Английский «Кристи» (часть 2)

А вот к работе в области дизайна облика своего нового танка англичане подошли со всей надлежащей серьезностью. У танка Кристи носовая часть больше всего походила на таран. Такая форма призвана была способствовать рикошетам пуль, но для установки ленивцев потребовалась очень прочная передняя балка. Крепления ленивцев стали уязвимы для ударов, из-за чего их поломка стала довольно распространенной среди машин на основе его конструкции. Недостатком корпуса танков Кристи было и то, что он был высокий и узкий, из-за чего диаметр подбашенного погона был слишком мал и, соответственно, размеры самой башни тоже были не слишком велики.


Cruiser Tank Mk.III*. Звездочка указывает, что на башню танка установлена дополнительная броня. Внешне ее крепление было похоже на экранированную броню Cruiser Tank Mk.IV, но выполнялась несколько иначе. Танк окрашен стандартным английском камуфляжем. Музей в Бовингтоне.

Английские инженеры перепроектировали корпус, который стал на 10 сантиметров шире, чем у американского образца и так же на полметра длиннее. Носовая часть получила вполне традиционные для английских танков 30-х годов очертания, но без пулеметных башенок по обе стороны от «будки» водителя. То, что механик-водитель располагался по центру танка и имел три смотровых прибора, давало хороший обзор. Другой особенностью танка стало наличие на нем большого количества лючков, что отнюдь не помогало усилению бронезащиты. Ну, и толщина брони в 14 мм не могла рассматриваться в качестве серьезного бронирования для танка.



Этому танку досталось. Даже каток сорван с балансира.

Новой была и башня, в которую специалисты Morris Motor Company сумели посадить трех человек. Похожие по конструкции башни устанавливались и на Cruiser Tank Mk.I и II. Вооружение тоже было стандартным для британских танков тех лет: 40-мм (2-фунтовое) орудие и спаренный с ним пулемет с водяным охлаждением Vickers. Последний в бронированном кожухе, защищавшем его радиатор от прострелов пулями и повреждений осколками. Позднее его заменили пулеметы БЕСА с воздушным охлаждением. На танке имелась и командирская башенка с двухстворчатым удобным люком. Все обязанности членов экипажа были продуманными, что позволяло экипажу эффективно действовать на поле боя.

Английский «Кристи» (часть 2)

Cruiser Mk IV A13, брошенный экипажем во Франции. Хорошо видна бронекоробка, прикрывавшая башню. В самом деле опыт войны показал, что большинство попаданий приходится именно на башню. Но суммарная толщина брони в 19-мм не давала серьезной защиты от германских 37-мм и чешских 47-мм орудий.

Образец A13E2 был готов к октябрю 1937 года. На испытаниях на максимальную скорость он показал 56 км/ч, лишь немного уступив 5-тонному Light Tank Mk.VI. Поскольку на образце A13E3 установили новые гусеницы, то под них переделали ведущие колеса. Причем максимальную скорость танка снизили до 48 км/ч.


Cruiser Mk IVA A13 в Египте в ноябре 1940 года. Использование этих танков в песках выявило еще оно неприятное обстоятельство – они поднимали тучи песка при движении. Чтобы хоть как-то с этим бороться, заднюю часть гусениц прикрыли противопылевыми щитками. Но решить проблему до конца с их помощью так и не удалось.

После окончания испытаний A13E3 приняли на вооружение под обозначением Cruiser Tank Mk.III, а производство начали на предприятиях Nuffield Mechanization & Aero. Стоимость английских танков того времени подчинялась правилу «1000 фунтов стерлингов на тонну». То есть 14-тонный танк стоил около 14 тысяч фунтов или 150 тысяч германских рейхсмарок, или 68 тысяч долларов США. Танк получился не дешевый. Например, германский Pz.Kpfw.III тех же лет стоил около 110 тысяч рейхсмарок, а американский M3 55 тысяч долларов.


Еще один подбитый «африканский танк».

На серийных танках Cruiser Tank Mk.III по правому борту башни стали ставить две мортирки дымовых гранатометов, а выхлопную систему дополнительно закрыли кожухом.


Именно танки-крейсеры Mk.III/IV должны были защищать и остров Кипр. Фотография 1942 года.

Правда заказ составил предприятию всего лишь 65 танков. Одна из причин – его тонкая броня. Практически сразу же началась работа над улучшенной версией танка – Cruiser Tank Mk.IV. Впрочем, даже этот усовершенствованный вариант в плане бронирования недалеко ушел от своего предшественника. Танк оказался вторым танком после французского СА.1, получившим разнесенное бронирование, причем только лишь на башне. Броня имела рациональные углы наклона, хотя наклон лобового листа башни и был минимален. Никаким изменениям не подверглась и рубка водителя. В отдельных местах толщина брони увеличилась до 19 мм. Однако учитывая толщину брони советских БТ-7, равную 20 мм, и броню германских танков, равную 30 мм, этого было явно мало. Всего в ходе серийного выпуска в 1938—1939 гг. англичане смогли произвести 655 танков этого типа.


А на этом фото хорошо видно бронирование выхлопных коллекторов.

Хотя Cruiser Tank Mk.III был скорее опытной машиной, ему пришлось повоевать с самого начала Второй мировой войны. На 1 сентября 1939 года в английской армии было всего 79 крейсерских танков всех типов, а до 1 июня 1940 года произведено еще 322 танка, но пока они дошли до армейских частей, прошло какое-то время. Вот почему в мае 1940 года, во время германского наступления через Бельгию, англичане перебросили туда практически все, что у них было.


Май 1940 года. Франция. Экипаж готовит свой танк к бою.

Вместе с Британским Экспедиционным корпусом танки Mk.III, Mk.IVA попали во Францию, где впервые вступили в бой в составе 3-го батальона Королевского танкового полка 23 мая 1940 года, обороняя порт Кале, бои за который проходили с 22 по 26 мая 1940 года. Тогда почти все из имевшихся в наличии 24 Mk.III и Mk.IVA этого батальона были либо уничтожены в боях на подступах к Кале, либо в самом городе. Затем последовали бои у Абвиля и в некоторых других местах. Ну, а завершилась боевая карьера этих танков в Европе 19 июня 1940 года в порту Шербур.


Вот так их возили на транспортерах во Франции.


Тяжелый грузовик-транспортер «Уайт» с танком Mk.IVA на платформе.

Было отмечено, что танк маневренный, скоростной, вооружен хорошей пушкой. Но броня его пробивалась первым же снарядом германских орудий ПТО или танковых пушек. То есть положение с ними было еще хуже того, что имели танки РККА летом 1941 года. Много хлопот доставлял и капризный двигатель, так что в ряде случаев экипажи оставляли свои танки из-за его поломок. Недостатком, и серьезным, было отсутствии фугасного снаряда к орудию. Но зато прицел был удобный. Новосибирский танкист В.П. Чибисов в своей книге воспоминаний «Английские танки у Крутого Лога» писал, что, когда он попал на английский танк «Матильда», вооруженный такой же пушкой калибра 42-мм, как и более ранние британские танки-крейсеры, его поразила простота ее конструкции и конструкции ее прицела по сравнению с советским 45-мм танковым орудием. Сдать зачет на английской пушке среди курсантов танковой школы, где он учился, считалось большой удачей. Продуманным был и плечевой упор, позволявший быстро наводить пушку в вертикальной плоскости и удерживать ее на цели. Но вот из-за отсутствия фугасных снарядов стрелять из нее по многим целям смысла не имело.


Подбитый Cruiser Tank Mark III A13. Немецкие солдаты просто обожали фотографироваться на фоне этих подбитых машин.

Каждый танк снабжался плиткой для разогревания пищи и большим куском специального «морского» брезента, которым можно было запросто накрыть весь танк или же использовать его в качестве палатки. Плохо было лишь то, что из-за его топической пропитки в условиях русской морозной зимы этот брезент замерзал так, что превращался в лист жести, вылезти из-под которого было очень непросто.


И таких фотографий действительно очень много. Видимо, война в то время им и впрямь казалась легкой прогулкой.

Несколько машин (не менее 15) немцам досталось в исправном состоянии. Трофейные машины получили индекс Kreuzer Panzerkampfwagen Mk.III 743(e). 9 машин в 1941 году немцы включили в состав 100-го огнеметного танкового батальона, который принял участие в нападении на СССР.


А вот это уже Kreuzer Panzerkampfwagen Mk.III 743(e) на службе в германской армии.
Автор: В.Шпаковский


Статьи из этой серии:

Английский «Кристи» (часть 1)

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 21

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. тасха 8 июля 2018 06:31
    Статья интересная, но пришлось задуматься над этим кусочком:

    его поразила простота ее конструкции и конструкции ее прицела по сравнению с советским 45-мм танковым орудием. Сдать зачет на английской пушке среди курсантов танковой школы, где он учился, считалось большой удачей.

    Скорее всего, не сдать, а сдавать зачет по стрельбе из танка на английской пушке считалось большой удачей?
    1. Лопатов (Лопатов) 8 июля 2018 07:44
      Цитата: тасха
      Скорее всего, не сдать, а сдавать зачет по стрельбе из танка на английской пушке считалось большой удачей?

      Зачёт по матчасти. Устройство, выверки, проверки...
    2. Роялист (Святослав) 8 июля 2018 08:34
      Верное замечание,а то ерунда получается: из мение удобной пушки легче сдать зачет
    3. ALEXXX1983 (Алексей) 9 июля 2018 17:27
      Тоже так подумал.
  2. Микадо (Николай) 8 июля 2018 07:57
    Подбитый Cruiser Tank Mark III A13. Немецкие солдаты просто обожали фотографироваться на фоне этих подбитых машин.

    еще больше они обожали фотографироваться на фоне брошенных Т-35 8-го мехкорпуса.

    Поражение всегда одинаковы - куча брошенной техники. Но наши повели себя гораздо лучше, чем англичане и французы! soldier Да, поражение, ни и честь и слава - а нисколько не позор! angry
    1. VictorZhivilov (Victor) 8 июля 2018 10:48
      еще больше они обожали фотографироваться на фоне брошенных Т-35 8-го мехкорпуса.

      У немцев ум пытливый от рождения... любят они разные затейливые штукенции рассматривать, разбирать и разбираться. smile Кстати БТ-7 они тоже рассматривать... оно и понятно как никак русский Кристи...
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/bt-
      7/14123-photo.html
      Да, поражение, ни и честь и слава - а нисколько не позор!

      Однако, господа Офицеры стрелялись... как у нас так и у них... при любом крупном поражении. soldier
      1. Альф (Василий) 8 июля 2018 22:09
        Цитата: VictorZhivilov
        Однако, господа Офицеры стрелялись... как у нас так и у них... при любом крупном поражении.

        Чего-то не слышал я, что бы доблестные французские офицеры стрелялись после поражения Франции.
    2. hohol95 (Алексей) 8 июля 2018 20:03
      Николай! Наши бойцы так же любили фотографироваться с подбитой или брошенной вражеской техникой! Особенно с "Тиграми" и "Пантерами"...
  3. hohol95 (Алексей) 8 июля 2018 09:42
    До самой "Кометы" британцы КЛЕПАЛИ сои "крейсера"! Сварной стала в 1944 году лишь "Комета" . Интересно почему одна из передовых промышленностей не могла наладить сварку танковых корпусов и башен???
    1. Микадо (Николай) 8 июля 2018 10:02
      "Комета", по сути - Т-34-85 по-английски. Быстрый, с мощной пушкой, прошедший эволюцию из "крейсерских танков". Я прав, Алексей? drinks
      1. hohol95 (Алексей) 8 июля 2018 10:34
        Только затянулась у них эта "эволюция" по времени...И "Комета" появилась уже под конец войны... основными танками к тому моменту у британцев были "Шерман" и "Кромвель"!
        1. Curious (Victor) 8 июля 2018 11:58
          Для того, чтобы ответить на этот вопрос, просто надо немного посмотреть в историю Англии конца XIX начало ХХ века.
          "В 1890 году Германия производила чугуна и стали вдвое меньше, чем Великобритания; в 1913 году она уже производила их вдвое больше, чем Великобритания, и достигла половины показателей Соединенных Штатов. Такой прорыв сопровождался прогрессом в машиностроении. Германские промышленные предприятия — в особенности химические и электротехнические фирмы — основывали научно-исследовательские институты и поддерживали тесную связь с университетами. К концу XIX века в области технологий Германия далеко обогнала Великобританию. Ко времени прихода Гитлера к власти немцы собрали треть Нобелевских премий в области физики и химии.
          С самого начала XIX века Пруссия уделяла особое внимание техническому обучению рабочей силы. Именно она впервые ввела в систему образования такие новшества, как аспирантура, степень доктора наук, семинары, исследовательские лаборатории и институты, а также научные и университетские журналы. Все эти нововведения быстро перенимались американскими высшими учебными заведениями. Франция также поняла всю важность технического образования и первой ввела коллежи для углубленного изучения прикладных наук. Достижения таких людей, как Дж. Дж. Томсон, а также лаборатории Кавендиша нисколько не рассеивали опасения тех, кто руководил системой образования в Великобритании. Эти люди, за спиной которых стояли государство и церковь, видели в науке первый опасный шаг к безбожным социальным реформам и решительно ей противились. Английские «публичные школы» (в действительности частные платные учебные заведения для избранных) готовили мальчиков из высших слоев среднего класса к обучению в университетах, полностью игнорировавших прикладные дисциплины. Университеты решительно противились связи с промышленностью. К началу Первой мировой войны большая часть населения Великобритании не могла даже надеяться на продолжение образования после четырнадцати лет. Учителям платили плохо, и постоянно ощущалась их нехватка. Судьбоносные решения насчет будущего страны, ее промышленности и финансов принимались людьми, изучавшими классиков, юриспруденцию и философию. Почти никто из них не владел свободно ни одним из современных иностранных языков."

          Лен Дейтон
          Вторая мировая: ошибки, промахи, потери.
          Кстати, рекомендую эту книгу.
          1. hohol95 (Алексей) 8 июля 2018 16:35
            Спасибо! Значит просто не было научных разработок для промышленности и естественно подготовленных специалистов! А иностранные языки им были без надобности! Их предки так широко разнесли по свету английский язык, что до сих пор все удивляются - почему это в России не говорят на английском!
            Недавно прочитал слова 6 летнего бразильского мальчика - "В Москве мне не понравилось - здесь все говорят на непонятном РУССКОМ ЯЗЫКЕ!!!"
            Этому мальчонка видимо считает, что весь мир должен говорить на ПОРТУГАЛЬСКОМ...
            1. Альф (Василий) 8 июля 2018 22:11
              Цитата: hohol95
              Этому мальчонка видимо считает, что весь мир должен говорить на ПОРТУГАЛЬСКОМ...

              Ну так у Португалии же огромные колонии. Были. Пока англичане не отобрали.
              1. hohol95 (Алексей) 8 июля 2018 22:40
                И у Испании колоний было не меньше! И у Франции!
                1. Альф (Василий) 8 июля 2018 22:41
                  Цитата: hohol95
                  И у Испании колоний было не меньше!

                  Ключевое слово-Было.
                  1. hohol95 (Алексей) 8 июля 2018 22:52
                    Было, но ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК то там остался, как и португальский в бывших колониях! И естественно английский! Русский вот только везде вытесняется и запрещается!
                    Испанский язык считается вторым или третьим (после китайского )по распространенности. По разным оценкам на нем говорит около 500 миллионов человек, включая тех, для кого испанский - это второй язык.
                    Мексика, Аргентина, Уругвай, Парагвай, Куба, Чили, Эквадор, Венесуэла, Панама, Перу, Колумбия, Боливия, Сальвадор, Доминиканская республика, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Пуэрто-Рико.
                    Также на испанском частично говорят Филиппины, Западная Сахара и Экваториальная Гвинея.
                    В США разговаривают на испанском языке. А в штате Нью-Мексико испанский имеет фактически официальный статус, так как в официальных документах возможно использование наряду с английским и испанского языка.
                    В самой Испании четыре официальных языка: испанский, каталонский баскский и галисийский.
                    1. Альф (Василий) 8 июля 2018 22:53
                      Цитата: hohol95
                      Русский вот только везде вытесняется и запрещается!

                      Увы !
          2. Гончар (Гончар) 8 июля 2018 22:10
            То-же - массовое распространение образования всего народа - характеризовало и СССР, и КНР сейчас. К сожалению, в нашей стране теперь к людям, обладающим высшим техническим образованием, часто, со стороны определённой части общества употребляется слово "рабочий", и уважения и нормальной оплаты у многих технических профессий нет.
            Это путь в никуда.
            В смысле технологии, во времена ВМВ, Англию во многом опередил и СССР.
            На примере эволюции танков Кристи английской и советской ветви интересно проследить и развитие конструкторской мысли, и развитие технологии производства. На мой взгляд, первенство совсем не у бриттов.
            1. hohol95 (Алексей) 8 июля 2018 22:39
              В смысле технологии, во времена ВМВ, Англию во многом опередил и СССР.

              Англичане делали хорошие радиостанции для танков, но корпуса клепали! А мы корпуса варили, но с радиостанциями было сильное отставание!
  4. andj61 (Андрей) 8 июля 2018 22:35
    Цитата: Альф
    Цитата: hohol95
    Этому мальчонка видимо считает, что весь мир должен говорить на ПОРТУГАЛЬСКОМ...

    Ну так у Португалии же огромные колонии. Были. Пока англичане не отобрали.

    А что англичане у португальцев отобрали? Тем более, из огромных колоний. В Индии всякие там Гоа, Диу, Даман и т.д. отобрали у них индийские войска уже в 20 веке. Бомбей-Мумбаи был отдан королю Англии Карлу 2 в качестве приданного за португальскую принцессу. Анголу, Мозамбик, Гвинею-Биссау и Бразилию тоже англичане не отбирали... hi
Картина дня