ПВО Чехословакии. Послевоенная истребительная авиация

После освобождения Чехословакии от немецкой оккупации началось восстановление государственности и формирование собственных вооруженных сил. На первом этапе оснащение чехословацких ВВС происходило техникой и вооружением советского и британского производства. В ноябре 1945 года территорию страны покинули советские войска, после чего противовоздушная оборона и контроль воздушного пространства страны были возложены на собственные ВВС и зенитные части.

Поршневые истребители ВВС Чехословакии в первые послевоенные годы


Ещё в начале 1944 года Ла-5ФН и Ла-5УТИ стали поступать на вооружение двух истребительных авиаполков 1-го Чехословацкого корпуса, воевавшего в составе РККА. В ВВС Чехословакии в 1945 году имелось около 30 Ла-5ФН и Ла-5УТИ, но все они были сильно изношены и списаны в 1947 году. В состав ВВС Чехословакии также вошли семь десятков Supermarine Spitfire Mk.IX, на которых ранее летали чешские пилоты трёх эскадрилий Royal Air Force. Но после того, как в феврале 1948 года Компартия Чехословакии стала доминирующей, стало ясно, что поддерживать «Спитфайры» в лётном состоянии долго не удастся и 59 истребителей британского производства было продано в Израиль.


ПВО Чехословакии. Послевоенная истребительная авиация

Истребители Supermarine Spitfire Mk.IX ВВС Чехословакии


Чехословакия стала единственной страной, где помимо СССР на вооружении состояло заметное количество истребителей Ла-7. Еще до вывода советского воинского контингента, в августе 1945 года два истребительных авиаполка получили более 60 поршневых истребителей Ла-7 (трех пушечные машины производства московского завода № 381). С учетом того, что самолеты, построенные по стандартам военного времени, имели установленный срок службы всего два года, уже весной 1946 года встал вопрос о продлении их эксплуатационного ресурса. По результатам обследования, проведённого специалистами совместной чехословацко-советской комиссии, было признано, что к дальнейшей эксплуатации из имеющихся 54 истребителей не пригодны шесть Ла-7.


Истребитель Ла-7 ВВС Чехословакии


После проведения летом 1947 года прочностных испытаний планеров двух самолётов, оставшиеся в рабочем состоянии истребители Ла-7 допустили к дальнейшей эксплуатации под обозначение S-97(S -Stihac, истребитель). Тем не менее, пилотам рекомендовалось избегать значительных перегрузок и летать с большой осторожностью. Интенсивность учебно-тренировочных полётов снизилась, а последний Ла-7 в Чехословакии списали в 1950 году.

В конце Второй мировой в связи с ожесточёнными бомбардировками немецких авиазаводов, расположенных на территории Германии, была предпринята попытка наладить сборку истребителей Messerschmitt Bf.109G на заводе фирмы Avia в Праге-Чаковице. Вскоре после восстановления независимости было принято решение продолжить выпуск «Мессершмитов» из имеющихся сборочных комплектов. Одноместный Bf-109G-14 получил обозначение S-99, а двухместный учебно-тренировочный Bf-109G-12 — CS-99.


Истребитель S-99 ВВС Чехословакии


В связи с нехваткой и ограниченным ресурсом предельно форсированных моторов Daimler-Benz DB605 мощностью 1800 л.с. образовался дефицит авиадвигателей, и к 1947 году удалось построить всего 20 истребителей S-99 и 2 CS-99. Решить проблему было предложено путём установки на Bf-109 других имевшихся в стране немецких авиадвигателей — Junkers Jumo-211F мощностью 1350 л.с. Самолёт с таким мотором получил обозначение Avia S-199.


Истребители S-199


Помимо нового двигателя, на «Мессершмите» использовался металлический винт большего диаметра, иной капот и ряд вспомогательных агрегатов. Также изменился состав вооружения: вместо 20-мм мотор-пушки MG 151 и двух 13,1-мм пулеметов MG-131, на S-199 оставили пару синхронных пулеметов MG-131, а в крыле могли монтироваться еще два 7,92-мм пулемета или в специальных гондолах подвешивали две 20-мм пушки MG-151.

Ввиду того, что двигатель Junkers Jumo-211F изначально создавался для бомбардировщиков: он имел больший ресурс, но был существенно тяжелей и выдавал меньшую мощность. В результате S-199 заметно уступал в лётных данных Bf-109G-14. Скорость в горизонтальном полёте упала с 630 км/ч до 540, потолок — с 11000 м до 9000 м. Кроме того, тяжелый мотор вызвал резкое смещение вперед центра тяжести, а это значительно усложнило пилотирование, особенно на взлете и посадке. Тем не менее, S-199 до 1949 года строился серийно. Всего было собрано около 600 самолётов. В апреле 1949 года 25 истребителей S-199 удалось продать в Израиль. Несмотря на относительно низкие по сравнению со своим немецким прототипом характеристики S-199 состоял на вооружении в ВВС Чехословакии до середины 1950-х.


Первые реактивные истребители ВВС Чехословакии


К началу серийного производства Me.262 германские авиастроительные предприятия подвергались регулярным авиаударам британских и американских тяжелых бомбардировщиков. В связи с чем руководство Третьего рейха приняло решение децентрализовать производство комплектующих и организовать сборку самолётов на нескольких заводах одновременно. После освобождения Чехословакии на авиастроительном предприятии Avia осталась полная номенклатура комплектующих (в том числе авиадвигателей Jumo-004), из которых в период с 1946 по 1948 год было собрано девять одноместных реактивных истребителей и три учебно-тренировочные спарки. Одноместные самолёты получили обозначение S-92, двухместные — СS-92. Полёт первого чехословацкого реактивного истребителя S-92 состоялся в конце августа 1946 года. Все имеющиеся S-92 и СS-92 свели в 5-ю истребительную эскадрилью, которая базировалась на аэродроме Млада Болеслав в 55 км к северу от Праги.


Реактивный истребитель S-92


Впрочем, реактивные S-92 эксплуатировались в ВВС Чехословакии достаточно ограниченно. Надёжность ТРД Jumo-004 оставляла желать много лучшего, моторесурс составлял всего 25 часов. Коэффициент боеготовности истребителей в среднем не превышал 0,5, и несколько реактивных боевых самолетов, конечно, не могли эффективно защитить небо страны. Эксплуатация S-92 в строевых частях была непродолжительной, все истребители списали к 1951 году.

Во второй половине 1950 года в Чехословакию прибыла партия из двенадцати Як-23, впоследствии к ним присоединилось ещё десять самолётов этого типа. Истребители были переданы в специально сформированный 11-й иап, базировавшийся на аэродроме Млада Болеслав и получили обозначение S-101.


Як-23 ВВС Чехословакии


Реактивный Як-23 является относительно малоизвестным боевым самолётом, служба которого в ВВС СССР была очень непродолжительной. Его производство началось в 1949 году, и длилось около года. Всего было построено 313 экземпляров. Значительную часть Як-23 поставили советским союзникам в Восточной Европе.

Истребитель «реданной схемы» имел тонкое прямое крыло с ламинарным профилем и смотрелся откровенно архаично. Лётные данные также не были блестящими: максимальная скорость полёта составляла 925 км/ч. Вооружение – две 23-мм пушки. Хотя по скорости полёта и составу вооружения Як-23 сильно уступал МиГ-15, чехословацкие пилоты отмечали, что истребитель обладал хорошей скороподъёмностью и маневренностью. Благодаря чему Як-23 неплохо подходил для перехвата нарушителей воздушной границы. Скорость срыва у него была существенно меньше, чем у перехватчиков со стреловидным крылом, и Як-23 мог уравнять свою скорость с поршневыми самолётами и активно маневрировать на малой высоте. Хорошая манёвренность и способность летать с относительно невысокой скоростью пригодилась чехословацким S-101 при перехвате разведывательных аэростатов, которые в большом количестве запускали с территории ФРГ. В лётных происшествиях было потеряно несколько S-101, эксплуатация самолётов продолжалась до 1955 года.

Значительное усиление возможностей ВВС Чехословакии в части перехвата воздушных целей произошло после начала эксплуатации истребителя МиГ-15. Первые реактивные истребители со стреловидным крылом появились на чехословацких авиабазах во второй половине 1951 года.


МиГ-15 ВВС Чехословакии


МиГ-15, обладавший для своего времени достаточно высокими лётными данными и очень мощным вооружением, состоявшим из одной 37-мм и двух 23-мм пушек, произвёл большое впечатление на пилотов и вывел ВВС Чехословакии на качественно иной уровень. Вскоре после поступления МиГ-15 на вооружение национальных военно-воздушных сил, чешское руководство изъявило желание приобрести пакет документации для лицензионного производства истребителя. Серийная сборка МиГ-15, получившего обозначение S-102, на предприятии Aero Vodochody началась в 1953 году. Всего удалось построить 853 самолёта. Параллельно выпускалась двухместная учебно-тренировочная версия CS-102 (МиГ-15УТИ). Вскоре на заводских стапелях приступили к сборке усовершенствованного истребителя МиГ-15бис под наименованием S-103. В ряде источников утверждается, что по качеству изготовления чехословацкие МиГ-15 были лучше советских.


МиГ-15бис ВВС Чехословакии


До конца 1950-х МиГ-15 и МиГ-15бис составляли основу истребительной авиации республики, на них чехословацкие пилоты часто поднимались для уничтожения разведывательных аэростатов и навстречу самолётам-нарушителям. Бывали случаи, когда по вторгнувшимся в воздушное пространство Чехословакии летательным аппаратам открывался огонь.

Широкую огласку получил инцидент, известный как «Воздушный бой над Мерклином», случившийся 10 марта 1953 года над деревней Мерклин, расположенной в Пльзеньском крае, на западе страны. Этот инцидент стал первым столкновением между боевыми самолётами ВВС США и истребителями советского производства в Европе со времён завершения Второй мировой войны. Надо сказать, что в 1950-е годы пилоты НАТО нередко залетали в воздушное пространство стран просоветской ориентации, ведя воздушную разведку и держа в напряжении наземные силы ПВО и истребительную авиацию.

В то же время встреча двух чехословацких МиГ-15 и пары американских истребителей-бомбардировщиков F-84E Thunderjet была во многом случайна. В Чехословакии в тот момент шли учения воздушных сил, а американские пилоты получили приказ проверить аэростат, дрейфующий вдоль границы Чехословакии и ФРГ. Преднамеренно или нет, но «Тандерджеты» пересекли границу между странами, а дежурный регионального КП ПВО направил им навстречу два МиГ-15, находившиеся в этом районе, и дал команду на перехват. После того, как ведущий пары МиГ-15 потребовав по радио покинуть воздушное пространство республики не дождался ответа, он открыл огонь. После первой очереди 23-мм снарядом был повреждён один «Тандерджет». Американцы, попав под обстрел, немедленно развернулись и направились в сторону ФРГ, но МиГу удалось зайти им в хост и с дистанции 250 м добить повреждённый самолёт. Падающий американский самолёт пересёк чехословацко-германскую границу и рухнул на территории Западной Германии в 20 км южнее Регенсбурга. Пилот удачно катапультировался на высоте 300 м.

Так как обломки американского самолёта и лётчик были обнаружены за пределами Чехословакии, разгорелся международный скандал. Представители США отрицали факт пересечения чехословацкой границы своими пилотами и заявляли, что МиГи, вторгнувшись в американскую оккупационную зону, открыли огонь первыми. После инцидента на чехословацко-германской границе резко возросла активность боевой авиации НАТО. Границу с Чехословакией патрулировали многочисленные американские и британские боевые самолёты. Однако через месяц напряженность упала, и об инциденте забыли.

Служба одноместных МиГ-15бис в ВВС Чехословакии была достаточно продолжительной. По мере оснащения истребительных полков новой авиационной техникой, на реактивные истребители первого поколения возлагались ударные функции. Но в то же время, вплоть до окончательного вывода из эксплуатации в конце 1960-х, пилоты истребителей-бомбардировщиков отрабатывали приёмы воздушного боя и перехват.

Эволюционным вариантом развития истребителя МиГ-15бис стал МиГ-17Ф. Благодаря крылу со стреловидностью по передней кромке 45˚ и двигателю ВК-1Ф, оснащённому форсажной камерой, скорость полёта МиГ-17Ф вплотную приблизилась к скорости звука. Высокая степень преемственности с МиГ-15 при возросших лётных позволили МиГ-17Ф сохранить простоту пилотирования и обслуживания, а также мощное вооружение.

Первые МиГ-17Ф ВВС Чехословакии получили в 1955 году. Из СССР было поставлено незначительное количество МиГ-17Ф, которыми укомплектовали одну эскадрилью. Вскоре на авиазаводе Aero Vodochody под обозначением S-104 началось лицензионное производство истребителей. Всего в Чехословакии было построено 457 МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ.

На МиГ-17ПФ устанавливалась РЛС РП-5 «Изумруд», что позволило осуществлять перехват при отсутствии визуального контакта с целью. Антенна передатчика располагалась над верхней губой воздухозаборника, а приемная — по центру воздухозаборника. Вооружение истребителя состояло из двух пушек НР-23.


МиГ-17ПФ ВВС Чехословакии


Впоследствии чехословацкие МиГ-17ПФ оснастили держателями управляемых ракет К-13 (Р-3С), что повысило боевые возможности перехватчиков. В результате чего они продержались на вооружении в Чехословакии до начала 1970-х годов.

Сверхзвуковые истребители ВВС Чехословакии


В 1957 году была достигнута договорённость о поставке в Чехословакию 12 МиГ-19С и 24 МиГ-19П. В 1958 году было доставлено ещё 12 МиГ-19С. Полученными из СССР истребителями МиГ-19С и МиГ-19П было оснащено два авиаполка. Освоение этих сверхзвуковых самолётов резко повысило возможности ПВО Чехословакии по перехвату воздушных целей.


МиГ-19С ВВС Чехословакии


В горизонтальном полёте МиГ-19С разгонялся до 1450 км/ч. Встроенное вооружение – две 30-мм пушки НР-30 с боекомплектом по 100 выстрелов. Перехватчик МиГ-19П нёс четыре управляемые ракеты РС-2У и оснащался радиолокатором «Изумруд».

В середине 1950-х в конструкторском бюро предприятия «Аэро Водоходы» начались работы по созданию перехватчика ПВО S-105, способного действовать днём на высотах до 20000 м. После знакомства с МиГ-19 было решено свернуть проектирование собственного истребителя и наладить лицензионное производство советского самолёта. Чтобы чешские специалисты могли детально ознакомиться с конструкцией МиГ-19С, на авиастроительное предприятие в предместьях Праги были доставлены две эталонные машины и тринадцать самолетов в разной стадии готовности. К концу 1958 года все поступившие из СССР самолеты были собраны и облетаны. Первый серийный S-105 сдан заказчику в конце 1959 года. В конструкции собираемых в Чехословакии истребителей использовалось большое число узлов и агрегатов, поставленных из Советского Союза. В общей сложности до ноября 1961 года предприятие «Аэро Водоходы» выпустило 103 S-105. Чехословакия была единственной страной Варшавского договора, наладившей лицензионное производство МиГ-19С.


Истребитель S-105


Всего ВВС Чехословакии получили 182 самолёта семейства МиГ-19, из которых 79 поставлены из СССР. Наиболее совершенными считались 33 перехватчика МиГ-19ПМ, полученные в 1960 году. Эксплуатация этих машин продолжалась до июля 1972 года.


Чехословацкий МиГ-19ПМ в музейной экспозиции


Вскоре после освоения МиГ-19 они приступили к боевому дежурству. Более высокая по сравнению с МиГ-15 и МиГ-17 скорость и большая продолжительность полёта позволяли быстрей выходить на рубеж перехвата и дольше находиться в воздухе. Это сказалось на действиях чехословацких перехватчиков по пресечению нарушений воздушной границы. Уже в октябре 1959 года пара МиГ-19 под угрозой применения оружия принудила к посадке западногерманский истребитель F-84F. Осенью следующего года пилоты чехословацких ВВС перехватили американского «одноклассника» — F-100D Super Sabre.

В ответ на совершенствование боевой авиации стран НАТО, в 1960-е годы в ВВС государств Варшавского договора появились сверхзвуковые истребители МиГ-21 с треугольным крылом. Чехословакия, граничащая с ФРГ, стала одной из первых стран Восточного блока, принявшей на вооружение фронтовой истребитель МиГ-21Ф-13. В 1962 году первые МиГ-21 Ф-13 советской постройки поступили на вооружение ВВС Чехословакии. В том же году началось лицензионное строительство на заводе «Аэро Водоходы». Освоение производства шло с большим трудом, и поначалу чехи собирали самолёты из комплектующих, поставляемых из СССР. В процессе строительства, по мере перехода на узлы и агрегаты собственного изготовления перерабатывалась техническая документация и в конструкцию самолёта вносились отдельные изменения. МиГ-21Ф-13 чешской постройки внешне отличались от истребителей советского производства отсутствием прозрачной неподвижной части фонаря кабины, на чешских машинах он был зашит металлом. Всего предприятие «Аэро Водоходы» с февраля 1962 по июнь 1972 года построила 194 МиГ-21Ф-13. Часть самолётов чехословацкого производства была поставлена в ГДР. Незадолго до вывода из эксплуатации оставшиеся в строю МиГ-21Ф-13 переклассифицировали в истребители-бомбардировщики. При этом самолёты получили защитный камуфляж.


МиГ-21Ф-13 ВВС Чехословакии


Истребитель МиГ-21Ф-13 стал первой массовой модификацией в многочисленном семействе «двадцать первых», и его бортовой приборный комплекс был очень простым. На самолёте не имелось собственного радиолокатора, прицельное оборудование состояло из оптического прицела АСП-5Н-ВУ1, сопряженного с вычислителем ВРД-1 и радиодальномера СРД-5 "Квант", расположенного в радиопрозрачном обтекателе центрального тела воздухозаборника двигателя. Поиск воздушных целей осуществлялся пилотом визуально или по командам с наземного пункта управления. Встроенное вооружение включало в себя 30-мм пушку НР-30. Под крылом могли быть подвешены две самонаводящиеся ракеты воздушного боя К-13. По воздушным целям также можно было применять 57-мм НАР С-5 из двух 16 зарядных пусковых установок. Максимальная скорость полёта на высоте – 2125 км/ч.

Следующей модификацией «двадцать первого», освоенной чехословацкими пилотами, стал МиГ-21МФ. С 1971 по 1975 год поступило 102 таких истребителя. После чего МиГ-21МФ надолго стал «рабочей лошадкой» ВВС ЧССР. Впоследствии чехи наладили восстановительный ремонт и производство запасных частей для полученных из Советского Союза истребителей, что в сочетании с высокой культурой обслуживания и бережным отношением, позволило некоторым МиГ-21МФ находиться в строю почти 30 лет.


МиГ-21МФ ВВС Чехословакии


По сравнению с предыдущей модификацией фронтовой перехватчик МиГ-21МФ обладал большими возможностями. Благодаря новому более мощному двигателю увеличились разгонные характеристики, а на большой высоте самолёт мог развить скорость 2230 км/ч. Изменился состав вооружения истребителя. Встроенное вооружение представлено 23-мм пушкой ГШ-23Л с боекомплектом 200 снарядов, а на четырёх подкрыльевых узлах подвешивались ракеты: К-13, К-13М, К-13Р, Р-60, Р-60М, а также 57-мм НАР в блоках УБ-16 или УБ-32.



Благодаря наличию БРЛС РП-22 «Сапфир-21» с дальностью обнаружения крупных воздушных целей до 30 км появилась возможность повысить эффективность перехвата ночью и в сложных погодных условиях. Для обстрела не наблюдаемых визуально целей могли использоваться ракеты К-13Р с радиолокационной полуактивной головкой самонаведения и дальностью пуска до 8 км. Что в сочетании с автоматизированной системой наведения перехватчика на цель существенно облегчало процесс атаки воздушной цели.


Модернизированный МиГ-21МФН ВВС Чехии


МиГ-21МФ несмотря на поставки из СССР более современных боевых самолётов до 2002 года оставался основным истребителем ВВС Чехии. После раздела военного имущества Чехословакии в составе ВВС Чехии по состоянию на 1 января 1993 года числилось 52 истребителя МиГ-21МФ и 24 учебно-боевых самолета МиГ-21УМ. Для поддержания истребителей в рабочем состоянии и соответствия стандартам ПВО НАТО в ходе капитальных ремонтов оставшиеся в строю чешские МиГ-21МФ довели до уровня МиГ-21МФН. Модернизированные истребители получили новые средства связи и навигации. Эксплуатация МиГ-21МФН в ВВС Чехии продолжалась до июля 2005 года. К тому моменту в лётном состоянии находилось 4 МиГ-21МФН и учебно-тренировочная спарка МиГ-21УМ.


МиГ-21МФ и МиГ-21УМ ВВС Чехии


Снятые с вооружения истребители выставили на продажу. Три МиГ-21МФН были проданы Мали. Покупателями нескольких МиГов, взятых с хранения, стали частные лица и музеи. В настоящее время бывшие чешские МиГ-21 используются частной авиационной компанией Draken International, работающей по контракту с американским военным ведомством. В ходе учебных воздушных боёв МиГи обозначают истребители противника.

При всех своих достоинствах имеющиеся в ВВС Чехословакии МиГ-21МФ в конце 1970-х годов уже не могли считаться эффективными перехватчиками ПВО. Для этого требовался самолёт с большим боевым радиусом, оснащённый мощной бортовой радиолокационной станцией и способный нести ракеты «воздух-воздух» средней дальности.

В августе 1978 года 9-й истребительный авиационный полк ВВС Чехословакии получил три МиГ-23МФ и два МиГ-23УБ. Ещё десять истребителей с изменяемой геометрией крыла прибыли в течение 1979 года. Боеготовыми истребители МиГ-23МФ чехословацких ВВС стали считаться с ноября 1981 года.

Бортовой радар "Сапфир-23" по сравнению со станцией РП-22, установленной на МиГ-21МФ, мог обнаруживать цели на дальности большей в 1,5 раза. Ракета Р-23Р с полуактивной радиолокационной ГСН была способна поражать цели на дистанции до 35 км, и превосходила УР К-13Р по этому показателю в 4 раза. Дальность пуска УР Р-23Т с ТГС достигала 23 км. Считалось, что эта ракета могла обстреливать цели на встречных курсах и для захвата цели достаточно нагрева передних кромок аэродинамических поверхностей. На высоте МиГ-23МФ разгонялся до 2500 км/ч и имел существенно больший боевой радиус действия, чем МиГ-21МФ. Для наведения перехватчика по командам с земли на борту МиГ-23МФ имелась аппаратура наведения "Лазурь-СМ", в состав БРЭО входил теплопеленгатор ТП-23. Вооружение МиГ-23МФ состояло из двух УР средней дальности Р-23Р или Р-23Т, двух-четырёх ракет малой дальности К-13М или УР ближнего боя Р-60 и подвесного контейнера с 23-мм пушкой ГШ-23Л.


МиГ-23МФ ВВС Чехии


В 1981 году пилоты и наземный технический персонал ВВС ЧССР приступили к освоению более продвинутой модификации «двадцать третьего» — МиГ-23МЛ. Самолёт имел силовую установку с увеличенной тягой, улучшенные разгонные и манёвренные характеристики, а также электронику на новой элементной базе. Дальность обнаружения БРЛС «Сапфир-23МЛ» составляла 85 км, дальность захвата — 55 км. Теплопеленгатор ТП-23М обнаруживал выхлоп турбореактивного двигателя на дальности — до 35 км. Вся прицельная информация выводилась на лобовое стекло. Вместе с МиГ-23МЛ в Чехословакию поставлялись ракеты средней дальности Р-24, способные поражать воздушные цели при пуске в переднюю полусферу на дистанции до 50 км. В ближнем бою в распоряжении пилота МиГ-23МЛ имелись модернизированные УР Р-60МК с помехоустойчивой охлаждаемой ТГС и 23-мм пушка в подвесном контейнере.


МиГ-23МЛ ВВС Чехии


К ноябрю 1989 года МиГ-23МФ/МЛ и учебно-боевые спарки МиГ-23УБ были сведены в один авиаполк. После распада ЧССР было принято решение поделить боевые самолеты между Чехией и Словакией в пропорции 2:1. Впрочем, словаков истребители МиГ-23 не заинтересовали, и они предпочли получить более современные МиГ-29.


Оригинально окрашенный МиГ-23МФ ВВС Чехии, участвовавший в совместных чешско-французских учениях в 1994 году


В 1994 году несколько чешских истребителей МиГ-29 и МиГ-23МФ в рамках налаживания партнёрства со странами НАТО участвовали в совместных манёврах с французскими истребителями Mirage F1 и Mirage 2000. Вполне предсказуемо МиГ-23МФ проиграл в ближнем бою более манёвренным французским истребителям. В то же время иностранные наблюдатели отмечали, что МиГ-23МФ с крылом изменяемой геометрии, благодаря наличию в составе вооружения ракет средней дальности, достаточно мощной РЛС и хорошим разгонным характеристикам обладал неплохим потенциалом в роли перехватчика.

Как уже говорилось, МиГ-23МФ/МЛ обладали большими возможностями по сравнению с МиГ-21МФ. В то же время все модификации «двадцать третьего» были гораздо сложней и дороже в эксплуатации и требовали более высокой лётной подготовки пилотов и высококвалифицированного технического персонала. В связи с этим чешские МиГ-23МФ были выведены из эксплуатации во второй половине 1994 года. Последние МиГ-23МЛ списали в 1998 году.

Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти