Из истории артиллерийского образования в России. Ч. 2

17
Учрежденные Петром I школы не давали вполне подготовленные кадры — ни в общеобразовательном, ни в артиллерийском отношениях. Да и закончивших школы, как уже отмечалось, было крайне мало. Вследствие этого, как при Петре, так и позднее, практиковалось направление молодых людей за границу — для обучения. А до получения своих собственных хороших артиллеристов или вообще образованных людей широко практиковалось привлечение иноземцев. Эти иностранцы пользовались большими привилегиями, по сравнению с русскими, а поэтому были мало заинтересованы в развитии наук в России. Но среди них один — Миних, давно сроднившийся с русским народом и осознавший все неудобство и обидность сложившегося положения дел для русских – добился от императрицы Анны Иоанновны уравнения в положении (и в отношении вознаграждения) pyccких офицеров с иностранными, а также учреждения кадетского корпуса для соответствующей подготовки молодых людей.


Х. Миних



Правда, по мысли Миниха, корпус не предполагалось учредить исключительно для нужд артиллерии и даже не исключительно для военных нужд, а «понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, також и в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение», то корпус предназначался для подготовки молодых дворян и к гражданской службе.

В соответствии с таким назначением корпуса, во главу обучения было поставлено изучение иностранных языков, умение обходиться с людьми, в особенности — с иностранцами, умение красиво говорить, так кaк «...сия преизрядная наука великою иногда есть помощью, а особливо в таких случаях, в которых сила, храбрость и мужество не действительны бывают. Она подает искусный способ к получению милости от принцев и великих лиц, также к отправлению дел и договоров с другами, неприятелями и купно иностранными людьми. Сверх того, через нее можно властелином учиниться над человеческими сердцами и обращать по своей воле солдатские и народные мнения» (Артиллерийский журнал. 1862. XI. С. 621.).

Интересно отметить еще некоторые соображения Миниха о пользе и необходимости учреждения в России нового учебного заведения.

Практиковавшиеся командирования для обучения за границу не всегда приносили желаемый результат. Молодые люди должны были покидать своих родителей, тратить много денег, причем многие из командированных, не имея над собой в чужих краях надзора, возвращались такими же неучами, как и уезжали.

Указ об открытии в России военно-учебного заведения последовал 29 июля 1731 г., a открытие кopпyca под названием «Кадетской Академии» состоялось в феврале 1732 г.

Но Шляхетский корпус нельзя рассматривать как полноценную артиллерийскую школу. И артиллерийское образование по-прежнему сосредоточивалось в артиллерийских школах — Петербургской и Московской. Последняя, впрочем, существовала недолго.

Петербургская Артиллерийская школа помещалась на Литейном проспекте, близ Литейного дома. Занятия в школе начинались в 6 часов утра и продолжались до 12 часов. После двухчасового перерыва на обед занятия велись с 14 до 17 часов. Обучение велось, главным образом, путем зазубривания в суровой обстановке — под угрозой порки.

От учащихся требовали заучивания теорем – с тою целью, что это «прилежащих к теоремам делает воздержными и осторожными в рассуждениях и нечувствительно при этом приучает к вниманию, столь нужному в науках и делах».

Понятно, что обучение в школе не давало надежных результатов, не развивало любви к наукe. Одиннадцатичасовое беспрерывное занятие угнетало учеников.

В 40-х годах XVIII в. были введены экзамены для молодых людей, достигших 16-летнего возраста — в том числе и для учеников Артиллерийской школы. Экзамен производился в присутствии члена военной коллегии, в правилах православной веры, арифметике и геометрии. В случае неуспехов в этих предметах из школы выписывались без выслуги в матросы — потому, что "от человека, который в обучении таких безтрудных и ему весьма потребных нayк, никакого радения не показал", нельзя было ожидать пользы (Артиллерийский журнал. С. 626.).

Артиллерийская школа была то соединяема, то разделяема с инженерной школой. В 1733 г. они были разделены, и в Артиллерийскую был назначен учителем Михайло Борисов — которому вменено в обязанность обучать учеников apифметике, геометрии и тригонометрии, иметь за ними надзор и заботиться о довольствии их пищей и одеждой. Для обучения рисованию был назначен из Арсенала мастер резного дела, а для обучения пушечной экзерциции (артиллерийскому делу) из войсковых частей назначались офицеры и унтер-офицеры.

Окончившие обучение выпускались унтер-офицерами в полевую и гарнизонную артиллерию, мастеровыми в арсеналы и пороховщиками на пороховые заводы.

С назначением в 1736 г. начальником (директором) артиллерии капитана Гинтера, школа претерпела существенные организационные изменения. Были образованы два отделения: первое составляло чертежную школу, разделенную на три клacca; второе — apифмeтичecкyю и других нayк школу, тaкже разделенную на три клacca — геометрической, арифметической и словесной науки.

В чертежной школе артиллерию стали изучать не только практически (под pyководством офицеров и унтер-офицеров, командируемых из частей), но и теоретически — «искусству масштабы набирать и оборотами циркули поверять; пушки, мортиры и гаубицы чертить».

В школе преподавалось лабораторное дело. Следует отметить, что последнее получило особенно широкое развитие, и ученики приобретали в этой области не только большие познания, но и достигали большого искусства. Способствовало этому и особое развитие в ту эпоху популярного искусства фейерверков. Для изготовления «потешных огней» еще при Петре I в распоряжение школы был передан зелейный (пороховой) завод.

Ученики носили особую форму, которую были обязаны строго соблюдать. На улицах ученики были обязаны вести себя пристойно и отдавать честь не только офицерам, но и всем знатным кавалерам и дамам.

Специальных книг и руководств по артиллерии не было, кроме книг, привезенных Петром I из заграницы.

Из истории артиллерийского образования в России. Ч. 2

Униформа чинов Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса, 1760-е годы

Только в 1767 г. появилось руководство, составленное Капитаном Вельяшевым-Волынцевым — под названием «Артиллерийские предложения для обучения благородного юношества артиллерийского и инженерного шляхетского кадетского корпуса» (в 1762 г. вышла книга «Начальное знание теории и практики в артиллерии с приобщением гидростатических правил с задачами», составленная артиллерии капитаном Михаилом Даниловым).

Интересно отметить следующие слова из предисловия к читателям: «Артиллеристу, желающему в сей науке преуспеть, должно не только в геометрии, алгебре довольно, но тaкжe в физикe и механике иметь некоторое просвещение», а тaкжe определение сущности артиллерии как науки (С. 338): «Артиллерия есть наука, которая показывает правила, как делать состав, называемый порохом, и действующая им машина и употребление оружия».

Чрезвычайно интересна записка артиллерии майора Михаила Васильевича Данилова, написанная в 1771 г. и изданная в Москве в 1842 г. Она характеризует жизнь, быт и характер обучения в артиллерийских школах.

Так, учителем в школе был штык-юнкер Алабушев, по словам записок, человек пьяный и вздорный, который «по третьему смертоубийству сидел под арестом и взят обучать в школу». Этот штык-юнкер, конечно, придавал особое значение в усвоении наук розге. Но, как отмечает Данилов, тогда был столь великий «недостаток в ученых людях при артиллерии, что приходилось прибегать к насаждению артиллерийских знаний людей, подобных Алабушеву».

Конечно, не все учителя были подобного сорта, и Данилов упоминает о капитане Гринкове, человеке «прилежном и кропотливом», сумевшем внушить ученикам тягу к занятиям и не прибегая к крутым мерам. Гринков значительно улучшил преподавание в школе, и школа выпустила немало людей, оказавшихся полезными артиллерии. Данилов особенно отмечает деятельность капитана Гинтера, который в 1736 г. был назначен директором С.-Петербургской артиллерийской школы. По словам Данилова, Гинтер был «человек приятный и тихий и в тогдашнее время первый знанием своим, который всю артиллерию привел в хорошую пропорцию».

Окончание следует...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    13 марта 2019 15:21
    Сложное но интересное время было, в плане учебы тако ж
    Ученье - свет, а неученых - тьма!
    1. 0
      13 марта 2019 15:45
      Цитата: тяжелый дивизион
      Сложное но интересное время было, в плане учебы тако ж
      Ученье - свет, а неученых - тьма!
      У классиков, нашей литературе хорошо описан процесс обучения дорянских недорослей Пушкин-Капитанская дочка. Салтыков -Щедрин Пошехонская старина.Правда и них описаны "передовые методы обучения". Тычки, щипки, подзатылники, порка. И т.д. и т.п. Учителя тоже были на уровне эпохи, пьяницы, охотники до женского пола.
      1. +8
        13 марта 2019 18:21
        так разные учителя то
        клевых больше чем плохих
        иначе не школы а клозеты
        а пьяница и охотник до женского пола это скорее комплимент wink
  2. +11
    13 марта 2019 15:58
    Записка Данилова важный памятник эпохи
    И написано увлекательно. Палитра,с)
  3. +9
    13 марта 2019 18:22
    Эх, сейчас розог не хватает
    особливо в вузах, для хачиков единственное понятное дело сила
    1. +8
      13 марта 2019 18:59
      оно милок лишним не будеть
    2. +1
      13 марта 2019 23:29
      Цитата: Грызун
      Эх, сейчас розог не хватает
      особливо в вузах, для хачиков единственное понятное дело сила

      В самую десятку! Если всыпать нашим отпрыскам немного, то тогда они не о гаджетах будут думать, а может быть хоть немного о учёбе задумаются? request
  4. +8
    13 марта 2019 18:58
    вроде про образование в то время и написано, но так много подробностей, это славно
    тем боле что сам забыл когдась училси
  5. +8
    13 марта 2019 20:11
    Миних много сделал
    в разных областях. Еще один выдающийся русский немец
  6. -5
    13 марта 2019 20:19
    Как то автор в артиллерийских школах первой трети XVIII века совсем не разобрался. Даже в количестве школ.
    По утверждению автора, Московская артиллерийская школа существовала недолго. Утверждение спорное, так как 47 лет (1712 - 1759) для того времени - срок не малый. В 1759 г. школа прекратила свое существование в связи с ее объединением с Петербургской артиллерийской школой.
    Что касается Санкт-Петербурга, тут вопрос интереснее.
    В 1721 для подготовки унтер-офицеров артиллерии при Лабораторном доме создана Артиллерийская школа. В 1730 на Литейном дворе открыта Артиллерийская арифметическая школа для подготовки специалистов из солдатских детей. В 1735 основана Артиллерийская чертежная школа, готовившая из дворянских детей унтер-офицеров арт. и инженерных войск. В 1735 Артиллерийская, Артиллерийская арифметическая и Артиллерийская чертежная школы слиты в Объединную артиллерийскую школу при Лабораторном доме. Она имела 2 отделения: для дворян (подготовка арт. унтер-офицеров) и солдатских детей (подготовка канцеляристов и мастеровых). Эта школа в 1758 объединена с Инженерной школой в Соединенную артиллерийскую и инженерную школу (помещалась на Инженерном дворе, учебный полигон - на Выборгской стороне), которая готовила офицеров и унтер-офицеров артиллерии и инженерных войск (из дворян), канцеляристов, чертежников и мастеровых (из солдатских детей). В 1762 эта школа преобразована в Артиллерийский и инженерный кадетский корпус. В 1759 из школы выделено специальное отделение - Соединенная солдатская школа, объединившая солдатские классы бывшей Объединенной артиллерийской школы и Солдатскую инженерную школу. В 1762 эта школа преобразована в Школу художеств при кадетском корпусе (готовила из дворянских и солдатских детей унтер-офицеров, канцеляристов, чертежников, рисовальщиков и мастеровых для инженерных войск, артиллерии и монетных дворов), а в 1790 - в Солдатскую роту при корпусе.
    Кроме того, имеются неувязки по некоторым историческим персонам.
    С назначением в 1736 г. начальником (директором) артиллерии капитана Гинтера

    Что и кого автор имеет ввиду? Начальником артиллерии в Российской империи в то время был генерал-фельдцейхмейстер русской императорской армии, который капитаном быть не мог по определению.
    Среди таковых третий по счету - Иван Яковлевич Гинтер, который в 1726 году, после увольнения в отставку Я. В. Брюса, получил в управление русскую артиллерию и чин генерал-лейтенанта, в 1727 году произведен в полные генералы. В 1728 году император Пётр II утвердил его в звании российского генерал-фельдцейхмейстера. Умер в 1729 году. Очевидно он и персона " капитана Гинтера, который в 1736 г. был назначен директором С.-Петербургской артиллерийской школы" - совершенно разные люди.
    Все же автору стоит более тщательно готовить материал.
    1. +5
      14 марта 2019 08:55
      На мой взгляд цикл очень интересен. Много редкой информации.
      Ставлю вам Decimam (Виктор) минус - потому что предвзяты и в корне неправы.
      например
      По утверждению автора, Московская артиллерийская школа существовала недолго. Утверждение спорное, так как 47 лет (1712 - 1759) для того времени - срок не малый.

      ну это для кого как
      дальше - бла бла бла. Все известно, так сказать ликбез педии.
      потом
      С назначением в 1736 г. начальником (директором) артиллерии капитана Гинтера

      ты бедолага Decimam (Виктор), прежде чем что-то комментировать - вначале научись понимать что в общем-то написано. И что же написано? А лишь то, что начальником (директором) стал артиллерии капитан Гинтер.
      Гинтер - артиллерии капитан. Или - капитан артиллерии. Дошло?
      Директором школы (а вовсе не начальником артиллерии как посчитал Decimam (Виктор)) стал артиллерии капитан (то есть капитан артиллерии) Гинтер - о чем ниже пишет и сам горе-комментатор.
      Представляете - именно так правильно: не капитан артиллерии, а артиллерии капитан, не гвардии поручик - а поручик гвардии.
      Такие вот у нас тут комментаторы.
      А цикл хорош, ждем финала.
      1. -4
        14 марта 2019 09:13
        Такие вот у нас тут комментаторы.
        Да, такие, хамоватые, тыкающие незнакомым людям и даже не подозревающие, что на ошибки можно указать и без хамства.
        А то, что для Вас в статье "много редкой информации", так это для Вас в статье много редкой информации, не более.
        1. +7
          14 марта 2019 09:24
          для Вас в статье "много редкой информации", так это для Вас в статье много редкой информации

          просто много тех подробностей, которых вы в своей википедии не найдете.
          Ну а если чем обидел - извиняюсь.
          Но разве вы сами не хамоваты - не разобравшись в сути фразы, с умным видом поучаете авторов.
          Когда по справедливости надо было написать не то что
          Как то автор в артиллерийских школах первой трети XVIII века совсем не разобрался.
          , а то что Decimam (Виктор) не разобрался в том кто такой Гинтер - которого этот Decimam (Виктор) записал в начальники артиллерии всей России.
          А за то что тыкал - естественно извиняюсь. Думал что мы все тут братья и все на ты. Кстати (по наблюдениям) сами часто тычите. С этой минуты - только на вы уважаемый.
          Засим и откланиваюсь
          1. -1
            14 марта 2019 09:27
            Кстати (по наблюдениям) сами часто тычите.
            Пример привести не затруднит?
            1. +7
              14 марта 2019 09:31
              Будем в комментариях обсуждать комментаторов?))
              Впрочем я имел в виду (вы ведь поняли) когда вы действует под другой легендой)
              По моему на сегодня достаточно. Не находите? Удачного дня вам дружище!
              1. -2
                14 марта 2019 10:30
                Другая моя легенда - это только в Вашем богатом воображении. Мне и одной вполне достаточно. И Вам всего наилучшего.
  7. +4
    14 марта 2019 21:36
    Все плюсы стоят! Все заслужено! Автору большой привет, жги дальше!!!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»