Военное обозрение

Чёрная легенда Жиля де Рэ

36
Наш герой известен всем с детских лет. Случай в истории отнюдь не ординарный, ведь, если верить многочисленным опросам и достаточно серьезным социологическим исследованиям, наши современники очень плохо знают даже героев совсем недавно завершившегося и чрезвычайно богатого на события ХХ века. Если же речь заходит о далеком XV столетии, вспоминают обычно всего несколько имен. В лучшем случае называются имена Жанны д`Арк, Яна Гуса, Яна Жижки, Колумба, Васко да Гамы, Тамерлана и Ивана III. И практически никто даже и не подозревает о том, что прекрасно знакомый им по хрестоматийной сказке Шарля Перро герцог Синяя Борода является реальным историческим персонажем, принимавшим деятельное участие в Столетней войне и в судьбе Орлеанской девы. И, к моему огромному удивлению, два участника телевизионной «Своей игры» на НТВ совсем недавно в финальном раунде передачи, показанной 16 декабря 2018 г., не ответили на вопрос о нашем герое – справился только Александр Либер.


Чёрная легенда Жиля де Рэ

Гюстав Доре, Синяя борода, гравюра


А между тем это не шутка и даже не историческая сенсация: в бретонских балладах XV–XVI в.в. имена Синей Бороды и героя нашей статьи так чередуются, что становится совершенно очевидным: речь идет об одном и том же человеке. Звали его Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриенн. Блестящий аристократ, один из самых богатых и знатных дворян своей страны, пэр Франции. Разумеется, он не красил бороду в синий цвет. Более того, предполагают, что у него вообще не было бороды: «синебородыми» в то время называли мужчин, выбритых «до синевы».


Жиль де Лаваль, господин де Ре, картина Элио-Фирмин Ферона, 1835 г.


Жиль де Рэ родился в 1404 году, в замке Машекуль, на границе французских провинций Бретань и Анжу от брака отпрысков много лет враждовавших дворянских семей де Раи и де Краон (таким образом пытались прекратить эту вражду).


Руины замка Машекуль


В 11 лет он осиротел, оставшись на попечении деда, в 16 лет – женился на своей кузине, Катрин де Туар, которая стала единственной женой Жиля де Рэ и надолго пережила своего мужа. Катрин была родственницей дофина (наследника французского престола) Карла (будущий король Франции Карл VII). Если верить семейным преданиям и некоторым историческим хроникам, чтобы заполучить для внука столь престижную невесту, дед Жиля просто выкрал ее у родных.


Король Франции Карл VII


Правда сам дофин в это время находился в самом отчаянном положении и даже сомневался в законности своих прав на французский престол. У него не было ни настоящей власти, ни денег, ни авторитета. Его малочисленные и плохо организованные войска с трудом контролировали лишь города, расположенные в долине Луары. Небольшой двор Карла в Шиноне жил по принципу «после нас хоть потоп», деньги, получаемые от ростовщиков (а порой – и от грабежа проезжающих мимо караванов) тратились на всевозможные придворные развлечения – турниры, балы, пиры, у некоторых историков звучит также слово «оргии». Богатый молодой повеса Жиль де Рэ, который постоянно одалживал деньги и придворным, и самому дофину, был встречен там с радостью.

А между тем вяло продолжалась война с Англией (позже названная Столетней) – крайне неудачная для Франции. И с 1427 года Жиль де Рэ принимал участие в военных действиях против англичан. Особых успехов он тогда не добился, но приобрел боевой опыт. Военная ситуация была на грани катастрофы. Уже овладевшие Парижем англичане, неуклонно и неумолимо продвигались к Шинону. Незадачливый дофин всерьез подумывал о том, чтобы, оставить свою страну на произвол судьбы и укрыться в южных провинциях, но именно в этот момент ко двору Карла прибыла Жанна д'Арк.


Жанна д'Арк, рисунок секретаря парламента Парижа Клемана Фокомбера от 10 мая 1429 г и средневековая миниатюра второй половины XV века


Орлеанская Дева произвела на Жиля де Ре поистине потрясающее впечатление: на его глазах произошло настоящее чудо – пришедшая неведомо откуда пастушка вдруг привела в чувство трусливого дофина.


Жанна д`Арк, средневековая миниатюра


Судьба Жиля была решена: один из самых знатных баронов Франции безропотно подчинился безродной деревенской девушке, став ее телохранителем и полководцем. Несмотря на достаточно сомнительную репутацию, к тому времени прочно закрепившуюся за Жилем, Жанна д`Арк полностью доверяла ему. Рядом с Жанной д`Арк, избалованный и распущенный Жиль де Рэ неожиданно стал героем: он следовал за ней по пятам, сражался рядом в битвах – во всех, кроме последней. Заслуги его были настолько велики и очевидны, что в 25-летнем возрасте он не только получил звание маршала Франции, но и исключительное право носить королевский знак Лилии.


Венсан Кассель в роли Жиля де Рэ, фильм Люка Бессона


Другим весьма сомнительным персонажем, который в тот момент оказался рядом с Жанной д`Арк, стал Этьен де Виньоль, сеньор де Куси, гасконец по прозвищу Ла Гир («Гнев»).


Луи-Фелис Амьель, Портрет Этьена де Виньоль (Ла Гира), 1835 г.


Характер де Виньоля, пожалуй, лучше всего передает его фраза, вошедшая в историю: «Будь Господь солдатом, он бы тоже грабил». Другой афоризм этого «героя»: «Хочешь уцелеть – бей первым». Ла Гир считался «стариком» (почти 40 лет!), сильно хромал на правую ногу, не умел читать и писать, зато имел репутацию неисправимого богохульника и сквернослова. Подражая Жанне д`Арк, которая всегда клялась «древком своего знамени», он тоже стал клясться «древком», но не знамени, а «своим собственным», тем, что отличает мужчину от женщины. Современники даже называли его «любимцем Дьявола». И вот именно этот человек первым признал божественный дар Жанны д`Арк! Под её влиянием он даже стал ходить к причастию. Де Рэ и Ла Гир оказались чуть ли не единственными французами, не предавшими Жанну д`Арк. Накануне казни Орлеанской Девы, Жиль де Рэ, во главе собранного им на свой страх и риск отряда наемников попытался прорваться к Руану, но опоздал. Де Виньоль, после сожжения Жанны, несколько лет мстил бургундцам, которых считал виновными в её смерти. Мстил в свойственной ему манере – убивал, грабил, насиловал, и эта месть, надо думать, приносила лично ему большое удовольствие. В 1434 г. он также стал маршалом Франции. Третьим человеком, который попытался помочь Жанне, стал безымянный английский лучник, который бросился в огонь, чтобы передать покинутой всеми 19-летней девушке самодельное деревянное распятие.


Жанна д`Арк перед казнью, средневековая миниатюра


Некоторые историки утверждают сейчас, что Жанна, в общем-то, была всего лишь символом, и чуть ли не игрушкой в руках «настоящих» полководцев. Разумеется, никто не утверждает, что Жанна д`Арк была реинкарнацией Юлия Цезаря или Александра Македонского. Дело – в силе личности. Марк Твен вполне справедливо писал в исторически достоверном романе «Личные воспоминания о Жанне д'Арк Сьера Луи де Конта»:
«Богом она послана или нет, но в ней есть нечто такое, что возвышает её над воинами, над всеми воинами Франции, что воодушевляет их на подвиги, превращает сборище трусов в армию храбрецов, и они обретают в её присутствии бесстрашие».
«Она была велика своим умением открывать способности и таланты, где бы они ни таились; велика своим чудесным даром говорить убедительно и красноречиво; непревзойденно велика умением воспламенять сердца разуверившихся, вселять в них надежду и страсть; умением превращать трусов в героев, толпы лентяев и дезертиров в батальоны храбрецов».


(Луи де Конт – земляк и сподвижник Жанны д'Арк, свидетель на Процессе ее реабилитации в Париже в 1455 г., его показания под присягой, занесены в протокол и, наряду с другими документами той эпохи, используются историками в качестве первоисточника.)

И в данном случае факты говорят за себя: рядом с Жанной, де Рэ и де Виньоль, которые, в отличие от многих других, оказались способны поднять глаза вверх и увидеть звезды, стали героями. После её смерти они быстро деградировали до своего обычного состояния: Жиль де Рэ стал бретонским аристократом-самодуром, Ла Гир – гасконским бандитом с большой дороги.


Аллен Дуглас, Святая Жанна д`Арк в войне с англичанами


Итак, никому неизвестная юная девушка, вдруг появившаяся при дворе дофина, навела порядок в полуразложившейся армии, победила англичан у стен Орлеана и заставила Карла короноваться в Реймсе.


Вилльям Этти, Взятие Орлеана



Жюль Эжен Леневё, Жанна д`Арк на коронации Карла VII, 1889 г


А вслед за Орлеаном был деблокирован и город Компьен.


Жанна д`Арк при осаде Туреля, миниатюра XV века


Однако в окружении слабого и безвольного Карла VII такие люди, как Жиль де Рэ и Ла Гир, были не правилом, а исключением. Высокомерные аристократы не могли простить безродной провинциалке Жанне ни военных успехов, ни влияния на короля. Первый тревожный сигнал прозвучал уже менее чем через два месяца после коронации Карла: 8 сентября 1429 года во время неудачного штурма Парижа Жанна д`Арк была ранена в ногу стрелой из арбалета и до наступления темноты оставалась без помощи, хотя рядом находились войска герцога Алансонского Ла Тремуайя.


Джордж Уильям Джой, Ранение Жанны д`Арк, музей изобразительных искусств, Руан


Развязка наступила 23 мая 1430 года, когда перед отступающим отрядом Жанны д`Арк были закрыты крепостные ворота, почти все ее воины были перебиты на глазах злорадствовавших французских баронов. Сама Жанна попала в плен к бургундцам, которые в то время были союзниками англичан. Историки до сих пор спорят: посмел бы комендант замка закрыть ворота, если бы рядом с Жанной находился безмерно преданный ей маршал и пэр Франции Жиль де Рэ?

Но Жанну д`Арк ещё можно было спасти. Согласно обычаям того времени, в случае предложения справедливого выкупа воюющие стороны не имели право удерживать у себя попавшего в плен неприятельского воина. Существовала даже своеобразная шкала, по которой производилась оценка военнопленных, согласно которой никто не мог требовать за рядового рыцаря выкуп как за знатного барона, а за барона – как за герцога. Но Карл VII не проявил ни малейшего интереса к судьбе Жанны д`Арк и даже не попытался вступить в переговоры с бургундцами. А вот англичане предложили за Жанну цену, равную выкупу принца крови. Право судить Жанну д`Арк они благоразумно предоставили самим французам, и те весьма успешно справились с поставленной перед ними задачей. Пытать народную героиню они все же не решились, но подвергли искренне верящую в бога, но не искушенную в вопросах богословия юную девушку жесточайшему моральному давлению. Они обвинили её в отрицании догмата Unam Sanctam etc и кощунстве во многих других положениях католической веры, в сквернословии, идолопоклонстве, в нарушении завета о почитании родителей, выразившемся в самовольном оставлении своего дома, а также в том, что она «бесстыдно отринула приличия и сдержанность своего пола, приняла без стеснения позорное одеяние и обличье воинское». Объявили подстрекательницей к войнам, «злобно жаждущей крови людской и понуждающей к её пролитию». Заявление Жанны о том, что «святые говорят по-французски, ибо они не на стороне англичан», было признано кощунством по отношению к святым и нарушением заповеди о любви к ближнему. Уверенность Жанны, что она попадет в рай в случае сохранения девственности, было признано противоречащим основам веры. Также она была признана суеверной, идолопоклонницей, вызывающей демонов, обвинена в ворожействе и предсказаниях будущего. Высшие иерархи французской католической церкви и самые авторитетные профессора Сорбонны «установили», что голоса, которые призывали Жанну д`Арк к защите отечества принадлежали не архангелу Михаилу и святым Екатерине и Маргарите, а демонам Велиалу, Бегемоту и Сатане. Наконец, её обвинили в том, что она не желает положиться на суд церкви и подчиниться ему. Давление на Жанну не прекращалось даже во время её болезни, вызванной отравлением рыбой. Покинутая всеми, испуганная, усталая и разочарованная Жанна согласилась подписать отречение и согласиться с приговором церкви. 24 мая 1431 года она была приговорена к вечному заточению на хлебе и воде и переоделась в женское платье, но уже 28 мая она вновь надела мужской костюм и заявила, что «плохо осознавала смысл её отречений». 29 мая те же судьи подтвердили факт рецидива ереси и вынесли постановление о передаче Жанны светскому правосудию. 30 мая Жанна была отлучена от церкви и в тот же день приговорена к сожжению на костре. Перед казнью она попросила прощения у англичан и бургундцев, которых приказывала преследовать и убивать.


Казнь Жанны д`Арк, средневековая миниатюра


Кстати, в сети можно найти и послушать арию "Месса" из рок-оперы "Жанна д`Арк" (группа "Тампль"), в которой есть голос Жиля де Рэ ("Лживый бог человечьих стад").

Война с англичанами продолжалась, но разочаровавшийся в своем короле Жиль де Рэ оставил службу. Лишь в 1432 году он ненадолго вернулся к активной военной деятельности, оказав Карлу VII помощь в снятии осады Линьи. Жиль де Рэ поселился в замке Тиффож, где жил, в окружении многочисленной свиты, наслаждаясь славой и богатством. Его охрана в то время насчитывала 200 рыцарей, в его личной церкви служили 30 каноников.


Замок Тиффож


Следует сказать, что, в отличие от большинства французских аристократов того времени, Жиль де Рэ получил неплохое образование. Он слыл знатоком искусств, разбирался в музыке, собрал большую библиотеку. Приезжавшие в его замок художники, поэты и ученые неизменно получали щедрые подарки. Большие средства были израсходованы на прославление Жанны д`Арк, которая в те времена совершенно официально считалась ведьмой (реабилитирована спасительница Франции будет лишь через 20 лет – в 1456 г.), в частности, была заказана и поставлена в театре грандиозная «Орлеанская мистерия». Но в финансовых вопросах Жиль проявил редкостную беспечность и уже через 8 лет столкнулся с нехваткой средств. Между тем, отказывать себе в чем бы то ни было, барон не привык, и потому пошел по традиционному и пагубному пути: стал закладывать свои замки и продавать земли. Но и в этих обстоятельствах Жиль де Рэ проявил определенную оригинальность, и, в попытке предотвратить разорение обратился к алхимии и магии. Помощник в этих сомнительных делах у него, разумеется, отыскался очень быстро: итальянский авантюрист Франческо Прелати, утверждавший, что имеет в услужении демона по имени Баррон, который способен направить их поиски по правильному пути. Родственники Жиля де Рэ негодовали, его жена уехала к родителям, а младший брат Рене добился раздела имущества. Карл VII, до которого дошли слухи о сумасбродствах Жиля де Рэ, еще помнил о заслугах своего маршала и попытался остановить его разорение. В 1436 г. он запретил ему дальнейшие продажи имений, но король по-прежнему был очень слаб и его указ в Бретани попросту проигнорировали. Главные покупатели и кредиторы Жиля де Рэ – бретонский герцог Иоанн и его канцлер, Нантский епископ Малеструа, уже крепко вцепились в свою жертву и не желали отпускать её, даже про приказу короля. За бесценок скупившие почти все владения Жиля де Рэ, они все же испытывали некоторое беспокойство, так как договоры, заключенные ими с Жилем, давали ему право обратного выкупа. Сосед мог «взяться за ум», и его широчайшие связи при королевском дворе могли позволить ему со постепенно вернуть себе заложенные имения. Но в случае смерти Жиля де Рэ, его владения навсегда отошли бы в их собственность.

А между тем по всей округе вдруг пошли слухи, что у бывшего маршала и недавнего героя Франции проявились наклонности маньяка и садиста, что он, пользуясь своим высоким положением в обществе, якобы, приказывает своим слугам похищать мальчиков, которых неизменно убивает после надругательства над ними. Утверждалось, что подвалы замка завалены останками невинных жертв, и что наиболее симпатичные головы де Рэ сохраняет, как реликвии. Говорили также, что посланники Жиля под предводительством его главного ловчего де Брикевиля охотятся за детьми в окрестных городах и деревнях, а старуха Перрина Меффре заманивает детей непосредственно в замок. Народная молва связывала с Жилем де Рэ около 800 случаев исчезновения детей. Однако эта деятельность бывшего маршала не подпадала под юрисдикцию духовного или инквизиционного суда. Может показаться странным, но впоследствии эти преступления рассматривались в качестве второстепенных, вскользь, между делом, наравне с обвинениями в пьянстве и кутежах. Дело в том, что в XV веке во Франции ежегодно исчезали не менее 20 тысяч мальчиков и девочек. Жизнь ребенка бедных крестьян и ремесленников в те времена не стоила и гроша. Тысячи маленьких оборванцев, которых не могли прокормить родители, скитались по округе в поисках мелкого заработка или прося милостыню. Некоторые периодически возвращались домой, другие исчезали бесследно, и никто не мог с уверенностью утверждать, погибли они или прибились к какому-нибудь торговому каравану либо к труппе бродячих акробатов. Слишком вольное обращение с детьми на подвластных французским баронам территориях, как бы страшно это сегодня не звучало, в те времена не являлось чем-то из ряда вон выходящим, и не могло служить основанием для вынесения знатной особе смертного приговора, в котором были кровно заинтересованы многочисленные враги маршала. И потому главными преступлениями, которые следовало вменить в вину Жилю де Рэ, должны были стать богоотступничество, ересь и связь с дьяволом. Занятия алхимией также принимались в расчет, так как все еще оставалась в силе специальная булла Папы Иоанна XXII, предававшая анафеме всех алхимиков.

Повод для открытого выступления против него дал сам де Рэ. Он поссорился с братом казначея бретонского герцога Жаном Ферроном, который имел духовный сан и на этом основании пользовался личной неприкосновенностью. Жиля де Рэ это не остановило: барон захватил свой собственный замок, проданный брату священника, в котором в тот момент находился его обидчик. Священник в тот момент служил обедню в церкви, что не помешало Жилю схватить его и, заковав в кандалы, держать потом в подвале. Это было уже чересчур, герцог Бретани приказал освободить пленника и вернуть проданный замок новым владельцам. Однако за время занятиями магией де Рэ, видимо, уже потерял всякое чувство реальности: он не только отказался выполнить это законное требование своего сюзерена, но даже избил его посланника. Результатом стала самая настоящая карательная военная операция: замок Тиффож был осажден войсками герцога, и униженный барон вынужден был покориться силе.

Однако положение Жиля де Рэ было настолько высоко, что даже теперь его светские враги не решались привлечь барона к суду. А вот духовные власти действовали более решительно. Первым выступил епископ Нантский Малеструа, который в конце августа 1440 года во время проповеди сообщил прихожанам о том, что ему стало известно о гнусных преступлениях «маршала Жиля против малолетних детей и подростков обоего пола». Епископ потребовал, чтобы все лица, располагающие существенной информацией о таких преступлениях, сделали ему официальные заявления. На самом же деле, Жан де Малеструа опирался на единственное заявление об исчезновении ребёнка, которое было подано в его канцелярию супругами Эйсе за месяц до этого, никаких фактов, изобличающих Жиля де Рэ, в этом заявлении не содержалось. Тем не менее, проповедь Малеструа произвела впечатление в обществе и скоро в его канцелярию поступили заявления о пропаже еще 8 детей. 13 сентября 1440 г. епископ вызвал Жиля де Рэ на духовный суд, где ему были предъявлены первые обвинения в служении дьяволу и ереси. Двое наиболее доверенных и близких слуг де Рэ (Силье и Брикевиль) бежали, но сам барон смело явился на суд, где неосторожно согласился признать за епископом право судить его. Давая согласие участвовать в процессе в качестве ответчика, Жиль де Рэ, почему-то, забыл о своей неподсудности светскому суду города Нанта и суду епископа. Он легко мог избежать разбирательства, апеллируя к своей неподсудности любой власти, кроме королевской. Худшее, что ему грозило в этом случае – суровая епитимья и денежный штраф за оскорбления, нанесенные Церкви в лице ее служителя. Но барон, словно ослепленный самоуверенностью (а может быть, надеждой на заступничество демона Прелати), согласился ответить на все обвинения епископа, тем самым добровольно отдав себя в руки врагов.


Суд над Жилем де Рэ


С этой минуты Жиль де Рэ был обречен. Прелати и некоторые слуги барона были арестованы и отправлены в Нант. Там их подвергли пыткам, выдержать которые обычный человек просто не в состоянии. В результате были получены признательные показания, в которых ужасная истина причудливо переплеталась с чудовищным вымыслом.

Первоначально Жиль де Рэ держался твердо, отрицая все пункты обвинения. Опомнившись, он подверг сомнению полномочия духовного суда, утверждая, что все приписываемые ему преступления подпадают под юрисдикцию суда уголовного. Однако церковные власти и инквизиторы не собирались выпускать из своих рук столь драгоценную добычу, Жиль де Рэ был отлучен от Церкви и прокурор, разобрав пункты обвинения, пошел навстречу духовным властям. В его заключении о распределении подсудности, преступления против детей уже даже и не рассматривались, зато фигурировали дебош в церкви и оскорбление святынь, которые были отнесены к суду епископскому, и служение дьяволу, богоотступничество, ересь, которые отходили в ведение суда инквизиционного. Жиль де Рэ был сломлен. В обмен на снятие отлучения, 15 октября он покаялся во всех приписываемых ему преступлениях. В своих показаниях барон утверждал, что брал пример с правителей Древнего Рима, о чьих варварских извращениях он прочел в иллюстрированных манускриптах, хранящихся в семейной библиотеке. «Я нашел книгу на латинском языке о жизни и обычаях римских императоров, написанную ученым-историком Суэтонием (Светоний – Suetonius), — сказал Жиль де Рэ, – Книга эта содержала прекрасные рисунки, изображающие поведение этих императоров-язычников, и я смог прочесть захватывающий рассказ о том, как Тиберий, Каракалла и другие «цезари» забавлялись с детьми и находили единственное удовольствие, терзая их. Я решил походить в этом на упомянутых императоров и в тот же вечер начал делать то же самое, что и они…»

Как мы помним, народная молва приписывала Жилю де Рэ убийство 800 детей, однако судом доказана была его причастность к 140 исчезновениям. При этом признавалось, что в магических целях был убит лишь один из этих детей. Данное обстоятельство очень разочаровало судей и потому признательные показания барона не удовлетворили инквизиторов, которые «в интересах истины» потребовали подвергнуть его пытке. Обескураженный таким поворотом дела Жиль де Рэ крикнул обвинителям: «Разве я уже не взвел на себя таких преступлений, которых хватило бы, чтобы осудить на смерть две тысячи человек!». В конце концов, Жиль де Рэ был приговорен к повешению и сожжению трупа. С ним были осуждены также и двое его слуг. Приговор был приведен в исполнение 26 октября 1440 г. Монстреле в своей хронике, так писал об этой казни:
«Большинство дворян Бретани, особенно те, что находились с ним (де Рэ) в родстве, пребывало в величайшей печали и смущении от его позорной смерти. До этих событий он был гораздо более знаменит как доблестнейший из рыцарей».



Казнь Жиля де Рэ и его пособников, средневековая миниатюра


Однако был ли Жиль де Ре действительно виновен во всех приписываемых ему преступлениях? Или же, подобно тамплиерам, он был оклеветан и пал жертвой алчных соседей, мечтавших завладеть его имуществом? Некоторые исследователи указывают, что, при чтении протоколов суда над Жилем де Рэ, которые, кстати, были опубликованы лишь в начале ХХ века, очень и очень многое вызывает, как минимум, недоумение. Прежде всего, обращают на себя внимание многочисленные процедурные нарушения: мало того, что Жилю де Рэ не предоставили адвоката, даже его личный нотариус не был допущен на судебные заседания. Отвергнуто было предложение Жиля де Рэ о решении вопроса его виновности путем ордалии – «божьего суда», на который он, как человек знатного происхождения, имел полное право, и который должен был заключаться в испытании каленым железом. Вместо этого судьи приняли решение о применении пыток. Из почти 5 тысяч слуг барона в качестве свидетелей были приглашены и допрошены лишь несколько человек, причем почти все они, включая даже якобы обладавшего личным демоном Франческо Прелати и «поставщицу живого товара» Меффре, были выпущены потом на свободу. Судей на этом процессе явно интересовал лишь владетельный барон Жиль де Рэ. Это ясно говорит о заказном характере данного процесса и корыстных интересах, преследовавшихся его организаторами. В замках маршала, вопреки молве, не нашли ни одного трупа. Строго говоря, бесспорно доказанными судом можно считать лишь занятия алхимией и попытки вступить в контакт с демоном маэстро Прелати. Личные признания де Рэ, благодаря которым он и вошел в историю как садист и убийца, были получены посредством жестокого морального и физического воздействия. Маршала вначале отлучили от церкви, а потом пытали до тех пор, пока он не пообещал сознаться «добровольно и свободно». За подтверждение этих признаний ему было обещана легкая смерть – традиционная «милость» инквизиторов в виде удушения перед сожжением. Сомнения в виновности маршала возникли сразу после его казни. Уже через 2 года Жиль де Рэ был реабилитирован королем Франции, который официально заявил, что его маршал был осужден и казнен без основания. На месте казни, дочь де Рэ поставила памятник, который скоро стал местом паломничества для кормящих матерей, молящихся о ниспослании им обилия молока. Интересно, что в 1992 году по инициативе литератора Жильбера Пруто во французском Сенате был собран трибунал, состоящий из бывших политиков, парламентариев и экспертов, целью которого стал пересмотр дела Жиля де Рэ. Именно об этом процессе был задан вопрос в телепередаче «Своя игра» (о котором уже упоминалось в начале статьи): один из игроков принял Жиля де Рэ за Робеспьера, второй – за Мазарини, правильно ответил лишь третий из них. Данный процесс окончился оправданием подсудимого, однако вердикт судебной коллегии не является действительным, так как собранный состав суда не обладал полномочиями пересматривать дела XV века.
Автор:
Статьи из этой серии:
Рыжов В.А. Святая инквизиция
36 комментариев
Объявление

Редакции "Военного обозрения" срочно требуется корректор. Требования: безупречное знание русского языка, исполнительность, дисциплинированность. Обращаться: sv@vo-media.ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. polpot
    polpot 24 декабря 2018 05:38 Новый
    +4
    Спасибо за статью , на редкость оболганный человек .
    1. Крым26
      Крым26 25 декабря 2018 18:26 Новый
      +3
      Были бы мозги - не попал бы под этот суд. Действительно - или верил в свою исключительность, или в демона (в чем сомневаюсь). Гордыня подвела.
  2. Ольгович
    Ольгович 24 декабря 2018 06:50 Новый
    -1
    Что известно о Жанне дАрк?
    Жанна прибыла резиденцию дофина Карла. Дофин воспользовался тем, что Жанна писала ему из Сент-Катрин-де-Фьербуа, что обязательно узнает его, и устроил ей проверку, посадив на трон другого человека и встав в толпе придворных. Однако Жанна выдержала испытание, узнав его. Она объявила Карлу, что послана Небом для освобождения страны от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана.
    Карл, однако, колебался. Сначала он приказал, чтобы матроны подтвердили девственность Жанны, затем отправил её в Пуатье, где она должна была подвергнуться допросу богословов, а также отправил гонцов на её родину. После того, как не было найдено ничего, что могло бы бросить тень на репутацию девушки, Карл решился передать в её руки командование войсками и назначил её главнокомандующим. Ведущие французские военачальники Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир (на старофр. ire означает «гнев, ярость»), Потон де Сентрайль и граф Дюнуа, из последних сил отбивавший английские атаки в Орлеане, должны были пойти под её командование. Начальником её штаба стал принц Алансонский. Важную роль в таком смелом решении сыграл тот факт, что Жанна именем Бога подтвердила Карлу его законнорождённость.

    Известие о том, что армию возглавила посланница Бога, вызвало необычайный моральный подъём в войске.

    И т.д.

    Посланница ...неба, Бога, командующий войсками-и все это в возрасте 19 лет..... no
    Что быль, а что легенда, созданная в духе того времени-тайна великая есть....
    1. Антарес
      Антарес 24 декабря 2018 11:37 Новый
      +6
      Цитата: Ольгович
      Посланница ...неба, Бога, командующий войсками-и все это в возрасте 19 лет..... no
      Что быль, а что легенда, созданная в духе того времени-тайна великая есть.

      символы...их роль
      когда ситуация совсем критична, даже Император Марк Аврелий вспоминает о жертвоприношениях...
      есть поговорка про соломинку...
      Жанна была очень убедительна и заражала этим всех, почему бы не использовать такого человека в критический момент, ведь другие символы народ и воины не особо защищали и не рвались.
      1. Ольгович
        Ольгович 24 декабря 2018 13:12 Новый
        -4
        Цитата: Антарес
        Жанна была очень убедительна и заражала этим всех,

        19 летняя девчонка-убедительна в роли командующего войсками?
        Неа no
        1. Антарес
          Антарес 24 декабря 2018 16:13 Новый
          +10
          Цитата: Ольгович
          19 летняя девчонка-убедительна в роли командующего войсками?
          Неа no

          вы не верите в людей, или конкретно в девушек?
          19 лет это уже очень взрослая деваха на тот период(ср. жизнь короткая особенно для женщин)
          каждый человек-это целый мир..У девушки был дар убеждать и зверская интуиция и сильная вера. Возможно это даже был фанатик своего дела! Приснилось ей что то, и наложило отпечаток--и вело ее всю короткую жизнь, как путеводная звезда..
          Пассионарии, которые творят историю именно такие.
          А мы -скромно их обсуждаем, мы совсем другие.
          1. vladcub
            vladcub 25 декабря 2018 20:26 Новый
            0
            Она могла быть т.с." живым знаминем': войска окрашенные идеей или верой способны чудеса творить.
        2. Хозяин Трилобита
          Хозяин Трилобита 24 декабря 2018 18:17 Новый
          +9
          Цитата: Ольгович
          19 летняя девчонка-убедительна в роли командующего войсками?

          Жанна была знаменем, за которым шли, идеей, ради которой умирали со словами "Прекрасная Франция!" Штабной подготовкой, тыловым обеспечением, стратегией, тактикой и другими сугубо военными вопросами занимались профессионалы типа Дюнуа и иных рыцарей, упомянутых в статье.
          Когда человек искренне верит в свою правоту, а значит и свою победу ("не в силе бог"), это очень чутко воспринимается окружающими. Жанна забирала у солдат, да, что у солдат, даже у рыцарей и не только рядовых, страх смерти, вселяла уверенность в победе, люди реально верили в то, что она святая, поэтому шли в бой с легким сердцем, не сомневаясь, что победят. "Если с нами бог, то кто против нас?"
          Вера в свое исключительное предназначение, а значит с свою неуязвимость до завершения миссии, порождала у Жанны смелость на грани безумия, которой она заражала всех присутствующих.
          И еще, очень важно, что своим основным лозунгом она провозгласила не короля, а Францию, чем дала сильнейший толчок к становлению французской нации, закрепив Францию как национальное государство в Европе. Походы Жанны сыграли для Франции ту же роль, что Куликово поле для Руси - после них процесс формирования национального государства, включающего в себя все области, заселенные представителями одного народа, был неостановим. У англичан загорелась земля под ногами и к 1454 г. у них на континенте остался лишь только порт Кале, населенный, большей частью англичанами и голландцами.
          Вот в этой роли она была действительно очень убедительна.
          1. vladcub
            vladcub 25 декабря 2018 20:28 Новый
            +1
            Михаил,100% согласен с Вами
        3. Ilya-spb
          Ilya-spb 1 января 2019 19:15 Новый
          0
          Карл 12 Шведский тоже был молодым полководцем...
  3. kalibr
    kalibr 24 декабря 2018 08:06 Новый
    +6
    Очень хороший материал! Мне очень понравился. Как дополнение к нему (к сожалению короткое) и еще один вариант событий могу предложить главу из своего учебника "История связей с общественностью" (Шпаковский В.О.,Шпаковская С.В.). Он есть в Сети и там дается "пиаровская" версия тех событий.
    1. Комментарий был удален.
  4. Вольный ветер
    Вольный ветер 24 декабря 2018 09:39 Новый
    +3
    карл конечно муд....... мущина на редкость нехороший. Жаль что нет настоящего портрета Жанны. Девушка невероятная.
    1. alebor
      alebor 24 декабря 2018 10:56 Новый
      +6
      В наше время такую невероятную девушку с постоянными видениями и галлюцинациями поставили бы на психиатрический учёт, но в Средние века это было делом обычным и вызывало у окружающего народа священный трепет и поклонение. Можно вспомнить, например, жившую на сто лет раньше Екатерину Сиенскую, по масштабу и влиянию сравнимую с Жанной Д' Арк, но имевшую более счастливую судьбу, а визионеров более мелкого масштаба и известности было множество. Правда везло им по разному, одних почитали как местночтимых святых, а других сжигали как ведьм.
  5. тяжелый дивизион
    тяжелый дивизион 24 декабря 2018 10:25 Новый
    +3
    История темная, льем свет good
  6. Хозяин Трилобита
    Хозяин Трилобита 24 декабря 2018 11:32 Новый
    +10
    Вполне приличный материал. Недавно, правда, материал об этом персонаже на ВО уже публиковался.
    https://topwar.ru/130553-marshvl-de-re-luchshiy-drug-korolya-stavshiy-siney-borodoy.html
    Несколько замечаний.
    Говоря о Жанне дАрк, кроме Жиля де Ре и Этьена де Виньоля (увековеченного на игральных картах в виде валета червей smile ), обязательно следовало бы упомянуть Орлеанского бастарда Жана де Дюнуа, незаконнорожденного двоюродного брата короля Карла VII. Все-таки именно он под знаменем Жанны осуществлял непосредственное руководство войсками на поле боя, фактически являясь главнокомандующим. Также, думаю, уместно было бы упомянуть и Потона да Сентрая (Сентрайля).
    Далее.
    И в данном случае факты говорят за себя: рядом с Жанной, де Рэ и де Виньоль, которые, в отличие от многих других, оказались способны поднять глаза вверх и увидеть звезды, стали героями. После её смерти они быстро деградировали до своего обычного состояния: Жиль де Рэ стал бретонским аристократом-самодуром, Ла Гир – гасконским бандитом с большой дороги.

    Автору нужно определиться на счет де Ре - был ли он самодуром и маньяком или просто стал жертвой политических интриг. Фактура, представленная в статье, свидетельствует, скорее о втором. Просто человек потеряв интерес к жизни, удалился от двора и занялся наукой, так как он это понимал.
    Что касается Этьена де Виньоля, то этот рыцарь до конца своих дней находился на королевской службе, вместе со своим другом и соратником де Сентраем верно и честно служа Карлу VII. Умер де Виньоль от ран в 1342 г. Кстати, следует отметить, что на момент пленения и казни Жанны де Виньоль сам находился в плену, но, в отличие от Жанны был королем выкуплен. "Бандитом с большой дороги" он был не в большей степени, чем все остальные рыцари-командиры отдельных автономно действующих отрядов.
    Если говорить о де Сентрае, то он пережил не только своего друга де Виньоля, но и короля, участвовал в последних компаниях Столетней войны, стал губернатором Гиени. Умер в 1461 г. в возрасте 71 года.
    По поводу Жиля де Ре лично мое мнение такое: человека скорее всего, очень сильно надломила гибель Жанны, с потерей которой он так и не смог смириться и в результате ударился в оккультизм. А в большой и дружной семье французских аристократов (да, впрочем, как и в любом аристократическом обществе) дай только повод - сожрут вместе с костями и содержимым внутренних органов. Что, собственно, и произошло.
    1. ИгУ
      ИгУ 24 декабря 2018 12:41 Новый
      +2
      [quote]Умер де Виньоль от ран в 1342 г.[/quote] Вы не ошиблись?
      [quote][/Автору нужно определиться на счет де Ре - был ли он самодуром и маньяком или просто стал жертвой политических интриг.quote]- По меркам нынешней морали многих из них нужно судить)))
      1. Хозяин Трилобита
        Хозяин Трилобита 24 декабря 2018 12:44 Новый
        +1
        Цитата: ИгУ
        Вы не ошиблись?

        Ошибся... smile Конечно, в 1443. Бывает, опечатался. smile
    2. Комментарий был удален.
  7. Антарес
    Антарес 24 декабря 2018 11:58 Новый
    +2
    процесс над Жанной-это политика
    нужно было в первую очередь разрушить ореол, а не человека...
    убийство девушки лишь ухудшит позицию англичан, а вот разрушение ореола да руками самих французов да еще и умных, образованных профессоров...
    На заседаниях в королевской часовне Руанского замка присутствовали 15 докторов священной теологии, 4 доктора канонического права, 1 доктор обоих прав, 7 бакалавров теологии, 11 лиценциатов канонического права, 4 лиценциата гражданского права. За участие в процессе они получали вознаграждение.
    Пьер Кошон — магистр искусств, лиценциат канонического права. Один из самых выдающихся теологов Парижского университета, советник на службе Филиппа Доброго, герцога бургундского
    Жан Леметр — бакалавр теологии(кстати отмазывался и бесследно исчез после процесса)
    Жан Эстиве (или Этиве), каноник Бове и Байё, близкий друг и соратник Кошона. Обратил на себя внимание разнузданным поведением и откровенной ненавистью к пленнице, за что получил выговор от графа Уорика. Вскоре после казни Жанны утонул в болоте.
    Жан де ла Фонтен — магистр искусств, лиценциат канонического права. За своё сочувствие к пленнице получил от Кошона резкий выговор, представлявший собой практически незавуалированную угрозу.Пропал без вести
    ну и священники крупных парижских церквей..
    Париж осудил Орлеанскую деву, спасительницу французского народа и приговорил к казни.
    Жанне отказали в объективности(просьба -богословы двух сторон, англичан и французов) и в мессе...
    Однако по время процесса она ловко избегала теологических ловушек (таких как Отче наш от Кошона)
    так же пару деталей, когда ей вменяли что она заколдовала свой меч
    — Но вы молились о том, чтобы небеса ниспослали удачу вашему мечу?
    Она рассмеялась:
    — Я жалею, что этой удачи не было у моих доспехов!

    Доспехи у нее были паршивые. 2 ранения тяжелые и они не помогли ничем.При взятии Орлеана арбалетный болт вонзился ей в плечо, а во время неудачного штурма Парижа стрела пробила ей бедро.
    Чего "колдунье" не заколдовать доспехи, чтобы не получать ранения--этим богословы не задумались. Зато меч им представлялся заколдованным..С этих продажных слуг культа -всегда нечего взять...Блестящие умы современности-чтобы унизить и угробить необразованную девушку из деревни...
    Сторонники теории заговоров видят этот меч очень важным(из метеоритного железа, несколько крестов, происхождение и святость)...хотя богословы так же искали где он. Может Жанна не была так проста как кажется..
    Насчет статьи и процессов реабилитации над Жанной и Де Рэ..
    Забавный момент.
    в 1456 году на процессе по реабилитации Жанны д’Арк. Многие свидетели тогда показали, что Жанна использовала «меч Фьербуа», гоняясь по всему лагерю за проститутками, с чьим присутствием во французской армии она всячески боролась. Некоторые свидетели процесса по отмене приговора утверждали, что в итоге Жанна сломала свой меч о спину какой-то девушки из Оксера или Сен-Дени. Наиболее настойчиво настаивал на этом в своих показаниях герцог Алансонский, утверждавший, что Жанна сломала свой легендарный меч не то о спину, не то о задницу некоей распутной девицы и произошло это в Сен-Дени, после неудачной попытки штурма Парижа.
    Боролась с нравами в армии(всякими маркитантками и продажными девками) за дисциплину.
    1. bober1982
      bober1982 24 декабря 2018 15:06 Новый
      0
      Цитата: Антарес
      Может Жанна не была так проста как кажется..

      Когда утверждала,что слышит ангельские голоса - вот это и настораживало местных продажных слуг культа,как вы их назвали. Такое просто невозможно,если и слышала Жанна голоса, то бесовские.
      Цитата: Антарес
      Боролась с нравами в армии(всякими маркитантками и продажными девками) за дисциплину.

      По средневековым временам,маркитантки и продажные девки, по всей видимости, только укрепляли дисциплину.
      1. Антарес
        Антарес 24 декабря 2018 16:20 Новый
        +2
        Цитата: bober1982
        Когда утверждала,что слышит ангельские голоса - вот это и настораживало местных продажных слуг культа,как вы их назвали.

        в общем то там научная комиссия должна была доказать что она слышит не голоса святых-а демонов.Такие комиссии, по моему ни разу не доказали голоса святых в политических делах.
        И Дерево Фей ей втулили, хотя французские крестьяне танцуют и празднуют языческие праздники не хуже масленицы у православных гонителей язычества.
        Богословов почему то интересовал меч..А воины шли за ее штандартом и мечом она пользовалась против исключительно филейных частей девушек в армии..
        Цитата: bober1982
        По средневековым временам,маркитантки и продажные девки, по всей видимости, только укрепляли дисциплину.

        можно даже написать статью о влиянии продажных девок и маркитанток на боевое состояние армий.
        Увы и ах, но очень многое у человека зависит от присутствия противоположного пола.
        Трудно держать дисциплину у агрессивных самцов..тестостерон не шутка.
        (статью не просите, не могу писать-нельзя публиковать на ВО)
    2. vladcub
      vladcub 25 декабря 2018 20:42 Новый
      0
      Жан Леметр сам ли утонул или его" утонули", но получил,что пречиталось.
      По поводу меча. Это какая же у распутницы была задница,что меч сломался!
    3. тихоокеанец
      тихоокеанец 31 декабря 2018 07:49 Новый
      0
      Пьер Кошон — магистр искусств, лиценциат канонического права.

      Насколько мне известно, кошон по-французски - баран.
  8. ИгУ
    ИгУ 24 декабря 2018 12:35 Новый
    +3
    Спасибо за статью!
    Всё-таки интеллектуальные шоу приносят хорошие плоды. Читать было интересно. Ранее много читал об этом других версий событий, но эта наиболее полная.
  9. Михаил Матюгин
    Михаил Матюгин 24 декабря 2018 18:18 Новый
    +2
    Уважаемый автор, материал интересный, написан хорошо, но подобная статья (если не две) тут уже были, и есть ряд комментариев.

    Цитата: Рыжов В.А.
    в 16 лет – женился на своей кузине, Катрин де Туар, которая стала единственной женой Жиля де Рэ и надолго пережила своего мужа.
    Потому, что "не участвовала в делах тьмы", что вполне официально показано, да и сам де Рец утратил к ней интерес. Она была совсем не типа той известной венгерской графини...

    Цитата: Рыжов В.А.
    У него не было ни настоящей власти, ни денег, ни авторитета. Его малочисленные и плохо организованные войска с трудом контролировали лишь города, расположенные в долине Луары.
    Вообще то по долине Луары шёл стартегический укреплённый рубежь, который британцы пытались прорвать, но так и не смогли. То, что войска дофина были малочисленные, - это смотря с чем сравнивать, если с войсками Людовика Святого, то да, а так - относительно нормально.

    Цитата: Рыжов В.А.
    сильно хромал на правую ногу, не умел читать и писать
    Уважаемый автор стал в длинном ряду лиц, пошедших за штампами. Слово "эпотаж" Вам не знакомо ? (просто для справки, ВСЕ аристократы, тем паче такого уровня, умели читать и писать, просто в некоторых случаях это было выгодно замалчивать, показаться для солдатни эдаким "рубахой-парнем". Да, Жанна Д`Арк тоже умела читать и писать - сохранились даже её письма и заметки, о которых почему то не любят говорить, но только вдруг случайно перед процессом об этом умении ... типа забыла, объявив себя неграмотной).

    Цитата: Рыжов В.А.
    Пытать народную героиню они все же не решились, но подвергли искренне верящую в бога, но не искушенную в вопросах богословия юную девушку жесточайшему моральному давлению. Они обвинили её в отрицании догмата Unam Sanctam etc
    Интересно девки пляшут... Может быть автору, который пишет Имя Господне, Имя Творца Вселенной, демонстративно с маленькой буквы, как было принято в советских книжках, (тогда как название всего лишь одного из католических догматов с больших), не стоит подражать советскими атеистическим писателям и лезть в тему, плотно связанную с религией, тем паче в средневековом понимании ?

    Цитата: Рыжов В.А.
    Высшие иерархи французской католической церкви и самые авторитетные профессора Сорбонны «установили», что голоса, которые призывали Жанну д`Арк к защите отечества принадлежали не архангелу Михаилу и святым Екатерине и Маргарите, а демонам Велиалу, Бегемоту и Сатане.
    Я конечно извиняюсь, но вообще то про конкретных демонов никто не говорил; больше того, там просто установили, что природа голосов была не ангельской, да и то под вопросом. Чувствуется, что одним из источников был какой то роман видимо.

    Цитата: Рыжов В.А.
    24 мая 1431 года она была приговорена к вечному заточению на хлебе и воде и переоделась в женское платье, но уже 28 мая она вновь надела мужской костюм и заявила, что «плохо осознавала смысл её отречений».
    А вот тут - КРАЙНЕ серьёзный момент, зафиксированный в протоколах. Дело в том, что "голоса" Жанны долгое время на процессе не проявляли себя. Причём, что интересно, не появлялись они и в церковных зданиях в ходе процесса и даже её заключения у бургундцев... Дело в том, что в ходе заключения "голоса" проявились едва ли не единожды - и пообещали Жанне "что она выйдет из тюрьмы до начала июня, но если она снова будет слушаться их" (!!!!)... А потом вдруг снова появились, уже ПОСЛЕ вынесения по сути мягкого приговора, и ... обвинив её в предательстве, потребовали вновь облачиться в мужскую одежду и отказаться от показаний... Теперь понятно, кто привёл её на костёр ? пообещали "освобождение"... она и вышла из тюрьмы, только на костёр, хотя могла бы просто быть поселена в заключении в монастыре...

    Понимаете, католические иерархи в сер.15 века сняли с неё обвинение в ереси и колдовстве, но не более, оставив на долгие 600 лет указание, что она находилась в состоянии "бесовской прелести"... и только в относительно современную, либеральную эпоху, её вдруг канонизировали, не имея для этого серьёзных оснований кстати. Ну и конечно же в наши дни маньяка и чернокнижника де Реца - конечно же надо оправдать, во Франции нашлись такие вот деятели.

    Цитата: Рыжов В.А.
    Но в финансовых вопросах Жиль проявил редкостную беспечность и уже через 8 лет столкнулся с нехваткой средств.
    Да просто всё - во первых, содержание свиты в 200 рыцарей сильно дорого (хотя я сомневаюсь, видимо автор или его источник опять не разбираясь в терминах принял средневековый термин "жандарм", т.е. означавший на тот период "воин в тяжёлом доспехе", за "рыцарь"), вот содержание 200 жандармов - это сравнительно недорого.

    Во вторых, да чернокнижником и алхимиком он стал, этот де Рец, и нагнал в свой замок кучу шарлатанов-мистиков, которым обеспечивал в течении долгих лет шикарные условия для работы - и раззорился ... на поиске золота, неожиданно, да ?
    1. Хозяин Трилобита
      Хозяин Трилобита 24 декабря 2018 19:12 Новый
      +5
      Цитата: Михаил Матюгин
      Да, Жанна Д`Арк тоже умела читать и писать - сохранились даже её письма и заметки, о которых почему то не любят говорить

      До чего вы, коллега, любите в безапелляционной манере утверждать весьма спорные суждения. Жанна не писала писем, она их диктовала и подписывала, для чего быть грамотным не требуется. Вопрос о том была ли Жанна грамотной до сих пор остается предметом споров. Лично у меня сформировалось мнение, что не была, как и большинство крестьян того времени.
      Впрочем, вы, может быть, придерживаетесь гипотезы согласно которой Жанна - королевского происхождения?
      Цитата: Михаил Матюгин
      Может быть автору, который пишет Имя Господне, Имя Творца Вселенной, демонстративно с маленькой буквы, как было принято в советских книжках, (тогда как название всего лишь одного из католических догматов с больших

      Не думаю, что имеет смысл цитировать вам правила русского языка - что пишется с большой буквы, а что с маленькой. Или все-таки надо?
      Цитата: Михаил Матюгин
      Теперь понятно, кто привёл её на костёр ?

      То есть, вы серьезно полагаете, что Жанна могла слышать что-то кроме своего воображения? Что "враг рода человеческого" лично или через своих посланников давал ей указания с целью отправить ее на костер? Я так понимаю, вы на полном серьезе считаете, что Жанна Дева была одержима реальными демонами, прилетевшими или приползшими из реально существующей где-то преисподней, а не страдала каким-то психическим заболеванием...
      С такой аргументацией спорить сложно. Она предполагает возможность в любой момент сослаться на всемогущество божье и неисповедимость путей господних...
      1. Михаил Матюгин
        Михаил Матюгин 24 декабря 2018 19:50 Новый
        0
        Цитата: Хозяин Трилобита
        Лично у меня сформировалось мнение, что не была, как и большинство крестьян того времени. Впрочем, вы, может быть, придерживаетесь гипотезы согласно которой Жанна - королевского происхождения?
        Ну для начала, уважаемый коллега, Жанна ... не была простой крестьянкой даже официально ! На самом деле, о чём не любят говорить почему то, её отец был управляющим деревни, где она жила, скажем так - нечто типа уполномоченного графа, в чьём сеньориальном владении Домреми находилось. Вы серьёзно считаете, что управляющий графа не умел читать, писать и считать ?!? И что он не мог научить свою дочь даже сам, без привлечения учителей, хотя бы азам грамоты ?

        С происхождением всё тёмно. Не королевского - это точно. Но как вариант - могла быть незаконнородённой аристократкой, отданной сеньором на воспитание доверенному лицу, коим был её юридически записанный отец. Этому НИЧТО не противоречит.

        Цитата: Хозяин Трилобита
        цитировать вам правила русского языка
        Вот именно, что в СОВРЕМЕННОМ (а не в советском) русском языке приняты правила написания Имя Божего с большой буквы (если подразумевается какое то античное божество, то с маленькой)

        Цитата: Хозяин Трилобита
        вы серьезно полагаете, что Жанна могла слышать что-то кроме своего воображения? Что "враг рода человеческого" лично или через своих посланников давал ей указания с целью отправить ее на костер?
        Во первых, уже очень долгие годы я верующий православный христанин, чего никогда не отрицал. Во вторых, да, я уверен в существовании тонкого мира (или миров), равно как и других измерений реальности. В третьих, не только как верующий христанин, но и как человек, имевший личный мистический опыт, я уверен, что мир бесов вполне реален.

        P.S.Поговорите с каким-нибудь священником, который действительно работает с людьми, в том числе исповедует умирающих, думаю много интересного узнаете (поездки в монастыри посмотреть на отчитки не рекомендую - это действительно слишком страшно, а я человек, поверьте, не из боязливых).
    2. ВлР
      24 декабря 2018 19:23 Новый
      +3
      Михаил, с интересом прочитал Ваш комментарий. Два соображения, если позволите:
      1. Ваша цитата:
      "хотя могла бы просто быть поселена в заключении в монастыре" - вспомнилась притча Пугачева об орле и вороне из "Капитанской дочки": не всем нравится жить 300 лет, питаясь трупной кровью. И "Звезда по имени Солнце" Цоя - тоже вспомнилась. Если бы Жанна могла тихо и спокойно жить в монастыре - она бы не пошла ко двору Карла VII, не смогла бы убедить его, не подчинила бы своей воле де Рэ, Ла Гира и прочих.
      2. Занятия де Рэ алхимией и черной магией - несомненно и бесспорно. Но садизм с педофилическим уклоном - всё-таки уже очень сомнительно. Больше похоже на самооговор под пытками. Да и паломничество к памятнику кормящих матерей как-то не согласуется с образом жуткого маньяка
      Люди, видимо, не поверили.
      1. Михаил Матюгин
        Михаил Матюгин 24 декабря 2018 20:05 Новый
        +1
        Большое спасибо, уважаемый Валерий, за ответ.
        Цитата: ВлР
        Занятия де Рэ алхимией и черной магией - несомненно и бесспорно. Но садизм с педофилическим уклоном - всё-таки уже очень сомнительно.

        Возможно не знакомились видимо Вы с материалами процесса, там находки тел засвидетельствованы, куда уж сильнее то улики ? И остатки частей тел в "лабораториях"... Дело в том, что даже ЛЮБОЙ современный суд при таких уликах, включая несколько свидетелей, признал бы де Реца маньяком-педофилом и некрофилом, так что Ваши опоры на современные тенденции в западной, ставшей очень либеральной, исторической науке скажем так, мне показались несколько излишними.

        Немного выше Хозяин трилобита очень точно сказал про де Реца - он ударился в мистику и оккультизм после гибели Жанны Девы. Можно добавить. что потом вероятно просто тронулся умом (так как оккультизм и общение с миром мёртвых к добру не приводит - поговорите с врачами соответственных психиатрических учреждений).

        И то, что это необычное было дело - свидетельствует как раз факт, что подобных обвинений во Франции в то время были буквально единицы за век.

        Цитата: ВлР
        "хотя могла бы просто быть поселена в заключении в монастыре" - вспомнилась притча Пугачева об орле и вороне из "Капитанской дочки": не всем нравится жить 300 лет, питаясь трупной кровью. И "Звезда по имени Солнце" Цоя - тоже вспомнилась. Если бы Жанна могла тихо и спокойно жить в монастыре - она бы не пошла ко двору Карла VII

        Да, сравнение с Пугачёвым у Вас очень верное, мистические кураторы явно одинаковые были у обоих. "Ну не воцарюсь в Москве, так хоть покуражусь" - его подлинные слова, слова человека, залившего кровью треть России тогда, когда его Отечество вело сразу ДВЕ напражённых внешних войны ! Хороший такой кураж получился...

        Жанна признала приговор. Заключение в монастыре - это путь к спасению, к жизни, - известно, что даже на Руан, огромную прекрасно укреплённую базу англичан всё равно шёл отряд её ветеранов, а уж освободить её из отдалённого монастыря - вообще без проблем. Через несколько лет вполне возможен был обратный процесс и, как минимум, смягчены условия заключения до положения обычной монахини или вообще оправдание (если бы король Франции вмешался). Нет, тут именно очень важный момент - Жанна действительно слышала некие голоса, и действительно верила их обещаниям, и в итоге - сначала сбросилась из окна башни, где она жила у бургундцев (поверив обещанию голосов о спасении), а потом, уже признав вину и получив жизнь, снова поверила обещанию мистических сущностей и ... попала на костёр.
      2. vladcub
        vladcub 25 декабря 2018 21:03 Новый
        0
        Уважаемый автор, по поводу педофелии я не знаю,но была информация,что археологи нашли детские черепа, зарытые в бывшем рву. Что-то в этом духе. Так,что какие-то "не всё так однозначно"
      3. Антарес
        Антарес 29 декабря 2018 00:00 Новый
        +1
        Цитата: ВлР
        Да и паломничество к памятнику кормящих матерей как-то не согласуется с образом жуткого маньяка
        Люди, видимо, не поверили.

        в Романе "Анжелика"-этот момент преподноситься как великодушие жителей Пуату
        – Жиль де Рец был величайшим злодеем, и кто еще, кроме нас, жителей Пуату, может похвастаться, что и. у них был такой вот страшный душегуб. А когда его в Нанте судили и приговорили, он перед смертью раскаялся и попросил прощения у бога, и все матери, чьих детей он мучил и съел, все они надели по нему траур.
        – Ну и ну! – воскликнул старый Гийом.
        – Вот какие мы здесь, в Пуату, люди! Великие во зле и великие в прощении!
        1. ВлР
          29 декабря 2018 09:58 Новый
          0
          Ну, Вы же сами понимаете, что этот роман - не "источник"
  10. sivuch
    sivuch 24 декабря 2018 21:02 Новый
    +2
    В том , что касается Столетки , у автора есть пробелы . Армия дофина не была малочисленной - англо-бургундцев в каждом сражении было меньше , иногда более чем вдвое . Кстати , иногда арманьяки побеждали еще до Жанны , например , при Боже и Монтаржи .
    Компьен удалось деблокировать только после смерти Жанны . Ее попытка деблокировать город была , по сути дела , авантюрой . Шансы на успех у нее были , просто не повезло . Спустя несколько месяцев французы привели армию в несколько тысяч человек и результат был другим
  11. faterdom
    faterdom 25 декабря 2018 00:54 Новый
    +1
    Цитата: sivuch
    В том , что касается Столетки , у автора есть пробелы . Армия дофина не была малочисленной - англо-бургундцев в каждом сражении было меньше , иногда более чем вдвое . Кстати , иногда арманьяки побеждали еще до Жанны , например , при Боже и Монтаржи .

    Ну Столетняя Война вообще началась с фантастических поражений сильно превосходящих сил от англичан сначала на море при Брюгге, затем при Креси продули Эдуарду III вчистую, затем поймали Черного принца практически в ловушку и продули ему Пуатье, причем французский король попал в плен. Потом, правда началась череда внутренних неурядиц и междоусобиц времена Ричарда II, Джона Гонта, Арундейлов, герога Глостера, Болингброка - короче та еще катавасия, за время которой англичане утратили почти все французские владения, кроме Кале.
    Кстати тот же взаблмашный и мстительный Ричард II был первым монархом Англии, неплохо говорившим на английском. А его Богемская супруга привила английскому двору крупицу лоска и изысканности. Сам он считался большим книголюбом, у него было в коллекции несколько десятков книг! Не надо думать что это мало или скромно - за сто лет до Гутенберга это было круто!
    1. vladcub
      vladcub 25 декабря 2018 21:08 Новый
      0
      А сколько было книг у Ярослава Мудрого? Кажись свыше сотни. Это ещё более круто
      1. faterdom
        faterdom 25 декабря 2018 22:53 Новый
        0
        Ярослав Мудрый для своего времени был одним из сильнейших и влиятельнейших монархов Европы. И по грамотности вполне вероятно сильно выше своих западных коллег, те в большинстве своем и читать-то не умели.
        1. Антарес
          Антарес 29 декабря 2018 00:09 Новый
          0
          Цитата: faterdom
          сильно выше своих западных коллег, те в большинстве своем и читать-то не умели.

          В Х в. одним из крупнейших центров арабского мира стала Кордова. Библиотека кордовского халифа аль-Хакама II составляла около 400 тыс. томов, среди которых встречались редчайшие манускрипты. В городе возникло много и частных библиотек, владелицами некоторых были богатые женщины. Сохранилось имя одной из них – Аикса; она даже отказалась от семейной жизни и полностью посвятила себя собиранию библиотеки. Вообще, приобретение книг в Кордове, как и вообще в Халифате, считалось модным, а наличие частной библиотеки было знаком высокого социального статуса.
          В 1037 г. князь Ярослав Мудрый основал первую, очевидно, библиотеку в Киевской Руси (можно считать ее и первой из российских/украинских библиотек). Она находилась в киевском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письменных памятников древней Руси – Евангелия, Книги пророков, жития святых; здесь хранились и важные государственные документы. 500 томов – таким собранием в то время могли похвалиться не многие библиотеки Европы. Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого: возможно, она погибла во время большого пожара 1124 г., возможно, была уничтожена в 1240 г. во время разгрома Киева войсками Батыя. В XI–XII вв. библиотеки возникают при монастырях и соборах в Новгороде, Чернигове, Владимире.
          Так что Факел Разума/Цивилизации римлян-подхватили арабы и принесли его повторно в Европу.
          Ибо Королевские библиотеки начали возникать только к 14 веку( а до этого только монастырские и церковные и то мало)
          Но сравните Киевскую библиотеку в 500 томов! и 400 тыс Кордовы(Испания)..наши по сравнению с арабами просто школьники.