Расцвет и закат работорговли на Черноморском побережье Кавказа. Часть 3

Искоренение работорговли шло не только мечом, но и дипломатическими методами и обычным общением на равных. Весомая часть русского офицерства, в том числе и высшего, включая самого Николая Раевского, старалась завоевать не только покорность российским законам, но и симпатии черкесов. Вопреки расхожему заблуждению о том, что замирение Северо-Западного Кавказа шло только с помощью насилия, реальность была несколько иная.


Ярким примером того, как пещерные обычаи вроде работорговли побеждались без помощи оружия, служит хотя бы деятельность Фёдора Филипповича Рота. Этот израненный в боях офицер сохранил доброту характера вместе с обострённым чувством справедливости. Когда в 1841 году его утвердили в должности коменданта Анапской крепости, он развернул столь бурную деятельность в области завоевания сердец натухайцев и шапсугов, что вскоре количество черкесов, отринувших прежний образ жизни, начало расти неуклонно. У Рота даже появилась идея сформировать из новых граждан империи особый черкесский эскадрон.

Фёдор Филиппович смог добиться от черкесов такого доверия, что вместо использования адата (своеобразный свод правовых норм) в решении различных спорных вопросов некоторые шапсуги обращались за помощью к коменданту Анапы. Так шёл медленный и крайне болезненный переход к принятию законов империи. Доходило и до несколько абсурдных ситуаций.


Анапская крепость в 19 веке

Однажды к Роту пришла группа черкесов и предложила ему идти совместным походом против… генерала Засса. Григорий Христофорович Засс был неудержимым и воинственным офицером, который ни минуты не разделял миротворческий дух таких деятелей, как Рот или Раевский. Напротив, Засс умудрился внушить черкесам такой трепет перед собственной фигурой, что те считали генерала дьяволом и пугали им непослушных детей. Вот как ту ситуацию описывает в своих воспоминаниях Николай Иванович Лорер, участник вельяминовских походов, разжалованный майор, декабрист и унтер-офицер на Кавказе:

«Мне показался страшным генерал Засс, и я невольно сравнил его с анапским комендантом Ротом, который придерживается совершенно противной системы и старается привязать к себе горцев ласковым, человеческим обращением и соблазняет их выгодами и барышами торговли как вернейшим средством указать дикарям выгоду сближения с более образованным народом — русскими. В то время, по крайней мере, Засс не достиг своей цели, и горцы так его ненавидели или, лучше сказать, боялись, что присылали депутатов к Роту просить его помочь им пушками и казаками идти вместе с ним против Засса... Такое наивное предложение, по нашему суждению, и совершенно логичное, по понятиям свободных горцев, конечно, не могло быть исполнено».


Так или иначе, но даже подобный контраст в подходе к замирению Кавказа делал своё дело. Всё больше черкесов начинали селиться ближе к крупным укреплениям, Анапе или Новороссийску, где они возделывали землю и занимались меновой торговлей.

Так взаимоотношения между русскими и черкесами сами по себе стали оружием (причём не только против рабства). Горцы со временем стали замечать, что их знать смотрит в сторону Порты, богатеющей трудами их же рабов-соплеменников, гораздо более внимательно, нежели в сторону населения собственных аулов. Одновременно с этим многие русские военачальники и офицеры поощряли черкесскую торговлю, не облагали их непомерными податями и не выказывали никакого высокомерия. К тому же горцы, живущие в мире и согласии, на определённых условиях были даже временно избавлены от всяческой необходимости платить налоги, так же, как и русские переселенцы.

Расцвет и закат работорговли на Черноморском побережье Кавказа. Часть 3

Внутри черкесского дома

Пытаясь пресечь естественное общение простого народа, черкесская знать, подстрекаемая османами, усиливала феодальный гнёт, часто предпринимала карательные экспедиции и всячески потворствовала работорговле. К примеру, в опубликованных материалах Управления Черноморской кордонной линии можно найти рассказ, написанный со слов 14-летнего сына абадзехского тфокотля (представитель свободного крестьянства, которое постоянно находилось под тяжкой властью знати):

«Семейство, в котором я проживал, было разграблено, порабощено и распродано в разные руки. Я был куплен турком, жительствующим на реке Шебш. Я жил у него в участи раба около года. Наконец, бесчеловечное обращение его со мной вынудило меня бежать к русским и просить покровительства».


И это не единственное свидетельство. Бегство черкесов от собственных лидеров, столь плотно сроднившихся с турками, если и нельзя назвать массовым, то значительным – точно. При этом столь значительным, что из сбежавших от произвола горской аристократии черкесов позже формировались большие династии, оставившие заметный след в истории России. Бежали и девушки, и юноши, бежали целыми семьями и даже знатными черкесскими родами, опасаясь жажды наживы и власти родственных соседей, которые по сложившейся традиции после грабежа побеждённых продавали оставшихся в живых в рабство.

Вот как поручик Николай Васильевич Симановский (закончит службу в звании генерал-лейтенанта), офицер вельяминовской экспедиции 1837 года, описывает переход на сторону русских целой семьи черкесов, уставших от бесконечной войны всех против всех:

«Зритель, верно, удивился бы, куда и зачем так близко к цепи и даже за цепь бегут со всех сторон офицеры, какое любопытство влечет их. Я сам бежал, как сумасшедший. Линейный батальон возвращался, и мы бежали навстречу, дабы увидеть черкешенок, одним словом, увидеть женщину, это милое создание, которого мы уже более 2-х месяцев не видели. Мы и не обманулись: на телеге везли старика и старуху, отца и мать перебежавшего к нам черкеса, и молодую жену его с ребенком. У ней прелестные глаза, но она не брюнетка — у ней русые волосы, бела и бледна, может быть, от незнания своей будущей участи, но видно также, что она очень изнурена; она очень мила, и ей нельзя дать больше 18 лет. Мы провожали ее до самого штабу, забыв даже, что уже давно 12 часов (час обеденный); муж ее ехал верхом в свите Полтинина, а другие черкесы из нашего отряда джигитовали перед нею и стреляли в бумагу».


Порой в бега пускалась только часть семьи. Причиной бегства становились внутрисемейные конфликты. Так, когда семья черкесов решалась продать в рабство в Турцию сыновей или дочерей, последние частенько бросались прочь из родного дома. Особенно ценились грамотные черкешенки, а они как раз прекрасно осознавали свои перспективы. Таким образом ширилось количество смешанных браков казаков и беглых черкешенок.


Черкесская сакля

Такие беглецы по указанию Российской империи селились на определённых территориях равнинной Кубани. При этом при соблюдении законов империи, в том числе запрета рабства, черкесские поселения пользовались определённой степенью самоуправления, т.к. во внутренние дела таких посёлков русские власти не вмешивались. Конечно, не всё проходило гладко, но сближению русских и черкесов способствовал ряд факторов.

Во-первых, вопреки именованию всех черкесов горцами, далеко не все из них жили непосредственно в горных областях. К примеру, натухайцы проживали и на территории равнины, поэтому стали одними из первых общаться с русскими, чем навлекли на себя гнев воинственных соседей. Карательные походы против них родственных племён отторгли часть натухайцев в сторону русских. Во-вторых, традиционные жилища черкесов, сакли, были чрезвычайно похожи на саманные хаты. Они были белёными изнутри и укрыты крышей из разного рода дранки. Автор около месяца прожил в таком доме на Тамани. В-третьих, казаки, отчасти перенявшие черкесскую одежду, тем самым облегчили взаимную социализацию и т.д.

Но это касалось простого народа. Решить вопрос с их переселением на межличностном уровне мог и любой старший офицер. А вот переселение знатных родов и работа с пши (своеобразное обозначение знати, подобное титулу князя) было делом политическим и курировалось самим императором. Черкесская знать, изъявившая желание служить империи, получала право на дополнительные земли, мужчины знатного рода автоматически получали армейские чины и т.д. Так, флигель-адъютантом императора Николая Павловича был представитель черкесской аристократии Султан Хан-Гирей, сражавшийся в Польше и на Кавказе. А его брат Султан Сагат-Гирей дослужился до звания полковника российской армии, являлся не только боевым офицером, но и представителем черкесов при дворе. Был убит в станице Кавказской в 1856 году. Когда до императора дошла весть о гибели Сагат-Гирея, Александр Николаевич повелел сына погибшего произвести в прапорщики горской милиции с жалованьем по 250 рублей в год, а вдове единовременно выплатить 1500 рублей.


Пшекуй Довлетгиреевич Могукоров

Также одним из наиболее известных горцев, который был потомком семьи беглецов из племени шапсугов, был генерал Пшекуй Довлетгиреевич Могукоров, начавший службу в императорской армии простым рядовым казаком. По иронии судьбы и этот черкес по крови внесёт лепту в искоренение пещерного «бизнеса» работорговли и склонению черкесов к миру и согласию в рамках Российской империи. Вот как его описывал Прокопий Петрович Короленко, историк казачества и этнограф 19 века:

«Могукоров был из черкес. За преданность России он был пожалован в хорунжие, а после дослужился до генеральского чина. За свою доброту и щедрость он был любим и уважаем не только черкесами, которых он склонял на покорность России, но и русскими, пользовавшимися его благодеяниями».


Так или иначе, но к середине 19 века в Российской императорской армии (в том числе и в гвардии) и флоте служили тысячи черкесов из разных племён. Только на Черноморской кордонной линии к 1842 году служило около сотни одних офицеров, в венах которых текла черкесская кровь. То есть к концу Кавказской войны она приобрела характер гражданской, в известном смысле.

В итоге и действия флота, и действия войск, и политика по отношению к черкесам как со стороны высшего командования, так и со стороны простого офицерства в различной степени разрушили вековой «бизнес» рабства, разорвали торговые связи и начали насаждать иной уклад жизни. Разумеется, Крымская война ослабила позиции России на Черноморском побережье и вдохнула надежду на возвращение старых порядков. Но на это у неприятеля, опиравшегося на работорговлю, в виде мятежных черкесов уже не было ни ресурсов, ни прежнего интереса турок (османы диверсифицировали «бизнес», устав засорять Чёрное море своими судами). К тому же новая «русская черкесская» армия, увидевшая другую жизнь и прошедшая через горнило войны, сама по себе стала гарантией окончания пещерного промысла.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Ольгович 20 февраля 2019 06:49 Новый
    • 5
    • 2
    +3
    . При этом при соблюдении законов империи, в том числе запрета рабства, черкесские поселения пользовались определённой степенью самоуправления, т.к. во внутренние дела таких посёлков русские власти не вмешивались
    /
    Так или иначе, но к середине 19 века в Российской императорской армии (в том числе и в гвардии) и флоте служили тысячи черкесов из разных племён. Только на Черноморской кордонной линии к 1842 году служило около сотни одних офицеров, в венах которых текла черкесская кровь. Т

    Мудрая политика по освоению края...
  2. Ламатинец 20 февраля 2019 07:14 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    А остальных драть было надо за нарушение , и рабство , ну уговоры для них сравни слабости , а вот когда половину селения вырежут, то приходит понимание . Почему генерала Ермолова так уж не любят там . он предпочитал стрелять, НО ЭТО УЖЕ ПРОШЛОЕ . Кстаи, мне Красноярцы рассказывали. что в Туве очень даже многие в селах имели рабов спокойно так в 90 годах
    1. петька слесарь 20 февраля 2019 10:27 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      а даги и сейчас держат рабов на кирпичных заводиках


      https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/08/18/65276-171-lyudey-berut-pod-zakaz-187
      "в России ежегодно в трудовое рабство попадает около 5 000 человек, всего в стране — почти 100 000 подневольных рабочих"
      это данные от 2015 года - взял навскидку
      не думаю, что в 2018 рабов, захваченных кавказёрами, стало меньше
      1. Ламатинец 20 февраля 2019 10:30 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Ниче не могу сказать . был бы признателен за ссылку .
        1. петька слесарь 20 февраля 2019 10:31 Новый
          • 0
          • 0
          0
          так вот же ссылка - она же в моем комменте

          https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/08/18/65276-171-lyudey-berut-pod-zakaz-187
          1. петька слесарь 20 февраля 2019 10:33 Новый
            • 0
            • 0
            0
            сразу говорю- по ссылке данные за 2015 год
            1. Ламатинец 20 февраля 2019 10:58 Новый
              • 0
              • 0
              0
              Сорри , глаз замылился , спасибо, посмотрю .
      2. Alex1117 20 февраля 2019 12:56 Новый
        • 7
        • 0
        +7
        У моего однокурсника дом в Завидово. Ну, был, по крайней мере. Так как-то в году 1981плюс/ минус год я заехал к нему в гости в это самое Завидово. Среди всех его домочадцев через некоторое время я обратил внимание на одного парня, лет 26-28, который был одет хуже других и его не посадили за стол, а что-то собрали в тарелку и вынесли тарелку ему в коридор. Он взял и ушел есть ... не помню, то ли на двор, то ли в чулан. Когда я спросил однокурсника :" А это кто?", тот как-то очень спокойно, как будто это было само собой разумеющееся, ответил :" А..а, это батрак. Прибился уже пару лет к нам, живет в сарае, работает за еду" . Сказать, что я офигел - это очень слабо выразить мои ощущения. Тем более, что буквально вчера я с этим же однокурсником сдавал зачет по Истории КПСС, где мы в грязь размазывали кулаков, показывая их вредительскую роль по отношению к Советской власти.
        А он еще так, как само собой разумеющееся, сказал :" Да таких по деревне много, не только у нас".
      3. vladcub 20 февраля 2019 18:48 Новый
        • 2
        • 1
        +1
        К сожалению это правда. Об этом было в СМИ неоднократно, но справедливости ради нужно уточнить:" т.н" батраки" появились еще в 70-х. Об этом было в Комсомольской Правде в 1983, возможно, в других изданиях
  3. профессор 20 февраля 2019 09:26 Новый
    • 5
    • 5
    0
    Всё? Продолжения не будет? А я так ждал рассказа о работорговле под брэндом "Крепостное право". Не дождался и рассказа о том как казаки рабами торговали. Оказывается работорговля в 19-м веке это всё черкесы.
    1. Ламатинец 20 февраля 2019 10:30 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Там рабство встроено было в экономику .
    2. Ламатинец 20 февраля 2019 11:04 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Стоит так же вспомнить рабство в САСШ , не забыть .
    3. gsev 22 февраля 2019 03:19 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: профессор
      А я так ждал рассказа о работорговле под брэндом "Крепостное право".

      Уважаемый, так вся великая русская литература 19 века в истории иногда изучается как русское освободительное движение. По крайней мере меня так учили в советской школе. Неужели Вы на этом сайте надеетесь найти работы способные блеснуть на фоне "Тупейного художника" Лескова," После бала" Толстого, "Темные аллеи"Бунина,"Огородник"Некрасова."Гении, злодеи и конформисты советской науки" Шноля?
    4. RitaNik 25 февраля 2019 05:12 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: профессор
      Всё? Продолжения не будет? А я так ждал рассказа о работорговле под брэндом "Крепостное право". Не дождался и рассказа о том как казаки рабами торговали. Оказывается работорговля в 19-м веке это всё черкесы.


      Полагаю что тема рахдонитов - средневековых евреев работорговцев была бы Вам ближе и интереснее. Надеюсь и на эту тему тоже будут статьи.
  4. Мур-мяу 20 февраля 2019 13:11 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    Жду продолжение цикла статей под названием-"Ренесанс и расцвет работорговли на Кавказе в современную эпоху". wink
    1. Ламатинец 20 февраля 2019 20:04 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      можно даже посоветовать , кому нить. из поклонников гордости и независимости кавказцев съездить в горную Чечню для освещения обстановки .
  5. vladcub 20 февраля 2019 19:08 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    "являлся не только боевым офицером , но и представителем горцев при дворе".
    Еще был т.н." черкесский конвой " императора Николая 1. Из представителей высшей Горский знати был сформирован особый эскадрон,личная охрана императора. Среди этих телохранителей императора был сын Шамиля. Когда началось Варшавское восстание при Николае Павловича,эскадрон подменили Бенкендорфу и отправили в Польшу. Там они проявляли чудеса храбрости,но пленных не брали. Бенкендорфу пришлось их уговаривать
  6. vladcub 20 февраля 2019 19:34 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    "Ветер,"по поводу жилища горцев позволю маленькое дополнение.: горцы раньше вели кочевой образ жизни жилища свои делали пленными из хвороста и укрытия камышом. Постепенно под влиянием русских ,они и дома стали делать схожими. Либо из самана, из глины лепили кирпичи и сушили на солнце. Либо т.н."смесовые"каркас сплетен из хвороста и обрезан глиной. Такие дома вечны( надо лишь ухаживать). В них зимой тепло,а летом прохладно. Кстати эти дома неплохая крепость: в 197& помогал разбирать такой дом. В стене нашли с десяток пуль разного диаметра и формы. Хорошо помню 2 винтовочный пули. Одна" мосинка",а другая¿ Мужик говорил ,что немецкая
    1. Astra wild 21 февраля 2019 15:14 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      По поводу такого жилища. Автор говорит, что месяц прожил в таком доме,а я 13 месяцев. И если летом было приемлемо то зимой из-за " удобств во дворе"бррр и сейчас жуть
  7. colotun 20 февраля 2019 19:36 Новый
    • 0
    • 0
    0
    В древние времена самым большим богатством были живые люди, потому что население было небольшое во всем мире. Историки посчитали, что за всё время своего существования Крымское ханство захватило и увело в полон, в рабство четыре миллиона русских людей. Причем брали только молодых и детей.Остальных просто убивали. Интересно, что даже при Петре 1 этим промышляли безнаказанно.
  8. Seal 21 февраля 2019 10:30 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Ещё раз хочу показать то, как на самом деле в архиве Раевских написано то, что автор статей с ником "восточный ветер" выдает за выписки "из архива Раевских".

    Какие суда

    Раевский именует суда не турецкими, а контрабандными. Так как основную массу контрабандистов в то время на Черно море составляли греки. Которые часто даже были магометанской веры. То есть ренегаты.
    Сколько контрабандных судов захватывалось или сжигалось.
  9. Seal 21 февраля 2019 10:46 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Цитата: colotun
    Историки посчитали,

    Самая большая наивность верить историкам Тем более - их подсчетам.

    Нам глубь веков уже видна
    неразличимою детально,
    и лишь историку дана
    возможность врать документально.

    Игорь Миронович Губерман

    Цитата: colotun
    что за всё время своего существования Крымское ханство захватило и увело в полон, в рабство четыре миллиона русских людей.

    Те же самые историки говорят и об одном миллионе.
    Но главное то, что не Крымское ханство захватило и увело. Главное то, что на самом деле в Крымское ханство свозили людей на продажу все, кто угодно. Особенно во время казацких восстаний. И сами казаки и татарские отряды, которых казачьи атаманы, в том числе и Богдан Хмельницкий, зазывали к себе на помощь, обещая расплатиться "живым товаром". И поляки продавали татарам захваченных в плен казаков.Многие русские купцы начали промышлять добычей рабов в северных финских землях для их дальнейшей перепродажи в Крыму. В середине XVI века именно представители угро-финских племен составляли львиную долю рабов на невольничьих рынках Крыма. Средняя цена финского раба составляла 10 копеек (дворянин на службе у русского царя в это время получал 40 копеек в месяц).

    А вот это
    Цитата: colotun
    Причем брали только молодых и детей.Остальных просто убивали.
    - это чисто ваша выдумка.

    Далее.
    Цитата: colotun
    Интересно, что даже при Петре 1 этим промышляли безнаказанно.

    И до Петра и при Петре и после Петра.
    На начало XVIII века документы содержат немало свидетельств о торговле сибирскими аборигенами и ценах на них. Так в Берёзовском остроге (куда после смерти Петра I сошлют князя Меншикова) хантскую девочку (остячку) в возрасте до семи лет можно было купить за 20 копеек, а мальчика того же возраста — на пять копеек дороже.
    Шведский подполковник Иоганн Страленберг после разгрома под Полтавой попал в плен и оказался в Сибири. Позднее он описывал свои наблюдения, как якуты, «когда им бывает в ясаке и в долгах нужда, детей своих, примерно возраста 10 и 12 лет, продают русским людям и иноземцам по два-три рубли без жалости».
    Правда правительство пыталось ограничить рабство в Сибири, и специальным указом Петра I от 1699 года было запрещено обращать в холопы. Сибирь тогда испытывала острую нехватку на селения и рабочих рук. Поэтому в 1737 году императрица Анна Иоанновна официально разрешила на сибирских и уральских границах империи покупать рабов у иностранных племен и купцов. Для пополнения людьми Сибири и иных малозаселенных окраин рабов покупали у джунгар, казахов, калмыков и монголов. В официальных документах правительство пыталось морально оправдать такую «сибирскую работорговлю» тем, что Россия получает новых подданных и тем, что «купленные азиаты будут обращены в христианство».
    Такая приграничная работорговля дозволялась на всей азиатской границе Российской империи, от Волги до Камчатки. 18 апреля 1740 года грузинский князь Гавриил Давидович Назаров, капитан астраханского гарнизона, сообщал в письме к коменданту города Царицына полковнику Петру Кольцову: «В бытность мою ныне в Царицыне купил на калмыцком базаре калмыцкой нации парня 20 лет, называемого Дамчю, за которого дал денег 8 рублей»
    Тобольский священник Петр Соловцов так описывал ситуацию на Камчатке в те же годы: «Камчадалы и другие безгласные инородцы доведены были застращиваниями до такой крайности, что сами родители продавали казакам и промышленникам своих ребят по рублю и по полтине».
    В 1755 году Сенат в своем указе разрешил российским священнослужителям, купцам, казакам и представителям иных недворянских сословий покупать в неволю «иноверцев» — калмыков, кумыков, чеченцев, казахов, каракалпаков, туркмен, татар, башкир, барабинских татар и представителей иных народов, исповедующих ислам или язычество
  10. Seal 21 февраля 2019 11:01 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Что ещё хотелось бы отметить.
    Вот во второй половине 19 веке было интересное дело о контрабанде в Таганрогском морском порту.
    https://librolife.ru/g969751
    Я имею ввиду "Дело Вальяно".
    Что интересно применительно к рассматриваемом теме, так это то, что адвокат вчистую развалил это доказанное дело на том основании, что в Сенатском перечне о средствах доставки контрабанды перечислялись десятки плавсредств. Но вот "турецких фелюг" с Сенатском перечне как раз не было. А перчень был исчерпывающий.
    А таганрогский миллионер-контрабандист Вальяно, то ли грек, то ли итальянец, для доставки контрабанды с морских судов на берег использовал именно турецкие фелюги. Что и сам признавал, что было зафиксировано прокурором и ещё раз доказано в суде.
    О чем говорит этот факт. На мой взгляд говорит о том, что несмотря на то, что и в статьях автора с ником "восточный ветер" и в статьях других писак в качестве плавсредств, используемых для морской контрабанды в 18-19 веках в Черном море, сплошь и рядом значатся "турецкие фелюги" - тот факт, что именно эти самые турецкие фелюги отсутствуют в сенатском перечне средств доставки контрабанды говорит о том, что как минимум черноморскими морскими властями Российской Империи именно турецкие фелюги не подавались в Санкт-Петербург, в перечне плавсредств, используемые для целей контрабанды на Черном море.
  11. Seal 21 февраля 2019 11:12 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Цитата: vladcub
    горцы раньше вели кочевой образ жизни жилища свои делали пленными из хвороста и укрытия камышом.

    Ну это смотря какие горцы.
    Вот это



    тоже жилища горцев.
    1. Astra wild 21 февраля 2019 15:09 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Я про племенные жилища тоже читала в Кавказском сборнике под редакцией Гарданова. Вероятно, Владкуб его читал
  12. Птолемей Лаг 22 февраля 2019 12:15 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Крепостное право было отменено в России в 1861 году ...