Токугава Иэясу: заложник, сёгун, бог (часть 2)

27
Познакомившись с доспехами эпохи Сэнгоку, мы опять возвращаемся к персоналиям. И вновь перед нами проходит жизнь и судьба Токугава Иэясу, ставшего в итоге своей карьеры… божеством. Но в жизни так уж бывает, что счастье и несчастье в ней постоянно идут рука об руку.

В 1579 году по приказу Оды Нобунаги Иэясу вынужден был казнить свою жену, а старшему сыну предложил совершить сэппуку. Причина – подозрение в заговоре против отца и тайном сговоре с родом Такэда. История этой трагедии покрыта мраком. Одни считают, что все это было подстроено специально, чтобы очернить Иэясу в глазах Нобунаги, другие, что у него были основания сомневаться в верности сына и жены Сэны. Как бы там ни было, а Набунага показал свою власть: по его настоянию Иэясу приказал своему сыну казнить свою жену, а самому совершить самоубийство. Сэна была умерщвлена кем-то из самураев Иэясу. После этого своим наследником он провозгласил своего третьего сына, Хидэтада, ну а второй был усыновлен озабоченным продолжением своего рода Тоётоми Хидэёси.



Токугава Иэясу: заложник, сёгун, бог (часть 2)

Токугава Иэясу на поле битвы при Сэкигахара. Рис. Джузеппе Рава.

Зато начавшаяся в феврале 1582 году военная кампания Оды и Токугавы против рода Такэда была более чем успешной. Уже спустя месяц после начала боевых действий, лишившийся финансов, союзников и боевых генералов своего отца Такэда Кацуёри с женами и детьми совершили сэппуку, после чего род Такэда прекратил свое существование. За это Иэясу получил от Оды провинцию Суруга.


Жезл полководца сайхай. Возможно таким пользовался и Иэясу Токугава. (Музей Энн и Габриэль Барбье-Мюллер, Даллас, Техас)

В мае 1582 года Иэясу отправился в резиденцию Оды Нобунаги — роскошный и большой замок Адзути. И Нобунага принял его как дорогого гостя и лично (!) прислуживал ему за столом, чем, думается, напугал его до смерти. Токугава был рад, что, когда этот визит закончился, он остался жив и на радостях отправился осматривать торговый город-порт Сакаи. Там-то он и узнал о мятеже Акэти Мицухидэ и гибели Нобунаги храме Хонно-дзи. И вот тут Иэясу опять пришлось очень несладко. Ведь он после приема в Адзути считался чуть ли не правой рукой и любимчиком Нобунаги и неудивительно, что Акэти решил его убить! И сделать это было не очень трудно, поскольку Иэясу находился на чужой территории и не имел под руками достаточного количества воинов. Но Токугава нанял отряд ниндзя из провинции Ига, и те провели его тайными горными тропами в Микава. Сразу по возвращении Иэясу начал собирать войска против Акэти Мицухидэ. Разбив самозванца, он стал бы фактическим наследником Оды Нобунаги. Но тут его опередил Хасиба Хидэёси, который разбил мятежников в битве при Ямадзаки.


Дзиндайко – «военный барабан», которым японцы на поле боле передавали сигналы. На нем, как вы видите, тоже нанесена эмблема клана! (Музей Энн и Габриэль Барбье-Мюллер, Даллас, Техас)

Впрочем, мало было отомстить за смерть Оды. Дело в том, что на местах его администрацию, не уважавшую местные обычаи, ненавидели и, воспользовавшись случаем, тут же перебили. Так, в целом ряде провинций возникло опасное «безвластие» или власть совсем уже мелких даймё, что конечно было для крупных даймё нетерпимо.


Классический доспех о-ёрой, реставрированный в XVIII в. Уже во времена Иэясу Токугава такие доспехи никто не носил, но они красовались в замках даймё, демонстрируя их знатность. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Иэясу тут же двинулся приводить непокорных к… покорности. Но при этом он учитывал местные традиции. А главное – он проявлял уважение к покойному Такэда Сингэну, хотя он и был его злейшим врагом. Видя это, многие командиры и советники погибшего рода Такэда пошли на службу к Иэясу, который вдобавок обещал им возвращение земель, данных им Сингэном. Естественно, что от добра добра не ищут, и вчерашние враги тут же принесли ему клятву верности.


Этот же доспех, вид сзади. Обращает на себя внимание огромный бант из шнуров агэмаки. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Шлем и маска от этого доспеха. На шлеме рога – кувагата сняты.

Правда, на земли Оды зарились также и кланы Уэсуги и Го-Ходзё. Их войска вошли в три провинции, которые Иэясу уже считал своими, и ему пришлось опять начинать с ними войну. Но судьба и здесь благоволила к будущему божеству, так что большая часть земли рода Такэда досталась Иэясу Токугава. Так что в итоге под его властью оказались провинции Каи, Синано, Суруга, Тотоми и Микава.


Множество доспехов самураев попали в самые различные музеи мира. Но понятно, что в большинстве своем это как раз доспехи либо эпохи Сэнгоку и Эдо. (Королевский Арсенал, Копенгаген)

Теперь нужно было начинать подготовку к войне с наглым крестьянином Хасибой Хидэёси, который уже в 1583 году разбил силы всех противостоявших ему оппозиционеров и стал фактическим продолжателем дела Нобунаги. Недовольные, а они есть всегда, только молчат до поры до времени, тут же объявили его узурпатором и предложили Иэясу союз. И он согласился, что привело его к войне против Хидэёси.


Шлем пехотинца – дзингаса. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В марте 1584 года объединенные силы Токугавы и Хидэёси встретились на землях провинции Овари. Причем у Хидэёси было 100 тысяч человек, а вот силы Токугава и его союзников не превышали 50... Тем не менее в сражении при Хагуро 17 марта 1584 года громоздкая и плохо управляемая армия Хасиба Хидэёси не смогла нанести Иэясу поражение. Хидэёси был так напуган военным гением Иэясу, что прекратил атаки и занял оборонительную позицию. Но потом у него терпение лопнуло, и он направил против Токугавы отряд под командованием своего племянника Хасиба Хидэцугу в 20000 человек. Произошла битва при Комакки-Нагакутэ и в ней Иэясу не только разбил вражескую армию, но и принудил ее командира с позором бежать с поля боя.


Доспехи бё-какари-до – то есть с кирасой окэгава-до, на которой видны головки заклепок. Типичные доспехи эпохи Сэнгоку. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Тогда Хасиба Хидэёси напал на союзника Иэясу Оду Нобуо, нанес ему поражение и в ноябре 1584 года вынудил подписать его с ним мир, и признать свою вассальную зависимость. Иэясу увидел, что так он теряет союзников, «вспомнил» о том, что и он, и Хидэёси оба верно служили Нобунаге, и тут же заключил перемирие с противником. Более того, в заложники Хидэёси он отправил своего внука. То есть признал главенствующее положение последнего, формально он и продолжал оставаться независимым.


Акэти Мицухидэ. Уки-ё Утагава Есику.

Закончилось это тем, что теперь уже ссора началась между его собственными вассалами. Одни требовали от Иэясу продолжать борьбу с Хидэёси, другие — чтобы он признал его сюзеренитет. Таким образом, Иэясу попал в крайне затруднительное положение: его вассалы начали выходить из-под его власти, а тут на носу была новая война с Хидэёси. Тот, однако, воевать не спешил, а в апреле 1586 года выдал замуж за Иэясу свою сестру Асахи. Токугава новую жену принял, но вассалитета так и не признал. Тогда Хидэёси решился на крайние меры: в октябре этого же года он послал к Иэясу в качестве заложника свою мать, прося лишь об одном – признать свой сюзеренитет.

И Токугава подумал, подумал, вспомнил японскую поговорку – «то, что сгибается, может и распрямиться», и согласился признать главенство Хасибы. 26 октября 1586 года он прибыл в его резиденцию в Осаке, а уже на следующий день во время аудиенции у Хидэёси склонился перед ним и официально попросил, чтобы тот принял его «под крепкую руку рода Хасиба». То есть согнулся перед «крестьянином», которого не уважал, да и просто ненавидел, разумеется, но… отдавал должное его уму и силе и считал, что время для его уничтожения еще не наступило!

Реальная власть всегда заставляет с собой считаться. Поэтому неудивительно, что Хидэёси сначала получил от императора аристократическую фамилию Тоётоми, а затем в сентябре 1587 года еще и выпросил у императорского двора должность советника и для Иэясу и таким образом отблагодарил за признание своего верховенства. Затем он вместе с Иэясу решил уничтожить род Го-Ходзё.

Раз решили – значит сделали, так можно было бы теперь охарактеризовать возросшие возможности этих двух властителей. И вот в 1590 году войска Тоётоми Хидэёси и всех его вассалов, включая и армию Иэясу, общей численностью в 200000 человек окружили цитадель Го-Ходзё и после нескольких месяцев осады смогли ее взять. Хидэёси новые земли провинции Канто опять же отдал Токугаве, но взамен взял его старые родовые владения. Выгода была вроде бы очевидной, так как новые земли давали ему больший доход, но власть Иэясу была там не слишком непрочной, поскольку для местной знати он оставался и чужаком, и завоевателем. К тому же многие земли здесь пустовали, а транспортные коммуникации отсутствовали. Однако и здесь Иэясу проявил себя с наилучшей стороны уже как администратор. Он поднял экономику региона, отремонтировал дороги, построил надежные замки и открыл на побережье много портов. Всего за десять лет здесь возникла мощная экономическая база, которая впоследствии обеспечила ему победу в борьбе за объединение страны, а затем и стала даже новым центром политической жизни Японии.


Мон Токугава

В 1592 году Тоётоми Хидэёси решил начать войну в Корее. Многие самураи рвались в Корею, надеясь снискать там славу. Хидэёси наделялся, что многих там убьют и стремился отправить туда Иэясу Токугава. Но он сумел избежать отправки на войну, мотивировав это тем, что ему необходимо завершить войну с «остатками рода Го-Ходзё». Наконец перед своей смертью в сентябре 1598 года Хидэёси создал попечительский Совет пяти старейшин при своем сыне Тоётоми Хидэёри, и поставил во главе его Иэясу Токугава, а тот обещал поддержку роду Тоётоми после кончины его главы.


Вот в таком роскошном паланкине носили в Японии даймё. (Музей замка Окаяма)

А 18 сентября 1598 года Тоётоми Хидэёси умер, и его пятилетний сын Хидэёри сразу оказался в положении формального правителя страны. Но вместо него, понятно, сразу же стал править Совет пяти старейшин и Совет пяти управляющих. Поскольку Иэясу был самым влиятельным членом Совета старейшин, он тут же решил воспользоваться ослаблением рода Тоётоми в своих интересах. Он заключил союзы с даймё, которые еще при жизни выступали против Хидэёси, и начал усиленно готовиться к войне.


Самурай ре-энектор у замка Мацумото.

Все это вылилось в итоге в конфликт и Исидой Мицунари. Выглядело это как спор между вассалами рода Тоётоми, но фактически было противостоянием Токугавы Иэясу, который хотел стать сёгуном, и Исиды Мицунари, который хотел сохранить власть для юного Тоётоми Хидэёри.


Памятник на месте битвы у Секигахара. Слева флаг Мицунари, справа Токугава.

21 октября 1600 года в «месяц без богов» армии Токугавы и Исиды встретились на поле Сэкигахара. Битва между ними закончилась полной победой Иэясу. Исида Мицунари вместе с его генералами был захвачен в плен и казнен. Токугава Иэясу стал фактическим правителем Японии.

Продолжение следует…
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    25 ноября 2018 05:26
    Чем больше читаешь, тем больше удивляешься тому, что все эти бусидо-шмусидо придуманы для мелкой рыбешки, а главные герои руководствуются совсем другими правилами : выгода, рациональность ,самосохранение.
    Когнитивный диссонанс мучает
    1. 0
      25 ноября 2018 07:28
      А у нас в СССР разве было не так? Рыбешке лозунги на заборах, а как жила верхушка?
      1. +5
        25 ноября 2018 07:58
        Виновато мое проклятое воспитание в детстве - чем дольше живу, тем больше разочаровываюсь в людях и справедливости crying
        1. +2
          25 ноября 2018 08:27
          Не Вы один! Напротив, Вы находитесь в прекрасной компании - Чарльд Гарольд, лорд Байрон, граф Монте-Кристо, Евгений Онегин...и Ваш покорный слуга, вообще выросший среди людей ни умом, ни высокими моральными качества не отличавшихся. Какая уж тут справедливость!
          1. +3
            25 ноября 2018 09:10
            "По большому счёту, жизнь - ///, мне на этой планете никогда не нравилось."
            О. Дивов
            1. +4
              25 ноября 2018 13:19
              Ну, коллеги, куда-то вас японская тема завела не туда... На мой непритязательный взгляд, жизнь прекрасна и удивительна. Тем более прекрасна, что меня не сподобило родиться в семье политика или олигарха и, тем более, монарха или феодального властителя, благодаря чему могу позволить себе говорить и делать то, что считаю нужным и (или) приятным. Ложь и глупость кругом, говорите? Где? Не вижу, честное слово. Где-то кто-то кому-то врет - я-то тут причем? Или, если не отходить от японской темы:
              Кто-то кому-то в императорском дворце
              Говорит слова неправды
              Я их не слышу

              smile
              Так что веселее, коллеги. Нас слишком мало осталось, чтобы грустить по пустякам. smile
              1. +2
                25 ноября 2018 13:48
                Балагурим мы, блистая эрудицией. laughing
            2. +2
              25 ноября 2018 19:52
              Если смотреть на красивые вещи - жизнь прекрасна. А на небо и на деревья всегда можно посмотреть.

              Впрочем жизнь прекрасно, если даже временно не смотришь на красивые вещи.

              И дети видят всю красоту мира, пока не наступает период прав и обязанностей.
        2. 0
          26 ноября 2018 08:45
          Цитата: тлауикол
          чем дольше живу, тем больше разочаровываюсь в людях и справедливости

          чем больше узнаю людей ,тем больше люблю собак
          (автор не известен)
  2. +2
    25 ноября 2018 07:10
    интересный, загадочный, необычный для европейцев мир....

    Спасибо.
  3. +7
    25 ноября 2018 07:32
    Никогда нам не понять самурайскую психологию: "казнил жену и предложил сыну сделать сепуку". Семья дороже десятка господ, уж лучше их удавить.
    Материал понравился, спасибо
    1. +3
      25 ноября 2018 07:51
      Если бы он не казнил ее и не убил сыны, вина пала бы на него. Он мог бы на это наплевать и начать войну. И его бы поняли!!! Но... Нобунага его бы разбил и что бы получилось? Погиб бы и он сам и его семья, погиб бы весь род, а его самураи стали ронинами. РОД ПОГИБ НАВСЕГДА! А так... погибли три человека и все... РОД УЦЕЛЕЛ, Нобунага - погиб! А Токугава стал сегуном. И его РОД стал главным на века! Цель оправдывает средства!
      1. +5
        25 ноября 2018 08:09
        В этот тяжелый для себя момент Иэясу вспомнил кодекс самурая :
        "Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
        К смерти следует идти с ясным осознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство...
        Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности...
        Самурай должен, прежде всего, постоянно помнить, что он может умереть в любой момент, и если такой момент настанет, то умереть самурай должен с честью. Вот его главное дело."
        -"Божежтыжмойжежтыж, какая хрень" - подумал будущий Бог : "пойду лучше зарежу жену и сына, а то вдруг Нобунага разобьет меня ?! Ведь цель оправдывает средства ! "

        и, что самое интересное, правильно сделал - его пример другим наука - а историю сегуна японцы наверняка считают более интересной, чем эту филькину грамоту для неудачников - бусидо feel
        1. +4
          25 ноября 2018 08:28
          Он же, кстати, и записал этот кодекс. До Иэясу это были неписанные правила!
          1. +3
            25 ноября 2018 08:38
            Ну это 5+. Вот пройдоха ! Такой не пропал бы ни в Европе, ни в Азии ! Борджиа, Маккиавелли,Ришелье,Мессия в одном флаконе !
            Цитата: kalibr
            Он же, кстати, и записал этот кодекс. До Иэясу это были неписанные правила!
    2. +4
      25 ноября 2018 09:04
      Чего это "не понять"? Когда бы сыновей Витовта, оставленных папенькой заложниками, немцы не удавили в Мальборке, дальнейшее возникновение Речи Посполитой было бы под большим вопросом.
    3. +3
      25 ноября 2018 13:44
      Цитата: XII легион
      Никогда нам не понять самурайскую психологию: "

      Это не самурайская психология. Это психология всех более-менее успешных властителей во все времена и во всех уголках планеты. Власть, только власть, ничего кроме власти, всё ради неё. Примеров масса.
      1. +2
        25 ноября 2018 14:22
        Не только власть, бывали и другие мотивы. Не думаю, что история Медеи родилась на пустом месте.
        1. +3
          25 ноября 2018 16:13
          Цитата: 3x3zsave
          Не только власть, бывали и другие мотивы.

          Это-то да. Тут следует понимать, что до прихода в мир в эпоху Ренессанса идей гуманизма, вопросы жизни и смерти воспринимались людьми несколько иначе - проще и спокойней. Упомянутого вами Витовта никто и не думал осуждать за гибель сыновей - нормальная практика того времени, ничего выдающегося. Дети для него, как и для его противников, имели ценность лишь как продолжатели рода, династии и ничего личного. Более того, для владетельного родителя дети, зачастую, являлись политическими противниками, соперниками, причем наиболее опасными в силу их происхождения. smile
          Роберт Куртгёз собственноручно чуть не убил своего отца Вильгельма Завоевателя, сбив его с коня в битве, дети Генриха I, короля Англии воевали против отца и достаточно успешно, у нас князь Владимир пытался выйти из под власти отца Святослава, а потом его сын Ярослав отплатил ему тем же. Так что особой нежности к своим детям владыки мира сего никогда не испытывали, тем более в средневековой Японии, о гуманизме не слышавшей и слышать не желавшей еще долго. smile У Токугавы были еще сыновья, а могло быть и еще больше, чего их жалеть и сокрушаться? smile
          С точки зрения современных европейцев, воспитанных в традициях гуманизма, коими мы являемся, это, конечно дикость. По тем временам - нормальное, обычное дело, ничего особенного.
          1. +1
            25 ноября 2018 20:04
            Абсолютно верно. Более того, в Средневековье дети, до вступления во взрослую жизнь и за людей-то особо не считались.
  4. +2
    25 ноября 2018 11:58
    И вот в 1590 году войска Тоётоми Хидэёси и всех его вассалов, включая и армию Иэясу, общей численностью в 200000 человек

    Интересно на сколько нужно делить эти 200000, чтобы получить реальную численность войска? На 10? На 16?
    1. +5
      25 ноября 2018 12:28
      В Японии все записывалось и учитывалось, потому, что оплачивалось рисом. Каждый самурай сообщал сколько приводит воинов. У каждого дайме был официальный осведомитель от сюзерена - который "стучал" наверх про обман. Потом все перепроверялось, и все эти бумаги, накладные, заемные акты, ведомости на коку риса - все цело! Поэтому ничего делить не надо. Это не наши летописи, где каждый писал, что хотел. Все проверяется перекрестными ссылками.
      1. +1
        25 ноября 2018 22:31
        Цитата: kalibr
        Это не наши летописи, где каждый писал, что хотел.

        Вот именно этот шаблон у меня и сработал.
    2. +5
      25 ноября 2018 13:41
      Цитата: HanTengri
      Интересно на сколько нужно делить эти 200000, чтобы получить реальную численность войска?

      Мне тожа казались эти цифры чересчур завышенными поначалу. А потом я посмотрел среднюю урожайность риса сравнительно с культурами произраставшим в Европе. С учетом того, что в Японии снимают урожай несколько раз в год сейчас снимают до 150 ц/га, в то время как урожайность ржи или пшеницы сейчас в среднем около 25 ц/га., то есть приблизительно 6:1. Если в средние века соотношение было таким же, то, соответственно, один и тот же участок земли мог прокормить людей в шесть раз больше, чем в Европе, соответственно и плотность населения была больше. С учетом компактности территории Японии проблемы с логистикой также решаются проще, что еще более увеличивает мобилизационные ресурс. Так что 200000 - вполне себе, можно представить.
      Это на тот случай, если пояснения Вячеслава Олеговича вас не убедили. smile
      1. +2
        25 ноября 2018 18:56
        Цитата: Хозяин Трилобита
        Цитата: HanTengri
        Интересно на сколько нужно делить эти 200000, чтобы получить реальную численность войска?

        Мне тожа казались эти цифры чересчур завышенными поначалу. А потом я посмотрел среднюю урожайность риса сравнительно с культурами произраставшим в Европе. С учетом того, что в Японии снимают урожай несколько раз в год сейчас снимают до 150 ц/га, в то время как урожайность ржи или пшеницы сейчас в среднем около 25 ц/га., то есть приблизительно 6:1. Если в средние века соотношение было таким же, то, соответственно, один и тот же участок земли мог прокормить людей в шесть раз больше, чем в Европе, соответственно и плотность населения была больше. С учетом компактности территории Японии проблемы с логистикой также решаются проще, что еще более увеличивает мобилизационные ресурс. Так что 200000 - вполне себе, можно представить.
        Это на тот случай, если пояснения Вячеслава Олеговича вас не убедили. smile

        Камикадзе не дал произойти эпичному сражению японской пехоты и монгольской конницы. Хотя в эпоху Хубилая это уже не была чистая монгольская конница.
      2. +4
        25 ноября 2018 22:28
        Цитата: Хозяин Трилобита
        Это на тот случай, если пояснения Вячеслава Олеговича вас не убедили.

        Вы фсё врёти и скрываете! Знаем мы вас!wassat laughing Посмотрел численность населения Япопонии, эпохи Токугава - 15 млн. в среднем. Т.е. 200 тыс - это 1,3% моб. способности. Допустим войска собирались с половины территории => имеем 2,6% моб. способности, что вполне сопоставимо с Европой развитого средневековья. Погорячился я, выходит. crying
  5. 0
    25 ноября 2018 16:49
    Интересная статья.