Зарубежные копии советского ЗРК С-75 (часть 2)

20
Как уже говорилось в первой части обзора, итоговые испытания зенитно-ракетного комплекса HQ-2 начались в 1967 году, то есть через год после официального принятия на вооружение войск ПВО НОАК ЗРК HQ-1. Новая модификация имела такую же дальность поражения воздушных целей – 32 км и потолок - 24500 м. Вероятность поражения цели одной ЗУР, при отсутствии организованных помех – около 60%.


Один из первых вариантов станции наведения ракет SJ-202




Зенитные ракеты комплекса HQ-2 поначалу мало чем отличались ракет, используемых в составе НQ-1, и в целом повторяли советскую ЗУР В-750, а вот созданная в Китае станция наведения SJ-202 Gin Sling имела существенные внешние и аппаратные отличия от советского прототипа СНР-75. Китайские специалисты использовали собственную элементную базу и изменили расположение антенн. Однако доводка аппаратной части станции наведения сильно затянулась. В начале 70-х китайская радиоэлектронная промышленность сильно отставала не только от западных стран, но и от СССР, что в свою очередь отрицательно сказалось на помехозащищённости и надежности первых станций типа SJ-202.

Зарубежные копии советского ЗРК С-75 (часть 2)

Станция наведения SJ-202А


Одновременно с доводкой до требуемого уровня надёжности аппаратуры наведения была увеличена ёмкость баков ракеты, что дало прирост в дальности пуска. Кража усовершенствованных советских ракет, поставляемых во Вьетнам через территорию КНР, позволила китайским специалистам создать более надёжный радиовзрыватель и новую боевую часть с увеличенной вероятностью поражения цели.


Станция наведения ЗУР и кабины управления ЗРК HQ-2 на боевой позиции


Согласно данным, полученным американской разведкой, до второй половины 70-х боеспособность имеющихся в частях ПВО НОАК зенитно-ракетных дивизионов была невысокой. Приблизительно 20-25% ЗРК HQ-2 имели технические неисправности, препятствующие выполнению ими боевой задачи. Невысокая подготовка китайских расчётов и общее падение культуры производства и технологического уровня, произошедшие в КНР после «Культурной революции», отрицательно сказались на боеготовности войск ПВО. Кроме того, очень серьёзные проблемы имелись с созданием в войсках запаса зенитных ракет. Китайская промышленность с большим напряжением сил обеспечивала поставку минимально необходимого количества ЗУР, при этом качество производства было очень низким, и ракеты часто отказывали после пуска.


Заправка зенитной ракеты комплекса HQ-2


Так как в ракетах нередко имели место утечки топлива и окислителя, во избежание аварийных ситуаций, которые могли привести к уничтожению дорогостоящей техники и гибели расчётов, командование ПВО НОАК издало приказ вести боевое дежурство минимальным количеством ЗУР на ПУ, и осуществлять их тщательную проверку. Повысить техническую надёжность удалось в модификации HQ-2А, производство которой началось в 1978 году.


Полевая позиция ЗРК HQ-2А


Максимальная дальность поражения воздушных целей на этой модели составила 34 км, высотность удалось довести до 27 км. Минимальная дальность пуска была сокращена с 12 до 8 км. Скорость ЗУР – 1200 м/с. Максимальная скорость обстреливаемой цели – 1100 м/с. Вероятность поражения одной ракетой – около 70%.


Пусковая установка с ЗУР, входившие в состав ЗРК HQ-2А


После создания ЗРК HQ-2А разработчики откровенно забуксовали. Конечно, имелись определённые резервы в части повышения надёжности всех элементов комплекса, и у китайских специалистов было видение, как улучшить лётные характеристики ракеты. В то же время в КНР только зарождалась собственная научная школа, и не было необходимой базы фундаментальных исследований и технологических наработок. Разрыв военно-технического сотрудничества с СССР привёл к замедлению темпов разработки новых образцов высокотехнологичного оружия, и совершенствование китайских систем ПВО было продолжено путём воровства советских секретов.

В отличие от Северного Вьетнама, в Сирию и Египет во второй половине 60-х начале 70-х поставлялась самая совершенная техника ПВО. Так, Египет стал получателем достаточно современных модификаций семейства С-75. Помимо 10-см комплексов СА-75М «Двина» этой стране до 1973 года было передано: 32 ЗРК С-75 "Десна" и 8 ЗРК С-75М "Волга", а также более 2700 зенитных ракет (в том числе 344 ракеты В-755).

После того как египетский президент Анвар Садат решил замириться с Израилем и взял курс на сближение с США, из Египта выслали всех советских военных советников. В этих условиях китайская разведка сумела найти подходы к египетскому руководству, и в КНР был вывезен ряд образцов новейшей военной техники и вооружения советского производства. Таким образом, достаточно свежая экспортная модификация ЗРК С-75М с ракетами увеличенной дальности В-755 стала источником вдохновения для китайских специалистов в деле создания новых вариантов HQ-2.

Ввиду испорченных отношений Советский Союз прекратил сотрудничество с Египтом в области обороны. Так как по мере выработки ресурса комплексов ПВО в начале 80-х остро встала проблема их обслуживания, ремонта и модернизации, это подвигло египтян начать самостоятельные изыскания в этом направлении. Основной целью работ было продление сроков эксплуатации и модернизация выслуживших гарантийные сроки зенитных ракет В-750ВН (13Д). При китайской технической и финансовой поддержке под Каиром на базе построенных СССР мастерских по ремонту и обслуживанию техники ПВО, было создано предприятие, где осуществлялся восстановительный ремонт ЗУР и других элементов ЗРК. Во второй половине 80-х в Египте началась собственная сборка зенитных ракет, при этом некоторые ключевые элементы: аппаратура управления, радиовзрыватели и двигатели поставлялись из Китая.

После того как к программе модернизации подключились специалисты французской компании "Tomson-CSF", часть аппаратуры египетских ЗРК была переведена на новую твердотельную элементную базу. Модернизированная версия египетской «семьдесятпятки» получила по-восточному поэтичное название — "Тэйр Аль - Сабах" ("Утренняя птица").


Cпутниковый снимок Goole Еarth: позиция египетского ЗРК С-75 в окрестностях Исмалии

В данный момент в Египте на позициях развёрнуто примерно два десятка С-75. Основная часть модернизированных при помощи КНР и Франции ЗРК средней дальности расположена вдоль Суэцкого канала и защищает Каир. Все египетские ЗРК С-75 базируются на прекрасно подготовленных и хорошо укреплённых стационарных позициях. Их кабины управления, дизель-генераторы, транспортно-заряжающие машины с запасными ракетами и вспомогательная техника укрыты под толстым слоем бетона и песка. На поверхности остались только обвалованные пусковые установки и антенный пост станции наведения. Неподалёку от ЗРК имеются подготовленные позиции для малокалиберной зенитной артиллерии, которая должна прикрывать С-75 от ударов с малой высоты. Обращает на себя внимание тот факт, что сами позиции и подъездные пути к ним тщательно очищены от песка и находятся в очень хорошем состоянии.


Cпутниковый снимок Goole Еarth: позиция египетского ЗРК С-75 в окрестностях Каира


В данный момент Египет благодаря китайской и французской поддержке является крупнейшим в мире эксплуатантом модернизированных советских комплексов семейства С-75. За счёт реализации масштабной программы капитального ремонта, обновлению электронных блоков и налаженному производству зенитных ракет, в стране пирамид до сих пор несут боевое дежурство «семьдесятпятки», построенные в СССР более 40 лет назад.


Cпутниковый снимок Goole Еarth: реконструированная стационарная позиция к северу от Суэца, рядом развёрнут ЗРК С-75

Однако на основании анализа спутниковых снимков египетских зенитных комплексов, сделанных в предыдущие годы и в 2018 году, видно, что ЗРК С-75 постепенно снимают с вооружения. При этом прежние позиции, где в течение долгого периода времени несли боевое дежурство «семьдесятпятки», подвергаются капитальной реконструкции и расширяются, а базировавшаяся здесь ранее техника зенитно-ракетных дивизионов зачастую развёртывается в «чистом поле» неподалёку. На основании всего этого можно предположить, что в ближайшем будущем здесь предполагается разместить дальнобойные зенитно-ракетные системы с крупными самоходными пусковыми установками, по габаритам соответствующими российским С-400 или китайским НQ-9.

Обоюдовыгодное военное сотрудничество с Египтом дало возможность ознакомиться с ранее неизвестными китайским специалистам оригинальными советскими модификациями ЗРК С-75, что придало новый импульс совершенствованию китайских противовоздушных комплексов. Модернизация HQ-2 велась в нескольких направлениях. Помимо повышения помехозащищённости и увеличения вероятности поражения цели, в начале 70-х на основе имеющихся наработок была предпринята попытка создания комплекса с дальностью стрельбы более 100 км и придания ему противоракетных возможностей. Новый ЗРК, созданный на базе HQ-2, получил обозначение HQ-3, но успешно завершить работы по нему не удалось.

Китайские конструкторы пошли путём использования имеющихся узлов и агрегатов ракеты, при существенном увеличении ёмкости баков с топливом и окислителем и использовании более мощной первой разгонной ступени. Дальность сопровождения и наведения ЗУР на цель была увеличена за счёт повышения мощности излучаемого сигнала и изменения режима работы аппаратуры СНР.



В ходе испытательных пусков экспериментальная ракета продемонстрировала дальность управляемого полёта более 100 км. Однако из-за увеличившихся массы и габаритов, новая ЗУР по сравнению с HQ-2 имела гораздо худшую манёвренность. Кроме того, на дальности более 50 км прежняя радиокомандная система наведения давала слишком большую погрешность, что резко снижало точность наведения. Новая ракета была способна поражать цели на высоте более 30 км, но для борьбы с баллистическими ракетами этого было недостаточно. Кроме того, вероятность уничтожения боевого блока МБР осколочной боевой частью была очень невелика, а создать малогабаритную «специальную» БЧ для установки на относительно узкую ЗУР в те годы в КНР не сочли возможным. В итоге от создания дальнобойной и противоракетной модификаций на базе НQ-2 отказались.

Китайско-вьетнамский конфликт 1979 года продемонстрировал, что сухопутные подразделения НОАК остро нуждаются в мобильном ЗРК средней дальности, способном прикрывать войска на марше в и районах сосредоточения. Базовая модификация НQ-2 оказалась для этого совершенно непригодна. Как и его советский аналог ЗРК С-75, китайский комплекс имел в своём составе более двух десятков технических единиц различного назначения и развертывался на подготовленных в инженерном отношении площадках.


Укреплённая позиция китайского ЗРК НQ-2


Хотя комплекс считался подвижным, большая часть китайских ЗРК несла боевое дежурство в стационарном варианте, на прекрасно подготовленных в инженерном отношении позициях, где имелись железобетонные укрытия и пути подвоза ракет с твёрдым покрытием. В этих условиях не имела никакого значения низкая проходимость и невысокая скорость движения ракетных тягачей и транспортёров кабин. Но так как в вооруженных силах КНР не имелось войсковых комплексов средней дальности, командование НОАК потребовало создать высокомобильный ЗРК на основе НQ-2. Основным путём повышения подвижности ЗРК НQ-2В, принятого на вооружение в 1986 году, стало внедрение самоходной пусковой установки WXZ 204, созданной на базе лёгкого танка Тип 63.


Пусковая установка ЗРК HQ-2B на гусеничном транспортёре WXZ 204


Все остальные элементы ЗРК НQ-2В являлись буксируемыми. Для данной модификации были разработаны более помехозащищённая станция наведения, и ракета с дальностью пуска до 40 км и минимальной зоной поражения 7 км. После знакомства с полученными от Египта советскими ЗУР В-755 (20Д), на новой китайской зенитной ракете применили более совершенную аппаратуру радиоуправления и радиовизирования, автопилот, радиовзрыватель, боевую часть с готовыми поражающими элементами, жидкостный ракетный двигатель регулируемой тяги и более мощный стартовый ускоритель. При этом масса ракеты увеличилась до 2330 кг. Скорость полёта ЗУР – 1250 м/с, максимальная скорость обстреливаемой цели – 1150 м/с. Пусковая установка на гусеничном шасси, с заправленной ракетой весила около 26 т. Дизельный двигатель мог разогнать машину по шоссе до 43 км/ч, запас хода – до 250 км.



Однако двигаться с полностью снаряженной ракетой с высокой скоростью и на значительное расстояние было невозможно. Как известно, зенитные ракеты с ЖРД в заправленном состоянии являются достаточно нежными изделиями, которым категорически противопоказаны значительные ударно-вибрационные нагрузки. Даже незначительные механические воздействия могут привести к потере герметичности баков, что чревато самыми печальными последствиями для расчёта. Поэтому размещение пусковой установки ракет семейства С-75 на гусеничном шасси лишено особого смысла. Наличие самоходной ПУ конечно несколько сокращает время развёртывания, но мобильность комплекса в целом кардинально не повышает. В итоге, помучившись с гусеничными самоходными пусковыми установками, китайцы отказались от массового производства ЗРК HQ-2B в пользу НQ-2J, на котором все элементы являлись буксируемыми.


Пусковые установки и СНР SJ-202В на позиции ЗРК HQ-2J


Если верить рекламным проспектам, представленным в конце 80-х на международных выставках вооружения, вероятность поражения одной ракетой, при отсутствии организованных помех, для ЗРК НQ-2J составляет 92%. Зенитный ракетный комплекс благодаря внедрению в СНР SJ-202В дополнительного целевого канала способен в рабочем секторе радиолокатора наведения одновременно производить обстрел двух целей с наведением на них до четырех ракет.


Станция наведения ракет SJ-202В и кабины управления на позиции ЗРК HQ-2J в окрестностях Пекина


В целом ЗРК семейства НQ-2 повторяли пройденный в СССР путь с задержкой в 10-12 лет. В то же время в КНР не был создан аналог советской ЗУР В-759 (5Я23) с дальностью стрельбы до 56 км и высотой поражения 100-30 000 м. Максимум, чего удалось добиться китайским разработчикам ЗРК HQ-2J – это создать ракету с характеристиками советской ЗУР В-755 (20Д).


Зоны поражения советских зенитных ракет 20Д и 5Я23, входивших в боекомплект ЗРК С-75М2, С-75М3 и С-75М4

Также нет информации, что китайским специалистам удалось повторить характеристики помехозащищённости аппаратуры наведения ЗРК С-75М3 «Волхов», принятого на вооружении в СССР в 1975 году. В то же время китайские специалисты сумели на поздних вариантах НQ-2J установить телевизионно-оптические визиры с введением канала оптического сопровождения цели, что позволило в условиях визуального наблюдения воздушной цели вести ее сопровождение и обстрел без использования радиолокационных средств ЗРК в режиме излучения. Также во второй половине 80-х для защиты позиций ЗРК в войсках ПВО НОАК от противорадиолокационных ракет появились выносные имитаторы, воспроизводящие излучение станций наведения ракет.



Кроме того, все китайские комплексы, развернутые на постоянной основе вокруг важных административных, промышленных и военных объектов, размещались на отлично оборудованных в инженерном отношении стационарных позициях. Согласно сведениям, опубликованным в западных справочных изданиях с 1967 по 1993 год, в КНР было построено более 120 ЗРК НQ-2 различных модификаций и около 5000 зенитных ракет. По состоянию на середину 90-х на территории КНР имелось приблизительно 90 действующих позиций ЗРК НQ-2.


Спутниковый снимок Goole Еarth: авиалайнер пролетает над позицией ЗРК НQ-2 в окрестностях административного центра Урумчи, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе

Примерно 30 зенитных комплексов экспортировали в Албанию, Иран, Северную Корею и Пакистан. Bо вьетнамских источниках упоминается, что два дивизиона ранней модификации HQ-2 в рамках китайской военной помощи в начале 70-х были отправлены в ДРВ. Однако после включения из-за низкой помехозащищённости они были быстро подавлены средствами РЭБ и уничтожены американской авиацией.

По мере принятия на вооружение новых вариантов, выпущенные ранее комплексы дорабатывались в ходе проведения средних и капитальных ремонтов. В то же время с целью повышения боевых возможностей в состав некоторых ЗРК HQ-2В/J была введена многофункциональная станция боевого режима Н-200 с антенной фазированной решеткой. РЛС Н-200 изначально разрабатывалась для ЗРК КС-1A, который в свою очередь с середины 80-х разрабатывался для замены комплексов семейства HQ-2. Для применения в составе ЗРК HQ-2В/J в аппаратную часть РЛС Н-200 вводится аппаратура радиокомандного наведения зенитных ракет.


Многофункциональная РЛС Н-200


По мнению западных экспертов, РЛС Н-200 создана путём заимствования технических решений американской РЛС AN / MPQ-53. Согласно китайским данным РЛС Н-200 способна обнаруживать высотную цель с ЭПР 2 м ² на дальности до 120 км и брать её на сопровождение с 85 км. При высоте полёта 8 км дальность устойчивого сопровождения составляет 45 км. Станция после доработки комплекса HQ-2В/J может одновременно обстреливать три цели, наводя на них шесть ракет. Такая модернизация позволила существенно повысить боевые возможности стремительно устаревающих ЗРК первого поколения. Большая часть ЗРК HQ-2J доработанных для совместного использования с РЛС Н-200 размещена в окрестностях китайской столицы.


Cпутниковый снимок Goole Еarth: позиция ЗРК HQ-2 к северо-западу от Пекина


В прошлом вокруг Пекина было развёрнуто более 20 дивизионов HQ-2. Наибольшая плотность зенитных позиций располагалась с северо-западного направления, на пути наиболее вероятного прорыва советских дальних бомбардировщиков. В данный момент большая часть устаревающих ЗРК HQ-2 развернутых ранее вокруг столицы КНР заменена современными дальнобойными многоканальными ЗРС российского и китайского производства: С-300ПМУ1/2 и HQ-9.

Продолжение следует…

По материалам:
https://infonet.vn/dien-bien-phu-tren-khong-sam3-chua-kip-tham-chien-post42787.info
http://www.ausairpower.net/APA-PLA-IADS-SAMs.html#mozTocId499312
http://simhq.com/forum/ubbthreads.php/topics/3789199/Chinese_HQ-1/2
http://www.redov.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_1999_03/p11.php
http://rusarm.com/files/arsenal/Arsenal-2010-2.pdf
http://missilethreat.com/defense-systems/hongqi-2-hq-2/
http://www.ausairpower.net/APA-PLA-IADS-Radars.html#mozTocId564962
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    1 декабря 2018 06:17
    Отличная статья! hi
    Успел первым звёздочку поставить! winked
  2. +10
    1 декабря 2018 08:19
    Для данной модификации были разработаны более помехозащищённая станция наведения, и ракета с дальностью пуска до 40 км и минимальной зоной поражения 7 км. После знакомства с полученными от Египта советскими ЗУР В-755 (20Д), на новой китайской зенитной ракете применили более совершенную аппаратуру радиоуправления и радиовизирования, автопилот, радиовзрыватель, боевую часть с готовыми поражающими элементами, жидкостный ракетный двигатель регулируемой тяги и более мощный стартовый ускоритель. При этом масса ракеты увеличилась до 2330 кг. Скорость полёта ЗУР – 1250 м/с, максимальная скорость обстреливаемой цели – 1150 м/с. Пусковая установка на гусеничном шасси, с заправленной ракетой весила около 26 т. Дизельный двигатель мог разогнать машину по шоссе до 43 км/ч, запас хода – до 250 км.
    Ну не знаю? У нас в полку было два случая, правда с МГМ, когда расчёты в ходе тренировок не убеждались в надёжном сцеплении седла с полуприцепом и при падении полуприцепа, макет ломался между баками. Сергей спасибо, интересно сравнить с ракетами, бывшими на вооружении у нас. В !970 году на нашем ЗРК мы могли использовать все 6-см ракеты, так как заводом были проведены все доработки по циклу М-1. Последние доработки перед модернизацией по циклу М-2, это были установка селектирующего блока для стрельбы в маловысотном и пассивном режимах и аппаратура для ракет 15Д( В-760). Выходит что китайские доработки своих ЗРК были не полными и француы чере 10-ть лет не поняли наши идей по модерниации ЗРК С-75.В ходе последующей эксплуатации комплексов С-75М для них были разработаны модернизированные варианты ракеты 20Д:
    • 20ДА — ракеты, отслужившие гарантийный срок, при ремонтах переоборудовались на заводах в ракеты модификации 20ДС.
    • 20ДП — вариант ракеты В-755, доработанный для наведения на цель на пассивном участке траектории. По Решению ВПК N136 от 12 сентября 1960 г. были развернуты работы по расширению зоны поражения дозвуковых воздушных целей за счет наведения ракет на пассивном участке траектории. Предполагалось увеличить в полтора раза максимальную дальность пуска ракет по дозвуковой цели с ЭПР 6-8 м(кв) и обеспечить дальнюю границу зоны поражения 55-60 км. Конструкторские испытания должны были начаться во II кв. 1961 г. Увеличение времени полета ракеты потребовало проведения комплексной работы по ее модификации. Для обеспечения более продолжительного полета ЗУР с работающим ЖРД был разработан вариант двигателя, получивший обозначение С2.720.А2. Требовалось провести доработки радиовзрывателя 5Е11, системы самоликвидации, предохранительно-исполнительного механизма, бортового источника питания. Особая сложность состояла в обеспечении энергоснабжения бортовой аппаратуры и привода рулевых машинок, обеспечивавших перекладку аэродинамических рулей. Было увеличено время задержки срабатывания самоликвидатора ракеты. За счет использования ракеты на пассивном участке траектории дальняя граница зоны поражения доработанных комплексов была увеличена до 56 км. Самоликвидация ракеты производилась ограничением времени полета или при промахе независимо от времени полета. Отслужившие гарантийный срок ракеты 20ДП при ремонтах переоборудовались на заводах в ракеты модификации 20ДС.
    • 20ДУ — (В-755У) — модификация ракеты 20Д с уменьшенным временем предстартовой подготовки была передана в серийное производство во второй половине шестидесятых годов. Длина ракеты — 10,8 м, масса — 2398 кг. Ракеты, отслужившие гарантийный срок, при ремонтах переоборудовались на заводах в ракеты модификации 20ДСУ.
    • 20ДС — модификация ракеты с селектирующим блоком для обеспечения стрельбы по целям с высотой полета менее 200 м;
    • 20ДСУ — модификация ракеты, оснащенная селектирующим блоком, бортовая аппаратура доработана для уменьшения времени предстартовой подготовки. http://investxp.ru/blogs/bypassing/chemu_nas_uchili_na_atashke_ili_zametki_o_zrk_s-75_4_chast/
    Единственно что интересно, так это последние китайские разработки на твёрдотельных элементах
    1. +2
      2 декабря 2018 14:53
      Цитата: амурец
      Выходит что китайские доработки своих ЗРК были не полными и француы чере 10-ть лет не поняли наши идей по модерниации ЗРК С-75.

      Николай, добрый вечер!
      Дело в том, что китайско-французская модернизация ЗРК С-75 в Египте в первую очередь была направленна не на повышение боевых возможностей ЗУР и аппаратной части комплексов, а на продление сроков эксплуатации в условиях когда техподдержка и обслуживание со стороны СССР прекратились.
  3. +3
    1 декабря 2018 08:47
    Спасибо за интереснийший материал.
  4. +3
    1 декабря 2018 09:55
    Надеюсь что Сергей и ЗРК С-125 также интересно опишит,спасибо.
    1. +5
      1 декабря 2018 11:52
      Цитата: merkava-2bet
      Надеюсь что Сергей и ЗРК С-125 также интересно опишит,спасибо.

      Уже было:
      ЗРК С-125 в XXI веке
      https://topwar.ru/91281-zrk-s-125-v-xxi-veke.html
  5. +5
    1 декабря 2018 11:03
    hi День добрый. Спасибо.
    В данный момент в Египте на позициях развёрнуто примерно два десятка С-75.
    март 1975. Подготовка в Египетской пустыне.

    feel Про китайский HQ-2, роликов не нашлось. Но за-то, есть фильм про работу расчётов ЗРК С-75 во Вьетнаме soldier
    (История и современность)

    1. +3
      2 декабря 2018 03:52
      Цитата: san4es
      Про китайский HQ-2, роликов не нашлось.

      Вот китайский игровой фильм про первое боевое применение HQ-1. Впрочем, в этой роли выступают станции наведения и ракеты ЗРК HQ-2.

      [media=https://www.bilibili.com/video/av13080855/]
  6. +2
    2 декабря 2018 02:41
    Спасибо Сергей good
    1. +2
      2 декабря 2018 03:00
      Цитата: Спайков Джавелин Тоувич
      Спасибо Сергей good

      drinks
  7. +2
    2 декабря 2018 10:48
    Сергей ,привет
    Во-первых , проверь почту .
    Во-вторых ,фраза о том , что Египет , в отличие от Вьетнама , получал самую совершенную технику , тоже неточна . Слава Богу , отправляли не всю современную технику .
    И по поводу перевозки ракет с ЖРД - как я понимаю , это относится к жидкогадостным ракетам 75-го комплекса . Круговские , сколько помню , ездили нормально .
    1. +2
      2 декабря 2018 13:51
      Цитата: sivuch
      Сергей ,привет

      Привет!
      Цитата: sivuch
      Во-первых , проверь почту .

      Гляну обязательно... yes
      Цитата: sivuch
      Во-вторых ,фраза о том , что Египет , в отличие от Вьетнама , получал самую совершенную технику , тоже неточна . Слава Богу , отправляли не всю современную технику .

      Давай так, а чего не было в 1973 году в Египте, что было в СССР? С-75 и С-125 поставлялись конечно в экспортных модификациях, но они в основном отличались системой госопознавания и боевого управления. В части ЗУР и непосредственно аппаратуры ЗРК - это были самые современные модификации. Египет не получил дальнобойную С-200А, но "Ангару" тогда только приняли на вооружение. Не было у арабов мобильных "Кругов", но их даже в страны ОВД начали позже поставлять. "Стрела-1" в египетской армии была, "Осу" на вооружение приняли где-то в 1971 г., и в 1973 её даже в ПВО СВ почти не было. Зато у арабов был новейший и очень эффективный по тем временам "Квадрат". А теперь давай сравним с тем, что из всего перечисленного имелось во Вьетнаме ?
      Цитата: sivuch
      И по поводу перевозки ракет с ЖРД - как я понимаю , это относится к жидкогадостным ракетам 75-го комплекса . Круговские , сколько помню , ездили нормально .

      Правильно понимаешь, дорогой товарищ...но есть один нюанс, который ты как человек написавший замечательную монографию про ЗРК "Круг" не можешь не знать. В ЗУР ЗМ8 использовался прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) работающий на жидком топливе(керосине). Когда говорят о ЖРД, обычно имеют ввиду двигатель работающий на жидком топливе и окислителе.
      1. +3
        2 декабря 2018 18:35
        Сергей , привет .
        Если я правильно понимаю , мы тут остались одни . Может , оно и к лучшему .
        Во-первых , чего не было . Вообще-то , ПВО - это не только зрк (капитан Очевидность) . Я имел в виду и РЛС и АСУ . Скажем , согласно известной таблице из БМПД на 120 с лишним дивизионов С-75 и С-125 было поставлено всего 4 АСУРК-1М . Скорее всего , их даже не успели применить , хотя компетентные органы наверняка покопались .
        .Вот тут
        http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_2000_03/p4.php
        Война в небе Египта
        (К 30 – летию участия советской авиации в боевых действиях на Ближнем Востоке в 1969 – 1971 гг. )
        пишут , что поставили несколько АСУ для наведения ИА -
        ВВС Египта приобрели несколько дивизионных и полковых комплектов АСУ (ВП-ОЗМ и ВП-02М). Их экипажи были в спешном порядке укомплектованы специалистами с высшим образованием и студентами технических вузов. Однако из-за недостаточной подготовки летчиков и расчетов ПУ, боевое применение АСУ, по нашим данным, не осуществлялось. Впоследствии оборудование систем было разукомплектовано. Тягачи ЗИЛ-131 с повышенной проходимостью (автоматикой колесного давления) стали применяться для перевозки по пустыне грузов наличного состава.
        Примерно то же с РЛС . Насколько можно судить , самые последние РЛС - П-37 , П-40 , П-18 им , слава тебе , Господи , отправить не успели .
        Про Стрелу-1 сказать трудно . У Димы поминается , что эти зрк охраняли канал . Однако о непосредственном участии в боях не сказано ничего .В списке потерь израильской авиации о них тоже ни сном , ни духом . При том , что они довольно удачно отметились во всех последующих конфликтах , кроме 1982 .
        С Кругом - я же не спорю , что у других (тем более , Вьетнама) и этого не было .Просто фраза Самое современное вооружение требует уточнения . Вега , если склероз не изменяет , появилась в 1970 году .
        Но , конечно , чтобы отправить ее в Египет , не было и речи . Осы в 73 году просто ничем бы не помогли
        1. +2
          3 декабря 2018 06:32
          Цитата: sivuch
          Если я правильно понимаю , мы тут остались одни . Может , оно и к лучшему .

          Ну судя по "+", это не совсем так.

          Цитата: sivuch
          Я имел в виду и РЛС и АСУ

          По поводу Систсем управления согласен yes Тем не менее в Египте и САР к 1973 году имелась очень сильная группировка ПВО, в Израиле и близко такого не было. И я по прежнему считаю, что это была по большей части самая современная для того времени техника, хотя конечно "арабским друзьям", поставили не всё, что было в СССР. Что касается египетских радаров, то тут надо копать. Возможно, что П-18 всё таки поставляли.
          1. +1
            5 декабря 2018 00:09
            Цитата: Bongo
            Тем не менее в Египте и САР к 1973 году имелась очень сильная группировка ПВО,

            Для обеспечения непрерывной боевой готовности зрдн, как пра¬вило, две ракеты на стартовой позиции содержались в режиме «Подготовка II». Режим постоянной готовности привел к тому, что на многих ракетах ресурс работы бортаппаратуры (до 200 ч в сумме режимов «Подготовка II» и «Подготовка I») скоро оказался выработанным.

            в 2—2,5 раза превышал установленные сроки!
            Это привело к тому, что бортовая аппаратура около 70% ракет, находившихся на дежурстве, наработала от 100 до 300 ч при установленном эксплуатационном ресурсе 150 ч.
            при проведении входного контроля, был уход частоты ответчика за эксплуатационный допуск.
            Входной контроль был проведен на всех ракетах, поступивших в ОАР

            указанный недостаток имел место на 32% поверенных ракет!

            Около 40% ЗРК СА-75М ПВО ОАР находились в эксплуатации с 1962 года. Интенсивность эксплуатации высокая и достигла в последние годы в связи с ведением боевых действий более 3000 ч в год

            К неисправностям, вызванным неправильной или небрежной эксплуатацией, относятся следующие:
            —износ подшипников моторов сканирования антенн ПА-11 и ПА-12;
            — коррозия и загрязнение внутренней поверхности главного волновода блока ПА-42 из-за несвоевременной его проверки и чистки;
            — загрязнете клистронных камер, покрытие коррозией плунжера клистронных камер и шестерней ручной настройки;
            — выход из строя до 30—40% контрольных гнезд блоков из-за работы нестандартными штекерами. wassat

            Пусковые установки СМ-бЗ-П.
            Большинство неисправностей, возникших на ПУ при длительной эксплуатации, обусловлены "несоблюдением" (арабы,чего с них взять) инструкций по обслуживанию ПУ, а также небрежной работой боевых расчетов.
            На пусковых установках имели место следующие неисправности:
            — обгар контактов в контакторах АТП-2М (40% ПУ);
            — не работают тормоза заднего хода повозки из-за неисправности пневмосистемы (15% ПУ);
            — не работает лебедка газоотражателя из-за погнутости червячного винта лебедки (8% ПУ);
            — погнуты рычаги механизма слома стрелы из-за неправильной установки копира 01-296 во время эксплуатации (5% ПУ);
            —оборваны крышки блока ИМБ-3 (6,4% ПУ);
            —из-за погнутости штока не вращается рукоятка ускоренной уборки домкрата заднего хода повозки (22% ПУ).;
            — стрела ПУ самопроизвольно поднимается о о углу места примерно на 30° из-за разрегулировки ленточных тормозов (8% ПУ).
            и тд и тп
            песок там
            Имел место частый выход из строя отдельных механических узлов в блоках И-65М и И-63М: редуктора ЗА6.332.076, стопора ПК.6.273.003, мембранной муфты АТ-261. Выход из строя механичеcких узлов объясняется попаданием: в блоки мелкой пыли, несвоевременным проведением чистки и смазки механических узлов.



            Всё как и позже в Ливии
            Стрельбы ЗРС С-175 и С-75 проведены с нарушением правил стрельбы ЗУР и рекомендацией СВС. Уровень выучки рассчётов -недостаточен. Позиции не менялись


            Цитата: Bongo
            Возможно, что П-18 всё таки поставляли.

            СРЦ П-12 И П-15.
            П-18 «Терек» приняли на вооружение в СССР в 1971 (1972), игиптяне уже практически перестали воевать с Израилем
            1. 0
              5 декабря 2018 05:07
              Уважаемый Иван Арнольдович lol , жаль, что Вы не смогли принять участие в обсуждении публикации когда она только вышла. Но пост классный! good
              Что касается этого:
              Цитата: Айболит
              П-18 «Терек» приняли на вооружение в СССР в 1971 (1972), игиптяне уже практически перестали воевать с Израилем

              То тут всё неоднозначно. Экспортный вариант "Куба" - "Квадрат" тоже появился в 1971 году, что не помешало арабам очень эффективно применить его в "Войне судного дня". А в состав полковых средств обнаружения этих комплексов, изначально входили более совершенные станции чем П-12 И П-15.
              1. +1
                5 декабря 2018 14:53
                День добрый Сергей.
                Я очень занят. Окупанты напрягли:
                До 1 января 2019 года все предприятия (абсолютно все!!!) обязаны провести спецоценку условий труда. Не забудьте. Трудовые проверки могут начаться сразу же после новогодних праздников. Спецоценка условий труда была введена еще в 2014 году Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

                первый штраф 60 000-90 000рублей, повторно 200 000рублей.
                СОУТ для офисного планктона?
                Цитата: Bongo
                То тут всё неоднозначно. Экспортный вариант "Куба" - "Квадрат" тоже появился в 1971 году,

                развернуть и применить SA-6 и П-18: ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ.
                Абы где бы П-18 нне поставишь
                1. 0
                  5 декабря 2018 14:59
                  Цитата: Айболит
                  Абы где бы П-18 нне поставишь

                  А чем процедура развёртывания П-18 принципиально отличается от П-12 на базе ЗиЛ-157 ? Мобильность и время развёртывания у этих станций примерно одинакова.
                  1. 0
                    5 декабря 2018 17:33
                    Цитата: Bongo
                    А чем процедура развёртывания П-18 принципиально отличается от П-12 на базе ЗиЛ-157

                    1. Почему ЗиЛ-157?
                    П-18 это пять транспортных единиц.
                    *Аппаратная, машина – автомобиль «Урал-375А» с кузовом К-375, масса автомобиля 12430 кг. В аппаратной машине размещены приемно-передающая аппаратура, индикаторы, аппаратура защиты.
                    *Машина АМУ – автомобиль «Урал-375Д» со специальным кузовом, масса автомобиля 12936 кг. В машине АМУ размещаются элементы АМУ, лебедки для монтирования АМУ, ЗИП.
                    *Машина НРЗ-П изделие 1Л22 – автомобиль «Урал-375А» с кузовом К-375, масса автомобиля 12430 кг. В машине НРЗ размещены приемно-передающая аппаратура, элементы АМУ НРЗ.
                    **Два прицепа силовых ПС-1 и ПС-2 типа 700Г, масса прицепов 6545 и 6631 кг соответственно. В прицепах ПС-1 и ПС-2 размещаются по одному агрегату питания АД-10-Т/230-М, а также кабельные катушки и ЗИП станции

                    2. Да практически ни чем.
                    Только речь о развёртывании
                    Цитата: Bongo
                    Экспортный вариант "Куба" - "Квадрат" тоже появился в 1971 году,
                    и П-18. Верно?

                    При выборе позиции должно учитываться существенное влияние рельефа местности на формирование диаграммы направленности станции в вертикальной плоскости

                    Наилучшей позицией является ровная горизонтальная площадка радиусом 500–1000 м на открытой местности или вблизи водной поверхности.
                    7Допустимые пределы неровности позиции:на расстоянии 100 м от антенны-не более 0,55 м;на расстоянии 500 м – до 3 м;па расстоянии 1000 м–до 5 м.Уклон позиции допускается не более +0,5-2°. Площадка должна выбираться на расстоянии не менее 1000 м от леса и населенных пунктов сельского типа и не менее 2000 м от населенных пунктов городского типа. Отдельные деревья и мелкий кустарник на работу станции не влияют. Углы закрытия не должны превышать 15'. Водная поверхность увеличивает дальность обнаружения станции. Поэтому желательно размещать станцию вблизи водной поверхности на отлогом берегу не далее 100м от берега при ширине зеркала водной поверхности не менее 400м

                    Её в любом случае в Египет бы не отправили в 1972-73.Зачем? Что бы израиль получил доступ?
                    1. +1
                      6 декабря 2018 14:13
                      Цитата: Айболит
                      Почему ЗиЛ-157?

                      Потому, что П-12НА размещалась именно на этом шасси ( на двух автомобилях)
                      Цитата: Айболит
                      П-18 это пять транспортных единиц.

                      Простите, а сколько машин (без радиолокационного запросчика, ЗИП и мобильного дизель-генератора) необходимо для работы РЛС на позиции? И давайте сравним потребное количество машин с П-12 ?
                      Цитата: Айболит
                      При выборе позиции должно учитываться существенное влияние рельефа местности на формирование диаграммы направленности станции в вертикальной плоскости

                      Да Вы прям капитан очевидность...а для П-12 которая работает в том же частотном диапазоне, и на базе которой создана П-18 это условие не соблюдается? what
                      Цитата: Айболит
                      Её в любом случае в Египет бы не отправили в 1972-73.Зачем? Что бы израиль получил доступ?

                      Вы про войну Судного дня слышали, и когда она состоялась? По Вашему П-18 это более критичная в плане технологий техника, чем ЗРК "Куб" (Квадрат) ? no
                      Сирия и Египет были просто напичканы к 1973 году новинками советской ПВО.
                      Не знаю как в Египте (скорей всего тоже), но в САР и ПВО СВ СССР РЛС П-18 входили в полковой комплект ЗРК "Куб-Квадрат".