Военное обозрение

Старички ещё в деле. Стальные ветераны ЧФ России. Часть 2

25
В предыдущей части автор описал корабли в данный момент активно эксплуатируемые или же, по крайней мере, находящиеся на плаву, а во второй части я решил выделить ветеранов флота, которые кораблями в известном смысле не являются. Хотя без наличия этих стальных трудяг флота не существовало бы вовсе. Речь пойдёт о плавучих доках.




Плавдок "ПД-16"

Законное первое место, конечно, занимает большой плавучий док «ПД-16». И не только ввиду своих размеров и возраста, а по той причине, что на его счету… сбитый вражеский бомбардировщик Heinkel 111. Но обо всём по порядку.

Плавучий док был заложен в мае 1938 года на Николаевском судостроительном заводе имени 61-го коммунара (образован слиянием трёх предприятий «Руссуд», «Ремсуд» и «Тэмвод»), а в ноябре 39-го спущен на воду. Достройка производилась уже на плаву.

Конструкция представляла собой металлический плавучий док понтонного типа с двумя портальными кранами, предназначенный для докового ремонта подводных лодок, эсминцев, тральщиков и вспомогательных судов водоизмещением до 5000 тонн. Длина стапель-палубы составляет 113 метров, ширина – 22,5 м.



Великая Отечественная война заставила ускорить достроечные работы. Уже 16 июля 1941 года было успешно проведено контрольное погружение дока. А уже 22 июля, т.е. ровно через месяц после начала войны, госкомиссия во главе с начальником (так его именуют в наградном листе) плавдока инженер-капитаном 3 ранга Алексеем Петровичем Петровым, будущим кавалером Ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени, подписала приёмный акт. На плавдоке, как это и положено, был поднят флаг вспомогательного флота ВМФ.

Под постоянными авиационными атаками в июле 1941 года док переходит в Севастополь в Южную бухту. К этому времени на нём уже установлены 12,7-мм корабельные ДШК. Несмотря на вражеские налёты, на доке сразу закипела работа. 19 августа 1941 года он уже принял для ремонта первый корабль – эскадренный миноносец «Бойкий».

В ноябре 1941 года количество массированных бомбёжек увеличилось. Командование приняло решение о целесообразности перевести плавучий док на Кавказ в порт Поти. На стапель-палубу было погружено ремонтное оборудование, материалы Севморзавода и Судоремонтного завода №13. Также в помещениях дока кроме команды разместились командование, инженеры, рабочие и их семьи. 9 октября 41-го конвой в составе плавучего дока, эскадренных миноносцев «Бойкий» и «Смышлёный» и танкера «Эмба» взял курс на Поти. Переход уже тогда обещал стать настоящим кошмаром.



Октябрьское море штормило, а парусность плавучего дока, не рассчитанного на такие фокусы, тормозило весь конвой, связанный буксирными тросами. В итоге скорость каравана не превышала 7 миль в час. Морякам, естественно, было понятно, какую прекрасную мишень они представляют для авиации противника. И что в случае авианалёта рассчитывать на маневренность неповоротливого и тихоходного конвоя бессмысленно, надеяться можно было только на меткость зенитчиков. К сожалению, стервятников Геринга долго ждать не пришлось.

Группа бомбардировщиков Heinkel 111, видимо, рассчитывала на быструю и красивую победу. Однако, зенитчики не подвели, видимо, дополнительно мотивированные тем фактом, что кроме матчасти они транспортируют и семьи – женщин и детей. Вскоре после начала схватки и беспрерывного грохота ДШК первая вражеская машина рухнула в воду недалеко от конвоя. Уж не знаю, что там могло пронестись в голове «Ганса», летящего на корм рыбам, но что-то мне подсказывает – летел он навстречу барабульки с чувством глубокого позора. Ведь, верно, мало найдётся на всём воздушном флоте мира лётчика, которого сковырнули с неба зенитчики с несамоходного перегруженного оборудованием и людьми плавучего дока, к тому же в штормовых условиях. Увидев, каким местом к ним повернулась фортуна, немцы беспорядочно побросали бомбы, не причинив конвою ощутимого вреда, и ретировались.


Восстановительный ремонт крейсера "Молотов"

14 октября 41-го док прибыл в Поти и сразу преступил к ежедневной тяжёлой работе. Всего с августа 41-го по июль 44-го в доке был проведён ремонт 189 боевых единиц флота: 53 подлодки, 13 эсминцев, 37 вспомогательных судов и т.д. Рабочие плавучего дока довели скорость ремонта судов до фантастических показателей. К примеру, докование подлодок типа «М» со стандартных 18 дней было сокращено до 8-ми. К тому же плавдок принимал участие в уникальной операции по соединению кормы от крейсера «Фрунзе» к схожему по параметрам крейсеру «Молотов» во время аварийного ремонта последнего. Дело в том, что «Фрунзе», отбуксированный в Поти из Севастополя, был готов только на 33%. По сути, имелся лишь корпус, посему приняли решение собрать из двух нефункционирующих крейсеров хотя бы один боеспособный.


Стыковка кормы к корпусу "Молотова"

По окончании войны «ПД-16» должен был опять вернуться в родной Севастополь, но попал в жестокий шторм в районе Новороссийска, его выбросило на мель в июле 1945 года. После этого досадного инцидента док сняли с мели, подлатали и всё же вернули в родной порт.

На данный момент «ПД-16» провёл ремонт более 3000 боевых кораблей и вспомогательных судов ЧФ. Плавдок и сейчас трудится на благо флота в составе 91-го судоремонтного завода Черноморского флота России в Южной бухте Севастополя.


Подлодка "Б-380" в плавдоке "ПД-16"

Младшим «братом» «ПД-16» и по размерам и по возрасту является «ПД-19», чью биографию может омрачить лишь тот факт, что этот прижившийся у нас пролетарий оказался в составе флота в качестве трофея. Малый плавучий док «ПД-19» предназначен для производства доковых и ремонтных работ небольших судов и катеров. Док сконструировали и построили в Варне в Болгарии в 1941 году. Длина дока составляет 24 метра, а грузоподъёмность не превышает 500 тонн. Плавдок имел четыре металлические башни, был неавтономным и несамоходным.


Плавдок "ПД-19"

В 1944 году плавдок захватили наши войска. Он был включён в состав Черноморского флота с базированием на Севастополь в Южной бухте. Несмотря на свои размеры и спецификацию, «ПД-19» свой «хлеб» зря не ел, верой и правдой служа флоту. Ведь не стоит объяснять, что расходовать драгоценное время больших плавдоков для регулярного докования, к примеру, катеров связи, рейдовых катеров и т.д., просто нерационально на грани саботажа.



В декабре 1977 года с «ПД-19» случилось ЧП. При всплытии плавдок внезапно разломился и затонул на небольшой глубине в 13 метров. Уже к середине января 1978 года были произведены работы по подъёму «ПД-19». На уже знакомом читателю судоремонтном заводе №13 его отремонтировали, поставив новые понтоны, изготовленные в Керчи.



В ходе раздела флота 1997 года трофей ветеранского возраста достался российской стороне, возможно, поэтому плавдок и сохранился. В 2009 году «ПД-19» перебазировали в акваторию 91-го судоремонтного завода, а в 2017 ветерана самого поставили на ремонт. Плавдок и сейчас в строю, однако присутствуют опасения, что «ПД-19» ушёл коммерсантам, сняв «погоны». Так, СРЗ «Персей» предлагает услуги докования с помощью малого плавучего дока «ПД-19». Если сей док и является нашим старичком, то это печально. Такие ветераны должны уходить к своему морскому богу только «под флагом».
Автор:
Статьи из этой серии:
Старички ещё в деле. Стальные ветераны ЧФ России. Часть 1
25 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Alex_59
    Alex_59 12 октября 2018 07:33
    +4
    Вот ведь чего! Не знал, что ПД-16 такой ветеран, интересная информация.

    Группа бомбардировщиков Heinkel 111, видимо, рассчитывала на быструю и красивую победу.
    Если бы это были торпедоносцы или пикировщики история могла бы закончиться совершенно по другому. Повезло.
    1. kvs207
      kvs207 12 октября 2018 09:23
      +2
      Что-то, я сомневаюсь, что плавдок легко потопить.
      Очень интересная тема, автору - спасибо.
  2. frog
    frog 12 октября 2018 07:51
    0
    Огромное спасибо автору!! Судьба ПД-16 вполне впечатляет, будет жалко, если на иголки пустят....Единственный момент,
    Октябрьское море штормило, а парусность плавучего дока, не рассчитанного на такие фокусы, тормозило весь конвой, связанный буксирными тросами.
    Как бы не совсем ....корректно, что ли.....
    1. Серый брат
      Серый брат 12 октября 2018 08:28
      +4
      Цитата: frog
      Октябрьское море штормило, а парусность плавучего дока,

      А что такого-то? Любая вертикальная поверхность парусность имеет.
      1. frog
        frog 12 октября 2018 11:35
        +2
        Безумно извиняюсь, но.... По правилам русского языка, как бы странно это не звучало, парусность - женского рода. Уж извините.... То есть, она тормозила. Просто хотел поправить очень хороший текст, без всяких претензий.....
        1. Серый брат
          Серый брат 12 октября 2018 14:04
          0
          Цитата: frog
          Уж извините....

          Да ничо)))
  3. Дирижер
    Дирижер 12 октября 2018 08:12
    +2
    Спасибо за статью , не часто получишь инфу о простых тружениках войны в тылу, хотя какой это тыл
  4. Комментарий был удален.
    1. Serg65
      Serg65 12 октября 2018 10:50
      0
      Привет дружище! hi
      Цитата: rudolff
      вероятно будет утилизирован вместе с лодкой

      Ну не знаю, вряд ли! ПД-16 личный плавдок 4-й бригады и 247-го дивизиона ПЛ, заменить его сейчас нечем.
      1. Аристарх Людвигович
        Аристарх Людвигович 12 октября 2018 12:58
        0
        Цитата: Serg65
        ПД-16 личный плавдок 4-й бригады и 247-го дивизиона ПЛ, заменить его сейчас нечем.

        Сергей hi Этот док уже около 10 лет не используется. При украинцах, которые гнобили Черноморский флот, командование затеяло авантюру с ремонтом подлодки Б-380. После возврата Крыма такая необходимость отпала, флот получил 6 новых Варшавянок. Сейчас подлодка Б-380 и док ПД-16 просто стоят как памятники. Док очень старый, и не факт что он сможет повторно всплыть. Для примера приведу видео ниже:
        1. Serg65
          Serg65 12 октября 2018 14:06
          +1
          Цитата: Аристарх Людвигович
          Этот док уже около 10 лет не используется.

          А как он может использоваться, если "Горьковский комсомолец" совсем не на плаву? Вот и хотелось бы экс-комфлота Меняйло спросить, а где освоенные на ремонт буки 380 миллионы делись? Весь вопрос как лодку вытащить из дока? Сам док в хорошем состояние, экипаж на нем почти все отставники-офицеры! Кстати Б-380 была активным незримым участником инцидента с боданием Йорктауна Беззаветным!
          1. Tochilka
            Tochilka 12 октября 2018 22:26
            0
            вот ссылочка с сайта Штурм глубины, касаемо этой лодки http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dts/641b/B-380/B-380.htm чувствую, распилят ее на металл.
      2. Комментарий был удален.
        1. Serg65
          Serg65 12 октября 2018 14:11
          +1
          Цитата: rudolff
          о техническое состояние дока...

          Техническое состояние, Рудольф, нормальное! Стармехом там Улитко Виктор Николаич. кавторанг в отставке - этот из "навоза" конфетку сделает! wink
  5. пищак
    пищак 12 октября 2018 10:20
    +1
    Интересные Статьи о вспомогательных судах и новейшей истории Причерноморья, искренне Благодарю Автора! good
    Помню этот плавдок "ПД-16" с первого своего посещения Севастополя в 2012 году. И даже летом 2018 видел в нём всё ту же( уже кажется, что навечно застрявшую в нём?! winked ) подлодку "Б-380"( теперь, судя по фото, с кормы ещё и прикрытую защитным шатром, неужели секретные гребные винты или водомёты собрались приделывать к этому стрёмному "металлолому"? smile )?!
    Правда, один "знающий( ведь "в колхозе каждый суслик агроном" winked )" сторож севастопольской автостоянки, с высоты которой неплохо видна Южная бухта и корабли в ней, "на голубом глазу" уверял меня, случайного встречного-поперечного, что это именно украинская ДПЛ годами ржавеет в плавдоке-спорить про "Запорожье" с ним не стал, тем более, что потом он, "разогревшись" и, видимо, скучая без общения на своём круглосуточном дежурстве, "в запале" собственной значимости стал болтать о режиме ухода-прихода на боевые дежурства новейших "варшавянок" и системе их защиты боновыми заграждениями..."болтун-находка для шпиона", однако( хорошо, что я не вражеский шпиён, а то бы, походя, и вербанул такого "мегаобщительного" наблюдательного "кадра"-есть над чем призадуматься черноморофлотским "особистам" не только в Севастополе-война на носу!)! request
    1. Alexey RA
      Alexey RA 12 октября 2018 12:39
      +5
      Цитата: пищак
      однако( хорошо, что я не вражеский шпиён, а то бы, походя, и вербанул такого "мегаобщительного" наблюдательного "кадра"-есть над чем призадуматься черноморофлотским "особистам" не только в Севастополе-война на носу!)

      Хе-хе-хе... а может по Вашему уходу резко посуровевший сторож привычно набрал номер куратора и сообщил об очередной успешно проведённой операции по дезинформации? wink
      1. пищак
        пищак 12 октября 2018 13:24
        +1
        hi Хорошо, если так! smile
    2. Alex_59
      Alex_59 12 октября 2018 14:22
      0
      Цитата: пищак
      стал болтать о режиме ухода-прихода на боевые дежурства новейших "варшавянок"
      Ну точно дезинформатор! laughing
  6. vladcub
    vladcub 12 октября 2018 13:24
    +1
    Цитата: пищак
    Интересные Статьи о вспомогательных судах и новейшей истории Причерноморья, искренне Благодарю Автора! good
    Помню этот плавдок "ПД-16" с первого своего посещения Севастополя в 2012 году. И даже летом 2018 видел в нём всё ту же( уже кажется, что навечно застрявшую в нём?! winked ) подлодку "Б-380"( теперь, судя по фото, с кормы ещё и прикрытую защитным шатром, неужели секретные гребные винты или водомёты собрались приделывать к этому стрёмному "металлолому"? smile )?!
    Правда, один "знающий( ведь "в колхозе каждый суслик агроном" winked )" сторож севастопольской автостоянки, с высоты которой неплохо видна Южная бухта и корабли в ней, "на голубом глазу" уверял меня, случайного встречного-поперечного, что это именно украинская ДПЛ годами ржавеет в плавдоке-спорить про "Запорожье" с ним не стал, тем более, что потом он, "разогревшись" и, видимо, скучая без общения на своём круглосуточном дежурстве, "в запале" собственной значимости стал болтать о режиме ухода-прихода на боевые дежурства новейших "варшавянок" и системе их защиты боновыми заграждениями..."болтун-находка для шпиона", однако( хорошо, что я не вражеский шпиён, а то бы, походя, и вербанул такого "мегаобщительного" наблюдательного "кадра"-есть над чем призадуматься черноморофлотским "особистам" не только в Севастополе-война на носу!)! request

    Шутки шутками, а такие тоже приносят пользу вражеской агентуре. Как говорится"классика жанра" и " особисты"должны учитывать такой вариант. Ведь, агент не будет ходить в черном плаще и чёрных очках и разрази меня гром если" доброжелатели" или" соседи" не интересуются главной базой ЧФ. Вполне возможно, что такой агент будет в виде невзрачного старикана или ветерана флота, который еще час назад бьет себя копытом в грудь:" я за фот, долой медвеженка" а на деле всё запоминает или фоткает
    1. пищак
      пищак 12 октября 2018 15:03
      -1
      hi Тоже так подумалось, помня "Императрицу Марию" и то, как японские агенты работали обычными парикмахерами, телефонистами, барменами в Перл-Харбор. winked
      Ведь никакой разведывательный спутник не поспеет за инициативным и сметливым местным агентом с круглосуточной видимостью акватории ВМБ и оперативным каналом связи с кураторами. В любом случае, военно-морской контрразведке, если желает быть результативной и успешной, нужно быть инициативнее и сметливее, "бежать впереди паровоза" и видеть "на метр под землёй", особенно-в порытом подземельями Севастополе! wink
      Тем более, что в последние годы серьёзно усугубились угрозы КЧФ РФ со стороны англосаксов и их марионеток-дело идёт к горячей войне против России( если московский "майдан" не задастся). имхо
  7. vladcub
    vladcub 12 октября 2018 13:35
    +1
    Об эвакуации ПД -16 из Севастополя и как сбили Хенкель я , когда-то читал,по - моему у Азарова :" Нас ждет Севастополь" или нет? В конце 70-х мне попадалось много интересных книг, помните какие были теражи у советских книг,в газетах были частые публикации
  8. serg.shishkov2015
    serg.shishkov2015 15 октября 2018 10:15
    +1
    Восторг полный!! Для меня-совсем неизвестная страница той войны!! Автору-СПАСИБО!!!!!!!!
  9. Shkiper
    Shkiper 19 октября 2018 10:15
    +1
    Не мене интересную историю мне рассказали в п. Росляково, про ПД-1. Правда ПД-1 не дожил до наших дней. Но говорили, что он трофейный от Германии, в нем до этого сам Тирпиц доковался, после войны его по контрибуции к нам забрали, "распилили" на две части, вот одна из частей и был ПД-1.
  10. Optimist1966
    Optimist1966 18 ноября 2018 21:51
    0
    Комуна - вот реальный ветеран
  11. Sergei75
    Sergei75 23 декабря 2018 21:28
    0
    Мда, история с Б-380 - "на грани саботажа", или распила бабла.