Совершенствование системы ПВО КНР на фоне стратегического соперничества с США (ч. 2)

44
В 90-е годы прошлого века руководство КНР взяло курс на кардинальную модернизацию вооруженных сил. В первую очередь это коснулось войск ПВО и ВВС, которые наряду со стратегическими силами ядерного сдерживания играют наибольшую роль в обеспечении обороноспособности государства и наиболее полно отражают уровень развития научно-технического и производственно-технологического потенциала.

После нормализации отношений между нашими странами Китай стал крупнейшим покупателем российских боевых самолётов и противовоздушных систем большой дальности. Но для эффективного руководства действиями истребителями и зенитно-ракетными системами требовались не только современные наземные радиолокаторы, сопряженные с автоматизированными пунктами управления и обмена информацией, но и летающие радары, совмещающие функции воздушных командных центров – самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления.



В Советском Союзе самолёты ДРЛО на базе авиалайнера Ту-114 появились ещё в 60-е годы. Но в КНР попытка создания «летающего радара» на базе дальнего бомбардировщика Ту-4 закончилась неудачей, и машин такого класса до начала 21 века в ВВС НОАК не было. В конце 80-х в СССР специально для иностранных заказчиков была создана экспортная модификация самолёта ДРЛО – А-50Э, с упрощенным радиотехническим комплексом и без аппаратуры ЗАС. Однако китайские специалисты, ознакомившись с радиотехническим комплексом этой машины, построенным на не самой новой элементной базе, сочли, что более рациональным будет использовать базовую платформу Ил-76ТД, совместив её с более современной аппаратурой израильского производства. После достаточно длительных консультаций, в 1997 году был заключён трёхсторонний контракт на создание авиационного комплекса дальнего обнаружения, получившего предварительное обозначение А-50И. Подрядчиками выступали израильская фирма Elta и российский ТАНТК им. Г.М. Бериева. Российская сторона обязалась подготовить для переоборудования серийный А-50, а израильтяне должны были установить на него РЛС EL/M-205 PHALCON, комплекс обработки данных и связное оборудование.

В отличие от советского самолёта ДРЛО А-50, антенна израильского радиолокатора EL/M-205 должна была размещаться в неподвижном дискообразном обтекателе диаметром 11,5 м (больше, чем у А-50), с тремя АФАР, образующими равнобедренный треугольник. Согласно озвученным производителем характеристикам, израильский радар дециметрового диапазона (1,2-1,4 ГГц), в сочетании с высокопроизводительными вычислительными средствами и специальными устройствами подавления шумов должен был обеспечить возможность обнаружения «трудных» маловысотных воздушных целей: крылатых ракеты и самолетов, разработанные с использованием технологии малой радиолокационной заметности. Кроме того, китайский самолёт ДРЛО предполагалось оснастить современной аппаратурой радиотехнической разведки, что давало возможность вести наблюдение за наземными и корабельными радиолокаторами и осуществлять прослушивание радиопереговоров. Стоимость одного самолёта Ил-76ТД с израильским РТК составляла $250 млн. Всего ВВС НОАК намеревались заказать четыре самолёта ДРЛО и У.

Практическая реализация совместного контракта началась в 1999 году, когда А-50 из состава ВВС России с бортовым номером «44», после демонтажа советского радиотехнического комплекса и капитального ремонта вылетел в Израиль. Согласно графику, первый самолёт ДРЛО с израильским радаром, станцией радиотехнической разведки и связным оборудованием должен был быть передан китайской стороне в конце 2000 года. Но уже в ходе реализации программы в дело вмешались американцы, и уже при высокой технической готовности комплекса летом 2000 года израильская сторона объявила об одностороннем выходе из проекта. Что помимо чувствительных финансовых потерь отрицательно сказалось на репутации Израиля как надёжного поставщика вооружений, а уже готовый для переоборудования самолёт был возвращён в Китай.

После отказа Израиля от совместного создания на базе Ил-76ТД самолётов ДРЛО китайские специалисты продолжили проект самостоятельно. Судя по всему, в КНР всё же попали какие-то материалы по израильскому радару, так как китайский радиолокационный комплекс самолёта, получившего наименование KJ-2000 («Кун Цзин» — «Небесное око»), во многом повторял вариант, предложенный израильскими проектировщиками. Как и планировалось, самолёт получил РЛС с АФАР в не вращающемся дискообразном обтекателе.

Совершенствование системы ПВО КНР на фоне стратегического соперничества с США (ч. 2)

Обтекатель антенны РЛС китайского самолёта ДРЛО KJ-2000


Внутри обтекателя имеется три антенных модуля. Каждый модуль даёт возможность просматривать пространство в секторе 120 °. Благодаря электронному сканированию луча радар способен осуществлять круговой обзор. Охлаждение излучающих элементов радара происходит набегающим потоком воздуха через специальные каналы.

Согласно информации, озвученной китайскими СМИ, радиолокатор, созданный в Нанкинском НИИ № 14, способен обнаруживать цели на дальности более 400 км и одновременно сопровождать до 100 воздушных и надводных объектов. Сообщается, что самолёт ДРЛО может быть также использован для фиксации пусков баллистических ракет и вычисления их траекторий полёта. Так, в ходе испытаний удалось осуществить своевременное обнаружение баллистической ракеты, стартовавшей на удалении 1200 км.


KJ-2000


Как и на российском А-50, на китайском KJ-2000 в верхней, передней части фюзеляжа за кабиной пилотов имеется антенна спутниковой связи. Достоверной информации о возможностях взаимодействия связной аппаратуры китайского самолёта ДРЛО на базе Ил-76МД с наземными средствами ПВО и перехватчиками нет, но в китайских источниках утверждается, что один KJ-2000 способен управлять действиями нескольких десятков боевых самолётов. Рабочие места операторов оборудованы цветными жидкокристаллическими дисплеями, а построение трасс воздушных целей происходит в автоматическом режиме и с использованием высокопроизводительных вычислительных средств. Рабочая высота патрулирования составляет 5000 — 10000 м. Максимальная дальность полета 5000 км. На расстоянии 2000 км от своего аэродрома самолет может оставаться на патрулирование в течение 1 часа 25 минут. Максимальная продолжительность полета не более 8 часов. В отличие от советского А-50, на KJ-2000 изначально не была предусмотрена система дозаправки в воздухе, что при достаточно высоком удельном расходе топлива существенно ограничивает время патрулирования.

Всего для ВВС НОАК было построено 4 тяжелых самолёта ДРЛО и У на платформе Ил-76ТД. В прошлом они часто принимали участие в крупных учениях, и на постоянной основе базировались в восточной провинции Чжэцзян вблизи Тайваньского пролива. В данный момент имевшиеся KJ-2000 уже выведены из боевого состава ВВС НОАК.


Cпутниковый снимoк Goоgle Eаrth: самолёт ДРЛО KJ-2000 в мемориальном комплексе завoдского аэродрoма Сиaнь

Судя по спутниковым снимкам заводского аэродрома Сиань, в провинции Шеньси, специализирующегося помимо прочего на тестировании, доводке и ремонте самолётов ДРЛО, один KJ-2000 установлен на «вечной стоянке» вместе с другими образцами авиатехники, строительство которых велось в разное время на предприятиях Сианьской авиационно-промышленной корпорации. С оставшихся трёх самолётов ДРЛО, построенных на базе Ил-76ТД, демонтировано радиолокационное оборудование, и эти машины могут использоваться в качестве транспортных и летающих лабораторий.

Ещё в 2013 году в СМИ просочилась информация, что в КНР ведутся работы по новому тяжелому самолёту ДРЛО на базе нового тяжелого военно-транспортного самолёта Y-20. Эту машину часто сравнивают с американским Boeing C-17 Globemaster III. Перспективный самолёт ДРЛО и У на платформе Y-20 получил обозначение KJ-3000.

Как далеко продвинулась эта программа, неизвестно. Скрыть столь крупный самолёт с обтекателем РЛС от средств космической разведки нереально, и судя по всему его испытания ещё не начались. В то же время на заводском аэродроме Сиань уже сейчас скопилось более десятка транспортников Y-20, и часть их вполне может использоваться для создания новых самолётов ДРЛО.


Cпутниковый снимoк Goоgle Eаrth: авиационная стоянка заводского аэродрома Сиань


Одновременно с разработкой «тяжелого» самолёта радиолокационного дозора KJ-2000 на платформе Ил-76ТД в КНР велись работы по «среднему» самолёту ДРЛО на базе четырёхдвигательного турбовинтового среднего военно-транспортного самолёта (модернизированная китайская версия Ан-12). В отличие от СССР, где серийное строительство Ан-12 завершилось в 70-е годы, в Китае выпуск модернизированных версий этой весьма удачной машины продолжается до сих пор. Китайскими инженерами разработаны современные модификации с удлинённым грузовым отсеком и экономичными двигателями, которые вполне удовлетворяют современным требованиям, а по уровню топливной эффективности серьёзно превосходят транспортные самолёты с турбореактивными двигателями.


Прототип самолёта ДРЛО KJ-200


Прототип турбовинтового самолёта ДРЛО, получивший обозначение KJ-200, впервые поднялся в воздух 8 ноября 2001 года. Антенна радиолокатора с АФАР имеет «бревнообразную» форму, напоминая увеличенную в размерах антенну шведской РЛС РЛС Ericsson PS-890. В передней части обтекателя РЛС расположен воздухозаборник для охлаждения излучающих элементов набегающим потоком воздуха.

Первый построенный самолёт ДРЛО на базе Y-8-200 фактически являлся «летающей лабораторий», предназначенной для отработки радиолокационного комплекса, и не оснащался всем необходимым набором средств связи и отображения информации. Серийные KJ-200 должны были строиться на базе более совершенной военно-транспортной модификации Y-8F-600. На этой модели установили более мощные и экономичные двигатели Pratt & Whitney Canada PW150B с 6-лопастными винтами, «стеклянную» кабину пилотов и дополнительные топливные баки.

В 2005 году начались испытания второго предсерийного экземпляра. Процесс доводки радиолокационного и связного оборудования самолёта шел очень высокими темпами, пока 3 июня 2006 года прототип не разбился, врезавшись в гору неподалёку от деревни Яо в провинции Аньхой. В катастрофе погибли высокопоставленные офицеры ВВС НОАК и видные конструкторы. Эта катастрофа, унесшая жизни 40 человек, стала крупнейшей по числу жертв в новейшей истории ВВС НОАК и серьёзно затормозила испытания самолёта KJ-200. Согласно официальной версии, опубликованной после дешифровки «чёрных ящиков», причиной потери управляемости самолёта стало несовершенство антиобледенительной системы. На следующих серийных самолётах KJ-200 помимо изменений, внесённых в оборудование по борьбе с обледенением, была увеличена площадь хвостового оперения.


Серийный самолёт ДРЛО KJ-200


Официальное принятие KJ-200 на вооружение состоялось в 2009 году, уже после постройки четырёх самолётов ДРЛО. Самолёт KJ-200 с максимальной взлётной массой около 65 т при заправке 25 т авиационного топлива может находиться в воздухе 10 часов и покрыть расстояние 5000 км. Максимальная скорость полёта 620 км/ч, скорость патрулирования — 500 км/ч, потолок – 10200 м. Экипаж состоит из 4 человек лётного состава, ещё 6 человек заняты обслуживанием радиотехнического комплекса.

По сравнению с самолётами ДРЛО на базе Saab 340 и Saab 2000, на которых также размещаются радиолокаторы с «бревнообразной» антенной, планер Y-8F-600 предоставляет большие площади для установки радиоэлектронного оборудования, операторских консолей и мест отдыха персонала. Согласно опубликованной в китайских источниках информации, радар, установленный на KJ-200, способен обнаруживать воздушные цели на дальности более 300 км. Данные по воздушной обстановке, после обработки по радиоканалу передаётся потребителям в лице КП ПВО и пунктов управления истребительной авиацией. Считается, что один KJ-200 способен одновременно наводить на цель до 15 перехватчиков.


Cпутниковый снимoк Goоgle Eаrth: самoлёты ДРЛО KJ-200 и KJ-2000 на стоянке авиабазы под Пекином, снимок сделан в 2009 году

На крупных учениях сил ПВО, прошедших в августе 2009 года на северо-востоке Китая, самолёты KJ-200 и KJ-2000 тестировались на способность управлять действиями боевой авиации и зенитно-ракетными системами. Учения выявили как сильные, так и слабые стороны имевшихся на тот момент в ВВС НОАК «воздушных радарных постов». Вполне предсказуемо, KJ-2000 с более мощным радаром и способный патрулировать на большей высоте обнаруживал высотные воздушные цели на дальности примерно на 30 % большей, чем радиотехнический комплекс турбовинтового KJ-200. В то же время «тактический» самолёт ДРЛО KJ-200 оказался лучше приспособлен для ведения рутинных патрульных полётов. Его более экономичные двигатели позволяли дольше висеть в воздухе, а сам он оказался гораздо более дешевым в эксплуатации и требовал меньшего времени для подготовки к повторному вылету. Одним из основных недостатков KJ-200, по мнению экспертов, является ограниченное число каналов связи, по которым идёт обмен информацией с наземными командными пунктами и перехватчиками, находящимися в воздухе. Кроме того, конструктивными особенностями «бревнообразной» антенны с АФАР является наличие «мёртвых» зон. Так как угол обзора радиолокатора по каждому борту составляет 150°, в носовой и хвостовой частях самолёта имеются не просматриваемые области. Это вынуждает постоянно летать «овалом» или «восьмёркой». Но при резком изменении курса самолётом ДРЛО, или активном маневрировании цели в горизонтальной плоскости, имеется вероятность, что произойдёт срыв сопровождения. С учётом диаграмм направленности антенны, оптимальным является одновременное использование двух самолётов KJ-200, которые дублируют друг — друга во время совершения разворотов.

Несмотря на указанные недостатки, командование ВВС НОАК заказало дополнительную партию самолётов ДРЛО KJ-200, в данный момент в строю находится 10 машин этого типа. Согласно данным американского военного ведомства, KJ-200 активно привлекаются к патрульным полётам на северо-востоке КНР и над спорными островами. В феврале 2017 года пилоты американского базового патрульного самолёта P-3С Orion заявили об опасном сближении с KJ-200 над Южно-Китайским морем.

За годы, прошедшие с момента принятия на вооружение самолёта ДРЛО KJ-200, китайские военные успели оценить все достоинства и особенности этой машины. Накопленный опыт эксплуатации позволил сформировать понимание того, каким должен быть современный самолёт радиолокационного дозора и управления «тактического звена», и приступить к созданию более совершенных машин такого класса. Согласно взглядам командования ВВС НОАК, самолёт ДРЛО, созданный на платформе среднего турбовинтового военно-транспортного самолёта, при умеренных эксплуатационных расходах должен иметь возможность действовать в течение длительного времени на значительном удалении от своей базы. При этом обязательным условием является оснащение его радаром кругового обзора, системой дозаправки топливом в воздухе и широким набором средств радиотехнической разведки и постановки помех.

Все эти требования учитывались при создании самолёта ДРЛО KJ-500, представленного широкой публике в 2014 году. Как и KJ-200, «тактический» KJ-500 построен на базе военно-транспортного Y-8F-600. Основными внешними отличиями являются круглая тарелка РЛС, наличие в хвостовой части аэродинамического гребня для компенсации потери путевой остойчивости и плоские антенны станции радиотехнической разведки.


Самолёт ДРЛО KJ-500


Фактически при создании KJ-500 были использованы наиболее удачные решения, отработанные ранее на самолётах KJ-2000 и KJ-200, а также учтены недостатки этих машин. От KJ-2000 заимствован принцип расположения антенны радиолокатора, а эксплуатация KJ-200 позволила отработать наиболее оптимальную компоновку «среднего» самолёта ДРЛО и тактику применения.

Большим успехом в КНР считают создание и запуск в серийное производство радиотехнического комплекса, основой которого является трёхкоординатная РЛС с АФАР, обеспечивающая электронное сканирование по высоте и азимуту. При этом сектор просмотра каждой из трёх плоских антенных решеток, состыкованных в форме равнобедренного треугольника, составляет не менее 140°. Таким образом, они взаимно перекрывают соседние сектора и обеспечивают круговой обзор.

Надо сказать, что китайские специалисты рассматривали вариант с классической вращающейся антенной радиолокатора, расположенной в тарелкообразном обтекателе. Самолёт ДРЛО такой компоновки был успешно испытан и серийно строится для Пакистана под обозначением ZDK-03 Karakorum.


Самолёт ДРЛО ZDK-03 Karakorum


В настоящее время серийное производство KJ-500 ведется на авиазаводе в Ченду, провинция Шэнси. Судя по спутниковым снимкам, темпы строительства самолётов KJ-500 весьма высоки. На данный момент заказчику сдано более 10 машин.


Cпутниковый снимoк Goоgle Eаrth: стоянка заводского аэродрома в Ченду


Реальные характеристики KJ-500 неизвестны, но можно предположить, что его лётные данные находятся на уровне KJ-200. По информации, представленной Global Security, дальность обнаружения РЛС с АФАР может достигать 500 км, а число одновременно сопровождаемых целей по сравнению с KJ-200 увеличено в три раза. Миниатюризация радиоэлементной базы и успехи китайских разработчиков в области создания компактных высокопроизводительных вычислительных комплексов позволили оснастить KJ-500 весьма совершенной бортовой аппаратурой. Ряд западных экспертов пишет, что по дальности, помехозащищённости и количеству каналов связи KJ-500 может быть близок, или даже превосходить американские палубные самолёты Е-2 Hawkeye последних модификаций. Но в то же время китайский самолёт значительно крупней и тяжелей, чем «Усовершенствованный Хокай», что позволяет ему нести дополнительные станции радиотехнической разведки и дольше находиться на боевом дежурстве.

Хотя в КНР ведётся разработка тяжелого «стратегического» самолёта KJ-3000 китайские военные сделали ставку на «тактический» KJ-500, созданный на относительно недорогой платформе Y-8F-600 с экономичными турбовинтовыми двигателями. Такой подход даёт возможность быстро насытить войска самолётами ДРЛО, отодвинуть рубежи обнаружения воздушных целей и повысить эффективность управления силами противовоздушной обороны. Уже сейчас по количеству дееспособных самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, Китай превосходит нашу страну. Согласно открытым источникам, в 2018 году в составе ВКС РФ имелось 5 модернизированных А-50У и 14 А-50, построенных в советское время. При этом следует понимать, что большая часть старых А-50 близка к выработке ресурса, сейчас является «недвижимостью» и модернизирована не будет. Кроме того, критики программы А-50У отмечают, что при создании обновленного радиотехнического комплекса оказалась недопустимо велика доля комплектующих иностранного производства. Что в условиях введения санкционного режима против нашей страны может сильно затормозить процесс модернизации.

В данный момент в ВВС НОАК численность KJ-200 и KJ-500 приближается к двум десяткам, и боеготовность этих самолётов весьма высока. Учитывая темпы строительства самолётов KJ-500, можно предположить, что через 5 лет их количество удвоится. В то же время число «тяжелых» KJ-3000 на платформе тяжелого транспортника Y-20 вряд ли превысит 5 единиц. Совершенно очевидно, что китайское военное руководство, имея достаточные финансовые ресурсы, всё же проявило прагматизм и сделало ставку не на уникальные по своим характеристикам, но крайне дорогостоящие тяжелые самолёты ДРЛО и У (советский А-50 стоил примерно в 2 раза дороже, чем стратегический бомбардировщик Ту-160), а на более дешевые и массовые «средние» воздушные комплексы радиолокационного дозора и управления.

После отказа Израиля сотрудничать в деле создания совместного радиотехнического комплекса для самолёта А-50И руководство КНР поставило перед разработчиками задачу локализации производства всех компонентов электронного оборудования самолётов ДРЛО в КНР. В 2014 году было заявлено, что эта задача выполнена. На новых китайских самолётах ДРЛО в вычислительных системах применены компьютеры и программное обеспечение, разработанные и произведённые в Китае. Для унификации и упрощения взаимодействия на разных типах самолётов используются единые коммуникационные и информационные системы. Такой подход позволяет избавиться от иностранной зависимости, удешевить производство, облегчить обслуживание и повысить информационную безопасность.

В начале 2017 года в сети появились не слишком качественные фотографии китайского палубного самолёта ДРЛО KJ-600, на основании которых был реконструирован его внешний вид.


Предполагаемый внешний вид палубного самолёта ДРЛО KJ-600


Ранее в КНР была замечена летающая лаборатория JZY-01 на базе транспортного Y-7 (копия Ан-26). Этот «летающий стенд» предназначался для отработки радиотехнического комплекса и конструктивных решений, которые в дальнейшем планировалось использовать при создании палубного самолёта ДРЛО. Всего было построено два опытных экземпляра. Если первый опытный экземпляр кроме антенны радиолокатора не имел видимых отличий от самолёта Y-7, то на второй опытной машине хвостовое оперение по своей конфигурации напоминает американский «Хокай». В данный момент этот самолёт находится на стоянке заводского аэродрома Сиань.


Cпутниковый снимoк Goоgle Eаrth: экспериментальный самолёт ДРЛО JZY-01 на заводском аэродроме Сиань

Неизвестно насколько далеко китайские конструкторы продвинулись в деле создания палубного самолёта радиолокационного дозора, но на «палубе» бетонной копии авианосца в окрестностях города Ухань макет такой машины уже появился.


Cпутниковый снимoк Goоgle Eаrth: бетонная копия авианосца в окрестностях города Ухань

Согласно данным, озвученным в КНР, максимальная взлётная масса самолёта KJ-600 не превысит 25 т. Его максимальная скорость может достигать 700 км/ч, а скорость во время патрулирования — 350-400 км/ч. Практическая дальность полёта KJ-600 — около 2500 км, что даст возможность вести боевое дежурство на расстоянии 500 км от точки взлёта на протяжении примерно 2-2,5 часов. Неизвестно, когда самолёт ДРЛО KJ-600 реально поступит в строевые эскадрильи, но на Западе считают, что эта машина будет способна базироваться не только на китайских авианосцах, но и может быть принята на вооружение ВВС НОАК. Самолёт радиолокационного дозора с укороченным взлётом и посадкой способен действовать с полевых аэродромов в интересах тактической авиации и фронтовых средств ПВО.

В данный момент обязанности «воздушного радиолокационного пикета» на китайском авианосце «Ляонин» возложены на вертолёты ДРЛО Z-18J. Вертолёт Z-18 является вариантом дальнейшего развития Z-8, который в свою очередь представляет собой лицензионную копию тяжелого транспортного вертолёта SA 321 Super Frelon. Антенна радиолокатора расположена в зоне откидной хвостовой рамы и опускается в рабочее положение при нахождении машины в воздухе. Дальность обнаружения воздушных целей составляет 250-270 км.


Вертолёт радиолокационного дозора Z-18J


Ещё одним направлением, развиваемым в КНР, является создание тяжелых беспилотников ДРЛО. В 2012 году в Ченду в воздух поднялся БПЛА Xianglong («Парящий дракон»). Хотя в Китае этот беспилотник сравнивают с американским RQ-4 Global Hawk, «Парящий дракон» по дальности и продолжительности полёта уступает американскому тяжелому БПЛА.


Прототип БПЛА Xianglong


БПЛА Xianglong оснащен крылом оригинальной формы, которое сочетает замкнутое крыло обычной и обратной стреловидности. Крыло представляет собой две плоскости, расположенные друг над другом и соединенные между собой загнутыми кольцами. Такая форма крыла имеет большую подъёмную силу и позволяет значительно снизить расход топлива и увеличить продолжительность полета. При взлётном весе около 7500 кг китайский аппарат способен подняться на высоту 18300 метров и покрыть расстояние более 7000 км. Максимальная скорость 750 км/ч. Сообщается, что основным элементом полезной нагрузки станет РЛС с активной фазированной решеткой конформного типа. Кроме того, беспилотный летательный аппарат может быть использован для ретрансляции информации с наземных, корабельных и воздушных радиолокаторов.

В 2015 году в сети появилась информация, что в Шеньяне начались испытания БПЛА Divine Eagle («Божественный орёл»). По сравнению с «Парящим драконом», это гораздо более крупный и тяжелый аппарат. Прототип имел спаренный корпус с одним турбореактивным двигателем посередине и двумя килями.


Прототип БПЛА Divine Eagle


Такая схема выбрана с целью увеличения грузоподъёмности. В китайских СМИ пишут, что на внешних поверхностях «Божественного орла» размещены 7 антенн АФАР. Передача радиолокационной информации должна происходить в реальном режиме времени по радиорелейным и спутниковым каналам связи.


Cпутниковый снимoк Goоgle Eаrth: прототип БПЛА Divine Eagle на заводском аэродроме Шеньян. Об реальных размерах беспилотника можно судить по стоящим неподалёку истребителях J-7 и J-8

Исходя из имеющихся фотоснимков, длина БПЛА может составлять от 14 до 17 м, а размах крыла – 40-45 м. Максимальная скорость полёта – около 800 км/ч, потолок – 25 км. Взлётная масса – 15-18 т. В настоящее время это самый крупный китайский беспилотник, о его размерах можно судить по спутниковым снимкам.


Cпутниковый снимoк Goоgle Eаrth: тяжелые БПЛА на авиабазе Аньшунь


Неизвестно какие боевые задачи тяжелые китайские БПЛА способны выполнять в данный момент. Но судя по всему, упомянутые в данной публикации беспилотники уже строятся серийно и находятся в эксплуатации. Тяжелая беспилотная эскадрилья ВВС НОАК развёрнута на авиабазе Аньшунь в провинции Гуйчжоу. Здесь же находится центр управления БПЛА с ретрансляторами спутниковой связи.

В данный момент Китай очень хорошо продвинулся в области создания тяжелых беспилотных летательных аппаратов, и в этом отношении занимает одну из лидирующих позиций в мире. По всей видимости, БПЛА дальнего радиолокационного дозора в КНР планируют использовать в ходе длительных патрульных полётов над океаном и там, где имеется большой риск потери пилотируемого самолёта ДРЛО. В то же время в случае столкновения с технологически развитым противником бесперебойная передача широкополосных цифровых потоков по весьма уязвимым высокочастотным каналам будет проблематична, а сам беспилотник может быть легко сбит истребителями противника.

Продолжение следует…

По материалам:
https://www.globalsecurity.org/military/world/china/kj-600.htm
http://www.armystar.com/wqzb/2015-10-10_29865_2.html
http://chinese-military-aviation.blogspot.ru/p/surveillance-aircraft-ii.html
http://bmpd.livejournal.com/371869.html
http://www.globalsecurity.org/military/world/china/y-8-aew.htm
http://www.livestream.ru/news/2011/07/04/xianlong/
https://chinadailymail.com/2013/06/06/chinas-aewc-kj-3000-air-to-surface-combat-aircraft/
https://thaimilitaryandasianregion.wordpress.com/2016/01/31/kj2000-awacs-aircraft-chinese-plaaf/
https://thaimilitaryandasianregion.wordpress.com/2016/02/01/
https://defence.pk/pdf/threads/future-chinese-carrier-borne-aew-kj-600.506399/
https://www.globalsecurity.org/military/world/china/kj-500.htm
http://english.chinamil.com.cn/news-channels/pla-daily-commentary/2016-02/16/content_6913601.htm
http://forums.airbase.ru/2016/08/t87431--kitajskie-bpla.9772.html
https://thaimilitaryandasianregion.blogspot.com/2018/01/one-more-divine-eagle-appeared-at.html
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    25 января 2019 05:39
    В области самолётов ДРЛО Китай демонстрирует прагматичный подход, делая упор на относительно не дорогие летательные аппараты с турбовинтовыми двигателями. Они наверняка по некоторым параметрам уступают нашим на базе Ил-76, но и обходятся намного дешевле.
    1. 0
      25 января 2019 07:05
      Цитата: zyablik.olga
      Они наверняка по некоторым параметрам уступают нашим на базе Ил-76

      И на чем кроме патриотизма основывается важен убеждение?
      По вашему одна щелевая антенна площадью 17м2 лучше двух АФАР аналогичной площади?
      1. +8
        25 января 2019 07:11
        Цитата: Дырокол
        И на чем кроме патриотизма основывается важен убеждение?
        По вашему одна щелевая антенна площадью 17м2 лучше двух АФАР аналогичной площади?

        Оля наверное всё же права, и дело не в патриотизме. Отечественные А-50М и перспективный А-100 превосходят китайские самолёты ДРЛО на базе турбовинтового Y-9 по дальности обнаружения цели, количеству сопровождаемых целей и каналов связи. Но и стоимость наших радиолокационных комплексов гораздо выше и они дороже в эксплуатации.
        1. +2
          25 января 2019 10:49
          и делают их в год по чайной ложке... hi
          1. +2
            26 января 2019 21:15
            И самолета другого нет.
        2. +3
          25 января 2019 15:00
          Безусловно очень грамотный подход. Использовать в основе более дешевые в эксплуатации машины, при условии что на сложных направлениях\ в сложный период можно сконцентрировать более продвинутые и дорогие KJ-3000.
          П.С. у меня был вопрос по первой части этой статьи, но прочитал поздно. Потому напишу тут, если можно)
          Очень удивила карта расположения РЛС у китайцев. Странным выглядит практически полное отсутствие РЛС на границе с Индией, тем более зная их "дружбу". Отчего так? Неужели в горах вообще никак нельзя использовать РЛС или их эффективность настолько мала, что просто не ставят?
          1. +4
            26 января 2019 04:00
            Цитата: DarkMatter
            Очень удивила карта расположения РЛС у китайцев. Странным выглядит практически полное отсутствие РЛС на границе с Индией, тем более зная их "дружбу". Отчего так? Неужели в горах вообще никак нельзя использовать РЛС или их эффективность настолько мала, что просто не ставят?

            Евгений, отличный и очень грамотный вопрос! good
            Над всей территорией КНР имеется постоянно действующее радиолокационное поле. Но участок границы с Индией является достаточно сложным и контролируется мобильными станциями. Кроме того, Вы наверное обратили внимание, что большая часть стационарных радиолокационных постов расположена вдоль побережья. Тоже самое относится к стационарным позициям ЗРК. В этом нет ничего удивительного, поскольку именно вдоль побережья, в районах с комфортным для проживания климата сосредоточено около 70% промышленных предприятий и большая часть населения КНР.
  2. +8
    25 января 2019 06:04
    Доброе утро Сергей и Ольга.Спасибо за работу,а то читать нечего,этот форум в последнее время очень обеднел на хорошие статьи,рад что Вы с нами.Спасибо.
  3. +2
    25 января 2019 06:26
    Но уже в ходе реализации программы в дело вмешались американцы

    Потому что в отношении Китая введено эмбарго на поставку ВиВТ
    отрицательно сказалось на репутации Израиля как надёжного поставщика вооружений

    Вообще никак не сказалось.
    1. +7
      25 января 2019 06:54
      Цитата: Дырокол
      Вообще никак не сказалось.

      Как мне представляется, всё же сказалось.
      Какие крупные китайско-израильские проекты реализованы после отказа Израиля от развития совместной программы А-50И ?
      1. +1
        25 января 2019 07:09
        Цитата: Bongo
        Какие крупные китайско-израильские проекты реализованы после отказа Израиля от развития совместной программы А-50И ?

        Израиль использует в своих изделиях американские элементы поэтому ничего продать Китаю (официально) не может. Да и мнение США для Израиля очень важно, поэтому рынок Китая для израильской военной продукции закрыт.
        1. +7
          25 января 2019 07:18
          Цитата: Дырокол
          Израиль использует в своих изделиях американские элементы поэтому ничего продать Китаю (официально) не может. Да и мнение США для Израиля очень важно, поэтому рынок Китая для израильской военной продукции закрыт.

          Это понятно, но Вы на вопрос не ответили. request
          Ведь Израиль в прошлом немало чем поделился с КНР. Дело не только в американских запретах, но и китайское руководство стало гораздо более осторожным, когда речь идёт о программах от которых зависит безопасность страны. А срыв крупных оружейных контрактов всегда наносит ущерб репутации.
          1. +1
            25 января 2019 09:43
            Причём некоторые особенно осведомлённые комментаторы утверждали, что при вскрытии опечатанных блоков сигнал об этом дойдёт «куда надо», и ответной командой, транслируемой с секретного российского спутника, вся аппаратура будет уничтожена. Впрочем, непонятно, как радиочастотные сигналы будут транслироваться, если аппаратуру поместить в полностью экранированное здание, или в подземный туннель Сергей, совершенно элементарно. В воспоминания В.Аккуратова штурмана дальней авиации, есть эпизод, когда им поручили перегнать аварийно севший бомбардировщик В-17,ЕМНИП под Полтаву, где была база для американских самолётов, участвующих в челночных налётах на Германию. Но ближе к телу: при попытке включить или вскрыть секретный блок, следовал небольшой взрыв, который просто уничтожал аппаратуру. Сам Аккуратов, таким способом, по незнанию, уничтожил радиокомпас и радиолокационный прицел.
            Цитата: Bongo
            Ведь Израиль в прошлом немало чем поделился с КНР. Дело не только в американских запретах, но и китайское руководство стало гораздо более осторожным, когда речь идёт о программах от которых зависит безопасность страны. А срыв крупных оружейных контрактов всегда наносит ущерб репутации.
            Сергей, извини, пропустил первую часть, поэтому пишу коммент сразу на две части. До 2009 года ЕМНИП, выходил журналы "Железо" и "Хакер". Сейчас я что -то не вижу и в продаже, но в одном из журналов, я хорошо это запомнил, была статья об китайских экономических зонах и производстве комплектующих в этих зонах. Американцы обложили производство ЧИПов такими ограничениями, что без разрешения США, никто не имел права использовать эти элементы в продукции для третьих стран. И ещё один момент, сначала у нас, потом американцы сами обнаружили закладки в китайских изделиях.
            1. Комментарий был удален.
            2. +3
              25 января 2019 12:26
              Цитата: амурец
              До 2009 года ЕМНИП, выходил журналы "Железо" и "Хакер".

              Так то было 10 лет назад. Ситуация меняется.
              А в конце 2018 года британский журнал The Economist писал:

              В секторе микросхем промышленное лидерство США сталкивается со сверхдержавными амбициями Китая.
              Китай пока зависит от поставок высокотехнологичных микросхем из-за рубежа и в настоящее время тратит больше на импорт полупроводников, чем на нефть.
              В 2015 году Барак Обама заблокировал сделку по продаже Китаю инновационных микросхем компании «Интел», а в 2016 году воспрепятствовал поглощению китайской фирмой немецкого производителя полупроводников.
              Однако, блокирование продажи микросхем «Интел» только подтолкнуло Китай к развитию собственной индустрии сверхмощных компьютеров.
              Был ещё запрет на продажу американских чипов и ПО китайской телекоммуникационной компании ZTE и скандал с их продажей в обход санкций.
              Также Трамп заблокировал слияние компании «Куалкомм» с сингапурской корпорацией из опасений конкуренции со стороны Китая.
              Поэтому китайские технологические гиганты «Алибаба», «Байду» и «Хуавей» инвестируют гигантские средства в разработку микросхем.

              Эксперты The Economist убеждены: нужно готовиться к тому, что более мощные китайские микросхемы будут применяться повсеместно.

              Цитата: амурец
              сначала у нас, потом американцы сами обнаружили закладки в китайских изделиях.

              Тут соглашусь, тк The Economist пишет:
              Это означает среди прочего и необходимость выработки надлежащих процедур проверки китайской продукции с точки зрения национальной безопасности и ужесточения стандартов обработки данных в целях избежать небрежного распространения информации.

              1. +2
                25 января 2019 13:23
                Цитата: Mister X
                Эксперты The Economist убеждены: нужно готовиться к тому, что более мощные китайские микросхемы будут применяться повсеместно.

                Политика политикой, а бизнес бизнесом и как бы американцы не старались, но без сотрудничества с фирмами Тайваня и Республики Корея США не обойтись, а там сильны прокитайские позиции, а поэтому Китаю легче обойти запреты США и выстоять конкурентной борьбе на гражданском рынке. А имея промышленность полупроводников, легче перейти на более высокие технологические уровни
                1. +2
                  25 января 2019 13:53
                  Цитата: амурец
                  А имея промышленность полупроводников, легче перейти на более высокие технологические уровни

                  Так по большому счёту ради лидирующей позиции на рынке полупроводников США и развязали торговую войну против Китая.
                  Ведь без электроники уже никак: как у военных, так и у гражданских.
                  Банковская сфера, рынок Форекс, здравоохранение, водоснабжение, транспорт, рыбная ловля, итд.
                  Даже унитазы и самокаты уже начинают пичкать электроникой.
                  Ну не хотят янки садится на горшок со встроенными китайскими микросхемами wink
                  1. +2
                    25 января 2019 14:09
                    Цитата: Mister X
                    Так по большому счёту ради лидирующей позиции на рынке полупроводников США и развязали торговую войну против Китая.

                    Да, но вначале 2000-х американцы, да и европейцы упорно выносили производство комплектующих да и производство другой продукции переносили в Юго-Восточную Азию, потому как налоги и требования на выброс токсичных веществ были ниже, рабочая сила дешевле.
                    1. +3
                      25 января 2019 15:42
                      Цитата: амурец
                      американцы, да и европейцы упорно выносили производство комплектующих да и производство другой продукции переносили в Юго-Восточную Азию

                      Всё верно,
                      С тех пор Китай окреп на западных технологиях и стал представлять угрозу.
                      А если переносить производства обратно - значит продукция значительно подорожает.
                      Не будет белый работать по той же ставке, что и жёлтый.
                      Пример: во Вьетнаме заплата рабочего на заводе Найк порядка $60 в месяц.
                      Это ЗП выше среднего уровня. И так примерно по всей Азии.
                      Будет немец или американец работать за такие деньги?
                      1. +1
                        13 февраля 2019 23:58
                        Уровень жизни в КНР за последние годы сильно вырос, и зарплаты там уже на уровне Восточной Европы, а то и выше! А высококлассные специалисты везде получают одинаково, кроме РФ наверное, увы...
            3. +3
              25 января 2019 13:47
              Цитата: амурец
              Сергей, совершенно элементарно. В воспоминания В.Аккуратова штурмана дальней авиации, есть эпизод, когда им поручили перегнать аварийно севший бомбардировщик В-17,ЕМНИП под Полтаву, где была база для американских самолётов, участвующих в челночных налётах на Германию. Но ближе к телу: при попытке включить или вскрыть секретный блок, следовал небольшой взрыв, который просто уничтожал аппаратуру.

              Николай, добрый вечер!
              Такой способ "защиты" применим в компактных устройствах. Ты представляешь количество взрывчатки размещенной в основных блоках аппаратуры ЗРС С-400?
              Да и вряд ли бы наши "стратегические партнёры" согласились бы с этим. Никаких дистанционно управляемых устройств и самоликвиликвидаторов там нет.
              1. +1
                25 января 2019 13:54
                Цитата: Bongo
                Да и вряд ли бы наши "стратегические партнёры" согласились бы с этим. Никаких дистанционно управляемых устройств и самоликвиликвидаторов там нет.

                Сергей, так там схемотехника и комплектующие совершенно другие. Половины оборудования отсутствовала.
            4. +3
              26 января 2019 01:31
              И ещё один момент, сначала у нас, потом американцы сами обнаружили закладки в китайских изделиях.

              Да нет там никаких закладок, шум нужен был для выдавливания Китая с рынка США.
  4. +3
    25 января 2019 06:57
    Сергей спасибо за статью ,очень интересно + good
    1. +5
      25 января 2019 06:59
      Цитата: Александр Галактионов
      Сергей спасибо за статью ,очень интересно +

      Пожалуйста! Рад, что Вам понравилось! hi
      1. +4
        25 января 2019 07:03
        Сергей ,у тебя хорошие статьи по ПВО, все читал good
  5. +2
    25 января 2019 07:01
    Сергей ,будешь делать статью о ПВО России ? каким видишь ее, сколько и каких комплексов надо еще на какие участки ,сколько нам надо самолетов ДРЛО и самолетов разведки
    1. +9
      25 января 2019 07:06
      Цитата: Александр Галактионов
      Сергей ,будешь делать статью о ПВО России ?

      Александр, я на эту тему уже неоднократно писал. Кроме того, после публикации двух частей посвященных ПВО ОДКБ, по независящим от меня причинам, я был вынужден отказаться от написания третьей заключительной части посвященной непосредственно ПВО РФ. Также возникли некоторые сложности после выхода публикации посвященной истории и нынешнему состоянию дальневосточной 11-й ОА ПВО. Мне ещё детей ростить и лишние проблемы не нужны. Как у нас в стране обстоят дела со свободой слова Вы наверное знаете.
      1. +3
        25 января 2019 07:09
        Ну написал-бы ,каким хотел бы видеть ПВО России ,или за это могут наказать? what
        1. +7
          25 января 2019 07:13
          Цитата: Александр Галактионов
          Ну написал-бы ,каким хотел бы видеть ПВО России ,или за это могут наказать?

          А что толку писать голословно, без фактов и цифр? Аналитика опубликованная даже на основе "открытых источников" воспринимается не всегда адекватно.
          1. +4
            25 января 2019 07:21
            Сергей, по твоим прежним статьям о ПВО с фактами и цифрами можешь написать и без так скажем о фактах и цифрах, если что в личку напишешь
            1. +6
              25 января 2019 07:40
              Цитата: Александр Галактионов
              можешь написать и без так скажем о фактах и цифрах, если что в личку напишешь

              А без фактов тут патриоты в три дуды задудят, и обзываться нехорошими словами будут.
              1. +2
                25 января 2019 08:17
                Я тоже Патриот и Сергей статьи пишет очень хорошие
                1. +5
                  25 января 2019 08:22
                  Цитата: Александр Галактионов
                  Я тоже Патриот и Сергей статьи пишет очень хорошие

                  Я имею в виду ура-патриотов, которые почему то верят, что чуть что, мы всех шапками закидаем и ядреные ракеты в супостата швырнем. А по поводу статей согласен, придраться не к чему.
                  1. +4
                    25 января 2019 08:23
                    Шапками закидаем)) надо быть объективными
  6. +3
    25 января 2019 09:50
    Жаль, по статьям нереализованным. Ждал их, но видно не судьба. Большое спасибо за предыдущие, очень информативно интересно и качественно написаны.
  7. +3
    25 января 2019 10:47
    автор как всегда порадовал good
  8. +4
    25 января 2019 11:38
    Спасибо за статью и отдельное спасибо за работу с Гугл Еарф! Новых интересных статей мало, от скуки начал читать архив статей...
    hi
  9. +2
    25 января 2019 15:29
    Сергей hi как всегда на высоте. Я не специалист в пво feel, просто интересуюсь этим для общего развития, поэтому огромное вам спасибо за ваш труд. Интересен такой аспект, а ведут ли братья-китайцы какие либо разработки по части увязывания всех своих радиолокационных систем в одно информационное поле? Буду признателен если поделитесь информацией drinks
    1. +3
      26 января 2019 04:03
      Цитата: Korax71
      Интересен такой аспект, а ведут ли братья-китайцы какие либо разработки по части увязывания всех своих радиолокационных систем в одно информационное поле? Буду признателен если поделитесь информацией

      Александр, такая увязка была осуществлена ещё в 20 веке, поскольку без неё эффективное управление системой ПВО не возможно. Но подробностей на эту тему в "открытых источниках" нет. request
  10. exo
    +2
    25 января 2019 16:35
    Обледенение стабилизатора-больное место Ан-12 ,да и вообще,это схемы на самолётах Антонова. Плюс от размещения комплекса на этой платформе-дальность. Но, вот повышенная вибрация в зоне винтов, и как следствие- утомляемость операторов,это минус. Не очень хороша,зависимость от иностранных двигателей и воздушных винтов.
    1. +3
      25 января 2019 19:28
      Цитата: exo
      Не очень хороша,зависимость от иностранных двигателей и воздушных винтов.

      Китайцы народ ушлый.
      Они вполне могли закупить несколько ремкомплектов, а может даже дополнительных движков и винтов.
      Или окольными путями закупать нужное по мере необходимости.
      А может наладят собственное производство: они ведь мастера по подделкам.
      Так или иначе - вопрос будет решён.
      1. +1
        26 января 2019 02:35
        Цитата: Mister X
        А может наладят собственное производство: они ведь мастера по подделкам.
        Так или иначе - вопрос будет решён.
        Промышленный шпионаж, никто не отменял и уровень копирования определяют не только уровень технологического оснащения предприятий, но и уровень образования в стране. В начале ХХ-го века Япония и Китай стартовали примерно в равных условиях, с копирования стрелкового оружия, потом Японии "повезло" из-за Порт-Артура. Россия, через Русско-Китайский банк, заняв Порт-Артур стала выплачивать за него компенсации, на которые Япония немедленно заказала корабли в Англии. Но ещё, дело в том, что по ряду причин, РИ стала ремонтировать корабли в портах Японии, что позволило японцам изучить сильные и слабые стороны зарубежного кораблестроения. А потом, после Русско-Японской, организовать судостроение у себя, скопировав лучшие решения не только английского но и мирового судостроения. Вот с этого и начался промышленный шпионаж в Японии, который к 30-м годам стал настоящим бичём для Европейской промышленности. Поэтому пути пошёл и Китай, только лет на 50-т позже . Ну а остальное можно понять из опыта СССР, проанализировав развитие промышленности СССР при ИВС
        РУССКО-КИТАЙСКИЙ БАНК
        был создан в кон. 1895 для содействия развитию экономич. связей России с Китаем (особенно в связи с сооружением Сиб. ж. д.) и усиления там рус. политич. влияния в противовес английскому. Учрежден в форме акц. предприятия по инициативе царского пр-ва группой франц. банков и рус. Междунар. коммерч. банком. Открыл действия в янв. 1896. https://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/15137/
  11. +2
    26 января 2019 12:06
    Автору огромное спасибо!
  12. 0
    3 февраля 2019 19:50
    Походу сынам Израиля индусы подгонят работенку
    Индия намерена увеличить свой флот самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Ил-76, оснащенных израильской электроникой, с трех до пяти машин. Об этом в пятницу, 1 февраля, сообщил Интерфаксу военно-дипломатический источник.

    "Ожидается, что в ближайшее время от Израиля в "Рособоронэкспорт" может поступить запрос на поставку для ВВС Индии двух самолетов Ил-76, на базе которых в Израиле после установки соответствующего специального оборудования будут созданы самолеты ДРЛО", – сказал собеседник агентства.