Грозный птах. Какое вооружение получит F-35 и что это ему даст

20

Новые рубежи


В свое время автор затронул вопрос оснащения российского истребителя пятого поколения Су-57 новейшими авиационными средствами поражения. Пришла очередь самолета F-35, который входит во «взрослую жизнь», подобно непослушному подростку. С конфликтами и скандалами, что, впрочем, свойственно совершенно любому новому образцу техники. Военной и не только.

Сейчас, напомним, построили примерно 400 машин F-35 в трех конфигурациях: «сухопутной», палубной и укороченного взлета и вертикальной посадки. Общая численность произведенных машин уже в обозримом будущем может составить три тысячи самолетов, причем нет никаких оснований сомневаться в том, что это будет действительно так. Сейчас F-35 — объективно самый востребованный истребитель пятого поколения на рынке. Китайскому J-20, как и российскому Су-57 придется очень постараться, чтобы иметь хотя бы четверть того успеха на международном рынке вооружений. Впрочем, нет ничего невозможного. Посмотрим, какие же новые возможности получит F-35 через 10-15 лет.





Ракеты класса «воздух-воздух»


F-35 любят называть «легким бомбардировщиком» и «коротконогим ударником», ошибочно (или специально) упуская из виду тот факт, что это один из самых грозных бойцов, если говорить о дальнем воздушном бое. Один такой самолет несет до четырех ракет средней дальности AIM-120 AMRAAM во внутренних отсеках для соблюдения требований малозаметности. Применение новых ракет ближнего боя AIM-9X Sidewinder в таком режиме на данный момент не реализовали: их, как и дополнительные AMRAAM-ы самолет может нести на внешних держателях.

Четыре ракеты AIM-120 — это не много и не мало. Если отбросить рекламные и пропагандистские материалы, вероятно, именно столько понадобиться для уверенного поражения цели типа «истребитель». Однако это лишь начало. Недавно компания Lockheed Martin предложила систему Sidekick, позволяющую использовать для версий F-35A и F-35C (но не F-35B!) подвеску шести ракет AMRAAM во внутренние отсеки. Однако пока что это лишь предложение, которое связывают с продвижением на рынок нового самолета от Boeing — F-15X. Напомним, что он на внешних подвесках должен нести до 22 ракет класса «воздух-воздух».



Пойдут ли на новые траты для F-35 американские военные сказать тяжело, однако идею оснастить крылатую машину шестью AIM-120 озвучивали уже данным давно. Самым же амбициозным предложением минувших лет стала концепция миниатюрной кинетической ракеты CUDA от Lockheed Martin, позволяющей в теории повысить число размещаемых во внутренних отсеках F-35 ракет до двенадцати единиц. CUDA — не просто концепт, но также и очень серьезный повод задуматься для Европы, России и Китая.

Ракеты класса «воздух-поверхность»


Уже вскоре F-35 сможет носить на внутренних и внешних держателях большой арсенал самых разных управляемых ракет. Задачи противорадиолокационной борьбы самолет сможет решать при помощи размещаемой во внутренних отсеках новой ракеты AARGM-ER, представляющей собой дальнейшее развитие хорошо известной противорадиолокационной ракеты AGM-88E. В систему наведения, кроме пассивной радиолокационной, включили активный радиолокационный канал миллиметрового диапазона, блок инерциально-спутниковой коррекции и аппаратуру двухсторонней передачи данных. Сверхзвуковая ракета согласно оценкам будет иметь дальность до 190 километров, обеспечивая тем самым потенциальную возможность поражения всех существующих и перспективных зенитных ракетных комплексов. Можно с высокой долей вероятности утверждать, что именно связка F-35 и AARGM-ER представляет для России наибольшую опасность ввиду заметно возрастающей угрозы для ЗРК.

Согласно новым сведеньям, озвученным американцами в предложении оборонного бюджета на 2020-й финансовый год, фигурирует возможность превращения ракеты AARGM-ER в универсальный тактический ударный комплекс. Таким образом, F-35 может получить относительно дешевую унифицированную с противорадиолокационной ракетой «длинную руку».



Еще одной важной новостью последнего времени стала идея Lockheed Martin оснастить версию F-35C гиперзвуковой ракетой Hypesonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC): всего палубник сможет нести два изделия на внешних держателях. Для разгона ракеты на первом будет использоваться ускоритель, а потом в дело вступит прямоточный воздушно-реактивный двигатель, позволяющий изделию поддерживать высочайшую скорость на всем участке полета, вплоть до момента поражения наземной или надводной цели. Однако важно сказать, что даже если военные и согласятся закупить для F-35C такой комплекс, его доведение до ума и интеграция в состав вооружения F-35 может занять много лет.

Во внутренних же отсеках самолет должен в будущем уметь нести ракеты Joint Strike Missile, создающиеся на базе норвежской Naval Strike Missile, уже принятой на вооружение. Это дозвуковая ракета с дальностью действия до 180 километров, способная поражать самые разные цели. Не стоит забывать и про крылатую ракету AGM-158 JASSM, которую давно видят в качестве еще одной «длинной руки» нового самолета.

Бомбовое вооружение


Перечислять все имеющееся и перспективное бомбовое вооружение для F-35 смысла нет, тем более, что каждый желающий может сам ознакомиться со списком боеприпасов. Если кратко, то это, прежде всего боеприпасы семейства JDAM, калибром до 900 килограммов: таких самолет может нести во внутренних отсеках до двух единиц.

Однако нас больше интересует будущее. И оно связано не столько с этим типом боеприпасов и не с бомбами, управляемыми по лазерному лучу. И даже не с новейшими GBU-39. В первую очередь, как видится со стороны, высокий боевой потенциал самолета в будущем могут обеспечить новейшие GBU-53/B, представляющие собой развитие GBU-39. Очень малые размеры позволяют разместить во внутренних отсеках F-35 до восьми таких бомб, а применение специальной аэродинамической схемы позволяет бомбе пролетать более 100 километров после отделения от самолета-носителя. Новая бомба имеет трехдиапазонную головку самонаведения, которая сочетает инерциальное наведение с использованием GPS, инфракрасное и активное радарное самонаведение. Совершенная система наведения позволяет поражать как стационарные, так и подвижные цели. Суммируя последние данные можно сказать, что американцы хотят оснастить такими бомбами все три версии самолета примерно в первой половине 2020-х годов.

Это очень серьезный аргумент. Со стороны GBU-53 видится «ультимативной» системой вооружения, сочетающей в себе высокий боевой потенциал и относительно малую стоимость. И едва ли интеграция боеприпаса будет проблемой для имеющих огромный опыт американцев.



Постараемся подвести скромный итог. F-35, вероятно, получит целый комплекс новейших систем вооружений, среди которых можно выделить несколько основных:

— система наподобие Sidekick, позволяющая разместить внутри фюзеляжа до шести ракет средней дальности класса «воздух-воздух»;
— противорадиолокационная ракета Advanced Anti-Radiation Guided Missile-Extended Range (AARGM-ER);
— универсальная миниатюрная бомба GBU-53/B;
— противокорабельная ракета Joint Strike Missile;
— крылатая ракеты AGM-158 и ее модификации.


Данные системы вооружений, даже без учета уже имеющихся и других перспективных, позволят самолету решать практически весь спектр существующих боевых задач.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -12
    29 мая 2019 12:12
    Если смотреть на него чуть сверху,то он вполне симпатишный,но профиль ,это какое то оскорбление всех эстетических чувств.Воевать на таком могут только мужланы.
  2. 0
    29 мая 2019 12:17
    Грозный птах

    "Пингвин" - самый грозный птах в мире.
  3. +10
    29 мая 2019 12:24
    Возможности боеприпасов (не только для Ф-35) впечатляют.Спасибо автору за затронутую тему.
    1. +1
      29 мая 2019 12:40
      Цитата: knn54
      Возможности боеприпасов (не только для Ф-35) впечатляют

      В первую очередь это звонок разработчикам наших систем ПВО. Очень надеюсь, что они уже заняты разработками новых комплексов ПВО, которые будут более скрытными, мобильными и зубастыми.
  4. -2
    29 мая 2019 12:39
    Т.е Птах будет вылетать только с зараннее подготовленным и очень ограниченным набором ракет/бомб. Так как что-то ,более серьёзное ,просто не поместится во внутренние отсеки.(это вам не Ту-160). И даже увеличение кол-ва ракет(как пишут в статье ) будет идти за счёт снижения дальности действия.(меньше габариты- меньше топлива - меньше дальность )
    А если учесть , что теперь этот самолёт не невидимый , а всего лишь малозаметный , то F-15Х самое разумное решение амеров за последние 30 лет .
    1. +13
      29 мая 2019 13:06
      Все так . Не должно быть боевого вылета наобум. Цель заранее разведана, под нее нужный боеприпас выбирается. Это тактическая авиация, боевой нагрузки стратегов с нее требовать бессмысленно. Разные задачи.
      1. -4
        29 мая 2019 18:05
        Цитата: Сергей985
        Разные задачи.

        Под разные задачи это Ту-22, Су-34 и Су-24 - вот это тактическая бомбардировочная авиация, а не американское непонятно что которым ещё и в качестве истребителя будут дырки затыкать, чтобы потери хоть как-то компенсировать.
    2. +9
      29 мая 2019 14:45
      Вы должны понимать, что Лайтнинг это ударник на замену F-16. Две бомбы и две ракеты ВВ это стандартная нагрузка для F-16. Десятки лет она устраивала ВВС и полностью перенесена на новую платформу со стелсом, кучей датчиков, мощным радаром и кучей топлива внутри самолета, т.е. ему нет необходимости летать с ПТБ, т.к. 61% объема планера занимает керосин. Да даже летные характеристики закладывались как у F-16, например маневренность 7G c боевой нагрузкой. Так что американцы получили именно то, что заказывали у проектантов.
  5. -8
    29 мая 2019 12:40
    Цитата: vvvjak
    Грозный птах

    "Пингвин" - самый грозный птах в мире.

    для кильки - да. А вот для альбатроса, это скорее обед.
  6. -1
    29 мая 2019 14:36
    Цитата: Сергей985
    Все так . Не должно быть боевого вылета наобум. Цель заранее разведана, под нее нужный боеприпас выбирается. Это тактическая авиация, боевой нагрузки стратегов с нее требовать бессмысленно. Разные задачи.

    В условиях мирного времени может и так , а в войну всё по другому . ))
  7. 0
    29 мая 2019 22:46
    Что это ему даст я так понимаю показал rampage
  8. +1
    30 мая 2019 07:15

    GBU-53 видится «ультимативной» системой вооружения, сочетающей в себе высокий боевой потенциал и относительно малую стоимость

    Где вы малую стоимость видите, в отсутствии двигателя? Гыгыгы. Три системы наведения сделают эту штуковину как минимум равноценной по стоимости современным крылатым ракетам.
    1. +1
      30 мая 2019 11:25
      Стоимость этой планирующей бомбы - под 100,000 долларов
      1. 0
        30 мая 2019 23:23
        Стоимость этой планирующей бомбы - под 100,000 долларов

        Хоть бы одна упала мне в огород! (С)
        1. +1
          30 мая 2019 23:26
          И не взорвалась, разумеется.
          Но, боюсь, представители МО ее бы конфисковали , не
          дав Вам заслуженного вознаграждения... sad
          1. 0
            30 мая 2019 23:29
            И не взорвалась, разумеется.

            Пусть взрывается, - пруды всё равно копать надо. Будет самый дорогой большой пруд..... winked
            Ну а стёкла я вставлю.
      2. +1
        31 мая 2019 14:09
        Цитата: voyaka uh
        Стоимость этой планирующей бомбы - под 100,000 долларов

        Если сравнивать с традиционным Maverick, разница в несколько раз, при преимуществе в поражающем факторе, так что выгодно, еще как.
      3. 0
        26 августа 2019 23:35
        Цитата: voyaka uh
        Стоимость этой планирующей бомбы - под 100,000 долларов

        На сколько я знаю, когда модернизировали обычные, свободнопадающие бомбы в высокоточные, способом оснащения модулем ГПС и оперением, то стоимость одной такой бомбы была около 30тыс $.
  9. +1
    4 июня 2019 04:49
    Впечатляет конечно. Особенно: "Новая бомба имеет трехдиапазонную головку самонаведения, которая сочетает инерциальное наведение с использованием GPS, инфракрасное и активное радарное самонаведение."
  10. -6
    22 августа 2019 19:55
    Су-57 придется очень постараться, чтобы иметь хотя бы четверть того успеха на международном рынке вооружений.
    :-) Построили 400 а будет три тысячи.
    Су-57 пока 5 ед.
    О какой четверти речь? Даже индусы отказались.