Тайны депортаций. Часть 3. Калмыки. Операция "Улусы"

70
Калмыцкую АССР упразднили 28 декабря 1943 года, вскоре после полного освобождения Кавказа и Нижнего Поволжья. Переселение калмыков оттуда и с соседних территорий на Алтай, в Казахстан, Киргизию и Красноярский Край провели на основании соответствующего постановления Совнаркома СССР от 29 декабря 1943 г. Это была операция «Улусы», разработанная совместно НКВД и НКГБ в ноябре-декабре 1943-го.

По разным оценкам, было выселено от 92 до 94 тыс. калмыков; погибло и пропало без вести в процессе депортации (от пункта высылки до пункта поселения включительно) от 2000 до 3300 калмыков. По данным МВД СССР, «в 1947 году на учёте состояло 91 919 переселённых калмыков; число погибших и умерших (включая умерших от старости и иных естественных причин) в период с начала депортации составило 16 017 человек». Правительственное решение 1943 года было отменено только 19 марта 1956 года.



Тайны депортаций. Часть 3. Калмыки. Операция "Улусы"


Многие эксперты считают главной причиной национальных депортаций (по сути своей этнических чисток) с Северного Кавказа и Нижнего Поволжья в тот период не только и не столько «поголовный» коллаборационизм ряда местных народов. Похоже, интернационалисты в Кремле стремились русифицировать или, как они сами считали, надёжнее советизировать те обширные регионы. Подтверждают эту версию не только заселение «освободившихся» районов русским и русскозычным контингентом, но также и включение большей их части в состав сопредельных русских краёв и областей.

Так, до 70% территории бывшей Калмыцкой АССР, включая её столицу Элисту, присоединили к Астраханской области РСФСР; причем Элисте на некоторое время вернули русское (до 1921 г. вкл.) название – город «Степной», как называлось это поселение до 1921 года. Остальное было распределено по Ставрополью, Сталинградской, Грозненской и Ростовской областям. О том же, кстати, свидетельствует и создание в 1944 году Грозненской области РСФСР, сформированной из большей части бывшей Чечено-Ингушской АССР, которая получила широкий выход к Каспию.


На картах в сталинских атласах Калмыкии просто не существовало

Официальная причина калмыцкой депортации всё та же: сотрудничество калмыков с нацистскими оккупантами и пособничество им в период с сентября 1942 г. по март 1943 г. включительно. То есть, вплоть до освобождения советскими войсками почти 75% территории Калмыцкой АССР, захваченной германо-румынскими войсками осенью 1942-го. Но ведь свою роль сыграло и то, что уже после освобождения региона «коллаборационизм» в Калмыкии, пусть уже не поголовный, никуда не делся. Ведь к концу 1943-го органам НКВД совместно с фронтовой контрразведкой удалось обезвредить до 20 повстанческих отрядов и законспирированных националистических групп. Те сначала сотрудничали с оккупантами, а затем были оставлены ими в качестве законсервированных антисоветских ячеек.

Истоки антирусских настроений и жёсткой оппозиции к монархической и советской государственности имеют в Калмыкии давнюю историю. Ещё до включения Астраханского татарско-ногайского ханства в состав России (1556 г.) калмыков агрессивно пытались крестить, обращать в ислам или же просто записывать в «татары». Характер этноконфессиональной ассимиляции был тогда весьма своеобразным. Потому калмыки, в большинстве своём, приветствовали упразднение этого странного государства.

Затем на протяжении более века, в период с 1664 по 1771 гг., в низовьях Волги существовало автономное от России Калмыцкое ханство, территория которого в основном совпадала с территорией бывшей Калмыкии в составе Астраханской области в 1944-56 гг. Но его ликвидация впервые обозначила, скажем так, центробежное подполье в этом регионе. Кстати, калмыки были среди основного континента повстанческих войск, которые создал и возглавил Емельян Пугачёв во время небезызвестной крестьянской войны.

Только в 1800 году император Павел I решил восстановить Калмыцкое ханство, но уже в 1803 г. его снова упразднил Александр I. Так что недовольство калмыков «тлело» многие десятилетия. И неудивительно, что большинство из них поддержало установление в регионе советской власти, которая сразу объявила автономию калмыков. Причём почти на 100% — в границах древнего автономного Калмыцкого ханства.



Уже к лету 1920-го большевистские войска заняли почти всю территорию тогда же провозглашённой ими «Степной области калмыцкого народа». А 4 ноября 1920 г. была провозглашена, заметим, первая национальная автономия в Советской России: Калмыцкая автономная область. С центром в Элисте, в составе Нижневолжского края. В 1934 году эту область включили в Сталинградский край, а в конце 1935-го была провозглашена Калмыцкая АССР.

С одной стороны, такие решения укрепляли позиции советской власти в Калмыкии. Но с другой… Как отмечалось в материалах Мюнхенского института по изучению СССР (1969 г.) и бюллетенях эмигрантского «Союза Калмыцкого народа» (Варшава, 1934-35 гг.), «проводимые в регионе советской властью, особенно с начала 30-х, насильственные обоседление, коллективизация, русификация руководящих кадров и антирелигиозные мероприятия вызывали растущее недовольство калмыков.

Многие предпочитали игнорировать означенные решения, не подчиняться им, уходить в глухие степи и т.п. Ликвидация же неграмотности сопровождалась тем, что калмыцкий алфавит директивно перевели с латыни на кириллицу. А вот антирелигиозная политика быстро дополнила ежедневную атеистическую пропаганду репрессиями против верующих и особенно против духовенства, разрушениями храмов, изъятиями предметов национального культа, принуждением к распискам об отказе от веры и т.п».

Ответом были многочисленные эксцессы с политическим подтекстом, которые имели место ещё в 1926-27 гг., а затем и в начале 30-х. Весьма характерно, что такие действия упоминаются и в советском профильном издании отнюдь не перестроечного периода: И.И. Орехов, «50 лет Советской власти в Калмыкии», Учёные записки Калмыцкого НИИ языка, литературы и истории, Вып. 8. «Серия Истории», Элиста, 1969 г.

К началу Великой отечественной войны реальный политический климат в Калмыкии был можно сказать предрасположен к антисоветской деятельности. Однако, даже накануне жёсткой германо-румынской оккупации региона, свыше 60% калмыков, проживавших в республике, инициировало там сбор денежных средств, продовольствия, шерстяных, кожаных изделий, средств народной медицины в Фонд помощи советским воинам.

Многие десятки калмыков-солдат и офицеров были награждены орденами и медалями за боевые заслуги; 9 стали героями Советского союза: например, Ока Городовиков, генерал-полковник, сначала командир Конно-механизированного корпуса, а затем представитель Ставки по кавалерии. Правда, звание Героя он получил только в 1958-м, но многими орденами и медалями был награждён во время войны. Его именем в 1971 году был назван город на северо-западе Калмыкии.


Ока Городовиков — начдив у Будённого, лихой комкор в Отечественную

Нельзя не вспомнить и одного из руководителей партизанского движения на Брянщине Михаила Сельгикова, а также генерал-лейтенанта Басана Городовикова, и наконец, майора Эрдни Деликова — первого калмыка, удостоенного этого звания в 1942 году.

В то же время, по данным и советских и германских источников, наблюдались многочисленные случаи уклонения калмыков от призыва в армию в 1941-43 гг. Не была, увы, редкостью и добровольная сдача калмыков-военных в плен. Уже летом 1942 г. вермахтом был создан Калмыцкий кавалерийский корпус, участвовавший в боевых операциях на сторон врага вплоть до поздней осени 1944-го.

Весной 1942 г. в Берлине были созданы «Калмыцкий национальный комитет» (Kalmükischen Nationalkomitee) и его местный исполнительный орган — «Калмыцкий Хурул». Десятки калмыков служили также в Первой казачьей дивизии, Туркестанском легионе вермахта, а также в полицейских частях СС в Калмыкии, Ростовской области, Ставрополье.

В оккупированной Элисте работали финансируемые и контролируемые оккупантами две газеты, один еженедельник. В июле 1943 г. была создана калмыцкая редакция радио Берлина, передачи были ежедневными по несколько часов: первая передача вышла в эфир на 3 августа 1943 г. Тогда же эта редакция выступила с обращением к калмыкам СССР, призывая вступать в ряды германских и румынских войск, «победы которых ускорят независимость калмыцкого и других народов, попранную большевистской диктатурой».

Именно эти факты и факторы и предопределили «Записку-рекомендацию Коллегии НКВД СССР в Государственный комитет обороны СССР (16 августа 1943 г. № 685/Б ) «О целесообразности выселения с территории Северного Кавказа и Калмыцкой АССР немецких пособников, бандитов и антисоветски настроенных лиц». Военную, полицейскую и гражданскую службу на стороне Германии несли от 6 до 7 тыс. калмыков непосредственно в Калмыкии. Не считая политических деятелей разного статуса в пронацистской калмыцкой эмиграции.

Отмечалось также, что германские власти используют так называемое «возрождение» религии и латинского алфавита у калмыков для пропаганды этих «примеров» среди советских военнопленных нерусских этносов и в захваченных районах Ростовской области и Северного Кавказа. Некоторые источники сообщали также, что, якобы, из-за пассивности некоторых воинских частей, сформированных из калмыков, германо-румынские войска в сентябре 1942 г. оказались всего в 50 км от Каспия (район посёлка Утта), а на этом участке не было оборонительной линии. Но агрессоры, дескать, не ожидали такого «подарка».



Не исключено, что эти сообщения были не отражением реалий, а частью подготовки масштабного плана депортации калмыков. Хотя на военных картах 1942-1943 гг. позиции советских войск в том районе не обозначены. Судя по всему, депортация калмыков была предрешена.

И только 19 марта 1956 г. повторим, это решение было отменено, а спустя почти 10 месяцев была провозглашена Калмыцкая автономная область в составе Ставрополья. Её тогдашняя территория была не более 70% от довоенной и современной. Репатриация же калмыков сопровождалась массовыми письмами в Москву насчёт восстановления национальной АССР в прежних границах.

Есть неподтверждённая вроде бы документально информация, что своё слово в защиту депортированного народа высказали и члены семьи Рерихов. Зато есть вполне точные данные, что требования в пользу репатриации поддерживал не кто иной, как тибетский Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо) — религиозный и духовный глава буддистов-калмыков, тогда ещё совсем юный. Причём со второй половины 1950-х он, как известно, в конфронтации с властями КНР, и до мая 2011 г. возглавлял «правительство Тибета в изгнании».


Далай Лама XIV — никто из нынешних "правителей" не сравнится с ним по срокам службы

Однако очевидно, что смычка калмыцких активистов, помимо этноэмиграции, ещё и с тибетскими сепаратистами вряд ли устраивала Москву. Поэтому 26 июля 1958 г. была провозглашена Калмыцкая АССР в своих прежних — довоенных границах.

Националистических проявлений в современной Калмыкии практически нет. Но благодатной почвой для их «вызревания» или реанимации где-либо является социально-экономическая ситуация. А по данным РИА «Рейтинг» (2018 г.), Калмыкия уже который год остаётся в числе худших субъектов Федерации по рейтингу качества жизни. При составлении рейтинга эксперты ориентируются на 72 ключевых показателя. В числе основных — уровень экономического развития, объем доходов населения, обеспеченность разными видами услуг, уровень развития малого бизнеса, социально-хозяйственная освоенность территории, развитие транспортной инфраструктуры, состояние окружающей среды.

К слову, многочисленные экологические проблемы здесь и поныне актуальны, что в особенности касается засоления и превращения в пустыни и без того ограниченных сельхозземель, дефицита и низкого качества водоснабжения, полного отсутствия на территории республики лесов и иных хронических последствий традиционно экстенсивного земледелия и животноводства.
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    7 марта 2019 06:38
    Кто виноват в прошлых бедах калмыков авторы статьи "выяснили" . Депортация калмыков , в их конкретном случае на историческую родину , была обусловлена теми-же причинами , что и другие массовые депортации . В свое время часть калмыков сбежала от своих не в меру буйных соплеменников , по дороге
    в русские владения успели крепко познакомиться со своими главными "доброжелателями" из азиатских степей .Стали кочевать себе спокойно в приволжских степях под защитой русского государства . Ислам степным кочевникам Россия в 18-19 веках прививала в сугубо практичных целях , дабы привить основы гигиены . Среди таежных народов христианство приживалось , но среди степняков плохо . Калмыки остались при прежнем вероисповедании , это их дело .
    Далай Лама в статье предстает почти положительным персонажем , как в кино с бредом Пита , с добрыми чуть чудоковатыми тибетцами и " тупыми , коварными и злобными китайскими коммунистами ".
    1. +14
      7 марта 2019 09:56
      Вы правы. Автор попросту отрабатывает пайку.
      Как то опускается что шла ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА на которой гибли люди спасая человечество, а в тылу находились те кто бандитствовал и при этом выдвигали ещё и обоснование собственному бандитству. Кто про национальные особенности своего бандитства, кто про *вековые уклады* рабства которые нарушили БОЛЬШЕВИКИ.
      Лихие 90-е показали истинное лицо народов Северного Кавказа, когда стали убивать русских и даже в смешанных семьях гибли люди, а потом стали хватать рабов ...... . Кстати отчего то среди рабов большинство оказались свои же соседи, с кем жили рядом и с кем раньше здоровались.
      Кстати далай-лама, пока его не выгнали китайцы, считался владельцем ВСЕХ людей. Чем он и пользовался без стеснения. Сегодня этот свергнутый рабовладелец чуть ли не идол для американцев и прочих тоскующих о прошлом.
  2. +2
    7 марта 2019 07:08
    авторы рассказали и о дореволюционном периоде истории, но ни словом не обмолвились о героическом участии калмыков -кавалеристов в составе российской армии в войнах России. request
    1. +6
      7 марта 2019 09:22
      Может из-за того что статья про депортацию, а не вообще про историю народа.
      Хотя калмыки участвовали в двух отечественных войнах, но что то не припомню случаев перехода их на сторону французов во время Отечественной Войны 1812 года. Может потому что в Российской Империи не пытались так рьяно ломать через колено их традиционную жизнь.
      1. +1
        7 марта 2019 11:01
        Цитата: Servisinzhener
        Может из-за того что статья про депортацию, а не вообще про историю народа.

        да нет, в статье рассказана ВСЯ история калмыков о взаимоотношениях с Россией:
        Истоки антирусских настроений и жёсткой оппозиции к монархической и советской государственности имеют в Калмыкии давнюю историю. Ещё до включения Астраханского татарско-ногайского ханства в состав России (1556 г.) калмыков агрессивно пытались крестить, обращать в ислам или же просто записывать в «татары». Характер этноконфессиональной ассимиляции был тогда весьма своеобразным. Потому калмыки, в большинстве своём, приветствовали упразднение этого странного государства.

        Затем на протяжении более века, в период с 1664 по 1771 гг., в низовьях Волги существовало автономное от России Калмыцкое ханство,

        и т.д.
        1. +1
          7 марта 2019 13:52
          на счет автономного существования Калмыцкого ханства не совсем корректно. Калмыки зависили от России и отстаивали её границы на кавказских рубежах. В краеведческом музее Кисловодска есть макет Кавминвод с историческим расположением всех российских крепостей в том числе места расположения калмыцких войск. Город Есентуки, в переводе с калмыцкого означает - семь знамен, Ставка хана.
  3. +2
    7 марта 2019 07:18
    Интересно, когда авторы напишут статью про первый депортированный народ, или они "идут" по алфавиту?
    1. 0
      7 марта 2019 10:03
      Вы имеете в виду черкесов ещё при царях-батюшках? Или мы какой-то скрытый смысл не улавливаем?
      1. +5
        7 марта 2019 12:27
        Первый депортированный советскими народ это терские казаки.III Съезд Советов Терека в Грозном 22-28 мая 1918 года принял решение депортировать четыре станицы: Тарская, Сунженская, Воронцово-Дашковская, Фельдмаршальская. Очищенные от казаков земли передали ингушам.27 марта — день памяти жертв геноцида терского казачества.В этот день в 1920 году жителей трех станиц, Аки-Юртовской, Тарской и Сунженской,советские власти при деятельном участии ингушей и чечен вышвырнули из своих домов и сопровождая грабежами и убийствами выгнали со своей земли.Всего депортации подверглись до 60 тыс.человек,18 станиц было уничтожено.Казачьи земли заселены чеченами и ингушами.
      2. 0
        7 марта 2019 15:42
        Нет, конечно.
        Первым депортированным народом (не сословием) были корейцы Дальнего Востока. Это - 1937 г.
  4. +7
    7 марта 2019 07:18
    Авторы совершенно механически и бездумно продолжают использовать пропагандистский термин "депортация", совершенно неприменимый к описываемым событиям. Смотрите в документы - речь идёт о выселении, переселении. Откуда эта любовь к штампам от "Голоса Америки"?
    1. +4
      7 марта 2019 09:03
      Из методички
    2. +3
      7 марта 2019 10:04
      Про переселение никто и читать не станет - а сейчас все уже ринулись. Спасибо!
    3. -9
      7 марта 2019 14:34
      Авторы совершенно механически и бездумно продолжают использовать пропагандистский термин "депортация", совершенно неприменимый к описываемым событиям. 

      Да, автор скромничает. По современным нормам международного права описываемые события называются геноцид. Кстати эти нормы права были практически реализованы на знамениоом нюренбергском процессе, когда за подобные преступления судили ггерманских фашистов.
      Ленинизм-Сталинизм не просто не чурался устраивать террор в отношении собственного народа, но и провозглашал политику государственного терроризма в качестве политической государственной идеи с соответствующим идеологическим обоснованием.
      Уничтожались и лишались свободы люди сначала по классовому и сословному принципу, потом по политическим убеждениям (членству в иных партиях, кроме ВКП(б)), наконец дошли до террора по национальному признаку.
      Причем не принимался во внимание сам факт наличия нарушения советского закона, зачастую поводом становился сам факт рождения от "неправильных" родителей. Действовал принцип коллективной ответственности, например когда в ответ на убийство партийных деятелей расстреливались заложники. Эти же методы в последствии переняли фашисты в борьбе с подпольщиками и партизанами на окуппированных территориях.
      1. +2
        8 марта 2019 23:08
        Цитата: Nick_R
        По современным нормам международного права описываемые события называются геноцид.

        Может быть,но я считаю,что надо рассматривать так как было на момент совершения,УК и УПК в помощь. А на современный момент многое, не то что есть, а как обозвали, к примеру раньше - педерастия, а теперь толерантность.
        1. -3
          9 марта 2019 09:38
          Современный УК не предусматривал выселения просто за принадлежность к "неправильному" народу. Даже в СССР впоследствии это решение было признано незаконным.
    4. +2
      8 марта 2019 23:01
      Цитата: Major48
      Авторы совершенно механически и бездумно продолжают использовать пропагандистский термин "депортация", совершенно неприменимый к описываемым событиям. Смотрите в документы - речь идёт о выселении, переселении. Откуда эта любовь к штампам от "Голоса Америки"?

      А потому, что своей головой ни огородного овоща думать не хотят, цитата МИД Лаврова в отношении таких людей(опять наверное за это права слова лишат).
  5. +5
    7 марта 2019 07:38
    Жаль что статьям нельзя минусовать... hi
    1. -4
      7 марта 2019 11:03
      Цитата: faiver
      Жаль что статьям нельзя минусовать... hi

      Статье-плюс-за довольно подробный, неодносторонний рассказ.
      1. +3
        8 марта 2019 23:10
        Цитата: Ольгович
        Статье-плюс-за довольно подробный, неодносторонний рассказ.

        Да Вам,Ольгович, всё, что против СССР и советской власти плюс, как только Вы то при ней выжили?Или Вас из советской психушки всё-таки отпустили.... lol
  6. +12
    7 марта 2019 07:44
    Так и в ЧЕМ причина то - тех выселений?
    Авторы принципиально игнорируют реальную причину выселений НЕКОТРЫХ народов степи и Кавказа?

    Так сложно на карте глянуть - ГДЕ жили некоторые конкретные народы которые гадили России в ВОВ и - пути транспортировки нефти из Баку в ТЕ дни?

    Ну выселили и выселили. .. гадить не надо было во время ВОЙНЫ...
    1. +9
      7 марта 2019 09:02
      Совершенно верно, не надо было пособничать нацистам. Война закончилась совсем не так, как им казалось летом 1942 года.
      1. -7
        7 марта 2019 09:45
        А может не нужно было ломать вековой уклад жизни и традиции народа, чтобы не получать потом гадостей в ответ. Ведь например в Первую мировую была в Российсской импери "Дикая дивизия" на 90 % состоявшая из представителей народов Северного Кавказа причем именно тех которые подверглись депортации. И фактов массовой сдачи в плен или перехода на сторону Кайзера не отмечено, как и трусости.
        1. +12
          7 марта 2019 11:08
          Товарищ Сталин был ещё добр к предателям, просто их выселил подальше, те же англичане устроили бы такой геноцид что память до десятого колена бы осталась.
        2. +12
          7 марта 2019 15:45
          Вековой уклад жизни туземцев - сидеть на деревьях и есть сырое мясо. И заниматься работорговлей. Ссылка на т. н. "Дикую дивизию" несостоятельна. Их был с гулькин ... нос, а в этой т. н. "дивизии" были одни добровольцы, всеобщему призыву в ПМВ подлежали лишь малороссы, великороссы и татары.
          1. -2
            7 марта 2019 15:50
            Вы их считаете туземцами сидящими на деревьях, едящих сырое мясо и занимающихся работорговлей?
      2. +1
        7 марта 2019 16:06
        Совершенно верно, не надо было пособничать нацистам. Война закончилась совсем не так, как им казалось летом 1942 года.

        В любом народе есть коллаборационисты, но это не значит, что надо подвергать бедствиям весь народ.
        И какой же народ имел больше всего вооруженных коллаборационистов во времена ВОВ?

        Батальон Муравьёва
        Боевой союз русских националистов
        Братство Русской Правды
        Высшая немецкая школа для русских офицеров
        Дивизия «Руссланд» (Дивизия «Россия»)
        Добровольческий полк СС «Варяг»
        Зелёная армия особого назначения
        Казачий Стан
        Комитет освобождения народов России (КОНР)
        Локотская республика
        Народная Социалистическая Партия
        Народно-трудовой союз российских солидаристов
        Организация Цеппелин
        Республика Зуева
        РННА
        РОНА
        РОА
        Российский Имперский Союз-Орден
        Русская гражданская вспомогательная полиция, Севастополь
        Русский корпус
        Русский отряд 9-й армии вермахта
        Русская национально-трудовая партия
        Российская фашистская партия
        Хиви
        Русская вспомогательная полиция (шуцманшафт)
        28-я добровольческая танко-гренадерская дивизия СС «Валлония»
        15-й казачий кавалерийский корпус СС
        1-я русская национальная бригада СС «Дружина», известна также как 1-й Русский национальный отряд СС
        29-я гренадерская дивизия СС (русская Нр.1)
        30-я гренадерская дивизия СС (2-я русская)
        ВВС КОНР (ВВС РОА)
        1-я дивизия РОА / ВС КОНР (600-пехотная дивизия вермахта)
        2-я дивизия РОА/ВС КОНР (650-я пехотная дивизия)
        600-я русская дивизия вермахта
        602-й Ост-батальон
        645-й батальон
        РОНД/РНСД
        Бригада Асано — русские подразделения Квантунской армии
        Гвардия русской фашистской партии
        Корпус русской монархической партии
        Русские на службе японских и маньчжурских спецслужб Маньчжоу-Го
        «Russen» (Россия) — агентство новостей и пропаганды.

        После войны эти деятели, попавшие в плен или переданные СССР по договору союзниками, получили свое наказание. Но не их семьи.
        1. +3
          7 марта 2019 16:46
          Цитата: Тархан
          Но не их семьи.

          Ошибаешься . Многих депортировали . Перевоспитались и адаптировались быстро .
          1. -1
            7 марта 2019 22:30
            Ошибаешься . Многих депортировали . Перевоспитались и адаптировались быстро .

            Если по логике калмыков, немцев, корейцев, чечен, татар, ингушей, то весь народ надо было в Сибирь выслать.
            1. 0
              8 марта 2019 04:50
              Цитата: Тархан
              Если по логике

              Не утрируйте .
              1. +3
                8 марта 2019 09:49
                Не утрируйте .

                Нет, вот как не утрируйте. У вас несправедливая позиция. Другим нельзя, их надо наказывать, а мне можно. Они холопы, а я барин.

                Значит один народ можно наказать потому как из его представителей немцы создали три пехотных батальона. А о другом и заикаться нельзя, хотя были созданы полки и дивизии и с хиви таких было около 1,5 миллиона.

                Это не значит, что русских надо было сослать. НАДО БЫЛО наказывать среди татар, чечен, калмыков только виновных, а не подвергать экзекуции все народы.
                1. +3
                  8 марта 2019 13:31
                  Цитата: Тархан
                  НАДО БЫЛО наказывать среди татар, чечен, калмыков только виновных, а не подвергать экзекуции все народы.

                  Так было-бы наверно лучше ,но не изверги принимали жесткое решение , время было напомню военное . Крымским татарам в частности это сохранило жизнь . Пережившие оккупацию население сложно было-бы сдержать .
    2. -5
      7 марта 2019 14:13
      Цитата: В.С.
      Авторы принципиально игнорируют реальную причину выселений НЕКОТРЫХ народов степи и Кавказа?

      Есть разница между депортацией чечен\ингушей\карачаев и депортацией калмык: если чечено-балкар выселяли в Казахстан греться на солнышке,то калмык советские обслужили как русских-отправили умирать в Пермский край.Так жестоко Советская власть поступала только с казаками,крестьянами и калмыками.Ну казаки и крестьяне понятно- это для советских принципиальные враги.А вот за что так поступили с калмыками ? Думается причина в событиях Гражданской войны 1917-22 годов.Если горцы воевали против русских войск на стороне Красной Армии,то большинство калмык воевали за Россию в составе Донской армии и ВСЮР. Вот за борьбу против советской диктатуры степняки и пострадали.
      1. 0
        14 октября 2022 22:16
        Не только пермский, вплоть до Сахалина.
  7. -10
    7 марта 2019 08:54
    Те кто оправдывает репрессии это невежды с рабским менталитетом.
  8. -3
    7 марта 2019 08:56
    "Кстати, калмыки были среди основного континента повстанческих войск, которые создал и возглавил Емельян Пугачёв во время небезызвестной крестьянской войны. " - автор ничего не попутал этой фразой? Где Калмыкия и где Урал?
    1. +3
      7 марта 2019 09:13
      Цитата: kaban7
      "Кстати, калмыки были среди основного континента повстанческих войск, которые создал и возглавил Емельян Пугачёв во время небезызвестной крестьянской войны. " - автор ничего не попутал этой фразой? Где Калмыкия и где Урал?

      Вы карту Калмыкского ханства посмотрите и всё поймёте, и еще,калмыки в принципе совсем недавно прикочевали на Волгу.
    2. +1
      7 марта 2019 10:06
      А вы карту Крестьянской войны гляньте - устье Волги - в деле!
    3. +3
      7 марта 2019 10:08
      Тщательней надо... Вот карта Пугачёвской войны - и устье Волги там сразу охвачено и калмыцкая степь зацепилась
      1. +7
        7 марта 2019 10:47
        К примеру Пушкин слова доброго не написал про пугачевский бунт . К калмыкам (калмакам) , кому как привычнее у меня отношение ровное . Даже более того , мне интересно кое-что в этом народе . В Элисте имеются историки , чья версия событий Ср. Азии 18-го века не несет в себе непреодолимых противоречий в отличии от явных исторических подделок , которые о себе выдумали бывшие в их подчинении племена - народности . Не имею ввиду что прям все народы бывшие в калмыкском подчинении о себе врут , но такой народ есть , это я не о том народе , у которого президент по слухам от другого уже бывшего президента - калмык и скрывает это .
        Любой мало-мальски образованный человек знает , что калмыки хорошо показали себя в ряде войн , которые вела Россия , например во время первой Отечественной войны (1812) .
        Но что было в Великую Отечественную , то было . Вы - же написали статью в тоне того , дескать виноваты русские , которые в свое время кстати разрешили калыкам как беженцам поселиться у себя , виновны во всем что ни возьми . Выходит , воевали с врагами внешними , боролись с врагами внутренними и кругом виноваты . Вы с Дождя или Эха Москвы будете ?
  9. +2
    7 марта 2019 09:00
    А 4 ноября 1920 г. была провозглашена, заметим, первая национальная автономия в Советской России: Калмыцкая автономная область.

    Вообще-то, заметим, первая автономия, рангом гораздо выше, чем область, была провозглашена 26 августа 1920 года, это была Киргизская (так тогда называли казахов) Автономная Социалистическая Советская республика со столицей в Оренбурге. Просуществовала она до 1925 года.
    1. 0
      9 марта 2019 08:49
      Татаро-Башкирская АССР, по-моему, ещё раньше была создана, как и Туркестанская АССР.
      1. +2
        9 марта 2019 10:01
        Да, Туркестанская АССР была провозглашена 30 апреля 1918 года, а Татаро-Башкирская АССР планировалась к созданию аж 22 марта 1918 года, но начавшаяся Гражданская война оставила эти проекты на бумаге. А вот Казахстан из Оренбурга несколько лет и де-юре, и де-факто управлялся. Интересно отметить, что в середине XIX века, после начала присоединения Средней Азии, до образования Туркестанского генерал - губернаторства, даже Ташкент несколько лет управлялся Оренбургским генерал-губернатором. Традиции давние.
  10. +9
    7 марта 2019 14:06
    причиной национальных депортаций (по сути своей этнических чисток)

    С первых строк резануло. Этнические чистки - когда все люди одной национальности уничтожаются.
    А здесь - депортация.
    1. +1
      9 марта 2019 08:50
      Здесь выселение, переселение. Депортация это изгнание за пределы государства.
  11. +1
    7 марта 2019 14:14
    Некоторые источники сообщали также, что, якобы, из-за пассивности некоторых воинских частей, сформированных из калмыков, германо-румынские войска в сентябре 1942 г. оказались всего в 50 км от Каспия (район посёлка Утта), а на этом участке не было оборонительной линии. Но агрессоры, дескать, не ожидали такого «подарка».


    На территории Калмыкии не было сплошной линии фронта, защищали только населенные пункты. Колодцы с водой переходили из рук в руки, никто не пытался их травить. Сплошную линию обороны создали на участке Утта - Хулхута, тем самым перекрыли подход к стратегически важной железной дороге Кизляр-Астрахань, которую строило местное население.
    В калмыцких степях, так же действовало небольшое партизанское движение, прятались только в степных балках и действовали по ночам.
    1. +3
      7 марта 2019 23:10
      Насчёт колодцев ошибаетесь . Сошлюсь на своего преподавателя в институте , который летом 42-го отступал со своей частью через Калмыцкие степи от Ростова к Моздоку . Так вот он рассказывал , что все источники воды были забиты трупами животных , от жажды спасали только попадавшиеся в степи бахчи . И часто подвергались нападениям конных отрядов из калмыков.
  12. -2
    7 марта 2019 17:42
    Левон.
    Намеренная или притивиная ГЛУПОСТЬ считать, что русские-де виноваты в депортация других этносов. Русские, как основная, вроде бы, нация страны, виноваты "лишь" в том, что САМИ свыклись с беззакониями и унижениями в свой адрес от кого бы то ни было. Считая это вполне нормальным. И позволяли безропотно уничтожать страну, утираясь ложью и "градом Китежем"... .
  13. -3
    7 марта 2019 17:54
    Левон.
    УТОЧНЯЮ:
    Намеренная или примитивная ГЛУПОСТЬ считать, что русские-де виноваты в депортация других этносов. Русские, как основная, вроде бы, нация страны, виноваты "лишь" в том, что САМИ ( в большинстве своём) свыклись с беззакониями и унижениями в свой адрес от кого бы то ни было. Считая это вполне нормальным. И позволяли безропотно уничтожать страну, политически "разводить" народы, зато утираясь ложью и "градом Китежем"... .
  14. 0
    7 марта 2019 17:58
    Эрдни Деликов был сержантом.
  15. 0
    7 марта 2019 19:55
    Цитата: русiн
    Цитата: В.С.
    Авторы принципиально игнорируют реальную причину выселений НЕКОТРЫХ народов степи и Кавказа?

    Есть разница между депортацией чечен\ингушей\карачаев и депортацией калмык: если чечено-балкар выселяли в Казахстан греться на солнышке,то калмык советские обслужили как русских-отправили умирать в Пермский край.Так жестоко Советская власть поступала только с казаками,крестьянами и калмыками.Ну казаки и крестьяне понятно- это для советских принципиальные враги.А вот за что так поступили с калмыками ? Думается причина в событиях Гражданской войны 1917-22 годов.Если горцы воевали против русских войск на стороне Красной Армии,то большинство калмык воевали за Россию в составе Донской армии и ВСЮР. Вот за борьбу против советской диктатуры степняки и пострадали.


    ТАК КАКАЯ ПРИЧИНА ТО ВЫСЕЛЕНИЯ ВСЕХ ЭТИХ народов в 44-м году то??)))
  16. 0
    7 марта 2019 19:57
    Цитата: РУСС
    Те кто оправдывает репрессии это невежды с рабским менталитетом.

    а андо было в попу целовать тех кто боролся с Советской властью ?)))

    Щас рулят те кого тогда "репрессировали" и КАК - ВАМ ЛИЧНО ЖИРНО стало жить или не очень?))Т ПЕНСИЮ у вас дураков отобрали и вы все никак не успокоитесь все вам Сталин виноватый)))-
  17. +5
    7 марта 2019 20:14
    Цитата: Gennady
    перекрыли подход к стратегически важной железной дороге Кизляр-Астрахань, которую строило местное население.
    В калмыцких степях, так же действовало небольшое партизанское движение, прятались только в степных балках и действовали по ночам.

    ну наконец то))) Хоть кто то дошел ДО ПРИЧИН выселения калмыков))))

    Для бестолковых - ДО ЭТОГО НЕФТЬ и бензин - из Баку и Грозного где перерабатывали имено авибензин в первую очередь - везли в Россию ЧЕРЕЗ Ростов!!)))

    С потерей Ростова нефть и бензин сначала БАРЖАМИ по Каспию к Волге и дальще везли в россию а потом железную дорогу провели от дагестанского Кизляра на АСТРАХАНЬ и вот тут возникла ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ-
    КАЛМЫКИ и их банды кои активно начали использовать немцы ))

    для тех кто не в курсе - Гитлер рвался на Кавказ и к Баку - и к Сталинграду - не НЕ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ СЕБЕ НЕФТЬ урвать а ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЛИШИТЬ НЕФТИ СССР!!))) И когда немцев погнали они и попытались- устроить диверсии на Кавказе и первые группы Абвера - с оружием е и деньгами высаживались имено в СТЕПЯХ Калмыкии и там их встречали замечательно местные.

    И вот чтобы обезопасить ДОРОГУ по которой везли НЕФТЬ и бензин из Баку и Грозного - и выселяли и калмыков потом и НЕКОТОРЫЕ народы Кавказа ))) НЕКОТОРЫЕ только))) НЕ ВСЕ)))

    Ии выселяли НЕКОТОРЫХ ТОЛЬКО потому что ИХ собственные элитки НЕ МОГЛИ дать гарантию БЕЗОПАСНОСТИ в ИХ регионе проживания - ВДОЛЬ ДОРОГИ на Ростов и Астрахань)))


    УВЫ - ИХ элитки - САМ бандами руководили )))

    Так что успокойтесь ВСЕ - шла война и надо был СТРАНУ спасать - ВСЮ)))
    1. +1
      9 марта 2019 05:00
      Довольно верно подмечено. Абвер не раз и не два посылал диверсионные отряды на многомоторных самолетах дальнего действия, самых болших на товремя в мире, в Калмыкию для развития имевшегося там "партизанского" антисоветского движения. Вообще, такое впечатление, что в большей или меньшей степени, но все депортированные народы были замараны сотрудничеством с нацистами во время ВОВ. Другое дело, что нужно было тщательно отобрать "замаранных" от "чистых" и выселять только первых. Это бы, кстати, положительно сыграло и в дальнейшем (принцип "разделяй и властвуй" еще никем не опровергнут).
      1. +1
        9 марта 2019 14:22
        Калмыкия - большой аэродром, бесконечная степь, есть где высаживать вражеский десант.
    2. 0
      9 марта 2019 08:53
      Кизляр, вроде бы, в годы войны не входил в состав Дагестана.
  18. +4
    8 марта 2019 02:09
    О выселении калмыков

    К сожалению, самые важные документы о выселении калмыков пока засекречены, но кое-что в СМИ просочилось.

    Так 16.12.08. г., а также перед 9 Мая 2009 г. и 8 декабря 2009 г. перед очередной годовщиной создания советской разведки, на телеканале «Звезда» показали д/ф о военной контрразведке «Смерш» во время ВОВ – «Особый отдел».

    В одном из фильмов, шел разговор о немецких разведывательно-диверсионных операциях «Абвера», проводимых в январе 44-го на северном Кавказе, целью, которых было организовать «восстания» (на которые Гитлер надеялся ещё в 41-м) на Кавказе, в тылах Красной армии, и отсечь Россию от НЕФТИ Кавказа и Закавказья. Руководил операцией Абвера по организации и подготовке приема диверсионных групп в калмыцких степях, в количестве 36 «эскадронов» боевиков-террористов и инструкторов, капитан фон Шелер (о нем можно прочитать в книге о Л.П. Берии историка А.Б. Мартиросяна)

    Шелер должен был подготовить базу для приемки боевиков, а потом и руководить операциями этих «повстанцев-боевиков», а также засланными в Калмыкию «калмыцким легионом» (общим числом до нескольких тысяч боевиков), эти группы должны были нанести удар по железнодорожной ветке Махачкала-Кизляр-Астрахань и отрезать, таким образом, Центральную Россию от поставок нефти и нефтепродуктов Баку и Грозного.

    До 1942 года, нефть Баку шла в Центральную Россию либо баржами на Астрахань и дальше по Волге, либо через нефтеперерабатывающие заводы Грозного, по железной дороге через Ростов-на-Дону. С выходом немецких войск к Ростову в 1942 году, была проложена железнодорожная ветка от Кизляра на Астрахань и дополнительная ветка за Волгой от Астрахани на Саратов и нефть Баку с нефтепродуктами Грозного пошла в Россию через Махачкалу-Кизляр на Астрахань. Эта новая ветка приняла на себя всю тяжесть перевозок и нефти Баку, и самое важное – бензина и нефтепродуктов из Грозного.

    Не будь этого фактора, НЕФТИ и ГОТОВЯЩИХСЯ по КАВКАЗУ УДАРА – Сталин не стал бы проводить столь дорогостоящее переселение целых народов Северного Кавказа и Закавказья.
    1. +3
      8 марта 2019 23:21
      Цитата: Александр Грин
      К сожалению, самые важные документы о выселении калмыков пока засекречены, но кое-что в СМИ просочилось.

      Найдите мемуары Ивана Серова "Записки из чемодана",в сети есть, он руководил практически всеми депортациями, будучи в ранге замнаркома НКГБ, всё описывает в своих воспоминаниях. Конечно, можно сказать , что всё врёт, чтоб себя оправдать, но ради интереса нужно прочитать, чтобы хотя бы сравнить с тем, что есть.... и соответственно сделать вывод, если голова не для того чтобы в неё есть. lol
    2. 0
      11 марта 2019 08:34
      ""е будь этого фактора, НЕФТИ и ГОТОВЯЩИХСЯ по КАВКАЗУ УДАРА – Сталин не стал бы проводить столь дорогостоящее переселение целых народов Северного Кавказа и Закавказья ""

      -- и кто ж такой умный то - все это написал??)))
  19. -4
    8 марта 2019 06:53
    Если уж кое-кто вспоминает о "Дикой дивизии", то давайте оценим потери в ВОВ, может что-то и прояснится:
    Русские:
    число погибших 5.756.000 чел. или 5.78% от общей численности данного народа
    Татары:
    187.700 чел. или 4.35% . В целом достойно, но в этих цифрах растворился "вклад" крымских татар и возможно калмыков.
    Чеченцы и ингуши: 2.300 чел. или 0.46%
    Сравните:
    Осетины:
    10.700 чел. или 3.02%.
    ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ.
    1. 0
      9 марта 2019 08:55
      Крымских татар и калмыков никогда с татарами не суммировали. Это разные народы.
    2. +1
      9 марта 2019 14:06
      Все думают, что калмыков в то время было сотни тысяч или миллион, как других народов, но извольте, чисто калмыцкое население Калмыкии в то время примерно 95 -120 тыс. человек, из 220 тысяч на такую огромную территорию, из них 75 тыс (в основном женщины, дети , старики) выселели, 5-7 тыс. предатели, остальных сняли со всех фронтов и отправили в ссылку, не считая погибших.

      Это же капля в море, по сравнению с другими народами, даже если сравнить с потерями вышеуказанных народов. Только под Сталинградом бились миллионные армии и степные банды не смогли бы ничего изменить даже после битвы. Территория Калмыкии на 80 % оккупирована фашистами, остались только малонаселенные пункты. Советские войска создавали очаговое сопротивление южнее Сталинграда, но не сдерживали противника, фашисты на свою сторону переламывали степняков. Представьте себе Советский союз при 80% оккупации, нас бы не было вообще или мы бы говорили на немецком и японском, и сколько было бы полицаев ?

      НА ТАКОЙ МАЛОЧИСЛЕННЫЙ НАРОД, 25 -30 тыс. воевавших на фронтах, 9 героев Советского союза , не считая орденоносцев, ПОСЧИТАЙТЕ ПРОПОРЦИЮ. А сколько было бы еще героев, если бы в 1943 не отправили в ссылку фронтовиков-калмыков.

      За то, что калмыки с Россией подавляли Кавказ и были за одно с Белой армией, Емельяном Пугачевым и т.д., Сталин и Берия решили не церемонится с этим маленьким народом.
      А, проще было Сталину всех расстрелять и никто бы не вспоминал, кто такие калмыки. И воздух бы никто не содрогал. Да вот, международное сообщество помешало.
      1. 0
        14 октября 2022 22:25
        Калмыки сосланные ко второй половине ВОВ заняли второе место по проценту героев после осетин, а в первой половине награды в общем то не особо давали.
    3. 0
      14 марта 2019 07:11
      Цитата: oracul
      Осетины:
      10.700 чел. или 3.02%.

      самый большой процент Героев СССР на душу населения...
  20. +3
    9 марта 2019 04:54
    На фотографии не депортация калмыков, а депортация евреев - звезды на спинах, звезда давида на вагоне. нехорошо считать читателей тупыми. тем более нехорошо, следовать по пути Абсурдистана, умудрившегося выдать за "голодомор" фотографии времен Великой Депрессии в США!
  21. 0
    13 марта 2019 13:53
    Для тех кому интересно, статья О. Шейна. Подробная обстановка по материалам архива Минобороны.
    http://www.uhlib.ru/istorija/na_astrahanskom_napravlenii/p1.php
  22. 0
    14 марта 2019 07:12
    Цитата: Gennady
    сколько было бы еще героев, если бы в 1943 не отправили в ссылку фронтовиков-калмыков.

    они как и чечены снятые с фронт а в итоге - НЕ ПОГИБЛИ дальше в боях..
  23. 0
    30 августа 2022 17:51
    Как сказал Черчилль вторая мировая это продолжение первой, калмыки состояли в донском казачестве и также как большинство казаков воевали за монархию. После гражданской подверглись репрессиям, прошли расказачивание , когда казаков вообще объявляли неполноценными людьми. На счет численности ККК (Калмыцкого кавкорпуса) много инсинуаций, также как с численностью РОА. Тем не менее в газете «Красная звезда) за 1959г. опубликован список Героев ВОВ, в нем указаны места в процентном отношении наций по количеству Героев ВОВ. В нем калмыки на втором месте, не смотря на то что были сосланы во второй половине войны, а в первой половине награды не так уж и легко было получить.
  24. 0
    18 ноября 2023 17:32
    Так, до 70% территории бывшей Калмыцкой АССР, включая её столицу Элисту, присоединили к Астраханской области РСФСР; причем Элисте на некоторое время вернули русское (до 1921 г. вкл.) название – город «Степной», как называлось это поселение до 1921 года. Остальное было распределено по Ставрополью, Сталинградской, Грозненской и Ростовской областям.


    2. Образовать в составе РСФСР Астраханскую область с центром в гор. Астрахани.
    Включить в состав Астраханской области районы бывшей Калмыцкой АССР — Долбанский, Кетченеровский, Лаганский, Приволжский, Троицкий, Улан-Хольский, Черноземельский и Юстинский и гор. Элиста; районы Астраханского округа — Владимировский, Володарский, Енатаевский, Икрянинский, Камызякский, Красноярский, Наримановский, Харабалинский и гор. Астрахань.
    Астраханский округ Сталинградской области ликвидировать.
    3. Районы бывшей Калмыцкой АССР — Мало-Дербетовский и Сарпинский включить в состав Сталинградской области; Западный (Башанта), Яшалтинский — включить в состав Ростовской области; Приютинский — в состав Ставропольского края.
    Председатель Президиума
    Верховного Совета СССР
    М. КАЛИНИН
    Секретарь Президиума
    Верховного Совета СССР
    А. ГОРКИН
  25. 0
    19 ноября 2023 08:58
    Затем на протяжении более века, в период с 1664 по 1771 гг., в низовьях Волги существовало автономное от России Калмыцкое ханство, территория которого в основном совпадала с территорией бывшей Калмыкии в составе Астраханской области в 1944-56 гг.