Рассказы об оружии. КВ: первый тяжёлый советский танк

57
Не спешите говорить о том, что КВ не был первым тяжелым советским танком. Мы не зря употребили слово "боевой". Да, как модель, построенная серией, Т-35 реально стал первым советским тяжелым танком. И для парадов подходил вполне. Но его боевая польза оказалась более чем условной. Впрочем, мы об этом уже писали вот здесь: «Рассказы об оружии. Танк Т-35. Самый бесполезный в мире?»

Так что не сильно преувеличивая, мы считаем, что тяжелый танк КВ стал первой реально боевой машиной РККА в этом классе.



Встретившись в первые же дни войны с советским тяжелым танком КВ, немцы тут же окрестили его "Призраком". Машина, которая могла в одиночку вести бой сразу с несколькими противниками. Машина, броню которой не брали противотанковые пушки. Достойнейший противник для любой бронетехники немцев. Да и вообще, для любой бронетехники того времени.

Сегодня существует множество материалов об этом семействе танков. На любой вкус. От разгромной критики до обожествления. Соответственно, у любителей бронетехники военного периода уже сложилось совершенно противоположное мнение об этом великолепном или отвратительном танке.

Однако все сходятся во мнении, что первый период войны это действительно был самый сильный танк. И именно он во многом вынес тяготы самого сложного временного отрезка Великой Отечественной.

Примеров удачных и показательных действий экипажей КВ предостаточно. От действий экипажа Колобанова под Ленинградом до экипажа Коновалова под Воронежем.

Рассказы об оружии. КВ: первый тяжёлый советский танк


И сами немцы отдавали дань уважения боевой машине, потому как, если что-то и могли противопоставить, то весьма и весьма немногое.





Но общая картина впечатляет. И вот теперь стоит посмотреть, откуда появился КВ. Мы привыкли рассматривать боевые машины из нашего сегодня, современными глазами и мозгами. А между тем до начала Второй мировой войны никто понятия не имел, какими характеристиками должен обладать тяжелый танк. Даже об эффективности той или иной конструкции можно было только догадываться.

Уже упомянутый нами танк прорыва Т-35.



Несмотря на то, что этот пятибашенный гигант был запущен в серию, участие в боевых действиях он принимал весьма условное, о чем мы в свое время рассказывали. Парадный танк, быстро исчезнувший в первый период войны, потому что не был доведен до ума, то есть абсолютно не отвечавший самим требованиям той войны.

Лишь во второй половине 30-х годов в СССР наконец-то было выработано хоть какое-то понимание самой концепции танка прорыва. Именно тогда появляется знаменитый "С. М. Киров". Тот самый опытный СМК с двумя башнями, который и стал основой для разработки "Клима Ворошилова".



Тяжелые танки должны не только обладать мощным вооружением с пушками калибра 76 мм и 45 мм, но броней не менее 75 мм по бортам, которая бы обеспечивала защиту не только от 47-мм пушки на всех дистанциях, но и от огня 76-мм пушки на дальности 800-1000 метров.

Сам танк КВ появился именно как уменьшенная копия СМК. Конструкторы, убрав вторую башню, уменьшили длину машины. И достаточно сильно. На два катка. Интересно то, что вообще сама концепция этого танка не рассматривалась руководством как перспективная.

Но был один человек, который верил в концепцию однобашенного танка прорыва. Это начальник АБТУ РККА комкор Павлов.



Именно по его настоянию на разработку такой машины были направлены выпускники ВАММ им. Сталина, которые прибыли на Кировский завод для выполнения дипломного проекта. Кстати, это и объясняет появление в числе руководителей проекта А. С. Ермолаева.



Афанасий Семенович Ермолаев был именно руководителем дипломного проекта этой группы выпускников. Хотя, по нашему мнению, незаслуженно не упоминается ещё один из руководителей – Леонид Егорович Сычев.



Руководство проектом создания танка Сычев и Ермолаев осуществляли вместе.

Танк получился. Ведущий конструктор Ермолаев представил машину в августе 1939 года под индексом О-У. Прототип О-У действительно имел две пушки: 76-мм (Л-11) и 45-мм. Кроме этого, на танк было установлено три пулемета – один ДК и два ДТ. Кроме вооружения, машина получила дизельный двигатель, торсионную подвеску и такую броню, которую действительно не пробивали бронебойные снаряды того времени.



Главным конструктором нового танка, получившего к тому времени имя Клима Ворошилова, стал Николай Леонидович Духов.



На заводских испытаниях машина показала себя достаточно хорошо, хотя и были обнаружены многочисленные недоделки. Существует письмо военпреда Кировского завода военинженера 3-го ранга Каливоды на имя наркома Госконтроля Л. Мехлиса, в котором прямо говорится о необходимости срочной доработки этой машины для принятия её хотя бы как учебной.

В августе 1939 года был изготовлен первый экземпляр КВ. Именно КВ, а не КВ-1, как ошибочно утверждается в некоторых изданиях. Единица, как это ни парадоксально звучит, появилась позже двойки.

29 ноября 1939 года, за один день до начала советско-финской войны, в 20-ю танковую бригаду (танки Т-28) для военных испытаний передали сразу три перспективных машины — СМК, Т-100 и КВ.

Первый свой бой КВ провел 17 декабря 1939 года при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма. Машина показала себя вполне достойно. Как, впрочем, и другие. Правда, СМК подорвался на фугасе на третий день испытаний и больше не использовался.

Однако военным не понравилась маломощная пушка. Л-11 просто не справлялась с укреплениями финнов. Вот тогда-то и появилась идея установить на шасси КВ 152-мм гаубицу. Новый танк получил обозначение КВ-2. А первый вариант машины стали именовать КВ-1.













Кстати, на вооружение КВ был принят уже через день после первого боя. 19 декабря 1939 года.

Это послужило одной из причин отказа от СМК и Т-100. Эти машины при одинаковой мощности вооружения (мощнее, чем у КВ) были менее бронированы, сложнее в производстве и тяжелее КВ. Хотя споров такое решение вызвало много.

Сегодня можно много говорить о потерях в первые месяцы войны. Даже не столько о потерях, сколько о том, что множество машин просто брошено экипажами из-за неисправностей и недостатка горючего. Но давайте посмотрим на тех, кто воевал в 1941-м на КВ.

Экипажи тяжелых танков в подавляющем большинстве до первого боя имели практически никакую подготовку. Механики-водители, по официальным данным, имели 3-5 часов вождения! Даже такая мелочь, как наставление по эксплуатации КВ, была дефицитом. Одно на батальон!

Но даже при таких условиях КВ произвел впечатление на противника. Танк прорыва использовался как оборонительный. Взять его могла только зенитная 88-мм пушка, полевые 150-мм орудия и 105-мм гаубица. Остальная артиллерия годилась только для высекания искр и воздействия на слуховые рецепторы танкистов.

Немцы тоже прилежные ученики. Через полгода после начала войны немецкие танки получили 50-мм и 75-мм пушки, а в конце 1942 года на фронте появился «Тигр» (Pz-VI). «Тигры» поражали КВ на дальности в 1,5-2 км, тогда как 76-мм пушка КВ могла подбить немецкую машину всего лишь с 500 метров.

Тогда же у немцев появились и "Panzerjägerkanone" вместо "Panzerabwehrkanone". Пушка охотников на танки вместо противотанковой пушки Pak-40.

75-мм пушка, поставленная на шасси, практически полностью ликвидировала превосходство КВ и Т-34 в броне. Любое попадание из этого орудия считалось фатальным. Тогда как 50-мм подкалиберные снаряды имели всего 50% фатальных попаданий. Так, в принципе неплохой танк КВ стал ненужным для армии.

Но отказываться от тяжелых танков в РККА не думали. Началось традиционное противостояние брони и снаряда. Конструкторы начали утяжелять машины более мощной броней. Тяжелые танки периода 1940-41 годов были действительно тяжелыми. Достаточно сказать, что самый легкий такой прототип весил 60 тонн!

Да и вооружение таких машин внушало уважение. Не менее 100 мм! Примером такого монстра может служить прототип КВ-7. Он более известен специалистам под другим именем — КВ-220. Классический штурмовой танк в понимании того времени. Вооруженный тремя (!) пушками. Основное орудие 76-мм и два 45-мм орудия.

Такая "артиллерия" сыграла с танком злую шутку. Стрелял он не туда, куда наводил наводчик, а туда, куда хотелось самому танку. Даже Ворошилов после испытаний этого прототипа выразился очень образно: "До сегодняшнего дня я считал артиллерию точной наукой".

Ещё один интересный прототип — танк со спаркой 76-мм пушек. Представляете себе эту машину?

Были прототипы с пушкой-гаубицей (КВ-9). Был даже прототип с ракетным вооружением — КВ-1 КРАСТ. Обозначение "короткая ракетно-артиллерийская система танковая" как раз и имел такой танк.







Все то, о чем говорилось выше, — достаточно сложное решение. А в условиях войны решения должны быть легкими, дешевыми и технологичными. Самым простым из таких решений выглядело простое увеличение бронирования на уже существующих машинах. Причем это касалось не только КВ, но и Т-34 и Т-28.

Эти прототипы имели индекс "Э". Дополнительные маски назывались экранами. Отсюда Э — экранированный. Простое решение не всегда хорошее. Машины были рассчитаны на определенный вес и, соответственно, утяжеление приводило к существенному ухудшению динамических качеств танков.

В случае же с КВ это вообще выглядело глупо. Дело в том, что уже в 1941 году пришло понимание того, что машина бронирована излишне. Стремление сделать крепость на гусеницах привело к совсем не нужным миллиметрам брони на бортах и корме. Большинство попаданий было в лоб.

Решение подсказали сами военные. Из частей и соединений часто поступали жалобы на низкую маневренность и скорость наших тяжелых танков. Командиры связывали большие потери и с этой особенностью "крепостей". Конструкторы получили задание увеличить скорость танка.

Решение проблемы было найдено в КБ Челябинского тракторного завода. Проанализировав потери танков в боях, на ЧТЗ пришли к тому же выводу, который озвучили мы выше. И уже в мае 1942 года предложили новый танк — КВ-1С.











Откуда появилась расшифровка "С" как специальный или скоростной, мы не знаем. Официально же эта машина называлась танк КВ-1 скороходный. Скороходность была действительно существенно увеличена. До 43 км/ч. За счет чего? За счет бронирования.

К июлю 1942 года появился именно этот модернизированный вариант первой серии танка. Броню по бортам уменьшили до 60 мм. Стало применяться броневое литье, которое также снизило вес. Была изменена конструкция башни в сторону уменьшения толщины. При этом на ней появилась командирская башенка.

На КВ-1С устанавливалась новая коробка переключения передач, бортовые редукторы, новый главный фрикцион, новая система охлаждения. Для шасси так же использованы другие материалы. Машина получила облегченные катки, облегченные гусеницы, облегченный ленивец.

С этой машиной случился казус. Танк КВ-1С был принят на вооружение больше чем за неделю до окончания государственных испытаний, 20 августа 1942 года. А испытывали машину до 26 августа 1942 года. Таким образом, в серию машина пошла ещё до принятия на вооружение.

Вроде бы все требования были учтены, но… Но получилось так, что КВ-1С «не зашел». Все было хорошо, но в 1943 году пошли в танковые войска вермахта «Тигры» и «Пантеры», орудия которых вполне нормально справлялись с броней КВ, а вот ответить взаимностью наш танк мог с большим трудом. 76-мм орудие явно требовало замены. К тому же усиление бронирования классических Pz-IV в целом полностью свело на нет все работы по КВ.

В первую очередь требовалось более мощное орудие. Например, 85-мм орудие Д-5.

Орудие и даже башня уже были готовы. Правда, предназначены они были для нового танка — "Иосиф Сталин". Брать чужую башню было достаточно сложно. Дело в том, что башня для ИСа делалась в Челябинске, а шасси КВ производили в Ленинграде. Поэтому на Кировском заводе создали собственную модель башни.

В конечном счете на КВ-85 пошла все-таки башня от ИСа, но один-единственный экземпляр «оригинального» КВ-85 сохранился до нашего времени и стоит в качестве памятника на проспекте Стачек в Санкт-Петербурге. Это как раз тот самый прототип с собственной (Ленинград) башней.



А вот КВ-85 с башней от ИС, увы, время не пощадило, и их можно видеть только на фотографиях военной поры.

Машина, которую можно увидеть, пощупать и осмотреть, та, что вы видите на наших фото, это ещё одна модификация КВ. Точнее, КВ-8.



Наш советский огнеметный танк, который сеял панику среди немецких солдат и офицеров. "Горело всё!" — это о нем. Таких машин вместе с КВ-8С было выпущено всего 139 единиц. Мало? Сложно сказать, тут дело в специфике применения.

На первый взгляд машина почти не отличается от обычной. Пушка, спаренный пулемет, обычное шасси. На самом деле здесь действует принцип "не верь глазам своим".



Пушка приличного, вроде бы обычного для тяжелого танка, калибра — не более чем имитация. На самом деле это 45-мм орудие в маскировочном кожухе. Да и пулемета на привычном месте нет! Там находится огнемет АТО-41 "Змей Горыныч". АТО — автоматический танковый огнемет.



Эффективность на дальности до 130 метров — ничего живого не оставалось! Немцы, увидев КВ-8 или Т-34 с АТО, просто бежали с позиций. Другой вопрос, что идентифицировать огнеметный танк было непросто.

Вообще-то, «Змей Горыныч» — так прозвали именно танк Т-34 с АТО. Уже потом название распространилось и на КВ, да и на сам огнемет.

А выпускалось это чудо техники (на тот момент больше никто в мире такого вооружения не производил) в поселке Карабалых Кустанайской области. В обычном зерносовхозе. Вот такие чудеса бывают.

А закончим мы наш рассказ о том, почему танк КВ вечен. Именно так — вечен! Вечность — это непродолжительность жизни отдельного экземпляра или индивида. Вечность – это продолжение в потомках!

Потомок того, кто погибал в первые месяцы войны, того, кто горел, защищая отступающие войска, стал самым грозным, самым сильным танком Второй мировой войны! Да, семейство тяжелых ИС — прямые потомки неуклюжих, слабовооруженных, со множеством недоделок и конструкторских ошибок КВ.

КВ просто поменял фамилию. КВ-13, он же объект 233, средний танк тяжелого бронирования, созданный на ЧТЗ в 1942 году, стал танком ИС-1. А вот КВ-9 со 122-мм танковой гаубицей У-11, объект 234, стал ИС-2.

Создание новой техники, особенно военной техники, всегда связано с множеством проблем, которые выявляются уже в процессе опытного производства. Но больше всего проблем выявляется все-таки в бою. Особенно это касается совершенно новых разработок.



"Клим Ворошилов" был первым советским тяжелым танком, Т-35 вообще сложно рассматривать как боевую машину. Так что КВ и его дальнейшее развитие вполне можно считать машиной, которая оказала влияние не только на отечественное танкостроение, но и на западные школы конструкторов. Так что в любом современном танке есть его пусть маленькая, но частичка.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    9 апреля 2019 18:12
    Движок у него слабоват был ! Манёвренность никакая ....
    1. +17
      9 апреля 2019 18:23
      Цитата: ФЕОДОР
      Движок у него слабоват был ! Манёвренность никакая ....

      Движок нормальный был, а вот коробка передач и главный фрикцион...эти да, сильно портили машину, как и система воздухоочистки двигателя.
      1. +1
        10 апреля 2019 04:48
        Для Т-34 нормальный ! А КВ был в полтора раза тяжелее !
        1. +1
          10 апреля 2019 06:02
          Цитата: ФЕОДОР
          Для Т-34 нормальный ! А КВ был в полтора раза тяжелее !

          Так ему и не надо было так быстро "бегать", не по чину. Его "фирменный стиль" плавное и не торопливое движение. И именно дизель для этого подходил лучше всего. Да и для КВ модификация было чуть форсирована
        2. +1
          10 апреля 2019 06:11
          Цитата: ФЕОДОР
          Для Т-34 нормальный ! А КВ был в полтора раза тяжелее !

          На КВ стоял двигатель В-2К мощьностью 600л.с.
          "Существовала и другая модификация этого двигателя – В-2К, отличавшаяся повышенной до 442 кВт (600 л.с.) мощностью. Увеличение мощности достигалось за счёт повышения степени сжатия на 0,6–1 ед., увеличения частоты вращения коленчатого вала на 200 мин–1 (до 2 000 мин–1) и подачи топлива. Модификация первоначально предназначалась для установки на тяжелых танках KB и изготавливалась на ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) по документации ХПЗ. Массогабаритные показатели по сравнению с базовой моделью не изменились." http://www.gruzovikpress.ru/article/2993-dizelniy-dvigatel-v-2/
    2. +8
      9 апреля 2019 18:27
      Движок, в принципе, был неплох. А вот трансмиссия никакая. Мехвод должен был явить мастерство и не попалить фрикционы.
      1. +2
        9 апреля 2019 19:31
        Цитата: АС Иванов.
        Движок, в принципе, был неплох.


        Если бы этот движок часто не ломался, то был бы не плох.
        1. +1
          9 апреля 2019 20:07
          В-2К это модификация В-2, дизеля, который ставился на тридцатьчетверки. После войны на базе В-2, было создано целое семейство двигателей различного назначения. Да, ресурс двигателей первых выпусков был невелик, но, в целом, он был неплох.
          1. +3
            9 апреля 2019 20:28
            Цитата: АС Иванов.
            Да, ресурс двигателей первых выпусков был невелик, но, в целом, он был неплох.


            Те. если двигатели на КВ-1 в 1941-первой половине 1942 года не редко выходили из строя после того, как КВ-1 проходил своим ходом 50-100 км. это не плохо?
        2. +5
          9 апреля 2019 22:46
          Цитата: NF68
          Если бы этот движок часто не ломался, то был бы не плох

          Он выходил из строя часто из-за отвратительной системы очистки воздуха, которая требовала очисти каждые 50 км по грунтовым дорогам. К сожаления боевая обстановка не позволяла это делать согласно регламентов. Вот и одна из главнейших причин выхода движка из строя
          1. +3
            10 апреля 2019 01:39
            Цитата: svp67
            Он выходил из строя часто из-за отвратительной системы очистки воздуха, которая требовала очисти каждые 50 км по грунтовым дорогам. К сожаления боевая обстановка не позволяла это делать согласно регламентов. Вот и одна из главнейших причин выхода движка из строя

            Вот здесь поддерживаю полностью. Эксплуатация без воздухоочистителя или с плохим воздухоочистителем изнашивает двигатель ноль, в первую очередь это касается поршневой группы. Причём это касается как наших, так импортных двигателей.
          2. +3
            10 апреля 2019 15:16
            Цитата: svp67
            Он выходил из строя часто из-за отвратительной системы очистки воздуха, которая требовала очисти каждые 50 км по грунтовым дорогам.

            Если быть точным, то при движении по просёлку требовалась очистка воздушных фильтров через каждые 1,5 часа работы двигателя, вне зависимости от километража.
          3. +2
            10 апреля 2019 17:21
            Цитата: svp67
            Цитата: NF68
            Если бы этот движок часто не ломался, то был бы не плох

            Он выходил из строя часто из-за отвратительной системы очистки воздуха, которая требовала очисти каждые 50 км по грунтовым дорогам. К сожаления боевая обстановка не позволяла это делать согласно регламентов. Вот и одна из главнейших причин выхода движка из строя


            Качество изготовления многих деталей двигателя тоже долгое время хромало. Плюс к этому низкий уровень подготовки мехводов.
    3. +3
      10 апреля 2019 15:14
      Главная проблема КВ в том, что ходовая и трансмиссия в нём были рассчитаны, исходя из массы танка 40 тонн. Об этом прямо писалось в отзыве из ГАБТУ на очередной проект САУ на базе КВ - как обоснование требования по снижению массы САУ.
  2. +7
    9 апреля 2019 18:26
    Мы не зря употребили слово "боевой".
    Может и употребили, но пропустили, так понимаю в заглавии. И если уж быть честным, то надо еще одно определение добавить - "серийный". Так как за право первого "боевого" с КВ по праву могут поспорить СМК и Т-100.
    1. +10
      9 апреля 2019 18:40
      Что интересно, последняя операция КВ-1с была — прорыв линии Маннергейма в 1944. Куда их собирали уже буквально поштучно со всех фронтов по приказу Мерецкова. Танк закончил свой путь, там же, где и начал: прототип КВ-1 испытывался в боях на Карельском перешейке в Советско-финской войне.
      Кстати на фотографии изображен макет танка КВ-2. Настоящий КВ-2 стоит в Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации в Москве, там неплохая подборка исторической бронетехники.
      1. +2
        9 апреля 2019 19:20
        Аристарх Людвигович, я разговаривал с фронтовиками и двое мне говорили,что " Климы" участвовали в разгроме Квантунской армии.
        Ещё пацаном был и мне старик говорил:" у японцев техники не было хорошей: наш"Клим " японский легкий танк в коровью лепешку раздавливал". Тогда я не интересовался деталями, а сейчас думаю:танки использовались как неподвижные огневые точки
        1. +2
          9 апреля 2019 20:23
          Цитата: vladcub
          Аристарх Людвигович, я разговаривал с фронтовиками и двое мне говорили,что " Климы" участвовали в разгроме Квантунской армии.
          Ещё пацаном был и мне старик говорил:" у японцев техники не было хорошей: наш"Клим " японский легкий танк в коровью лепешку раздавливал".

          Вряд ли в 6-й ГвТА были КВ.
          Численный состав
          на 22.06.1944 (3-й БФ) - 627 танков и САУ, в т.ч.: 29 ИС, 350 Т-34, 39 МК-9, 64 М4А2, 23 ИСУ-152, 42 СУ-85, 22 СУ-76, 21 М10, 37 СУ-57
          1. +4
            9 апреля 2019 21:52
            Вполне возможно, что "Климами" могли называть все тяжёлые танки.
            Как "Катюшей" называли всё, от БМ-8 до БМ-31. А не только БМ-13
            1. +5
              9 апреля 2019 22:50
              Цитата: Аристарх Людвигович
              Что интересно, последняя операция КВ-1с была

              Знаете вся 3-ья гвардейская танковая армия знала единственный КВ-1с, находящийся в ее составе, это был танк командарма. И на нем он дошел до Берлина и до Праги.
              Да и в музее города Верхняя Пышма в прошлом году появился КВ-1С


              Цитата: vladcub
              наш"Клим " японский легкий танк в коровью лепешку раздавливал".

              Цитата: Лопатов
              Вполне возможно, что "Климами" могли называть все тяжёлые танки.

              Цитата: Альф
              Вряд ли в 6-й ГвТА были КВ.
              Согласно Боевого и Численного состава РККА на 9 августа 1945 года в составе войс на Дальнем Востоке находились:
              1 Дальневосточный Фронт, 1-ая армия - 48 оттп
              Забайкальский фронт, Конно-механизированная группа - 3 ттп
              Возможно, что в их составе и были КВ. Пока данных о технике этих частей не нашел
              1. +3
                9 апреля 2019 23:51
                Цитата: svp67
                Возможно, что в их составе и были КВ. Пока данных о технике этих частей не нашел

                Нашел:
                1. Данные по наличию БТТ на Дальнем Востоке (согласно Справки о наличии и техническом состоянии танков на Дальнем Востоке на 5 августа 1945г. Документ №534 от 30.09.1945г. из всё того же сборника Приказов по ГАБТУ).
                Танков - 5548 ( в т.ч. 4841 испр.)
                ИС - 19 (6 испр.)
                КВ - 77 (47)
                Т-34 - 1899 (1794)
                М4-А2 - 250 (250)
                БТ-7 - 1030 (797)
                БТ-5 - 190 (101)
                Т-26 - 1461 (1272)
                Т-60-70 - 46 (14)
                МК-3 - 81 (78)
                М-3с - 1
                М-3л - 1
                Т-38 - 325 (304)
                Т-37 - 52 (52)
                Т-27 - 56 (56)


                То есть 47 исправных КВ и 30 не исправных

                2.Данные из статистического сборника №5 "Боевой и численный состав ВС СССР в период ВОВ 1941-45гг." на 20.11.1942г:
                Дальневосточный фронт - 1548 танков (22 тяжёлых, 42 средних, 1484 лёгких), в учебных и запасных частях - 89 танков (все лёгкие), в ВУЗах(воен. училищах) - 12 танков (10 лёгких и 2 специальных), в войсках боевого обеспечения - 63 танка (31 лёгкий и 32 специальных). Всего в войсках группировки: 1712 танков (22 тяж.. 42 ср., 1614 лёг., 34 спец.)
                Забайкальский фронт - 746 танков (32 тяж., 20 ср., 694 лёг.), учебные - 88 танков (все лёгкие), ВУЗ - 1т.(лёгкий), части б/об-я - 7 танков (все лёг.)
                Всего в войсках группировки: 842 танка (32 тяж., 20 сред., 790 лёг.).
                Что касается наличия тяжёлых танков, то в войсках ЗабФр они находились на вооружении нештатных рот при танковых полках 61-й и возможно 111-й тд (например - в 141-м тп 61-й тд, согласно приказа №4/01920 от 10.12.42г. по 17-й армии).

                3.К 1.12.43г в составе 1-й армии ДВФр был сформирован 48-й отд. тяжёлый танковый полк, с дислокацией в пос. Липовцы, на вооружении которого находились 21 - КВ
        2. +1
          10 апреля 2019 13:21
          Цитата: vladcub
          Тогда я не интересовался деталями, а сейчас думаю:танки использовались как неподвижные огневые точки
          Святослав, хочу разочаровать, японцы не использовали танки как НТОТ(неподвижные танковые огневые точки). При обороне некоторых Курильски островов японцы использовали лёгкие танки, но наши КВ на острова не десантировали. В.Рунов "Все укрепрайоны и оборонительные линии Второй Мировой"
      2. +1
        9 апреля 2019 20:14
        Цитата: Аристарх Людвигович
        Кстати на фотографии изображен макет танка КВ-2

        Какой-то он слишком мощный для макета...
        1. +2
          9 апреля 2019 22:48
          Цитата: Лопатов
          Какой-то он слишком мощный для макета...

          Там больше подходит - реплика. Этот танк реплика КВ-2, из металла, но не броневой стали.
      3. +1
        10 апреля 2019 09:35
        Цитата: Аристарх Людвигович
        последняя операция КВ-1с была — прорыв линии Маннергейма в 1944. Куда их собирали уже буквально поштучно со всех фронтов по приказу Мерецкова

        У вас очень интересная информация, если возможно, не поделитесь источником? Дело в том, что Черчилли и ИСы "отметились" на многих фото, что финских, что наших, а вот КВ-1С нет. И, немного поправлю, "линии Маннергейма" (ЛМ) как таковой уже не было, так как все мало мальски серьёзные сооружения, прежде всего ДОТы, были подорваны ещё в период боёв Советско-Финской. Например, 31-й гвардейский тяжелый танковый полк прорыва с танками ИС атаковал там же, где в Советско-Финскую атаковал СМК и КВ ( УР Сумма-Хотинен) и в 1944-м году у финнов уже не было возможности использовать взорванные ДОТы, их оборона состояла из вновь вырытых сооружений полевой фортификации для пехоты и ПТ-орудий. Так как основная линия укреплений- VT-линия (Карельский вал) , была построена финнами гораздо ближе к Ленинграду чем ЛМ и именно на неё делалась ставка финским командованием.
        1. +2
          10 апреля 2019 18:03
          Цитата: Blue Fox
          У вас очень интересная информация, если возможно, не поделитесь источником?

          Вот статья интересная: "Достаточно сказать, что в 1944 году в составе войск Ленинградского фронта было достаточно много танков Т-26 (220 тбр). Касаясь боевых машин других марок, необходимо заметить, что в отдельных гвардейских танковых полках прорыва преобладали боевые машины КВ-1, КВ-1С и MKIV "Черчиль III/IV", в отдельных танковых полках и бригадах ~ Т-34/76".
          https://secrethistory.su/231-shturm-karelskogo-vala.html
          1. +1
            10 апреля 2019 18:32
            Благодарю.
      4. +4
        10 апреля 2019 18:58
        Цитата: Аристарх Людвигович
        Что интересно, последняя операция КВ-1с была — прорыв линии Маннергейма в 1944. Куда их собирали уже буквально поштучно со всех фронтов по приказу Мерецкова.

        Я, конечно, понимаю. что в масштабах страны Печенга и Карельский перешеек совсем рядом, но надо же быть точным. smile
        Мерецков собирал КВ для Петсамо-Киркенесской операции - резонно предполагая, что у горных егерей противотанковых средств немного и на появление тяжёлых танков ни таком ТВД они вряд ли рассчитаны.
        1. 0
          10 апреля 2019 21:20
          Алексей! Спасибо за дополнение hi
  3. +5
    9 апреля 2019 18:52
    Вот тогда-то и появилась идея установить на шасси КВ 152-мм гаубицу. Новый танк получил обозначение КВ-2. А первый вариант машины стали именовать КВ-1.

    Нет. Эти обозначения они получили гораздо позже. Сначала же оба КВ в документах значились как "КВ с малой башней" и "КВ с большой башней". Под обозначением КВ-2 второй был принят на вооружение только в начале 1941-го года; соответственно, и "КВ с малой башней" стал КВ-1.
  4. +4
    9 апреля 2019 19:17
    Немцы, увидев КВ-8 или Т-34 с АТО, просто бежали с позиций. Другой вопрос, что идентифицировать огнеметный танк было непросто.


    Дак в том-то и фишка. Идентифицированный огнеметный танк - цель №1, и специализированные огнеметный танки на этом и горели (в прямом и переносном смысле). Но вот Т-34 и КВ с удачно расположенными огнеметами - отличить такой танк от обычного линейного можно было лишь на дистанции, примерно равно дистанции огнеметания, когда было уже поздно. Кмк, лучшие огнеметные танки ВОВ, особенно КВ-8.
  5. -2
    9 апреля 2019 19:22
    В случае же с КВ это вообще выглядело глупо. Дело в том, что уже в 1941 году пришло понимание того, что машина бронирована излишне. Стремление сделать крепость на гусеницах привело к совсем не нужным миллиметрам брони на бортах и корме. Большинство попаданий было в лоб.

    Это основной конструкторский просчёт.
    Не считая трансмисии и пушки.
    1. +1
      9 апреля 2019 20:16
      Цитата: lucul
      Не считая трансмисии и пушки.

      На момент создания военные считали мощность 76-мм орудия достаточной для выполнения всех задач на поле боя. Но Грабин работал на опережение и
      Новые мощные 85-мм и 95-мм танковые пушки начали разрабатываться уже летом 1940 года в КБ завода № 92. Осенью того же года они прошли испытания в башне танка Т-28.
    2. +6
      9 апреля 2019 20:18
      На самом деле, это распространенное заблуждение. Итак, смотри статистику поражений БТТ 2-ой гв. танковой армии за 1945 год в ходе Берлинской операции (это не только бои за сам город - это и бои в предпольях):
      Боковые части башни - 16% (причем левая 9,7; правая 6,3 - мб из-за расположения курсового пулемета, который как раз перекрывал правый фланг?)
      Корма башни - 2,3%
      Лоб башни (включая маску орудия и само орудие) - 18,5%
      Погон башни (со всех ракурсов)- 4,6 %
      Верхний лист башни - 4,6%
      Лоб корпуса - 17,1%
      Боковые части корпуса - 28,7%
      Корма корпуса (включая надмоторную броню) - 8,2%

      Итого на борта приходится суммарно 44,7% поражения - что вполне логично для организованной ПТО - танки бьют не с двух километров в лоб, а фланкирующим огнем с ближней дистанции. И поэтому, относительно равнопрочная броня КВ и Т-34 в 1941-1942 была очень даже кстати - пока основным орудие ПТО была Pak 35/36. Да и Pak 38 тот же КВ на реальных дистанция боя не очень-то брала. Но вот стоило появиться 75-мм пушкам, и уже выбор между либо равнопрочным, и фактически противопульным бронированием, либо резко дифференцированным противоснарядным встал в полный рост.

      PS https://rostislavddd.livejournal.com/331218.html - ссылочка
  6. +2
    9 апреля 2019 19:39
    Спасибо за материал. Скажем так, ничего нового, но для тех, кто не знает историю танков КВ начало не плохое.
    1. -1
      10 апреля 2019 17:26
      Статья более чем слабая, автор походу перепечатал Вики и то хреново)))
  7. +2
    9 апреля 2019 20:07
    А вот КВ-9 со 122-мм танковой гаубицей У-11, объект 234, стал ИС-2.

    Не стал КВ-9 ИСом вторым. Кардинальная разница в орудиях, в ходовой.
    КВ-13, он же объект 233, средний танк тяжелого бронирования, созданный на ЧТЗ в 1942 год стал танком ИС-1.

    Что общего ? Только похожесть корпуса. Орудие другое, броня разная, даже количество катков и то разное, про массу можно и не говорить.
  8. BAI
    0
    9 апреля 2019 20:11
    Самая главная проблема КВ - необученность экипажей. Если бы каждый танк смог бы уничтожить по 5 немецких танков (а по характеристикам и возможностям это было более, чем реально в 1941 году (Колобанов, Гудзь (тот же Рассеняйский танк)), ход войны был бы совсем другим.
    Есть данные:
    к июню 1941 года число подготовленных экипажей для этих машин не превышало 150.

    И на счет КВ-1С.
    Фото в статье не совсем согласуется с этим:
    1. BAI
      +1
      9 апреля 2019 20:24
      вот фото КВ-1С

      Танки КВ-1С из состава танковой колонны «Челябинские колхозники». Январь 1943 года.
      Обратите внимание на башню.
      1. 0
        10 апреля 2019 05:09
        ВАI все верно! В одном случае изображён КВ-85 в другом КВ-1с.
    2. 0
      9 апреля 2019 20:30
      Самая главная проблема КВ - неумелое их применение в начальный период войны.
  9. BAI
    +3
    9 апреля 2019 21:07
    Кстати, если на фото мы видим КВ-1 из Верхней Пышмы, то это танк, восстановленный Сергеем Чибиниевым пос. Мамонтовка Мос.обл. Из окна электрички я сам наблюдал процесс восстановления.
  10. +2
    10 апреля 2019 00:01
    Много хороших фотографий. Это авторы молодцы, неплохая подборка к статье.
  11. +3
    10 апреля 2019 07:50
    Разве Ж.Котин не принимал участие в разработке танка КВ?
    Его совсем забыли хреново.
    1. 0
      10 апреля 2019 17:27
      Автор просто не смог в историю)))
  12. +3
    10 апреля 2019 13:54
    На заводских испытаниях машина показала себя достаточно хорошо, хотя и были обнаружены многочисленные недоделки. Существует письмо военпреда Кировского завода военинженера 3-го ранга Каливоды на имя наркома Госконтроля Л. Мехлиса, в котором прямо говорится о необходимости срочной доработки этой машины для принятия её хотя бы как учебной.

    Вообще-то, письмо Каливоды датировано августом 1940 года. И писал военпред совсем о другом - о том, что ЛКЗ продолжает производство и сдачу армии КВ с теми же самыми недостатками, которые были выявлены ещё на испытаниях - и не предпринимает никаких усилий по их устранению.
    Но даже при таких условиях КВ произвел впечатление на противника. Танк прорыва использовался как оборонительный. Взять его могла только зенитная 88-мм пушка, полевые 150-мм орудия и 105-мм гаубица. Остальная артиллерия годилась только для высекания искр и воздействия на слуховые рецепторы танкистов.

    Красиво написано. Вот только данными отечественных испытаний трофейных ПТП это не подтверждается. Неэкранированный КВ был уязвим уже для 50-мм ПТП:
    50-мм противотанковая пушка PaK.38, обыкновенный бронебойный:
    75-мм лист по нормали показал предел тыльной прочности 700 м, предел сквозного пробития 400 м. То есть начиная с дистанции 700 м и ближе PaK.38 может пробить броню неэкранированного КВ, с 400 м гарантированно пробивает.
    45-мм лист по нормали показал предел сквозного пробития 1500 м, под углом 30 градусов к нормали 1300 м.
    То есть PaK.38 уверенно бьет Т-34 в борт и башню на любых реальных дистанциях боя.

    50-мм противотанковая пушка PaK.38, подкалиберный:
    75-мм лист по нормали показал предел тыльной прочности 870 м, предел сквозного пробития 740 м, под углом 30 градусов к нормали 530 и 470 м соответственно.
    45-мм лист по нормали показал предел сквозного пробития 1300 м, под углом 30 градусов к нормали 700 м.
    © Д.Шеин. Из документов по испытаниям танковой брони отечественного производства трофейными снарядами, состоящими на вооружении германской артиллерии, и снарядами, состоящими на вооружении КА. Гороховецкий полигон с 9-го октября по 4-е ноября 1942 г.
  13. +5
    10 апреля 2019 14:35
    Да и вооружение таких машин внушало уважение. Не менее 100 мм! Примером такого монстра может служить прототип КВ-7. Он более известен специалистам под другим именем — КВ-220. Классический штурмовой танк в понимании того времени. Вооруженный тремя (!) пушками. Основное орудие 76-мм и два 45-мм орудия.

    Смешались в кучу кони, люди...
    КВ-220 - это довоенный опытный танк, промежуточный этап работ по созданию нового ТТ усиленного бронирования на замену КВ. Удлинённая ходовая, новая башня, новая пушка (85-мм). Служил опытным стендом для отработки решений по будущему КВ-3.
    А КВ-7 - это безбашенный штурмовой танк на шасси КВ разработки осени 1941 года. Вооружение - 2х45-мм + 1х76-мм или 2х76-мм. Разработка КВ-7 шла под контролем ИВС, дело даже дошло до начала изготовления малой серии, но затем все работы были свёрнуты. Но их дело не пропало даром. Именно наличие задела по КВ-7 послужило причиной для начала работ по созданию тяжёлой штурмовой САУ со 152-мм орудием - нужно было куда-то деть готовые корпуса. В процессе работ требование на применение корпуса КВ-7 как-то тихо исчезло, а на выходе НИОКР получилась куча "бумажных" САУ со 152-мм и 203-мм орудиями и СУ-152 "в железе".
  14. +5
    10 апреля 2019 14:45
    Брать чужую башню было достаточно сложно. Дело в том, что башня для ИСа делалась в Челябинске, а шасси КВ производили в Ленинграде. Поэтому на Кировском заводе создали собственную модель башни.

    В каком Ленинграде? В блокадном? belay
    Уже в 1941 производство КВ было эвакуировано в Челябинск, на вторую площадку ЛКЗ - ЧКЗ. В Ленинграде остался лишь ремонт и достройка из задела.

    Судя по книге ув. М.Свирина, история создания того КВ-85, который мы знаем, была довольно интересной.
    В июле 1943 параллельно велись работы по двум типам опытных танков: на ЧКЗ делали КВ-1С с 85-мм пушкой ("объект 238" - 2 шт.), а на опытном заводе № 100 - ИС ("объект 237" - 3 шт.). Но возникла проблема с пушками: влезавших в штатную башню КВ-1С пушек 85-мм С-31 было сделано всего 2 штуки, и одну из них поставили на ИС. Второй КВ-1С остался без пушки. А сроки поджимали.
    Затем ЧКЗ получил 3 85-мм пушки Д-5Т - кстати, тоже инициативных изделия. Пушек стало 5. Но в штатную башню КВ Д-5Т не вставала. Зато она вставала в башню ИС. А этих башен на заводе № 100 имелось 3 штуки при всего 2-х корпусах ИС. В результате, план выпуска опытных танков срывался уже на 40% - не хватало одного ИС (нет корпуса и начинки) и одного КВ (не хватало орудия). Зато была одна лишняя башня ИС.
    И тогда на ЧКЗ решили сделать гибрид, поставив башню ИС на доработанный корпус КВ-1С. Получился "объект 239", а план выпуска опытных танков был выполнен уже на 80%.
  15. +1
    10 апреля 2019 14:53
    Заголовок:
    Рассказы об оружии. КВ: первый тяжёлый советский танк
    начало статьи:
    Не спешите говорить о том, что КВ не был первым тяжелым советским танком. Мы не зря употребили слово "боевой".

    Пойду и я употреблю,наверно, чтоб лучше материал усваивался.
  16. 0
    10 апреля 2019 14:59
    Цитата: vladcub
    Аристарх Людвигович, я разговаривал с фронтовиками
    С какими фронтовиками вы разговаривали?последний год призыва в 1945 г -1927 гол рождения.73+19=91 год!!!!и это самым молодым.учавствовав
    шим в войне.
  17. +3
    10 апреля 2019 15:02
    Да, семейство тяжелых ИС — прямые потомки неуклюжих, слабовооруженных, со множеством недоделок и конструкторских ошибок КВ.
    КВ просто поменял фамилию. КВ-13, он же объект 233, средний танк тяжелого бронирования, созданный на ЧТЗ в 1942 году, стал танком ИС-1. А вот КВ-9 со 122-мм танковой гаубицей У-11, объект 234, стал ИС-2.

    КВ-13 не был потомком даже КВ-1 - поскольку КВ-13 был средним танком тяжёлого бронирования. Как писал тот же Д.Шеин, в конструкции ИС от КВ остались разве что катки.
  18. 0
    11 апреля 2019 18:43
    ...Встретившись в первые же дни войны с советским тяжелым танком КВ, немцы тут же окрестили его "Призраком"...

    Есть разные версии, почему его так называли. Но мне кажется, самая вероятная всё-таки связана с Главным конструктором.
    ...Главным конструктором нового танка, получившего к тому времени имя Клима Ворошилова, стал Николай Леонидович Духов...

    Духов. Дух. Призрак.
    Кстати, в некоторых источниках немцы в начале войны называли КВ и Духов-панцер
  19. 0
    11 апреля 2019 20:05
    Цитата: Alexey RA

    Красиво написано. Вот только данными отечественных испытаний трофейных ПТП это не подтверждается. Неэкранированный КВ был уязвим уже для 50-мм ПТП:
    50-мм противотанковая пушка PaK.38, обыкновенный бронебойный:
    75-мм лист по нормали показал предел тыльной прочности 700 м, предел сквозного пробития 400 м. То есть начиная с дистанции 700 м и ближе PaK.38 может пробить броню неэкранированного КВ, с 400 м гарантированно пробивает.
    45-мм лист по нормали показал предел сквозного пробития 1500 м, под углом 30 градусов к нормали 1300 м.
    То есть PaK.38 уверенно бьет Т-34 в борт и башню на любых реальных дистанциях боя.

    50-мм противотанковая пушка PaK.38, подкалиберный:
    75-мм лист по нормали показал предел тыльной прочности 870 м, предел сквозного пробития 740 м, под углом 30 градусов к нормали 530 и 470 м соответственно.
    45-мм лист по нормали показал предел сквозного пробития 1300 м, под углом 30 градусов к нормали 700 м.
    © Д.Шеин. Из документов по испытаниям танковой брони отечественного производства трофейными снарядами, состоящими на вооружении германской артиллерии, и снарядами, состоящими на вооружении КА. Гороховецкий полигон с 9-го октября по 4-е ноября 1942 г.

    А из такого источника как В.М. Земцов, "50-мм германская противотанковая пушка обр. 38. Краткое руководство по устройству и эксплуатации 50-мм германской противотанковой пушки", Издание Артакадемии, 1943 г., мы видим совершенно другие цифры

  20. 0
    13 апреля 2019 10:43
    КВ-8. Наш советский огнеметный танк, который сеял панику среди немецких солдат и офицеров. "Горело всё!"
    Книгу в детстве читал, про огнеметные танки КВ и Т-34.... Мемуары чьи то. Зачитался....
  21. +1
    13 апреля 2019 10:46
    Мне непонятно - неужели на КВ ВЛД нельзя было сделать одним единым наклонным бронелистом. Снарядостойкость уж точно была бы выше...
  22. 0
    15 апреля 2019 10:39
    Меду прочим по своей структуре КВ очень схож со своим внебрачным потомком М-60.
    Как инженерный замысел - танк хорош, мощная броня, торсионная подвеска, полноценно функциональный экипаж
    В 1941 г. ему не хватало трех вещей:
    - надежного мощного двигателя и соответствующей массе трансмиссии;
    - спрямленной ВЛД;
    - удобной башни с адекватным массе вооружением и хорошим обзором.
    Задача №1 решалась применением вместо главного фрикциона гидротрансформатора и высокооборотного авиационного двигателя. А уж по мере совершенствования В-2 и доведения его мощности до 750 л.с. за счет наддува можно было перейти на него. Ну и планетарные механизмы поворота по мере их готовности.
    Задача №2 должна была решаться за счет перехода к литым корпусам по типу ИС. При этом бронирование следовало выполнить резко дифференцированным: борт и корма 60-мм, как у КВ-1С, лоб - как у ИС-2 120-мм.
    Задача №3 была решена на КВ-85 (частично) и на экспериментальном КВ-122 (избыточно). Но желательно было перейти на 107-мм пушку с унитарным заряжанием с баллистикой М-42 в той же башне.
    Таким образом к середине 1942 г. мог сформироваться отечественный ОБТ, намного превосходящий перспективные разработки Panzerwaffe.
    Увы, в 1941 г. КВ-1 вообще был не нужен, а КВ-2 - не пригодился. Так и пришлось воевать на Т-34 неся огромные потери.
  23. 0
    25 апреля 2021 17:33
    Кто может пояснить как на приведенных на фото образцах советских танков в в внутрь попадал механик водитель ?