Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина

82
«Додж». Мы уже рассказывали о самом распространённом автомобиле этой марки, Dodge WC-51, который «три четверти».





Сегодняшний экспонат относится к модификации WC-21, несколько отличавшейся от WC-51 и WC-52, которые массово поставлялись по ленд-лизу.

Но начнем сегодня не с «Доджа», а с изделия фирмы «Белл». Конкретно – с истребителя «Белл» Р-39 «Аэрокобра».



Эти самолеты массово шли к нам, за что спасибо американским союзникам. Очень много немецких самолетов было «приземлено» благодаря этим самолетам, ну а про Александра Ивановича Покрышкина в нашей стране, слава богу, не знают только окончательные жертвы ЕГЭ.

Другой ленд-лиз. Любимый джип Александра Покрышкина


Но по порядку.

Итак, самолеты по ленд-лизу к нам пошли. Это факт. И когда они начали приходить, неожиданно выяснилось, что у американцев просто восхитительные радиостанции на самолетах. По сравнению с отечественными.

Ну и ни для кого в мире связи не секрет, что диапазоны частот у каждой армии свой. И наши, что совершенно неудивительно, с американскими частотами не очень дружили. Были совместные диапазоны, нельзя сказать, что вообще нельзя было связаться, но тем не менее. Потребовались дополнительные радиостанции для постов ВНОС, корректировщиков и далее по спискам.

Вот так в СССР оказались наши герои: «Доджи» серии Т-214, модификации WC58, WC64, WC54. Так называемые «Radio truck». На фото "Додж" WC-21 из коллекции Музея военной техники УГМК в Верхней Пышме, но, если верить справочникам и сведущим людям, различия минимальные.



Что представлял собой этот автомобиль?

По сути это все тот же «Додж» «три четверти», только без пулемета, превращенный в мобильную радиостанцию.

Вариант просто великолепный. Машина проходила фактически там, где проходили танки, только быстрее. Радиостанция позволяла не просто руководить самолетами, но делать это с большим комфортом.

ТТХ "Додж" WC-21



Двигатель: рядный, 6-цилиндровый, бензиновый, объём 3770 см3
Максимальная мощность: 92 л. с., при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент: 249 Н·м, при 1200 об/мин

Максимальная скорость: 87 км/ч
Грузоподъемность: 750 кг
Собственная масса: 2315 кг




Чехол для личного оружия. Обычная вещь для американских автомобилей и мотоциклов.






Естественно, каждый автомобиль снабжался набором шанцевого инструмента, жизненно необходимого для того, чтобы пройти всюду.



Ну и наконец, то, ради чего все затевалось. Полезная нагрузка.











Мы видим здесь фактически этакий полевой офис. Радиостанция (можно было легко установить две), место для стенографиста с возможностью напечатать документ, и, собственно, место для руководителя всего этого.

То есть экипаж такой машины мог варьироваться от 2 до 4 человек.



Теперь о Покрышкине.

В его мемуарах, к огромному моему сожалению, ни слова не сказано о том, на какой машине он перемещался. То есть, рассказов о том, что "Тигр" (позывной) выдвигался на передний край полно, а вот на чем — вопрос. так что признаюсь честно, это мой личный домысел, основанный, правда, на разговорах с сотрудниками музея в Верхней Пышме.

Могла такая машина быть в полку, которым командовал Покрышкин? Естественно. Полк с 1942 года использовал "Аэрокобры". Соответственно, наличие радиомашины (а может, и не одной) в таком полку более вероятно, чем у воевавших на "Яках".

Более того, учитывая, как Александр Иванович отзывался о предыдущем командире, можно сделать вывод, что как радиостанция она не использовалась вообще.

Зато не любивший сидеть в штабе Покрышкин просто обязан был оседлать именно "Доджа", поскольку установка радиостанции такого класса на "Виллис" мне кажется делом сомнительным.



Микрофон и гарнитура весьма похожи.

В "Небе войны", в заключительной части, рассказывая о том, как он организовывал взаимодействие летчиков с остальными частями наступающей Красной армии, Покрышкин не раз писал о том, что "Тигр" обязан был следовать за своими летчиками, направлять, указывать, подсказывать.

Если так, то лучше машины для такой работы придумать вряд ли получится.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    18 декабря 2018 15:12
    Да,вещь офигенная.И оборудование!А насчёт чехла для личного оружия вообще финиш!
    1. +4
      18 декабря 2018 17:51
      Цитата: 210окв
      А насчёт чехла для личного оружия вообще финиш!

      А сиденья, так просто царские. Грузоподъемность, проходимость, скорость на высоте. Отличная машина для армии.
    2. 0
      18 декабря 2018 23:46
      Да, умели америкосы раньше делать автомобили, можно сказать идеальная вещь этот "Додж"
    3. 0
      19 декабря 2018 00:29
      Да,вещь офигенная.И оборудование!А насчёт чехла для личного оружия вообще финиш!

      Полностью и безоговорочно согласен... А, кокой шанцевый инструмент... любо дорого смотреть. smile
  2. +5
    18 декабря 2018 15:28
    Цитата: 210окв
    Да,вещь офигенная.И оборудование!А насчёт чехла для личного оружия вообще финиш!

    Согласен - машина для того времени шедевр...
    1. -2
      18 декабря 2018 17:01
      Сказать правды ради-"лучший джип"для Покрышкина был "Лавочкин" и "Аэрокобра"..
      1. +3
        18 декабря 2018 18:07
        А.И. Покрышкин никогда не летал на "Лавочкиных". Сначала был МиГ-3, затем Р-39 Аэрокобра. Не путайте его с И. КОЖЕДУБОМ. Ожедуб начал свой боевой путь в 1943 с Ла-5, затем Ла-5Ф, затем Ла-7
        1. +1
          18 декабря 2018 18:25
          Давайте тогда и я вас поправлю: Кожедубу не достался Ла-5Ф, он сразу пересел на подаренный ему колхозником новый Ла-5ФН (это был 1944-ый год, так что очень сомнительно, что, как одному из лучших асов, ему бы достался Ла-5Ф, а ФН уже делался и летал с 1943-го года).
          1. 0
            19 декабря 2018 18:45
            Спасибо за исправление. Просто пишу с планшета и буковку пропустил wink yes
        2. 0
          18 декабря 2018 20:30
          Спасибо за подсказку.Я и сам честно говоря сомневался насчет "Ла",но поленился и не полез проверить в историю замечательного летчика.
        3. -5
          18 декабря 2018 23:52
          Учи молодой историю, а лучше почитай мемуары А.Покрышкина и не вступай в дебаты с умными взрослыми людьми.
    2. 0
      18 декабря 2018 23:47
      И для нашего времени шедевр.
  3. +10
    18 декабря 2018 15:53
    ну а про Александра Ивановича Покрышкина в нашей стране, слава богу, не знают только окончательные жертвы ЕГЭ.

    Это да. Но вот о Петре Афанасьевиче Покрышеве знает уже куда как меньше людей, и даже не сказать, чтобы жертв ЕГЭ. Между прочим, дважды Герой Советского Союза и одно время летал тоже на американке - Р-40 Киттихоке (или Киттихауке, как его чаще называли наши лётчики). После аварии и инвалидности (ноги всмятку) сам Яковлев купил и подарил ему специально переработанный Як-9, которым бы он мог управлять. Что интересно, точно так же, как и Покрышкин, он глубоко разрабатывал теорию и приёмы воздушного боя.
    http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/p/pokryshev.htm

    1. +2
      18 декабря 2018 17:26
      Кстати, о Покрышеве Покрышкин писал в "Небе войны". Так что, если кто читал "Небо войны", то о Покрышеве вполне в курсе..
      1. -1
        18 декабря 2018 17:40
        Cпасибо за уточнение.
        Хотя лично у меня к Покрышкину отношение неоднозначное. То, как он с Речкаловым ругался (и из-за чего Речкалову несколько побед так и не засчитали) - ему чести не делает. Да и некоторые подтверждённые победы Покрышкина как-то очень сомнительно попахивают.
        Подробнее тут: http://www.aviahobby.ru/publ/pokr_rechk/pokr_rechk.html
        1. 0
          18 декабря 2018 17:51
          То, как он с Речкаловым ругался (и из-за чего Речкалову несколько побед так и не засчитали) - ему чести не делает.


          Речкалов лётчик от бога, командир никакой
          1. 0
            18 декабря 2018 17:58
            Ну так у всех свои сильные и слабые стороны. Я как-то говорил месяца 4 назад тут же, на ВО в комментах к какой-то статье: "Каждому своё. Хороший лётчик совершенно необязательно должен быть хорошим командиром".
            Но если брать этот конкретный случай с Покрышкиным и Речкаловым, то Покрышкин поступил, по моему мнению, некрасиво (впрочем, привычка закусывать удила - это одна из ярчайших черт его характера).
        2. 0
          18 декабря 2018 21:06
          Прочитал по ссылке-так и не понял, причём здесь Покрышкин и незачтенные победы Речкалова, не статья, а "детские обиды" какие то
          1. 0
            18 декабря 2018 21:08
            Ну давай тогда так (может, понятнее станет): https://shkolazhizni.ru/biographies/articles/75745/
            1. 0
              19 декабря 2018 19:39
              Цитата: Kuroneko
              Ну давай тогда так (может, понятнее станет): https://shkolazhizni.ru/biographies/articles/75745/

              И что мне должно быть понятнее? Что был между ними конфликт- ну был, мужики взрослые уже. Дальше что? - Покрышкин украл его самолеты пользуясь отсутствием Речкалова и своим служебным положением? - это похоже на бред.
              Из ваших же ссылок список трех пропавших самолетов Речкалова :
              1) 26.06.41 1 Ме-109 Унгены
              2) 27.06.41 1 Хш-126 вост. Бокша
              3) 11.07.41 1 Ю-88 Балта
              Вот список за этот период у Покрышкина:
              26.06.41 – 1 – Ме-109 – Яссы – Стефанешты
              03.07.41 – 1 – ПЗЛ-24 – Страшены (в паре с Ивановым )
              05.07.41 – ½ – Хш-126 – юж. Бельцы
              09.07.42 – 1 – Ме-109 – Берестовая
              Как видим, по датам и местоположению только первый самолет может быть спорным.
              Вариантов с этим самолетом может быть масса : не исключаю, что даже они могли атаковать один и тот же самолет в небольшой промежуток времени.
              Вы почитайте как иногда засчитывали сбитых - на один самолет бывало претендовали и бомбардировщики и истребители и зенитчики - и каждый был уверен, что именно они его сбили.
              Так что это копание с обвинениями выглядят некрасиво для их инициаторов кто бы там не был
    2. 0
      18 декабря 2018 23:30
      Я знаю о Покрышеве. В Питере есть улица носящая его имя. Самолёт построенный под него КБ Яковлева он называл "ортопедическим"
  4. +1
    18 декабря 2018 16:03
    Автору спасибо за статью .ёЁЁЁ
  5. +1
    18 декабря 2018 16:12
    "Кобра" дала советским ВВС высоту. Немецкий ас Липферт в мемуарах жаловался что с появлением большого кол-ва высотных американских истребителей на восточном фронте высота 5000 м и выше перестала быть вотчиной люфтваффе.
    1. +4
      18 декабря 2018 16:23
      Странный ас какой-то. Восточный фронт - это не Западный. Здесь воздушные бои всегда велись как правило в диапазоне 1,5-4 км. Выше просто не было смысла забираться, ибо наши бомберы высоко не ходили, а ястребы тоже использовались конкретно для прикрытия (и - периодически - даже для наземной штурмовки; "свободной охоты" и вылетов "в никуда" наша доктрина не предполагала, по крайней мере, не ранее Кубани). Фактически, единственным нашим высотным истребителем, который и должен был по идее использоваться в данном качестве, был МиГ-3 (хотя на деле особо и не применялся в своей изначальной роли - причин много, но одна из основных как раз именно та: просто характер воздушных боёв Восточного фронта сложился таковым, что бои на высоте были очень редки).
      1. +1
        18 декабря 2018 16:26
        у кого высота у того и инициатива. Миг-3 ведь в ПВО служил, вернее дослуживал с 41-го года когда мощности завода(ов) который на него движки выпускал переориентировали на Ил-2
        1. +2
          18 декабря 2018 16:35
          Вот только бум-зум в реалиях нашего фронта слабо работал. Да и рабочей лошадью Люфтваффе на Восточном фронте всегда оставался мессер. Фокке-Вульф же, несмотря на то, что как высотный истребитель он был великолепен, так здесь и не прижился. Ибо - ну или ты такой гордый, сильный, быстрый, летаешь на 7-8 тысячах (и просто летаешь), или идёшь к земле, где по твоим арийцам вовсю отрабатывают Илы и Пешки, и где тяжёлый фоккер уже сильно проигрывает лёгким советским фронтовым истребителям, легко крутящим его на виражах (и не уступающих у земли как в скорости, так и скороподъёмности).
          А решение закрепить остатки МиГ-3 за частями ПВО - абсолютно здравое. Основные потери МиГи понесли как раз из-за нецелевого использования (ну, в своих мемуарах Покрышкин это тоже вниманием не обошёл, он как раз с МиГ-3 начинал... к слову, первый фраг, хих, на оном заработанный - Су-2).
          1. +2
            18 декабря 2018 16:45
            этот немец еще жаловался на постоянные бомбежки аэродромов - мол ночью зарываем ямы на впп а утром опять бомбят. Покрышкин знатный теоретик был, разносторонний, сколько читал мемуаров в советское время но лишь в его трудах упоминалось про наводку на цели с земли, фронтовые радары и тд. Кожедуб тоже задних не пас, упоминал как рисовал схемы воздушных боев еще до прибытия в часть на фронт, а ведь был по 43й год летчиком-инструктором, но складывается мнение что тактика и теория до курсантов-пилотов не доходила, всему учились уже в строевых частях.
            1. +3
              18 декабря 2018 17:00
              Могу только повторить, что Покрышев теорию тоже развивал очень глубоко. Просто меньше он был, как сейчас говорят, "распиарен", да и то, что воевал на Ленинградском фронте, тоже сказывалось. Нет, фронт был важнейшим, но о каких-то победах и успехах на оном говорить не приходилось - задача была одна: выстоять и удержать город. И было понятно, что это надолго.
              А Кожедуб своего рода счастливчик - не только реактивный Ме-262 на "поршне" завалил, но ещё и провокаторов "союзничков"-американцев на зубок попробовал.
              1. +2
                18 декабря 2018 17:08
                о Покрышиве вообще ничего не слыхал к своему стыду, та сколько таких, уже много позже и о Ворожейкине и о Сафонове вычитал; мелькнула как то в книге инфа - прислали из Москвы в полк воевавший сильно ниже среднего офицера, который через некоторое время боевую работу в полку поднял на небывалую доселе высоту, а вот кто он что он и какими методами...непаханное еще поле для исследователей.
                1. 0
                  18 декабря 2018 17:15
                  Ладно, кину линк на хорошую книжку (альтернативная история... по сути дела - как могла бы выглядеть операция "Немыслимое" Уинстона "жирного борова" Черчилля, если бы он всё-таки на неё бы решился): https://royallib.com/book/anisimov_sergey/variant_bis_s_illyustratsiyami.html
                  Покрышев - один из главных героев данного романа. =3

                  И упаси Боже читать "Вариант Бис-2" - дрянь. Насколько хороша первая книжка, настолько же ужасна вторая.
                  1. 0
                    18 декабря 2018 17:19
                    спасибо, читаем. вернее, слушаем https://audioknigi.club/anisimov-sergey-variant-bis )) в комментах мнения разделились)
                  2. 0
                    18 декабря 2018 20:45
                    Цитата: Kuroneko
                    по сути дела - как могла бы выглядеть операция "Немыслимое"

                    Никакого отношения к "немыслимому" эта книжка не имеет. Поскольку там "СССР" называется вообще ни разу не та страна, которая была в реале в 45-м.
                    1. 0
                      18 декабря 2018 20:54
                      Ну почему не имеет? "Немыслимое" было? Было. План использовать немецких недобитков был? Тоже был. Единственно, в чём автор проявил некоторую вольность - это в достройке (ещё до войны реально заложенных) линкоров и линейных крейсеров. Ну и в сборной солянке асов-истребителей. На такое в реальном мире Сталин вряд ли бы пошёл, даже имея под рукой готовый новенький авианосец.
                      По сравнению со влажными фантазиями Клэнси - "Вариант Бис" вообще может считаться эталоном правильной альтернативщины. Там нет рэмбоподобных героев, и это никоим образом не реваншизм (противники ничуть не менее мужественны (имея даже превосходящую технику - ибо тогда та же Британия ещё имела право называться владычицей морей), да и потом, о каком реваншизме может идти речь, если МЫ и так выиграли в этой войне? =).
                      1. -3
                        18 декабря 2018 22:59
                        Цитата: Kuroneko
                        Ну почему не имеет?

                        Потому что следует отличать альтисторию от фэнтэзи. Это - фэнтэзи. Моторола против Сарумана.
                        Цитата: Kuroneko
                        Единственно, в чём автор проявил некоторую вольность - это в достройке (ещё до войны реально заложенных) линкоров

                        Страна, которая могла себе позволить достраивать линкоры во время войны, называлась США, а вовсе не СССР. Даже не Британия (последний Кинг спущен на воду весной 40-го). И не Германия.
                        Цитата: Kuroneko
                        даже имея под рукой готовый новенький авианосец.

                        То есть авианосная авиация - это как наземная, но только авианосная.
                        Цитата: Kuroneko
                        со влажными фантазиями Клэнси

                        Что это? Порностудия?

                        А теперь к реальности.
                        Черчилль в переписке с штабом постоянно задавал вопросы: Что если то, а что если это. Отличий от нынешних болтунов два:
                        1. Он мог привлекать к своим фантазиям штабы.
                        2. Он не путал свои фантазии с жизнью.
                        Поэтому.
                        Цитата: Kuroneko
                        Немыслимое" было?

                        Нет. Была переписка Ч и штаба на эту тему. В реальности происходила ликвидация штаба Эйзенхауэра и начинался маджик капет.
                        Цитата: Kuroneko
                        План использовать немецких недобитков был? Тоже был.

                        Не было. В реальности была ликвидация правительства Деница и любых структур, которые могли бы обеспечить действия сил Вермахта. Было огромное количество немецких солдат, меньше в Дании и Италии, больше в Норвегии, до которых у оккупационных властей не доходили руки вплоть до осени, по поводу чего т. Сталин, порядком оборзевший на тот момент, их время от времени троллил, чисто для лулзов. Особенно когда его самого доставали неприятными вопросами по поводу Ирана там или Балкан.
                        Цитата: Kuroneko
                        если МЫ и так выиграли в этой войне? =)

                        С союзниками? В очередной раз спас дедушка Рузвельт. Даже из могилы.
                        Никто не сделал для советской власти больше, чем он. Ну, может, кроме Николая II.
        2. 0
          19 декабря 2018 16:03
          Американцы не только Аэрокобру, но и тяжелый скоростной Тандерболт предлагали по
          Лендлизу. Но он требовал инструкторов. Там взлет-посадка совсем не такие, как у легких истребителей. А американцев-инструкторов в Архангельск не пустили. Советских летчиков учиться в Америку тоже не пускали.
          Заказали 3 штуки. Летчики-испытатели их мгновенно разбили, неправильно садясь. И сказали: "не требуется".
          1. +1
            19 декабря 2018 16:21
            Цитата: voyaka uh
            Заказали 3 штуки. Летчики-испытатели их мгновенно разбили, неправильно садясь. И сказали: "не требуется".

            Красивая история. Только машин в СССР пришло не 3, а 203.
      2. +1
        18 декабря 2018 18:24
        Цитата: Kuroneko
        Странный ас какой-то. Восточный фронт - это не Западный. Здесь воздушные бои всегда велись как правило в диапазоне 1,5-4 км. Выше просто не было смысла забираться

        Вероятно, немец имел в виду, что с появлением высотных машин (а скорее всего - с осознанием ВВС РККА важности высоты) начались сложности для тех групп немецких пилотов, которые привыкли безнаказанно ходить над полем боя выше основного диапазона боёв и бум-зумить. Судя по мемуарам наших пилотов, для люфтов атака с высоты, да ещё и со стороны солнца, была довольно распространённым приёмом.
        1. +3
          18 декабря 2018 18:51
          Я бы оспорил их выводы. Скорее, они выдавали желаемое за действительное.
          Кардинальная разница в использовании истребительной авиации была в том, что первую половину Великой Отечественной у нас истребители ВСЕГДА работали планово - обеспечивали вылеты своих бобров или отражали налёты вражеских (ну порой - штурмовка, но это было лишь на первом этапе войны, как заводы нарастили темп, от этой глупости отказались). Короче, ястребы строго связаны приказом. У немцев же вовсю процветала "свободная охота". А вот после 43-го - да, Люфтваффе утратило стратегическую инициативу вкупе с превосходством, и тут уж "вольно охотиться" начали советские лётчики - самолётов уже хватало, как хватало и опытных, доживших до этого времени лётчиков. Как и новые, наконец-то превосходившие германских, самолёты. Так что сетования на "высотные американские самолёты" - это, как лично я считаю, очередная немецкая отговорка-оправдание. Учитывая к тому же, что американцы старались спихнуть (и успешно спихнули) нам именно те модели, что сами считали или неудачными, или неподходящими для их боевых реалий. Тот же Ла-5 (особенно ФН, с его форсажем) мог дать прикурить любому немцу не только на средней, но даже, пожалуй, и на большой высоте.
          А немец, которого сбили бум-зумом "из ниоткуда", не то, что вовремя разглядит и верно идентифицирует противника, а вообще вряд ли захочет хотя бы сам себе признаться, что сбил его примитивный "рус-фанер" унтерменшей. Вот оттуда и миф про "высотные американские истребители".
          Хих, по крайней мере, что-то реально хорошее, вроде тех же "Мустангов", нам никто поставлять не собирался. Как и насчёт танков - но опять же, английский "Валя" нам тоже зашёл. Да так зашёл, что его производство продолжалось почти два года чисто по заказу СССР.
          1. +1
            18 декабря 2018 19:09
            Цитата: Kuroneko
            Так что сетования на "высотные американские самолёты" - это, как лично я считаю, очередная немецкая отговорка-оправдание.

            Так я об этом и писал, что конец спокойной жизни на больших высотах был связан, скорее всего, с изменением тактики ВВС РККА. Но не могут же унтерменши передумать юберменша... а значит - нужно валить всё на технику, причём желательно импортную. smile
            1. +1
              18 декабря 2018 20:43
              Прочёл. Думал (на самом деле мы фактически дважды повторили свои мысли - в целом совпадающие, кстати, - но иногда это полезно. Повторять).
              И знаешь, что надумалось? Назовём это гипотезой.
              Короче.
              Чем дальше мы шли на Запад, от Сталинграда, Ленинграда и Москвы (к Кёнигсбергу, Берлину и всяким Нассау), тем всё более поднималась средняя планка типичной высоты воздушного боя. Менялись задачи, менялась техника, менялись наши противники (привыкшие как раз к западным реалиям).
              1. -2
                18 декабря 2018 23:51
                Цитата: Kuroneko
                тем всё более поднималась средняя планка типичной высоты воздушного боя

                Разве что стало больше сопровождениея бомберов и меньше Ил-2, соответственно, летать стали выше потому что ударники выше. Но это не точно. Плюс помимо прямого сопровождения появилось непрямое, на средней высоте.
                Цитата: Kuroneko
                что-то реально хорошее, вроде тех же "Мустангов", нам никто поставлять не собирался

                Вам Мустанг с его ламинарным крылом на фиг не сдался на высотах, скоростях и дальности Ил-2, да даже и Пе-2. И на полевых аэродромах тоже.
  6. +2
    18 декабря 2018 16:20
    Интересно, почему на фотке самолёта из музея - звёздочки верх ногами нарисованы? И весьма небрежно, к слову. Плюс в первом ряду - 11 звёздочек. На историческом фото чуть ниже - со звёздами порядок, и строго по 10 штук в ряд.
    1. +3
      18 декабря 2018 16:50
      Цитата: Tarasios
      Интересно, почему на фотке самолёта из музея - звёздочки верх ногами нарисованы?

      Американская традиция (то фото и реплика покрышкинской Р-39 - из американского музея). У амеров даже медали и ордена в виде пятиконечных звёзд почти всегда перевёрнуты. Вот небольшой примерчик наград как раз времён Второй Мировой:

      Возможно, масонское влияние, возможно нет. В общем-то, это неважно. Честь, скажем, они тоже иначе отдают, чем в нашей армии.
      1. 0
        5 февраля 2019 20:54
        Это у нас, а не у американцев звезда была перевёрнута. Посмотрите на первую советскую награду, орден "Красного знамени" .
        1. 0
          5 февраля 2019 22:41

          А теперь смотрим на вышеприведённые мною же американские награды.
          Способ крепления подвески ни на какие мысли не наталкивает? =_=
          Я уж не говорю о том, как соотносятся вычеканеные изображения с ориентацией пятиконечных звёзд.
          1. 0
            6 февраля 2019 20:59
            Коллега hi , я же писал исключительно об ордене "Красного знамени" и о расположенной на нём звезде. Для чистоты дискуссии Вам бы нужно было вывесить и его. В отношении крепежа подвесок на американских наградах не усматриваю никакого "криминала". Поясните в чём там дело, если не трудно.
            С уважением, М.Кот.
    2. 0
      18 декабря 2018 18:17
      Мне фото кобры Покрышкина попадалось старое, чуть ли не в 12-томнике "История Второй Мировой Войны". И там тоже звездочки были коряво нарисованы.
  7. 0
    18 декабря 2018 16:28
    Цикл продолжает радовать. Яркие четкие фото, достаточный текст. Спасибо.
  8. 0
    18 декабря 2018 16:40
    красивое и практичное авто, комплектация американской техники вообще всегда на высоте.
  9. 0
    18 декабря 2018 16:59
    Интересная статья.
  10. 0
    18 декабря 2018 17:05
    Машина, конечно, просто супер! А ведь "Додж"3/4, при желании, мог и пушку ЗиС-3 таскать. Автору респект!
    1. +3
      18 декабря 2018 17:20
      Только Додж, который в статье, он не 3/4, он 1/2. WC-21 - это полутонная серия. С "трехчетвертной" серией унифицирован примерно на 75 процентов.
  11. +2
    18 декабря 2018 17:17
    Хорошая техника и очень качественное исполнение - Пришлось разбирать и пристраивать другим владельцам из за невозможности перейти границу с вна. Остались только пасатижы из комплекта автоинструмента. Великолепная сталь - зубья насечки как новые. А вот радиостанцию увы ...
  12. 0
    18 декабря 2018 19:10
    По самолетам закупаемым СССР до войны и поставляемых по Ленд-Лизу были Дуглас DC-3 и самолет амфибия Каталина, были ли еще подобные поставки техники знакомой техники в СССР по ЛЛ поставляемой до войны?
    1. 0
      18 декабря 2018 20:32
      Поставки Каталин в СССР были штучными (впрочем, и сами эти лодки даже на родине были относительно малосерийными, как и большинство самолётов-амфибий - слишком нишевые штуки, хотя война помогла, да).
      Вас интересуют именно самолёты или вообще - какая-то знаковая техника вроде тех же "Студебеккеров"?
      1. 0
        20 декабря 2018 08:22
        Меня интересует техника которая закупалась СССР до войны и поставлялась по программе Ленд лиза.
  13. exo
    0
    18 декабря 2018 21:04
    Американские машины и самолёты,на момент ВМВ,весьма неплохие и продуманные. Разумный комфорт и очень неплохие характеристики.
    1. +1
      18 декабря 2018 21:23
      Фактически, вы перефразировали наших танкистов (тоже времён ВМВ), выносивших вердикт американскому ленд-лизовскому танку - "лучший танк, чтобы служить на нём в мирное время".
      1. exo
        0
        19 декабря 2018 20:34
        Я, умышленно не упомянул танки.Тут, конечно-вопрос,спорный. А вот самолёты и машины, вполне на уровне. Судя, по воспоминаниям тех советских пилотов, кто воевал на А-20,В-25 и тех же Аэрокобрах.
  14. 0
    18 декабря 2018 22:52
    Канистры такие до сих пор у них в ходу. У меня на работе такие используются для нагнетания масла в погружной электродвигатель.
  15. kig
    0
    19 декабря 2018 01:46
    А почему там карта США висит?
  16. 0
    19 декабря 2018 08:52
    А сиденья на нём родные? Какой-то невоенный у них вид.
  17. +1
    19 декабря 2018 12:46
    Кобра не была высотной, мотор Алиссон имел одноступенчатый односкоростной приводной центробежный нагнетатель ПЦН оптимизированный для работы на средних высотах. Главное достижение Покрышкина это грамотное использование самолета и эшелонирование по высотам - Кубанская этажерка.
    Здесь отличная связь и обзор Кобр был большим плюсом.
    Как работала этажерка по немцам, хорошо вспоминает в своих мемуарах недобитый немецкий Ас Гельмут Липферт - Дневник гауптмана люфтваффе. Излюбленная тактика бумз-зума с этажеркой не срабатывала.
    1. 0
      19 декабря 2018 14:51
      Цитата: irontom
      Кобра не была высотной, мотор Алиссон имел одноступенчатый односкоростной приводной центробежный нагнетатель ПЦН оптимизированный для работы на средних высотах

      На прототипе "Кобры" был турбонагнетатель. Интересно, почему его убрали?
      1. +2
        19 декабря 2018 17:44
        Прямая подача выхлопных газов сжигала его, даже для Штатов ТК турбокомпрессор был предельной технологией, поэтому на Тандере Р-47 , Р-38, и "Летающих крепостях" пришлось делать систему охлаждения выхлопных газов, которая была довольно объемной, что не могло сказаться на габаритах. самолета.
        1. 0
          19 декабря 2018 22:16
          Цитата: irontom
          пришлось делать систему охлаждения выхлопных газов

          Это же снижает КПД. С турбонагнетателем, может, и не очень критично, а если, например, поставить в мотор силовую турбину - уже существенно.
          ЕМНИП, у англичан были технологии жаропрочных сплавов, которых никто на тот момент не имел. Если уж по атомному проекту англы документацию амерам передали, то почему с этим не вышло?
          Или воспользоваться немецкой "технологией для бедных" - полыми лопатками, охлаждаемыми изнутри?
          Кстати, совершенно непонятно, почему сами англичане и немцы, разработавшие ТРД, не смогли создать турбонагнетатель?
          1. 0
            20 декабря 2018 13:58
            Потому что температура выхлопных газов бензинового ПД (дизельного значительно меньше) на выхлопе в районе 1000 градусов, на ПД с прямой подачей ТК добавлялись высокие радиальные нагрузки от высоких оборотов до двух тех десятков тысяч. До середины 40-х ТК без предварительного охлаждения не выдерживали.
            Из докладной записки нашей разведки 39-й год, из Хронологии Радионова.
            Американская фирма Райт продолжает испытания турбокомпрессора на моторе "Циклон-100", установленном на самолете Нортроп-Гамма. Испытываемый турбокомпрессор имеет следующие данные:
            1. Вес установки 34 кг
            2. Диаметр диска турбины 280 мм
            3. Диаметр крыльчатки нагнетателя 280 мм
            4. Высота лопатки 25,4 мм
            5. Обороты крыльчатки 30 000 об/мин.
            Давление постоянно до высоты 8000 – 8500 и равно 860 мм рт. ст.
            Турбокомпрессор построен еще в 1936 г., но первые его испытания были неудовлетворительны ввиду больших трудностей с материалом для лопаток.

            Вариант установки ТК с прямой подачей.

            Это авиадизель М-40 с ТК (там температуры меньше поэтому дизельные ТК работали нормально).
            Развитие не стояло на месте,к середине сороковых эту проблему преодолели что позволило создавать турбокомпаунды, выхлопные газы напрямую сначала вращали турбину которая передовала мощность сразу на вал мотора, далее, выхлопные газы шли на ТК и остатков энегрии хватало для создания небольшой реактивной тяги.

            Пример наш мотор ВД-4К.
            В ТРД другая история.
            В за камерой камерах сгорания ТРД, воздух от компрессора перемешивается с продуктами сгорания КС, что позволяет значительно снизить температуру на лопатках турбины, из-за чего КПД первых ТРД был очень маленький, позже уровень развития материаловедения позволил поднять температуру на входе турбины. количество оборотов вала так же ниже чем в ТК.
            В конце тридцатых в начале 40-х, ТК как халявное (без потери мощности мотора) средство повышения наддува в двигатель разрабатывали многие страны, в СССР так же велись работы ТК-1 на Су-1/2 и других самолетах. Ни у кого кроме американцев применивших систему охлаждения газов не пошло. Британцы имея хорошие наработки по ТРД тем ни менее на своем знаменитом Мерлине применяли приводной нагнетатель который на разных сериях моторов постоянно усовершенствовался.
            1. 0
              21 декабря 2018 00:17
              Я знаю, что у нас перед войной огромные надежды на ТК возлагались. Впечатляющие характеристики всех "самолётов новых типов" на бумаге достигались именно с турбированными движками, которых так и не дождались до самого конца войны. А что касается англичан - такое впечатление, что они вообще этой темой не интересовались, по крайней мере, ничего почитать не нашёл. При том, что силовые турбины на "Креси" (помню, переводил про него статью для Википедии) и "Номад" ставили в порядке эксперимента (не в курсе, было ли там охлаждение газов, но, скорее всего, нет). Что касается немцев, то у них ни ТК, ни турбокомпаундов вроде не было.
              Потом, Вы сравниваете температуру выхлопа у дизеля и бензинового двигателя. А как же быть с ТРД, где турбина прямо за камерой сгорания - разве там не выше температура? Если одолели ТРД (англы и немцы), то ТК, наверно, смогли бы.
              1. +1
                21 декабря 2018 08:38
                По памяти, из авиа вузовского ТАД (Теории Авиа Двигателя), КС применяемые на ранних ТРД были трубчатые, сейчас кольцевые.

                ТРД-10.
                Представляющее трубу с профилированными отверстиями в которой воздух от компрессора как бы обтекал пламя не позволяя огню касаться стенок трубы, факел оказывался в центре воздушного потока. В итоге температура на входе КС зависела от количества поданного топлива к воздушному потоку. Пример развитие Junkers Jumo 004 постепенно повышая температуру за счет более жаропрочных (охлаждаемых) лопаток турбины.
                Температура газов на входе в турбину, Jumo-004В −775 ; Jumo-004E — 870 получили тягу кгс -Jumo-004В −900; Jumo-004Е −1200 (только это тяга с форсажной камерой).
                На счет Британцев не знаю.
                Германия активно работала над ТК. Первыми применили серийный ТК на авиадвигателе, опозитные дизеля Jumo-205 с ТК, ставили с 36-йго на Ju-52, Ju-86, Do-18, Do-24, Do-26, Ha-139 и BV 138.
                Статья на - Серийный авиационный дизельный двигатель Jumo-205. Германия. сайт - alternathistory.com
                http://alternathistory.com/serijnyj-aviatsionnyj-dizelnyj-dvigatel-jumo-205-germaniya/
                Но, как писал ранее то что работало хорошо на дизелях, немцы преодолеть температурный рубеж не смогли.
                По нашим ТК, журнал "Двигатели", статья -
                Лев Берне. Владимир Перов. АЛЕКСАНДР МИКУЛИН, ЧЕЛОВЕК - ЛЕГЕНДА
                Особо следует остановиться на работах Микулина по турбокомпрессорам. Еще перед войной совместно со специалистами ЦИАМ он принял активное участие в разработке турбокомпрессора ТК-3. В 1943 г. завод * 300 завершил доводку этого первого в нашей стране турбокомпрессора, надежно работавшего в течение установленного ресурса. Впоследствии, в марте 1944 г., завод * 300 приступил к серийному производству ТК-3 для высотных самолетов Мясищева и Лавочкина. За месяц было выпущено 15 экземпляров. Наркомат авиапрома затягивал принятие решения о дальнейшем производстве ТК-3, а потом выдал совершенно нереальный заказ на изготовление 90 экземпляров.

                Параллельно с ТК-3 Микулин разрабатывал турбокомпрессор собственной конструкции ТК-300, затем ТК-300Б, которые явились прототипами уникального турбокомпрессора АМТК-1. К его проектированию Микулин приступил еще в конце 1943 г.

                В основу конструкции этих турбокомпрессоров были положены два изобретения Александра Александровича: постановка турбокомпрессора на один блок мотора при сохранении реактивного выхлопа с другого блока, изготовление лопаток турбины фрезерованием с приданием эллиптической формы корыту.

                В мае 1944 г. турбокомпрессор АМТК-1 удовлетворительно прошел 100-часовые испытания на стенде, которые были засчитаны ВВС и НКАП в качестве совместных.

                Стратосферный истребитель-перехватчик ОКБ Микояна И-224 (изд. 4А) с мотором АМ-39Б и турбокомпрессором АМТК-1 был оснащен гермокабиной. Первый вылет самолет совершил 16 сентября 1944 г. Самолет смог достичь высоты 14200 м. Летные испытания полностью подтвердили заявленные данные АМТК-1.
              2. +1
                21 декабря 2018 14:39
                По Британцам вспомнил, fellow от же дизельный оппозит Юмо, как же я забыл, его же британцы до ВМВ выпускали по лицензии с 38-го небольшой серией под названием Napier Culverin .

                На его основе соединив 3-и оппозитника общими валами в виде треугольника был построен дизель большой мощности Napier Deltic, к 50-му когда мотор созрел появились ТВД, так что в место самолетов "Дельта" пошла на морские катера и тепловозы. Кстати та же история с нашими дизелями большой мощности "Звезда" (выпускают до сих пор" в место самолетов пошли на ракетные катеры.
                1. 0
                  21 декабря 2018 16:06
                  Все-таки ничего не слышал, чтобы Делтик (он весьма немаленький даже по ЖД меркам) пристраивали на самолет. Там изначально речь шла про катера ЕМНИП.
                  Но да, конструкция феноменальная.
                  1. 0
                    21 декабря 2018 16:59
                    Дык, в середине сороковых, пришло время больших (очень больших) авиамоторов большой мощности, по несколько тысяч лошадок. Довольно солидных масса габаритов. Что то успели пустить в серию как Pratt & Whitney R-4360, что то опоздало как наши М-253К (ВД-4К), другие усиленно так же разрабатывали.
                    Другое дело что к началу 50-х подоспели ТВД и потребность в них исчезла, штаты как самые передовые наделали много моторов и целое семейство самолетов к ним, которые потом достаточно долго эксплуатировали. Встречал упоминание о разработке Нейпир форсированной авиа мод. мощностью в районе 4 тыс. л.с. .
                    1. 0
                      21 декабря 2018 21:25
                      Цитата: irontom
                      ейпир форсированной авиа мод. мощностью в районе 4 тыс. л.с. .

                      Форсированной модели чего? Делтика?
                      Вы представляете, какого это размера и сколько это весит?
                      1. 0
                        21 декабря 2018 22:02
                        По габаритам был не больше сверхмощных ПД, в сети проскальзывает информация 6-ть тонн с редуктором, с учетом того что счетверенный Юмо 224 весил две с половиной тонны тройная его версия в авиа варианте вряд ли была тяжелее.
                      2. 0
                        22 декабря 2018 11:01
                        Делтик

                        Длина: 391,2 см.
                        Ширина: 190,5 см.
                        Высота: 213,3 см.
                        Сухая масса с редуктором: 6182 кг.
                        Максимальная мощность: 3100 лс. при 2100 об/мин.

                        Sabre VA

                        Type: 24-cylinder supercharged liquid-cooled H-type aircraft piston engine
                        Width: 40 in (1,016 mm)
                        Height: 46 in (1,168 mm)
                        Dry weight: 2,360 lb (1,070 kg)
                        Power output: * 2,850 hp (2,065 kW) at 3,800 rpm and +13 psi (0.9 bar, 56") intake boost
                        3,040 hp (2,200 kW) at 4,000 rpm war emergency power

                        Замечу, что ширина Делтика была проблемой даже на ЖД. Не оставалось места для прохода.
  18. 0
    19 декабря 2018 23:26
    Интересная машинка. Автору спасибо! Только у него в ТТХ опечатка наверное , "The WC21 is a 1/2 ton Dodge truck. " Это и по двойным скатам сзади видно.
  19. -1
    20 декабря 2018 12:25
    Нет никакого сомнения что американские самолети и автомашини хорошие и что с ним лучше чем без них.
    Но только с ними вьиграт войну било нельзя, а без них - можно.
    Для американских самолетов бензин очень висооктановий, а такой не хватал в СССР и получали через океан. Ето непомерние затрати для транспорта и количество всегда будет небольшое. Американские и британские самолети не подходили ни для шурмовиков ни для сопровождения щурмовиков - главние функции советских самолетов в етой войне. Обучение летчиков на етих самолетов било намного труднее, чем на яках и илах.
    Нельзя сказат что и у джипов только одни предимства перед лошадей. Немецкая армия наступала в 1941 с главним средством тактического транспорта лошади и ето никак не помешало ее успешно наступат. Красная армия то же успешно наступала в 1943-45 используя в больших масштабов лошадей.
    1. +1
      20 декабря 2018 13:43
      Цитата: Костадинов
      Но только с ними вьиграт войну било нельзя, а без них - можно.

      Большой кровью.
      Без полноприводных машин сразу отпадает возможность формирования армейских передовых отрядов и резко падает мобильность мотопехоты. А это означает опять отрыв танков от основной массы пехоты в наступлении, а также снижение более чем наполовину количества и силы отрядов, захватывавших те же плацдармы на Одере. Там где вреале силы наших отрядов были лдостаточны для отбития онтратак немецких резервов, в альтернативе без передовых армейских отрядов одних танкистов просто выбьют с занимаемых позиций.
      И это я ещё не вспоминаю про необходимость только отечественными заводами компенсировать 25-30% потерь автотехники в среднем за операцию. И про раздувание штатов автобатов из-за снижения грузоподъёмности расчётной машины при отказе от ЛЛ. Ибо ЗИСов мало - и основой станет полуторка.
      Цитата: Костадинов
      Для американских самолетов бензин очень висооктановий, а такой не хватал в СССР и получали через океан.

      Так бензин всё равно придётся получать - поскольку своего производства для своих авиамоторов в СССР тоже не хватало. Импортный авиабензин шёл не только на ЛЛ самолёты, но и на изготовление смесевого авиабензина для отечественных самолётов.
      А ещё были ЛЛ присадки, использовавшиеся нашей промышленностью для изготовления своего авиабензина. И по некоторым из них зависимость от ЛЛ была 100%.
      А ещё было оборудование для НПЗ, получаемое тоже по ЛЛ.
      В общем, ЛЛ среди прочего закрыл огромную дыру в нашей нефтехимической промышленности, именуемую "производство высокооктанового бензина для отечественных авиамоторов". Ибо:
      Мобилизационным планом народного хозяйства на 1941 военный год было предусмотрено поставить НКО 174,5 тыс. т авиабензина Б-78. При наличии в неприкосновенных запасах НКО 56,9 тыс. т этого типа бензина обеспеченность годовой потребности составляла менее 22,5%.
      © Мелия
      Цитата: Костадинов
      Американские и британские самолети не подходили ни для шурмовиков ни для сопровождения щурмовиков - главние функции советских самолетов в етой войне.

      Что, неужто и "топор" с "харитоном" не подходили? И "кобры" тоже? wink
      Р-40 на флоте был принят очень хорошо и использовался и как дальний истребитель, и как штурмовик - с радиусом большим, чем у Ил-2.
      И это я не говорю про другой ЛЛ штурмовик, ставший основной машиной нашей минно-торпедной авиации с 1944 года.
      Цитата: Костадинов
      Немецкая армия наступала в 1941 с главним средством тактического транспорта лошади и ето никак не помешало ее успешно наступат.

      Немецкая армия наступала с использованием штатных танко-моторизованных тактических групп панцерваффе и импровизированных моторизованных тактических групп пехоты. Именно последние обеспечили немецкой пехоте превосходство в мобильности над советской. Стандартная тактика немцев - сформировать на базе моторизованных подразделений пехотной дивизии (разведбат, дивизионные противотанкисты) мобильные группы, прорвать фронт - и отправить эти группы вперёд для нарушения управления и захвата важных узлов коммуникаций.
    2. 0
      21 декабря 2018 09:11
      Цитата: Костадинов
      Для американских самолетов бензин очень висооктановий

      Способность работать на низкосортном горючем является плюсом для грузовика или трактора (в особенности в народном хозяйстве), потому что другого часто не бывает, а ехать/пахать надо. И то это оборачивается низкой топливной эффективностью техники. Для боевого самолёта способность летать на низкооктановом бензине - однозначный маркер технической отсталости и худших, по сравнению с конкурентами, тяговых характеристик. Шла "война моторов", конструкторы двигателей бились за рост удельной мощности - в основном за счёт форсирования по наддуву. Отсюда высокие требования к антидетонационным свойствам топлива. И в этом вопросе англосаксы действительно были впереди, обладая технологией каталитического крекинга и используя, например, анилиновые присадки, поднимавшие ОЧ до 150.
  20. 0
    22 декабря 2018 10:17
    кто знает о судьбах единственного поставленного по ленд-лизу С-46 *Коммандо* и двух С-45 *Экспедитор*??? мне известен только сам факт их поставки, на *Уголке неба* нет даже этого. Заранее спасибо!
  21. 0
    4 февраля 2019 13:51
    Для начала, гарнитуры тут вообще нигде не наблюдаются!!! А вот НАУШНИКИ И МИКРОФОН на фото экспоната и на фото времён войны СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ!!! Причём различия явные и хорошо различимые! Наушники (или правильнее называя, головные телефоны) на фото в Додже имеют большие овальные "лопухи" и только один витой провод нисходящий от оголовья. На чёрно-белом же фото наблюдаем явно круглые "лопухи" и два раздельных провода нисходящих отдельно от каждого ТФ капсуля головных телефонов и соединяющиеся на груди. ГДЕ ТУТ ПОХОЖЕСТЬ???! На черно-белом фото наушники конструктивно совершенно соответствуют применяемым (и изготавливаемым) в СССР во время войны и долгие годы после неё! Микрофоны на фото в Додже и на фото чёрно-белом явно имеют разные формы и конструкцию. У американца наблюдаем единый корпус, а в другом случае явно что-то сборно-составное... Причём у американца единый кабель выходит в нижнем створе ручки, а на военном фото где-то выше ручки из под самого микрофона (ещё и какой-то двойной)!!! ПОТОМУ СЛЕДОВАЛО БЫ АВТОРУ ОЧКИ ОДЕТЬ ПЕРЕД СРАВНИВАНИЕМ ...))) ИЛИ В БИНОКЛЬ ПОГЛЯДЕТЬ!!! :)))
  22. 0
    2 июня 2021 22:34
    Чот многовато предположений. Не обосновывают заголовок.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»