Старый Свет строит новые истребители. Англичане проснулись. Окончание

17
Министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон открыл презентацию проекта на полях авиасалона Фарнборо словами:
«Давайте ясно определимся: мы вступаем в опасную новую эру. Поэтому наше основное внимание должно быть сосредоточено на будущем и на том, как мы реагируем на появляющиеся угрозы. Сегодня мы предлагаем вам заглянуть в завтрашний день, и начнем с макета, который стоит рядом со мной. Tempest (Буря) – перспективный истребитель будущего с передовой силовой установкой и энергетикой, виртуальной кабиной, объединенной в «рой», с новейшим вооружением, включая лазерное оружие. Пилотируемый, либо беспилотный, он будет быстро модернизируемым и устойчивым к кибератакам».


Работы по британской теме истребителя шестого поколения ведет команда Team Tempest, которая включена в состав программы «Технологической инициативы по созданию перспективной авиационной боевой системы» (FCAS Technology Initiative, FCASTI). Стоит отдельно упомянуть, что британцы занялись разработкой истребителя сразу шестого поколения, не имея опыта работы над машинами пятого поколения. Team Tempest состоит из спецов ВВС из Управления оперативного развертывания RCO (Rapid Capabilities Office), Лаборатории военной науки и технологии DSTL (Defence Science and Technology Laboratory), а также Организации по оборонным закупкам и снабжению DE&S (Defence Equipment and Support). Партнерами-разработчиками «железа» выступают: BAE Systems, ответственный за планер и общую интеграцию всех систем; Leonardo, разрабатывающий сенсоры и авионику; MBDA, работающий над вооружение истребителя; Rolls-Royce – двигатели и энергетические установки. То есть назвать проект исключительно британским нельзя.



Старый Свет строит новые истребители. Англичане проснулись. Окончание

Tempest пока летает только в анимации

Интересно, что концепция Tempest появилась из мертворожденного «Доклада по стратегической обороне и безопасности» от 2015 года, положения которого, рассчитанные на пять лет, оказались невыполнимыми из-за резкой смены угроз национальной безопасности Великобритании. Наследницей стала «Программа модернизации обороны» MDP (Modernising Defence Programme), призванная обеспечить более эффективное расходование скромного британского оборонного бюджета. Дело в том, что у министерства обороны Англии не хватает средств на полное удовлетворение потребностей в закупке новой техники. Дефицит оборонного бюджета в ближайшие годы в самом пессимистичном варианте развития событий может составить более 20 млрд. фунтов стерлингов. Во многом виной этому стал пресловутый «брексит», который отвлек внимание кабинета министров от оборонной тематики. Программа разработки нового истребителя должна быть утверждена до конца 2020 года, деньги на разработку планируют выдать к 2025 году, а сам проект предполагают вывести на оперативную готовность только к 2035 году. При этом британцы планируют обойтись при разработке во многом революционного истребителя «малой кровью» — всего в 10 млрд. фунтов стерлингов. Первый контракт уже заключен – BAE Systems 3 июля 2018 года получила деньги на 12-месячный цикл разработки концепций и технологий истребителя.


Макет на выставке в Фарнборо в июле 2018 года

Макет Tempest представляет из себя классическую «бесхвостку» с так называемым «лямбда-крылом» большой площади и двухкилевым вертикальным оперением. Как предполагается, натурная модель в Фарнборо была установлена на шасси Tornado. Примерные размеры: длина – 18 м, размах крыла – 13 м, высота – 4 м. Изюминкой британского самолета будущего будет «носимая кабина» (Wearable Cockpit) с элементами дополненной и виртуальной реальности, а также системой управления жестами. Последнее британцы, очевидно, подсмотрели у интерфейса автомобилей BMW 7 series. Графическая информация выводится на нашлемный блок индикации дополненной реальности, в роли которого пока выступает Striker II. Фактически кабина Tempest должна лишиться практически всех традиционных индикаторов и дисплеев. В каждом конкретном случае выполнения боевого задания набор виртуальной «приборной доски» будет свой.


Концепция реконфигурируемого отсека вооружений и установка для его испытаний


Испытания Flexible Payload Bay в Уортоне

Новый самолет должен обладать модной ныне многофункциональностью – его можно будет быстро реконфигурировать и модернизировать под конкретные тактически задачи. Частным примером такого подхода становится многофункциональный грузовой отсек (Flexible Payload Bay), над которым уже несколько лет работает BAE System на заводе в Уортоне. Авиационные техники будут в состоянии менять объем отсека, его конфигурацию, механизм открытия створок и даже сами створки. Предполагается, что внутри самолета могут скрываться недорогие и компактные дроны, разрабатываемые в рамках секретной программы LANCA.


Революционный виртуальный кокпит

Если касаться вооружения перспективного самолета, то на Фарнборо были представлены ракеты класса «воздух-воздух» Meteor и управляемые боеприпасы SPEAR 3. Безусловно, спектр носимого вооружения будет гораздо больше – тут и гиперзвуковые ракеты, и противокорабельные боеприпасы, а также микроволновое и лазерное оружие. В случае необходимости Tempest может быть оперативно переоборудован из пилотируемого варианта в полностью беспилотный летательный аппарат, управляемый искусственным интеллектом. По этому поводу скептически высказался начальник штаба ВВС Великобритании Стивен Хиллнер:
«Люди давно осознали, что не так просто использовать беспилотные системы в сложной ситуационной обстановке. К тому же, есть еще проблемы морально-этического характера».



Силовая трехконтурная установка, разрабатываемая Rolls-Royce

Rolls-Royce на летнем авиасалоне в Фарнборо рассказал о концепции нового двигателя для истребителя. Это трехконтурный реактивный двигатель изменяемого цикла, имеющий трехступенчатый компрессор низкого давления с широкохордным вентилятором, пятиступенчатым компрессором высокого давления, одноступенчатой турбиной высокого давления и двухступенчатой турбиной низкого давления. В двигатель интегрирован стартер-генератор, который за счет компактности уменьшает мидель самолета, а также питает целый ряд систем от бортовых датчиков до боевых лазеров. Все работы по новой силовой установке, естественно, засекречены и несут шифр Advance 1. Самое интересное, что Tempest не будет заменять F-35, а лишь дополнит его возможности. Министерство обороны не собирается отказываться от дальнейших закупок 138 американских самолетов, с которыми Британия проживет еще лет сорок. По поводу перспектив нового комплекса шестого поколения бравурнее всех выразился начальник Штаба ВВС Хиллиер, когда поведал, что Англия в итоге станет чуть ли не мировым лидером в этой сфере. Для этого, если верить начштабу, есть все – и инженерные кадры, и бесценный опыт. А вот шеф BAE Systems Чарльз Вудберн не столько категоричен в суждениях: «Наше мнение состоит в том, что создание авиационных систем следующего поколения — это «командный спорт», и используя футбольную аналогию, на поле нужны самые сильные игроки, и в наших интересах сделать именно так». Видимо, не столь обширен штат инженеров, и не столь широки компетенции. В итоге интерес к «общему делу» Tempest уже проявили и Boeing, и SAAB, и даже Lockheed Martin.

Конкуренты по другую сторону Ла-Манша из Airbus не особо хотят видеть английскую машину в небе и ищут новые поводы для консолидации усилий по общеевропейскому проекту. Так, глава авиастроительной компании Том Эндерс на Фарнборо сказал:
«Пришло время серьезно задуматься о консолидации и объединении усилий в одном направлении. Нет места для трех разных программ создания истребителя нового поколения, нет места даже для двух. Если мы действительно хотим, чтобы следующее поколение было конкурентоспособным с американцами, нам всем нужно объединяться. Это императив для промышленности».


Босс Dassault Эрик Траппье, наоборот, похвалил проект:
«Это хорошая новость. В начале 2000-х Великобритания не видела нужды строить свой собственный истребитель и вместо этого заказала F-35. Я смотрю, англичане проснулись».


По материалам издания "Взлет".
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    18 декабря 2018 06:54
    В двигатель интегрирован стартер-генератор, который за счет компактности уменьшает мидель самолета, а также питает целый ряд систем от бортовых датчиков до боевых лазеров. - Турбостартер на современных самолетах и так небольшой на су-24 например по объему как 3х литровая банка
    1. +1
      18 декабря 2018 14:50
      Цитата: кволту
      Турбостартер на современных самолетах и так небольшой на су-24 например по объему как 3х литровая банка

      1. АЛ-21Ф-3 (изделие «89») ОДНОКОНТУРНЫЙ, Тяга 7800 кгс R-R A1 3х контурный,3х вальный, ну минимум 15000 кгс.
      Как их можно сравнивать? А турбостартеры как можно сравнивать?

      2. при наличии ТС, даже размером с 3х литровую банку, мидель-то все равно увеличивается

      +зубчатая передача на ротор
      1. 0
        21 декабря 2018 21:48
        Как их можно сравнивать? А турбостартеры как можно сравнивать?- да движки я не сравнивал внимательно читай, просто в статье про интеграцию турбостартера генератора как о большом достижении)) влияющим на ТТХ ЛА
  2. +2
    18 декабря 2018 08:38
    Изюминкой британского самолета будущего будет «носимая кабина» (Wearable Cockpit) с элементами дополненной и виртуальной реальности, а также системой управления жестами. Последнее британцы, очевидно, подсмотрели у интерфейса автомобилей BMW 7 series.

    А у пилота будет возможность жесты махать, особенно в сложных и быстроменяющихся условиях?
    Не, я понимаю, наши фигушки и прочие "неприличные" жесты пин дос никам показывают, но это же во время прямолинейного полёта, без маневра. А когда перегрузкой будет плющить тут уж точно не до жестов.
    Нашли что с чем сравнивать, автомобиль и истребитель. Одно слово, "британские учёные". sad fellow laughing
    1. 0
      18 декабря 2018 14:42
      Зачем судите так строго? Перспективы есть, правда придется 'легализировать' мат и соответствующие жесты инкорпорировав их в ПО. А что, летчик показал фигуру из трех пальцев - ушла ракета ВВ, показал другую - сбросилась бомба, показал 'козу' - отстрелялись ловушки... smile А если разширить словарь, то 'летчиков' можно набирать прямо возле ларьков... уже самоподготовленных... smile
  3. +7
    18 декабря 2018 08:48
    Первый враг всех этих проектов - Ф35....второй -цена. Нет массовости - нет самолета. Европейский проект угрожает массовости американского пятого поколения.
  4. -4
    18 декабря 2018 08:54
    Макеты, теж мультики .... но если деньги вложить, может получится.
    Они, в отличии от наших фантазёров, технический уклад меняют и специалистов готовят, у себя и для себя!
    С нашими "рэформаторами" мы мож оказаться в полной ж-ж-ж прожужжим мимо.
    В принципе, шо то делается и у нас, но это должна быть полноценная госс программа, подготовки и кадров, с школы буквально, и "перевооружении" промышленного производства, не так, не на то, шо сумели за бугром купить, а свое, отечественное оборудование выпускать!
  5. -1
    18 декабря 2018 09:11
    Не проснулись.Ни одно соединение королевских ВВС такими истребителями не укомплектовано.На радость ГК ВВС РФ.
  6. +1
    18 декабря 2018 10:20
    За 10 миллиардов они могут разве что всей командой сходить в пиццерию
  7. +1
    18 декабря 2018 12:15
    Сделать модель из картона или в виде компьютерной графики ,это не значит начать выпуск ! Раз замечтали то это лет 15 ! Да и не факт ,что америка разрешит ,мусор ведь в качестве F-35 надо куда то выбрасывать !
    1. -1
      18 декабря 2018 12:49
      Цитата: Berg Berg

      Сделать модель из картона или в виде компьютерной графики ,это не значит начать выпуск ! Раз замечтали то это лет 15 !

      Су-57 такой Су-57 wink
      1. 0
        18 декабря 2018 22:17
        Хоть он и СУ-57 ,но он наш СУ-57 !
  8. 0
    18 декабря 2018 13:56
    Может кто-нибудь об’яснить в чем преимущества безхвостовой конфигурации? Смотрю все концепты по такой схеме построенны.
    1. +1
      18 декабря 2018 14:55
      Меньше отражающих поверхностей и ниже РЛС заметность...но хуже маневренность....
      1. 0
        19 декабря 2018 00:49
        Тогда и кили надо убирать. Они еще больше светятся на радарах, чем хвост. Даже наклонные.
        У американцев полная "бесхвостка" B-21 Raider без механических закрылок и предкрылок уже в продвинутый стадии разработки.
        Конечно, это не истребитель - особой маневренности не надо. Но ПО управления американцы напишут раньше англичан. Если поделятся - британцам повезет.
        А кили надо делать втягивающимися. При обычном полете они не нужны, когда виражи
        - выдвигаются.
    2. +3
      18 декабря 2018 15:00
      Цитата: Xazarin

      Может кто-нибудь об’яснить в чем преимущества безхвостовой конфигурации? Смотрю все концепты по такой схеме построенны.

      -малая величина безиндуктивного сопротивления и, отсюда, повышение аэродинамического качества (малая омываемая площадь ЛА и отсутствие вредной интерференции)
      -повышенная весовая отдача
      -пониженная заметность средствами радиолокации, вследствие существенно
      меньшего количества «блестящих точек»
      и тд.
      Но и минусов там тоже до фига

      появились треугольные/дельтавидные крылья малого удлинения +ЭДСУ= стало проще
      1. +1
        18 декабря 2018 17:53
        Благодарю за ответы.