Военное обозрение

ПВО Чехословакии. Послевоенная истребительная авиация

25
После освобождения Чехословакии от немецкой оккупации началось восстановление государственности и формирование собственных вооруженных сил. На первом этапе оснащение чехословацких ВВС происходило техникой и вооружением советского и британского производства. В ноябре 1945 года территорию страны покинули советские войска, после чего противовоздушная оборона и контроль воздушного пространства страны были возложены на собственные ВВС и зенитные части.


Поршневые истребители ВВС Чехословакии в первые послевоенные годы


Ещё в начале 1944 года Ла-5ФН и Ла-5УТИ стали поступать на вооружение двух истребительных авиаполков 1-го Чехословацкого корпуса, воевавшего в составе РККА. В ВВС Чехословакии в 1945 году имелось около 30 Ла-5ФН и Ла-5УТИ, но все они были сильно изношены и списаны в 1947 году. В состав ВВС Чехословакии также вошли семь десятков Supermarine Spitfire Mk.IX, на которых ранее летали чешские пилоты трёх эскадрилий Royal Air Force. Но после того, как в феврале 1948 года Компартия Чехословакии стала доминирующей, стало ясно, что поддерживать «Спитфайры» в лётном состоянии долго не удастся и 59 истребителей британского производства было продано в Израиль.

ПВО Чехословакии. Послевоенная истребительная авиация

Истребители Supermarine Spitfire Mk.IX ВВС Чехословакии


Чехословакия стала единственной страной, где помимо СССР на вооружении состояло заметное количество истребителей Ла-7. Еще до вывода советского воинского контингента, в августе 1945 года два истребительных авиаполка получили более 60 поршневых истребителей Ла-7 (трех пушечные машины производства московского завода № 381). С учетом того, что самолеты, построенные по стандартам военного времени, имели установленный срок службы всего два года, уже весной 1946 года встал вопрос о продлении их эксплуатационного ресурса. По результатам обследования, проведённого специалистами совместной чехословацко-советской комиссии, было признано, что к дальнейшей эксплуатации из имеющихся 54 истребителей не пригодны шесть Ла-7.


Истребитель Ла-7 ВВС Чехословакии


После проведения летом 1947 года прочностных испытаний планеров двух самолётов, оставшиеся в рабочем состоянии истребители Ла-7 допустили к дальнейшей эксплуатации под обозначение S-97(S -Stihac, истребитель). Тем не менее, пилотам рекомендовалось избегать значительных перегрузок и летать с большой осторожностью. Интенсивность учебно-тренировочных полётов снизилась, а последний Ла-7 в Чехословакии списали в 1950 году.

В конце Второй мировой в связи с ожесточёнными бомбардировками немецких авиазаводов, расположенных на территории Германии, была предпринята попытка наладить сборку истребителей Messerschmitt Bf.109G на заводе фирмы Avia в Праге-Чаковице. Вскоре после восстановления независимости было принято решение продолжить выпуск «Мессершмитов» из имеющихся сборочных комплектов. Одноместный Bf-109G-14 получил обозначение S-99, а двухместный учебно-тренировочный Bf-109G-12 — CS-99.


Истребитель S-99 ВВС Чехословакии


В связи с нехваткой и ограниченным ресурсом предельно форсированных моторов Daimler-Benz DB605 мощностью 1800 л.с. образовался дефицит авиадвигателей, и к 1947 году удалось построить всего 20 истребителей S-99 и 2 CS-99. Решить проблему было предложено путём установки на Bf-109 других имевшихся в стране немецких авиадвигателей — Junkers Jumo-211F мощностью 1350 л.с. Самолёт с таким мотором получил обозначение Avia S-199.


Истребители S-199


Помимо нового двигателя, на «Мессершмите» использовался металлический винт большего диаметра, иной капот и ряд вспомогательных агрегатов. Также изменился состав вооружения: вместо 20-мм мотор-пушки MG 151 и двух 13,1-мм пулеметов MG-131, на S-199 оставили пару синхронных пулеметов MG-131, а в крыле могли монтироваться еще два 7,92-мм пулемета или в специальных гондолах подвешивали две 20-мм пушки MG-151.

Ввиду того, что двигатель Junkers Jumo-211F изначально создавался для бомбардировщиков: он имел больший ресурс, но был существенно тяжелей и выдавал меньшую мощность. В результате S-199 заметно уступал в лётных данных Bf-109G-14. Скорость в горизонтальном полёте упала с 630 км/ч до 540, потолок — с 11000 м до 9000 м. Кроме того, тяжелый мотор вызвал резкое смещение вперед центра тяжести, а это значительно усложнило пилотирование, особенно на взлете и посадке. Тем не менее, S-199 до 1949 года строился серийно. Всего было собрано около 600 самолётов. В апреле 1949 года 25 истребителей S-199 удалось продать в Израиль. Несмотря на относительно низкие по сравнению со своим немецким прототипом характеристики S-199 состоял на вооружении в ВВС Чехословакии до середины 1950-х.

Первые реактивные истребители ВВС Чехословакии


К началу серийного производства Me.262 германские авиастроительные предприятия подвергались регулярным авиаударам британских и американских тяжелых бомбардировщиков. В связи с чем руководство Третьего рейха приняло решение децентрализовать производство комплектующих и организовать сборку самолётов на нескольких заводах одновременно. После освобождения Чехословакии на авиастроительном предприятии Avia осталась полная номенклатура комплектующих (в том числе авиадвигателей Jumo-004), из которых в период с 1946 по 1948 год было собрано девять одноместных реактивных истребителей и три учебно-тренировочные спарки. Одноместные самолёты получили обозначение S-92, двухместные — СS-92. Полёт первого чехословацкого реактивного истребителя S-92 состоялся в конце августа 1946 года. Все имеющиеся S-92 и СS-92 свели в 5-ю истребительную эскадрилью, которая базировалась на аэродроме Млада Болеслав в 55 км к северу от Праги.


Реактивный истребитель S-92


Впрочем, реактивные S-92 эксплуатировались в ВВС Чехословакии достаточно ограниченно. Надёжность ТРД Jumo-004 оставляла желать много лучшего, моторесурс составлял всего 25 часов. Коэффициент боеготовности истребителей в среднем не превышал 0,5, и несколько реактивных боевых самолетов, конечно, не могли эффективно защитить небо страны. Эксплуатация S-92 в строевых частях была непродолжительной, все истребители списали к 1951 году.

Во второй половине 1950 года в Чехословакию прибыла партия из двенадцати Як-23, впоследствии к ним присоединилось ещё десять самолётов этого типа. Истребители были переданы в специально сформированный 11-й иап, базировавшийся на аэродроме Млада Болеслав и получили обозначение S-101.


Як-23 ВВС Чехословакии


Реактивный Як-23 является относительно малоизвестным боевым самолётом, служба которого в ВВС СССР была очень непродолжительной. Его производство началось в 1949 году, и длилось около года. Всего было построено 313 экземпляров. Значительную часть Як-23 поставили советским союзникам в Восточной Европе.

Истребитель «реданной схемы» имел тонкое прямое крыло с ламинарным профилем и смотрелся откровенно архаично. Лётные данные также не были блестящими: максимальная скорость полёта составляла 925 км/ч. Вооружение – две 23-мм пушки. Хотя по скорости полёта и составу вооружения Як-23 сильно уступал МиГ-15, чехословацкие пилоты отмечали, что истребитель обладал хорошей скороподъёмностью и маневренностью. Благодаря чему Як-23 неплохо подходил для перехвата нарушителей воздушной границы. Скорость срыва у него была существенно меньше, чем у перехватчиков со стреловидным крылом, и Як-23 мог уравнять свою скорость с поршневыми самолётами и активно маневрировать на малой высоте. Хорошая манёвренность и способность летать с относительно невысокой скоростью пригодилась чехословацким S-101 при перехвате разведывательных аэростатов, которые в большом количестве запускали с территории ФРГ. В лётных происшествиях было потеряно несколько S-101, эксплуатация самолётов продолжалась до 1955 года.

Значительное усиление возможностей ВВС Чехословакии в части перехвата воздушных целей произошло после начала эксплуатации истребителя МиГ-15. Первые реактивные истребители со стреловидным крылом появились на чехословацких авиабазах во второй половине 1951 года.


МиГ-15 ВВС Чехословакии


МиГ-15, обладавший для своего времени достаточно высокими лётными данными и очень мощным вооружением, состоявшим из одной 37-мм и двух 23-мм пушек, произвёл большое впечатление на пилотов и вывел ВВС Чехословакии на качественно иной уровень. Вскоре после поступления МиГ-15 на вооружение национальных военно-воздушных сил, чешское руководство изъявило желание приобрести пакет документации для лицензионного производства истребителя. Серийная сборка МиГ-15, получившего обозначение S-102, на предприятии Aero Vodochody началась в 1953 году. Всего удалось построить 853 самолёта. Параллельно выпускалась двухместная учебно-тренировочная версия CS-102 (МиГ-15УТИ). Вскоре на заводских стапелях приступили к сборке усовершенствованного истребителя МиГ-15бис под наименованием S-103. В ряде источников утверждается, что по качеству изготовления чехословацкие МиГ-15 были лучше советских.


МиГ-15бис ВВС Чехословакии


До конца 1950-х МиГ-15 и МиГ-15бис составляли основу истребительной авиации республики, на них чехословацкие пилоты часто поднимались для уничтожения разведывательных аэростатов и навстречу самолётам-нарушителям. Бывали случаи, когда по вторгнувшимся в воздушное пространство Чехословакии летательным аппаратам открывался огонь.

Широкую огласку получил инцидент, известный как «Воздушный бой над Мерклином», случившийся 10 марта 1953 года над деревней Мерклин, расположенной в Пльзеньском крае, на западе страны. Этот инцидент стал первым столкновением между боевыми самолётами ВВС США и истребителями советского производства в Европе со времён завершения Второй мировой войны. Надо сказать, что в 1950-е годы пилоты НАТО нередко залетали в воздушное пространство стран просоветской ориентации, ведя воздушную разведку и держа в напряжении наземные силы ПВО и истребительную авиацию.

В то же время встреча двух чехословацких МиГ-15 и пары американских истребителей-бомбардировщиков F-84E Thunderjet была во многом случайна. В Чехословакии в тот момент шли учения воздушных сил, а американские пилоты получили приказ проверить аэростат, дрейфующий вдоль границы Чехословакии и ФРГ. Преднамеренно или нет, но «Тандерджеты» пересекли границу между странами, а дежурный регионального КП ПВО направил им навстречу два МиГ-15, находившиеся в этом районе, и дал команду на перехват. После того, как ведущий пары МиГ-15 потребовав по радио покинуть воздушное пространство республики не дождался ответа, он открыл огонь. После первой очереди 23-мм снарядом был повреждён один «Тандерджет». Американцы, попав под обстрел, немедленно развернулись и направились в сторону ФРГ, но МиГу удалось зайти им в хост и с дистанции 250 м добить повреждённый самолёт. Падающий американский самолёт пересёк чехословацко-германскую границу и рухнул на территории Западной Германии в 20 км южнее Регенсбурга. Пилот удачно катапультировался на высоте 300 м.

Так как обломки американского самолёта и лётчик были обнаружены за пределами Чехословакии, разгорелся международный скандал. Представители США отрицали факт пересечения чехословацкой границы своими пилотами и заявляли, что МиГи, вторгнувшись в американскую оккупационную зону, открыли огонь первыми. После инцидента на чехословацко-германской границе резко возросла активность боевой авиации НАТО. Границу с Чехословакией патрулировали многочисленные американские и британские боевые самолёты. Однако через месяц напряженность упала, и об инциденте забыли.

Служба одноместных МиГ-15бис в ВВС Чехословакии была достаточно продолжительной. По мере оснащения истребительных полков новой авиационной техникой, на реактивные истребители первого поколения возлагались ударные функции. Но в то же время, вплоть до окончательного вывода из эксплуатации в конце 1960-х, пилоты истребителей-бомбардировщиков отрабатывали приёмы воздушного боя и перехват.

Эволюционным вариантом развития истребителя МиГ-15бис стал МиГ-17Ф. Благодаря крылу со стреловидностью по передней кромке 45˚ и двигателю ВК-1Ф, оснащённому форсажной камерой, скорость полёта МиГ-17Ф вплотную приблизилась к скорости звука. Высокая степень преемственности с МиГ-15 при возросших лётных позволили МиГ-17Ф сохранить простоту пилотирования и обслуживания, а также мощное вооружение.

Первые МиГ-17Ф ВВС Чехословакии получили в 1955 году. Из СССР было поставлено незначительное количество МиГ-17Ф, которыми укомплектовали одну эскадрилью. Вскоре на авиазаводе Aero Vodochody под обозначением S-104 началось лицензионное производство истребителей. Всего в Чехословакии было построено 457 МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ.

На МиГ-17ПФ устанавливалась РЛС РП-5 «Изумруд», что позволило осуществлять перехват при отсутствии визуального контакта с целью. Антенна передатчика располагалась над верхней губой воздухозаборника, а приемная — по центру воздухозаборника. Вооружение истребителя состояло из двух пушек НР-23.


МиГ-17ПФ ВВС Чехословакии


Впоследствии чехословацкие МиГ-17ПФ оснастили держателями управляемых ракет К-13 (Р-3С), что повысило боевые возможности перехватчиков. В результате чего они продержались на вооружении в Чехословакии до начала 1970-х годов.

Сверхзвуковые истребители ВВС Чехословакии


В 1957 году была достигнута договорённость о поставке в Чехословакию 12 МиГ-19С и 24 МиГ-19П. В 1958 году было доставлено ещё 12 МиГ-19С. Полученными из СССР истребителями МиГ-19С и МиГ-19П было оснащено два авиаполка. Освоение этих сверхзвуковых самолётов резко повысило возможности ПВО Чехословакии по перехвату воздушных целей.


МиГ-19С ВВС Чехословакии


В горизонтальном полёте МиГ-19С разгонялся до 1450 км/ч. Встроенное вооружение – две 30-мм пушки НР-30 с боекомплектом по 100 выстрелов. Перехватчик МиГ-19П нёс четыре управляемые ракеты РС-2У и оснащался радиолокатором «Изумруд».

В середине 1950-х в конструкторском бюро предприятия «Аэро Водоходы» начались работы по созданию перехватчика ПВО S-105, способного действовать днём на высотах до 20000 м. После знакомства с МиГ-19 было решено свернуть проектирование собственного истребителя и наладить лицензионное производство советского самолёта. Чтобы чешские специалисты могли детально ознакомиться с конструкцией МиГ-19С, на авиастроительное предприятие в предместьях Праги были доставлены две эталонные машины и тринадцать самолетов в разной стадии готовности. К концу 1958 года все поступившие из СССР самолеты были собраны и облетаны. Первый серийный S-105 сдан заказчику в конце 1959 года. В конструкции собираемых в Чехословакии истребителей использовалось большое число узлов и агрегатов, поставленных из Советского Союза. В общей сложности до ноября 1961 года предприятие «Аэро Водоходы» выпустило 103 S-105. Чехословакия была единственной страной Варшавского договора, наладившей лицензионное производство МиГ-19С.


Истребитель S-105


Всего ВВС Чехословакии получили 182 самолёта семейства МиГ-19, из которых 79 поставлены из СССР. Наиболее совершенными считались 33 перехватчика МиГ-19ПМ, полученные в 1960 году. Эксплуатация этих машин продолжалась до июля 1972 года.


Чехословацкий МиГ-19ПМ в музейной экспозиции


Вскоре после освоения МиГ-19 они приступили к боевому дежурству. Более высокая по сравнению с МиГ-15 и МиГ-17 скорость и большая продолжительность полёта позволяли быстрей выходить на рубеж перехвата и дольше находиться в воздухе. Это сказалось на действиях чехословацких перехватчиков по пресечению нарушений воздушной границы. Уже в октябре 1959 года пара МиГ-19 под угрозой применения оружия принудила к посадке западногерманский истребитель F-84F. Осенью следующего года пилоты чехословацких ВВС перехватили американского «одноклассника» — F-100D Super Sabre.

В ответ на совершенствование боевой авиации стран НАТО, в 1960-е годы в ВВС государств Варшавского договора появились сверхзвуковые истребители МиГ-21 с треугольным крылом. Чехословакия, граничащая с ФРГ, стала одной из первых стран Восточного блока, принявшей на вооружение фронтовой истребитель МиГ-21Ф-13. В 1962 году первые МиГ-21 Ф-13 советской постройки поступили на вооружение ВВС Чехословакии. В том же году началось лицензионное строительство на заводе «Аэро Водоходы». Освоение производства шло с большим трудом, и поначалу чехи собирали самолёты из комплектующих, поставляемых из СССР. В процессе строительства, по мере перехода на узлы и агрегаты собственного изготовления перерабатывалась техническая документация и в конструкцию самолёта вносились отдельные изменения. МиГ-21Ф-13 чешской постройки внешне отличались от истребителей советского производства отсутствием прозрачной неподвижной части фонаря кабины, на чешских машинах он был зашит металлом. Всего предприятие «Аэро Водоходы» с февраля 1962 по июнь 1972 года построила 194 МиГ-21Ф-13. Часть самолётов чехословацкого производства была поставлена в ГДР. Незадолго до вывода из эксплуатации оставшиеся в строю МиГ-21Ф-13 переклассифицировали в истребители-бомбардировщики. При этом самолёты получили защитный камуфляж.


МиГ-21Ф-13 ВВС Чехословакии


Истребитель МиГ-21Ф-13 стал первой массовой модификацией в многочисленном семействе «двадцать первых», и его бортовой приборный комплекс был очень простым. На самолёте не имелось собственного радиолокатора, прицельное оборудование состояло из оптического прицела АСП-5Н-ВУ1, сопряженного с вычислителем ВРД-1 и радиодальномера СРД-5 "Квант", расположенного в радиопрозрачном обтекателе центрального тела воздухозаборника двигателя. Поиск воздушных целей осуществлялся пилотом визуально или по командам с наземного пункта управления. Встроенное вооружение включало в себя 30-мм пушку НР-30. Под крылом могли быть подвешены две самонаводящиеся ракеты воздушного боя К-13. По воздушным целям также можно было применять 57-мм НАР С-5 из двух 16 зарядных пусковых установок. Максимальная скорость полёта на высоте – 2125 км/ч.

Следующей модификацией «двадцать первого», освоенной чехословацкими пилотами, стал МиГ-21МФ. С 1971 по 1975 год поступило 102 таких истребителя. После чего МиГ-21МФ надолго стал «рабочей лошадкой» ВВС ЧССР. Впоследствии чехи наладили восстановительный ремонт и производство запасных частей для полученных из Советского Союза истребителей, что в сочетании с высокой культурой обслуживания и бережным отношением, позволило некоторым МиГ-21МФ находиться в строю почти 30 лет.


МиГ-21МФ ВВС Чехословакии


По сравнению с предыдущей модификацией фронтовой перехватчик МиГ-21МФ обладал большими возможностями. Благодаря новому более мощному двигателю увеличились разгонные характеристики, а на большой высоте самолёт мог развить скорость 2230 км/ч. Изменился состав вооружения истребителя. Встроенное вооружение представлено 23-мм пушкой ГШ-23Л с боекомплектом 200 снарядов, а на четырёх подкрыльевых узлах подвешивались ракеты: К-13, К-13М, К-13Р, Р-60, Р-60М, а также 57-мм НАР в блоках УБ-16 или УБ-32.



Благодаря наличию БРЛС РП-22 «Сапфир-21» с дальностью обнаружения крупных воздушных целей до 30 км появилась возможность повысить эффективность перехвата ночью и в сложных погодных условиях. Для обстрела не наблюдаемых визуально целей могли использоваться ракеты К-13Р с радиолокационной полуактивной головкой самонаведения и дальностью пуска до 8 км. Что в сочетании с автоматизированной системой наведения перехватчика на цель существенно облегчало процесс атаки воздушной цели.


Модернизированный МиГ-21МФН ВВС Чехии


МиГ-21МФ несмотря на поставки из СССР более современных боевых самолётов до 2002 года оставался основным истребителем ВВС Чехии. После раздела военного имущества Чехословакии в составе ВВС Чехии по состоянию на 1 января 1993 года числилось 52 истребителя МиГ-21МФ и 24 учебно-боевых самолета МиГ-21УМ. Для поддержания истребителей в рабочем состоянии и соответствия стандартам ПВО НАТО в ходе капитальных ремонтов оставшиеся в строю чешские МиГ-21МФ довели до уровня МиГ-21МФН. Модернизированные истребители получили новые средства связи и навигации. Эксплуатация МиГ-21МФН в ВВС Чехии продолжалась до июля 2005 года. К тому моменту в лётном состоянии находилось 4 МиГ-21МФН и учебно-тренировочная спарка МиГ-21УМ.


МиГ-21МФ и МиГ-21УМ ВВС Чехии


Снятые с вооружения истребители выставили на продажу. Три МиГ-21МФН были проданы Мали. Покупателями нескольких МиГов, взятых с хранения, стали частные лица и музеи. В настоящее время бывшие чешские МиГ-21 используются частной авиационной компанией Draken International, работающей по контракту с американским военным ведомством. В ходе учебных воздушных боёв МиГи обозначают истребители противника.

При всех своих достоинствах имеющиеся в ВВС Чехословакии МиГ-21МФ в конце 1970-х годов уже не могли считаться эффективными перехватчиками ПВО. Для этого требовался самолёт с большим боевым радиусом, оснащённый мощной бортовой радиолокационной станцией и способный нести ракеты «воздух-воздух» средней дальности.

В августе 1978 года 9-й истребительный авиационный полк ВВС Чехословакии получил три МиГ-23МФ и два МиГ-23УБ. Ещё десять истребителей с изменяемой геометрией крыла прибыли в течение 1979 года. Боеготовыми истребители МиГ-23МФ чехословацких ВВС стали считаться с ноября 1981 года.

Бортовой радар "Сапфир-23" по сравнению со станцией РП-22, установленной на МиГ-21МФ, мог обнаруживать цели на дальности большей в 1,5 раза. Ракета Р-23Р с полуактивной радиолокационной ГСН была способна поражать цели на дистанции до 35 км, и превосходила УР К-13Р по этому показателю в 4 раза. Дальность пуска УР Р-23Т с ТГС достигала 23 км. Считалось, что эта ракета могла обстреливать цели на встречных курсах и для захвата цели достаточно нагрева передних кромок аэродинамических поверхностей. На высоте МиГ-23МФ разгонялся до 2500 км/ч и имел существенно больший боевой радиус действия, чем МиГ-21МФ. Для наведения перехватчика по командам с земли на борту МиГ-23МФ имелась аппаратура наведения "Лазурь-СМ", в состав БРЭО входил теплопеленгатор ТП-23. Вооружение МиГ-23МФ состояло из двух УР средней дальности Р-23Р или Р-23Т, двух-четырёх ракет малой дальности К-13М или УР ближнего боя Р-60 и подвесного контейнера с 23-мм пушкой ГШ-23Л.


МиГ-23МФ ВВС Чехии


В 1981 году пилоты и наземный технический персонал ВВС ЧССР приступили к освоению более продвинутой модификации «двадцать третьего» — МиГ-23МЛ. Самолёт имел силовую установку с увеличенной тягой, улучшенные разгонные и манёвренные характеристики, а также электронику на новой элементной базе. Дальность обнаружения БРЛС «Сапфир-23МЛ» составляла 85 км, дальность захвата — 55 км. Теплопеленгатор ТП-23М обнаруживал выхлоп турбореактивного двигателя на дальности — до 35 км. Вся прицельная информация выводилась на лобовое стекло. Вместе с МиГ-23МЛ в Чехословакию поставлялись ракеты средней дальности Р-24, способные поражать воздушные цели при пуске в переднюю полусферу на дистанции до 50 км. В ближнем бою в распоряжении пилота МиГ-23МЛ имелись модернизированные УР Р-60МК с помехоустойчивой охлаждаемой ТГС и 23-мм пушка в подвесном контейнере.


МиГ-23МЛ ВВС Чехии


К ноябрю 1989 года МиГ-23МФ/МЛ и учебно-боевые спарки МиГ-23УБ были сведены в один авиаполк. После распада ЧССР было принято решение поделить боевые самолеты между Чехией и Словакией в пропорции 2:1. Впрочем, словаков истребители МиГ-23 не заинтересовали, и они предпочли получить более современные МиГ-29.


Оригинально окрашенный МиГ-23МФ ВВС Чехии, участвовавший в совместных чешско-французских учениях в 1994 году


В 1994 году несколько чешских истребителей МиГ-29 и МиГ-23МФ в рамках налаживания партнёрства со странами НАТО участвовали в совместных манёврах с французскими истребителями Mirage F1 и Mirage 2000. Вполне предсказуемо МиГ-23МФ проиграл в ближнем бою более манёвренным французским истребителям. В то же время иностранные наблюдатели отмечали, что МиГ-23МФ с крылом изменяемой геометрии, благодаря наличию в составе вооружения ракет средней дальности, достаточно мощной РЛС и хорошим разгонным характеристикам обладал неплохим потенциалом в роли перехватчика.

Как уже говорилось, МиГ-23МФ/МЛ обладали большими возможностями по сравнению с МиГ-21МФ. В то же время все модификации «двадцать третьего» были гораздо сложней и дороже в эксплуатации и требовали более высокой лётной подготовки пилотов и высококвалифицированного технического персонала. В связи с этим чешские МиГ-23МФ были выведены из эксплуатации во второй половине 1994 года. Последние МиГ-23МЛ списали в 1998 году.

Продолжение следует…
Автор:
Статьи из этой серии:
ПВО Чехословакии. Конструкции, не уступавшие лучшим мировым аналогам
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. zyablik.olga
    zyablik.olga 5 мая 2019 05:13
    +5
    Авиапром Чехословакии мог развиваться только при поддержке СССР. Сейчас чешские самолёты на мировом рынке спросом не пользуются.
    1. амурец
      амурец 5 мая 2019 06:59
      +8
      Цитата: zyablik.olga
      Авиапром Чехословакии мог развиваться только при поддержке СССР.

      Авиапром Чехословакии всегда жил за счёт лицензионных моделей или сборки продукции из чужих комплектующих. Расцвет чешского авиапрома был тогда, когда чехи производили самолёты для люфтваффе или как после ВМВ чешские L-39 и L-410 поступали в страны СЭВ. А после того как СЭВ и Варшавский договор, благодаря Горбачёву развалились, то и развалились торговые связи, а лишние конкуренты ЕС не нужны.
      Сергею спасибо за статью. Как всегда интересно и хорошо оформлено.
      1. dauria
        dauria 5 мая 2019 13:47
        +5
        или как после ВМВ чешские L-39 и L-410 поступали в страны СЭВ.


        Да ещё прямо по поговорке " Жену отдай дяде , а сам иди к бл..ди." Зарубить свой Як-30 , превосходивший во всём L-29, и Бе-30 в угоду дружбе народов....
        Автору , видел в 79-м году МиГ -23 со встроенной пушкой ГШ-23-2, а не с подвесной. Находилась она под брюхом перед нишами основного шасси.
        1. амурец
          амурец 6 мая 2019 01:00
          +3
          Цитата: dauria
          Да ещё прямо по поговорке " Жену отдай дяде , а сам иди к бл..ди." Зарубить свой Як-30 , превосходивший во всём L-29, и Бе-30 в угоду дружбе народов....

          Про Бе-3 не читал, не знаю, а вот польская "Искра"попала под ту же "раздачу" что и Як-30.
          http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/uchebnye-samolety-2/uchebnye-samolety-1950-g-1991-g/uchebno-trenirovochnyj-samolet-yak-30/
          "Примерно через месяц после начала сравнительных испытаний произошло событие вроде бы прямого отношения к полетам в Монино не имевшее: в Москву прилетел с визитом президент ЧССР Антонин Новотный. Прошла еще неделя и наши соперники — чехи — повеселели: они загадочно улыбались и давали понять, что решение состоялось. Позже мы узнали, что именно на этой встрече было решено специализировать авиационную промышленность Чехословакии на создании и серийном производстве УТС для стран Варшавского Договора. Поэтому Н.С.Хрущев принял «политическое решение»: самолет строить чехословацкий.

          После этого облеты трех самолетов-конкурентов стали носить формальный характер. Поляки это поняли, их делегация покинула СССР и они приняли на вооружение «Искру», которую считали не хуже «Дельфина». У Як-30 стали выискивать недостатки, чтобы задним числом оправдать уже принятое решение. Дело даже дошло до переделки отчетов, чтобы доказать преимущества L-29, вместо того чтобы открыто объявить: выбор сделан ради дружбы с союзником. Известно, чем кончилось заигрывание с Чехословакией. Советской авиапромышленности был нанесен очередной хрущевский удар, последствия которого сказываются и через десятилетия. Было закрыто перспективное направление развития авиации в нашей стране. Техника в очередной раз проиграла политике Было нанесено незаслуженное оскорбление коллективу ОКБ, для которого Як-30 — один из удачных и любимых самолетов."
          1. tima_ga
            tima_ga 8 мая 2019 19:04
            +3
            Если я не ошибаюсь, Ан-28 примерно так же стал "жертвой" L-410 и даже был вынужден "переехать" в Польшу.
        2. Mister X
          Mister X 7 мая 2019 16:58
          +3
          hi
          МиГ-21МФ
          ...и подвесного контейнера с 23-мм пушкой ГШ-23Л.

          МиГ-23МЛ
          ...23-мм пушка в подвесном контейнере.
          Автор: Линник Сергей

          Сергей, отличная статья!
          А в СССР пушки также устанавливались на МИГи по-вертолётному в контейнерах?
          1. Bongo
            8 мая 2019 01:42
            +3
            Цитата: Mister X
            Сергей, отличная статья!

            drinks
            Цитата: Mister X
            А в СССР пушки также устанавливались на МИГи по-вертолётному в контейнерах?

            Устанавливались. yes Но на МиГ-23 пушка была встроенная, тут я запамятавал. Хотя в 1989 году в Спасске-Дальнем наблюдал МиГ-23МЛД в живую.
  2. Эдуард Ващенко
    Эдуард Ващенко 5 мая 2019 07:52
    +6
    Хорошая статья, спасибо
  3. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 5 мая 2019 09:09
    +5
    Спасибо за интересную статью. Особо порадовали фото с оригинальными окрасками МиГ 23)))
    1. dauria
      dauria 6 мая 2019 15:18
      +1
      Особо порадовали фото


      Да, только просьба автору - на первой фотке с бортовыми номерами 1015 и 0410 МиГ -17 , а не 15 . Стреловидность и характерный излом передней кромки wink Исправьте.
  4. kiril1246
    kiril1246 5 мая 2019 09:30
    +4
    А чехи могут сами производить авиадвигатели?
    1. амурец
      амурец 5 мая 2019 09:50
      +5
      Цитата: kiril1246
      А чехи могут сами производить авиадвигатели?

      Судите сами. "Учебно-тренировочный самолет L-39C «Albatros». Много внимания было уделено выбору силовой установки. С точки зрения надежности напрашивалось применение двух двигателей. Однако это вело к увеличению массы машины, усложняло эксплуатацию, повышало расход топлива и т.п. Эти минусы убедили Влчека в достаточности одного двигателя, тем более, что степень надежности новых ТРД была уже весьма высокой. Что касается типа самого двигателя, то первоначально предполагалось установить чешский М-720 (заводское обозначение Walter «Orion») тягой до 2500 кгс. над которым работало пражское предприятие «Motorlet». Советская сторона настаивала на применении двухконтурного двигателя АИ-25 тягой в 1450 кгс. создание которого завершалось в ЗМКБ «Прогресс» (Запорожье) под руководством А.Г.Ивченко. В конечном итоге выбор сделали в пользу второго варианта, и причиной этого стали не только требования «старшего брата». Все-таки пражский «Орион» был великоват для легкого УТС, а кроме того, после стендовых испытаний стало ясно, что его доводку быстро завершить не удастся". По другим самолётам чешского производства данные о двигателям смотрите на авиасайтах
      http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/inostrannye-samolety/inostrannye-samolety-vvs-sssr/poslevoennyj-period/uchebno-trenirovochnyj-samolet-l-39c-albatros/
  5. merkava-2bet
    merkava-2bet 5 мая 2019 10:21
    +11
    Я уже отчаялся,на форуме практически нечего читать,а тут такая благодать,спасибо Сергей,с наступающим великим Днём Победы, и всех форумчан.
    1. zyablik.olga
      zyablik.olga 5 мая 2019 15:08
      +4
      Цитата: merkava-2bet
      Я уже отчаялся,на форуме практически нечего читать,а тут такая благодать,спасибо Сергей,с наступающим великим Днём Победы, и всех форумчан.

      Андрей, здравствуйте! Спотрю "борцы с сионистами" Вас почти в минуса загнали, но Вы не унываете! lol
      Спасибо за поздравления, Вас так же с наступаюющим праздником Великой Победы!
      Серёжа стал на сайте появляться редко, да и писать времени у него практически нет. Кроме того, на сайте стало очень много непрофессиональных и порой откровенно много статей. Один Даманцев чего только стоит. Серёжа опять плевался читая его бред про ПВО Курил и КТОФа. wassat
      1. merkava-2bet
        merkava-2bet 5 мая 2019 15:15
        +4
        Ничего,получаю боевой опыт ведения психологической войны с разношёрстным контингентом,видит Бог я не хотел,вынудили,поддался на провокации.Олечка,Вас и всех форумчан с Великим Праздником Победы,Ура товарищи.
      2. vladcub
        vladcub 5 мая 2019 18:27
        +3
        Думаю у Даманцева друое мнение о своей статье
  6. san4es
    san4es 5 мая 2019 10:36
    +5
    hi ...ПВО Чехословакии. Послевоенная истребительная авиация.
    По сравнению с предыдущей модификацией фронтовой перехватчик МиГ-21МФ обладал большими возможностями..... Встроенное вооружение представлено 23-мм пушкой ГШ-23Л с боекомплектом 200 снарядов... soldier
  7. Wildcat
    Wildcat 5 мая 2019 12:02
    +5
    Как всегда hi , качественная статья с хорошими фотографиями.
    Спасибо!
    hi
  8. kunstkammer
    kunstkammer 5 мая 2019 12:58
    +2
    по каким ценам гнали сотни наших самолётов в ЧССР и продавали (продавали ли?) лицензии?
    И почему в итоге мы всем оказались должны?
  9. Старый26
    Старый26 5 мая 2019 15:46
    +5
    Спаесибо, Сергей, очень познавательный обзор. О бывших немецких мне материалы попадались, то вот ЯК-23 в ВВС ЧССР для меня откровение. Ждем продолжения
  10. 113262а
    113262а 5 мая 2019 18:21
    +4
    Статья хорошая,но у меня вопрос к специалистам. Как чехи умудрились впарить Израилю(жители которого -совсем не простаки,мягко выражаясь)те же Мессершмиты с немецкими моторами. Чем то евреи их ремонтировали(а вот чехи не смогли) Загадочная загадка!То же и со Спитфайрами.
    1. LastPS
      LastPS 5 мая 2019 21:14
      +4
      Им пофигу было, что покупать на тот момент, лишь бы оно было.
  11. vladcub
    vladcub 5 мая 2019 18:50
    +7
    Сергей, скажу сразу,у Вас как всегда интересная работа. Я не знал,что что чехи использовали Ме-262 ,о 109 в ПВО Чехословакии я знал,а о реактивном Ме-262 я не знал. Про Як 23 я даже не слышал.
    "В апреле 1949 25 S199 удалось продать Израилю" естественно с согласия Сталина. Он по каким-то соображениям решил поддержать Израиль руками Чехов.
    Естественно S-199 уступали в качестве оригиналам, но израильтяне были рады и таким самолетам. У них установлен памятник чехословацким летчикам доставлявщим технику и вооружение в разгар первой арабо- израильской войны
  12. Zaurbek
    Zaurbek 7 мая 2019 08:02
    +2
    В обмен, нужно было чехам построить завод Татра в СССР и полностью локализовать. Чем наш Госплан занимался?
  13. tima_ga
    tima_ga 8 мая 2019 19:05
    +3
    Позновательно, ждём продолжения