Военное обозрение

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Часть 2

29
Предшественник «Антея» Ан-12 в 60-е годы мог перевозить по воздуху только 20% вооружения и техники сухопутных войск, а также около 18% войск противовоздушной обороны страны. И совсем не мог Ан-12 перевозить технику ракетных войск стратегического назначения. Именно по причине столь бурного развития Советской Армии и появилась необходимость в супергиганте своего времени – Ан-22. К моменту принятия на вооружение «Антей» мог перебрасывать уже 90% техники РВСН и практически 100% всего остального вооружения.


Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Часть 2

Львов, лето 1974 года. Погрузка автобуса для космонавтов в бездонный Ан-22

По этой причине, как уже говорилось ранее, пришлось задействовать потенциал Академии наук СССР. Академик И. Н. Фридляндер вспоминает на страницах «Вестника Российской Академии наук»:

«В 1950-х годах возникла идея о создании мощного военно-транспортного самолёта Ан-22 («Антей»). Он должен был перевозить сотни солдат с полным вооружением и боевую технику, включая танки и орудия. Для этого самолета предполагалось использовать очень большие штамповки, но надо было избежать поводок при закалке. Сплавы В95 и В96 для крупных высокопрочных узлов не очень пригодны. Мы предложили для Ан-22 ковочный сплав В93, который можно было калить в горячую воду, применив в качестве антирекристаллизатора обычно вредную примесь – железо. Из сплава В93 сделали все большие штамповки и детали «Антея». Кстати, силовые узлы из сплава В93 демонстрировались на авиасалоне в Ле Бурже.
Как правило, изготовление новых самолётов начинается с поковок, но в случае с «Антеем» из-за спешки решили сразу делать штамповки. Министр образно объяснил ситуацию директорам заводов: «Если увижу поковки, попрошу директора завода лечь на неё, а сверху положу другую поковку». Ложиться на поковку охотников не нашлось, так что освоили штамповку».



Силовой каркас из сплава В93 самолета Ан-22

Еще в 1961 году был собран деревянный макет будущего гиганта, и макетная комиссия во главе с командующим советской военно-транспортной авиацией Н. С. Скрипко осталась довольна летно-техническими данными машины. Только было примечание в итоговом отчете: «Применение силовой установки от Ту-95 увеличивает разбег до недопустимо большой длины. Это потребует специальных аэродромов вместо оговоренных 2-го класса». С оговорками, но летные испытания запланировали на 1963 год, которые, однако, сорвались. Одной из ключевых проблем было слишком тяжелое оборонительное вооружение «Купол-22», общий вес которого превышал 4 тонны. Вопрос о снятии с самолета части вооружения специально обсуждался летом 1964 года на уровне ЦК КПСС.

22 апреля 63-го со стапелей в Киеве сошел первый фюзеляж, в 1 августа увидел свет первый самолет Ан-22 с заводским номером 5340101 (СССР-46191). Машина родилась в тесном взаимодействии с ташкентским заводом №84, будущим сборочным предприятием для «Антея». Интересно, что выкатку первого в своем роде авиагиганта пришлось производить в несобранном виде – отъемные части крыла монтировали уже на бетонке аэродрома. А чтобы вертикальное оперение не повредилось о проем ворот сборочного цеха, инженеры задрали нос Ан-22 специальной тележкой, и корма опустилась на пару метров.


Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Юрий Владимирович Курлин (1929-2018)




Существовали награды за разработку и испытания "Антея"

Самый крупный в мире на то время самолет должен был поднять в воздух летчик-испытатель Юрий Владимирович Курлин, который был выбран из четырех претендентов. Готовить Курлина к полетам на Ан-22 начали задолго до выкатки первого экземпляра – будущий «тест-пилот» тренировался на стратегическом Ту-95М.

В 1964 году была проведена первая рулёжка и разбег до скорости 160 км/ч. К тому времени уже была готова вторая машина, но она предназначалось для статических испытаний. Именно 1964 год можно считать временем рождения знаменитого имени «Антей» — в честь мифического героя Древней Греции.

Как со всеми самолетами, первые пробы не прошли без шероховатостей: осенью 64-го при тщательном осмотре топливной системы обнаружили массу мусора, от которого не так просто оказалось избавиться. Фильтры хоть и промывали, но это не особо помогло. В итоге пришлось вскрывать кессон крыла для очистки. В ходе этих внеплановых работ инженеры заодно заменили титан на нержавеющую сталь в выхлопной системе, «допилили» элементы шасси и только под конец года передали крылатого «Антея» для доводки и испытаний. Готовности к первому взлету машины и экипажа удалось достичь только к 27 февраля 1965 года, когда командир воздушного судна Юрий Курлин поднял в воздух самый большой в мире транспортный самолет. В историческом испытании также принимали участие второй пилот В. И. Терский, штурман П. В. Кошкин, бортинженер В. М. Воротников, бортрадист Н. Ф. Дробышев, бортэлектрик М. П. Раченко и ведущий инженер по летным испытаниям В. Н. Шаталов. Оторвавшись от бетонки ВПП заводского аэродрома Святошино, машина спустя час с небольшим приземлилась на площадке аэродрома дальней авиации в г. Узине в районе Киева — именно там продолжились заводские испытания. Спустя год машина демонстрировалась в Ле Бурже, где произвела фурор своими размерами, заставила призадуматься наших «друзей» из НАТО о стратегической мобильности Советской Армии, а также получила упоминаемые ранее прозвища «Петух» и «Летающий собор».


Первый экземпляр Ан-22 №01-01 на фотосессии в 1965 году

Планов у руководства и конструкторского штаба на Ан-22 было много – предполагали даже увеличить коммерческую нагрузку со штатных 60 тонн до 80. Для этого необходимо было только поставить моторы НК-12МА мощность под 18 тыс. л. с., смонтировать дополнительные разгонные двигатели и организовать управление пограничным слоем на плоскости крыла. Совсем из области фантастики были варианты поднятия в воздух сразу 120 тонн при взлетном весе в 290 тонн. Правда, тогда дальность полета уменьшалась до 2400 км при соблюдении крейсерской скорости в 600 км/ч. Но не все планы были реализованы в металле. К осени 1965 года испытания перенесли в Ташкент, где к тому времени подготовили к работе второй летный экземпляр Ан-22 (третий в серии). Именно на второй летной машине и случился первый воздушный инцидент.

В январе 1966 года во время полета (командир – Ю. Курлин) крайний мотор вышел из строя, что привело к автоматическому зафлюгированию винтов. Если перевести со специфической лексики, то зафлюгирование – это перевод угла лопастей в положение наименьшего сопротивления встречному потоку воздуха. Таким образом, практически исключается возможности авторотации винта и, следовательно, нивелируется формирование отрицательной тяги мотора, что может привести к катастрофе. Но отказ одного двигателя из четыре в том испытании Курлина не оказал бы критического влияния на полет, а вот отказ сигнализации выпуска передней опоры шасси мог привести к серьезной аварии. Но с земли летчику-испытателю сообщили, что стойка все-таки выпущена и можно производить посадку. Примечательно, что при касании ВПП передним колесом контрольная лампа выпуска стойки тут же пришла в себя и загорелась. Анализ отказа двигателя показал, что дело не в инженерных просчетах, а в некачественном предполетном осмотре – техники забыли поставить уплотнительное кольцо большого шага воздушного винта. В итоге потеря герметичности полости привела к снижению его оборотов и последующей остановке.

Также в 1965 году, еще до окончания испытаний, Ан-22 в одном полете установил сразу 12 мировых рекордов. Но об этом и многом другом будет в следующих частях цикла.

Продолжение следует…

По материалам изданий:
Якубович Н. В. Военно-транспортный гигант Ан-22 «Антей». 2013.
О.К. Антонов: многогранность таланта. 2006.
Летный риск. 2009.
Заярин В., Краснощеков А. Античный герой ХХ века // Авиация и время. № 5. 1997.
Половников И. Записки авиаконструктора. 2010.
Киножурнал. Авиация СССР (АН-22)



Крылатый гигант

Автор:
Использованы фотографии:
vta81vtap.narod.ru, russianarms.ru, doroshenko-us.livejournal.com, оввакул.рф, flightradar24.com, speyer.technik-museum.de, mytashkent.uz, alternathistory.com, aviadejavu.ru
Статьи из этой серии:
Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Часть 1
29 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. andrewkor
    andrewkor 12 января 2019 05:46
    +10
    Был невольным свидетелем выкатки "Антея" с крылом "Руслана" на "горбу" с терр."Б" ТАПОиЧ на ЛИС,1987 год.
    Жаль "Дискавери" у нас в то время не было,достойный был бы сюжет!
    1. северный
      северный 12 января 2019 12:24
      +6
      Да, выглядело впечатляюще
      1. Урал-4320
        Урал-4320 12 января 2019 14:19
        +2
        А третий руль направления для улучшения продольной устойчивости?
        1. северный
          северный 12 января 2019 21:40
          +1
          Да, использовали вертикальное оперение Ан-26 с застопоренным рулём направления, для улучшения путевой устойчивости, сам самолет назывался Ан-22ПЗ ("Перевозчик")
      2. wlkw
        wlkw 13 января 2019 20:19
        +1
        Да, я тоже как то в Ташкенте видел такой самолет над собой, удивился, потом понял, что это он крыло Руслана перевозит
    2. Lozovik
      Lozovik 12 января 2019 22:11
      +2
      Это, кстати, тот самый 01-01.

  2. Fitter65
    Fitter65 12 января 2019 08:36
    +4
    А один из первых Ан-22, 01-03, стоит в немецком авиационном музее в Шпайере .
    1. северный
      северный 12 января 2019 12:54
      +1
      Вот он, красавец. ( в Шпайере, кстати, и прочей нашей техники немало, есть что посмотреть)
  3. dayton701
    dayton701 12 января 2019 09:14
    +6
    Какой же смачный звук был после него...Воздух ещё долго вибрировал и ласкал слух прямо таки внушая уважение. После тушек похоже, но и заканчивался "концерт" быстрее из-за большей скорости.
    1. wlkw
      wlkw 12 января 2019 10:55
      +4
      Езжайте в Тверь, там еще осталось на ходу несколько штук, летают. Можно послушать, как они урчат, но редко....
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 12 января 2019 12:48
        0
        Неужели летают? Их же сняли с вооружения после катастрофы под Тулой лет 5 назад.
        1. Антарес
          Антарес 12 января 2019 13:47
          +3
          Цитата: Авиатор_
          Неужели летают? Их же сняли с вооружения после катастрофы под Тулой лет 5 назад.

          2 у РФ и 1 у Антонов Аилайнс летают(антоновцы вон запрягают его для международных перевозок)
          1. alekszeit
            alekszeit 26 января 2019 19:04
            0
            у нас 5 или шесть, лень считать(
        2. wlkw
          wlkw 13 января 2019 20:26
          0
          Летают. Заменить нечем и отремонтировать тоже... Ремонт идет в основном путем разбора старых самолетов. летчики, что бы не потерять квалификацию, летают на ИЛ-76, что в том же полку. Но скоро и этих не станет..........
          1. Авиатор_
            Авиатор_ 13 января 2019 20:44
            0
            Понятно. Ремонт методом каннибализма. Так и для музея ни одной машины не останется. В Монино его не было, теперь уж и не будет.
            1. Комментарий был удален.
              1. Авиатор_
                Авиатор_ 13 января 2019 22:30
                0
                Действительно, есть в Монино. Я там последний раз очень давно был, в начале 80-х, тогда ещё не было.
          2. alekszeit
            alekszeit 26 января 2019 19:06
            0
            ерунду не говорите
    2. 113262а
      113262а 12 января 2019 11:03
      +11
      В 84,на учениях в Магдебурге ту-95 ,около 20 шт,прошли над Эльбой,и отбомбились за ней! Высота-около 5 км,но кишки от гула прыгали до самого попадания бомб. Потом-совсем Хиросима! Пятисотки падали минуты полторы,потом все это красиво взрывалось. Если бы не шлемофоны-наверное оглох бы! Но вот звук турбовинтовых моторов-незабываем!
  4. borys
    borys 12 января 2019 14:01
    +3
    Дополню комментарий земляка. Именно так перевозились все крылья для
    "Руслана". Кстати, все крылья (и, если не ошибаюсь, центропланы) для
    них и для "Мрии" делал ТАПОиЧ, цех №24.
    1. Авиатор_
      Авиатор_ 12 января 2019 15:36
      +3
      До недавнего времени они (центропланы) там ещё вдоль стенки лет 20 стояли, потом исчезли (цветмет?).
  5. Yakut
    Yakut 12 января 2019 21:47
    +5
    Цитата: andrewkor
    Был невольным свидетелем выкатки "Антея" с крылом "Руслана" на "горбу" с терр."Б" ТАПОиЧ на ЛИС,1987 год.
    Жаль "Дискавери" у нас в то время не было,достойный был бы сюжет!

    В 80-м или в 81-м году, не помню точно, в Якутске при заправке "Антея" был пожар. Полностью сгорело крыло с двигателями. Через несколько месяцев другой "Антей" так же на спине, привез ему крыло на замену. Мы пацанами ходили смотреть на это дело. Зрелище конечно впечатляющее было. Как и сам самолет. Ощущения невообразимой громадины на всю жизнь остались. Отец водил нас мелких на экскурсию по нему. Тогда они очень много у нас летали. Возили карьерную технику из Японии на Удачнинский ГОК. В Якутске на дозаправку садились.
  6. Zaurbek
    Zaurbek 13 января 2019 09:19
    +5
    Готовности к первому взлету машины и экипажа удалось достичь только к 27 февраля 1965 года

    ..и это всего 20 лет с 1945 года после самой разрушительной войны...
    1. северный
      северный 13 января 2019 21:18
      +1
      А всего через 15
    2. EvilLion
      EvilLion 14 января 2019 11:43
      0
      Скорее благодаря ей и бездонным военным бюджетам. Гражданские тогда такое просто не смогли бы профинансировать. Они начали использовать, потому что военные сделали.
      1. svp67
        svp67 14 января 2019 11:44
        0
        Цитата: EvilLion
        Они начали использовать, потому что военные сделали.

        А у кого то тогда иначе было?
        1. EvilLion
          EvilLion 14 января 2019 11:46
          +1
          Ни у кого. Армия и ВПК - это структура аккумулирующая огромные бюджеты.
          1. svp67
            svp67 14 января 2019 11:47
            +2
            Цитата: EvilLion
            Ни у кого.

            О чем и речь.
            Цитата: EvilLion
            Армия и ВПК - это структура аккумулирующая огромные бюджеты.

            И двигающая технический прогресс.
            1. ИгУ
              ИгУ 15 января 2019 16:38
              0
              И двигающая технический прогресс.
              Главное что бы движение технического прогресса не было ради движения технического прогресса, а то круг замкнется.
              1. Cook
                Cook 15 февраля 2019 14:41
                0
                В качестве уточнения: система перевода лопастей воздушного винта, в положение создающее наименьшее сопротивление, называется системой флюгирования. А воздушный винт, лопасти которого переведены в такое положение, называется зафлюгированным.