Высшая школа СССР и России: трудным путём интенсификации производства (часть 3)

89
Итак, в прошлый раз мы остановились на том, что работа современных вузовских преподавателей в смысле интенсификации стала интенсивнее в 2,5 раза по сравнению с советским временем и к тому же стала намного эффективнее в качественном отношении. Потому, что связь тут прямая. Даже самый тупой «препод», если его заставлять думать и писать, узнает больше, чем тот, которого заставляют «просто преподавать». Вот только не так давно встречаю одного своего студента. Вспоминаем кафедру… И он мне – вот такая-то была… «ну, дура!» И… я с ним полностью согласен! Преподаватель из женщины, о которой шла речь, был так себе, зато у нее и статьи были, и не самые плохие, и участвовала она в выпуске монографий. Вот с людьми она работать не умеет, это да. А так показатели вполне соответствуют. То есть, если изменить сами требования к преподаванию и преподавателю, то и результат, без сомнения, улучшится.

Высшая школа СССР и России: трудным путём интенсификации производства (часть 3)

Кадр из замечательного советского кинофильма 1954 года «Разные судьбы». В кадре выпускница средней советской школы Соня, которая любит Степу (но он сначала ее не любит, а полюбит потом!), говорит ему, что решает важную математическую задачу, «что лучше 5 или 10? Пять лет в институте, но «теоретически», а потом еще пять на заводе, чтобы стать инженером практически!» Понятно, что говорят о том, что тогда было у всех на слуху, иначе бы это не пропустили на экран, как клевету на советскую действительность. Значит так было. Но так как им хочется скорее, они хотят работать и учиться на вечернем… То есть тогда так можно было учиться на дневном. Сейчас так нельзя. Жизнь ускорилась. Объем информации возрастает вдвое каждые пять, а не 10, и не 15 лет, как раньше. Поэтому обучение должно соответствовать вызовам времени! Правда, тут уже возникает другой вопрос: а насколько удается это сделать, не так ли? (Кстати, если кто-то этот фильм не смотрел – то обязательно посмотрите, жизнь того времени показана в нем очень достоверно.)



Сегодня те, кто учился в 70, 80, 90-е годы, высшую школу совсем бы не узнали. Начнем с того, что учатся сейчас не 5 лет (хотя есть и специальности, где по-прежнему пять – это называется «специалитет», таких 20% особо сложных) и 4 года – «бакалавриат». Например, та же специальность «ПР и реклама» большего и не требует. За бакалавриатом следует двухгодичная «магистратура». Причем, если на бакалавриате изучаются и общеобразовательные, и профессиональные дисциплины, то обучение на магистратуре носит сугубо профессиональный характер. Интересно, что, получив образование на бакалавриате по одной специальности – например, «нефтегазодобыча», вы можете поступать на любую другую специальность в магистратуру, например, тот же «ПР и реклама». Соответственно и магистерскую диссертацию писать на стыке двух дисциплин! То есть были вы биологом, перешли на математику, были математиком – перешли на менеджмент, получили диплом учителя иностранного языка, пошли учится на «рекламиста». И же напротив – пошли углубляться в эту же специальность. Смысл есть и в том, и в другом. Все предметы – специальные, то есть в магистру будет трудно лишь втянуться, а затем он будет заниматься уже только тем, что ему интересно. То есть магистратура – это обучение для самостоятельных, ответственных и хорошо мотивированных молодых людей. То есть обучение стало учитывать разные возможности, психологический настрой и интеллектуальные возможности человека.

Самым главным, однако, отличием от прошлого, на мой взгляд, стало обучение, основанное на «компетентностном подходе». Что это означает на практике? На практике весь компетентностный подход можно свести к трем словам: ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ. То есть студент, проучившись четыре года по профилю специальности, должен иметь определенные теоретические знания по специальности – (знать), уметь применять их на практике (уметь) и владеть технологиями и приемами эффективной практической деятельности (владеть).

Компетенции по всем специальностям расписаны министерством. То есть изменять их нельзя. Все имеют свои номера и шифры специальностей. Делятся они как на общетеоретические, так и на сугубо профессиональные. Например, дисциплина «культурология» — общетеоретическая. «Монтаж электрооборудования» — компетенция профессиональная. Таким образом, обучающийся в процессе обучения приобретает вполне конкретный объем компетенций, и ты – как работодатель, не имеешь права требовать с него знания тех компетенций, которым он не обучался. При этом студент-бакалавр, равно как и студент-магистр, заранее знает, каким компетенциям он будет обучаться – все прописано в программах его обучения – он сможет делать, а чего нет.

Это удобно. Удобно преподавателям – они конкретно знают, чему надо учить. Удобно студентам – они знают, чему «препод» их должен научить. Удобно проверяющим. Потому, что в своих рабочих программах, составленным в точном соответствии с ФГОС – Федеральным государственным образовательным стандартом, преподаватель должен теперь указать не только РЕЗУЛЬТАТ своей работы, но и ТО, КАК ОН ЕГО ДОСТИГАЕТ. То есть должно быть прописано, какими информационными и методическими приемами он добивается освоения студентами тех или иных компетенций.

При этом никто на сам процесс творческого обучения не покушается. Делай что хочешь, используй лекции, семинары, лабораторные работы, тесты, творческие задания – весь методический аппарат ВШ, но… освоение компетенций обеспечь.

И что изменилось, а вот что: если раньше в СССР был единый учебник по той же истории КПСС, и, наверное, физике и математике, то сейчас, какими хочешь учебниками, такими и пользуйся. Используй любые приемы и средства обучения. Главное – чтобы компетенции были усвоены.

Компетенции бывают разные: общекультурные компетенции (ОК), общепрофессиональные компетенции (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК) и специализированные профессиональные компетенции (СПК). И если раньше в программе ВШ было написано главным образом ЧТО ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ДАЕТ СТУДЕНТАМ, то теперь еще расписывается и как он это делает. Для этого он разрабатывает так называемый ФОС (Фонд оценочных средств), в котором расписывает, каким образом собирается оценивать работу студента в баллах за каждое задание, направленное на обучение той или иной компетенции!


Паспорт компетенций на дисциплину «Технологии управления общественным мнением». На каждую справа – «Знать, уметь, владеть».

Причем, все разработанные преподавателем программы выкладываются на сайт университета в так называемую ЭИОС – Электронную информационно-образовательную среда вуза –интегрированную совокупность информационных, образовательных ресурсов, информационно-телекоммуникационных технологий и соответствующих технических и технологических средств, позволяющих сделать процесс обучения в ВШ полностью прозрачным для обучающегося, чего раньше не было. Как это все понимать?

А так, что на сайте каждого вуза теперь выложено все: рабочие программы всех преподавателей, учебные планы каждой кафедры, ФОС – то есть каждый студент сейчас знает, за что он получит те или иные баллы или за что он их уже получил и таким образом может сам контролировать ход учебного процесса. На сайте у каждого преподавателя есть личный кабинет с паролем, позволяющим ему все время вносить изменения в ФОС и рабочие программы, а студентам заходить к нему в этом кабинет и задавать ему вопросы, получать задания и ставить его в известность о проблемах.

Там же находится и список группы и после каждого занятие преподаватель вносит в него был/не был и количество полученных студентом баллов. Таким образом за успехами своего «чада» могут проследить и его родители. И не только проследить, но и тут же связаться с преподавателем или куратором группы и узнать отчего это их «малыш» считается отсутствующим на занятии, когда утром он ушел в университет. Ну, а преподаватель вполне может их порадовать, сообщив, что видел их «лося» «сосущим пиво» с другими такими же оболтусами на скамейке в парке. Кстати, все баллы, выставленные в ЭИОС, суммируются по двум контрольным точкам за один семестр, после чего студент приходит на зачет/экзамен с готовой распечаткой своих баллов за семестр. За зачет/экзамен он тоже получает баллы, которые плюсуются, после чего выводится итоговый балл – столько-то – оценка 3, столько-то – оценка 4, столько-то – 5. А вот если баллов для допуска до зачета/экзамена ему не хватает (а это их количество точно известно по итогам всех практических занятий!), то он может попросить дать ему дополнительные задания для «добора баллов».

На практике это выглядит так: допустим, что за один семестр у вас запланировано 15 практических занятий. Для того, чтобы быть допущенным до зачета/экзамена, студенту необходимо набрать 30 баллов. То есть получить по 2 балла за занятие, причем один за присутствие.

Однако, количество баллов на «удовлетворительно» начинается с 60-х, а «отлично» можно получить, имея от 82 до 100 баллов. И получается, что мало набрать проходные 30 баллов. Нужно еще и отвечать, чтобы получить больше, так как за зачет/экзамен больше 25 получить… нельзя. И это тоже удобно для всех. Не ходил студент, не отвечал, а затем на экзамене вдруг получил «пять». Раньше такое случалось. Сегодня «чудеса» личных симпатий и антипатий, а также «заднего крыльца, завсклад и товаровед» исключены. Едва баллы набрал, но сдал на максимальное количество баллов, «отлично» ты все равно не получишь – поскольку баллы текущей успеваемости и баллы за экзамен суммируются! А тут проверка и коррупционная составляющая поведения преподавателя сразу бросается в глаза. Откуда высокая итоговая оценка, если он не ходил и не отвечал? Ах, он потом добрал баллы? Покажите, как он это сделал (а все работы студента теперь идут ему в портфолио!). «Вот он написал рефераты и получил высокие баллы…» Смотрим рефераты, смотрим ФОС, то есть, что и как вы оцениваете, смотрим индекс новизны реферата по системе Адвего-Антиплагиат или Антиплагиат (в конце % новизны обязательно!), проверяем его (верить студенту, как и ежу, не следует!) – и видим, что он не мог получить такие баллы за эту работу, а новизны в ней совсем нет. Значит преподаватель поставил высокую оценку «так», либо налицо коррупционная составляющая. Или некомпетентность! Понятно, что при таких «обстоятельствах» даже «дура» поневоле будет работать, «как надо».

П.С. Кому интересно посмотреть на его собственные компетенции по его специальности, полученной при обучении в прошлом, может посмотреть, набрав в Интернете соответствующий ФГОС 3++ — это такой сегодня действует основной стандарт (3 и два «+»). Откроется «Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования». И там будет все, что вас может заинтересовать. И также ваших детей, выбирающих сегодня куда им пойти получать образование!

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +13
    21 февраля 2019 15:50
    да простит меня автор, но лично я считаю, что реально получить реально высшее качественное образование способны процентов 15 выпускников школ! А основная проблема высшей школы, что в ней преподают люди в реале не работавшие ни дня! Отсюда кстати и их увлечения левыми теориями и промытые мозги "элиты" и извращения ставшие нормой в обществе....
    1. +1
      21 февраля 2019 16:09
      Ну так уж и не дня !!! Хотя с балльной системой не согласен
      1. +1
        21 февраля 2019 16:14
        у меня друзья кандидаты, доктора и профессора и доценты.... знаю
    2. +5
      22 февраля 2019 10:06
      основная проблема высшей школы, что в ней преподают люди в реале не работавшие ни дня!

      Согласен на 100 %! Самое обидное, что такая ситуация и в военном образовании. Если раньше, офицер отслуживший в войсках 15 лет и более, воевавший, имел право преподавать в военном ВУЗе, то теперь приоритет отдается тем, кто сразу после окончания военного института( училища), остался там же служить, защитил диссертацию, хотя и реально не был в войсках ни одного дня.
      1. 0
        25 февраля 2019 20:29
        Ничего удивительного,у нас в правительстве большинство тех,кто в поле никогда не работал.Теоретики!
    3. 0
      25 февраля 2019 22:00
      А давайте посчитаем сколько и в каких предприятиях можно поработать выпускнику вуза в среднестатистическом городе (крупные центры в расчет не берем) в целом по стране. А сколько отраслевых и НИИ осталось? Такое качество стало от того, что высшее стало массовым, а массовым оно стало из-за 90-х, потому что лучше было эту молодежь 5 лет держать в вузе, чем они начнут ломать штакетник и выйдут на улицу. Попробуйте сейчас бюджетника отчислить, сразу будете думать, кого из преподавателей сократить.
  3. BAI
    0
    21 февраля 2019 16:32
    «Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования».

    Так и надо говорить - "Стандарт специальности", а не какие-то "компетенции". В соответствии со Стандартом расписываются лекционные и семинарские (практические) объемы определенного учебного курса. И содержание соответственно подбирается. Т.е. - "чего и сколько".
  4. 0
    21 февраля 2019 17:08
    Цитата: Дмитрий Кузин
    способны процентов 15 выпускников школ!

    И я так считаю...
  5. 0
    21 февраля 2019 17:09
    Цитата: BAI
    Так и надо говорить - "Стандарт специальности", а не какие-то "компетенции".

    Это Вы мне или Минпросу?
    1. BAI
      +1
      21 февраля 2019 17:32
      Вам. Минпрос пользуется стандартами, что лишний раз и подтверждает указанный Вами «Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования». Студенту - стандарты. А преподавателю - компетенции:
      А.А. Вербицкий КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД и теория контекстного обучения: Материалы к чет-вертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. – М.: Иссле-довательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с. Текст представлен в авторской редакции.
      Скачать
      (558,43 кБ)
      Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. – 52 с.
      Скачать
      (1 090,24 кБ)
      Ю.Г. Татур КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: МАТЕРИАЛЫ ко вто- рому заседанию методологического семинара. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004
      Скачать
      (267,09 кБ)
      ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: Ис-следовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009.

      и т.д.
      Все - на указанном Вами сайте.
      1. 0
        21 февраля 2019 18:34
        И что? В чем криминал? Я зачем давал стр. из рабочей программы? Стандарт включает в себя компетенции...
      2. 0
        21 февраля 2019 19:07
        Посмотрите еще вот это: http://ispu.ru/files/u2/RPD_Perechen_kompetenciy.pdf
  6. 0
    21 февраля 2019 17:12
    Цитата: Дмитрий Кузин
    А основная проблема высшей школы, что в ней преподают люди в реале не работавшие ни дня!

    Как это?
    1. +5
      21 февраля 2019 18:22
      Представьте себе бывает, что работник ВУЗа мог и не работать по специальности ни дня , и довольно таки часто , всяческие практики , семинары не в счет .
    2. +9
      21 февраля 2019 18:39
      К примеру вот так: вуз - диплом, аспирантура и работа на кафедре, защита, доцент и работа да кафедре, докторская и работа на кафедре, пенсия и работа на кафедре. Это как всю срочную прослужить в учебке.
      1. +1
        21 февраля 2019 19:38
        Согласен , видел таких , прелесть просто
      2. 0
        21 февраля 2019 20:19
        Присоединяюсь.
        К автору: Вячеслав Олегович, согласитесь, что Ваша трехгодичная "обязаловка" в сельской школе дала Вам опыт и векторы для дальнейшего развития?
        1. +2
          21 февраля 2019 20:24
          Люди думали о таких вещах и раньше.
          Например, вполне подходит принцип Гумбольдта: "Сначала учёный - потом педагог".
          1. +1
            21 февраля 2019 20:40
            Таки да! Это, кстати, особенность западной ВШ. То есть, человек может не иметь ни малейшего опыта преподавания, однако, являсь одним из ведущих специалистов в своей области знаний, быть приглашённым лектором в ведущие ВУЗы страны. К сожалению, "У нас это невозможно".
            1. +2
              21 февраля 2019 21:48
              В "Играх разума" хороший эпизод, когда главный герой просто задачку на доске рисует.

              А вообще - есть самообразование. Остальное лишь огранка.
            2. 0
              22 февраля 2019 06:39
              3x3zsave ( антон) [b][/b]Стало возможным и даже ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ требованием!
              1. +3
                22 февраля 2019 06:56
                Требованием, наверно, стало, однако, я достаточно долго наблюдал за процессом выдавливания из образовательного процесса одаренных преподавателей. Минпрос становится вещью в себе. К слову, Ваш собственный опыт, показателен.
                1. +1
                  22 февраля 2019 07:05
                  Цитата: 3x3zsave
                  К слову, Ваш собственный опыт, показателен.

                  Ну, Антон, мой-то как раз нет. Я просто устал и, честно, есть проблемы со здоровьем. Но,да, мог бы и дальше работать, если бы не все эти бумаги и ЭИОС. Жалко в моем возрасте терять на этом время. Так что тут 50 на 50.
                  1. +1
                    22 февраля 2019 07:10
                    Я об этом и говорю. Зарегулированность процесса образования.
            3. +2
              25 февраля 2019 21:50
              По новым стандартам серии ФГОС как раз есть жесткое требование о том, чтобы в реализации соответствующей образовательной программы вузом были привлечены профильные специалисты имеющие стаж работы не менее 5 лет на производстве. Только никого вы не уговорите (за 200 руб/час обычные почасовые) читать лекции, проводить семинары и лабораторки, к ним готовиться надо, а еще РПД писать, ФОСы... Короче, поработайте в вузе, особенно в свете новых эффективных контрактов, когда ты кроме выработки своей ставки должен сверх заработать для вуза наукой, то бишь что-то придумать и найти кому это впарить, иначе ты неэффективный
        2. +1
          21 февраля 2019 21:36
          И еще два года на областной станции юных техников и на ТВ... да, практика это всегда хорошо. Я тоже знаю преподавателей ни дня не работавших по специальности. Кое-чего им не хватает, это 100%.
  7. 0
    21 февраля 2019 18:31
    Цитата: Ламатинец
    работник ВУЗа

    Выпускник наверное?
    1. 0
      21 февраля 2019 19:39
      не важно., АРХИ ВАЖНО , ЧТО РЕАЛЬНОЙ РАБОТЫ НЕ БЫЛО
  8. 0
    21 февраля 2019 19:18
    Шпаковский, здравствуйте. Очень интересно. Вопросы: много ли переходов с гуманитарных сп-тей на технические; учит ли система учиться; что с производственной практикой; как дети овладевают искусством управления коллективом и где; что с навыками вербального общения - говорить умеют; грамоту знают?
    1. 0
      21 февраля 2019 21:38
      Там впереди еще материалы. Относительно Ваших вопросов здесь. Если коротко - 80% и 20%. Как всегда!
  9. +8
    21 февраля 2019 19:47
    Итак, в прошлый раз мы остановились на том, что работа современных вузовских преподавателей в смысле интенсификации стала интенсивнее в 2,5 раза по сравнению с советским временем и к тому же стала намного эффективнее в качественном отношении.
    Иниресно, в чем выражается "увеличение эффективности в качественном отношении" нынешней высшей школы?
    Практически все до единой сферы человеческой деятельности, где создается реальный продукт, "допиливают" советское наследие, фундаментальная наука - "делов великих не видно". "Звезды" уже давно никто не зажигает. Вспомним. Королев в 27 лет - заместитель руководителя Реактивный научно-исследовательского института НК ВиМД СССР. Курчатов в 35 лет академик. Келдыш в 27 профессор и доктор наук. Их достижениями пользуются и сегодня. Где нынешние светила? Пиар развивают?
    "Увеличение эфективности в качественном отношении" определяется не "компетенциями", а реальными достижениями. А с этим - напряженка.
    Правда в сферах, где из воздуха извлекаются деньги, там да, там бурление необычайное. Так что этих самых "советских времен" достигнуть надо, потом превзойти, потом можно о "качественном отношении" говорить.
    Пока - только реклама.
    1. +4
      21 февраля 2019 20:34
      Цитата: Decimam
      фундаментальная наука - "делов великих не видно". "Звезды" уже давно никто не зажигает.


      Наукообразие почти вытеснило науку. И поделать ничего невозможно. sad В этой статье неплохо рассказано о том , что единый язык науки убили. Показано и " как его убили".
    2. +2
      21 февраля 2019 22:50
      Пардон, вы о чем вообще? О каких светилах? Если речь о таком называемом Высшем Профессиональном Образовании, то оно, за редким исключением, скончалось. Есть узаконенная торговля картонами в рассрочку. И это не то, что бы поголовный заговор руководства вузов. Просто в нынешних реалиях так живут все, или почти все. И на вершине(в ректорате) - те, кто умеет это делать, образование здесь не при чем.
      Если мы говорим о науке, то там про все сказал еще Райкин..... И с тех пор все стало только хуже. Вся эта тема - обсуждение несуществующих предметов, типа алмасты(ЕМНИП). А вот еще было такое слово - симулякр.....
  10. +6
    21 февраля 2019 20:26
    К сожалению автор не раскрыл по моему мнению проблему нынешнего образования. А она в отсутствии научно-обоснованной системы. Поясняю: с точки зрения современного человека который обладает клипповым(символьным) типом мышления, в настоящее время нас захлестывает все увеличивающийся поток информации. Однако, необходимо знать что наша память, при правильном подходе, способна справляться с гораздо большими потоками, при условии что эта информация систематизирована. Лучше всего ее представить в виде кошелька который можно заполнить золотыми или медными монетами. Вот например для человека изучающего баллистику непонятен термоядерный синтез. Хотя если представить его в понятных терминах любой баллистик поймет что это, всего лишь срыв электрона с орбиты под действием центробежной силы в результате увеличения скорости вращения электрона при температуре 10 миллионов градусов. При этой температуре скорость электрона приближается к скорости света, а энергия она равна масса помноженная на скорость в квадрате, и вот ничтожная казалось бы масса электрона помноженная на скорость в квадрате, начинает представлять из себя значительную величину! баллистики умеют высчитывать мощность летящей пули! При этом скорость пули - медная а механизм ядерного синтеза - золотая монета!
    При клипповом мышлении, если при обучение, придавать какому либо термину, значения отличные от того что используется в клипе, рушится вся система знаний молодого человека! К примеру: клип -СВОБОДА!! это когда делаешь что хочешь, а с точки зрения социологии это обязанности связанные с тем чтобы не нарушать покоя окружающих, т.е. нечто совершенно иное.
    необходимо возрождать системное образование! восстанавливать и разрабатывать общепринятые понятия, исключающие двоякое толкование. Жизнь сразу станет проще!
    1. +2
      21 февраля 2019 20:48
      Цитата: aybolyt678
      это, всего лишь срыв электрона с орбиты под действием центробежной силы в результате увеличения скорости вращения электрона при температуре 10 миллионов градусов.

      -))) Офигеваю от такой "интерпретации"-)))

      ,
      Цитата: aybolyt678
      А она в отсутствии научно-обоснованной системы.

      А вот тут вы в десятку. В яблочко.
      1. +1
        21 февраля 2019 21:43
        Цитата: боеприпас
        ))) Офигеваю от такой "интерпретации"-)))

        электрон можно разогнать магнитным полем, тот же результат winked Суть не в интерпретациях а в том что любую сложную информацию можно подать в правильной, понятной форме людям имеющим базовые понятия. Например - Культура есть система внутренних ограничений. Простите но зачем же культурой называть самодеятельность, религию, традиции? Все современные трудности рождаются от двусмысленности терминов
        1. +1
          21 февраля 2019 22:44
          А что тогда есть культура, если не самодеятельность, религия, традиции?
          1. +1
            22 февраля 2019 05:36
            Цитата: 3x3zsave
            А что тогда есть культура, если не самодеятельность, религия, традиции?

            Хорошо, представьте себе что вы себя назвали культурным человеком smile , что должен себе представить Я о вас? варианты: 1.умеющего петь и танцевать человека, 2. религиозного набожного человека, или человека который одевается в национальные костюмы????
            несомненно, вы имеете ввиду что Вы человек, имеющий внутренний костяк, обладаете какими то моральными ценностями
            Цитата: 3x3zsave
            Культура есть система внутренних ограничений.

            так вот, традиции, религия это всего лишь мотивация, а культура есть система ограничений.
            К чему приводят применение слов со слишком широким смыслом? - Политик говорит - "нужно укреплять государство, что бы государство было сильным". Мы ему хлопаем, хвалим, а в итоге получаем зарегулированную неповоротливую судебную систему, произвол органов внутренних дел, Росгвардию и кучу чиновников для того чтобы согласовывать каждый свой шаг и Армию, которая все это охраняет, вплоть до применения оружия!!! налицо двойственное толкование - политик имеет ввиду свои механизмы, а обыватель свои, как в знаменитом русском выражении - "Да, нет, наверное".
            1. +1
              22 февраля 2019 06:37
              Хотя с последней цитатой я согласен, все же не стоит приписывать мне свои высказывания. Иначе диалог становится моноспектаклем.
              1. +1
                22 февраля 2019 07:45
                Цитата: 3x3zsave
                , все же не стоит приписывать мне свои высказывания. Иначе диалог становится моноспектаклем.

                Прошу простить, но я подумал что может вы невнимательно прочитали комментарий.
                1. +1
                  22 февраля 2019 07:57
                  Не вопрос! hi
                  Однако, складывается впечатление, что в своих комментариях Вы смешиваете макро и микроявления, обозначаемые одним термином "культура".
                  1. 0
                    22 февраля 2019 14:43
                    Вообще то статья не про Культуру, а про проблемы образования, и кроме проблем связанных с терминологией и клипповым сознанием есть проблема востребованности образования, в стране нет производства!.
                    посмотрите тут ::: https://youtu.be/JwPPry9tYtY обратите внимание на выступление девочки в кепке! аж слезы наворачиваются
                    У меня например кандидатская степень и 2 дочери, и я реально не знаю какое образование им будет нужно! В какой стороне перспектива?
                    1. 0
                      22 февраля 2019 17:19
                      Я согласен с некоторыми Вашими тезами. Что до детей, давно уже говорю: "Дайте детям сделать свои ошибки!". Ибо они их все равно сделают, однако, руководство данным правилом, позволяет родителю опосредованно контролировать процесс " ошибания", не доводя до фатальных результатов.
                      Три месяца назад ко мне пришёл средний сын, прогадивший, под чутким маменькиным попустительством, 4 года юности. "Папа, я не знаю как мне жить дальше...". Нарисовал парню план мероприятий и взял на работу.
                      1. +2
                        22 февраля 2019 19:52
                        Цитата: 3x3zsave
                        Нарисовал парню план мероприятий и взял на работу.

                        ++ вам за оптимизм! однако, все таки речь идет об образовании, а дело это государственной важности, следовательно где озабоченность государства? Меня например жаба давит: рабочие руки - ведь это неиспользованный ресурс! На новый год умерло два моих знакомых алкоголика, 38 и 40 лет. Один КМС по лыжам, в прошлом. А ведь это система, не вписавшиеся в рынок, не нашедшие себя в этом мире, подменяют реальность с помощью алкоголя, наркотиков игр....
                      2. 0
                        22 февраля 2019 21:39
                        Вот тут надо определиться, что необходимо на данный момент государству: дипломированные психологи-экономисты или фрезеровщики хотя бы 3 разряда.
                        Что до вписывания в рынок, все очень индивидуально.
                      3. +1
                        22 февраля 2019 22:13
                        Цитата: 3x3zsave
                        Вот тут надо определиться, что необходимо на данный момент государству: дипломированные психологи-экономисты или фрезеровщики хотя бы 3 разряда.
                        Что до вписывания в рынок, все очень индивидуально.

                        ну что же давайте определятся smile первое - что в вашем вопросе государство? аппарат принуждения или народ живущий определенными чаяниями? второе - психо - значит душа, психологи нужны там где есть проблемы с нарушением этого "органа" в человеке. Экономисты? тут нужно определится что есть экономика? это курсы валют и биржевые новости ИЛИ предприятия, технологии, внедрение научных результатов, техническая разведка, и образование??? Фрезеровщики? я тут свою ПСП винтовочку чуть доводил, и в городе в 40 тыщ населения не нашел токаря со станком! пришлось в Омск ехать.
                        Цитата: 3x3zsave
                        Что до вписывания в рынок, все очень индивидуально.
                        Россия сейчас является по сути инфраструктурой по продаже импортного барахла. Вся логистика от иностранных Супермаркетов до ТОРов(территорий Опережающего Развития) а также Банковская система направлена на обмен сырья на импортные ТНП (товары народного потребления) при этом страдают уже не производители как в 90х, а мелкие и средние да и крупные коммерсанты. Даже рынок перевозок захвачен транспорными компаниями с бенефициарами за границей. Что касается индивидуальности то пока выживают специалисты своего дела, волею судьбы заброшенные в места лишенные конкурентов.
                        Жители Москвы особо не страдают ввиду того что испокон веков, только при наличии голода в столице бывают бунты. Периферию задавят.
                        Полагаю что один востребованный слесарь фрезеровщик с достойным станком обеспечит работой: сталевара, пару инженеров технологов разного профиля, пару торговцев, рабочего уборщика и т.д...
                        не ширпотреб нужно покупать а станки и специалистов, как Сталин. bully
    2. +2
      21 февраля 2019 23:00
      это, всего лишь срыв электрона с орбиты под действием центробежной силы в результате увеличения скорости вращения электрона при температуре 10 миллионов градусов.
      А увеличение температуры достигается увеличением скорости вращения электронов? А куда они улетают, сорвавшись с орбиты?
      1. 0
        22 февраля 2019 14:50
        Цитата: Decimam
        А увеличение температуры достигается увеличением скорости вращения электронов?

        посмортире на работу солнечного ядерного реактора, очень наглядно. Там идет цепная реакция. На самом деле там несколько сложнее чем я написал, так как в реакции присутствуют еще и протоны с нейтронами, но смысл все равно где то там.
        1. +3
          22 февраля 2019 15:44
          Я понял, что Ваш уровень понимания реакции синтеза "где то там", раз у вас на Солнце идут ядерные реакции. Не за... гаживайте людям голову, посещайте регулярно школу, не прогуливайте уроки.
        2. +3
          23 февраля 2019 17:08
          Цитата: aybolyt678
          посмортире на работу солнечного ядерного реактора, очень наглядно. Там идет цепная реакция.


          На Солнце не идёт цепная реакция. Вообще. sad
          -----------------
          Будучи школьником , читал ( изучал с удовольствием) книги для уровня средней школы. И вам рекомендую. Например Мякишева и Григорьева. ( Силы в природе ) -
          http://bookre.org/reader?file=784182&pg=308
          Простая азбука ядерной физики ( для уровня средней школы ) , там хорошо отражена.
          Так думаю, потому что с тех пор вся эта азбука сохранилась в памяти.-)) Поскольку Я.Ф. - не моя область, и никакой доп. информации ( со школы ) никогда не читал и не изучал. smile
          1. 0
            25 февраля 2019 22:26
            Термоядерная то идет, протон-протонный цикл в основном..
            1. 0
              27 февраля 2019 00:53
              Термоядерная это не цепная. Цепная при распаде тяжёлых ядер ( Уран, Плутоний , в основном).
    3. +2
      22 февраля 2019 00:18
      Срыв электрона с орбиты никакого отношения к термоядерному синтезу не имеет. Учите матчасть)
    4. 0
      25 февраля 2019 22:20
      термоядерный синтез...что это, всего лишь срыв электрона с орбиты под действием центробежной силы в результате увеличения скорости вращения электрона при температуре 10 миллионов градусов.

      То что вы пишите - это вообще-то ионизация, а термоядерный синтез - это слияние ядер атомов, и при такой температуре, как правило, там на орбиталях уже давно нет электронов (H, He). С точки зрения баллистика - это снаряд в снаряд
    5. +1
      27 февраля 2019 11:35
      Круто, смешать понятия классической механики и квантовой физики, да чего только не бывает
  11. +5
    21 февраля 2019 20:29
    Науке пришёл конец. Науки уже нет. Как то ещё математика держится, за счёт того, что " плюрализм" и " постмодернизм" не смогли ( пока ) проникнуть в язык математики.. но.. дайте только небольшой срок.
    ----------
    Старые ( разумные ) физики и химики не берутся ( не любят ) рецензировать статьи.., поскольку всё чаще и чаще появляются " статьи" с бредовым набором символов , взятых " от фонаря". sad
    1. +3
      21 февраля 2019 20:50
      Вы, возможно, не представляете что творится в исторической науке!!!
      1. +2
        21 февраля 2019 20:59
        Цитата: 3x3zsave
        Вы, возможно, не представляете что творится в исторической науке!!!

        Не представляю. Боюсь даже думать на эту тему. recourse
        1. +1
          21 февраля 2019 21:10
          Вам проще, а я в теме, впрочем, как и автор, и некоторые присутствующие.
    2. 0
      21 февраля 2019 20:59
      В бульварных журналах?
      1. +3
        21 февраля 2019 21:03
        Отнюдь, на этом ресурсе, причём, это лишь зримые невооружённым взглядом протуберанцы.
        1. +2
          21 февраля 2019 21:43
          Уважаемый Антон, но здесь как раз нет никакой науки. Научно-популярные материалы + - - И не более того.
          1. +3
            21 февраля 2019 22:07
            Естественно, Вячеслав Олегович, естественно! Науку убил Жуль Верн, как последователь Гутенберга.
          2. +5
            21 февраля 2019 23:02
            Как никакой науки нет? Вон Боеприпас открытия в ядерной физике делает, электроны рвет центробежными силами, а Вы говорите - нет науки.
            1. +2
              22 февраля 2019 06:32
              Виктор Николаевич, Вы перепутали комментаторов, возможно, обидев человека.
              1. +5
                22 февраля 2019 09:30
                Точно. Приношу извинения Боеприпасу. Айболит та поразил меня своим открытием, что я растерялся просто.
  12. 0
    21 февраля 2019 21:45
    Цитата: aybolyt678
    зачем же культурой называть самодеятельность, религию, традиции

    То есть это не культура? А что это? Просветите меня, а то с 1995 года преподавал культурологию и... был уверен, что и это тоже культура. Ан нет...
  13. Комментарий был удален.
    1. +3
      22 февраля 2019 10:21
      Частично согласен с вами, как человек, который тоже был в этой системе.
      С введением в образование "компетенций" пошла неразбериха, начиная от того, что это такое и как они должны формироваться. Парадокс, но в Мин.образования не нашлось компетентных людей ,которые смогли бы внятно ответить на эти вопросы. Поэтому вакханалия и продолжается по сей день.
      В общем понимании компетенция - способность применять знания ,умения и навыки на практике, в любых условиях профессиональной деятельности.
      Но с введением компетеций, виды занятий не изменились. То бишь, есть занятия, которые формируют знания, умения и навыки.А которые формируют компетенции - отсутствуют. В результате вся система высшего образования делает вид ,что она изменилась. А по факту , качество обучения как максимум на прежнем уровне, а вот загрузка преподавателей бесполезной работой выросла в разы.
      Поэтому говорить "об эффективности в 2,5 раза" не корректно.
      1. +2
        22 февраля 2019 19:46
        Я бы немного добавил, то компетенций в своей профессии стандартный ВУЗ в полном объеме дать не может в принципе, тк для того, чтобы получить компетенцию не достаточно сделать одно или два повторения (т.е. лабораторные работы, курсовые и т.д.). Для этого необходима постоянная практика.
        А ее в ВУЗе просто не может быть.
        Поэтому после ВУЗа, если человек параллельно не работает, то ему еще необходимо год или два для нарабатывания этих самых компетенций. И поэтому практика распределения после ВУЗа советских времен с этой точки зрения была верной (там есть много других моментов, но именно этот был правильный).

        При этом полученные компетенции теряются, если их не использовать, т.к вытесняются новой информацией и новыми компетенциями.

        А так в ВУЗе должны дать несколько основных компетенций, которые будут актуальны всегда:
        1. умение учиться
        2. умение находить информацию
        3. умение грамотно изложить материал.
        1. 0
          25 февраля 2019 08:21
          чтобы получить компетенцию не достаточно сделать одно или два повторения (т.е. лабораторные работы, курсовые и т.д.).

          Тоже вопрос дискуссионный. Раньше были эти виды занятий: лабораторные работы, курсовые и т.д. Но при этом о компетенциях речи не велось.
          Почему с введением компетенций , стали считать , что эти виды занятий их развивают? Нет ли здесь притиворечия?
          1. +1
            25 февраля 2019 09:17
            Это не противоречие - это словоблудие.

            Если вспомнить те же советские времена, то по факту молодого специалиста допускали к относительно самостоятельной работе только через год или два. Именно за это время он мог наработать необходимые навыки, умения и научиться их применять (т.е. то что сейчас зовут громким словом компетенция).
            1. 0
              25 февраля 2019 13:24
              это словоблудие.

              good
              Не очень корректно, но по сути верно.
  14. 0
    22 февраля 2019 06:34
    Цитата: Глафира
    В общем, автор вообще не в курсе, как оно на самом деле, и повествует нам исключительно о своём вИдении ситуации.

    После 36 лет работы в ВС можно как бы все и узнать. Но математики я точно не знаю. У всех своя специфика. и ПР действительно не науку. По ней степеней не присуждают.
  15. +1
    22 февраля 2019 06:37
    Цитата: aybolyt678
    так вот, традиции, религия это всего лишь мотивация, а культура есть система ограничений.

    Какие интересные на ВО узнаешь вещи...
  16. 0
    22 февраля 2019 07:52
    Цитата: Николай Александрович

    Шпаковский, здравствуйте. Очень интересно. Вопросы: много ли переходов с гуманитарных сп-тей на технические; учит ли система учиться; что с производственной практикой; как дети овладевают искусством управления коллективом и где; что с навыками вербального общения - говорить умеют; грамоту знают?

    1.С гуманитарных на технические? Не слышал о таком...
    2.Как раз теперь нацеленность на то, чтобы умели учиться.
    3. Практика как была, так и осталась. на ПР студенты сами ищут место.Нужен отзыв с места практики. Отчет самого студента. ВКР делается на основе практики.
    4. Управление коллективом... на ПР - это главная цель. На технических специальностях... не знаю.
    5. Вербальное общение. Есть профессиональные дисциплины - риторика, ну и они учатся выступать... Профессиональный русский язык есть...
    1. +1
      22 февраля 2019 15:39
      Ваш ответ радует, буду внимательнее разглядывать молодых специалистов на предмет выявления креативных, грамотных с лидерскими качествами...
    2. +2
      22 февраля 2019 19:52
      Соглашусь. Переходов с гуманитарных на технические практически не реален в силу того, что ряд базовых дисциплин просто гуманитариям не дают. Я знаю только один реальный вариант ухода в технику с гуманитарной направленности: это уход в компьютерную индустрию. Т.к. там важны больше аналитические и математические способности, а язык программирования достаточно просто изучаем.

      Переход типа маркетинг = инженер-технолог , ИМХО, практически не возможен.
  17. +3
    22 февраля 2019 15:44
    [quote
    ]Итак, в прошлый раз мы остановились на том, что работа современных вузовских преподавателей в смысле интенсификации стала интенсивнее в 2,5 раза по сравнению с советским временем
    [/quote]
    Уважаемый Вячеслав Олегович! С этим утверждением я не согласен. Ко мне на работу приходят дипломированные инженеры, которые не знают как на чертеже обозначается резьба. Одному из них я однажды поручил рассчитать объём бака. Пришлось сначала объяснить как считается объём параллелепипеда и объём цилиндра (6-й класс СШ), на что он спросил у меня "Что, это действительно так просто?" Прошу Вас сделать вывод об эффективности современного образования самостоятельно.
    1. +1
      22 февраля 2019 16:09
      Интенсивнее не значит качественнее. Это совсем разные слова! Неужели это так сложно понять Вам. Тогда чего Вы хотите от студентов?
      1. +2
        22 февраля 2019 17:28
        Вячеслав Олегович, я, к слову, тоже "не догоняю". Разъясните, что означают эти термины в Вашей интерпретации. Иначе коммены под Вашими статьями порой напоминают известную поговорку: " Сытый конному не пеший".
        1. 0
          22 февраля 2019 22:01
          Вы можете работать больше и построить больше домов и это будет неплохо. Это интенсивнее... Но можно использовать лучшие материалы, думать, прежде чем копать, больше платить рабочим... домов будет меньше, но они будут качественнее.
          1. 0
            22 февраля 2019 22:18
            Вы ошибаетесь, Вячеслав Олегович. Первый вариант - экстенсификация. Этим грешил поздний СССР, по этому же пути идёт мировая промышленность, ориентированная (и создавшая) на общество потребления.
            1. 0
              23 февраля 2019 09:57
              То есть интенсивнее и качественнее это синонимы? Не согласен!
    2. 0
      22 февраля 2019 17:33
      Что, бак был такой сложной формы? laughing
      А так, конечно, печально... Но я уже давно не удивляюсь подобному.
  18. +2
    22 февраля 2019 18:16
    Прочитал быстро и выборочно. Целиком статья - ни за какие коврижки. Пустая трата времени на бла-бла.
  19. +4
    23 февраля 2019 19:09
    1) Объясните, пожалуйста, принципиальную разницу между языковыми конструкциями "уметь" и "владеть навыками". Мне отчего-то кажется, что это из области словоблудия (?)...
    2) Почему-то на практике получается, что современные выпускники, как правило, совершенно ничего не смыслят по своей специальности. Отношение к учёбе наплевательское. Контрольные работы и оценки покупаются. Так же, как и целые дипломы.

    Я не работаю в сфере образования, однако регулярно приходится трудиться совместно с "дипломированной" молодежью. Чаще всего вспоминается только известная присказка Задорнова... Ну, Вы помните...
  20. +4
    23 февраля 2019 21:04
    Высшее образование, как и все в стране , превращено в услугу для отжимания денег у бюджета+населения... Слава ЕР+Пун!
  21. +2
    26 февраля 2019 22:59
    автор пишет о том чего не понимает, 1) во первых о идотской бальной системе, только очень тупой препод станет реально выставлять эти баллы, реально ставлю их прямо на зачете эезамене, а потом выдумываю проверочные работы, и блиц опросы.... я что .... ерундой (баллами) заниматься? мне бы скорее сбежать после лекции по своим делам, а не кроючкотворить и студенты говорят что так делают почти все преподы. 2)тот кто выдумал баллы тупой чинуша, ему нужно показущное рвение, и чиновничий критерий оценки ,типа я приду и теперь с баллами все вдруг начнут учить по новому (совершенная тупость потому что баллы все равно выставит препод, а не посторонний,,и никто кроме этого препода скорее всего не понимает того конкретного предмета который преподается, ибо это не школа а ВУЗ) во вторых нимчего вы этом нового нет, слизали с начальной школы, в третьих студент не малыш его бесполезно заставлять учиться, еще в школе он усвоил противоядие от педагогичеких приемов, если сам захочет научиться, если нет, то и не получится, потом там на производстве, он сам пожнет свои усилия. 3) компетенция это западный термин не имещий реального наполнения, кстати его понимают по разному у нас и на западе, Чего нового стало когда "навык" обозвали "компентенцией" и как от этого могло улучшиться образование? "хоть калачом назови только в печку не ставь". 4) образование больно двумя болезнями, во первых наукой отрицающей Бога то есть бесплодной наукой, невозможно научить, отрицая Первопричину и Системность мироздания , как ученый может вообще что то открыть и объяснить? Во вторых образование насквозь пропитано чиновникамии от образования , никогда не работавшими ничего не открывшими, но умеющими вести подлейшую подковрную борьбу с утра до вечера, и защищенными учеными степенями кукпленными в каком-нибудь совете....и выживающими всякого кто посмеет усомниться в их исключительности и научности. или кто окажется дейсвительно открывшим или создавшим что либо.
  22. Комментарий был удален.
  23. 0
    11 марта 2019 03:48
    Х.р.е.н.ь какая-то ,непонятно чем восхищается автор — кругом баллы ,баллы ,баллы — на весь этот бред так не хватает нормального поручика Ржевского

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»