка VT-4 с китайским двигателем, от 6ТД отказались.
            Эти же VT-4 пошли в Таиланд (фактически вместо Оплотов).
  9. demiurg Офлайн
    demiurg 5 июня 2018 12:05
    +4
    И при всём при этом Морозов настоящий гений. Т-44 а тем паче Т-54 это прорыв, танк который востребован до сих пор.
    Т-64 прорывом несмотря на высокие ТТХ назвать нельзя. Слишком дорогой ценой в прямом и переносном смысле дались эти значения. Более менее приемлемым Т-64 стал переродившись в Т-80УД. Который взял две не очень удачные идеи от Т-64, двигатель и вертикальную укладку. Прямой западный конкурент Т-64, МВТ кстати в серию не пошел именно из за дороговизны и сложности эксплуатации. И МВТ тоже послужил прообразом для двух столпов современного западного танкостроения, Лео-2 и Абрамс, которые являются его упрощенными клонами.
  10. Alex_59 Офлайн
    Alex_59 5 июня 2018 12:26
    +9
    Украина поставила в Пакистан 320 танков Т-80УД, а его главный противник, Индия, эксплуатировала танки Т-72. Отзывы в этих странах о танках были далеко не в пользу последнего.
    У Индусов манера хаять любую технику растёт из другого места. Из жлобства. Авось цену скинут, если все время ворчать и быть недовольным. Если слушать индусов, то мы им поставляем только всякое барахло. Однако они продолжают покупать, не забывая торговаться и старательно сбивая цену.
  11. merkava-2bet Офлайн
    merkava-2bet 5 июня 2018 13:55
    +5
    Спасибо Автору,но у меня есть просьба,она может вызвать гнев и бурю эмоций у форумчан,не могли бы Вы описать,так как Вас ну никак не назвать «диванным экспертом» или «ура-патриотом»,все достоинства и недостатки этих танков на Ваш взгляд,именно Ваше мнение,скрупулезно и цинично и хладнокровно,без пафоса и скабрёзности.Ещё раз Спасибо.
    1. пищак Офлайн
      пищак 5 июня 2018 20:29
      +3
      Цитата: merkava-2bet
      Спасибо Автору,но у меня есть просьба,она может вызвать гнев и бурю эмоций у форумчан,не могли бы Вы описать,так как Вас ну никак не назвать «диванным экспертом» или «ура-патриотом»,все достоинства и недостатки этих танков на Ваш взгляд,именно Ваше мнение,скрупулезно и цинично и хладнокровно,без пафоса и скабрёзности.Ещё раз Спасибо.

      hi Полностью поддерживаю Вашу, товарищ Merkava-2bet, инициативную просьбу к уважаемому Автору Статьи!
  12. Комментарий был удален.
  13. BAI Офлайн
    BAI 5 июня 2018 16:09
    +2
    танки Т-64, Т-72 и Т-80 и их модификации являются танками одного поколения, примерно с равными ТТХ

    А по мне - когда существует конкуренция, это к лучшему, особенно, для Заказчика.
  14. Бабалайкин Офлайн
    Бабалайкин 5 июня 2018 19:15
    +3
    Выходит что т64 это идея, концепция, с некоторыми критичными минусами в реализации, т80 это в своем роде работа над ошибками. а т72 это бедный родственник, который только и смог пойти в жизнь потому что был вот такой "ущербный". Так это потому что как раз лобби ХКБМцев его бы и задавило, если бы УВЗшники делали танк в полном фарше. И на мой взгляд, при аналогичном оснащении т72 как минимум бы не уступал!
  15. Servisinzhener Офлайн
    Servisinzhener 7 июня 2018 14:35
    +2
    Подобную ситуацию с 3 практически идентичными по характеристикам танками иначе как вредительством не назовёш. Причем сделано оно не из желания положить в карман брикеты денег. А из самых лучших побуждении людьми абсолютно уверенными что именно их подход единственно верный. Хорошо ещё что время было более "травоядным" , а то вместо переписывания постановления в свою пользу написали бы донос об антисоветской группе английских шпионов-вредителей плетущих заговор с целью подрыва советского танкостроения.
    1. tank-master Офлайн
      tank-master 8 июня 2018 10:05
      0
      увы да... вредительство было.. но и как показал опыт.. для разных регионов, танки нужны разные... для севера ГТД мечта.. а дизель, тем более 2 тактный сложно завести, а в пустыне наоборот...4 тактный более приемлевый.. но и ходовая тоже... так что и логика была в 3 машинах.
      1. Servisinzhener Офлайн
        Servisinzhener 8 июня 2018 12:05
        0
        Может стоило ограничится одним танком с двумя вариантами силовой установки.
        1. tank-master Офлайн
          tank-master 9 июня 2018 15:44
          +1
          Согласен.. с вами полностью... но это уже история.. что было то было.