Боевая история Венгрии. Часть 2. Битва на реке Шайо

65
Всегда было так, что какая-то одна битва оказывала на ту или иную страну особенно большое влияние. Или же, напротив, влияние ее было не очень уж и большим, но в памяти народной она приобретает поистине эпический характер. Вот и в истории Венгрии в средневековье такая битва была. Причем для венгров она закончилась поражением. А связана она была с походом Бату-хана на запад, начавшегося в 1236 г. Причина того, почему монголы не удовлетворились разгромом только русских княжеств и предприняли затем еще и этот поход, была очень проста. Они стремились окончательно уничтожить половецкую орду, остатки которой после разгрома в южнорусских степях укрывались от их гнева на землях венгерского королевства. «Друг моего врага – мой враг!» – посчитали они и двинулись на запад! Весной 1241 года они опустошили Галицко-Волынское княжество, после чего сразу несколькими отрядами прошли через Карпаты. Бату-хан вошел в Венгрию через «Русские ворота» с севера, Бури и Кадан – с юга через земли Молдавии в Трансильванию, а Бучек – также с юга через Валахию. Главные силы монгольского войска, которыми командовал Субэдей, следовали за Каданом (причем значительная часть его вторглась одновременно в Польшу и прошла ее, не встретив особого сопротивления).


«Приход татар в Венгрию во времена короля Белы IV» — миниатюра из первого печатного издания «Горестной песни» Т. Фегера и Э. Ратдольта в Аугсбурге в 1488 г.



Передовые отряды венгров были разбиты монголами уже 12 марта 1241 года, а уже 14 марта случилось очень важное событие. Несколько венгерских баронов, будучи недовольны союзом короля Белы IV с пришлыми половцами, убили их главного хана – Котяна, и многих других знатных половецких вельмож. Поэтому половцы покинули Венгрию и направились в Болгарию. Между тем младший брат Бату-хана – Шибан уже 15 марта вышел к лагерю Белы IV. Тот решил придерживаться оборонительной тактики, но, узнав, что монгольское войско вдвое уступает по численности его войскам, а немалую часть армии Бату-хана составляют насильно взятые в нее русские, он решился дать ему сражение. Верные своей тактики, монголы отступали в течение нескольких дней и проделали примерно половину пути обратно до Карпат, а затем, 11 апреля 1241, года внезапно атаковали армию Белы на реке Шайо и нанесли венграм сокрушительное поражение.

Бела IV вынужден был бежать в Австрию, к герцогу Фридриху II Воинственному, за помощь которого он отдал свою казну и целых три западных комитата (округа) своей страны. Монголы же сумели овладеть всей территорией Венгрии на восток от Дуная, назначали в новых землях своих наместников и начали совершать набеги еще дальше на запад, дойдя до окрестностей Вены. Однако усилиями чешского короля Вацлава I Одноглазого и австрийского герцога Фридриха Воинственного все набеги монголов удалось отбить. Правда Кадан со своим отрядом прошел даже через Хорватию и Далмацию до самого Адриатического моря, так что монголы побывали даже на Адриатике, но вот закрепиться в Венгрии они так и не успели. Дело в том, что в декабре 1241 года умер великий хан Угэдей и по монгольским обычаям всем чингизидам на все время до избрания нового хана нужно было прервать все военные действия и приехать на курултай в Монголию. Больше всего шансов быть избранным было у Гуюк-хана, с которым у Бату-хана была личная неприязнь. Поэтому он решил покинуть Венгрию и в 1242 г. начал движение через еще не опустошенную территорию Сербии и Болгарии сначала в южнорусские степи, а затем и дальше на Восток.

Боевая история Венгрии. Часть 2. Битва на реке Шайо

Кадр из фильма ВВС «Чингисхан».

Венгрия после ухода монгольской армии лежала в руинах; можно было 15 дней ехать по стране и не встретить ни единой живой души. Люди буквально умирали от голода, так что продавали даже человеческое мясо. К бедствиям голода добавились эпидемии, ведь всюду лежали непогребенные трупы. А волки настолько размножились, что даже осаждали деревни. Но король Бела IV сумел восстановить разрушенное хозяйство, на опустевших землях приглашал селиться немцев (на севере) и влахов (на юго-востоке), пустил в страну евреев, а гонимым половцам дал земли для кочевий (между Дунаем и Тисой) и сделал их частью новой венгерской армии. Благодаря его усилиям Венгрия вновь ожила и стала сильным и могущественным королевством Европы.

Ну, а события битвы при Шайо интересны нам прежде всего тем, что она была подробно описана Фомой Сплитским (ок.1200 – 1268) - далматинским хронистом, архидьяконом Сплита c 1230 года. Он закончил Болонский университет в 1227 году и является автором «Истории архиепископов Салоны и Сплита» («Historia Salonitana»). Рассказ Фомы о татаро-монгольском нашествии на Западную Европу в 1241 – 1242 гг. является одним из основных источников наших сведений по истории монгольских завоеваний.

«На пятый год царствования Белы (1240 г.), сына короля Венгрии Андрея, и на другой год правления Гаргана (Гарган де Арскиндис – подеста Сплита) губительный народ татар приблизился к землям Венгрии…» – так начинается его рассказ.

Король Бела начал же с того, что дошел до гор, находящихся между Рутенией и Венгрией и до границы Польши. На всех доступных для прохода войск путях он приказал устроить засеки из срубленных деревьев, вернувшись в столицу, собрал всех князей, баронов и вельмож королевства, как все лучшие свои войска. Прибыл к нему и его брат король Коломан (правильнее было бы назвать его герцогом – прим. авт.) со своими воинами.

Церковные деятели мало того, что привезли несметные богатства, но и также привели с собой отряды воинов. Неприятности начались, когда начали обдумывать план действий по отражению татар, потратив на это много дней драгоценного времени. Кто-то был скован безмерным страхом, и потому считал, что вступать в бой с таким противником нельзя, поскольку это — варвары, которые завоевывают мир из одной только страсти к наживе, а раз так, то договориться с ними нельзя, равно как и добиться от них пощады. Другие же были глупы и по своему «по глупому легкомыслию» самым беспечным образом заявляли, что враг обратится в бегство едва лишь увидит их многочисленную рать. То есть Бог их не вразумил, и всем им была уготована скорая погибель!

И вот пока они все занимались пагубным словоблудием, к королю прискакал гонец и сообщил ему, что ровно перед Пасхой татарские войска во множестве уже пересекли границы королевства и вторглись на венгерскую землю. Сообщалось, что было их сорок тысяч, причем впереди войска шли воины с секирами и валили лес, устраняя таким образом с его пути все завалы и препятствия. В течение короткого времени все засеки были порублены и сожжены, так что весь труд по их сооружению оказался напрасным. Встретившись с первыми жителями страны, татары не выказывали поначалу своей свирепой бессердечности и, хотя и собирали добычу по деревням, больших избиений людей не устраивали.


Кадр из фильма «Монгол».

Татары же выслали вперед большой конный отряд, который, подойдя к лагерю венгров, подбивал их выйти и начать бой, желая, видимо, испытать, хватит ли у тех духа чтобы сражаться с ними. И венгерский король отдал приказ своим отборным бойцам идти им навстречу и сразиться с язычниками.

Войска построились и вышли для боя с противником. Но как это было принято у татар, те боя не приняли, а забросали венгров стрелами и поспешно отошли. Понятно, что, видя их «бегство» король со всем своим войском устремился их преследовать и, подойдя к реке Тисе, затем через нее переправился, ликуя так, словно уже изгнал врага из страны. Затем венгры продолжили преследование, и они дошли до реки Соло (Шайо). Между тем они и не знали, что татары стоят лагерем за рекой, скрытым среди густых лесов, и венгры видели только лишь часть их войска. Встав лагерем перед рекой, король приказал поставить палатки как можно теснее. По периметру поставили повозки и щиты, так что получился тесный загон, со всех сторон прикрытый повозками и щитами. И палатки, сообщает хронист, стояли так тесно, а их веревки так сильно переплелись между собой, что передвигаться внутри лагеря стало просто невозможно. То есть венгры полагали, что находятся в надежно укрепленном месте, но именно оно и стало главной причиной их скорого поражения.


Смерть короля Силезии Генриха II. Манускрипт Ф. Хедвига 1451 г. Библиотека университета Вроцлава.

Тогда Ват* (Бату-хан), старший предводитель татарского войска, взобрался на холм, внимательно рассмотрел расположение войска венгров и затем, вернувшись к своим воинам, сказал так: «Друзья, мы не должны терять бодрости духа: пусть этих людей великое множество, но они не смогут вырваться из наших рук, поскольку ими правят беспечно и бестолково. Я ведь видел, что они, как стадо без пастыря, заперты словно в тесном загоне». Он тут же приказал своим воинам построиться в обычный порядок и в ту же ночь атаковать мост, находившийся неподалеку от венгерского лагеря.

Но нашелся перебежчик из рутенов, который в наступившей темноте перебежал к венграм и предупредил короля, что ночью татары переправятся через реку и могут неожиданно на вас напасть. Король с войсками выступил из лагеря и в полночь подошел к указанному мосту. Завидев, что часть татар уже переправилась, венгры напали на них и многих убили, а других сбросили в реку. У моста была выставлена стража, после чего венгры в бурном ликовании возвратились назад, после чего, уверившись в своих силах, они беззаботно проспали всю ночь. А вот татары поставили напротив моста семь метательных орудий и прогнали венгерскую стражу, закидав ее огромными камнями и стрелами. Затем они свободно переправились через реку, кто по мосту, а кто через броды.


План битвы.

Поэтому едва лишь наступило утро, как венгры увидели, что все пространство перед их лагерем покрыто множеством вражеских воинов. Что касается часовых, то они, добравшись до лагеря, с трудом смогли разбудить охрану, спавшую безмятежным сном. А когда, наконец, до венгров дошло, что хватить спать и что уже пришло время вскочить на коней и идти в бой, они отнюдь не спешили, а норовили по своему обыкновению причесаться, умыться и пришить рукава, а в битву отнюдь не спешили. Правда, король Коломан, архиепископ Хугрин и магистр тамплиеров всю ночь были начеку и глаз не смыкали, так что едва услышав крики, они разом бросились в бой. Но все их геройство ни к чему не привело, потому что их-то было мало, а все остальное воинство все еще оставалось в лагере. В итоге они вернулись в лагерь, а архиепископ Тугрин стал бранить короля за его беспечность, а всех бывших при нем баронов Венгрии за косность и праздность, тем более, что в столь опасной ситуации, когда речь шла о спасении всего королевства, действовать следовало с максимальной решительностью. И многие его послушались и вышли на бой с язычниками, но были и такие, что пораженные внезапным ужасом, ударились в панику.


Памятник герцогу Коломану.

В очередной раз вступив в бой с татарами, венгры добились некоторого успеха. Но тут Коломан был ранен, магистр тамплиеров погиб и остаткам воинов поневоле пришлось возвратиться в укрепленный лагерь. Между тем во втором часу дня все татарские воины окружили его со всех сторон и принялись обстреливать из луков горящими стрелами. А венгры, увидев, что их со всех сторон окружают вражеские отряды, полностью лишились рассудка и всякого благоразумия и уже совершенно не помышляли о том, что построиться в боевые порядки и идти в бой, но метались по лагерю, словно овцы в загоне, ища спасения от волчьих зубов.

Под ливнем стрел, среди вспыхнувших палаток, среди дыма и огня, венгры впали в отчаяние и полностью потеряли дисциплину. В итоге и король, и его князья побросали знамена и обратились в позорное бегство.

Однако и спастись оказалось непросто. Из-за перепутавшихся веревок и нагромождения палаток даже выбраться из лагеря оказалось очень нелегко. Впрочем, татары, увидев, что венгерское войско обратилось в бегство, открыли ему проход даже и позволили выйти. При этом они всячески избегали рукопашной схватки, а следовали параллельно колонне отступавших, не давая им сворачивать в стороны, а издали расстреливая их из луков. А вдоль дороги валялись брошенные беглецами золотые и серебряные сосуды, багряные одежды и дорогое оружие.


Памятное место битвы.

А потом началось самое страшное. Увидев, что венгры потеряли всякую способность к сопротивлению и страшно устали, татары, как пишет хронист, «в своей неслыханной жестокости, нисколько не заботясь о военной добыче, ни во что не ставя награбленное ценное добро», занялись уничтожением людей. Они кололи их копьями, рубили мечами, и не щадили никого, зверски уничтожая всех подряд. Часть войска была прижата к болоту, где множество венгров «были поглощены водой и илом», то есть попросту говоря утонули. Здесь нашел свою смерть и архиепископ Хугрин, и епископы Матвей Эстергомский, и Григорий Дьерский, и еще множество прелатов и клириков.


Насыпанный в память о битве курган с крестами.

Вообще-то показательно, настолько цивилизованная жизнь «развращает» людей, не правда ли? Ведь те же венгры, будучи кочевниками, легко справлялись даже с франками, наносили поражения германцам, итальянцам и даже арабам. Но… всего несколько столетий жизни в замках и городах, удобства и роскошь, пусть даже и доступные не всем, привели к тому, что они не смогли сдержать натиск точно таких же кочевников, пришедших практически из этих же мест, что и далекие их предки!

Так прошел первый день уничтожения венгерского войска. Утомившись непрерывным убийством, татары ушли в лагерь. Но и побежденным было не до того, чтобы идти ночь напролет. Иные мазались кровью убитых и укладывались среди них, прячась таким образом от врага и мечтая лишь о том, как бы любой ценой предаться отдыху.


Король Бела бежит от татар. «Иллюстрированная хроника» 1358 г. (Венгерская национальная библиотека, Будапешт).

«Что же до короля Белы, – сообщает хронист, – то он с Божьей помощью, едва-едва избежав гибели, с немногими людьми ушел в Австрию. А его брат король Коломан направился к большому селению под названием Пешт, размещённому на противоположном берегу Дуная».

П.С. Ну, а теперь в порядке эпилога для всех любителей «фолкхистори» остается подчеркнуть, что Фома Сплитский именует противников венгров именно татарами и подчеркивает, что среди них были люди с Руси, то есть что это отнюдь не славянского корня люди, и очень подробно описывает их тактику боя, типичную для кочевников, каковыми они и являлись… И бога ради, пусть никто не приводит миниатюру с изображением боя татар с рыцарями на мосту, где последние скачут под флагом с полумесяцем. Это не флаг мусульман, отнюдь, а гербовый символ, обозначающий младшего сына!

* Согласно сведениям из биографии Субэдэя, в этой битве участвовали все основные военачальники похода (кроме Байдара): Бату, Орда, Шибан, Кадан, Субэдэй и Бахадур (Бахату).
65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    1 августа 2018 06:25
    Что то я сомневаюсь, что венгры кочевники смогли бы противостоять монгольской орде, организация орды как раз и была придумана для спокойной расправы с классическими кочевниками.
  2. +2
    1 августа 2018 07:29
    После перехода венгров к оседлому образу жизни на Балатонской равнине они ассимилировали местных белых хорват, поэтому венгры примерно поровну состоят из потомков кочевников-эрбинов (R1b) и славян (R1a). Потомки собственно угро-финнов (N1c1), ассимилировавших в культурно-языковом отношении эрбинов еще до пересечения ими Урала, составляют всего несколько процентов.

    В связи с относительно недавним объединением двух разных этносов (кочевых эрбинов и оседлых славян) венгерское ополчение было неоднородно и трудно управляемо, что и предопределило его разгром татаро-монголами.
    1. +4
      1 августа 2018 07:50
      Русские, безусловно, были среди монголов во время Европейского похода, и большая часть их пошла, разумеется, добровольно - за долю в добыче: монголы были честными людьми, и союзников не обманывали. Всего один перебежчик, зафиксированный историческими источниками. Именно русские проникли в ряды поляков во время битвы при Легнице и криками "все пропало" спровоцировали панику. Да и вообще, насильно можно гнать на принудительные работы, но не в бой. Ни один нормальный полководец не поставит в свои ряды людей, которые при первой же возможности могут бросить оружие и побежать, а могут - и ударить в спину. Русские отряды с монголами ходили воевать в Закавказье. И даже в завоеванном Китае ставку хана охраняли именно русские. Александр Невский, который стал приемным сыном Батыя и побратался с его сыном Сартаком, своими войсками участвовал во всех походах монголов. И в дальнейшем, военные отряды, присылаемые по требованию в Орду - обязательная часть вассальных отношений. Не уникальная - стандартная. От всех завоёванных стран монголы требовали не только дани, но и вспомогательных боевых соединений.
      1. +1
        1 августа 2018 08:11
        Взаимодействуя с монголами, русские не смешивались с ними в этническом отношении (в отличии от венгров и белых хорватов) - доля носителей монгольской С2 в составе великороссов, малороссов и белоруссов колеблется на уровне 1-1,5 процентов (наибольшее значение у малороссов).
      2. +3
        1 августа 2018 08:35
        "...монголы были честными людьми..."
        Этого не отнять. Среди всех ОПГ Средневековья монголы выделялись порядочностью. По крайней мере, пока следовали принципам заложенным Чингиз-ханом. Остается открытым вопрос, от чего умер Александр Ярославич? Хотелось бы услышать версии.
        1. +2
          1 августа 2018 13:29
          Не от отравления, скорее всего. Может, заболел, может антисанитария в Орде сказалась. Батый сам умер в 47 лет от ревматизма, предположительно.
          1. +3
            1 августа 2018 14:02
            По этому поводу вспоминаются рассказы конкистадоров о жутких ядах индейцев, которыми, якобы, были смазаны их стрелы. Но оказалось, что никаких ядов не было - просто в условиях джунглей при отсутствии адекватной медицинской помощи почти каждая рана инфицировалась и была практически смертельной. И Александр вполне мог сам - без помощи монголов - вполне отравиться чем-нибудь в дороге. Или простудиться и заработать пневмонию. Те же самые сомнения можно высказать и в отношении смерти отца Тэмуджина (в его гибели обвиняли татар-отравителей, которые отравили его, почему-то нарушив законы степного гостеприимства).
            1. 0
              1 августа 2018 18:52
              Пневмония - хорошая версия.
          2. +1
            1 августа 2018 17:04
            В Орде несколько раз была Чума и травили друг друга постоянно, о от ревматизма в 47 не умирают hi
            1. 0
              1 августа 2018 18:46
              Если речь о Чуме с большой буквы, то была она в Орде веком позже.
            2. 0
              18 октября 2018 08:56
              Цитата: Black Sniper
              В Орде несколько раз была Чума и травили друг друга постоянно, о от ревматизма в 47 не умирают hi

              сейчас почти не умирают(почти)
              ревматизм лижет суставы - кусает сердце.
              hi
              Так, смертность от ревматизма в связи только с первичной ревматической атакой в расчете на 100 000 населения составила в Канаде 1,0 (0,2), в США 0,6 (0,1) для белого и 1,4 (0,3) для цветного населения, в Японии 0,9 (0,4), в Дании 0,5 (0,1), в Нидерландах 0,3 (0,1), в Англии и Уэльсе 0,5 (0,1), в Шотландии 1,0 (0,2), в Австралии 0,8 (0,2). Цифры в скобках отражают отношение к общей смертности от сердечнососудистых заболеваний.

              «Клиника коллагеновых болезней»,
              А.И.Нестеров, Я.А.Сигидин
              цифры второй половины 20 го века(старые) hi
        2. +1
          1 августа 2018 17:58
          А вы найдите данные о средней продолжительности жизни в 13 веке на Руси и получите почти 100% ответ.
      3. +3
        1 августа 2018 13:36
        Цитата: ВлР
        И даже в завоеванном Китае ставку хана охраняли именно русские.

        Важный нюанс: поскольку Хубилай провел выборы себя любимого с огромным количеством нарушений, его родичи не признали их законными, и их улусы (в т.ч. улус Джучи) отсуверенизовались - поэтому русских призывников у Хубилая быть не могло, "охранный полк из русских, прославляющих верность" - это контрактники, для их вербовки Хубилай специально засылал на Русь своих эмиссаров!
      4. +1
        3 августа 2018 20:03
        Цитата: ВлР
        Русские, безусловно, были среди монголов во время Европейского похода, и большая часть их пошла, разумеется, добровольно

        Уважаемый Валерий, извините, но по этмоу пункту совершенно не готов с Вами согласиться. До 40.000 русских (возможно включая войска из финских племён Поволжья - "50 мордовских королей") идущие с Батыем - никак не могли быть добровольцами и профессиональными воинами (которых можно сказать физически не осталось на Руси).

        Цитата: ВлР
        Да и вообще, насильно можно гнать на принудительные работы, но не в бой.

        Отвечу просто - гуглите "хашар", и поймёте, в чём Ваша ошибка.

        Цитата: ВлР
        Русские отряды с монголами ходили воевать в Закавказье. И даже в завоеванном Китае ставку хана охраняли именно русские.

        Это отдельная тема и можно абсолютно точно говорить, что те воины - это совершенно лица в другом статусе и с другими умениями, чем "русские" в Венгрии.
        1. 0
          24 ноября 2018 02:37
          Хашар это согнанные для штурма городов и крепостей окрестные мирные жители, которых гнали впереди щтурмующих монголов чтоб они заваливали рвы, поджигали или растаскивали деревянные стены, пробивали глинобитные или каменные, прикрывали монголов от стрел, камней, смолы итд, заставляя врага попусту тратить "боекомплект". В полевом бою хашар бесполезен, так как безоружных просто перебьют ещё до того как они подойдут вплотную к вражеским рядам(которым не смогут причинить вреда), а вооружённые которых гонят в бой насильно, просто перейдут на сторону неприятеля и увеличат его силы, напав на бывших хозяев. Так что воины из покорённых стран шли в бой не только по ханскому приказу(а чаще по приказу своих правителей - вассалов хана) но и ради добычи. Понятно, их пускали в бой первыми и меньше берегли по сравнению с коренными монголами(а по мере расширения империи Чингизидов и по сравнению с другими кочевниками "первого призыва"), но те кто выживал в бою, свою долю награбленного получали(а то что многих рядом убили, так на то война, не меня же, и вообще, мне больше достанется).
          В общем, войска из покорённых стран в армии монголов, очень напоминали римских союзников(auxilia)которые были должны(точнее не они сами а их правители)не только служить мечом но и платить налоги хану(в отличие от вассалов в Европе(и в той же Венгрии)которые должны были идти только на войну да и то на недолгий срок, а дальше оставались только ради денег или иных выгод). Кстати, русские князья к концу 13-го века отбились от обязанности ходить с ханами воевать, ограничиваясь только данью(что показывает степень автономии Руси в ордынское время).
      5. 0
        24 ноября 2018 00:49
        При дворе монгольской династии Юань в Пекине был "охранный полк русских прославляющих верность". В 17-м веке и Маньчжуры последовали их примеру, поставив охранять императорский дворец Албазинцев(русских пленных захваченных на Амуре и приравненных к маньчжурской гвардии).
    2. 0
      24 ноября 2018 03:00
      А может гордые рыцари не приняли монголов всерьёз(сочтя их чем то вроде половцев или печенегов).
  3. +2
    1 августа 2018 08:30
    Картина избиения. Когда лагерь загоном становится.
    1. +2
      1 августа 2018 09:16
      Согласен. Идиотизм полный. Привыкли мадьяры, всего-то за пару столетий, к условиям ведения правильной рыцарской войны. Чесслово, не война, а Олимпиада. И тут, "здрассте, вам через забор"! Побеждает умнейшиий!
      1. 0
        24 ноября 2018 02:14
        За три с половиной столетия. Хотя, странно. Там же недалеко половецкая степь была, и половцы не раз больно щёлкали мадьяров по носу. Впрочем, Венгрию от них в основном отгораживали Карпаты, видимо потому расслабились.
  4. +2
    1 августа 2018 08:45
    "Это не флаг мусульман, отнюдь, а гербовый символ, обозначающий младшего сына..."
    Как у нас тут говорится, "это тема для отдельной статьи". Вячеслав Олегович, интригуете! Будет такая статья???
    1. +3
      1 августа 2018 12:00
      Конечно, будет, все впереди.
  5. +3
    1 августа 2018 09:27
    Повезло империи чингизидов что на Руси и в Европе процветала эпоха феодальной раздробленности и не нашлось другой мощной централизованной империи чтоб встать у монголо-татар на пути. Последние просто устали)
    Спасибо за интересную статью!
    1. +4
      1 августа 2018 10:24
      Империя Цзинь была вполне централизована
      1. 0
        24 ноября 2018 02:10
        Империя Цзинь была государством чжурчженей захвативших северный Китайцы их не любили и не видели смысла ложиться костьми защищая одних захватчиков от других. Аналогично с империей Ся(только там были тангуты захватившие западный Китай). Зато на юге, в империи Сун где правила Китайская династия китайцы дрались яростно, без малого полвека, и монголы их одолели с превеликим трудом(только потому что им помогли аборигены ненавидевшие китайцев). В общем, в Китае монголам помог тот же раздрай и бардак что на Руси. Будь китайская империя в 13-м веке единой, монголы бы увязли и надорвались.
    2. +3
      1 августа 2018 13:16
      Цитата: XII легион
      Повезло империи чингизидов что на Руси и в Европе процветала эпоха феодальной раздробленности

      Вооруженные силы средневековых государств Европы вплоть до XVI века включительно состояли из высокопрофессиональных воинов, обеспечиваемых податным населением. В силу чисто экономических причин такие воинские контингенты не могли быть сравнимы по численности с ополчением кочевых народов. Из крестьян же, составлявших более 90% населения, сформировать боеспособные подразделения было невозможно - они не умели владеть оружием и не обладали соответствующими морально-волевыми качествами. Эффективно противостоять полнокровной армии степняков тысяч этак в 60-70 в полевом сражении Русь или Европа смогли бы только лет через триста, как это и было в истории.
      Было бы крайне интересно посмотреть на боестолкновение английской армии времен Креси и Пуатье с каким-нибудь экспедиционным корпусом монголов в пару туменов под руководством, например, Субэдэя. Впрочем, я и тут поставил бы на монголов, основным козырем которых была дисциплина и управляемость.
      Отлично представляю себе зеленый холм с живыми изгородями, на котором закрепились английские лучники со спешенными рыцарями и монголов, гарцующих под этим холмом, обе стороны осыпают друг друга стрелами. Вопрос: у кого они кончатся быстрее, выдержат ли англичане обстрел. Кончились стрелы у тех и у других, монголы приближаются на расстояние копейного удара, бросают арканы, выхватывая то одного до другого англичанина из строя, дело клонится к вечеру... Нет никак не представить, чтобы англичане как-то могли победить - только выжить и отбиться, а ведь английская армия такого образца была создана только через сотню с лишним лет после вторжения монголов и являлась, безусловно, лучшей армией Европы.
      Так что "повезло" не то слово. Не могло не повезти.
      1. +2
        1 августа 2018 14:00
        Про выхватывания со строя арканами рыцарей спешенных... Я вот сколько не наблюдал это бросание арканов от Южной Америки до полярной тундры...
        Ерунда. Надо стоять с закрытыми глазами и связанными руками и ногами, тогда может быть.
        1. +2
          1 августа 2018 18:33
          Цитата: Curious
          Ерунда. Надо стоять с закрытыми глазами и связанными руками и ногами, тогда может быть.

          Уговорили. smile
          Монголы бросают арканы, но вытащить кого-либо из строя не получается. Англичане крепко стоят за врытыми кольями в плотном строю, отмахиваются от монгольских всадников короткими копьями, впрочем, тоже безуспешно и за линию кольев не выходят.
          1. +2
            1 августа 2018 18:41
            Патовая ситуация. Но тут вдруг появляется "кавалерия из за холмов" ("красная конница", "матросы на зебрах")!!!
      2. +1
        1 августа 2018 14:07
        Наверно , не много не так - одни прикрываются павезами и стреляют по лошадям (в т.ч. из арбалетов), а другие - пытаются навесной стрельбой зацепить хоть кого-нибудь .
        1. +2
          1 августа 2018 19:11
          Цитата: sivuch
          Наверно , не много не так - одни прикрываются павезами и стреляют по лошадям (в т.ч. из арбалетов), а другие - пытаются навесной стрельбой зацепить хоть кого-нибудь .

          Так стрелы-то к тому моменту уже кончились... smile А арбалетчиков в армии Эдуарда III не было. Ну, может были, но в моем воображаемом сражении их нет. smile
      3. +4
        1 августа 2018 14:16
        Цитата: Хозяин Трилобита
        Из крестьян же, составлявших более 90% населения, сформировать боеспособные подразделения было невозможно - они не умели владеть оружием и не обладали соответствующими морально-волевыми качествами.

        Это смотря где. На юге Европы (исключая Кастилию) - да, крестьяне были забитыми и небоеспособными, а вот на севере (на Руси, в Скандинавии, да и в Англии), где сельхозсезон короткий, а лесов хватало, большинство крестьян зимой промышляли охотой - кто с луком. кто с рогатиной. В этих странах ополченцы воевали весьма неплохо - вспомнить хотя бы Столетнюю войну:
        И если б не йомен в зеленой куртке,
        Не гнутая палка с гусиным пером,
        Враг слопал бы Англию всю до макушки —
        И лордов, и джентри, и все их добро
        1. +1
          1 августа 2018 18:33
          Не уверен в "забитости" крестьян в Высокое Средневековье. Небоеспособными они были, ибо война была уделом аристократии, а вот забитыми - сомневаюсь.
        2. 0
          1 августа 2018 19:39
          Цитата: Weyland
          на севере (на Руси, в Скандинавии, да и в Англии), ... ополченцы воевали весьма неплохо

          Английские лучники проявили себя, согласен. Но они вербовались, в основном в северных графствах, постоянно подвергавшихся набегам шотландцев и в Уэльсе, где вообще все воевали против всех. Оценив эффективность длинного лука, король Эдуард Длинноногий издал указ об обязательных тренировках лучников и не только издал, а строго следил за его выполнением. Длинный лук в Англии был культом. Но, по-моему, это единственный пример такого рода в средневековой истории. В остальных странах северной Европы, в том числе и на Руси крестьянское ополчение боевой ценности не представляло, во всяком случае, мне примеры удачного применения ополчения не вспомнить. Городское население могло поставлять качественную тяжелую пехоту - да, аристократы - конницу. А вот кроме туманного упоминания в Ливонской рифмованной хронике при описании ледового побоища русских "стрелков",
          Русские имели много стрелков,
          которые мужественно приняли первый натиск,
          [находясь] перед дружиной князя.
          Видно было, как отряд братьев-рыцарей
          одолел стрелков;

          я больше ничего и не упомню...
          Так что не уверен, что можно говорить о боеспособной русской пехоте. Думаю, у скандинавов дела обстояли приблизительно так же.
          1. +1
            1 августа 2018 21:03
            Цитата: Хозяин Трилобита
            В остальных странах северной Европы, в том числе и на Руси крестьянское ополчение боевой ценности не представляло, во всяком случае, мне примеры удачного применения ополчения не вспомнить

            В любых русских летописях слово "ратник" означает именно ополченца - крестьянина или горожанина (в отличие от профи - "дружинника" или "кмета"). Думаете, откуда помещики брали "боевых холопов"?
    3. +1
      4 августа 2018 10:17
      Цитата: XII легион
      Повезло империи чингизидов что на Руси и в Европе процветала эпоха феодальной раздробленности и не нашлось другой мощной централизованной империи чтоб встать у монголо-татар на пути. Последние просто устали)
      Спасибо за интересную статью!

      Самое интересное в нашествии Батый и на то что здесь называют Русь, в том числе, это изначальное формирование той карты Евразии, которая впоследствии стала называться Российская Империя, в которую входило большое колличество территорий, называемых сейчас восточной Европой.
      А учение о расах и национальностях возникло только в конце 18 и формировалось весь девятнадцатый век, вот и верьте этой писанине!
      Зато есть организованная армия казаков, почитайте про их быт, устои, дисциплину веками, и так называемые монголы в современной интерпретации отомрут сами собой!
      1. 0
        24 ноября 2018 02:02
        Угум! Отомрут вместе с китайскими, корейскими, японскими, вьетнамскими, бирманскими, яванскими, индийскими, среднеазиатскими, ближневосточными летописями...
        1. 0
          4 декабря 2018 00:53

          Sturmflieger 24 ноября 2018 02:02

          0
          Угум! Отомрут вместе с китайскими, корейскими, японскими, вьетнамскими, бирманскими, яванскими, индийскими, среднеазиатскими, ближневосточными летописями...
          вы наверно не поняли, что я имел ввиду!
          смысл определения - отомрут, в моей интерпретации, отпадут сами.
          мной речь велась лишь о том, что нашествие «батыя», в том числе и на европу, то бишь венгрию, как нас убеждают, это то, что мы попав туда, будем достаточно просто понимать друг друга, как и они, приехав к нам!
          кстати, плюс минус, такие же черты имела Российская Империя, и стран страны ОВД
          !
  6. +4
    1 августа 2018 10:52
    Ну что, уважаемые коллеги, сейчас начнется? Или пронесет сегодня? Я имею в виду тех, кого автор называет "любители фолкхистори"...
    Пока не набежали, выскажу свое мнение собственно по теме статьи.
    Собственно поход монголов в Европу начался осенью 1240 г. осадой Киева, которая длилась десять недель и закончилась в декабре 1240 г. (по другим данным 19 ноября).
    Далее, в течение полутора месяцев монголы прошли около 500 км широким фронтом и уже в январе подошли к границам Польши и Венгрии. Январь 1241 - захват Люблина и Завихвоста, первая половина февраля - захват Сандомира, 14 февраля битва под Турском, 18 марта - под Хмельником, 09 апреля - под Легницей, 11 апреля - на Шайо. Все битвы монголы выигрывали за счет тактики и превосходного управления на поле боя.
    Битва при Шайо - последняя битва компании, если не считать за таковые осады и безуспешные штурмы Буды, Эстергома и др., которые монголы пытались проводить зимой 1241-1242.
    Сама битва - образец тактического мастерства монголов, показывающий великолепную их управляемость на поле боя. Огромное, по тем временам войско венгров, хотя, вероятно и уступало монголам в общей численности, но, безусловно превосходило по количеству профессиональных воинов в несколько раз. И несмотря на это монголы сумели практически без потерь его уничтожить. Тактический гений Субэдэя. В битве при Легнице Байдар понес куда как большие потери, хотя также действовал изобретально и хитро.
    После битвы на Шайо сопротивляться венграм было уже нечем и монголы сравнительно свободно расположились на "летние квартиры" на равнинах Паннонии и полгода фактически отдыхали, прощупывая мелкими отрядами возможности продвижения дальше в центральную Европу. С наступлением холодов снова активизировались, попытались продвинуться в западном и северном направлениях, но для этого нужно было обязательно захватывать крепости по Дунаю, собственных сил на это уже не хватало, а пополнить их было некем, ибо Европа это не степи, где каждый мужчина - воин, забитых крестьян на коней в массе не посадишь и воевать не заставишь. Так что возвращение в степи было обусловлено не столько смертью Великого хана, сколько банальными потерями и необходимостью пополнения, которое можно было получить только в степи.
    По поводу русского контингента в армии монголов. Не нужно преувеличивать его значимость. Да, был воевода Дмитр, наверняка он был не один. Но со стороны монголов в походе поначалу участвовало семь туменов, потом осталось пять (Гуюк и Мункэ вернулись в степь), но это все равно, даже если предположить, что к началу вторжения в Польшу и Венгрию потери в туменах были около 10%, будет более 40000 всадников. Русские войска княжеских коалиций еще до монгольского вторжения никогда не превышали 10000, после же серии военных разгромов общее число дружинников Дмитра вряд ли было больше, чем несколько десятков чудом уцелевших воинов. Вполне достаточно, для проведения провокации на Легнице, но совершенно недостаточно, чтобы считать русских полноправными участниками похода.
    1. 0
      1 августа 2018 13:38
      Вроде бы современные источники говорят о том, что к походу на запад Батыю было дано 8 туменов к тем, что принадлежали его улусу. Своих туменов у него могло быть около трёх. Один когда-то ранее ещё при его отце ушёл.
      1. 0
        1 августа 2018 13:51
        Цитата: Александр Требунцев
        Вроде бы современные источники говорят о том, что к походу на запад Батыю было дано 8 туменов

        На момент смерти Чингисхана у монголов было двенадцать туменов всего, если мне память не изменяет. Если судить по количеству ханов, отправившихся в европейский поход (обычно, тумен возглавлялся ханом или проявившим себя полководцем, типа Субэдэя), туменов было семь - более чем достаточно для Европы.
        1. +3
          1 августа 2018 19:38
          Всем привет!
          Время настоящего пешего ополчения которое могло противосоять татаро-монгольскому нашествию приходилось на походы правителя Олега Старого и князя Святослава Игоревича. Да-да времена язычества Руси. Родо племеной строй изначально предполагает наличие профессиональных умений у всех взрослых родовичей. В связи с чем упомянутые князья могли выводить в поле тысячи. Христьянизация, феодальное устройство правления, возникновение сословий и еще многое другое лишили возможности русским князьям спасти свое Отечество. Можно хоть сколько говорить про охотников с луками и рогатинами, но монголы воевали отрядным умением, а личной удалью.
          С уважением!
          1. 0
            1 августа 2018 21:13
            Цитата: Котище
            Время настоящего пешего ополчения которое могло противосоять татаро-монгольскому нашествию приходилось на походы правителя Олега Старого и князя Святослава Игоревича.

            Олега Вещего, Игоря Старого, наверное? smile
            Боюсь, что против 60-70 тысяч конников одновременно даже совокупные дружины названных князей вряд ли устояли бы. Выставить хотя бы сходное число пеших воинов в короткий срок не позволила бы логистика, а собирать такую армию долго не дала бы экономика. sad То же войско, с которым ходили в походы Олег или Святослав Бату-хан снес бы как кегли. Уверен, кстати, что ни армия Олега, ни армия Игоря или Святослава не справилась бы с тем контингентом, что князь Юрий Всеволодович выставил под Коломной против Бату.
            Конечно, с переходом к феодальному строю с его сословиями мобилизационные ресурсы сокращаются, однако, этот недостаток в определенной степени компенсируется профессионализмом воинского сословия.
            1. 0
              24 ноября 2018 01:57
              Смотря как подготовиться. Вооружить пехоту арбалетами(которым учить куда проще и быстрее чем луку), длинными пиками типа македонских сарисс, ростовыми щитами наподобие римских скутумов, бердышами, глефами. Научить строить черепаху(закрываясь от любимой степняками "карусели конных лучников" и расстреливать их самих из арбалетов(стараясь поразить коней - они хуже прикрыты и без коня степняк хреновый воин). Конную лаву встречать стеной копий упёртых в землю, в ближнем бою рубить коней глефами и бердышами, всадников стаскивать крючьями, спешенных степняков дорубливать, прикалывать, добивать шестопёрами и клевцами. Не забывать "минирование"(растянутые в траве сети на колышках, в которых кони запутаются, при везении попадают, поломают себе ноги а всадникам шеи или хотя бы конечности, и уж точно устроят кучу малу, наверченные в земле железной трубой с острыми краями дырки в земле прикрытые дерном, чтоб Коняшки попав туда на скаку копытом с гарантией ломали ногу, а может и кости хозяина попавшего под коней коллег, а также разбросанный на конеопасном направлении "чеснок" и доски с вбитыми гвоздями - для степных лошадок самое то, да и их хозяевам вылетевшим из седла гарантированы незабываемые ощущения)и фортификацию(гуляй-города из сцепленных цепями повозок и щитов с тяжёлыми арбалетами и лёгкими баллистами, земляные(при наличии дерева дерево-земляные укрепления - редуты, рвы(желательно с вбитыми кольями и прикрытые плетёнками с дерном), валы, на них прикрытые пехотой метательные машины бросающие на орду глиняные горшки с чем-то горючим и трудно гаснущим, типа смеси смолы, масла и животного жира - когда горящие брызги попадут на лошадок и всадников, вряд ли даже Яса Чингис хана удержит от паники). Ну а конницу держать в резерве до момента когда враг выдохнется и потеряет дух - а там гнать и рубить пока не закончатся(вместе с кочевьями - недорубленный лес вырастает)..
              Само собой, нужно правильно выбранное и подготовленное место сражения. И войско в одних руках а не кто в лес кто по дрова как на Калке или Шайо. ИМХО, будь на Руси в 1238 поместное войско как у Ивана III, Батыге ничего бы не светило кроме полного разгрома.
              1. +1
                24 ноября 2018 17:00
                Цитата: Sturmflieger
                Вооружить пехоту арбалетами(которым учить куда проще и быстрее чем луку), длинными пиками типа македонских сарисс, ростовыми щитами наподобие римских скутумов, бердышами, глефами. Научить строить черепаху(закрываясь от любимой степняками "карусели конных лучников" и расстреливать их самих из арбалетов(стараясь поразить коней - они хуже прикрыты и без коня степняк хреновый воин). Конную лаву встречать стеной копий упёртых в землю, в ближнем бою рубить коней глефами и бердышами, всадников стаскивать крючьями, спешенных степняков дорубливать, прикалывать, добивать шестопёрами и клевцами.

                Вы описали абсолютно верно вариант действия пехоты армий крестоносцев Палестины против сарацинских войск в период 12-13 вв.
          2. +1
            1 августа 2018 21:30
            Цитата: Котище
            Христьянизация,

            Еще забыл, вдогонку.
            Из всех славянских племен сохранить себя, свой язык, своё право на существование смогли только те, что приняли христианство, без разницы от Константинополя или от Рима. Восточные славяне, южные, часть западных (Польша, Чехия, Словакия) сумели отстоять свое право на жизнь, а вот поморские - ободриты, лютичи и др. сопротивлялись христианизации и погибли под натиском соседей, ничего фактически, после себя не оставив. А ведь это происходило не в доисторические времена, а в XII веке, во времена Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского.
            Так что христианизация боевой потенциал государства скорее увеличивала. smile
            1. +1
              1 августа 2018 21:51
              Ну, не скажите, у полабских славян просто государственность на момент христианского натиска не сложилась. Ну, несвезло. А литва, например, созрела в тепличных условиях и еще 250 лет бодалась за свою веру. Да так бодалась, что соседи "вешались". Пока князья не начали веру как перчатки менять.
              1. 0
                24 ноября 2018 00:58
                А ПОЧЕМУ она не сложилась? Не потому ли что каждое племя поклонялось своему божку? А христианство выдвинуло идею - монарха-помазанника Божия. Что до Литвы, то чухонцы просто паразитировали на ресурсах захваченных русских княжеств.
          3. Комментарий был удален.
          4. Комментарий был удален.
        2. +1
          3 августа 2018 20:08
          Цитата: Хозяин Трилобита
          На момент смерти Чингисхана у монголов было двенадцать туменов всего, если мне память не изменяет.

          Это - только собственно из народов, которым даровали наименование "мунгал"; а ещё были войска из союзников - примерно в отношении 1:2 - что соответствует верной оценке в 120.000 монголов и 240.000 союзников ТОЛЬКО ПОЛЕВЫХ ВОЙСК (биз крепостных и гарнизонных в распоряжении "даругачи") - но это от Китая до Венгрии.
  7. +6
    1 августа 2018 11:09
    " ...а немалую часть армии Бату-хана составляют насильно взятые в нее русские..."
    Про насильно, да еще не малую часть.... Никакой логики.
    Да и вообще, в войске Сибирской Руси не татары, а Русы были главными. Поэтому битва проходила совсем не так, как в статье описано.
    В начале апреля передовой тумен Русов подошел к Пешту и, столкнувшись с вражеской армией, начал тактический отход. Венгерский король принялся преследовать отступающих и в ходе преследования остановился лагерем у реки Шайо, куда подошли основные русские силы.
    Беспечное венгеро-хорватское войско оказалась в окружении, лагерь подвергся плотному обстрелу стрел и орудий Да, у Сибирской Руси артиллерия была тогда обычным вооружением.
    Обстреливая лагерь, русские витязи ворвались в него. Католические воины оказались заперты в обстреливаемом лагере, пытаясь оказать отчаянное сопротивление наступающим.
    Через некоторое время, с западной стороны. Русы создали просвет в окружении, что психологически воздействовало на врагов. Видя безнадежность ситуации, всё больше и больше вражеских воинов бежало в «просвет», пытаясь спастись. Дав возможность нескольким вражеским отрядам просочиться через окружение, русские воины выжидали. Вскоре от жестокого побоища вся венгеро-хорватская армия обратилась в бегство через «просвет» в окружении. Ужас переполнил врагов настолько, что они бросали оружие и доспехи, пытаясь быстрее бежать.

    В этот момент свежая русская конница, ещё не участвовавшая в сражении, обрушилась на изнемогшего бегущего врага, сгруппировавшегося в одном направлении и тем самым пойманного в новую ловушку. Бегство иудохристианского католического воинства перешло в катастрофу. Бежавшая армия подверглась полному истреблению, которое длилось до шести дней с целью полного уничтожения скрывающихся разрозненных вражеских отрядов.
    Русы жестоко мстили христианам за учиненное зло и вероломство, сокрушая их сопротивление.

    В ходе преследования опрокинутого врага Русы огнем и мечом прошли деревни, где пытались укрыться бежавшие латиняне, и ворвались в Пешт. Венгеро-хорватская армия со своими союзниками перестала существовать.
    Таким образом, в результате западного похода ведических русов не оставляли ни одного шанса устоять всей Еврепе и детище злокозненных Хозяев Запада могло быть уничтожено уже тогда.
    Отчего же великие рати Сибирской Руси после столь знаменательных побед развернулись и ушли?
    Увы, если в честном бою ведические Русы гоняли подлых европейцев толпами, то во всяких коварных и подлых политических манипуляциях и заговорах были слабоваты. Так и в этот раз.
    Приемник Тимчака был убит в результате заговора, организованного коварными европейцами, отчаянно спасающими свое положение разными методами. Велась интенсивная оккультная борьба.
    В результате заговора и серии убийств к власти пришел Гуюк, двинувший подвластные полки против Бату. Началась смута на возвращённых в пылу сражений землях и лучшие русские полководцы, пребывающие в походе, были вынуждены вернуться и восстановить порядок.
    Так что никаких татарей не было. Тимчак, Бату, Бурундай и другие значимые полководцы т.н. татар вместе с лучшими их воинами являлись на самом деле выходцами из тех русских родов, которые официальной историей именуются скифами, якобы исчезнувшими к тому времени.
    Территория этих родов – Русколань-Рассения – простиралась от Чёрного моря практически до Дальнего Востока, включая территорию "тюркского каганата" и, конечно же, южную Сибирь.
    1. +8
      1 августа 2018 12:04
      Аплодирую стоя! Вот даже как. Лучший комментарий дня!
      1. +1
        1 августа 2018 18:45
        Цитата: kalibr
        Аплодирую стоя! Вот даже как.

        Поясните тогда Вы мне, кто такой приЁмник Тымчака, к тому же не сломанный, а убитый. Я в растерянности...
        1. +1
          1 августа 2018 20:52
          А Вы не теряйтесь! Разве Вы не знаете, что Тимчак своим преемником назначил своего третьего сына от жены Берке Угедея?
          1. +1
            1 августа 2018 21:11
            Цитата: Curious
            Тимчак своим преемником

            То есть всё же преемник. А в изучаемом комменте - приЁмник. Извините, что то меня опять понесло.
            1. +1
              1 августа 2018 21:45
              Нет вопросов. Чисто техническая ошибка. Планшет все же не лучшее устройство для создания комментариев.
    2. +8
      1 августа 2018 12:16
      Цитата: Curious
      Территория этих родов – Русколань-Рассения – простиралась от Чёрного моря практически до Дальнего Востока

      Ота как, Виктор Николаевич. yes Я знал, я верил, что свет истинного учения величия русского мира не пропадет втуне!
      К сказанному остается только добавить, что исход сражения решили русские танки, стрелявшие русским огнем, по злому умыслу традиционных историков именующимся "греческим", и авиация 11-го смешанного бомбоштурмового полка пятой Арконы, который как раз накануне перебросили с Юпитера, где они в течение полугода до этого осуществляли демонстрацию флага при дипломатическом представительстве Русколани-Рассении в братской Юпитриано-Русской Империи Киноидов (ЮРИК), погибшей в XVIII в. в результате глобальной зевсокататрофы (геокатастрофы могут быть только на Земле).
      А так все правильно. good
      wassat wassat wassat
      1. +4
        1 августа 2018 13:30
        Наши предки не были скотоводами - пастухами
        Наши предки не были пахарями горшечниками,
        Наши предки не были охотниками на
        Зверей лесных и трав собирателями.

        Наши предки были богами и летали по небу
        Среди звезд и созвездий на виманах,
        Быстрее, чем свет, со скоростью мысли.
        1. +7
          1 августа 2018 14:14
          Таковы были наши предки
          А мы, м...даки всё про...рали
          Где теперь эти наши виманы,
          Что влекли нас по нашей воле
          Со скоростью быстрее мысли
          К созвездьям и звездам далеким?
          Где летающие города наши?
          Улетели, на ..., куда-то
          Нас с собою не захватили...
          И чертоги небесные тоже
          Усвистали куда-то так что
          Не видно их и не слышно.
          И сидим мы по уши в навозе
          И горшки теперь лепим сами
          Чтобы было куда нам, убогим,
          Нужду справлять в час полночный...
          А виноваты во всем евреи!
          laughing
          1. +2
            1 августа 2018 17:00
            "Плачь, Ярославна, бедная
            Как плакала не раз
            Князь Игорь с печенегами
            Играет в преферанс
            Продуется до крестика,
            Придет, :"Прости, малыш!"
            Ты пожалешь бестию
            Обнимешь и.... простишь"
            (Т. Шаов)
          2. +1
            3 августа 2018 20:11
            Цитата: Хозяин Трилобита
            Где теперь эти наши виманы,
            Что влекли нас по нашей воле

            Кроме смеха, но вопрос с виманами - крайне интересный, и, мягко говоря, совсем не такой простой.
    3. +2
      1 августа 2018 17:09
      Вот так вот, значит...
      "Если меня не пускают в "диснейленд", я построю свой, с "блэкджеком" и шлЮхами"
      (м/с "Футурама")
    4. 0
      1 августа 2018 23:26
      ))) трава забористая) как то многовато всего для народа который на то время почти ничего не изобрел))))) одни заимствования.
  8. +1
    1 августа 2018 13:14
    Все-таки не пойму я венгров . Среди действительно выдающихся князей и полководцев значится и Бела4 (раз есть и его статуя) . НЯЗ , великим полководцем он не был и был бит столько раз , сколько вступал в бой . Ладно , восстановил Венгрию после вторжения , но лучше бы не допустил такого погрома
    1. +2
      1 августа 2018 14:42
      Цитата: sivuch
      Ладно , восстановил Венгрию после вторжения , но лучше бы не допустил такого погрома

      Причина в том, что (цитирую 1ю часть этой статьи):
      "...в 1222 г. Эндре был просто вынужден подписать так называемую «Золотую буллу» – практически полный аналог «Великой хартии вольностей», за семь лет до этого изданной в Англии. «Золотая булла» гарантировала права высших сословий и духовенства и позволила феодалам совершенно официальным образом выступать против короля в тех случаях, если они считали, что их права ущемлены!"
      Ессно, дисциплина была на нуле - а в таких условиях поди-ка покомандуй!
    2. 0
      24 ноября 2018 02:45
      Да и восстановил прежний феодальный бардак. А ведь мог бы(скорешившись с Батыгой) выпилить непокорную знать, подтереться всеми прежними хартиями и буллами, забрать себе её владения и стать абсолютным монархом.
  9. +4
    1 августа 2018 14:33
    Как говорил Ганнибал: "Армия баранов под руководством льва сильнее армии львов под руководством барана!". С учетом того, как любил эту цитату Наполеон, она оставалась актуальной больше 2 тысяч лет (да и сейчас наверняка актуальна)
  10. 0
    24 ноября 2018 02:57
    Интересно, а в Венгрии пишут фантастику попаданского жанра? Мне тут пришёл сюжетец. В Белу IV накануне битвы при Шайо попадает достаточно грамотный чел из 21 века, знающий ход событий(хотя бы в общих чертах). Он собирает всю знать и пообещав им кучу всего приятного после победы над монголами, отправляет навстречу монголам(внушив что монгольская армия это фигня и благородные графы и бароны с рыцарями вынесут её одной левой). Сам(на деньги взятые в долг у знати - всё равно отдавать не придётся)собирает наёмников и идёт на соединение с войском. Но опаздывает и монголы выпиливают всю знать. После чего ГГ договаривается с Батыгой Джучиевичем, приносит ему оммаж, с помощью Монголов берёт все замки знати и забирает их землицу, устанавливает в Венгрии абсолютную монархию, разбирается с соседями(типа покоряя их для Батыги), укрепляет границы(благо тогдашняя Венгрия почти везде окружена горами, а где нет гор там текут глубокие реки), создаёт сильную регулярную армию, после чего наступает время решить вопрос с монголами. Вот как то так.