Морская авиация ВМФ РФ. Текущее состояние и перспективы. Ч. 3

74
В первой части цикла мы были вынуждены с сожалением констатировать, что на сегодняшний день, в случае полномасштабного конфликта с НАТО, отечественная морская авиация ВМФ РФ сможет только «показать, что знает, как умирать отважно» просто в силу своей малочисленности. Но, быть может, это временное явление? Попытаемся оценить наши перспективы.

Итак, две эскадрильи МиГ-31, входящие в состав морской авиации МФ РФ, как можно понять, будут обновлены до МиГ-31БМ, но дальнейшей передачи самолетов этого типа морской авиации не планируется. Что, в общем, совершенно правильно, поскольку место этим самолетам все-таки в авиации ПВО.

Имеющиеся в наличии Су-33, вероятно, будут служить еще лет 10-15, постепенно уходя на заслуженный отдых. Новых палубных МиГ-29КР/КУБР, очевидно, заказывать не будут, тем более что на ближайшие годы 17 Су-33 и 22 МиГ-29КР/КУБР, даже с учетом текущих ремонтов и проч., всегда будут способны обеспечить 100% загрузку авиагруппы ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Воздушные силы Балтийского флота до недавнего времени состояли из эскадрильи Су-24М и эскадрильи Су-27 (вероятно, модернизированных) – это все, что осталось от 4-го отдельного гвардейского морского штурмового авиаполка и 689-го гвардейского истребительного авиаполка. Однако затем ситуация развернулась в лучшую сторону. Балтийский флот получил несколько многофункциональных истребителей Су-30СМ, причем все они поступили в состав 72-й авиационной базы авиации Балтийского флота на аэродром Черняховск, где базировалась эскадрилья Су-24М. И в 2017 г она вновь преобразовалась в авиаполк, имеющий смешанный состав из двух эскадрилий, одну из которых составили Су-30СМ (точное их количество, переданное на БФ, к сожалению, автору неизвестно).


"Балтийский" Су-30СМ


Но возрождением 4-го омшап, похоже, дело не ограничится: согласно заявлениям ответственных лиц, сделанных в январе 2018 г, «есть мнение» реанимировать и прославленный 689-ый гиап, оснастив его Су-27СМ и СМ3, а затем, в перспективе, передать ему одну эскадрилью Су-35.

Черноморский штурмовой авиаполк, очевидно, постепенно заменит имеющиеся на его вооружении Су-24М и полностью перейдет на Су-30СМ. Кроме того, есть информация о том, что на базе Су-30СМ, переданных сегодня в состав Северного флота в 279-ый окиап, впоследствии будет развернут отдельный авиаполк, укомплектованный самолетами этого типа.

Таким образом, мы видим четко прослеживаемое желание руководства ВМФ РФ обеспечить Северный и Черноморский флоты одним полком многофункциональных истребителей каждый (а Балтфлот – даже двумя!), не считая палубной авиации и МиГ-31БМ. Но что же Тихоокеанский флот? Имея в своем распоряжении одну-единственную эскадрилью МиГ-31БМ, он очевидно нуждается в пополнении воздушных сил: невозможно представить, что руководство ВМФ РФ этого не понимает. Поэтому, и с учетом того, что Су-30СМ заявлен как становый хребет морской авиации России, наиболее вероятно развертывание на ТОФ полка Су-30СМ.

Если эти планы сбудутся, то каждый из наших четырех флотов получит по одному полку многофункциональных истребителей Су-30СМ сухопутного базирования, не считая палубной авиации и двух эскадрилий МиГ-31БМ, а для БФ еще «наскребут» еще полк Су-27М или М3 с последующим пополнением Су-35. Предположив среднюю численность авиаполка на уровне 30 единиц, нам потребуется для этого 18 Су-27СМ/СМ3, дюжину Су-35 (в перспективе) и не менее 120 Су-30СМ. Но реально ли это для нас сегодня?

Ну, Су-27СМ/СМ3 у нас по состоянию на прошлый год было всего в пределах полусотни, и можно ли выделить из этого числа 18 машин для Балтфлота… как-то сомнительно. Поэтому, вероятнее всего, дело будет так – возродят полк в составе двух эскадрилий (24 машины), а когда-нибудь потом, в светлом будущем, добавят к ним еще дюжину Су-35. И как бы еще не получилось, что одна эскадрилья будет летать на Су-27, вторая – скажем, на Су-27СМ3, а потом выведут из состава Су-27, заменив их на Су-35. Ну ладно, это всего лишь догадки, сродни фантазированию на кофейной гуще. А вот реально ли будет морской авиации ВМФ РФ заполучить в свой состав 120 Су-30СМ для формирования балтийского, черноморского, северного и тихоокеанского полков?

Вспомним, что поставкам Су-30СМ в наши вооруженные силы был взят отсчет в марте 2012 г, когда был заключен первый контракт на 30 самолетов этого типа для ВВС и ВМФ РФ. Затем были другие, и сегодня общее количество законтрактованных машин составляет 116 единиц, из которых больше ста уже поступили в ВКС и ВМФ, а к концу 2018 г. будут все 116. При этом в ВКС будут служить 88 машин, а в морской авиации ВМФ – 28 самолетов этого типа. Как видим, по истечении более чем шести лет с момента начала поставок, и несмотря на то, что доля «морских» Су-30СМ в общем объеме их производства составляет весьма заметные 24%, мы до сих пор не «наскребли» машин на один 30-самолетный полк. Что же будет дальше?

По данным статьи А. Никольского («Ведомости»), на которую ссылается блог bmpd, до конца 2018 г Минобороны РФ планирует заключить контракт на приобретение еще 36 Су-30СМ в ВКС и ВМФ РФ. Поставка будет осуществляться в течение трех лет (предполагается производство 12-14 машин в год) и будет выполнен в 2021 г. Все бы ничего, но в августе 2017 г. «Коммерсант» заявил, что производство Су-30СМ к 2022 г будет практически завершено, и завод переориентируется на производство сковородок… прошу извинить, пассажирских авиалайнеров МС-21. Итого, в самом худшем случае, нас ожидает поставка еще 36 Су-30СМ, которые еще придется как-то делить между ВКС и ВМФ и… все. Ориентируясь на существующую пропорцию распределения между этими родами вооруженных сил, получается, что морская авиация ВМФ РФ получит 9 машин. Разумеется, доля Су-30СМ, причитающаяся морской авиации, может быть увеличена, но даже передача 20 машин из планирующихся к контрактации 36 ВМФ РФ позволит довести численность Су-30СМ в морской авиации только до 48 машин, то есть до двух полков по две эскадрильи каждый. И это – безудержный оптимизм.

Возможно ли увеличение производства Су-30СМ свыше означенных 36 машин? Вне всякого сомнения, потому что для нормального функционирования производственных мощностей и подготовке производства к конверсии (ох, как нелегко было напечатать это слово!) Иркутскому авиационному заводу (ИАЗ) требуется заказ на 100 машин (включая экспортные), которого они пока не набрали. Таким образом ничто не мешает дозаказать ИАЗ еще десяток-другой Су-30СМ. Но будет ли это сделано, и, если да, сколько машин достанется морской авиации?

Конечно, заявление «Коммерсанта» о прекращении производства Су-30СМ может оказаться ошибочным, и самолеты этого типа будут производить и после 2021 г. Но в каком количестве? До конца этого года у нас будет 28 Су-30СМ в морской авиации, допустим, ИАЗ будет производить по 12-14 самолетов в год, из которых 4-5 (33-35%!) будут передаваться ВМФ РФ. Но для комплектования 4-х полков по 30 машин нам нужно будет еще 92 самолета, то есть такими темпами задуманная нами программа переоснащения авиации ВМФ затянется на 18-23 года…

Ситуация несколько упрощается, если мы будем формировать полки в составе двух эскадрилий, то есть по 24 самолета. Тогда нам понадобится для этого 96 самолетов, 28 уже есть, осталось 68. Однако, как мы можем видеть, даже и эта величина для нас едва ли подъемна – для того, чтобы обеспечить такое поступление хотя бы в течение ближайших 10 лет, нам надо передавать ВМФ РФ по 6-7 Су-30СМ ежегодно, но до сегодняшнего дня темпы были куда скромнее – 4-5 машин. Конечно, иногда чудеса случаются, но уповать исключительно на них было бы неверно. Возможно, получится следующее – Балтфлот и Северный флот, вместо обещанного авиаполка получат по эскадрилье: то есть после вывода Су-24М из эксплуатации балтийский 4-ый омшап опять потеряет свой статус, а на севере 279-ый окиап будет иметь одну эскадрилью полного состава и еще немножко Су-33 и вторую эскадрилью Су-30СМ, ну а Черноморский и Тихоокеанский флоты все же получат по полку 24-самолетного состава. Итого понадобится к имеющимся 28 самолетам «всего-то» 44 машины, и это уже как-то больше похоже на имеющиеся у нас возможности – передавая флоту по 5-6 самолетов в год, за 8-9 лет глядишь и управимся.

Правда, к исходу этих 9 лет, то есть к 2028 г, все Су-24М покинут строй, МиГ-31БМ будут выслуживать последние сроки, а Су-27СМ и Су-33 окончательно устареют как морально, так и физически. Хотя с последними дело будет обстоять чуть получше, чем с первыми, так как Су-33 все же новее. Итого можно предположить, что при некотором ускорении существующих темпов к концу двадцатых годов морская авиация ВМФ РФ будет располагать от силы:

Балтийский флот - полком в составе эскадрильи Су-35 и эскадрильи Су-27М3, а также отдельной эскадрильей Су-30СМ. Всего - 36 самолетов;

Северный флот - двумя полками, в том числе: 279-ый окиап с эскадрильей Су-30СМ и эскадрильей Су-33, и 100-ый авиаполк с 22 МиГ-29КР/КУБР), и, дополнительно к этому, отдельной эскадрильей МиГ-31. Всего -58 машин.

Черноморский флот – 43-ий омшап на Су-30СМ (24 машины);

Тихоокеанский флот – полком Су-30СМ и отдельной эскадрильей МиГ-31БМ (36 машин).


МиГ-31БМ. Хоть и не "завоеватель" господства в воздухе, но РВВ-СД применить готов


А всего – 154 многофункциональных истребителя, из которых 24 уже физически и/или морально сильно устарели (12 Су-33, 12 Су-27СМ3), а наиболее современные Су-30СМ и МиГ-29КР все же являются пускай и улучшенным, но всего лишь четвертым поколением истребителей. Это все же лучше, чем мы ожидаем видеть на конец 2018 г (125 машин). Но насколько этого достаточно для решения флотами стоящих перед ними задач?

Американский суперавианосец имеет в составе авиакрыла 48 многофункциональных истребителей, но в любой момент может увеличить их количество до 60 – в этом случае один такой корабль по численности тактических самолетов будет превосходить любой отечественный флот, включая Северный и Тихоокеанский. Тем не менее, с учетом наличия «стратегического резерва» в виде полнокровного полка модернизированных Ту-22М3М и Северный, и Тихоокеанский флот получают возможность провести операцию по уничтожению одиночной вражеской АУГ. Оперативно перебросив этот полк на угрожающее направление, обеспечив и дополнив его удар силами морской авиации флота, мы, теоретически, получаем хорошие шансы разгромить одиночную АУГ в составе суперавианосца и кораблей охранения.

Ту-22М3М, с новейшими Х-32 по своим возможностям значительно превосходят советские полки, вооруженные пусть даже новейшими Ту-22М3 с ПКР Х-22.



Основным недостатком советских ракетоносцев тогда была откровенно слабая ГСН ракеты, фактически требовавшая от экипажа несущего ее самолета сблизиться с целью на дистанцию, с которой ракета, находящаяся на подвеске, то есть еще до запуска, способна была захватить цель. В результате ракетоносцы вынуждены были входить в зону действия ПВО АУГ, прорываясь сквозь истребительные патрули, а то и залпы корабельных ЗРК. Конечно, Ту-22М3 могли идти в атаку на сверхзвуковой скорости, минимизируя тем самым время нахождения в опасной зоне, но все равно, потери предполагались очень высокими – до 80% атакующих самолетов.

С появлением Х-32 ситуация существенно поменялась. Дальность ракеты указывается на уровне 800-1000 км, при этом ПКР оснащается кардинально улучшенной ГСН, способной, по утверждению создателей, действовать в сложной помеховой обстановке. Наверное, в реальной боевой ситуации самолеты не будут применять их с предельной дальности, но даже если и так, все равно Ту-22М3М не надо будет забираться вглубь эшелонированной ПВО АУГ, соответственно, задачи их истребительного прикрытия значительно упрощаются, а потери – уменьшаются. Тем не менее, все вышесказанное не делает уничтожение вражеского корабельного отряда (тем более – АУГ) легким делом. Ту-22М3М необходимо развернуть на аэродромы, с которых будет производится атака. Х-32, при всех ее достоинствах, жидкотопливная, а значит – ее, как и Х-22 следует заправлять перед атакой, то есть ее, по всей видимости, нужно доставить на аэродром к Ту-22М3М, заправить, подвесить к самолетам, это муторно и долго и в течение этого времени нужно, конечно, обеспечить защиту аэродрома от воздействия неприятеля. Саму атаку крайне желательно провести с двух различных направлений, противник может выдвинуть вперед корабль радиолокационного дозора, и следует учесть его наличие и предусмотреть уничтожение и т.д.

В общем, подобная операция чрезвычайно сложна и для ее успешного завершения чрезвычайно важна разведка, установление точного местоположения вражеских кораблей. И вот с этим-то у нашей морской авиации не то, чтобы проблемы, а одна сплошная, большая такая черная дыра.

Дело в том, что система морской разведки и целеуказания (СМРЦ) или, если угодно, ЕГСОНПО (единая государственная система освещения надводной и подводной обстановки) будет по-настоящему эффективна лишь тогда, когда включает в себя все необходимые компоненты, так-то: спутниковую группировку, загоризонтные РЛС, станции и самолеты (и, возможно, БПЛА) радиотехнической разведки и дальнего радиолокационного обнаружения, гидроакустические станции, как стационарные, так и мобильные (то есть разведывательные корабли с ГАС на борту) и т.д. Но сегодня наша спутниковая группировка откровенно невелика и не может гарантировать представления своевременных данных о кораблях неприятеля. ЗГРЛС хороши, но предоставляемые ими данные требуют доразведки, причем и то и другое, в общем, уязвимо к воздействию противника на начальном этапе конфликта. Развертывание гидроакустических систем находится в зачаточном состоянии, а специализированных самолетов РТР и ДРЛО в составе морской авиации просто нет. Собственно говоря, кроме пары вертолетов ДРЛО Ка-31 и, возможно, нескольких уцелевших разведчиков Су-24, наши флоты вообще не располагают специализированными разведывательными летательными аппаратами.

Конечно, кое-что есть в ВКС – по непроверенным данным у нас сегодня «на крыле» аж 4 модернизированных А-50У и 7 А-50 (еще девять таких самолетов – на ответхранении). Что касается самолетов РТР и РЭБ, то у нас таких не более 20 (возможно – не более 15), если считать Ил-22 всех соответствующих модификаций и Ил-214Р. В общем, ВКС самим хватать не будет, и рассчитывать на то, что они поделятся с флотом… можно, но это не гарантировано. И, как мы уже говорили, вряд ли у экипажей ВКС будут иметься специфические навыки, необходимые морским летчикам.

Таким образом, проблема заключается даже не в малом количестве многофункциональных истребителей на флот, а в том, что морская авиация не в состоянии обеспечить необходимое информационное пространство для успешного их применения. Американские суперавианосцы в первую очередь опасны сбалансированностью своих авиагрупп – в них входят самолеты ДРЛО и РЭБ, способные вести также радиотехническую разведку. Мы же, для того, чтобы обеспечить хоть что-то, вынуждены будем применять либо противолодочные Ил-38Н, которые, после модернизации, обладают определенным разведывательным потенциалом, или все те же Су-30СМ с «Хибинами», используя их в качестве разведчиков.

Однако подобное использование многофункциональных истребителей отвлечет часть самолетов, а значит, сократит и без того невеликую их численность, которую отдельный флот сможет выделить на решение задач ПВО и, при необходимости, ударных. А вот насчет илов…



Ил-38Н, является глубокой модернизацией Ил-38 с установкой на него современного комплекса «Новелла П-38». В итоге самолет получил в своем роде уникальные характеристики – он способен вести радиолокационную, тепловизионную, радиогидроакустическую, магнитометрическую и радиоэлектронную разведки одновременно, при этом все эти станции увязаны в единый комплекс, который в реальном масштабе времени анализирует и обобщает всю информацию, полученную всеми вышеуказанными способами. В целом, это превосходный патрульный самолет и очень грозный противник для подводных лодок, способный также выявлять вражеские надводные корабли, летательные аппараты и обеспечивать выдачу ЦУ для них. Но крайне сомнительно, чтобы на базе противолодочного самолета и одновременно с сохранением и расширением его противолодочных функций удалось разместить РТР и ДРЛО, соответствующее по своим возможностям специализированным самолетам. Собственно говоря, большинство источников, отмечая наличие на Ил-38Н радиолокационной системы, дают достаточно умеренные характеристики ее возможностей – обнаружение надводных целей до 320 км (то есть не до радиогоризонта даже для крупных целей) и воздушных – всего только в 90 км (причем, по некоторым данным, речь идет о целях с ЭПР в 3 кв. м.), что, разумеется, сильно уступает возможностями не только А-50У, но и американского палубного E-2D «Эдванст Хокай». О возможностях РТР данных практически нет, но вероятно, она также проигрывает оборудованию, установленному на специализированных самолетах.

Тем не менее, по крайней мере в части радиотехнической разведки, Ил-38Н был бы крайне полезной машиной, если бы не одно «но». Дело в том, что планируется оснастить «Новеллой П-38» в общей сложности 28 самолетов, и, по всей видимости, это все Ил-38, способные летать, которые у нас есть. Кроме того, в составе морской авиации сохранится примерно две эскадрильи (17 самолетов) Ту-142, которые предполагается модернизировать до уровня Ту-142М3М (причем неясно, насколько глубока эта модернизация и как по своим возможностям модернизированный Ту-142М3М будет соотноситься с Ил-38Н и с задачами поиска и уничтожения АПЛ 4-го поколения). Таким образом, на 4 флота мы располагаем всего лишь 45 противолодочными самолетами, чего, разумеется, совершенно, категорически недостаточно. В случае начала масштабного неядерного конфликта с НАТО, все они понадобятся нам для обеспечения безопасности РПКСН, путем обнаружения и уничтожения вражеских атомарин в районах развертывания наших подводных ракетоносцев, и отвлекать такие самолеты на выполнение иных задач (даже столь важных, как уничтожение АУГ), будет, пожалуй что, преступлением.

Разумеется, кроме противолодочных самолетов, в строю морской авиации есть и противолодочные вертолеты, но их, опять же, немного – 83 машины. С учетом того, что на обеспечение круглосуточного дежурства пары вертолетов на удалении 200 км от места их базирования и при условии двух боевых вылетов в сутки на одну машину, потребуется 17 вертолетов Ка-27 (время боевого дежурства на указанном удалении составляет только 1,4 часа), указанное количество не сможет обеспечить круглосуточное дежурство максимум 5 пар. И не на каждый из четырех флотов, а на все 4 флота, что вообще говоря очень и очень немного.

Но самое неприятное заключается даже не в том, что сегодня морская авиация ВМФ РФ не располагает специализированными самолетами РТР и ДРЛО, а в том, что такое ее усиление даже не предполагается. В то же время автор настоящей статьи не смог найти сведений, которые бы позволяли надеяться на увеличение нашей противолодочной авиации, что позволило бы высвободить какое-то количество Ил-38Н (хотя они и не вполне для этого подходят) для выполнения задач разведки и целеуказания. Пока все ограничивается модернизацией Ил-38 до Ил-38Н и Ка-27 до Ка-27М, что не позволяет рассчитывать на увеличение парка противолодочных самолетов и вертолетов, но практически гарантирует его сокращение. Так как по всей видимости, часть вертолетов, сегодня числящихся боеспособными, слишком стары для того, чтобы имело смысл вкладываться в их модернизацию.

А кроме того… рассматривая противодействие вражеской АУГ, мы действовали во многом схематично, разбирая не реальную боевую ситуацию, а, скорее, некое теоретическое действие. Ну а практически… Допустим, в 2028 г. мы оказались в преддверии масштабного конфликта с НАТО. Американская АУС (то есть 2 АУГ) под завязку набивается самолетами (в этом случае вполне реально запихнуть в авианосец и все 90 машин, не считая РЭБ, ДРЛО и вертолетов) и подходит к берегам Норвегии (член НАТО). Там часть самолетов перелетает на норвежскую аэродромную сеть, чтобы действовать оттуда. Итого, в распоряжении США 180 многофункциональных истребителей «Супер Хорнет» и «Лайтнинг», чей боевой радиус позволяет им действовать практически по всей акватории Баренцева моря. Северный флот способен, как мы уже говорили, противопоставить этому хорошо если 58 машин, в том числе 12 Су-33 (к тому времени на крыле будет вряд ли больше), столько же МиГ-31БМ (несмотря на модернизации все же это не истребитель завоевания господства в воздухе). При этом в интересах американских эскадрилий будет действовать 8-10 самолетов ДРЛО «Эдванст Хокай» и не меньшее (а скорее - большее) количество «Гроулеров», в то время как мы же сможем от себя оторвать разве что несколько Ил-38Н.

Так кто же будет охотником в таких условиях? Сможет ли наша противолодочная авиация действовать в условиях воздушного господства противника? Как ни печально это признавать, но скорее всего выйдет наоборот. И к вражеским «Вирджиниям», выцеливающим наши РПКСН, добавится натовская патрульная авиация, рыскающая в поисках нашей подводной компоненты ядерных сил и немногочисленных прикрывающих ее многоцелевых подводных лодок.
74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    24 сентября 2018 06:27
    отличная статья!
    1. +5
      24 сентября 2018 11:56
      г.Донецк.
      Статья хорошая , но есть ошибки . Американские авианосцы типа "Нимиц" брали на борт 90 летательных аппаратов(включая вертолёты , Хокаи и противолодочные) только(!!!) во время перегона к берегам Англии(во время холодной войны) , и при этом загромождали полётную палубу просто до невозможности . В штатном режиме больше 50 аппаратов на Нимицах никогда не базировалось . По прибытии в Англию все сверхнормативные самолёты перелетали на береговые аэродромы и использовались в качестве резерва . 90 летательных аппаратов на Нимицах - продукт пропаганды времён Холодной войны , воевать с таким количеством самолётов на борту не мог и использовался в такой конфигурации лишь как транспорт авиатехники . Эта информация от ветеранов американской палубной авиации времён времён той самой Холодной войны ... были такие форумы до 2014-го ...
      Наши советские ТАКР типа "Киев" тоже реально никогда не брали более 17 самолётов и 12 вертолётов ... Но путём хитрого рисования новых номеров для каждого вылета убедили американскую разведку , что берут на борт до 69 одних только Як-38 . Американцы все мозги сломали - как они там утрамбованы(?) ...
      1. +2
        24 сентября 2018 12:24
        г.Донецк.
        А по поводу авиации ВМФ(и ВКС тоже) ... очень серьёзная проблема с пилотами - авиационные училища со времён Сердюкова были закрыты и лишь при Шойгу начали набор курсантов , а когда из них первые пилоты получатся ? А из лейтенанта полноценный лётчик(не раньше капитана) ? Вот этот дефицит лётных кадров и сдерживает рост парка ВВС , лейтенанты только начинают приходить в войска и в первую очередь будут менять ветеранов , задержавшихся на службе по просьбе Президента . И лишь когда численность молодых пилотов позволит наращивать количество авиатехники в полках и начнётся её рост(боевой авиации) . А промышленность большее количество выдать в состоянии , но не на хранение-же новые борта ставить ...
        К тому же заводы МиГа готовы к запуску МиГ-35 , до 36 самолётов в год , заводы прошли модернизацию и переоснащение . Будут-ли они поступать на вооружение авиации ВМФ ? Вряд-ли , но это позволит большее количество Су-30 , Су-35 и возможно Су-34 направить в морскую авиацию , а ВКС насытить наконец более лёгкими и дешевыми машинами .
        Но главное - кадры !
        1. +2
          24 сентября 2018 13:01
          Цитата: bayard
          авиационные училища со времён Сердюкова были закрыты и лишь при Шойгу начали набор курсантов

          Здесь сильно преувеличиваете, бывший министр обороны имеет отдалённое отношение к дефициту лётных кадров, эти проблемы были заложены в самом начале 90-ых годов, когда целые выпуски лётных и штурманских училищ отправляли в народное хозяйство.
          Далее, те кто остался в боевой авиации - сидели на земле, по топливу. Это было время, когда комэсками становились с 3-им классом, и фактически не летая.
          Цитата: bayard
          И лишь когда численность молодых пилотов позволит наращивать количество авиатехники в полках и начнётся её рост(боевой авиации)

          Не совсем понятно, возможности боевой авиации зависят совсем от других факторов.
          1. +2
            24 сентября 2018 13:09
            г.Донецк.
            Ну конечно возможности боевой авиации зависят не от количества молодых лётчиков . Я говорил о росте численности парка боевой авиации , при наличии молодых пилотов для её численного роста . Что сейчас , увы , невозможно .
            А проблемы 90-х ... да уж , не одна авиация на земле сидела , и флот в море не ходил , и денежное содержание офицерам месяцами(до года в иных местах) не выплачивалось ... И выпускников лётных училищ полным выпуском увольняли в запас ...
            1. +3
              24 сентября 2018 13:26
              Сейчас подготовка летчиков идёт ускоренными темпами и конкурс большой, желающих хоть отбавляй, но быстро конечно не получится. Кстати, по советским меркам было принято считать, что подготовка лётчика "окупалась" государством примерно через 5-6 лет после его выпуска из училища.Дорогостоящее это дело - готовить лётные кадры.
              1. +3
                24 сентября 2018 13:38
                г.Донецк.
                Вот на эту молодёжь вся надежда . Для такой страны , как Россия необходимо , как минимум , развёртывание 10 дополнительных полков для ВКС и 4-6 полков морской авиации .
          2. +2
            25 сентября 2018 00:38
            Цитата: bober1982
            Далее, те кто остался в боевой авиации - сидели на земле, по топливу. Это было время, когда комэсками становились с 3-им классом, и фактически не летая.

            Помню! 93-й я с подготовкой на 2-й класс за год налетал 3,5 часа! Восстановился до круга! Плюнул на всё и с 94-го на пенсии.
      2. +3
        24 сентября 2018 13:09
        Цитата: bayard
        Американские авианосцы типа "Нимиц" брали на борт 90 летательных аппаратов(включая вертолёты , Хокаи и противолодочные) только(!!!) во время перегона к берегам Англии(во время холодной войны)

        Это Вы загнули:))) В годы холодной войны 90 ЛА - штатный состав авиагрупп, а в перегруз авианосец может принять намного больше.
        Цитата: bayard
        В штатном режиме больше 50 аппаратов на Нимицах никогда не базировалось .

        У них сейчас авиакрыло урезанного состава - 70-72 ЛА, при этом в любой момент готовы брать эскадрилью Супер Хорнетов усиления.
        Цитата: bayard
        Эта информация от ветеранов американской палубной авиации времён времён той самой Холодной войны ... были такие форумы до 2014-го ...

        Увы, кого только в интернете не встретишь:)))
        1. +2
          24 сентября 2018 13:27
          г.Донецк.
          Форум был на нашем сайте несколько лет назад . Очень подробно разбиралась ёмкость ангара Нимица и возможность постоянного базирования на палубе(шторм , загромождение палубы , возможность тех.обслуживания ...) . Если не верите на слово - поищите в архиве , для Ваших публикаций это будет весьма полезно .
          В прошлом я офицер боевого управления ПВО Советского Союза и на нашем сайте практически с его появления . Мои прежние ники "Скоромимоходящий" , "Скиф-2" , "Баярд" ... слетала винда - регестрировался по новой , последний раз - арест, СБУ , обмен , Донецк ...
          1. +7
            24 сентября 2018 13:47
            Цитата: bayard
            Форум был на нашем сайте несколько лет назад . Очень подробно разбиралась ёмкость ангара Нимица и возможность постоянного базирования на палубе

            Несколько лет назад я сам писал статью по Нимицам, приводя емкость ангаров и полетной палубы из американской технической литературы.
            https://topwar.ru/31458-nekotorye-osobennosti-ispolzovaniya-palubnoy-aviacii-superavianoscev-tipa-nimitz-ch1.html
            Эта статья вызвала весьма благожелательный отклик наших действующих и бывших офицеров ВМФ и ВВС
            1. +2
              24 сентября 2018 14:13
              г.Донецк.
              Тем более Андрей . Хорошая была статья и с иллюстрациями (или они были в комментариях ?) . Но я ещё с курсантских времён помню реальную ёмкость ангара Нимица , а с загромождённой палубой в бой не пойдёшь . Вот и перелетали часть бортов(до 40 шт.) после атлантического перехода(если шли в Европу) на запасной аэродром(главным образом в Англии) и использовались как усиление , для ротации и для восполнения потерь в случае вооруженного конфликта . Об этом и в "Зарубежном Военном Обозрении" писали и в специализированной(ДСП) литературе . Американцы всегда завышали характеристики и боевые возможности своих вооружений , напускали "боевого тумана" ... впрочем наши с "Киевом" им тоже так мозги завернули ... одним словом - Холодная Война , а "Война , это путь обмана" ...
              1. +4
                24 сентября 2018 14:48
                Цитата: bayard
                Вот и перелетали часть бортов(до 40 шт.) после атлантического перехода(если шли в Европу) на запасной аэродром(главным образом в Англии) и использовались как усиление , для ротации и для восполнения потерь в случае вооруженного конфликта

                По их планам, авианосцы использовались в том числе как большие перевозчики авиации. Их загружали самолетами от пуза, по схеме, которую я описал в статье и часть из них перелетала на аэродромы.
                Цитата: bayard
                а с загромождённой палубой в бой не пойдёшь

                Верно, но одна из типовых конфигураций предпускового размещения самолетов подразумевала наличие 49 самолетов только на полетной палубе, не считая ангара. В который, вообще говоря, помещалось не менее 28 машин. И это еще со старыми добрыми здоровенными Томкэтами
                1. +4
                  24 сентября 2018 14:59
                  г.Донецк.
                  Ну вот и договорились ! Уже не 90 . Да и то , показанная Вами конфигурация позволяет запуск лишь с 2-х катапульт , а посадку безопасную, когда бортов 12 в воздухе . Реально , больше 50 машин они на борту не держат - по признанию самих бывших палубных лётчиков США . Безопасность полётов ...
                  1. 0
                    24 сентября 2018 18:44
                    Цитата: bayard
                    Ну вот и договорились ! Уже не 90 . Да и то , показанная Вами конфигурация позволяет запуск лишь с 2-х катапульт , а посадку безопасную, когда бортов 12 в воздухе . Реально , больше 50 машин они на борту не держат

                    Боюсь, тут возникла какая-то путаница. Держат, еще как держат, и могут применять, другой вопрос, что более полсотни ЛА на полетной палубе не разместить, поэтому для одного вылета, это их теоретический предел, на практике он еще ниже, 40-45 самолетов, если без дозаправки в воздухе. Поэтому, естественно, что придя в Европу они оставляют у себя полтинник, который могут отправить в бой, но это не мешает им при необходимости держать большое количество ЛА в ангаре. А так на схеме 77 машин с Томкэтами, это очень далеко от 50:)
        2. +1
          25 сентября 2018 18:16
          Андрей по статье,вернее по Су-30СМ,до последнего времени Су-30СМ которые шли для ВВС,поступали только в полки на замену МиГ-29.На данный момент строевых полков в ВВС на МиГ-29 не осталось(МиГ-29 теперь только в ЦБП и центре Кожедуба).Су-35С в свою очередь шли в полки на замену Су-27/27СМ. Назревает вопрос куда пойдут новые Су-30СМ???
          И тут не сколько ответов:
          1. МО нарушит практику и Су-30СМ поидут на замену Су-24,Су-27.(Что тоже сомнительно т.к. Су-34 идут стабильно,а из Су-24 формируют новые полки,Мариновка,теперь Шаталово,если брать на замену простых Су-27,то тоже есть вопросы т.к осталось их не густо в Чкаловске,Бельбеке ,Хотилово,Крымске то есть вроде бы как Су-35С вполне успевают с их заменой и опять же с 2017 года пошел модерн Су-27СМ3)
          2.МО начнет формирование новых ИАП(в принципе возможно,реконструируют Степь(хотя там вроде обещали ШАП),опять же на Восток-2018 проскакивала инфа,что задействовали Джиду в качестве аэродрома подскока(временно базировались Су-34)).
          3.МО добавить по 3--ей эскадрилья в Домну,Миллерово,Курск(в принципе возможно,но совсем не давно была новость что Домна получит Су-34,что тоже странно ,там и так 2 ИАЭ и 2 ШАЭ).
          4. МО будет гнать основную массу Су-30СМ на флот.
          В принципе все версии возможны,будем подождать.
          1. 0
            27 сентября 2018 00:08
            г.Донецк.
            Вариант под номером 4 выглядит более гармонично . Но без формирования новых полков в ближайшем будущем уже не обойтись никак , как только лётные ВУЗы обеспечат ВКС пилотами .
      3. +4
        24 сентября 2018 14:33
        Цитата: bayard
        Американские авианосцы типа "Нимиц" брали на борт 90 летательных аппаратов(включая вертолёты , Хокаи и противолодочные) только(!!!) во время перегона к берегам Англии(во время холодной войны) , и при этом загромождали полётную палубу просто до невозможности . В штатном режиме больше 50 аппаратов на Нимицах никогда не базировалось .

        Хммм... штатно в состав авиакрыла "Нимица" в конце Холодной войны входило 78 самолётов и 6 вертолётов:
        2 ИАЭ: по 12 "Томкэтов" или 12 "Шершней" - итого 24 истребителя
        2 УдАЭ: по 12 "Корсаров" или 12 "Шерщней" - итого 24 ударные машины
        1 всепогодная УдАЭ: 12 "Интрудеров" - итого 12 всепогодных ударников
        1 АЭ ДРЛО: 4-6 "Хокаев" - итого 4-6 машин ДРЛО
        1 АЭ РЭБ: 4 ""Проулера" - итого 4 машины РЭБ
        1 АЭ ПЛО: 10 "Викингов" - итого 10 машин ПЛО
        1 ВЛАЭ ПЛО: 6 "Си Кингов" - итого 6 вертолётов ПЛО
        1. +1
          24 сентября 2018 15:07
          г.Донецк.
          Всё верно , это их штатное расписание ... но для перегона к месту службы . Если это Д.Восток , то избыточное их количество(в зависимости от поставленных задач) перелетало на авиабазу в Японии , а сам авианосец болтался в Японском море(например) с авиакрылом , не противоречащим своей численностью безопасности полётов . Так же было и в Северной Атлантике , и в Средиземном море .
    2. 0
      24 сентября 2018 12:25
      Кроме того вся дальняя авиация работает в интересах ВМФ . Всегда ТУ95 ставились задачи отслеживания и противодействия АУГ, и имели соответствующее вооружение. hi
      1. +5
        24 сентября 2018 15:06
        Цитата: НИКНН
        Кроме того вся дальняя авиация работает в интересах ВМФ

        На учениях в мирное время.
        В случае войны с применением АУГ, Дальняя Авиация будет либо наматывать круги в воздухе, либо сидеть в готовности на аэродромах подскока - с полными барабанами и пилонами света и тепла. В ожидании момента. когда под угрозу будет поставлено само существование государства - и можно будет идти в районы пуска.
  2. -3
    24 сентября 2018 08:21
    Какие такие специфические навыки есть у морлетов, которых нет у нормальных пилотов ВВС? В воду что ли нырять как-то по особому?

    Отобрать у флота все истребители нафиг. Надо искать подлодки, пусть ищут, а задачи ВВС они всё равно выполнить не смогут.
    1. 0
      24 сентября 2018 08:44
      Цитата: EvilLion
      В воду что ли нырять как-то по особому?

      Да, именно так, у них это ловчее получается.
    2. +3
      24 сентября 2018 09:51
      например, анализ отметок от целей на фоне водной поверхности.
      а истребители нужны как раз для прикрытия ПЛО- как кораблей, так и авиации, иначе перетопят и посбивают.
      1. +1
        24 сентября 2018 10:44
        В советских ВВС, лётчики (экипажи) в обязательном порядке проходили "морскую" программу, были некоторые особенности в технике пилотирования и навигации над морем.Этих тренировочных полётов вполне хватало чтобы чувствовать себя уверенно,проблем не было.
        Никакого анализа отметок от целей на фоне водной поверхности конечно не было, чего там было анализировать - смотрелись эти цели очень хорошо, на фоне воды.
        1. -1
          24 сентября 2018 11:09
          помню случай, когда истребитель в Прибалтику залетел, а летел над морем.
          не так давно, кстати.
    3. +3
      24 сентября 2018 11:38
      Сейчас не знаю, а во вторую мировую полезность "сухопутных" летчиков над морем была крайне низкой: проблемы с навигацией (штурмана не могли ориентироваться по картинке внизу), проблемы с опознанием кораблей (не только класс, а даже размеры), проблемы с атакой кораблей (маневрирующая цель, защищенная зенитками, про топмачтовую бомбардировку и торпедоносцы я уже не говорю).
  3. -4
    24 сентября 2018 08:22
    Герой в пехоте: ходил не раз в штыковую, уничтожил десятки вражеских солдат, погиб закрыв собой командира.
    Герой в танковых войсках: Провел массу боев, уничтожил кучи вражеской техники и живой силы, погиб, до последнего, ведя бой в подбитой машине.
    Герой в ВВС: совершил сотни боевых вылетов, сбил массу вражеских самолетов, или провел десятки атак наземных целей, погиб, сбив тараном вражеский бомбардировщик, после исчерпания боекомплекта.
    Герой на флоте: всё войну пьянствовал в порту, пару раз вышел в море, в кого-то пострелять, вернулся ни с чем, после поражения героически утопил собственный корабль (и нет, это не только про наших, это международное).

    Это к вопросу, нужно ли нам отрывать от ВВС такой ценный ресурс, как боевые самолеты и передавать их непонятно куда.
    1. +8
      24 сентября 2018 09:00
      Цитата: EvilLion
      Герой на флоте: всё войну пьянствовал в порту, пару раз вышел в море, в кого-то пострелять, вернулся ни с чем, после поражения героически утопил собственный корабль (и нет, это не только про наших, это международное).

      Например, линкор Императрица Мария из 407 суток нахождения в составе флота в море провела 125 суток. Пару раз вышла, да. При том что героическим кораблем не считалась. Про КОН британских кораблей в ВМВ даже вспоминать не хочу. А так, на досуге, почитайте про "пару раз вышедший" ВМС США в войнах в Корее, Вьетнаме, Ираке. Может, после этого желания копипастить ерунду из коммента в коммент станет меньше
      1. +2
        24 сентября 2018 10:46
        125 суток из 407 это, кстати, много по понятиям войн вообще, правда как с участием в боях? В годы ВМВ на Тихоокеанском ТВД на 1 бойца американского получалось 40 дней участия в боях в год. Во Вьетнаме этот показатель вырос до 240. Неудивительно, что у людей начинала от непрерывного стресса ехать крыша.

        К сожалению, сарказм никогда не рождается на пустом месте, и в первую очередь вспоминаются Ютландское сражение, как единственный значимый эпизод боев линкоров ПМВ, бесславный поход "Кузи" к берегам Сирии, с аварийностью при полетах с палубы большей, чем при запусках космических ракет, "в мире есть 3 самые большие и самые бесполезные вещи: египетские пирамиды, великая китайская стена и линкор "Ямато". Данное чудо японского кораблестроения даже в сражении при Гаудалканале, где как бы решалась судьба войны, и после проигрыша у японцев все пошло по женскому половому органу, и наоборот, может быть и не пошло бы, если бы они выиграли тогда, пусть и потеряв линкор, и таких примеров масса. Видимо, активность корабля обратно пропорциональна его размерам.

        При этом утопление собственного корабля в отсутствие каких-либо результатов, на флоте просто возведено в культ. Нет, в армии с этим вообще всегда всё было в полном порядке, тем более что наградная система зачастую рассчитана на то, чтобы родню погибших поддержать, и получается, что Пешкову не повезло, он ГРФ, потому что это его семье массу льгот дает, а когда наш взвод в Сирии раздал люлей, пытавшимся их прижать бармалеям и ушел без трупов, с 5-ю ранеными, так это само собой разумеется, и награда помельче, раз все живые. Но в армии хотя бы за подорванный при отступлении танк по головке не гладили, наоборот строго, спрашивали, что с машиной, сломалась? А почему у тебя, козла, сломалась, а у Иванова нет?

        Кстати, про линкоры в том же Вьетнаме я упоминал в своей статье. Но там получается, что 50ктонный монстр лениво перевалился с волны на волну, иногда давая полдюжины выстрелов по заявкам пехоты. Невольно возникают сомнения в оправданности.
        1. +3
          24 сентября 2018 17:16
          Цитата: EvilLion
          в первую очередь вспоминаются Ютландское сражение, как единственный значимый эпизод боев линкоров ПМВ

          А почему он был единственным? Да потому что кое-кто построил такой флот, что после единственного боя с ним противник счёл за лучшее уклоняться от дальнейших сражений. Вышел в море - получил разведданные о выходе Grand Fleet - повернул обратно в базу. smile
          Кроме того, стоимость флота ПМВ обычно здорово преувеличивается. ЕМНИП, британская армия в ПМВ за трое суток выпускала снарядов стоимостью в один линкор.
          Цитата: EvilLion
          Данное чудо японского кораблестроения даже в сражении при Гаудалканале, где как бы решалась судьба войны, и после проигрыша у японцев все пошло по женскому половому органу, и наоборот, может быть и не пошло бы, если бы они выиграли тогда, пусть и потеряв линкор, и таких примеров масса.

          Судьба войны решилась ещё раньше - когда IJN лишился 4 из 6 довоенных больших палуб. С учётом темпов ввода этих палуб в США и Японии, Гуадалканал уже мало что решал.
          К тому же, судя по расчётам на combinedfleet, для регулярного использования даже одного "Ямато" в районе Гуадалканала у Японии могло просто не хватить топлива.
          1. +1
            26 сентября 2018 08:21
            По поводу ПМВ не скажу, правда, после нее пришлось сильно договариваться, чтобы на флоте без штанов не остаться, но вот обзорчик стоимости кораблей ВМВ в танках тех лет мне попадался https://midnike.livejournal.com/46931.html

            Да и озвучиваемые цены на современные корабли по полку истребителей за корыто типа фрегат, как-то тоже пробуждают сильное желание разогнать флот нафиг, построив вместо него максимально сильные ВВС.

            Вышел в море - получил разведданные о выходе Grand Fleet - повернул обратно в базу.


            Это не мешало подлодкам топить бриттов пачками.

            удя по расчётам на combinedfleet, для регулярного использования даже одного "Ямато" в районе Гуадалканала у Японии могло просто не хватить топлива


            Тогда незачем его было строить.

            когда IJN лишился 4 из 6 довоенных больших палуб


            Это их первый фейл, когда на ровном месте 1 и 2 моб соединения буль-буль сделали. Но это еще только проигранная драка в открытом море, такие драки могут никуда не приводить, если противник не воспользуется успехом, Гаудалканал же прямая попытка пробить японский защитный периметр, и она удалась.
            1. 0
              26 сентября 2018 19:24
              Цитата: EvilLion
              Тогда незачем его было строить.

              Так кто ж знал, что изнеженные и бездуховыне янки упрутся рогом - и вместо капитуляции после первых поражений внезапно ввяжутся в войну на уничтожение.
              По исходному плану операций мясорубка у чёрта на куличках, в районе Гуадалканала, не предусматривалась. smile
              Цитата: EvilLion
              Но это еще только проигранная драка в открытом море, такие драки могут никуда не приводить, если противник не воспользуется успехом

              А противнику можно было и не пользоваться успехом ещё года полтора - время работало на США. Сколько в Японии было заложено новых АВ? И сколько в США? К концу 1943 г. у янки как раз набралась бы "сверхАУГ" - и можно было бы начать наносить справедливость и демократию. А до этого времени можно было бы продолжать тактику "бей-беги", которая прямо предписывалась довоенным War Plan Orange для периода, предшествующего концентрации сил флота США на ТО ТВД.
  4. +3
    24 сентября 2018 08:28
    Итого, в распоряжении США 180 многофункциональных истребителей «Супер Хорнет» и «Лайтнинг», чей боевой радиус позволяет им действовать практически по всей акватории Баренцева моря. Северный флот способен, как мы уже говорили, противопоставить этому хорошо если 58 машин


    - Рядовой Смит, представьте, что на вас идут 100 вражеских солдат, что вы будете делать?
    - Я расстреляю их из своей винтовки, сэр!
    - Хорошо, а представьте, что на вас идут 300 вражеских солдат.
    - Я расстреляю их из своей винтовки, сэр!
    - А если на вас идут 700 вражеских солдат?
    - Я расстреляю их из своей винтовки, сэр!
    - Простите, но где вы возьмете столько патронов для своей винтовки?
    - Там же, где вы взяли столько вражеских солдат, сэр!
  5. -1
    24 сентября 2018 08:37
    Выводы 1 крупные надводные корабли бесммыслены и беззащитны их строить не надо, достаточно по три фрегата на океан.
    2 крайне необходимо наращивать авиацию берегового базирования и ВКС вообще.
    3 крайне необходимо наращивать береговую ПВО для защиты баз и портов, на ВКС и тем более на надводные корабли надежды мало.
    4 в связи с предательством Яковлева Горбачева Ельцина , Рф значительно отстала от НАТО в экономическом плане, и соперничемво может быть сбаланисировано только угрозой применения СЯС
    5 Экономический и военный союз с Китаем должен рассматриваться как реальность на среднесрочную перспективу
    6 применение надводный кораблей, самолетов ДРЛО, ПЛО, и даже в отпределенной степени ДА неминуемо упрется в недостаток истребителей прикрытия.
    1. +1
      24 сентября 2018 08:47
      Не вижу никаких причин не иметь экономического союза с Китаем, если нам это выгодно, да хоть с Чадом. В военном плане, если будет общий враг, то будет и военный союз. Если врага нет, то НАТО даже в формальном альянсе договориться сейчас толком не могут. Черчилль вон был готов с дьяволом дружить, если Гитлер вторгнется в ад.
  6. 0
    24 сентября 2018 08:48
    Одним из новых видов вооружений морской авиации может быть дисколёт вертикального взлёта и посадки для морской авиации, похожий на спиннер.

    Масса невращающейся части без топлива и полезной нагрузки 59тн
    Вращающаяся часть, окрашенная синим, максимальным диаметром 52м и массой 80тн
    масса топлива во вращающейся части 85тн
    масса вращающейся части дисколета с топливом 165тн
    масса невращающейся части дисколета с топливом 176тн
    масса топлива в невращающейся части дисколета 43тн
    масса невращающейся части дисколета без топлива 133тн
    масса полезной нагрузки 74тн
    взлётная масса дисколёта с полной нагрузкой 341тн
    Диаметр по наружным концам выдвинутых лопастей 52м - как размах крыльев у B-2
    Дисколёт предназначен для размещения на авианосцах и береговых аэродромах. Но возможен и амфибийный вариант дисколёта.
    Для привода во вращение диска с лопастями на вращающейся части дисколёта используют два вертикально расположенных двухконтурных турбовентиляторных двигателя (ТРД) с поворотными соплами, а также два горизонтально расположенных ТРД на неподвижной центральной части дисколёта. Воздух на воздухозаборники ТРД на вращающейся части дисколёта подают лопаточным венцом из воздухозаборников ТРД на невращающейся части дисколёта через горизонтальный подшипник:

    Вертикальный лопаточный венец общего вентилятора для турбонаддува воздухозаборников ТРД на вращающейся части дисколёта.

    Открытые поворотные щитки дисколёта, приводящие лопасти во вращение при вертикальном взлёте-посадке.

    Воздуховод к вертикальным ТРД.
    1. +6
      24 сентября 2018 09:20
      Можно даже на "чертежи" не смотреть, достаточно того, что наша уважаемая инженер не знает, как пишется размерность "тонна".
      1. +4
        24 сентября 2018 17:18
        Вы ещё попросите оформить документацию по ЕСКД. laughing
    2. +4
      24 сентября 2018 09:52
      может, лучше макраме заняться? love
      1. -1
        24 сентября 2018 19:01
        Можно ещё поставить внутри дисколёта в районе кольцевого подшипника выдвижной стыковочный топливный узел в виде штанги-трубы с системой уплотнения на конце. Узел стыкует объёмы топливных баков и предназначен для перелива топлива между топливными баками вращающейся и невращающейся частей дисколёта в горизонтальном полете, когда вращающаяся часть втянула лопасти и не вращается.
    3. Андрухер
      0
      20 апреля 2019 05:34
      Насколько это серьезно? В какой стадии работы?
  7. +2
    24 сентября 2018 09:44
    Автор правильно заметил о необходимости обеспечения боевых действий 120 (в перспективе) истребителей морской авиации разведданными от загоризонтных РЛС, космических спутников, РТВ ПВО; необходимо любую операцию согласовать по взаимодействию с ВКС; и главное - если даже современная группировка Ту 22М3 (ВКС) и тем более современная группировка МиГ-31БМ (ВМФ) не способны выполнить типовую задачу уничтожения АУГ, есть ли смысл выделять истребители вообще в состав авиации ВМФ.
    Может действительно в составе ВКС сформировать боеспособное соединение из Ту-22М3, и Су-35С одной из задач которого станет борьба с АУГ. И забота о базировании их на приморских ТВД ляжет на ВКС а не на ВМФ. Всё же маневрировать авиацией легче чем АУГ.
  8. +4
    24 сентября 2018 09:47
    Андрей, всегда с большим интересом читаю, то что Вы пишите про флот. Но в данной публикации Вы меня местами ввели в замешательство. what Не сочтите пожалуйста за ёрничество, но откуда дровишки относительно наличия на БФ модернизированных Су-27СМ/М3? И как мне представляется, Вы излишне оптимистичны относительно противокорабельных возможностей Ту-22М3М. Да и сколько машин доведено до такого уровня?
    Даже если допустить, что ПКР Х-32 действительно принята на вооружение и будет массово поставляться в войска (в чем я сомневаюсь), три десятка дееспособных ракетоносцев которые все базируются в европейской части страны погоды не сделают. Кроме того:
    С появлением Х-32 ситуация существенно поменялась. Дальность ракеты указывается на уровне 800-1000 км...
    Объясните пожалуйста, кто и как будет выдавать целеуказание при стрельбе на указанную дальность?
    1. +2
      24 сентября 2018 12:55
      Цитата: Bongo
      Даже если допустить, что ПКР Х-32 действительно принята на вооружение и будет массово поставляться в войска (в чем я сомневаюсь)

      Если не ошибаюсь, главный источник информации по Х-32 - академик артиллерийских наук г-н Сивков. Не припоминаю, чтобы видел где-то информацию с отсылкой на официальный первоисточник, приказ о принятии на вооружение, то-сё.
      Хотя, учитываю истории Су-57 и Арматы, уже и принятие на вооружение не всегда убеждает.
    2. +1
      24 сентября 2018 13:17
      г.Донецк.
      По всей видимости целеуказание возложат на новую группировку спутников(готовится) и безпилотники дальнего радиуса действия .
      К тому же сейчас проходят модернизацию Ил-20\22 , испытывался самолёт РЭР Ту-214 , модернизируются А-50 ... Пока подходят Ту-22М3М и МиГ-31 с Кинжалами , авось и "целеуказатели" подтянутся ... без них никак .
      1. +1
        24 сентября 2018 13:24
        Цитата: bayard
        По всей видимости целеуказание возложат на новую группировку спутников(готовится) и безпилотники дальнего радиуса действия .
        К тому же сейчас проходят модернизацию Ил-20\22 , испытывался самолёт РЭР Ту-214 , модернизируются А-50 ... Пока подходят Ту-22М3М и МиГ-31 с Кинжалами , авось и "целеуказатели" подтянутся ... без них никак .

        Простите меня за нескромный вопрос, какой у Вас какой ВУС, где служили? Большую часть написанного Вами даже комментировать невозможно... wassat
        1. +4
          24 сентября 2018 13:53
          г.Донецк.
          ВВКУРЭ-ПВО г. Вильнюс . Служил в 19 армии ПВО , Закавказье , 2 ртбр . Офицер боевого управления , до 1991 г.
          Знание средств воздушно-космического нападения вероятного противника входило в мои прямые обязанности , в том числе морской и палубной авиации США . Реальную ёмкость авианосцев мы знали и тогда . А пропаганда о "штатной" загрузке Нимица 90 л.а. , то же самое , как максимальная скорость Ф-111 в 2650 км\ч ... ну и на Луну они конечно летали ...
          1. +4
            24 сентября 2018 14:26
            Цитата: bayard
            ВВКУРЭ-ПВО г. Вильнюс . Служил в 19 армии ПВО , Закавказье , 2 ртбр . Офицер боевого управления , до 1991 г.

            Замечательно! Я в 11-й аПВО служил, но уволился позже.
            Цитата: bayard
            Знание средств воздушно-космического нападения вероятного противника входило в мои прямые обязанности , в том числе морской и палубной авиации США .

            Коли так, скажите коллега сколько у нас в составе каждого флота самолётов РТР и каковы их реальные возможности по обнаружению АУГ и выдаче целеуказания противокорабельным средствам, и как эта информация будет передаваться непосредственно потребителю? Какова реальная работоспособность спутниковой группировки способной вести слежение за АУГ и сколько у нас дальних беспилотников и какого типа? Может я чего не знаю, про состояние дел на Дальнем Востоке, но напомните мне пожалуйста когда крайний раз на наших дальневосточных аэродромах видели А-50 и каковы реальные возможности этих машин выследить АУГ? С каких пор "Кинжал" стал ПКР?
            Всё это я пишу лишь с одной целью. Друзья, давайте говорить о том, что есть, и не заниматься фантазиями.
            1. +5
              24 сентября 2018 14:47
              г.Донецк.
              Ну конечно все эти средства существуют лишь в ПЕРСПЕКТИВЕ , о ней и велась речь . Ни спутниковой группировки(о ней лишь планы) , ни принятых на вооружение тяжелых безпилотников(испытывают , но когда будут) , ни должного количества разведывательной авиации(но затащили ведь Ил-20\22 на модернизацию , как и Ту-142) , и "Кинжал" пока в опытной эксплуатации и по морским целям не доведён ... Но речь-то о перспективе . Лет через пять , глядишь и пилотов в авиации будет хватать , и специализированные самолёты из модернизации выйдут ... А про А-50 на Дальнем Востоке ... была попытка на учениях использовать , но не вышло тогда ничего - ни корректной работы , ни сопряжения с наземными средствами - товарищ рассказывал , даже помогать им пытался ... Но это было давно , с тех пор их модернизировать пытаются ... но главное - кадры , в первую очередь инженерные ... а с ними ... беда . Нужна новая генерация молодых кадров - тех , кому ИНТЕРЕСНО , кто будет УЧИТЬСЯ ... и чтобы было , кому учить ...
    3. 0
      24 сентября 2018 13:22
      Цитата: Bongo
      Не сочтите пожалуйста за ёрничество, но откуда дровишки относительно наличия на БФ модернизированных Су-27СМ/М3?

      А я разве писал, что они там в наличии? речь идет немного о другом - что 689-ый гиап был выведен из состава БФ, ссохся до размеров эскадрильи и в таком виде был возвращен флоту
      http://eurasia.expert/vozdushnyy-shchit-kaliningradskoy-oblasti-istoriya-i-sovremennost/
      по другим данным - его из состава ВМФ не выводили, просто расформировали полк за отсутствием машин.
      Так вот сейчас есть планы (по той же ссылке и теми же словами попадались в других местах) о воссоздании 689-гиап и вооружении его Су-27 модернизированными, а впоследствии - даже эскадрильей Су-35. То есть это планы
      Цитата: Bongo
      И как мне представляется, Вы излишне оптимистичны относительно противокорабельных возможностей Ту-22М3М. Да и сколько машин доведено до такого уровня?

      Ну почему же? Первое - мы оцениваем не ситуацию на сейчас, а ситуацию спустя 10 лет. Второе - к этому времени и даже много раньше Ту-22М3М должно быть 30, то есть модернизируется половина сегодняшней численности, их вроде 60
      Противокорабельные возможности весьма высоки, если дадут ЦУ - Х-32 летит вне пределов поражения ЗРК, а если у нее и правда скорость 5 тыщ км с плюсом - ну, самолетам ее на 40 км тоже тяжко будет ловить
      Цитата: Bongo
      Объясните пожалуйста, кто и как будет выдавать целеуказание при стрельбе на указанную дальность?

      Я же вроде бы и написал
      В общем, подобная операция чрезвычайно сложна и для ее успешного завершения чрезвычайно важна разведка, установление точного местоположения вражеских кораблей. И вот с этим-то у нашей морской авиации не то, чтобы проблемы, а одна сплошная, большая такая черная дыра.

      request
      1. +2
        24 сентября 2018 13:59
        Цитата: Андрей из Челябинска
        А я разве писал, что они там в наличии?

        Воздушные силы Балтийского флота до недавнего времени состояли из эскадрильи Су-24М и эскадрильи Су-27 (вероятно, модернизированных)
        Это тоже маловероятно:
        согласно заявлениям ответственных лиц, сделанных в январе 2018 г, «есть мнение» реанимировать и прославленный 689-ый гиап, оснастив его Су-27СМ и СМ3
        Андрей, Вы ведь не можете не знать, что у нас не осталось Су-27 пригодных для переоборудования в Су-27СМ и экспортного задела для строительства Су-27СМ3.
        Откуда эти машины возьмутся? request
        Что касается Су-35С, то эта машина больше подходит для завоевания превосходства в воздухе и перехвата. Флоту больше нужны двухместные Су-30СМ.
        Вот это на мой неискушенный взгляд слишком оптимистично:
        Тем не менее, с учетом наличия «стратегического резерва» в виде полнокровного полка модернизированных Ту-22М3М и Северный, и Тихоокеанский флот получают возможность провести операцию по уничтожению одиночной вражеской АУГ. Оперативно перебросив этот полк на угрожающее направление, обеспечив и дополнив его удар силами морской авиации флота, мы, теоретически, получаем хорошие шансы разгромить одиночную АУГ в составе суперавианосца и кораблей охранения.
        С учетом того, что в год будут модернизированы 2-3 машины, заточенные к тому же для задач ДА, вряд ли у нас будет полноценный полк. Я не знаю, какие возможности имеются на СФ и ЧФ, но на Дальнем востоке реализовать описанный Вами сценарий пожалуй не реально.
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Ну почему же? Первое - мы оцениваем не ситуацию на сейчас, а ситуацию спустя 10 лет. Второе - к этому времени и даже много раньше Ту-22М3М должно быть 30, то есть модернизируется половина сегодняшней численности, их вроде 60

        Хотелось бы мне верить, что через 10 лет всё изменится к лучшему, но мой опыт говорит об обратном. Что касается состояния парка Ту-22М3, то Вам по этому поводу стоит пообщаться с Сергеем Ивановичем.
        1. +2
          24 сентября 2018 14:11
          Цитата: Bongo
          вероятно, модернизированных

          Да, просто потому что я не знаю, что сейчас стоит на вооружении этой эскадрильи
          Цитата: Bongo
          Андрей, Вы ведь не можете не знать, что у нас не осталось Су-27 пригодных для переоборудования в Су-27СМ и экспортного задела для строительства Су-27СМ3.
          Откуда эти машины возьмутся?

          Только передача из состава ВКС, что не совсем невероятно, если соответствующие полки пересядут на тот же Су-30СМ, Су-35
          Цитата: Bongo
          С учетом того, что в год будут модернизированы 2-3 машины, заточенные к тому же для задач ДА, вряд ли у нас будет полноценный полк.

          Ну, 30 машин по планам собираются модернизировать, а я считаю именно по планам - конечно, планы иногда не сбываются, кто ж спорит
          Цитата: Bongo
          Вот это на мой неискушенный взгляд слишком оптимистично

          Там ключевое слово
          Цитата: Bongo
          мы, теоретически, получаем хорошие шансы разгромить одиночную АУГ

          А что будет практически, я описываю далее, поясняя что для такого разгрома нам нужна разведка, которой у нас нет
        2. 0
          25 сентября 2018 18:36
          Цитата: Bongo
          , что у нас не осталось Су-27 пригодных для переоборудования в Су-27СМ и экспортного задела для строительства Су-27СМ3.
          Откуда эти машины возьмутся?

          Простите ,а откуда взялись прошлый год 4 Су-27СМ3(есть фото и куда они поступили,это Крымск)? И откуда возьмутся в этом году 6 Су-27СМ3(со слов Борисова).
          1. +1
            26 сентября 2018 13:24
            Цитата: Sergei1982
            Простите ,а откуда взялись прошлый год 4 Су-27СМ3(есть фото и куда они поступили,это Крымск)?

            Простите, я не обязан заниматься образованием посетителей сайта ВО. Информация касающаяся строительства Су-27СМ/СМ3 на КнААзе находится в свободном доступе. Что говорит Борисов, остаётся на его совести.
  9. 0
    24 сентября 2018 10:18
    Андрей как всегда все разложил по полочкам. smile
    традиционно при обсуждениях недооценивают два важных аспекта войны на море- разведка и реальная эффективность ПКР.
    Для атаки АУГ нужна не только информация о приблизительном районе нахождения АУГ, которую теоретически можно получить от ЗаРЛС ( и то далеко не просто- они слишком уязвимы для ударов, имеют низкую точность и помехоустойчивость, достаточно просто обманываются имитаторами, это скорее оружие мирного времени) или от спутников (которых немного и они не работают в режиме реального времени, это у Патриота получается со спутниками напрямую работать), нужна точная информация как о месте нахождения АУГ (иначе невозможно организовать атаку с двух- трех направлений, а эффективность атаки с одного направления не очень высока), так и о составе и текущем расположении всех кораблей группы на момент удара- иначе высока вероятность, что ПКР или уйдут в какие-нибудь суда снабжения или десантные, или спокойно будут пролетать над Арли Берком, представляя собой цели не очень сложные.
    То есть мало того, что нужно обнаружить АУГ, но еще и отслеживать месторасположение всех его кораблей несколько часов- пока подготовят ударные самолеты и оружие и пока они долетят (если по их аэродрому базирования удар не нанесут, чего тоже исключать нельзя, аэродром базирования найти намного проще, чем АУГ), постоянно корректируя планы направления ударов. Радиогоризонт с высоты 10 км около 400 км, то есть к АУГ самолету ДРЛО нужно приблизится минимум на 300 км, а то и на 200 и находится в таком положении часы. Реально ли это?
    Отдельная тема- реальная эффективность ПКР против современного крупного боевого корабля. Существующая практика реальных конфликтов показывает, что ПКР эффективна в полигонных условиях или при внезапном нападении, в случае же применения боеготовным противником средств РЭБ эффективность ПКР резко падает. Собственно, я специально искал случаи, когда ПКР попала бы в вовремя применивший РЭБ современный этой ПКР или более новый корабль- и не нашел ни одного достоверного. Зато случаев, когда ПКР промахнулась в такой ситуации- полно.
    Вывод из этого простой - понятно, что АУГ шапками не закидаешь, нужно комплексных и масштабные меры (сам АУГ организован именно так) , и никакое отдельно взятое вундерваффе само по себе не поможет.
    1. +3
      24 сентября 2018 10:50
      Реальная эффективность ПКР?
      А вон бритты после Фолклендов расскажут. А как авианосец горит даже от одного НУРСа, все видели. Живучесть корабля типа "бочка с керосином" всерьез рассматриваться не может.
      1. 0
        24 сентября 2018 10:57
        в Фолклендской войне ни одна ПКР не попала в боеготовный боевой корабль.
        Два случая попадания Экзосетов тогда зафиксированы в боевые корабли были в небоеготовном их состоянии- на Шеффилде отключили РЛС, чтобы не мешать телефонному разговору, за что командира позже судили, во втором случае внезапность атаки обеспечивалась атакой с береговой установки- её соорудил местный аргентинский Кулибин, англичане об этом представления не имели.
        1. +2
          24 сентября 2018 13:08
          Ой-ой-ой, небоеготовые были в бою. Ой-ой-ой.
          1. +5
            24 сентября 2018 13:57
            Цитата: EvilLion
            Ой-ой-ой, небоеготовые были в бою. Ой-ой-ой.

            В каком бою?:)))) "Шеффилд" был на связи с Лондоном, у него все РЛС были вырублены, чтобы не мешаться, а 2 сопровождающих его корабля успели сделать все, что необходимо. Атлантик Конвейер - небоевой корабль его ракеты захватили только после того, как их захват был сброшен боевыми кораблями в которых стреляли ракетами. И только в одном случае ПКР, примененная с наземной установки, сработала штатно.
            Цитата: EvilLion
            А как авианосец горит даже от одного НУРСа, все видели. Живучесть корабля типа "бочка с керосином" всерьез рассматриваться не может.

            На самом деле - это очень сложнопоражаемая цель. А насчет одного НУРС-а, - это не более чем хлесткая фраза. Впрочем, если угодно изощряться в словестности, то "Муцу" и одного НУРС на потребовалось. Только о чем это говорит?:)))
            1. +1
              26 сентября 2018 08:28
              Простите, но НУРС был даже не вражеский. При этом я не знаю за последние десятки лет случаев, чтобы наземные аэродромы, где при желании всегда можно хотя бы топливо от самолетов и БП изолировать, происходили ЧП от того, что пусковая цепь коротнула и свыше сотни трупов. А вот авианосцы горят замечательно. Кроме того, инцидент с "Белкнапом" показывает, что сделать в авианосце дырку никакие твердые снаряды не нужны, хватило мягкого кораблика, чтобы пробить дыру и залить кораблик керосином.
              1. +1
                26 сентября 2018 15:02
                Цитата: EvilLion
                Простите, но НУРС был даже не вражеский

                На Муцу и такого не было:))))
                Цитата: EvilLion
                При этом я не знаю за последние десятки лет случаев, чтобы наземные аэродромы, где при желании всегда можно хотя бы топливо от самолетов и БП изолировать, происходили ЧП от того, что пусковая цепь коротнула и свыше сотни трупов.

                Увы, но аварии на море многократно опаснее, чем на суше. Это как бы общепризнанный и неоспоримый факт. Но люди воюют, и воюют на море в том числе, что дает тем, кто имеет ВМФ неоспоримые преимущества
                Цитата: EvilLion
                Кроме того, инцидент с "Белкнапом" показывает, что сделать в авианосце дырку никакие твердые снаряды не нужны, хватило мягкого кораблика,

                Угу. Весом... Во сколько тысяч тонн?:)
                1. +1
                  26 сентября 2018 15:25
                  Если на вас обрушить тонну алюминиевой фольги, то вас просто придавит, но не пробьет.

                  Увы, но аварии на море многократно опаснее, чем на суше. Это как бы общепризнанный и неоспоримый факт.


                  И это же делает неизбежными тяжелые последствия боевых поражений авианосцев, что наблюдалось и ВМВ. При Мидуэе последние американские пилоты, заходившие в удачную атаку, уже видели полыхающие во всю корабли, хотя только что первые бомбы упали.
    2. +4
      24 сентября 2018 13:24
      Цитата: Avior
      То есть мало того, что нужно обнаружить АУГ, но еще и отслеживать месторасположение всех его кораблей несколько часов

      Вот последнее не совсем обязательно, но доразведка цели непосредственно перед ударом нужна как воздух hi
  10. +1
    24 сентября 2018 12:44
    и подходит к берегам Норвегии (член НАТО). Там часть самолетов перелетает на норвежскую аэродромную сеть, чтобы действовать оттуда. Итого, в распоряжении США 180 многофункциональных истребителей «Супер Хорнет» и «Лайтнинг», чей боевой радиус позволяет им действовать практически по всей акватории Баренцева моря.
    На этот случай нужно иметь С-400 и Бук-М3. Ну и МиГ-35, конечно, чтобы быстро выбить у них желание летать.
    1. +3
      24 сентября 2018 13:25
      Цитата: Tektor
      На этот случай нужно иметь С-400 и Бук-М3.

      Они по морю ходить не умеют:)))
      1. +1
        24 сентября 2018 15:50
        ну какие их годы, научаться bully
      2. 0
        24 сентября 2018 15:51
        а зачем им море, если есть для них берега, они же базы охранять будут
  11. +1
    25 сентября 2018 05:08
    На СФ никогда не было Миг-31, даже те которые на Камчатке ранее были в ВВС, это их намного позже отдали в состав ТОФ. Су-30 тоже непонятно откуда взято что они есть на СФ?!, уж тем более в корабельном полку (какое они отношение имеют к палубникам?! ). Их поставляют только на БФ и на ЧФ. Ну и по поводу ту-142- на ТОФ их всего одна неполная эскадрилья(6-7 бортов) , причём мз вместе с мр, поэтому очень большие сомнения что ту-142мр-10шт.и ту-142мз-17шт.,это вероятно опять посчитаны все которые не распилены
    1. 0
      25 сентября 2018 15:41
      Цитата: sid20003
      На СФ никогда не было Миг-31, даже те которые на Камчатке ранее были в ВВС, это их намного позже отдали в состав ТОФ

      Вроде как появились, в количестве эскадрильи, базируются в Мончегорске, причем именно как авиация флота. А насчет камчатских - так и есть
      Цитата: sid20003
      Су-30 тоже непонятно откуда взято что они есть на СФ?!, уж тем более в корабельном полку (какое они отношение имеют к палубникам?! ).

      Никакого, тем не менее в 279-гиап они поступили. Смотрите блог bmpd аж о 2016 года https://bmpd.livejournal.com/2351574.html
      Как сообщается на странице газеты Северного флота "На страже Заполярья" на веб-ресурсе "ВКонтакте", 28 декабря 2016 года на Северный флот прибыла первая партия новейших многофункциональных истребителей Су-30СМ.

      И ведь с фотографиями, что характерно.
      В общем, по состоянию на 2016 г поступило 15 Су-30СМ на флот, из них 12 - на ЧМ, 1- на БФ и 2 - на СФ (бортовые 22 и 23 синие)
      Цитата: sid20003
      Ну и по поводу ту-142- на ТОФ их всего одна неполная эскадрилья(6-7 бортов) , причём мз вместе с мр, поэтому очень большие сомнения что ту-142мр-10шт.и ту-142мз-17шт.

      Вот тут реально не копенгаген, ничего не нашел, данные из вики со ссылкой на ЦАМТО и милитари баланс, причем ЦАМТО ограничилось "больше 20". Спасибо за информацию!
  12. +1
    27 сентября 2018 20:10
    Ту-22М3М, с новейшими Х-32 по своим возможностям значительно превосходят советские полки, вооруженные пусть даже новейшими Ту-22М3 с ПКР Х-22.


    В советских полках (ДА по крайней мере) была эскадрилья Ту-16П. И ТБАП от МРАП не одним лишь названием отличался.

    откровенно слабая ГСН ракеты


    А какая еще ГСН способна захватить авианосец на Д порядка 360 км?

    Дальность ракеты указывается на уровне 800-1000 км


    В 2 раза дальше, чем видит ПНА.

    нужно доставить на аэродром к Ту-22М3М


    Сам заберет. Когда летали на пуски в Ахтубинск, брали с собой одну пустую 107 под фюзеляж и заправляли ее на месте.

    муторно и долго


    Тут, увы, ничего не поделаешь, с крупными самолетами всегда так.
    1. 0
      28 сентября 2018 01:25
      Цитата: Lozovik
      В советских полках (ДА по крайней мере) была эскадрилья Ту-16П.

      Да, но что Вы этим хотите сказать?
      Цитата: Lozovik
      А какая еще ГСН способна захватить авианосец на Д порядка 360 км?

      Так ведь Х-22 и близко таких возможностей не имела
      Цитата: Lozovik
      Тут, увы, ничего не поделаешь, с крупными самолетами всегда так.

      Соответственно, нужно прикрытие.
      1. 0
        1 октября 2018 21:44
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Да, но что Вы этим хотите сказать?


        Обеспечивалась более-менее нормальная РЭБ.

        Цитата: Андрей из Челябинска
        Так ведь Х-22 и близко таких возможностей не имела


        А какие возможности, по вашему мнению, она имела?

        Цитата: Андрей из Челябинска
        Соответственно, нужно прикрытие.


        Какое именно и от чего?
  13. 0
    2 октября 2018 14:32
    Очень интересная статья.
    Тем не менее хотелось бы обсудить следующие тезисы автора:
    1) Базирование ударной группировки НАТО на базах в Норвегии.
    1а) Весь скандинавский полуостров находится в радиусе действия как баллистических ракет малой и средней дальности так и ракет "Калибр" снаряженных в том числе и спец. бч и объекты на Скандинавском полуострове соответственно крайне уязвимы к ответно-встречному удару.
    1б) Самолеты, взлетающие с аэродромов Норвегии и способные боротся за господство в воздухе над районами базирования/входа на боевое развертывание наших РПКСН находятся в зоне поражения зенитных комплексов С-400, находящихся на нашей же территории.
    2) Отсутствие самолетов ДРЛО на флоте.
    2а) А-50 и А-50У ВКС вычеркиваются потому что " И, как мы уже говорили, вряд ли у экипажей ВКС будут иметься специфические навыки, необходимые морским летчикам.". Каких навыков нет у операторав А-50 чтобы увидеть ордер авианосца - я не понимаю.
    2б) Также не понимаю почему вычеркиваются все МИГ-31.
    - Дальность обнаружения ими объектов типа истребитель(эпр 5 кв м)- до 280 км, самолеты с эпр >20 кв м(тот же хоккай Миг-31 видит уже на расстоянии 400 км. Это несколько ниже чем у Хоккаев 568км, но весьма не мало. В дополнении куда больший высотный потолок (30000м против 10000) позволяют МИГ-31 видеть большие радиоконтрастные цели (типа авианосец) на большем расстоянии(из-за большего радиогоризонта).
    - огромное превосходства в скорости(2700 км против 578) МИГ-31 для целей доразведки и патрулирования в условиях противодействия противника(возможного воздушного боя) выглядит не просто лучше, а на порядок лучше Хоккая. МИГ-31 способен как выиграть воздушный бой, так и уклонится от него. Хоккай целиком зависит от возможностей группы сопровождения защитить его.
    -МИГ-31 куда как лучше чувствует себя в области действия наземной/морской ПВО.Высокая скорость резко уменьшает радиус действия ракет ПВО на догонных и боковых курсах.