Давид и Голиаф. Иллюстрированная история генезиса западноевропейских средневековых доспехов. Ч. 2

29
Он подвергал опасности душу свою, чтобы поразить Филистимлянина, и Господь соделал великое спасение всему Израилю; ты видел это и радовался; для чего же ты хочешь согрешить против невинной крови и умертвить Давида без причины?
Первая книга царств, 19:5


В первой части нашего повествования о миниатюрах с изображениями Давида и Голиафа было много текста и мало иллюстраций. В этой части будет наоборот – иллюстрации будут доминировать над текстом и понятно почему – лучше один раз все увидеть самому, чем читать и представлять описываемое прямо пропорционально своим знаниям либо… их отсутствию, это уж у кого как. Знакомиться с миниатюрами мы будем в хронологическом порядке, чтобы изменения, вносимые иллюстраторами в рисунки, были бы очевидны всем и каждому.




Начнем же мы с раннего изображения Давида и Голиафа из французского манускрипта 700-799 гг., который находится в муниципальной библиотеке французского городка Булонь-сюр-Мер. Его население состоит всего из 42 тысяч жителей, однако в его библиотеке есть очень редкие средневековые манускрипты, в одном из которых как раз и находится данная миниатюра, изображение на которой полностью соответствует своей эпохе.


А вот это миниатюра из знаменитой «Штутгартской псалтири», 801-850 гг. Создана она была в Париже, во Франции, но сегодня хранится в Государственной библиотеке Вюртемберга, в Германии. Здесь Голиаф одет как типичный франкский воин и даже щит у него с характерным умбоном, каролингский шлем и очень характерный меч.


Голиаф из «Дижонской Библии» 1126-1150 гг. Бургундия, Франция. (Муниципальная библиотека Дижона) На нем кольчуга с капюшоном и широкими рукавами, характерными для французских кольчужных доспехов на протяжении всего периода «эпохи кольчуги».

Давид и Голиаф. Иллюстрированная история генезиса западноевропейских средневековых доспехов. Ч. 2

Еще одну интересующую нас библейскую парочку мы встречаем на страницах так называемой «Вормской Библии» из Франкенхаля, Германия, датированной 1148 годом. (Британская библиотека, Лондон) Здесь, если присмотреться, хорошо видно, что Голиаф одет в доспехи и вооружен точно так же, как и нормандские всадники на «полотне из Байё». Хотя прошло уже немало лет, но, видимо, особого смысла изменять свое вооружение рыцари того времени в Германии не ощущали. Им и этого вполне хватало.


Знаменитая «Винчестерская Библия», 1160-1180 гг. из библиотеки и музея Пирпонта Моргана в Нью-Йорке. Здесь на Голиафе полностью кольчужный доспех, куполовидный шлем с наносником и большой миндалевидный щит. На щите – гуж, ремень, чтобы было удобно забрасывать его за спину.


На этот источник здесь на ВО мы ссылались уже неоднократно, и вообще эта миниатюра из «Библии Мациевского» (1240—1250 гг.) кочует и по Интернету, и по различным печатным изданиям. Голиаф на этой ее миниатюре изображен и в сюрко, и в «железной», да еще и раскрашенной «шляпе», щитом в форме утюга и с защитными пластинами на ногах ниже колен, тогда как сами колени защищены у него стеганными наколенниками. Как видите, у рыцарей появилась мода на сюрко, и больше Голиафа в «голых» доспехах никто из иллюстраторов не изображает. (Библиотека и музей Пирпонта Моргана в Нью-Йорке)


Также в кольчужных доспехах с головы до ног, в сюрко и утюгообразным щитом изображен Голиаф на миниатюре из «Суассонской псалтири», 1200-1297 гг. (Муниципальная медиотека Луиса Арагона, Ле-Ман, Франция)


А вот эта миниатюра, вписанная в заглавную букву, очень интересна. Во-первых, временем создания. Поскольку этот манускрипт из муниципальной библиотеки города Лиона, в котором эта миниатюра и находится, относится по времени к 1215-1240 гг. То есть практически он появился в одно время с «Библией Мациевского». Во-вторых, на ней изображен очень уж необычно снарядившийся для боя филистимлянин Голиаф. На нем кольчужные поножи явно устаревшего образца, но зато закрытый шлем с маской. Ведь невольно тогда возникает вопрос, а каким же образом поразил его Давид камнем в лоб, если тот носил на голове шлем… с маской?


Еще один Голиаф в сюрко и в стеганых наколенниках. «Библия морализе», 1225-1249 гг. Париж. (Национальная библиотека Австрии, Вена)


Здесь перед нами Голиаф-оригинал. На ногах у него уже традиционные для французского рыцарства этого времени наголенники и наколенники, но вот на плечах у него… эллеты, причем почему-то разные. То есть «этот Голиаф» не только следил за рыцарской модой, но вдобавок… носил очень странные, если можно так сказать, эллеты. «Историческая библия». Первая часть. Ок.1300-1325 гг. Сент-Омер, Франция. (Национальная библиотека Франции, Париж)


Наверное, едва ли не самое необычное изображение Голиафа, ничего общего с библейским сюжетом не имеющее вообще. На нем у Голиафа на голове шлем с забралом и погибает он из-за того, что… вовремя его не опустил! Кстати, копья у него почему-то нет совсем. «Историческая библия». Ок. 1300-1325 гг. Париж, Франция. (Медиатека Троянской агломерации, коммуна Троя, Франция)


Ну, а здесь мы и вовсе видим у Голиафа полностью закрытый «большой шлем». То есть он явно рыцарь, потому что пехотинцы таких шлемов просто не носили. Но… надеть на голову он его видно позабыл, потому и получил смертельный удар камнем по лбу! «Зерцало человеческого спасения», ок.1350-1399 гг. Нюрнберг, Германия. (Музей и библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк)


Еще одну совершенно поразительную миниатюру можно увидеть в манускрипте из Вестфалии «Зерцало человеческого спасения» (1360 год). На ней Голиаф изображен в полностью закрытом рыцарском шлеме типа «сахарная голова», да еще и с рогами на шлеме и на щите, то есть таким был его герб! На нем застегнутый спереди на пуговицы джупон или бригандина, а на руках латные перчатки. И здесь же изображены камни, поражающие его в голову и даже брызжущая кровь! Интересно, что подобные шлемы с рогами были в то время очень популярны именно в Германии, что подтверждают и… эффигии! (Университетская и государственная библиотека Дармштадта)


На этой миниатюре типичный рыцарь конца XIV в. Типичный «собачий шлем», шлем-бацинет с забралом, латные поножи, наколенники и набедренники, а на торсе – короткий джупон, возможно с подбоем из металлических пластин. На шее характерный горжет. «Бревиарий Мартина Арагонского». Ок. 1398-1403 гг. Каталония, Испания. (Национальная библиотека, Мадрид)


Глядя на этот рисунок создается впечатление, что его автор Библию вообще не читал. Ведь Давид снял с себя доспехи, данные ему Саулом… «История Библии и Успения Богоматери», 1380-1399 гг. Париж. (Музей и библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк)


Что касается изображения Голиафа вот на этой миниатюре 1400 года, то оно является просто прекрасной иллюстрацией доспехов самого начала «эпохи белой брони». Голиаф с головы до ног обряжен в кованные доспехи, «юбка» в форме туристического стаканчика из заходящих одно на другое колец, на голове шлем-бацинет со съемным забралом, но бармица все еще кольчужная. «Зерцало человеческого спасения», 1400 г. Йоркшир, Англия. (Музей и библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк)


Миниатюра 1410 г. И на ней у Голиафа за плечами чисто турнирный шлем «жабья голова». То есть автор миниатюры видел такие шлемы на турнирах, но был настолько далек от знания реалий военного дела, что нарисовал его воину, вышедшему на бой, тогда как в бою такие шлемы не носили никогда! А еще он зачем-то нарисовал ему в качестве оружия какие-то «грабли». Причем ни один подобный «наконечник» до нас не дошел и больше ни на одной миниатюре не изображался!«Зерцало человеческого спасения», 1410 г. Базель, Швейцария. (Национальная библиотека Франции, Париж)



«Последний Голиаф» в нашей серии миниатюр выглядит как типичный рыцарь «переходного периода»: кованая кираса, латные прикрытия рук и ног, но кольчужная юбка и бармица. Что подтверждают многочисленные эффигии. Понятно, почему у него нет щита. С такими доспехами в это время щиты носить уже перестали. SBB Ms. germ. fol. «Мировая хроника», Мюнхен, Германия, 1410-1415 гг. (Государственная библиотека Берлина)

Итак, мы видим, что изображение воинского снаряжения Голиафа с течением времени менялось, причем аналогичным образом оно менялось и на надгробных скульптурах – эффигиях. Поскольку и эффигии, и миниатюры в основном датированы, налицо хронологическая шкала таких изменений в вооружении, которые подтверждаются содержанием текстов – описями, отчетами, договорами о купле-продаже, перепиской монархов и представителей знати. То есть перекрестными ссылками. Очевидно, что такой огромный массив информации невозможно ни подделать, ни внести в него сколько-нибудь заметные изменения. Это как река, в которую сколько ни мочись, а заметна твоя струйка все равно не будет! Таким образом, в виде миниатюр из средневековых манускриптов мы имеем надежный источник информации о доспехах и оружии своего времени – это во-первых, а во-вторых – точную шкалу датировок генезиса вооружения минувших столетий.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    15 марта 2019 06:19
    Интересное наблюдение. На всех приведенных миниатюрах, кроме одной, Давид изображен слева, Голиаф - справа. Возможно, это следствие особенностей восприятия мира средневековыми европейцами.
    Спасибо за статью!
    1. +2
      15 марта 2019 10:07
      В европейских языках принято читать слева на право. В семитских вроде с право, на лево. Думаю связано с этой привычкой автора.
    2. +6
      15 марта 2019 10:32
      Цитата: 3x3zsave
      Давид изображен слева, Голиаф - справа.

      Написано есть "Давид и Голиаф", а не "Голиаф и Давид". smile Рискну предположить, что автор, рисовавший ту миниатюру, где герои расположены наоборот, был неграмотный. smile
      Вячеслав Олегович, спасибо. Кроме того, что интересно и познавательно, ещё и весьма наглядно и убедительно. smile
      По поводу испорожнений в реку - настроение в момент написания, видимо у вас было суровое. Так их. Пусть сидят в своем болоте, а на нашу речку не ходят. hi
      1. +3
        15 марта 2019 11:06
        Не хотите поговорить о боге нашем, спасителе истории Фоменко? fellow
        1. +5
          15 марта 2019 11:09
          Все ведь сказано.Зачем толочь воду в ступе?
        2. +4
          15 марта 2019 14:42
          Цитата: skinar
          Не хотите поговорить о боге нашем, спасителе истории Фоменко? fellow

          Как-то я улавливаю в ваших словах интонации профессионального психиатра. smile
          На всякий случай отвечу. Нет, не хочу. smile
      2. +2
        15 марта 2019 13:00
        Написано есть "Давид и Голиаф", а не "Голиаф и Давид". Рискну предположить, что автор, рисовавший ту миниатюру, где герои расположены наоборот, был неграмотный.
        Вряд ли в те далекие времена к иллюстрированию книг привлекали неграмотных "богомазов".
        Кроме того, изображенй, где Давид справа, а Голиаф слева, тоже достаточно много.

        Битва между Давидом и Голиафом, Книга Псалмов, Библиотека Ватикана. Около 1059 года.
        1. +1
          15 марта 2019 13:14

          Поединок Давида с Голиафом. Псалтырь и Бамберга. 1230-1240. Написана в Германии, возможно в Регенсбурге. Государственная библиотека Бамберга.
          1. +2
            15 марта 2019 13:25

            Давид, убивающий Голиафа. Bible of Cunradus Schlapperitzi. 1445 год. Публичная библиотека. Ньюйорк.
            1. +5
              15 марта 2019 13:42
              Последнюю я тоже видел, но не вставил. И места уже не было и... нарисовано как-то кондово! Но хорошие добавления, пусть все посмотрят. Реально их еще больше, но... просто нет места!
          2. +2
            15 марта 2019 13:43

            Давид убивает Голиафа. Weltchronik Янса дер Эникеля. 1370 г. Германия. Баварская государственная библиотека.
            Так что дело, скорее всего не в грамотности или неграмотности художника, а в индивидуальном для каждого художника алгоритме композиционного мышления.
            1. +4
              15 марта 2019 14:37
              Цитата: Decimam
              Так что дело, скорее всего не в грамотности или неграмотности художника, а в индивидуальном для каждого художника алгоритме композиционного мышления.

              Жестокий вы человек, Виктор Николаевич... recourse
              Вот так вот, безжалостно и немилосердно размазать мою нежную гипотезу тонким слоем по шершавой поверхности...
              smile
              А если серьезно, то спасибо за дополнительные иллюстрации, это всегда интересно. hi
              1. +2
                15 марта 2019 14:46
                Это не я. Попробуйте найти книгу Свешникова "Алгоритмы композиционного мышления в станковой живописи".
                1. +4
                  15 марта 2019 16:47
                  Добрый всем вечер!
                  От себя хочу добавить в нашу «кашу» толику «масла»!!!
                  Уважаемые Вас не настораживает, что на ветку не заглянул ни один любитель «фалькхистори»?
                  Осмелюсь предположить, что Вячеслав Олегович их всех напугал словом «генезис» laughing
                  Так что ждём от Автора «доброго» продолжения!!!
                  С уважением, искренне Ваш Коте!!!
                  1. +5
                    15 марта 2019 16:53
                    Уважаемый Владислав! Дальше про Давида и Голиафа не будет, конечно."Инцидент исперчен". Но, конечно, рыцарская тема будет звучать. И рыцари, и битвы, и отражение, и того и другого в миниатюрах и скульптурах. Ну, а пока кому интересно - следом пойдут два материала о цубах. Потом, через какое-то время, еще два...
                    1. +3
                      15 марта 2019 17:34
                      Вячеслав Олегович, я о вкраплении в названия статей «страшных» терминов - от которых студиозов бросает в дрожь!!! Причём такую, что они боятся даже их комментировать! hi
                      1. +4
                        15 марта 2019 19:56
                        Цитата: Коте пане Коханка
                        я о вкраплении в названия статей «страшных» терминов

                        Думаю, Владислав, тут дело, скорее, не в терминах, а в репутации автора. Большинство из фолькхисториков достоверно знают, что автор придерживается классической версии исторической науки, как и большинство его читателей. Ничего кроме насмешек, всеобщего порицания и горы минусов (это еще при том, что минусуем мы весьма милосердно) они, как комментаторы, тут не получат, так за каким рожном им сюда лезть? Так что, скорее всего, читают, но помалкивают. smile
                      2. +3
                        15 марта 2019 20:40
                        Это значит, что нет среди читающих и помалкивающих настоящих фолькисториков, которые готовы, как Бруно, остаивать свою точку зрения. А ведь Бруно костер светил, а не минуса и порицания. Но не отрекся ведь!
                      3. +4
                        15 марта 2019 23:44
                        Ойе, Виктор Николаевич! Бруно 13 лет усиленно добивался своего костра, настроив против себя всю Европу. Квинтэссенция асоциального типа.
                      4. +6
                        16 марта 2019 00:52
                        Ну точно, есть фолкхисторики, есть! Изподтишка гадят, минуса ставят втихаря, притом я у них почему то вызываю особую антипатию. Еще с приснопамятного Вени, правда тогда еще минусов не было, приходилось веням писать комментарии. А сейчас перевелись вени, остались "жалкие, ничтожные личности", как говорил Михаил Самуэльевич.
                      5. +4
                        16 марта 2019 05:07
                        О времена, о нравы! bully
                        Так и хочется дополнить Виктора Николаевича - раньше озера были глубже, леса - зеленее, «фальхисторики» - зубастее!!! crying
                      6. +5
                        16 марта 2019 07:46
                        Я уже не раз говорил, что у каждого пользователя, активного в комментариях, появляются персональные гремлины.
                      7. +3
                        16 марта 2019 13:41
                        Своего «гремлина» - «Опарышева», я пережил.
                      8. +2
                        16 марта 2019 14:32
                        Может он перешёл в стадию имаго и теперь Мухин?
                      9. +1
                        16 марта 2019 16:23
                        Возможно Антон, но Мухин меня не задирает, а тот «друган» мимо пройти не мог!
                      10. +1
                        16 марта 2019 16:26
                        Может это была аллергия на кошачью шерсть? laughing
                      11. +1
                        16 марта 2019 18:11
                        Усе может быть! Хотя «папашы» лабродоров, тоже не раз «товарища» в лужу садили!



                      12. +1
                        16 марта 2019 18:34
                        Лужа для лабрадора - естественная среда обитания, а затаскивание туда кого-либо, порой становится смыслом существования (по крайней мере для моей псяки)
  2. 0
    5 апреля 2019 15:27
    Автору спасибо за цикл, читаю с большим интересом ! Предлагаю отвлечья от темы доспехов - и рассмотреть ситуацию с иного ракурса, со стороны пращника. Все изображения - показывают использование исключительно камней в качестве снарядов для пращи. Однако изображение, приведённое товарищем Decimam из Библии из Бамберга показывает свинцовый круглый шар.

    Возможно, иллюстрации действительно отражают то, что пращники в Средние века - до 11-13 века, а потом праща уступила луку и арбалету - в абсолютном большинстве применяли камни, а не свинцовые пули ? (хотя свинцовые пули известны были ещё в период Древнего Рима и найдены археологами) А недавние опыты, которые были представлены в одной из программ, показывают, что свинцовая пуля, запущенная из пращи - в отличии от камня - обладает намного большей разрушительной силой и может проломить голову в стандартном шлеме запросто.