Викинги и их корабли (часть 2)

69
Что и говорить, не повезло археологам с находками доспехов викингов. Всего-то один единственный «шлем из Гъермундбю» это, конечно, явно недостаточно. Но зато им повезло с их кораблями, которых нашли вполне достаточно для того, чтобы как следует изучить. Причем, что особенно интересно, находили корабли викингов как на суше, так и под водой, причем последние удалось даже поднять на поверхность, собрать, законсервировать, защитить от дальнейшего разрушения и выставить в музее. Речь идет о кораблях викингов, обнаруженных на дне датского фьорда Ро́скилле (дат. Roskilde).


Здание музея кораблей викингов в Роскилле.



А было так, что местные рыбаки знали о корабле, лежащим в этом районе, уже давно. Более того, существовала легенда, что этот корабль приказала затопить великая королева Маргрете, правившая Данией в XIV веке, чтобы таким образом преградить вражескому флоту путь в порт Роскилле. Однако, когда в 1956 году два спортсмена-аквалангиста подняли с морского дна дубовую доску с этого корабля и передали ее специалистам из Датского национального музея, выяснилось, что оно старше этой королевы на целых четыреста лет! То есть этот корабль мог принадлежать только викингам!


Поскольку все пять судов были обнаружены неподалеку от порта Скульделев, их для простоты так и называли «Скульделев I», II, III, IV, V. Вот это самый большой из найденных кораблей - «Скульделев I».

Опыты проведения подводных археологических исследований у датских историков не было никакого, да и сам акваланг, позволивший проводить такие исследования, появился не так и давно, и его только начали по-настоящему осваивать. Поэтому особых надежд на результаты подводных работ они не возлагали. Кроме того, они опасались, что за долгие годы лед и приливы должны были бы разрушить большую часть корабля. Тем не менее в 1957 году поисковая группа, состоявшая из пяти человек, взяв напрокат акваланги, пожарный насос для удаления ила, понтон для размещения оборудования, приступила к подводным изысканиям.


«Скульделев II».

Работа была очень трудной. Пожарный нанос поднимал тучи ила, так что нужно было ждать, пока его не унесет течением и только тогда продолжать работу. Кроме того, остов корабля был завален тяжелыми камнями. И вот тут, разбирая их, подводные археологи сделали свое первое открытие – рядом с килем первого корабля они увидели второй! Значит корабль здесь лежал не один?

Викинги и их корабли (часть 2)

«Скульделев III».

Однако тут как раз сезон закончился, и только спустя год они смогли возобновить свою работу. И тут оказалось, что на дне фарватера Пеберренден - одного из важнейших фарватеров, лежит не один, и не два корабля, а целых пять! Сначала исследователям удалось откопать два первых корабля, а затем расчистить часть корпуса третьего судна. Причем дуб, из которого оно было сделано, сохранился настолько хорошо, что на нем были различимы даже зарубки от топоров корабелов, то есть о такой сохранности можно было только мечтать. Археологи находили и поднимали на поверхность части обшивки, поперечные балки и детали крепления. Кроме того, поскольку этот корабль лежал глубоко, все не расчищенные его части также должны были хорошо сохраниться.

За первые три года работы под водой археологи подняли на поверхность наиболее крупные и хорошо сохранившиеся деревянные детали, а то, что еще оставалось на дне, они вновь осторожно прикрыли сверху камнями. В таком виде корабли оставались на дне до тех пор, пока место раскопок не обнесли специальной дамбой.

Затем уже в 1962 году внутри этой дамбы установили понтон с насосами и начали осторожно откачивать из него воду. Существовала опасность, что камни при этом могут сдвинуться и раздавить хрупкое дерево. Поэтому воду откачивали очень осторожно, снижая ее уровень всего на несколько дюймов в день.


«Скульделев V».

Когда корабли оказались уже поверхности воды, к работе были привлечены студенты, которые начали высвобождать их из каменного плена. Приходилось лежать ничком на узких деревянных мостках, устроенных над местом раскопок, и сначала расшатывать камни струями воды из шлангов, а затем собирать их в ведра и вывозить на тачках.

Любые металлические инструменты использовать запрещалось, чтобы случайно их не уронить и не повредить хрупкую древесину. Приходилось использовать ведра из пластмассы, а также детские совки для песка и кухонные скребки из пластика – единственные инструменты, облегчавшие рабочим их ручной труд.


Вот так под водой трудились аквалангисты, расчищавшие детали найденных кораблей и поднимавшие их на поверхность.

Кроме того, приходилось опасаться и того, что дерево, оказавшись на воздухе, станет высыхать и при этом коробиться, то есть детали уменьшатся в объеме и потеряют свою форму! Поэтому над местом работы установили специальные разбрызгиватели и непрерывно поливали место работ водой, из-за чего работать приходилось в дождевиках и в сапогах.

Объем работы был проведен поистине колоссальный. Так, каждую находку фотографировали и прикрепляли к ней бирки с описанием к какому кораблю она принадлежит и на каком месте ей следует находиться. Всего таким образом удалось поднять с морского дна 50000 обломков и все их тщательно каталогизировать!


Устройство корпуса, как вы видите, было продуманным и рациональным. Обшивка внакрой, что увеличивало его прочность, а также поперечные и продольные крепления - все это выглядит даже сегодня вполне технически грамотным.

Интересно, что в процессе раскопок оказалось, что два корабля из пяти не боевые, а торговые. То есть викинги умели не только воевать, но и торговать и даже строили для этой цели специальные суда.

Причем один из этих кораблей, так называемый «кнорр», оказался достаточно крепким и вместительным, чтобы выдерживать бури Атлантического океана. Так, что возможно, именно на таких судах викинги-переселенцы и отправлялись осваивать Исландию и Гренландию, а вовсе не плавали туда на боевых судах – драккарах. Другой, относительно небольшой и легкий корабль, был типичным каботажным судна, каких викинги использовали для плаваний по Балтийскому и Северному морям. Борта у этих кораблей были выше, а сами они шире, чем боевые корабли, узкие и обтекаемые. В средней части находился вместительный трюм, который можно было при необходимости закрыть кожаным тентом для защиты от влаги. Интересно, что оба торговых судна несли на себе очевидные следы эксплуатации, причем многолетней, настолько они были потерты и побиты во многих местах.


Трудно себе представить, но вот этому дереву около 1118 лет!

Между прочим, более легкое суденышко, уступая в размерах тому, второму, оказалось самой ценной находкой. Дело в том, что в отличие от других кораблей, найденных на дне фьорда, оно сохранило свои первоначальные очертания. Причем, 75 процентов длины его тринадцати с половиной метрового корпуса вообще не пострадали. От кормы, правда, практически ничего не осталось, зато его выгнутый нос из цельного куска дубовой древесины прекрасно сохранился, несмотря на тысячелетнее пребывание под водой. Он не имел украшений, поскольку это было торговое судно, но несмотря на это очертания его были очень красивы и эстетичны. На судне были отверстия для весел, однако следы износа были не во всех. Это дало возможность установить численность его экипажа – всего 4-6 человек, и также то, что оно чаще ходило под парусом нежели на веслах.


Корабли викингов: драккар - слева, кнорр – справа. Рис. В. Королькова.

Как только стало известно о находках на дне фьорда Роскилле, сразу несколько датских городов заявили о своей готовности обустроить для их хранения соответствующее музейное помещение. Выбрали Роскилле, так как там уже было запланировано строительство музейного комплекса из стекла и стали. Правда, тут начались чисто технические неприятности уже с самими находками. Дело в том, что для того, чтобы дерево не высыхало и не теряло своей формы, его обрабатывают в ваннах с водой и специальным веществом – гликолем, причем операция эта занимает от шести месяцев до двух лет. По идее это должно было защитить древесину. Однако, когда все было готово и ученые начали сборку деталей в одно целое, было замечено, что древесина некоторых деталей все же подвергалась усушке. Оказалось, что гликоль проник в них только в верхние слои древесины, но не вглубь. Понимая, к чему со временем это приведет, ученые решили удалить гликоль, для чего принялись купать деревянные детали в ваннах сначала с горячей водой, а затем промывать холодной, после чего дерево вновь набухло и приобрело прежний объем.

Теперь процесс решили усовершенствовать. Воду заменили бутанолом – разновидностью спирта, который способствовал равномерному внедрению гликоля в поры древесины, что позволило ее укрепить, но усушкой уже не грозило. В итоге реставраторы смогли продолжить свою работу по сборке кораблей и довести ее до конца.


Рядом с музеем находится судоверфь, где современные мастера по технологиям прошлого создают точно такие же корабли, как и те, что экспонируются в музее.

Детали кораблей помещали на специальные металлические остовы, имитирующие обводы корпуса, причем недостающие части так ничем и не заменялись, хотя общие очертания корпусов сохранились при этом полностью. Один из залов пришлось удлинить, поскольку корабль, который в нем должен был находиться, оказался для него слишком уж большим. Двум торговым кораблям отвели почетное место на фоне огромного окна с видом на фьорд, ставшего превосходной декорацией для их силуэтов.


А потом на них за деньги (всего-то 80 крон!) катают всех желающих. Ощущения от этого плавания, как говорят, остаются незабываемые!

Самое главное, что даже частичная реконструкция всех этих судов показала, что те люди, которые их строили, обладали большим опытом и являлись настоящими мастерами своего дела. То есть умели создавать одновременно и функциональные, и красивые суда. При этом работали они, используя самые примитивные орудия труда, не знали математики и сопромата, и тем не менее смогли построить корабли с прекрасными мореходными качествами. С другой стороны, все эти пять кораблей викингов являются также и памятником современным ученым, которые сумели добыть их обломки со дна моря, предохранить от неминуемого разрушения при высыхании на воздухе и спасти их для нас и наших потомков.


Ну, а вот этот корабль нашли лишь в 1996 году здесь же в Роскилле, причем совершенно случайно. Это оказался самый большой среди всех найденных на сегодня кораблей викингов. Уже подсчитали, что на его постройку в то время, а построен он было около 1025 года, ушло примерно 30 тысяч человекочасов труда судостроителей, да еще к этому следует добавить работу лесорубов и перевозку материалов к месту строительства. Длина корабля превышает 36 метров, что на целых четыре метра больше длины флагманского корабля Генриха VIII «Мэри Роуз», который построили пять столетий спустя. На борт корабль мог взять 100 воинов, которые по очереди гребли 39 парами весел, если вдруг ветра для его шерстяного квадратного паруса было недостаточно. На борту было тесно, спать приходилось, устроившись между своими сундуками, да и места для припасов было тоже очень мало. Поэтому брали их по минимуму и лишь в один конец, поскольку плавание было недолгим. Опытными плаваниями судов-копий кораблей викингов удалось доказать, что они легко выдерживают среднюю скорость хода в 5,5 узла, а при свежем ветре они могут мчаться со скоростью 20 узлов. Осталось от этого корабля не так уж и много, но, тем не менее, вполне себе можно представить, как именно выглядел этот самый настоящий супер-драккар…

Продолжение следует…
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    13 июня 2018 05:07
    Во времена викингов было нормально при малейшей возможности ограбить соседа... Так что это просто пиар...
    1. +6
      13 июня 2018 06:10
      От соседа можно и по мозгам получить, по этому шли вместе с соседом грабить кого по богаче.
      1. +2
        13 июня 2018 09:58
        Цитата: Cartalon
        От соседа можно и по мозгам получить, по этому шли вместе с соседом грабить кого по богаче.

        Не от любого.
        Но зато им повезло с их кораблями, которых нашли вполне достаточно для того, чтобы как следует изучить.
        Археологам повезло и со славянскими судами, которые регулярно закапываются обратно в землю
        1. +2
          13 июня 2018 12:23
          Конкретные примеры приведите, пожалуйста, найденных и снова зарытых кораблей славян.
          1. +4
            13 июня 2018 12:35
            Цитата: Curious
            Конкретные примеры приведите, пожалуйста, найденных и снова зарытых кораблей славян.

            Это происходит еще с советского времени. Например на острове Рюген.
            Илья Сергеевич рассказывал об этом в своей книге "Россия распятая"
            ""Будучи на острове Рюген и узнав об археологических раскопках, я поспешил познакомиться с молодыми археологами, студентами Берлинского университета... Один из них... сокрушенно покачав головой, сказал: "Как жалко, что вы опоздали!..." "Почему опоздал?" - удивленно спросил я. Молодой человек рассказал мне, что несколько дней назад они откопали славянскую деревянную ладью IX века и за ненужностью вчера снова засыпали ее землей. "Как?... Зачем вы это сделали?" Молодой археолог уклончиво ответил: "А кому она нужна?" - "Как кому? - я не мог прийти в себя от изумления, - ну, послали бы в Москву!" Посмотрев на меня серыми глазами викинга, немецкий юноша отвел взгляд: "Москва этим не интересуется". "Ну, как же, помилуйте, у нас есть знаменитый историк и археолог академик Рыбаков". Викинг нахмурил загорелый лоб: "Мы знаем имя геноссе Рыбакова от нашего руководителя, ученого с мировым именем геноссе Германа (видимо, имеется в виду археолог и историк J.Herrmann, прим. Swinow). Наше дело копать, а результаты находок докладывать профессору". Будучи в глубоком волнении, я спросил у моего нового знакомого, какие же самые интересные находки были обнаружены немецкой экспедицией. Потомок тевтонов пожал плечами и произнес раздраженно фразу, которая врезалась в мою память на всю жизнь: "ЗДЕСЬ ВСЕ ДО МАГМЫ СЛАВЯНСКОЕ!"
            1. +7
              13 июня 2018 13:06
              Цитата: Венд
              Илья Глазунов рассказывал об этом в своей книге "Россия распятая"

              Илья Сергеевич - художник, он все видит и слышит по особому.
              В частности, не смог или не захотел услышать продолжение этой истории. Ладью действительно засыпали землей, но исключительно для того, чтобы сохранить до того момента, когда подготовят мероприятия по ее сохранности. Вы же читали сейчас в статье какие сложные операции проводились учеными, чтобы законсервировать дерево. Тут тоже самое. По-вашему нужно было все вынуть и под открытым небом оставить, пока ей хранилище подготовят?
              Кстати, поинтересуйтесь судьбой этой ладьи, где она сейчас находится. Будете удивлены до крайности. Но ваш глубокоуважаемый Илья Сергеевич об этом, конечно, мог не знать.
              И еще. То, что на Рюгене и вокруг него в древности жили славяне уже давно секрет полишинеля. Даже на картах в учебниках истории 80-х годов для четвертого класса эта территория обозначена как территория расселения западных славян. Не знаю, почему эта информация вызывает у некоторых такой ажиотаж. С таким же успехом можно бегать и кричать: "Вы слышали, земля-то оказывается имеет форму шара, она не плоская! Почему нам никто это не рассказал? Коммунисты (хозяева Запада, масоны, сионисты, англо-саксы - на выбор) нас обманывают, скрывают от нас сокровенные знания!"
              Да, когда-то там жили славяне, а теперь живут немцы. И что?
              1. +1
                13 июня 2018 17:03
                Цитата: Хозяин Трилобита

                Да, когда-то там жили славяне, а теперь живут немцы. И что?
                А то что не все найденное на территории современного государства, принадлежит прошлому его народа. И подгонка фактов дело в истории обычное.
                https://nap1000.livejournal.com/19077.html
                1. +3
                  13 июня 2018 17:59
                  Цитата: Венд
                  А то что не все найденное на территории современного государства, является принадлежность к прошлому его народа.

                  Я с вами согласен. Но расскажите это любителям Аркаима - вас проклянут. Раньше севернее Оки жили сплошь финно-угры, теперь славяне, а славяне жили на Эльбе, что в те времена называлась тогда Лаба, теперь там живут немцы. А в Пруссии жили финно-угры, балты, славяне, потом немцы, а теперь снова славяне. И Стамбул не всегда был Стамбулом - жили и там и в округе греки, славяне, семиты, а все вместе - ромеи, подданные Византийской империи. Но теперь там живут турки.
                  Я не понимаю почему из этого нужно делать какие-то сенсации. Хотите вернуть род крыло Москвы исконно славянские земли в Полабье?
                  Цитата: Венд
                  И подгонка фактов дело в истории обычное
                  Какая подгонка, в чем? Кто-то скрывает от нас величие русского народа? Может не там ищете?
                  Засыпали русские лодки и место заровняли, чтобы и памяти о славянах не осталось? Нет. Раскапывают, изучают, восстанавливают, гордятся своими предками, которые сумели эти земли у прежних хозяев, славян, отвоевать.
                  В чем вы видите подгонку истории в данном конкретном случае?
                  1. +1
                    13 июня 2018 18:19
                    Цитата: Хозяин Трилобита
                    Цитата: Венд
                    А то что не все найденное на территории современного государства, является принадлежность к прошлому его народа.

                    Я с вами согласен. Но расскажите это любителям Аркаима - вас проклянут.
                    С Аркаимом все очень интересно, но этот вопрос еще много предстоит изучать.
                    Цитата: Хозяин Трилобита
                    [Раньше севернее Оки жили сплошь финно-угры, теперь славяне,

                    Раньше это когда?
                    Цитата: Хозяин Трилобита
                    [ а славяне жили на Эльбе, что в те времена называлась тогда Лаба, теперь там живут немцы. А в Пруссии жили финно-угры, балты, славяне, потом немцы, а теперь снова славяне. И Стамбул не всегда был Стамбулом - жили и там и в округе греки, славяне, семиты, а все вместе - ромеи, подданные Византийской империи. Но теперь там живут турки.
                    Я не понимаю почему из этого нужно делать какие-то сенсации. Хотите вернуть род крыло Москвы исконно славянские земли в Полабье?

                    При чем тут сенсация? На территории Германии живет исконный народ-хозяин тех земель. Сорбы их осталось немного, у них есть своя область, правда их продолжают уничтожать (ассимилировать). Зачем возвращать, у России и так территория большая,
                    Цитата: Хозяин Трилобита
                    [
                    Цитата: Венд
                    И подгонка фактов дело в истории обычное
                    Какая подгонка, в чем? Кто-то скрывает от нас величие русского народа? Может не там ищете?

                    Да я уже много чего нашел, достаточно почитать хронографы. Моими находками многие недовольны
                    Цитата: Хозяин Трилобита
                    [Засыпали русские лодки и место заровняли, чтобы и памяти о славянах не осталось? Нет. Раскапывают, изучают, восстанавливают, гордятся своими предками, которые сумели эти земли у прежних хозяев, славян, отвоевать.
                    В чем вы видите подгонку истории в данном конкретном случае?

                    А вы в этом уверены? Вы читали отчеты немецких археологов? Полюбопытствуйте, я ведь вам скинул ссылку. Да и далеко ходить не надо теорию Стендер-Петерсена почитайте
                    1. +4
                      13 июня 2018 19:01
                      Цитата: Венд
                      Раньше это когда?

                      Это когда славяне еще туда не пришли. Не помню точно когда это было, но, вероятно, веке в VI - VII н.э.
                      Цитата: Венд
                      А вы в этом уверены?

                      Не понял в чем я должен быть уверен. В том, что изучают, сохраняют и гордятся? В этом уверен. В том что знают, что эти земли раньше принадлежали славянам? Конечно знают.
                      Стендер-Петерсен это что-то из серии норманизм-антинорманизм, по-моему, сторонник норманской теории. Предметно его труды не изучал, но ссылки на него попадались.
                      Учитывая то, что сам я придерживаюсь норманской точки зрения на процесс возникновения как нашего государства, как и самого названия "Русь", на меня норманистские теории не действуют как красная тряпка на быка. Ничего не вижу плохого в том, чтобы признать, что в IX в. объединились между собой славяне (словене и кривичи), финно-угры (чудь, меря, весь) и скандинавы (русь) и построили такое многонациональное государство с уникальной культурой. А название это государство получило по искаженному славянами финскому слову, обозначающему скандинавов. Во, завернул. laughing
                      Фины называли скандинавов "руотси" - что-то типа "люди в лодках", "гребцы", отсюда и "русь". Кстати, в Финляндии и сейчас направо пойдешь - в "Венья", то есть Россию попадешь, налево пойдешь - в "Руотси", сиречь Швецию попадешь.Так что Стендер-Петерсоном меня не напугаешь. smile
                      Лично я в таком понимании вопроса не вижу ничего русофобского - нормальный процесс формирования государства - объединение племен, князь, дружина, по роду князя - название.
                      А что, Стендер-Петерсон что-то совершенно крамольное высказывал? Про неполноценность славян или финнов, небось? Если так, то пошел он подальше. К моменту создания государства у восточных славян под руководством Рюрика в самой Швеции этого государства еще и в помине не было, у них там аж до 1000 года сплошь туман и легенды - так что кто из нас полноценней это еще надо посмотреть. laughing
            2. +6
              13 июня 2018 13:56
              А Вы не удосужились поинтересоваться у специалистов, почему ложью не стали извлекать сразу и ее дальнейшей судьбой? Или подобные вещи не укладываются в методологию изучения истории суперэтноса? Кстати, ладей там нашли, если мне память не изменяет, три или четыре.
    2. +2
      13 июня 2018 08:42
      Что именно пиар?
      1. +1
        13 июня 2018 22:36
        Предприимчивые норвежцы на них за деньги (всего-то 80 крон!) катают всех желающих. Ощущения от этого плавания, как говорят, остаются незабываемые!


        Особенно "набеги" на "французкое" побережье с разграблением местных шопов laughing
  2. +2
    13 июня 2018 08:26
    Драккар - это вещь
    1. +2
      13 июня 2018 22:39
      а два драккара - это уже положение в обществе. Уважаемый человек
  3. +3
    13 июня 2018 08:45
    Возможно я не прав, но мне кажется, что при подобной конструкции и наборе корпуса, 36 метров были уже критической величиной.
    1. +5
      13 июня 2018 12:00
      Для морских деревянных судов длиной более 15м существует приближенная формула, по которой определяется максимальный изгибающий момент на волне М:

      Вот ею викинги и пользовались.
      1. +4
        13 июня 2018 13:25
        Безусловно. Ругались, поминали Локи, но пользовались.
        1. +4
          13 июня 2018 18:04
          поминали Локи

          именно Локи, а тот икал. laughing академик Крылов тогда же еще не родился! drinks нет, я просто помню, что он создал ряд формул по кораблестроению, которые можно и сейчас применять hi
          1. +3
            13 июня 2018 18:41
            "...он создал ряд формул по кораблестроению, которые можно и сейчас применять ..."
            Алексей Николаевич Крылов - автор классических работ по теории колебания корабля на волнении, по строительной механике корабля, теории вибрации судов и их непотопляемости, по теории гироскопов, внешней баллистике, математическому анализу и механике в приложении к кораблестроению, по истории физико-математических и технических наук и пр. и пр. и пр.. Основатель современной русской школы кораблестроения, величина поистине мирового значения. Вот о ком надо писать на страницах сайта, а не о гермофродите Бочкаревой, удостоившейся целого "сериала".
            1. +3
              13 июня 2018 19:53
              Вот о ком надо писать на страницах сайта, а не о гермофродите Бочкаревой, удостоившейся целого "сериала".

              у каждого свои понятия о патриотизме. hi и у Бочкаревой они тоже были свои, и у автора "сериала". Сегодня, например, статья про Рейснер вышла.. what а Дыбенко - просто человек-энциклопедия по части "интересности поведения". Как я про Мюрата написал - фанфарон и баобаб laughing Только не на коне, а в бескозырке! fellow
      2. +4
        13 июня 2018 14:05
        Все гораздо проще: корпус судна - это по сути балка V-образного сечения, чем выше стенки балки (то бишь борта корпуса судна), тем больший изгибающий момент она может выдержать.

        Дракары викингов и ладьи славян были низкобортными и могли выдерживать меньший изгибающий момент, чем, например, средиземноморские триремы, квадриремы и квинквиремы.
        1. 0
          14 июня 2018 13:22
          Ну так драккары и гнулись на волне. У них кстати по этой причине нижние участки обшивки не крепились к шпангоутам. Да и вообще, как писали, на реконструированных драккарах это было одно из самых сильных ощущений - видеть, как оно все гнется и слышать, как обшивка хлопает по шпангоутам. Создавалось впечатление, что вся конструкция вот-вот развалится.
          1. 0
            14 июня 2018 14:09
            При увеличении своей длины низкобортный драккар бы не просто гнулся, а переламывался - особенно на волне равной с ним длиной.

            На поперечную прочность драккара негативно влияло и несовпадение плоскости борта этого судна (стенки балки) с направлением действия перерезающей силы (вертикально по направлению силы тяжести).

            Триремы, каравеллы и другие типы деревянных судов большей длины имели V-образное днище и вертикальные борта.
            1. 0
              14 июня 2018 16:28
              Цитата: Оператор
              При увеличении своей длины низкобортный драккар бы не просто гнулся, а переламывался - особенно на волне равной с ним длиной.

              В случае представленных в статье образцов викинги еще вполне справлялись, увеличивая количество шпангоутов на метр длины. Наращивать борта и устанавливать дополнительные элементы набора - не вариант. Надо было при первой необходимости иметь возможность вытащить корабль на берег, пройдя полосу прибоя.
              Цитата: Оператор
              На поперечную прочность драккара негативно влияло и несовпадение плоскости борта этого судна (стенки балки) с направлением действия перерезающей силы (вертикально по направлению силы тяжести).
              Триремы, каравеллы и другие типы деревянных судов большей длины имели .


              №5 - самое большое военное судно из Скульделева. V-образное днище и вертикальные борта. Если начать усиливать элементы набора, то получится пузатый и массивный грузовоз №7, который чисто технически проиграет драккару по количеству гребцов на тонну водоизмещения.
              1. 0
                14 июня 2018 16:37
                Вы правильно отмечаете функциональные особенности драккара - возможность прохождения полосы прибоя (килеватость всего корпуса) и возможность вручную выносить корабль на пологий берег / спускать его с берега (облегченная конструкция). Но за это пришлось заплатить пониженной продольной прочностью корпуса.

                Строители каравелл и их последователи отказались от этой функциональности и сняли ограничения на длину судна.
    2. 0
      17 июня 2018 12:38
      Вы правы! Именно так скорее всего и было.
  4. +3
    13 июня 2018 08:47
    Вячеслав Олегович, спасибо за статью! Будет ли материал о щитах? Или уже отработанная тема?
    1. +3
      13 июня 2018 10:40
      почему-то мне кажется, что будет.. what
      1. +2
        13 июня 2018 10:56
        Просто у В.О. уже публиковался цикл о щитах, в том числе и норманнских.
        1. +2
          13 июня 2018 21:49
          дополнить никогда не помешает. ИМХО! wink
          1. +2
            13 июня 2018 22:42
            Вячеслав Олегович, а про носовые украшения драккаров написать не хотите? Было бы очень интересно
            1. +4
              13 июня 2018 22:43
              подождем... все подождем.. wink drinks удивительное всегда рядом!
  5. +5
    13 июня 2018 12:16
    В г. Выборг (Ленинградская область) на набережной в центре города стоят два драккара. Они сделаны по образцу гокстадского корабля. Точно такие же участвовали в съемках фильма "И на камнях растут деревья".
    1. +3
      13 июня 2018 12:29
      Это уже реплика тех, которые участвовали в сьемках. Не более, чем макет.
      1. +3
        13 июня 2018 12:46
        Понятно, что макет. Выходить на них в море я и не предлагал... smile
        Просто по ним можно поползать, пощупать руками, постоять на палубе, увидеть в натуральную величину как это выглядело в натуре. Исторической ценности они, конечно, не имеют от слова "совсем", но для наглядности - очень даже.
      2. +2
        13 июня 2018 17:52
        А мне нравились корабли из фильма "Викинги" с Кирком Дугласом и Тони Кёртисом!
    2. +4
      13 июня 2018 12:41
      А еще в Выборгском районе есть интересное местечко - Варяжский двор или Сваргас. Сам там был последний раз уже достаточно давно - года четыре назад, тогда это место позиционировалось как деревня именно викингов, такое своеобразное укрепленное поселение с деревянными стенами, кузницей внутри - в общем, логово реконструкторов. В целом, понравилось. Дают из лука пострелять, каролингский меч в руках подержать, кольчугу примерить... Правда, сейчас, похоже, они тематику расширили и больше упираются в древних славян, почему и название сменили с "Сенгард" на "Сваргас"...
      1. +3
        13 июня 2018 18:00
        ЕМНИП, допуск только по записи, и экскурсии тоже только в составе группы. Где-то полгода назад думал побывать, просматривал в инете. Могу ошибаться! hi А драккары - столько раз в Выборге был, а к ним не подходил! recourse
    3. +1
      14 июня 2018 15:30
      Нет и не было никаких дракаров у викингов. Были соймы, которые до сих пор умеют делать в Приильменье в деревнях Взвад и Устрека. Эти лодки бороздили Балтику, Ладогу, Ильмень и Онежское озеро, Белое море и Северный Ледовитый Океан.На них казаки семёна Дежнёва добрались до реки Индигирки на Колыме. У разных народов названия могут быть разные, главное, что конструкция одна. Есть отличия для речной и морской лодки, но это уже нюансы.
      1. +4
        14 июня 2018 15:47
        Цитата: юра яковлев
        Нет и не было никаких дракаров у викингов.

        Оба-на, угол шоу...
        А как же это... Находки этих самых драккаров? Рисунки с этими самыми драккарами? Что делать с огромным пластом исторических свидетельств, говорящих о том, что были? И ничего не говорящих о деревнях Взвад и Устрека, как и о других деревнях приильменья, при всем уважении к их жителям?
        Вы, видимо, из тех, кто считает Россию родиной слонов?
        Не нужно, поверьте, отрицать действительные заслуги кого-то другого, чтобы собственные достижения казались значительнее. И уж, во всяком слкчае не нужно это делать с достижениями русского народа - они и так более чем значительны, их искусственно раздувать незачем.
        1. +3
          14 июня 2018 21:03
          Вы, видимо, из тех, кто считает Россию родиной слонов?

          у нас слишком холодно. Россия - Родина мамонтов! fellow soldier Михаил, ставлю на вид - путаете животных! soldier laughing drinks позор обладателю целого трилобита! fellow laughing
        2. +1
          14 июня 2018 23:19
          Да этот тролль уже появлялся. Это из той же когорты, откуда коты кузи, грили приснопамятные вени и подобные товарищи. Не расходуйте ресурсы.
          1. +2
            15 июня 2018 00:34
            Цитата: Микадо
            Россия - Родина мамонтов!

            Николай, Россия - родина выхухолей. laughing Ну, может, не только Россия, но славянские земли точно. А, если брать шире, то земли суперэтноса русов. Гербом скифо-русской империи бореального мира должна быть именно выхухоль, однозначно, поскольку это величественное древнее животное было единственным свидетелем того, как первый скифо-рус впервые ударил первого семито-англосакса, предтечу "хозяев запада" большой русской дубиной по лысо-курчавой голове. laughing
            Цитата: Curious
            Не расходуйте ресурсы.

            Виктор Николаевич, а куда их девать? В теории кораблестроения я разбираюсь, извиняюсь, как Фоменко в истории, ну, может чуть лучше. Что знал о драккарах - рассказал, даже фотографию выложил. smile
            Хотите, расскажу о тактике "морского боя" на небольшом озере между двумя командами на двух небольших плотах? Каждая команда состояла из пяти-шести малолетних оболтусов и одной-двух валькирий на берегу. Даже с точки зрения истории позднего СССР эти битвы имели мизерное значение, чего уж говорить об эпохе викингов... Не хотите? Ладно, не буду, хоть и жаль, в этом я, как раз, разбираюсь... smile
            А что касается тролля - он же не оппонентов ищет, а сообщников. Сегодня не нашел - хорошо. Завтра найдет - мы узнаем их имена, пароли и явки, а пока не вредно и слегка по сусалам двинуть - нежно и интеллигентно. Я же теперь тот, за кого двух небитых давали... laughing
            1. +2
              15 июня 2018 01:19

              Выхухоль - "величественное древнее животное".
        3. 0
          15 июня 2018 21:08
          "А как же это... Находки этих самых драккаров? Рисунки с этими самыми драккарами? Что делать с огромным пластом исторических свидетельств, говорящих о том, что были?"
          Вопрос совсем не в том, что были или не были, а в том, чем они отличаются от наших кочей, сойм, лодей и челнов? Ничем! Значит была единая технология изготовления во всей Европе, поэтому приписывать заслуги викингам, как исключительным мореходам не следует.
          1. +1
            15 июня 2018 22:44
            Цитата: юра яковлев
            Вопрос совсем не в том, что были или не были

            Вы написали
            Цитата: юра яковлев
            Нет и не было никаких дракаров у викингов.

            Вопрос у меня возник именно к этой фразе. Далее
            Цитата: юра яковлев
            чем они отличаются от наших кочей, сойм, лодей и челнов?

            Отличаются. Материалами, технологиями, размерами, характеристиками и назначением. Из всего вами перечисленного только ладья по своим характеристикам и конструкции может сравниться с драккаром, но и она в среднем, всё же меньше и длиной и водоизмещением.
            1. 0
              16 июня 2018 21:51
              "Отличаются. Материалами, технологиями, размерами, характеристиками и назначением"
              Более чем уверен, что Вы рыбацкую сойму от дракара не отличите, так как конструкция одинакова. Ну а технология отличается тем, что наши лодки "шили", а ихние мастера дракары строили. Что же касается леса, то может быть его из одной рощи рубили.
              Теперь о размерах. Благодаря принципу разумной достаточности наши "шили" лодки размером не более 20 метров, и все они плавали или, как говорят моряки "ходили", причём даже по северным морям и сибирским рекам, блпагодаря чему появилось население Сибири - челдоны. А вот их дракары монументальных размеров оказались на речном дне, благодаря своей несуразности и дошли до нас в виде археологических находок .
              1. +1
                17 июня 2018 13:10
                Цитата: юра яковлев
                Более чем уверен, что Вы рыбацкую сойму от дракара не отличите, так как конструкция одинакова.

                Отличу, наверное. Это вообще суда разные, в том числе, по назначению. Боевой корабль и рыбацкая лодка - можно ли их сравнивать?
                Я вообще не понимаю что вы пытаетесь доказать. Преимущества сойм перед драккарами? Каждый хорош на своем месте. Превосходство восточно-славянских мореходов над европейскими? Это более чем сомнительно, особенно применительно к IX - XI векам.
                Цитата: юра яковлев
                "ходили", причём даже по северным морям и сибирским рекам
                Это уже через несколько сотен лет после окончания эпохи викингов
                Цитата: юра яковлев
                Что же касается леса, то может быть его из одной рощи рубили.
                Этим вы хотите сказать, что драккары строились не в Швеции или Норвегии, а на Руси? Что у скандинавов не было своих корабелов? Более, чем смелое утверждение, попробуйте его как-то обосновать.
                Цитата: юра яковлев
                А вот их дракары монументальных размеров оказались на речном дне, благодаря своей несуразности и дошли до нас в виде археологических находок .

                Интересно. Где находили драккары на речном дне? Мне о таких находках ничего не известно. Может, в Европе где? На морском дне - находили, в погребальных курганах - находили, а в реках я что-то не слышал. На драккарах по рекам ходить неудобно - слишком длинные, осадка - метр, волочить тяжело. Так, от устья до первых порогов. Теоретически, используя половодья, с одной зимовкой можно на драккаре было перебраться из Ладоги в Волгу, например, но практичнее было использовать для таких путешествия русские суда, как раз те, что вы перечислили.
                А что касается несуразности драккаров, то, думаю, жители Европы раннего средневековья такому суждению были бы весьма удивлены. В те времена встретиться с драккаром в море было верной смертью, противопоставить им что-либо никто не мог, во всяком случае на севере Европы. Абсолютное оружие.
                1. 0
                  19 июня 2018 09:51
                  "Я вообще не понимаю что вы пытаетесь доказать. Преимущества сойм перед драккарами?"
                  Ещё раз повторяю, что нет никаких отличий между соймой и дракаром. Мало того, если на столе у новгородского князя были апельсины, а в зверинце были обезьяны и гепарды, что уже доказано археологическими находками при раскопках Рюрикового городища, то чем Вы можете доказать, что в датских фьёрдах затоплен дракар викингов, а не новгородская сойма.
                  1. +1
                    19 июня 2018 11:39
                    Цитата: юра яковлев
                    Ещё раз повторяю, что нет никаких отличий между соймой и дракаром.

                    Да вы можете хоть сто раз повторять одно и то же. Смысла от этого не прибавится. Я думал, вы в состоянии сами разобраться в отличиях соймы от драккара, стоит только проявить даже самый поверхностный интерес. Хотя я даже не знаю, стоит ли их сравнивать, ибо в эпоху викингов о соймах никто ничего еще и не слышал. Они появятся только через пару сотен лет.
                    Но если хотите отличий - извольте.
                    Сойма предназначена для передвижения по крупным рекам и озерам, а также в прибрежной зоне закрытых морей, поскольку других морей у русских просто не было. Балтийское, Белое и Черное моря - все внутренние. Исходя из имеющихся задач, судно строилось небольшим (чтобы на волоках не потеть), относительно высокобортным и вместительным (чтобы два раза не ходить), имело, как правило, две мачты с косыми парусами и до шести пар весел. Соотношение длины и ширины могло быть 3:1. Для перемещения по внутренним морям и крупным рекам этого хватало.
                    Драккар - боевой корабль, предназначенный для плавания в открытом море и даже в океане, ибо викинги через Атлантику и Гибралтар ходили в Средиземное море. Его длина в два-три раза могла превышать длину самых больших сойм, в то время, как ширина была сопоставима. Количество пар весел могло превышать двадцать. Кроме того, драккар нес одну мачту с прямым парусом и имел приспособления для наращивания бортов - это нужно было только в бою для защиты от стрелков.
                    Писать ерунду о том, что сойма и драккар друг от друга не отличаются, это, мне кажется уже перебор. Если вы такой знаток приильменского или приладожского судостроения - посмотрите на сойму (их, вроде снова начали строить по старым чертежам) и на драккары в Выборге. Вам многое станет понятно и желание выдвигать столь спорные, мягко выражаясь, тезисы непременно пропадет.
                    Все это вы не напрягаясь могли бы найти в сети сами - информация лежит на поверхности, легко проверяется.
  6. +3
    13 июня 2018 16:11
    Цитата: Оператор
    Все гораздо проще: корпус судна - это по сути балка V-образного сечения, чем выше стенки балки (то бишь борта корпуса судна), тем больший изгибающий момент она может выдержать.

    Дракары викингов и ладьи славян были низкобортными и могли выдерживать меньший изгибающий момент, чем, например, средиземноморские триремы, квадриремы и квинквиремы.

    Ох уж мне эти сферические кони в вакууме...
  7. 0
    13 июня 2018 18:05
    Длина корабля превышает 36 метров, что на целых четыре метра больше длины флагманского корабля Генриха VIII «Мэри Роуз», который построили пять столетий спустя. На борт корабль мог взять 100 воинов, которые по очереди гребли 39 парами весел, если вдруг ветра для его шерстяного квадратного паруса было недостаточно. На борту было тесно, спать приходилось, устроившись между своими сундуками, да и места для припасов было тоже очень мало. Поэтому брали их по минимуму и лишь в один конец, поскольку плавание было недолгим.

    Мда-а, веселуха !!!
    Итак, длина корабля превышает 36 метров. Если не написано, что длина корабля 37 метров, значит длина 36 метров ну и там 10 или 15 сантиметров. И на нем якобы 100 воинов, которые по очереди гребли 39 парами весел.
    Далее. Есть такое понятие, как коэффициенты полноты — численные показатели, характеризующие полноту обводов судна... ладно, попроще... короче любой корабль (кроме круглых поповок, которых было построено 2 штуки) имеет носовые и кормовые обводы, где гребцам расположиться негде. Собственно и поныне гребцы сидят только у ровного борта. Какова длина ровного борта ? Судя по фото и по законам кораблестроения, носовые и кормовые обводы занимают от 20 до 30 % длины корпуса корабля. Ну, возьмем по минимуму - 20 %. Итого от 36 метров отнимаем 7, 2 метра = 29 метров.
    Очень хотелось бы предложить автору статьи самому со своими коллегами профессианальными историками сесть на такой корабль и погрести 39-ю парами весел. fool
    Далее.
    поскольку плавание было недолгим.

    Хм... а как же "хорошо известные" профессианальным историкам плавания викингов в Исландию, Гренландию и саму Северную Америку. Ведь это могли быть лишь точно такие корабли.
    1. 0
      17 июня 2018 12:34
      А викинги туда плавали не на драккарах... Это транспортно-боевые корабли..
      1. 0
        1 июля 2018 21:12
        Цитата: kalibr
        А викинги туда плавали не на драккарах... Это транспортно-боевые корабли..

        Да, на "кноррах".
  8. -1
    13 июня 2018 21:05
    Т.е. в своё время супердраккар по затратам был примерно как сейчас F35..
    1. +3
      13 июня 2018 21:49
      у каждого времени свои "вундервафли" request
  9. 0
    15 июня 2018 13:11
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Находки этих самых драккаров?

    Все находки приблизительно вот такие




    Цитата: Хозяин Трилобита
    Рисунки с этими самыми драккарами?


    Рисунки ? Вы о каких конкретно рисунках ведете речь ? Показать рисунки можете ?
    1. +1
      15 июня 2018 18:05
      Цитата: Seal
      Показать рисунки можете ?

      Навскидку - ковер из Байо. Встречались и еще, сразу не вспомнить.
  10. 0
    15 июня 2018 14:55
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Они сделаны по образцу гокстадского корабля.

    Как то далековато от "образца", а ? Обратите внимание на форштевень "образца".
    1. +2
      15 июня 2018 18:08
      Я чего-то не пойму - вы чего доказать-то хотите? Что викингов с их драккарами не было вообще? Что они были на самом деле русскими? Или что один доморощенный умник разбирается в большинстве вопросов лучше чем сотни профессионалов?
  11. 0
    15 июня 2018 15:17
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Даже на картах в учебниках истории 80-х годов для четвертого класса эта территория обозначена как территория расселения западных славян.

    Вы о каких учебниках ? О немецких или о наших ? В наших есть. А в немецких - нет. И в датских нет. Можно ли на основании наших учебников для 4-го класса (хм, а что, разве история начинается в 4-ом классе) считать, что вопрос однозначно понятен для всего мира.
    1. +2
      15 июня 2018 18:38
      Цитата: Seal
      А в немецких - нет. И в датских нет.

      Не читал, не знаю. А вы читали? Показать сможете? Было бы любопытно ознакомиться хотя бы с картами из них.
      Цитата: Seal
      (хм, а что, разве история начинается в 4-ом классе)

      Прикиньте, в 80-х г.г. начиналась с четвертого...
      Цитата: Seal
      вопрос однозначно понятен для всего мира.

      Вы серьезно считаете что всему миру есть дело до этого? Не смешите мои тапки. Те, кому это интересно - прекрасно всё знают, а остальным такие тонкости абсолютно до фонаря.
      Кстати, насколько мне известно, большинство немцев, проживающих на берегах Балтики, прекрасно знают, что до них там жили славяне, причем такое знание им совершенно не мешает считать эту землю своей. А по-вашему, они что, деньги за аренду земли должны нам платить или каяться с утра до ночи, что их неразумные предки эту землю завоевали? Так я вас разочарую - не дождетесь, тем более, что потомков тех кто завоевывал и тех кого завоевывали там живет приблизительно поровну.
  12. 0
    15 июня 2018 15:25
    Цитата: Оператор
    Но за это пришлось заплатить пониженной продольной прочностью корпуса.

    Поэтому все современные переходы "драккаров" через океан , да и не только через океан, а вообще все выходы в море оформляются со всеми мерами предосторожности, по сути как разовый перегон. Обязательно в хорошую погоду и в сопровождении буксира-спасателя.
    Да, иногда он не требуется. Но иногда Атлантический океан кое-кому удавалось переплыть чуть ли не в ванне. Правда, опять таки в сопровождении судна-спасателя.
  13. 0
    15 июня 2018 17:03
    Цитата: Curious
    "...он создал ряд формул по кораблестроению, которые можно и сейчас применять ..."
    Алексей Николаевич Крылов - автор классических работ по теории колебания корабля на волнении, по строительной механике корабля, теории вибрации судов и их непотопляемости, по теории гироскопов, внешней баллистике, математическому анализу и механике в приложении к кораблестроению, по истории физико-математических и технических наук и пр. и пр. и пр.. Основатель современной русской школы кораблестроения, величина поистине мирового значения..

    Если бы профессианальные историки поняли бы хотя бы десятую часть из того, что написал Алексей Николаевич, то исчезло бы как минимум 75 % "исторических работ" на тему античного и прочего древнего мореплавания.
    1. +1
      17 июня 2018 12:04
      Ох, еще один ниспровергатель. И откуда они только берутся.
  14. +1
    17 июня 2018 12:36
    Цитата: юра яковлев
    А вот их дракары монументальных размеров оказались на речном дне

    Они на речном дне оказались потому, что их набили камнями и затопили на фарватере. Как Черноморских флот в Севастополе в Крымскую войну.
  15. 0
    17 июня 2018 20:25
    Вот ильменьская рыбацкая лодка сойма. Ичем она хуже дракара?
  16. 0
    1 июля 2018 21:08
    Ну уважаемый Вячеслав, Вы , как обычно, на острие военно-исторчиеской науки ! Такого уровня исследование в русскоязычном интернете - редкость !