Корабль управления «Ангара»: бывшая яхта Гитлера и другие мифы. Часть 2

14
Как я уже писал ранее, должность штабного корабля, а также его неофициальный статус «королевской яхты», т.е. представительского судна, ко многому обязывал и вписал немало легендарных и забавных страниц в историю «Ангары». Кстати, именно это и делало «Ангару» уникальным кораблём. Ведь ему и его команде приходилось сочетать военную службу и роль своеобразного статусного прогулочного судна для высоких персон. К примеру, в январе 1952 года командующий ЧФ вице-адмирал Сергей Горшков на «Ангаре» совершил поход с целью инспекции по маршруту Севастополь – Одесса — Севастополь. А спустя три месяца он повторил поход, но уже по маршруту Севастополь – Геленджик – Поти – Геленджик — Севастополь.

Питал непреодолимую симпатию к «Ангаре» во время решения политико-дипломатических задач и Анастас Иванович Микоян. В октябре 1955 года именно на борту «Ангары» он прошёл по маршруту Констанца – Ялта. Впрочем, и во время небольших «круизов» по Чёрному морю Микоян ревностно держался за этот корабль.



В 1959 году командующий ЧФ адмирал Владимир Афанасьевич Касатонов совершил на «Ангаре» длительный поход по маршруту Севастополь – Туапсе – Сочи – Сухум – Поти – Батуми – Севастополь. Это не считая постоянного участия корабля во всевозможных учениях флота, во время которых он был не какой-то яхтой, а штабным кораблём управления.



Как же на практике выглядели «будни» военной службы «Ангары»? Так, 11 июня 1955-го года рано утром корабль снялся с якоря и вышел из порта Севастополя. В тот момент на борту находился заместитель начальника штаба флота контр-адмирал Казимир Андреевич Сталбо, именно он, когда «Ангара» стала на траверзе мыса Фиолент, довёл до офицерского состава поставленную командованием задачу – 12 июня обеспечить доставку из Алушты в Ялту… Джавахарлала Неру и его дочь Индиру Ганди.

Задача почётная, но уже привычная. Вот только вскоре поступил ещё один приказ — перед тем как доставить высокопоставленных индийцев в Ялту, зайти в Артек. В то время на берегу в районе Артека имелся лишь небольшой пирс, который даже в теории не был приспособлен принять не то что махину свыше 2000 тонн водоизмещением вроде «Ангары», но даже что-либо близкое к 100-тонному водоизмещению. Было принято единственно возможное решение. В Артек немедля выслали команду в составе опытного офицера, старшин и матросов, а также в пионерлагерь доставили несколько стальных балок, деревянных распор, кувалд, лопат и т.д. Постарался и начальник пионерского лагеря, доставив к береговой полосе песок, щебень и камни. Закипела работа, военморы без перерыва, как говорится, с помощью лома и какой-то матери, практически с нуля соорудили необходимое швартовое устройство.

В положенное время на горизонте Артека появилась «Ангара», на берегу выстроились пионерские отряды. В это же время, когда на палубу вышли высокие индийские гости, на самом видном месте на берегу возникла фигура мужчины в форме артековского вожатого, который начал с филигранной точностью «писать» примерно следующее: «Уважаемый товарищ Неру! Пионеры приглашают вас посетить лагерь «Артек». На самом деле это был сигнальщик старший матрос Машинин. В итоге корабль пришвартовался у свеженького пирса, выкатилась красная дорожка, а пионеры дружно хлопали. После этого «Ангара» доставила индийцев в Ялту, ни разу не уронив честь страны, правда, сейчас кажется вопросом спора – помогает ли подобное затратное для бюджета и наших соотечественников «гостеприимство» самой стране…

Корабль управления «Ангара»: бывшая яхта Гитлера и другие мифы. Часть 2


В 1957 году корабль временно передали в распоряжение Морским частям погранвойск КГБ СССР. Однако даже это не сняло с него функции правительственного корабля, пускай и под флагом погранвойск, т.е. вотчина Комитета. Уже в 1958 году флаг флота вернулся на своё место.

Когда командующим Черноморским флотом был Виктор Сергеевич Сысоев (с 1968 по 1974 годы), все международные переговоры, если высоких гостей занесло недобрым ветром на берега Чёрного моря, проходили именно на борту «Ангары». Однажды, когда как обычно ничто не предвещало, у трапа появилась целая делегация и опять из Индии. Наверное, капитан подумал – «и что им на слонах не катается».

На этот раз делегация состояла из вездесущей Индиры Ганди (тогда ещё не главой Индии), целого чисто женского отряда индианок (для танцев что ли захватили?) и, главное, немногочисленной команды представителей флота Индии во главе с вице-адмиралом, в то время командующим индийскими военно-морскими силами. Видимо, всем было ясно, и индийским морякам тоже, что дамы в данный момент здесь просто балласт. Поэтому присутствующий на борту адмирал Сысоев приказал замполиту развлечь женщин, чтобы не мешали вести переговоры. Вроде бы задача не сложная, хоть и несколько неприятная – работать массовиком-затейником.


Виктор Сергеевич Сысоев

Отведя женщин на просторный бак «Ангары», замполит уже успел несколько покраснеть. Одетые «согласно случаю» в сари, некоторые молодые симпатичные особы, благодаря конструкции платья и морскому бризу, периодически заманчиво оголяли забавные для того времени подробности, предназначенные для танца живота. Верно, можно только гадать, но, вероятно, при каждом невольном взгляде на пупки индианок замполиту казалось, что он совершает акт идеологической измены вроде покупки западногерманского эротического журнала. Короче говоря, профессиональное красноречие замполита начало давать сбои. К счастью, черноморский ветер быстро заставил теплолюбивых индианок несколько посинеть, поэтому их отвели в ленинскую каюту, где отогреваясь, они сами разговорились. Замполит вздохнул спокойно.

Периодически «Ангара» служила и временным «гостевым домом». Однажды на корабль пожаловал участник Гражданской и Великой Отечественной войн вице-адмирал Илья Ильич Азаров, правда, в то время уже находящийся в отставке. Расположили заслуженного адмирала в главкомовской каюте, что-то вроде «люкса» или «президентского» номера. В один из дней Азаров позвал замполита и попросил его привести корабельного врача.


Илья Ильич Азаров

Врач мигом прибыл и обнаружил у адмирала распухший большой палец. Медику стало ясно, что Азарова надо вести в госпиталь и проводить операцию. Адмирал лишь усмехнулся и сказал, что ради пальца никуда ехать не станет, так что «режьте здесь». Спорить было бесполезно. Но количество потенциально седых волос у замполита и врача начало увеличиваться, когда адмирал стал настаивать провести операцию без анестезии, так как адмиралу завтра же было необходимо лететь в Москву. Врач вздохнул и начал раскладывать на белоснежной салфетке медицинские инструменты прямо в просторной главкомовской каюте. Ассистентом в операции стал… замполит.

Палец пришлось резать прямо до кости и чистить от нагноения. Несмотря на то, что замполит впервые увидел белеющую кость в полуметре от себя, как ассистент он оказался на высоте. Также и адмирал, невзирая на годы, не издал ни звука, спокойно перенеся операцию. На утро перед отъездом Азаров лично поблагодарил врача за спасённый палец и отбыл в Москву.


Андрей Антонович Гречко

Но верно, лучшей иллюстрацией службы «Ангары» является празднование Дня ВМФ, которое вылилось для команды в срочную работу, а для офицеров — в немалые нервы. В тот день КУ «Ангара» не участвовала в празднике, офицерам даже выдали пригласительные на парад и прочие мероприятия. Однако во время праздника к замполиту подошёл начштаба Черноморского флота адмирал Леонид Васильевич Мизин и приказал срочно передать командиру — готовить корабль к выходу из Севастополя во Фрунзенское (ныне Партенит) с… министром обороны маршалом Андреем Антоновичем Гречко на борту. Замполит мигом разыскал телефон, дабы не терять времени на дорогу, и доложил капитану 2 ранга Арзамасцеву, командующему тогда кораблём, приказ адмирала.

Несмотря на дикую срочность, экипаж корабль к выходу подготовил. И тут новый приказ – пришвартоваться к Графской пристани. Уже на подходе к пристани Арзамасцев заметил на берегу фигуру маршала, рядом стоял командующий ЧФ Сысоев и группа празднично одетых товарищей, которых уж никто увидеть не ожидал. После подачи трапа все «гости» оказались на палубе.

В воздухе начал носиться пугающих запах торжества. И без застолья, разумеется, обойтись не могло. Вот только необходимого количества провизии, особенно праздничной, на борту не было, ведь даже часть экипажа сошла в связи с праздником на берег. Но и из этого положения удалось вывернуться, позаимствовав продукты на соседнем корабле, который как раз к банкету готов был. В итоге стол накрыли, гости расселись, праздник начался…


"Ангара" в Севастополе в 1961 году

Как оказалось, в группе гостей был не только маршал Гречко, но и вице-адмирал Иван Семёнович Руднев, а также… Галина Леонидовна Брежнева, да ещё с супругом и ансамблем песни и пляски Черноморского флота до полного комплекта радости. И, конечно, после застолья склонная к праздности Галина Леонидовна, незаслуженно пользующаяся вполне заслуженной репутацией своего отца, решила потанцевать, пригласив… замполита! После танцев на импровизированную сцену вышли артисты. И тут конфуз… Артист поёт в микрофон во весь голос, а зрителям ничего не слышно.

Андрей Антонович, сразу насупившись, спросил, что за поломки такие? Офицеры объяснили маршалу, что «Ангара» всё-таки корабль управления и в данный момент несёт четыре включённых передатчика-киловаттника, из-за которых микрофон и не работает. «Выключите их!» — немедля сказал Гречко. Военморы сразу ответили, что права не имеют, т.к. произойдёт потеря связи. «Выключите!» — повторил министр обороны. Передатчики замолчали на полтора часа!

Когда корабль вернулся в Севастополь, капитана и зама немедля вызвали к командующему ЧФ адмиралу Сысоеву. Адмирал без затей гневно потребовал объяснений, почему КУ «Ангара», у которой на борту министр обороны СССР, на полтора часа потеряла связь с Генштабом. Когда Сысоеву всё растолковали по поводу приказа Гречко, адмирал сначала поверить не мог, но после смягчился и не вспоминал этот случай.

Продолжение следует…
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 октября 2018 05:59
    Как тут не смягчиться? Просьба начальника-приказ для подчинённого.
    А пароход весьма красив на мой провинциальный взгляд.
  2. +11
    19 октября 2018 08:17
    На этот раз делегация состояла из вездесущей Индиры Ганди (тогда ещё не главой Индии)

    Индира Ганди с 1966-го года была премьером Индии и на момент вступления Сысоева в командование ЧФ, уже как 2 года рулила Индией!!!!
    Сысоев славился своим крутым нравом и самодурством, от того у Ушакова(на фото сразу за спиной Сысоева) такой недобрый взгляд на командующего.
    Однако во время праздника к замполиту подошёл начштаба Черноморского флота адмирал Леонид Васильевич Мизин и приказал срочно передать командиру — готовить корабль к выходу

    Как то не по военно-морскому, уважаемый автор! На корабле есть дежурный по кораблю, у него есть телефон, так же у него есть куча посыльных, для которых в радость сойти с корабля в праздник и побегать по Севастополю в поисках членов экипажа! Ну да ладно, автору виднее.
    из этого положения удалось вывернуться, позаимствовав продукты на соседнем корабле, который как раз к банкету готов был.

    Ну во первых, рядом со стоянкой Ангары никаких кораблей никогда не было, чему доказательством фото стоянки! Штабной причал был режимным, слева за каменным забором с колючкой на верху, находится знаменитая "Минка", но и там у ворот будка с часовым! Минка для экипажей кораблей, самый "ужасный причал". Центр города, рядом штаб КЧФ, постоянные визиты всяких флагманских специалистов. В Севастополе присутствует министр обороны и каком банкете на корабле речь? Все банкеты происходили в ресторане Приморский на против ДОФа, среди моряков имел имя "Папин дом".
  3. +11
    19 октября 2018 10:40
    "На этот раз делегация состояла из вездесущей Индиры Ганди (тогда ещё не главой Индии), целого чисто женского отряда индианок (для танцев что ли захватили?) и, главное, немногочисленной команды представителей флота Индии во главе с вице-адмиралом, в то время командующим индийскими военно-морскими силами."
    Читая статью, все время не оставляло ощущение, что я это уже где то читал. Оказавается, действительно читал.

    Книга называется "Ангара": от свастики до Андреевского креста", авторы - Сергей Горбачев и Михаил Макареев.
    Пожелание автору - перепсывая художественную литературу, думать не о том, ка ее дополнить плоскими шутками, а перепроверять факты, так как авторы тоже ошибаются, человеческая память не идеальна.
    Ошиблись в данном случае и писавшие книгу , вольным пересказом которой нас радует автор статьи.
    Начнем с того, что ВМС Индии командует Президент страны. Непосредственно руководство осуществляет начальник штаба флота, имеющий звание адмирала. Он же возглавляет штаб-квартиру флота в Нью-Дели.
    Посему "вице-адмирала, в то время командующим индийскими военно-морскими силами" быть не могло.
    Во вторых, Виктор Сергеевич Сысоев командовал ЧФ СССР с декабря 1968 по март 1974 года. Индира Ганди стала премьер-министром Индии в январе 1966 года.
  4. +7
    19 октября 2018 11:10
    Пришло и не покидает ощущение, что читаю не историческое исследование, а сборник флотских баек.
    1. +7
      19 октября 2018 11:41
      А книга и не ставит задачу исследования истории корабля. В основном это воспоминания служивших на ней в разные годы командиром БЧ-4 (связь) В.С. Королева и замполита М.В. Макареева.
      1. +8
        19 октября 2018 12:51
        Цитата: Curious
        А книга и не ставит задачу исследования истории корабля.

        А статья ставит? Не знаю, может я не прав, но по-моему, статья посвящена конкретному кораблю с неординарной судьбой, название статьи указывает на то, что вокруг корабля сложилось некоторое количество мифов, которые автор хочет разобрать, следовательно, я вправе ожидать, что в статье будут изложены определенные сведения о самом судне, о мифах его окружающих и беспристрастный разбор этих мифов.
        Вместо этого я читаю байки (именно байки!) о нелегкой морской службе при самодурах-начальниках. Одну-две таких истории можно поместить в текст для освежения восприятия, оговорившись, что это "по словам такого-то и такого-то", но превращать эти байки в историю корабля, мне кажется, неуместно.
        Меня вот заинтересовали вопросы: сколько миль прошла "Ангара" за время службы на Черном море, Сколько времени провела в походах, а сколько у стенки, сколько в доках, какие награды и за что именно получили люди, служившие на ней, попадало ли судно в чрезвычайные ситуации и как из них выбиралось, кто из известных, или хотя бы более-менее известных людей служил на этом судне, каковы судьбы его капитанов...
        Сможет автор ответить на эти вопросы?
        1. +3
          19 октября 2018 13:18
          Честно говоря, Михаил, Вы порой высказываете такие пожелания в адрес содержания статей, которые, при исполнении, превратили бы материал в набор сухих фактов и цифр, более подходящих для формата Exel. Это все таки публицистика, а не справочник Ллойда.
        2. +5
          19 октября 2018 13:24
          Михаил, автор статьи просто плыл по течению. Одна из первых глав книги, о которой я говорил, называется "Прочь слухи". Вот из нее и почерпнута идея названия. Собственно статьи, это близкое к тексту изложение упомянутой книги, которое автор пытается оживить своими шутками. Та что лучше прочтите оригинал, но на указанные вопросы там ответов нет.
        3. +2
          19 октября 2018 15:14
          Михаил, уж не обижайтесь,но Вы привередливый человек, а автору времени не хватит, чтобы удовлетворить Ваши пожелания." Ветер" надеялся просто пересказывать байки, а так придется много материала пересмотреть
          1. +6
            19 октября 2018 16:36
            Цитата: vladcub
            " Ветер" надеялся просто пересказывать байки

            Боюсь, что так, и именно это мне не нравится. Если желаете пересказывать забавные истории - я ничего не имею против, но статью тогда нужно было назвать иначе. Я, может быть, действительно слишком много хочу, но все-таки считаю правильным перед написанием статьи провести хотя бы минимальное исследование предмета, посмотреть нет ли где-нибудь описания тех же событий или фактов с иной точки зрения, проверить основные тезисы на истинность хотя бы поверхностно, поинтересоваться моментами, освещенными в основном источнике недостаточно глубоко... request
            Вот, например, эпизод со строительством причала в Артеке - неужели кроме книги, о которой упомянул Виктор Николаевич он нигде не упоминается? Что сейчас с этим причалом? Я, например, немного полазал по сети и нашел, что причал это строили целую неделю, поскольку посещение Артека было в программе визита Неру, и желание Индиры прокатиться на яхте было озвучено заранее. А из текста статьи можно понять, что причал построили чуть ли не за то время пока судно из Алушты шло до Гурзуфа.
            А байки... Байки мы в комментариях напишем, если надо.
    2. +4
      19 октября 2018 13:20
      Не без этого, ну а с байками это лучше к творчеству В. Конецкого
  5. -2
    19 октября 2018 13:37
    Статья жёлтопёрой журношлюшки ! negative
    Набор баек а-ля Резун laughing
  6. +2
    19 октября 2018 15:29
    Насколько я знаю: Индира Ганди была женьшИра умная и наблюдательная.Врядли она поверила,что в Артеке пионервожатый знает" флажковую сигнализацию". Если даже она не понимала такую сигнализацию ,но сомневаюсь,что в окружении примьер- министра не найдётся человека знающего.
    Всегда считал, что Гречко человек умный ,а раз так должен понимать,что подробное судно нельзя оставлять без связи
  7. 0
    25 января 2019 23:48
    Коллеги, на фото ""Ангара" в Севастополе в 1961 году" на заднем плане грузовое (как мне кажется) судно как бы спрятано за рядом полотен.. Это от шпионов или какое у них назначение?