Разгром шведов в Эзельском сражении

26
300 лет назад, в мае 1719 года, русская эскадра под командованием капитана 2-го ранга Н. А. Сенявина в районе острова Эзель нанесла поражение отряду шведских кораблей. Русскими трофеями стали линейный корабль «Вахтмейстер», фрегат «Карлскрона» и бригантина «Бернгардус». Это была первая победа русского корабельного флота в открытом море.

Создание корабельного флота


Принято считать, что флот в России впервые был создан при Петре Первом, однако это не так. Русские люди (русы, славянорусы) с древнейших времен умели строить суда класса «река – море» — лодьи, ладьи, струги и т. д. Они служили для походов на Каспийском, Русском (Чёрном), Средиземном и Варяжском (Венедском) морях. Искусными мореплавателями считались славянорусы – венеды – венеты – варяги. Варягом-русом были основатель династии Рюриковичей – Рюрик (Сокол). Первые князья рода Рюриковичей были организаторами масштабных военно-морских экспедиций.



В ходе развала империи Рюриковичей Русь была отрезана от Чёрного и Балтийского морей. При этом русские сохранили традиции быстрого создания речных флотилий и морских судов. В частности, эта традиция была сохранена на севере, в Новгороде и на Белом море, а на юге действовали казачьи флотилии. Попытка создать корабельный флот на Балтике была предпринята Иваном Грозным во время Ливонской войны («Первый Русский флот — пираты Грозного царя»). При отце Петра Первого царе Алексее Михайловиче построили фрегат «Орёл» для действий на Каспии.

Проблема была в том, что Русское государство было лишено выхода к Балтике и Чёрному морю. Необходимо было отвоевать утраченные земли, чтобы иметь возможность построить корабельный флот. Первую попытку создать флот Пётр совершил во время войны с Турцией за Азов. После неудачного похода 1695 года Петр Алексеевич быстро осознал свои ошибки и в самые короткие сроки создал флотилию, которая помогла в 1696 году взять Азов. Россия получила Азовскую флотилию, но далее необходимо было отбивать у османов Керчь, Крым, или Северное Причерноморье, чтобы выйти в Чёрное море.

Тем временем Пётр в 1700 году ввязался в войну со Швецией, которая длилась аж до 1721 года. В результате планы прорыва на южном направлении пришлось отложить в долгий ящик. Более того, Порта использовала благоприятный момент, чтобы восстановить свои позиции в Приазовье. Прутский поход Петра 1711 года завершился неудачей и России пришлось отказаться от Азова и Азовского флота, разрушить на юге уже построенные укрепления.

Разгром шведов в Эзельском сражении

Конраад Деккер. Вид города Астрахани и фрегата «Орёл» с флотилией. XVII век. Источник: https://ru.wikipedia.org


Строительство Балтийского флота и его первые победы


На севере Россия, вступив в войну со Швецией, мощной военно-морской державой, которая считала Балтику «шведским озером», сначала использовала древнюю, проверенную временем тактику. Строила малые гребные суда, которые могли атаковать большие вражеские корабли и брать их на абордаж (штурм). Таким образом, прежний опыт казачьих флотилий, Азовских походов и постройки флота в Воронеже был полностью использован при подготовке к борьбе за Балтийское море. Так же как на юге, на северо-западе России развернулось строительство транспортных судов, а затем и боевых парусно-гребных кораблей. Суда строили, а также покупали уже готовые у владельцев, на р. Волхове и Луге, на Ладожском и Онежском озёрах, на Свири, Тихвине и т. д. Однако требовалось время, что построить свои корабли, вооружить их, подобрать кадры, обучить экипажи. Поэтому сначала Пётр делал ставку на иностранные командные кадры.

В 1702 году начали строить верфь на реке Сясь (впадающей в Ладожское озеро), где начали строить первые боевые корабли. В 1703 году корабли стали строить на р. Волхов и Свирь. У Лодейного поля создали Олонецкие верфи, которые стали одним из главных центров создаваемого Балтийского флота (первым кораблем стал «Штандарт»).

Отряды небольших речных судов, которые ранее служили в для перевозки грузов по рекам и озёрам, с командами солдат, сыграли ведущую роль в борьбе с эскадрами шведских кораблей в районе Ладожского и Чудского озёр (они имели на вооружении по 10-20 орудий, экипажи опытных моряков). Так, в мае 1702 года русские суда нанесли поражение шведскому отряду в узком проливе, соединявшем Чудское озеро с Псковским. Русские на своих небольших суденышках, не имевших артиллерийского вооружения, смело атаковали врага, ведущего артиллерийский огонь. Русские взяли на абордаж яхты «Флундран», «Виват» и «Вахтмейстер». Тем самым прорвались в Чудское озеро. Затем русские суда нанесли поражение шведской эскадре адмирала Нумерса и на Ладожском озере. В итоге шведы по Неве отступили в Финский залив.

Это позволило русским войскам взять шведские крепости Нотебург (Орешек) и Ниеншанц. В ночь на 6 мая 1703 года гвардейцы на 30 лодках во главе с сами царем Петром и Меншиковым подошли к стоявшим при устье Невы шведским кораблям «Гедан» и «Астрильд», и взяли их на абордаж. Таким образом, русские заняли всё течение Невы и получили выход в Финский залив. Пётр начинает строительство новой морской крепости – Петропавловск, которая положила начало основанию новой столицы Русского государства – Санкт-Петербурга. В это же время Пётр решил создать передовой форт, защищающий Петербург со стороны моря. Его стали возводить на острове Котлин, так заложили крепость Кроншлот (Кронштадт).

Кроншлот выдержал атаки шведов. Однако было очевидно, что для зашиты Петербурга необходим корабельный флот. Осенью 1704 года первые корабли стали прибывать по Неве к Петербургу. Весной 1705 года прибыли новые корабли. Молодой Балтийский флот уже имел около 20 вымпелов. На кораблях было 270 орудий и около 2200 человек экипажу. Командовал флотом контр-адмирал Крюйс. Летом 1705 года батареи Кроншлота и русский флот выдержали нападение сильного шведского флота. Вражеский десант, который шведы пытались высадить на острове, был разгромлен. После поражения 14 июля 1705 года шведские корабли покинули восточную часть Финского залива.

Тем временем Петербург становится новой кораблестроительной базой русского флота. В 1704 году на левом берегу Невы, недалеко от моря и под защитой Петропавловской крепости, заложена большая верфь – Главное Адмиралтейство. В 1706 году в Главном Адмиралтействе спустили первые корабли. Одновременно в Петербурге строили и другие верфи: Партикулярная верфь – для строительства вспомогательных судов, Галерный двор – для гребных судов. В итоге Петербург стал одним из крупнейших центров кораблестроения не только в России, но и в Западной Европе. Только в Адмиралтействе через десять лет после его закладки работало около 10 тыс. человек. Только в первые семь лет войны со Швецией в состав Балтфлота было включено около 200 боевых и вспомогательных судов. Понятно, что первые корабли русского флота по своим мореходным качествам и артиллерийскому вооружению уступали кораблям ведущих западных морских держав. Однако темпы технического прогресса в русском кораблестроении в годы Северной войны были весьма высокими. Уже через 10—15 лет после закладки первых кораблей на верфях Балтики в составе русского флота появились корабли, которые могли соперничать с лучшими западными судами по основным характеристикам.

Большая работа была проделана для подготовки морских кадров. В 1701 году в Москве была открыта Навигацкая школа, в 1715 году в Петербурге – Морская академия. Кроме них при Петре Алексеевиче было открыто около 10 школ, которые готовили кадры для флота – адмиралтейские школы в Воронеже, Ревеле, Кронштадте, Казани, Астрахани и т. д. Активная подготовка национальных кадров привела к тому, что русское правительство смогло отказаться от услуг иностранных специалистов. В 1721 году императорским указом было запрещено принимать иностранцев на службу во флот. Правда, этот указ не мешал иностранцам занимать высшие командные посты, особенно после смерти первого российского императора. Рядовой состав на флоте комплектовался, как и в армии, путем рекрутского набора среди податных сословий. Служба была тогда пожизненной.


Эзельский бой. Художник Алексей Боголюбов


Новые успехи


Победа русской армии в Полтавской битве 27 июня 1709 года привела к тому, что Россия закрепила за собой прежние успехи русского оружия на берегах Балтики и создала возможность дальнейшего наступления. Крупные соединения русской армии были переброшены на приморское направление, и при поддержке флота стали теснить врага с побережья Финского и Рижского заливов. В 1710 году русская армия при поддержке флота взяла Выборг. В этом же году русские взяли Ригу, Пернов и Ревель. Русский флот получил важные базы на южном берегу Балтики. Также были заняты Моонзундские острова, имевшие стратегическое значение. Таким образом, в ходе летней кампании 1710 года Шведское королевство лишилось основных своих баз в восточной части Балтики от Выборга до Риги.

Война с Турцией 1710—1713 гг. на некоторое время отвлекла Россию от войны со Швецией. В кампанию 1713 года русские отбили у шведов их базы на северном берегу Финского залива: были взяты Гельсингфорс, Бьернеборг и Ваза. Русские силы вышли на берега Ботнического залива. На верфях Балтики заметно возрос размах кораблестроения, никогда прежде здесь не закладывали столько кораблей, как в 1713—1714 гг. Строили корабли и в Архангельске. Построенные на Архангельской верфи два линейных корабля пополнили Балтфлот. Также русский царь купил несколько кораблей в Западной Европе. К кампании 1714 года в составе корабельного флота на Балтике было уже 16 линейных кораблей, а гребной флот имел более 150 галер, полугалер и скампавей. Кроме того, имелось значительное количество вспомогательных и транспортов. В Стокгольме попытались блокировать противника в Финском заливе, останавливая русский флот в наиболее удобном месте – у полуострова Гангут. Однако Россию остановить не удалось. 27 июля 1714 года в русский галерный флот под командованием Петра I разгромил шведский отряд шаутбенахта Эреншильда. Русскими трофеями стали фрегат «Элефант», 6 галер и 3 шхербота.

Эта победа обеспечила успех русского оружия в Финляндии и позволила перенести боевые действия на территорию самой Швеции. А шведский флот, ещё недавно господствующий на Балтике, перешёл к обороне. Русский флот получил свободу действий, угрожая морским коммуникациям и важнейшим промышленно-экономическим районам Швеции. Русский флот в 1714 году совершил поход на Аландские острова, осенью отряд Головина овладел Умео.

Однако успехи русского флота встревожили Запад. Так, в Лондоне боялись, что Петру Алексеевичу удастся заключить со шведским правительством выгодный мирный договор, который закрепит успехи русских на Балтике. Поэтому Англия стала поддерживать шведскую партию войны и оказывать на Россию военно-политическое давление, угрожая флотом. С лета 1715 года соединенный англо-голландский флот под главным командованием английского адмирала Нориса стал дежурить в Балтийском море под предлогом торгового судоходства. С 1719 года позиция Англии стала ещё более откровенной. Англичане заключили союз со Швецией. С 1720 года британцы объединили свой флот со шведским и стали угрожать русским портам и базам на Балтике.


«Линейный корабль „Вахмейстер“ сражается против русской эскадры в 1719 году». Картина Людвига Рихарда


Эзельский бой


В 1715 1719 гг. русский флот проводил крейсерские и десантные операции. Русские корабли боролись со шведскими каперами, захватывали торговые суда и высаживали десанты на острова и побережье Швеции. В частности, в период с апреля по ноябрь 1718 года русские корабли захватили 32 шведских торговых судна, 14-пушечную шняву и 3-пушечный шхербот.

Так, весной 1719 года в море вышли два русских отряда. Отряд капитан-командора Фангофта (Вангофта) в составе 3 кораблей, 3 фрегатов и 1 пинка вышел из Ревеля к берегам Швеции с целью разведки сил противника. Он в мае высадил разведчиков на острове Эланд, а затем благополучно вернулся в Ревель. 15 мая из Ревеля в море вышел отряд капитана 2-го ранга Наума Сенявина. В составе русского отряда были шесть 52-пушечных корабля: «Портсмут» (вымпел Сенявина), «Девоншир» (капитан 3-го ранга К. Зотов), «Ягудиил» (капитан-поручик Д. Деляп), «Уриил» (капитан 3-го ранга В. Торнгоут), «Рафаил» (капитан 3-го ранга Я. Шапизо), «Варахаил» (капитан 2-го ранга Я. Стихман) и 18-пушечной шнявы «Наталия» (лейтенант С. Лопухин). Отряд Сенявина получил задачу перехватить вражеский отряд из 3 кораблей, который вышел по данным разведки, в крейсерство в Балтийское море.

24 мая 1719 года отряд Сенявина находясь у острова Эзель, обнаружил три корабля возможного противника. Корабли «Портсмут» и «Девоншир» под всеми парусами начали погоню. В пять часов наши корабли приблизились на дистанцию артиллерийского огня и сделали выстрелы, чтобы заставить капитанов неизвестных кораблей поднять свои флаги. На кораблях – это были линейный корабль, фрегат и бригантина, были подняты шведские флаги и брейд-вымпел их командующего капитан-командора Врангеля. По сигналу Сенявина русский отряд атаковал врага. Бой длился более трёх часов. На русском флагмане были перебиты штаги и повреждены марселя. Пытаясь использовать это, шведский 34-пушечный фрегат «Карлскрона» и бригантина «Бернгардус» атаковали «Портсмут». Сенявин сделал поворот, стал бортом к «Карлскроне» и отрыл огонь картечью. Не выдержав разрушительного действия огня, сперва капитулировал фрегат, а затем спустила флаг и бригантина.

Командующий шведским отрядом Врангель, видя, что фрегат и бригантина сдались, попытался сбежать на 52-пушечном линейном корабле «Вахместер». Однако русские корабли «Ягудиил» и «Рафаил» через три часа догнали вражеский флагман и заставили его принять бой. На некоторое время шведский корабль был поставлен в два огня (оказался между русскими кораблями). Шведский флагман были сильно поврежден. Видя, что к нему идут ещё два русских корабля — «Уриил» и «Варахаил», шведы капитулировали.

Таким образом, в результате Эзельского сражения врагу было нанесено полное поражение. Наши моряки захватили весь шведский отряд — линейный корабль, фрегат и бригантину. На кораблях капитулировали 387 человек во главе с капитан-командором Врангелем, более 60 человек было убито и ранено. Потери русских экипажей составили 18 человек убитыми и ранеными. Особенностью сражения стал тот факт, что русский корабельный флот одержал первую морскую победу, не прибегая к морскому штурму (абордажу). Успех был достигнут в результате хорошей подготовки матросов и офицеров и мастерству Сенявина. Русские обнаружили противника, не дали ему уйти, навязав решительный бой, вели огонь из корабельной артиллерии на различных дистанциях.

Русский командир после боя докладывал государю Петру: «Все сие... сделано без великой утраты людей, я иду со всею эскадрою и взятыми шведскими кораблями в Ревель...» Петр Великий назвал эзельскую победу «добрым почином Российского флота». Сенявин был произведен через чин в капитан-командоры, командиры кораблей были произведены в следующие чины. Участники сражения получили призовые деньги.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    21 мая 2019 07:30
    Действительно-«добрый почин Российского флота»!!!
    " А шведский флот, ещё недавно господствующий на Балтике, перешёл к обороне."
    Спасибо за интересную статью!Жду продолжения,ибо морских сражений славных немало было тогда на Балтике! hi
  2. +8
    21 мая 2019 11:42
    Трудно читать текст написанный человеком достаточно далеким от темы, да ещё приправляющим повествование конспирологическими фентези... На долго меня не хватило:) . Пара комментариев. Иван Грозный создавать флот на Балтике не собирался и не планировалось, просто воспользовался предложением одного датского авантюриста. Гедан и Астрид не корабли, а шнява и бот, Кронштадт и кроншлот это не одно вытекающее из другого. Кроншлот- форт поставленный на южной стороне фарватера идущего вдоль южного берега о. Котлин на искусственной банке, он и сейчас там стоит. Кронштадт возник позже на самом острове
  3. +7
    21 мая 2019 11:52
    Принято считать, что флот в России впервые был создан при Петре Первом

    точнее - РЕГУЛЯРНЫЙ флот.
    а вообще - точка отсчета с "Орла" батюшки Петра, Алексея Михайловича Тишайшего.
    хочу сказать что о боях линейных сил в Великую Северную войну (например Гренгам) известно почему-то меньше чем о действиях смешанных или парусно-гребных сил (например Гангут). Просьба к автору по-возможности исправить эту несправедливость hi
  4. +3
    21 мая 2019 12:31
    Русские люди (русы, славянорусы) с древнейших времен умели строить суда класса «река – море» — лодьи, ладьи, струги и т. д. Они служили для походов на Каспийском, Русском (Чёрном), Средиземном и Варяжском (Венедском) морях. Искусными мореплавателями считались славянорусы – венеды – венеты – варяги. Варягом-русом были основатель династии Рюриковичей – Рюрик (Сокол). Первые князья рода Рюриковичей были организаторами масштабных военно-морских экспедиций.

    Автор забыл упомянуть, неадерталорусов-неадертальцев, впервые воспользовавшихся бревном для плавания, финикорусов-финикийцев, впервые обогнувших Африку, порторусов-португальцев, совершивших первое кругосветное плавание и испанорусов-испанцев, открывших Америку.
    Как можно это делирий публиковать?
    А победа, конечно, эпическая. Один шведский линейный корабль против шести российских. После десятичасового боя шведа таки победили.
    1. +2
      21 мая 2019 13:04
      О, подтянулись адепты суперэтноса, появились минуса.
    2. Ну это да... в Эстонии раскопали древнее городище эстонцев 10 тысяч лет давности...

      laughing

      ...вот я у них и спрашиваю, - а как вы определили, что именно эти, вот, неандертало-кроманьонцы, есть непременно эстонцы? Это они Вам сами сказали или оставили записочку на глиняном горшке?

      В ответ были квадратные глаза - как я в этом могу сомневаться-то?
  5. 0
    21 мая 2019 16:08
    Для меня новость, что шведы пытались атаковать Кронштадт, а потому желательно знать детали
    1. +2
      21 мая 2019 16:18
      Кронштадт шведы атаковать не могли ввиду отсутствия такового на тот момент. Атаковали Санк-Питерсбурх и наличие Кроншлота и флота в количестве 20 фрегатов и шняв, для них было нежданчиком, плюс батарея на самом острове.
      1. 0
        22 мая 2019 07:25
        Простите у автора:"в1705 батареи Кроншлота и русский флот выдержали атаку сильного шведского флота ". Кронштадт и Кроншлот это одно и тоже так сказано у автора
  6. +4
    21 мая 2019 16:45
    Автор, вообще-то древние скандинавы и славяне -разные этносы,но это так мимоходом.
    Суда" река море" строили ВСЕ и древние египтяне и " морекопатели" и шведы.
    У скандинавов были большие суда т.н" дракары", а у древних новгородцев были корабли меньшего размера
    Море можно переплыть и на плоту( помните знаменитый" Контики" ),но его то не назовешь : судно" река- море*?
  7. +1
    21 мая 2019 17:34
    " один шведский линейный корабль против шести российских"автор не уточнил,что русские были на галерах. Я не знаю какие были галеры у Меня вместо,но вот описание русской галеры'"Принципум": длинна 38 метров,ширена 7,36м,17 пар весел, экипаж до170человек,5орудий, экипаж до170человек.
    А линейный линейный корабль ,больше трехмачтовые корабли , экипаж то 300 до800человек, число орудий от 30 до 135.
    1. +1
      21 мая 2019 22:54
      Святослав, какие галеры?
      15 мая 1719 года. Выход отряда в составе шести 52-пуш. линейных кораблей «Портсмут» (брейд-вымпел капитана 2 ранга Н. Сенявина), «Девоншир» (капитан 3 ранга К. Зотов), «Ягудиил» (капитан-поручик Д. Деляп), «Уриил» (капитан 3 ранга В. Торнгоут), «Рафаил» (капитан 3 ранга Я. Шапизо), «Варахаил» (капитан 2 ранга Я. Стихман) и 18-пушечной шнявы «Наталия» (лейтенант С. Лопухин) под командованием капитана 2 ранга Наума Сенявина из Ревеля с целью захвата отряда из 3 шведских кораблей, вышедшего, по сведениям разведки, в крейсерство в Балтийское море.
      "Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г." М.: Воениздат МВС СССР, 1948.
  8. 0
    21 мая 2019 18:37
    Принято считать, что флот в России впервые был создан при Петре Первом, однако это не так. Русские люди (русы, славянорусы) с древнейших времен умели строить суда класса «река – море» — лодьи, ладьи, струги и т. д.
    - суда, а не флот же для военных действий или торговый, и уж тем более не "суда класса «река – море»", тьху...
  9. +2
    21 мая 2019 19:15
    Цитата: vladcub
    " один шведский линейный корабль против шести российских"автор не уточнил,что русские были на галерах. Я не знаю какие были галеры у Меня вместо,но вот описание русской галеры'"Принципум": длинна 38 метров,ширена 7,36м,17 пар весел, экипаж до170человек,5орудий, экипаж до170человек.
    А линейный линейный корабль ,больше трехмачтовые корабли , экипаж то 300 до800человек, число орудий от 30 до 135.

    Вы путаете Эзельское сражение с Гейдгамским...
    1. +1
      21 мая 2019 20:33
      Чем обусловлено?
  10. +5
    21 мая 2019 20:27
    1) Швеция не была мощной морской державой. Ее флот был не то что не первостепенным, а даже на третьестепенный с плюсом тянул с трудом. И лупили его в основном датчане.
    2)Описываемое сражение было ценным только с точки зрения того что русские впервые добились победы пушками. Да и не удивительно против старого почти фрегата (коим он стал после захвата), фрегата и бригантины было шесть новых кораблей хоть и 4го ранга. Шанс у шведов был удрать но два корабля иностранной постройки догнали , а затем с участием прочих реализовали 3.5 превосходство в орудиях.
    3)Стоит отметить что все корабли русских были либо иностранными либо построенными иностранцами на русской службе - это к вопросу о школе.
    Надо все-таки тщательнее относиться именно к фактам. Для пропаганды есть другие темы.
    1. +1
      22 мая 2019 06:49
      Уважаемые камрады:Undesim, Serg-,ken, прошу прощения, что малость лопухнулся
      1. 0
        22 мая 2019 07:26
        Ценю самокритичность
  11. Очень хорошая статья!

    Автору спасибо.

    hi
    1. +1
      22 мая 2019 09:59
      Конь, я бы Вам советовал читать Андрея из Челябинска: - человек влюбленный в историю флота или Шпаковского: он всегда пишите ярко
      1. Конь очень вежливый.

        Со всеми.
  12. +1
    22 мая 2019 01:36
    Первый признак плохой статьи - когда вместе конкретных сведений начинают рассказ со времен Гостомысла. В результате самому сражению посвящено два абзаца, 1 короткая цитата, 1 схема. Ни документов, ни анализа боя, ни сведений об участниках (кроме фамилий и инициалов).
    Хотя это же Самсонов.
  13. +1
    22 мая 2019 06:33
    Цитата: Рязанец87
    Первый признак плохой статьи - когда вместе конкретных сведений начинают рассказ со времен Гостомысла. В результате самому сражению посвящено два абзаца, 1 короткая цитата, 1 схема. Ни документов, ни анализа боя, ни сведений об участниках (кроме фамилий и инициалов).
    Хотя это же Самсонов.
    С
    Самонов- бренд гарантирующего кашу вместо фактов?
  14. -1
    22 мая 2019 11:35
    статья одновременно нужная(воспоминания о победах) и написана плохо, всю историю вспомнили вместо детального анализа события..Да еще и в таком ключе-что Самсонова закрытыми глазами просто по стилю узнать можно. Ну не специалист в военном деле. В своих теориях может быть..
    столько неточностей...
    Россия не вступала в войну, а организовала Северную войну в коалиции.(это кстати о миролюбивой нации никогда не ведущей первой войну, момент любимый многими). Швеция утратила первенства тогда, армия небольшая флот не самый лучший..у них был только Карл 12 и немного остаточного запала..Что хватило на Данию, Польшу, Саксонию и Россию..но не надолго.
    Затяжные войны для такой страны как Швеция-гибельны, нет столько ресурсов.
    Полтава была проходная, главное то что Шереметьев завоевал нужные участки на Балтике и взяли главные крепости шведов.Ну и главный конкурент за кусок, завоеванный у шведов -РП ничего бы уже не сделала(в коалиции и ослаблена).ФЛот помогал армии. Карл 12 все равно не сдался..пока его не грохнули и на трон вступила его преемница.
    Еще будет момент где Шведы одержат победу над русским флотом, затем наоборот и поставлена точка в Швеции как ведущей державы. Больше она никогда не станет такой как прежде.Зато нейтральная везде.... winked
    1. 0
      23 мая 2019 16:09
      Была нейтральной, а теперь кое кому хочется шведский нейтралитет в унитаз спустить
  15. 0
    3 августа 2019 15:26
    Читаем первое предложение, смотрим автора, убеждаемся что все верно, закрываем и ищем другую статью.