Крейсер «Прут». Недолгая жизнь в русском флоте и возвращение в Турцию

42
Слуга двух господ. Командование флота, получив в своё распоряжение поднятый крейсер «Меджидие», сразу же решило ввести его в строй и как можно быстрее, так как нуждалось в кораблях данного класса на Черноморском ТВД. Более того, «Меджидие» решили не просто отремонтировать, но ещё и перевооружить. Уже в июне, т.е. сразу после поднятия корабля, его переименовали. «Меджидие» получил имя «Прут» в честь минного заградителя, затопленного командой у мыса Фиолент после попытки завладеть им экипажем немецкого линейного крейсера «Гёбен» в октябре 1915-го года.

Ремонт и новая жизнь


Бывший крейсер «Меджидие» сразу же поставили в док Российского общества пароходства и торговли. Уже 26 июня 1915-го года корабль под именем «Прут» был зачислен в списки Черноморского флота. Правда, на тот момент крейсер был более чем далёк от боеспособного состояния. Как раз тогда после обследования отсеков корабля и была найдена Сигнальная книга вражеского флота, ставшая ключом к шифрам радиограмм. Несмотря на длительное пребывание в морской воде, книга стала важнейшим источником информации для нашего Морского генштаба в Петрограде, куда её и отправили.



После первоначального обследования осушенных отсеков крейсера его отправили в Николаев на ремонт. В то же время связались с американской судостроительной компанией William Cramp & Sons, на верфях которой и возводился крейсер. Американские дельцы сразу согласились передать чертежи и прочую техническую документацию за соответствующую сумму. Документацию выкупили и приступили к ремонту.



Также корабль, как указано выше, был перевооружён. Всё старое вооружение было снято с бывшего «Меджидие». Учитывая, что орудийные замки были подняты со дна стараниями русских водолазов, снятые 120-мм турецкие орудия отправили в Одессу для усиления обороны города. Вместо них на корабль установили десять 130-мм корабельных орудий (Б-7) производства Обуховского сталелитейного завода.

В ноябре 1915-го года отремонтированный заново рождённый крейсер под именем «Прут» вышел в море на ходовые испытания. А в феврале следующего года «Прут» был введён в строй Черноморского флота Российской империи.

Снова в бой


Единственным боевым походом крейсера «Прут» стало его участие в Трапезундской десантной операции, точнее, в одном из её эпизодов. Так судьба связала боевую жизнь «Прута» с Новороссийском.

18 марта в Батуми на борту эсминца «Быстрый» состоялось совещание генерала Николая Николаевича Юденича, командующего Кавказской армией, и адмирала Андрея Августовича Эбергарда, командующий Черноморским флотом, на котором рассматривалось взаимодействие войск и флота в период вышеназванной операции. Общая задача десанта в район Ризе была сформулирована следующим образом: сосредоточив в Новороссийске транспорты и посадив на них силы десанта, перевести их в Ризе и, поддержав войска огнём, осуществить высадку. Силы десанта состояли из двух пластунских бригад по 7,5-8 тыс. человек каждая, двух артиллерийских дивизионов, двух санитарных отрядов и одной сапёрной роты, не считая лошадей, повозок, орудий и автомобилей.

Естественно, кроме транспортов были выделены весьма значительные силы прикрытия (к примеру, линкор «Императрица Екатерина Великая»), в которые в числе прочих входил и крейсер «Прут». Так как Новороссийск, несмотря на опустошительный обстрел 1914-го года, не усилили береговой артиллерией, на долю «Прута» выпала роль дозорного. В конце марта даже в условиях боры (северо-восточный ветер штормовой силы) крейсер находился в ночном дозоре у Новороссийского порта, прикрывая основные корабельные силы десанта в бухте, действуя в паре с крейсером «Алмаз» (бывшее посыльное судно и носитель гидросамолётов).

31-го марта крейсер вошёл в Цемесскую бухту, присоединившись к другим кораблям эскадры. Вскоре, вопреки практически полному отсутствию в Новороссийске необходимой для подобного сосредоточения войск и их погрузки на корабли инфраструктуры, транспортные суда и корабли прикрытия вышли в сторону Ризе.

В итоге начавшаяся 23 января Трапезундская операция успешно для наших войск и флота закончилась 5 апреля взятием черноморского турецкого порта Трапезунд (Трабзон). Армянское и греческое население города, подвергавшееся геноциду со стороны турок, встречало русских цветами как освободителей от османского ига. Был в этой победе и крошечный вклад «Прута».



Увы, но более в боевых походах крейсер не участвовал. После двухмесячного сидения на грунте с отчасти возвышающимся над водой корпусом днище было деформировано. Паровые машины тройного расширения, установленные на «Пруте», были не в самом лучшем состоянии. Но ещё хуже дело обстояло с паровыми котлами системы Никлосса. Было принято решение об их замене. Полный же ремонт планировали провести к 1917-му году.

Был заключён договор с английской фирмой Babcock & Wilcox (существует до сих пор) на поставку новых паровых котлов. В декабре 1916-го фирма даже успела отправить в Архангельск партию из 4 новых котлов. Но в феврале 1917 года грянула революция, разломавшая столетние устои. Кто бы тогда думал о доковом ремонте какого-то там трофейного крейсера!

Революция, «вернувшая» крейсер прежним владельцам


Вскоре начался слом Черноморского флота. Внезапно появившиеся украинские «патриоты» с недавно провозглашённым украинским правительством наводнили флот агитаторами и провокаторами. Экипажи и некоторые офицеры находились в полном замешательстве. Хаос продолжал набирать обороты. Над некоторыми кораблями был поднят украинский флаг, правда, реял он недолго. К тому же часть кораблей Черноморского флота ушла в Новороссийск. В конце 1917-м году крейсер «Прут» вошёл в состав Красного Черноморского флота.

Когда немецкие войска вошли на Украину в 1918-м году, их командование всеми возможными способами поддерживало самопровозглашённые украинские власти – от «самостийников» в рядах УНР до Украинской державы Павла Скоропадского. Осознав, что офицеры Черноморского флота скорее перетопят все свои корабли, нежели отдадут их Германии, немцы пошли на хитрый ход. Их представители заявили, что все корабли, перешедшие на сторону Украины, реквизированы не будут. Правда, и это слабо помогло. Но на «Пруте» снова висел украинский флаг.

Крейсер «Прут». Недолгая жизнь в русском флоте и возвращение в Турцию

"Меджидие" в составе турецкого флота в 30-е годы


Забавно, но сейчас это будоражит в крови майданных патриотов невиданный энтузиазм. Это даже приводят в пример верности украинской присяге, намекая, что не бежал сей крейсер в Новороссийск. Естественно, не бежал, учитывая его техническое состояние на тот момент, даже при всём желании «Прут» не мог «бежать» в Новороссийск. Правда, эти неприятные подробности принято не замечать.

Наконец, в мае 1918-го года германские войска захватили крейсер «Прут». Учитывая, что османы были союзниками немцев и входили в блок Центральных держав (Германская империя, Австро-Венгрия, Болгарское царство и Османская империя), «Прут» был им возвращён. Естественно, кораблю сразу же вернули имя «Меджидие».

Однако турки не успели порадоваться возвращению крейсера. Османская империя фактически рассыпалась как под внешними ударами, так и из-за внутренних политических распрей. 30 октября 1918-го года было подписано Мудросское перемирие между представителями Антанты и представителями турецкого султанского правительства. По сути, Османская империя была разрезана на части, а территория многих её регионов оккупирована. Поэтому «Меджидие» оказался интернирован в Мраморном море.

Разразилась война за независимость Турции, которая, несмотря на старые связи с Европой и в частности с Великобританией, никогда не рассматривалась западом чем-то иным, нежели ненасытным до земель тараном против России. Антанта в основном силами греческой армии старалась подавить всплеск турецкого стремления вновь обрести независимость. У Европы были свои планы на Малую Азию.


"Меджидие" в 40-х, незадолго до списания


Наконец, в 1923 году была провозглашена Турецкая Республика во главе с Мустафа Кемалем (Ататюрком). Крейсер «Меджидие» вернулся в руки турок. Естественно, он находился в плачевном состоянии. К тому же корабль устарел во всех возможных смыслах. Однако с 1925-го по 1927-ой годы крейсер проходил ремонт на судоверфи Gölcük Naval Shipyard в одноимённом городе Гёльджуке в Измитском заливе. Его заново перевооружили. Русские 130-мм орудия заменили на турецкие.

В каких-либо боевых походах корабль более участия не принимал. В 1940-м году крейсер, не имеющий уже никакой боевой ценности, переквалифицировали в учебное судно. Ещё долгих семь лет корабль, потерявший свою боевую квалификацию, числился в составе турецкого флота, но в 47-м его вывели «за скобки». Окончательно корпус бывшего крейсера разделали на металл в 1956-м году.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    2 июня 2019 18:15
    Вот уж покрутила судьба. История жизни куда интереснее самого корабля.
    1. +2
      2 июня 2019 18:58
      Да,покрутила.Но можно вспомнить наш *Варяг*,славный бой,затопление,под*ём,чужой флаг и в конце концов мель у берегов островитян с последующей разрезкой на металл.Конечно грустно.
      1. +5
        2 июня 2019 19:09
        В принципе да, похоже.
  2. +12
    2 июня 2019 18:23
    Некоторая неточность. На корабль установили 130-мм орудия, а в тексте ближе к концу "русские 120-мм орудия заменили на турецкие". Но статью читал с большим интересом!
  3. +4
    2 июня 2019 18:27
    Нет, ну что эти «украинцы» себе позволяли!!Давим их всё, давим а они что тогда что сейчас, норовят заявить о какой-то мифической незалежности. Нехорошо. Да и вообще, это всё надумано. Нет такой страны, нет такого народа. Это фсё фашисты придумали
    1. +3
      2 июня 2019 18:48
      Независимость - это когда ты сам обеспечиваешь себя всем необходимым и даже больше, волен в принятии решений, а так же имеешь возможность защищать эти свои решения и взгляды.
      Исполнение чужих команд идущих вразрез с собственными интереса за мзду малую, а то и вовсе нахлебничанье "за ради Христа", к независимости имеют отношение чуть менее чем никакое.
      Ни тогда, ни сейчас.
      1. +9
        2 июня 2019 18:51
        Не обеспечиваешь, а зарабатываешь на все необходимое. Обеспечить себя вообще всем походу не может даже Китай
    2. 0
      5 июня 2019 12:00
      Цитата: AmicusVeritas
      Это фсё фашисты придумали

      новая версия...до этого АВ, РП, даже Ватикан был..ну и большевики.
      Теперь сумрачный (хотя тевтонский тоже был--фейк про Бисмарка) немецкий..
      в физике есть действие и противодействие. Учитывая что люди одинаковы-вы встретите противодействие равное действию.
      Крейсер в нашем порту
      Турецкий крейсер "Меджидие" в Одесском порту, 1915 год

      Турецкий крейсер "Меджидие" в Одесском порту, 1915 год
  4. +6
    2 июня 2019 18:42
    "вместо них на корабль установили десять 130мм орудий(Б7)Читаем дальше:"русские 120 мм орудия"
    Как это прикажите понимать?
    Автор, в следующий раз будьте внимательны
  5. +3
    2 июня 2019 18:53
    Лично меня поразило как ЧЕТКО, во время боевых действий, подняли и отремонтировали боевой корабль.
  6. +2
    2 июня 2019 19:31
    Было бы неплохо указать результаты испытаний после подъема и ремонта.
    1. +5
      2 июня 2019 23:41
      Да судя по всему он и от рождения был "не очень", а уж побыв утопленником...
  7. -12
    3 июня 2019 00:20
    "Армянское и греческое население города, подвергавшееся геноциду со стороны турок, встречало русских цветами как освободителей от османского ига." Османы в те времена потеряли контроль над этим регионом,так как страна разваливался со всех сторон. И это населения восстала против своего государства и до прихода русских занимались убийством,изнасилованием,избиением,грабежом и.т.д тюркского населения.Автор,вы или историю не знаете,или намеренно искажаете.Если прочесть доклады русских офицеров,то там черно по белому написано,что вытворяли армяне и греки над мусульманским населением на востоке страны...
    1. +4
      3 июня 2019 00:38
      Кто бы сомневался, что у пантюркистов бомбанет именно от этой фразы))

      Лучше историей корабля интересовались, а не никому не интересную, обеляющую турок-османов, чушню бы гнали.
      1. -14
        3 июня 2019 02:26
        Клевета и крик по истории не доказывает правоту,нужны архивные факты и мнения суда по наставлению изучивших этот вопрос историков.Но никому это не надо,так как и свои исторические деяния всплывет на показ при рассмотрении.И тогда,и сегодня идет борьба,чтоб турки не были в малой азии.Вся суть криков,клеветы состоит в этом,идет долгая систематическая борьба.Ничего не изменилась,что тогда,то и сейчас.Это вопрос вживания тюрков,а не пантюркизм,как вы сказали.И еще,если статья была бы именно про корабль,то не писали бы ЭТОЙ ФРАЗЫ.
        1. +2
          3 июня 2019 09:29
          ...не писали бы ЭТОЙ ФРАЗЫ.

          Эту фразу, как вы выразились, автор статьи упомянул лишь в контексте истории описываемых событий. Геноцид армян, греков, ассирийцев, езидов, алавитов, русских-молокан в Османской Турции - это исторический факт, а мантры про архивы поднимают лишь оголтелые пантюркисты в турецком его извращенном изводе. Основатель пантюркизма Исмаил Гаспринский, крымский татарин, имел ввиду просвещение тюрков под эгидой Российской империи, а вырезать всех нетюрок - это чисто турецкое изобретение.
          И не надо гнать чепушню насчет всех тюрков. Кроме самих турок и политического турецкого проекта под названием "Азербайджанская Республика" никто из нормальных татар, башкир, узбеков, якутов, кумыков, карачаевцев, гагаузов, киргизов, казахов и других тюркских народов не поддерживает обеляющую османских турок позицию по данному вопросу.
          1. -13
            3 июня 2019 14:17
            "Геноцид армян, греков, ассирийцев, езидов, алавитов, русских-молокан в Османской Турции - это исторический факт," Я про это и говорил,что только оголтелые крики в форме-факт.А насчет оголтелых документов,тишина.Если так уверенны в документах,интересно,что за трусость у обвинителей, открыт архивы и посмотреть что пишут в те года,не только в Турции,Греции,и в Армении,но и у участников первой мировой войны,которые воевали на землях турции.И интересно больше всего то,что именно они обвиняют турков.Ничего не меняется,это своего рода продолжения 1 мировой...............Все время на тему "геноцида"и намерении обвинителей,приходить в ум поговорка: намерения была не виноград есть,а садовника побить.
            1. -1
              3 июня 2019 17:09
              Цитата: Oquzyurd
              "Геноцид армян, греков, ассирийцев, езидов, алавитов, русских-молокан в Османской Турции - это исторический факт," Я про это и говорил,что только оголтелые крики в форме-факт.А насчет оголтелых документов,тишина.Если так уверенны в документах,интересно,что за трусость у обвинителей, открыт архивы и посмотреть что пишут в те года,не только в Турции,Греции,и в Армении,но и у участников первой мировой войны,которые воевали на землях турции.И интересно больше всего то,что именно они обвиняют турков.Ничего не меняется,это своего рода продолжения 1 мировой...............Все время на тему "геноцида"и намерении обвинителей,приходить в ум поговорка: намерения была не виноград есть,а садовника побить.

              Разговор ни о чем. На этот счет есть открытые архивы, документы и т.д. А об отсутствии документов вещают только отдельные политические протурецки ангажированные категории.
              1. -12
                3 июня 2019 18:46
                Не врите,кроме турецких нет открытых архивов.Есть выдумки начиная с 1954 года,основанные на эти выдумки книги,фильмы,семинары,собрании,заваленный до отвала интернет опусы,решения разных парламентов ,широкая реклама с криками -это же доказанный исторический факт и.т.д Но нет главного,честности,смелости,веры в свою правду и на основе этого избегания встречи с историей напрямую,с собранием вместе историков всех заинтересованных сторон,архивных документов и в итоге обсуждений выяснить,кто,что,и где.
                1. 0
                  3 июня 2019 22:13
                  Вы сейчас стебетесь?)) как раз таки турецкие закрыты. А та часть турецких, что формально открыли, невозможно попасть. Почитайте исследователей геноцида. Архивы Ватикана, Армении, диппереписка послов из Константинополя, одни свидетельства американца Моргентау чего стоят. Он четко писал про "политику расового искорения" османского правительства в отношении армян. Младотурки подхватили эту позицию и довершили начатое
                  1. -12
                    3 июня 2019 22:39
                    Вам отвечает Европейской суд по правам человека (ЕСПЧ) В Страсбурге состоялось заседание Большой палаты, где был оглашен окончательный вердикт по апелляции правительства Швейцарии против решения ЕСПЧ от 17 декабря 2013 года по иску «Догу Перинчек против Швейцарии».

                    Швейцария, с которой судился турецкий политик, тогда полностью проиграла дело, однако под натиском армянской диаспоры официальный Берн все же подал апелляцию. Тем не менее Большая палата ЕСПЧ оставила прежнее решение неизменным, отвергнув апелляцию Швейцарии.

                    Решение ЕСПЧ можно по праву считать историческим, потому что отныне на официальном юридическом уровне «геноцид армян» объявлен не историческим фактом, а МНЕНИЕМ, и любое уголовное преследование за высказывание противоположного соображения является нарушением статьи 10 Европейской конвенции о правах человека..............................................................................................................................................Если у армян была бы доказательная база из архива Армении))или из Ватикана,то выиграли бы это дело.В этом суде крикливая мишура исчезла,осталась горькая правда для "многострадальцев".
                    1. 0
                      4 июня 2019 11:49
                      Тююю, кто бы сомневался. У вас и постановление Госдумы и даже присутствие Путина на 100-летии Геноцида армян в Ереване тоже не показатель.
                      Вы сами себя пытаетесь в чем-то, существующем лишь в больном воображении пантюркистов турецкого извода, убедить.
                      1. -12
                        4 июня 2019 16:53
                        Вы путаете текущую политику стран и их интересов с историей.Вы как раз таки без суда и следствия хотите доказать свою правоту,основываясь на политического поведения тех или иных стран(часть стран,даже в этом большинства стран не с вами).А я привел вам решения ЕСПЧ.Вот в чем наша разница.
                      2. 0
                        4 июня 2019 17:31
                        Да не путаю я ничего. Есть решение легитимного законодательного органа России, есть участие главы государства в официальных мероприятиях по случаю 100-ней годовщины Геноцида армян в Османской империи в Ереване. Госдума по вашему - кружок по истории, а Путин - ведущий специалист исторического архива? Себя можете убеждать сколько угодно, пантюркистские бредни разнообразием по этому поводу не отличаются.

                        Что до решений ЕСПЧ - это бла-бла-бла. Они не рассматривают дело по существу, только в отношении неких процессуальных норм, которые могли быть нарушены. Да и поинтересуйтесь как к ЕСПЧ и его решениям относятся в Турции.
                      3. -12
                        4 июня 2019 18:09
                        "Госдума по вашему - кружок по истории, а Путин - ведущий специалист исторического архива?" КАК РАЗ я этого хотел донести,что ИСТОРИЯ это не их дело.Госдума не собрание историков,а законодательный орган РФ.А президент глава государства,политик.Они не историки,тем более не судебные органы.Предрпринимаемые шаги с их стороны являются -политическими.
                        "Что до решений ЕСПЧ - это бла-бла-бла")))) У вас бла-бла-бла,а там юридическая решения,что «геноцид армян» не исторический факт, а МНЕНИЯ.Приведите мне что либо обратное,решения суда,что вы правы.
                      4. 0
                        4 июня 2019 18:31
                        Цитата: Oquzyurd
                        "Госдума по вашему - кружок по истории, а Путин - ведущий специалист исторического архива?" КАК РАЗ я этого хотел донести,что ИСТОРИЯ это не их дело.Госдума не собрание историков,а законодательный орган РФ.А президент глава государства,политик.Они не историки,тем более не судебные органы.Предрпринимаемые шаги с их стороны являются -политическими.
                        "Что до решений ЕСПЧ - это бла-бла-бла")))) У вас бла-бла-бла,а там юридическая решения,что «геноцид армян» не исторический факт, а МНЕНИЯ.Приведите мне что либо обратное,решения суда,что вы правы.

                        Вы правда считаете, что многократно повторяемая ложь из уст турецких политиков и их пантюркистских подпевал, что Геноцид армян - это вопрос историков, от этого поменяется реальность?

                        Не смешите меня. Если этим занимаются политики, то это политика. Эрдоган - политик. Путин - политик. Какие вопросы? Все остальное - это бла-бла-бла. И не важно кто это говорит - Эрдоган или пользователи на "Военном обозрении".

                        Я уже не говорю о том, что и сейчас в Турции существуют негласные запреты на покупку недвижимости иностранцами армянского происхождения. Несколько лет назад был скандал в Турции, когда российская инвест-компания "Тройка-Диалог" Рубена Варданяна купила в Турции химический завод через своих казахстанских партнеров. Я уже не говорю про истерию в Баку, которая там устраивается каждый раз когда в страну въезжают люди с армянскими фамилиями либо похожими на армянские. Вопиющий случай был с 6-летним Лукой Варданяном, который вместе с матерью (русская с русской фамилией) и подругами с детьми прилетел в Баку на отдых их Москвы. Продержали 5 часов в аэропорту и депортировали.

                        Последний случай, который, уверен, будет в должной мере оценен руководством Лиги чемпионов, когда Арсенал лишился одного из лучших игроков - Генриха Мхитаряна - в игре, проходившей в Баку.
                        https://www.championat.com/football/article-3762011-pochemu-mhitarjan-propustit-final-ligi-evropy-v-baku.html
                      5. -12
                        4 июня 2019 19:13
                        Азербайджан и Армения находятся в состоянии войны из за того,что много азербайджанских земель оккупированы армянами и по сей день находиться под оккупацией.В этом случае,Азербайджан не может быть проходным двором для армян,которые собирается посещать.Вопросы безопасности армян-туриста-бизнесмена-спортсмена и.т.д,и самого азербайджана(с какими намерениями приезжают-надо проверит)являются главным.Когда будет мир,тогда исчезнет эти неудобства. Генрих Мхитарян(трус,сидящий в запасе в основном) сделал из этого пиар для себя и для армян,которые ненавидят Азербайджан,с лозунгом: смотрите азербайджанцы расисты)))Хотя сто раз говорили,что все гарантии безопасности даны,пусть приезжают.Он сам не приехал,по наставлении армянской диаспоры.Как говориться,и черт с ним.Хотя в те дни армяне,российские гимнасты,брат и сестра Гарсеван и Духик Джаназян находились в Баку и раздавали интервью. "Представитель сборной России, гимнаст армянского происхождения Гарсеван Джанасян раскритиковал отказ футболиста Генриха Мхитаряна, выступающего за лондонский клуб «Арсенал», приехать в Баку на финальную игру Лиги Европы УЕФА против «Челси». Он заявил, что не разделяет такое решение." Это явно показывает,кто лицемер и кто расист в этой истории.
                      6. 0
                        4 июня 2019 19:53
                        Вы отклонились от темы и начали гулять по частностям. Аргумент насчет "оставьте вопрос произошедшего с армянами в Османской империи историкам" - это почти точное цитирование Эрдогана. Ничего нового пантюркисты сотоварищи сказать не могут.

                        За вашими пантюркистскими изречениями не стоит никакой конкретики, кроме геноцидогенного расистского мышления. Обсуждать здесь высказывания кого-то не вижу смысла. Это Баку виноват в непрекращающейся истерии по поводу всего армянского, либо напоминающее армянское. Даже в Турции такой истерии нет. Граждане России, в т.ч. с армянскими фамилиями спокойно ездят в Турцию. В Баку же это каждый раз истерия. Сами власти накачивают население армянофобской пропагандой, а затем заявляют, что не могут обезпечить безопасность. Причем выясняется это уже по прилету в Баку. До этого времени вопросы безопасности не встают.

                        Тут как бы не вижу смысла продолжать диалог, все аргументы пантюркистов известны. И на них многократно давались ответы.

                        Почитайте статью по Мхитаряну, которую я скинул, где указаны причины его неучастия в игре в Баку. А также там написано о том, что вопрос еще не закрыт и УЕФА еще рассмотрит этот вопрос и даст правовую оценку официальному обращению Арсенала. Неужели вы думаете, что Арсенал так просто оставит Баку проигрыш Челси с разгромным счетом с учетом того, что один из лучших игроков не участвовал в игре? Тогда будет смысл что-то обсуждать, кроме голословных обвинений Мхитаряна в расизме.
                      7. -12
                        4 июня 2019 20:17
                        Отклонились вы от темы в начале,где начали говорит о трусе Мхитаряне. "Граждане России, в т.ч. с армянскими фамилиями спокойно ездят в Турцию" Если коротко:РФ и Армения не находятся в состоянии войны с Турцией. Привел пример:представитель сборной России, гимнасты армянского происхождения Гарсеван и Духик Джанасян(не увидели да их,пропустили мимо ушей:))) приехали в Азербайджан на турнир,довольны,критиковали труса-пиарщика Мхитаряна .. Я уже вам ответил и не вижу смысла реагировать на остальную белиберду.
                      8. 0
                        4 июня 2019 21:24
                        Я не отклонялся. Просто привел примеры того, что вы называете "делом историков", а деле это самые актуальные для геноцидогенных Турции и Азербайджанской Республики вопросы ПОЛИТИКИ! Что подтверждает мои слова и разбивает в пух и прах ваши тезисы.

                        Ахахаха))) Мхитарян у вас еще и трус)) кто бы сомневался. Конечно, кто он такой, чтобы что-то требовать типа условий для нормальной игры в футбол уровны Лиги чемпионов?)) подумаешь, всего-то звезда Арсенала со стоимостью контракта как бюджеты немаленьких городов?))
                        "Мхитарян - трус", так решил и постановил Огуз-юрд-муаллим. Кто мы такие чтобы спорить с таким уважаемым эффенди, да?
                      9. -12
                        4 июня 2019 21:44
                        Министр молодежи и спорта Азад Рагимов в интервью CNN заявил, что Азербайджан сделал все, чтобы развеять опасения футболиста «Арсенала» Генриха Мхитаряна.

                        По его словам, правительство Азербайджана предоставило лондонскому клубу и УЕФА больше письменных гарантий, чем когда-либо для въезда спортсменов в страну. Однако, несмотря на это, Мхитарян отказался от поездки на финальный матч Лиги Европы, в котором «Арсенал» 29 мая сыграет с другой английской командой - «Челси».«Вы хотите еще больше гарантий?! – удивляется Азад Рагимов, отвечая на вопросы Аманды Дэвис из CNNSport. - Что вы имеете в виду, когда говорите «больше»? Что может быть больше 100-процентной гарантии? Мы сделали все, что понимается под словом «безопасность». Что еще мы можем сделать?

                        Может, нам отправить за Мхитаряном частный самолет в сопровождении двух истребителей F16 Fighting Falcons? )))))))
                        Генрих Мхитарян принял решение пропустить финал Лиги Европы по футболу несмотря на комплексный план безопасности. Как сообщает Evening Standard, именно так отреагировал Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) на решение армянского полузащитника «Арсенала» не ехать в Баку на финал Лиги Европы.

                        Как отмечают в УЕФА, пропустить бакинский финал Лиги Европы по соображениям безопасности было личным решением футболиста. При этом в УЕФА настаивают на том, что для Мхитаряна была разработан комплексный план безопасности во время его пребывания в Баку. ПОСЛЕ ВСЕГО ЭТОГО как его называть,этого запаске сидящего игрока?

                        Он не только трус,еще и провокатор-пиарщик,служащий идеям миацумного армянства.Точка.
                      10. 0
                        5 июня 2019 11:02
                        Цитата: Oquzyurd
                        «Вы хотите еще больше гарантий?! – удивляется Азад Рагимов, отвечая на вопросы Аманды Дэвис из CNNSport. - Что вы имеете в виду, когда говорите «больше»? Что может быть больше 100-процентной гарантии? Мы сделали все, что понимается под словом «безопасность». Что еще мы можем сделать?

                        Я повторюсь, все что вы пишите и говорите вместе с министром спорта Аз.Р. - это демагогия. Видите ли они готовы "обеспечить безопасность" футболисту. Представляете! Оказывается это все, на что могут рассчитывать спортсмены из Англии. А другие условия, которые должны быть для нормальной игры и работы спортсмена? Атмосфера, например? Например на стадионе, не слышали, а? Та же история была с шахматистом Ароняном, когда он играл с Раджабовым. Он сказал - где угодно, только не Азербайджан, так как шахматисту должны быть обеспечены все условия для нормальной игры, а не только "безопасность", которую де гарантируют. И руководство ФИДЕ с ним согласилось, игра состоялась в другом месте.

                        Я повторюсь. Базарными бла-бла-бла Баку не отделается. "Арсенал" направил официальное обращение в УЕФА по этому вопросу. И УЕФА даст надлежащую правовую оценку действиям (бездействию) принимающей стороны.
                      11. -12
                        5 июня 2019 13:04
                        Да,надо было из армении привести 68 тыс. хаев,заполнит стадион,чтоб кривоногий запасной игрок(не факт,что тренер его пустил бы на поле)чувствовал удобную атмосферу прежде чем начнет бегать, за 90 мин.,если повезет,5-6 раз пинать мяч.за всю игру)))) Он трус-пиарный понтовик ,чуел,что Арсенал обречен,проиграют.Он не приехал,чтоб очернить Азербайджан,за одно набить себе цену,типа если он был бы на поле,то проиграли бы не 4-1,а 4-2)))
                        "Арсенал" направил официальное обращение в УЕФА по этому вопросу. И УЕФА даст надлежащую правовую оценку действиям (бездействию) принимающей стороны".
                        После 4-1 надо было что то сказать,хотя УЕФА делал заявления по этому поводу:
                        "Генрих Мхитарян принял решение пропустить финал Лиги Европы по футболу несмотря на комплексный план безопасности. Как сообщает Evening Standard, именно так отреагировал Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) на решение армянского полузащитника «Арсенала» не ехать в Баку на финал Лиги Европы.

                        Как отмечают в УЕФА, пропустить бакинский финал Лиги Европы по соображениям безопасности было личным решением футболиста. При этом в УЕФА настаивают на том, что для Мхитаряна была разработан комплексный план безопасности во время его пребывания в Баку.

                        «Работая вместе с «Арсеналом», мы запросили и получили заверения относительно безопасности игрока во время пребывания в Азербайджане от высших властей страны. Несмотря на то, что «Арсенал» признает усилия, предпринятые УЕФА и правительством Азербайджана в этом вопросе, мы уважаем личное решение клуба путешествовать в Баку без футболиста», — говорится в заявлении УЕФА."
                      12. 0
                        5 июня 2019 14:36
                        Вы повторяетесь. Ничего нового не говорите, повторяете только безсмысленные высказывания в заверениях о "безопасности".

                        Будут правовые последствия. Будут! ;)
                      13. -13
                        5 июня 2019 19:40
                        Добавлю от имени УЕФА вишенку на торт,по называнию "Баку,футбол и истерия Мхитарянцев" Это начало последствий laughing
                        Олимпийский стадион в Баку включен список «Элитных стадионов» УЕФА.

                        В связи с этим руководству арены был вручен почетный диплом.

                        Включение самого большого спортивного сооружения Азербайджана в один список с такими известными стадионами как «Альянс Арена», «Авива Стэдиум», «Ноу Камп» и «Сантьяго Бернабеу» стало возможным благодаря проведению 29 мая финальной игры Лиги Европы на высоком уровне, передает агенство «Онлайн».

                        Отметим, в связи с 60-летием УЕФА Олимпийский стадион в Баку примет четыре игры ЕВРО-2020 УЕФА, который будет проходить на 12 разных стадионах.
                      14. 0
                        4 июня 2019 18:37
                        Цитата: Oquzyurd
                        "Что до решений ЕСПЧ - это бла-бла-бла")))) У вас бла-бла-бла,а там юридическая решения,что «геноцид армян» не исторический факт, а МНЕНИЯ.Приведите мне что либо обратное,решения суда,что вы правы.

                        Ответ дан выше
                        Цитата: ButchCassidy
                        Что до решений ЕСПЧ - это бла-бла-бла. Они не рассматривают дело по существу, только в отношении неких процессуальных норм, которые могли быть нарушены. Да и поинтересуйтесь как к ЕСПЧ и его решениям относятся в Турции.
            2. 0
              3 июня 2019 17:10
              Читайте и трепещите.

              ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
              от 14 апреля 1995 г. N 694-1 ГД


              О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОСУЖДЕНИИ ГЕНОЦИДА
              АРМЯНСКОГО НАРОДА В 1915 - 1922 ГОДАХ"

              Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
              Принять заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об осуждении геноцида армянского народа в 1915 - 1922 годах".

              Председатель
              Государственной Думы
              Федерального Собрания
              Российской Федерации
              И.П.РЫБКИН

              ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

              ЗАЯВЛЕНИЕ

              ОБ ОСУЖДЕНИИ ГЕНОЦИДА АРМЯНСКОГО НАРОДА
              В 1915 - 1922 ГОДАХ


              Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации,
              основываясь на неопровержимых исторических фактах, свидетельствующих об истреблении армян на территории Западной Армении в 1915 - 1922 годах,
              следуя духу и букве принятых Организацией Объединенных Наций Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (9 декабря 1948 года) и Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (26 ноября 1968 года),
              стремясь к возрождению гуманистических традиций Российского государства,
              напоминая, что по инициативе России великие европейские державы еще в 1915 году квалифицировали действия Турецкой империи в отношении армянского народа как "преступление против человечества",
              отмечая, что физическое уничтожение братского армянского народа на его исторической родине было совершено в целях создания условий для разрушения России,
              осуждает организаторов уничтожения армян в 1915 - 1922 годах,
              выражает свое сочувствие армянскому народу и рассматривает 24 апреля как день памяти жертв геноцида.


              Особо обратите внимание на выделенное мною.
              1. -12
                3 июня 2019 18:33
                Об этом и так знаю,ничего удивительного.Политическая постановления на уровне парламента.Таких постановлений много на планете.Это не международный суд,и не судебное решение,опирающийся на факты и документы.Например,много стран приняли решения на парламенте похожие этому постановлению по отношении Ходжалинского геноцида,совершенного армянами против мирного населения Азербайджана.Хоть они опираются на документы и на фото и видеокадры(события совсем не давная,все была перед глазами всего мира) ,все равно не имеют юридическую силу,так как это решения парламента страны,или стран,а не суда.
                1. 0
                  4 июня 2019 11:49
                  Ответил выше.
    2. +7
      3 июня 2019 03:44
      историю похоже вы не знаете а в России официально признан геноцид Армянского народа Турцией, сколько миллионов славян ваши превращали в рабов и продавали в Крыму и Стамбуле, сколько было вырезано в Болгарии, на Балканах, Молдавии, так что не надо выгораживать своих хозяев, турок ненавидели даже арабы за их жестокость
      1. 0
        5 июня 2019 11:06
        Цитата: Грац
        сколько миллионов славян ваши превращали в рабов и продавали в Крыму и Стамбуле,

        Слово "slave" - "раб" с английского имеет свое происхождение именно в описываемых вами событиях, когда большинство рабов на невольничьих рынках были славянского происхождения.
  8. Комментарий был удален.
  9. 0
    12 июля 2019 13:19
    получил имя «Прут» в честь минного заградителя, затопленного командой у мыса Фиолент после попытки завладеть им экипажем немецкого линейного крейсера «Гёбен» в октябре 1915-го года.

    Ремонт и новая жизнь

    Бывший крейсер «Меджидие» сразу же поставили в док Российского общества пароходства и торговли. Уже 26 июня 1915-го года корабль под именем «Прут» был зачислен в списки Черноморского флота.


    Был зачислен в списки Черноморского флота 26 июня 1915-го года, в честь минзага, затопленного четырьмя месяцами позже?

    Вот это предвидение!
    Или просто опшибка?