F-35 против Су-57. Сравнение с турецким акцентом

30

Спрут без одного щупальца


Новый проект оборонного бюджета США, представленный недавно Комитетом по вооруженным силам американского Сената, довольно недвусмысленно дает понять, что Турция не получит истребители F-35. Причина озвучена давно, и это предполагаемая закупка Турцией у России зенитно-ракетных комплексов С-400.





Для того чтобы проект бюджета с соответствующей поправкой стал законом, за него должны проголосовать обе палаты американского Конгресса – и Сенат, и Палата представителей. Но очень похоже, что на этот раз решение будет принято, и оно будет негативным для Турции. И Сенат, где большинство составляют республиканцы, и Палата представителей, где в большинстве демократы, довольно единодушны в том, чтобы не допустить на турецкий рынок российский ЗРК нового поколения.

О том, почему появление F-35 в турецком небе так неприятно для американцев, мы уже рассказывали в другой статье. Поэтому сейчас совсем коротко: появление в одних руках российского ЗРК и американского стелс-истребителя позволит туркам создать почти идеальный радиоэлектронный портрет F-35, причем в разных погодных условиях, в разном рельефе местности, на любых доступных дистанциях и так далее. И это будет портрет, снятый именно комплексом С-400, то есть не нуждающийся в дальнейшей адаптации к новым российским системам ПВО.

Разумеется, у американцев «подгорает» от того, что такая информация может стать достоянием русской разведки. Иначе просто не объяснить то упорство, с которым США отталкивают своего ключевого, без малейшего преувеличения (более важны для США в Европе только Великобритания и Германия), союзника. Видимо, риск потерять все секреты своего основного ударного самолета, только-только идущего на смену более старым моделям, настолько непереносим, что Вашингтон готов скорее отрубить одно из своих бесчисленных щупалец.

Но с американцами все более-менее понятно. Гораздо интереснее позиция самой Турции, а также общественного мнения этой страны. И вот тут нас, действительно, ожидает много интересного…

Прежде всего нужно отметить, что в Турции очень многие возмущены такой позицией Вашингтона. Нельзя сказать, что общество единодушно, но на турецких форумах преобладает резко негативная оценка происходящего. В частности, многие требуют отказаться от F-35, а также от участия в его производстве. Заодно авторы гневных комментариев требуют возместить деньги, потраченные Турцией на эту программу.

Много голосов в пользу сохранения контракта с Россией. Более того, многие указывают на то, что на F-35 свет клином не сошелся, и его вполне можно заменить на какой-то другой самолет. Например, на российский Су-57…

Понятно, что эмоциональные высказывания досужей интернет-публики сами по себе не являются руководством к действию для турецкого руководства. И все-таки это то самое общественное мнение, которое так или иначе приходится учитывать и Эрдогану, и турецким военным, и руководству турецких спецслужб. Поэтому совсем списывать их со счетов мы все-таки не станем.

А вот что действительно интересно, так это вопрос, действительно ли российский Cу-57 может заменить для Турции американский F-35. И насколько мы сами готовы поставлять Анкаре один из самых передовых своих самолетов, вопрос тоже далеко не праздный…

Не близнецы и даже не братья


Строго говоря, Су-57 и F-35 не являются аналогами и вряд ли когда-нибудь станут полноценной заменой друг друга. Наш самолет, по имеющейся информации, создан скорее для завоевания превосходства в воздухе. Нет, работать «по земле» он тоже может, но все-таки это не основное его предназначение.

А вот американец является в первую очередь ударным самолетом, истребительный функционал которого в очень сильной степени зависит от других систем, прежде всего самолетов ДРЛОиУ и РЭБ. В идеальной ситуации, когда F-35 получает всю необходимую информацию о противнике от самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и не нуждается во включении собственного радара, он может быть весьма грозным истребителем. И это неудивительно: скрытность позволит подойти к противнику незамеченным, а хорошее ракетное вооружение уверенно поразит цель.

Но одна из проблем Турции именно в том и состоит, что у неё нет полноценного парка летающих радаров. А значит, имеющимся у неё F-35 нужно было бы действовать в жесткой привязке к американцам, либо лезть на этом летающем арсенале в бой на средних и ближних дистанциях, где уже и от старенького МиГ-29 можно огрести по самое сопло.

Соответственно, покупка Су-57 была бы для Турции весьма неплохим ходом, тем более что имеющийся у неё в наличии парк F-16, этих универсальных рабочих лошадок конца прошлого века, под прикрытием наших «сушек» смог бы неплохо справляться с ударными функциями. Во всяком случае, это верно применительно ко всем вероятным противникам Турции в регионе, кроме Израиля. Хотя и для последнего это стало бы серьезным вызовом.

Чисто гипотетически можно рассмотреть и ситуацию, когда в пару к Су-57 Турция закупает некоторое количество Су-34. Это очень мощный фронтовой бомбардировщик, являющийся заодно и большим универсалом – в зависимости от имеющегося на борту вооружения он может успешно атаковать огромный спектр целей, от бандитского блиндажа до авианосца. Кроме того, больший, по сравнению с F-16, радиус применения российского ударного самолета делает его почти «стратегом» для всего ближневосточного региона. Может это заинтересовать Анкару? Безусловно…

Наверное, многие укажут на сомнительную выгодность от таких поставок для самой России. Ведь, как ни крути, Анкара сама претендует на роль региональной державы, и это, при определенных раскладах, может в перспективе привести к столкновению России и Турции где-нибудь на побережье Каспия или Персидского залива.

Все так, Турция действительно «себе на уме». Записывать её в бескомпромиссные союзники Москвы было бы, мягко говоря, сомнительно. Но все-таки нужно понимать, что главный противник сейчас – США и их союзники, тот самый алчный «золотой миллиард», которому для хорошего пищеварения просто необходимо кого-нибудь время от времени переваривать.

А значит, любое ослабление этого коллективного антироссийского колосса – безусловное благо для Москвы. Пусть даже и с рисками, и с возможными издержками. И пробежавшая сейчас между Вашингтоном и Анкарой кошка действительно окрашена в бело-сине-красные тона. Хотя она, конечно, на самом деле черная.

Такой вот парадокс…

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    29 мая 2019 05:47
    Спрут без одного щупальца
    Тут нужно крепко репу чесать, что выбрать.
    А без одного щупальца - не получается....
  2. +6
    29 мая 2019 05:49
    Виктор! hi Так рассуждая, для турок хватит и Су34, и Су35 по паре эскадрилий! Тут весь вопрос в финансовой состовляющей -как и за чьи деньги турки желают купить Су57-не за наш ли почти беспроцентный кредит? ??А по ф35 -их разрешат продать полякам, вот мы тогда, относительно быстро и сумеем создать полный радиоэлектронный "партрет" этого излишне распиаренного самолета псевдопятого покаления.
    1. 0
      29 мая 2019 06:23
      Цитата: Бережливый
      А по ф35 -их разрешат продать полякам, вот мы тогда, относительно быстро и сумеем создать полный радиоэлектронный "партрет" этого излишне распиаренного самолета псевдопятого покаления.

      Увы, не получится. Для этого нужно точно знать маршрут самолета, высоту, скорость, точное время прохождение. Только тогда удастся систематизировать даже ту информацию, которую в противном случае примут за помехи и отбросят. К тому же не стоит забывать о возможности намеренного искажения картинки - либо помехи, либо просто подвесить под крыло одну ракету "воздух-воздух", и полученный "портрет" уже будет никуда не годен.
      Именно поэтому оба компонента должны быть в одних руках - сами себя турки обманывать не станут. А там уже и наша разведка, быть может, подсуетится...
      1. +5
        29 мая 2019 08:19
        К тому же не стоит забывать о возможности намеренного искажения картинки - либо помехи, либо просто подвесить под крыло одну ракету "воздух-воздух", и полученный "портрет" уже будет никуда не годен.

        Линзу Люнеберга повесят и делов то...
        Никто не будет палить намеренно РЛ сигнатуру Лайтнинга. Впрочем, это касается всех малозаметных аппаратов.
      2. +3
        29 мая 2019 08:56
        Цитата: BigBraza
        Увы, не получится. Для этого нужно точно знать маршрут самолета, высоту, скорость, точное время прохождение.

        В передаче по ТВ был рассказ об одном НИИ. Подробностей уже не помню, но суть примерно такая: когда военные к ним обратились с информацией о появлении у США нового суперсекретного стелс - самолета, то коллектив НИИ за два дня выдал макет, который потом на 90 % совпал с появившимся оригиналом. Такая прыть ученых объяснялась тем, что два отдела задолго до этого, на спор, работали над созданием стелс форм.
      3. -3
        2 июня 2019 01:24
        BigBraza, это только ваше предположение и не более...
        Цитата: BigBraza
        В идеальной ситуации, когда F-35 получает всю необходимую информацию о противнике от самолетов дальнего радиолокационного обнаруженияи не нуждается во включении собственного радара, он может быть весьма грозным истребителем. И это неудивительно: скрытность позволит подойти к противнику незамеченным, а хорошее ракетное вооружение уверенно поразит цель.

        Скрытно Ф-35 не может никак подлететь - быть облучён БРЛС Н035 "Ирбис" и обнаружен, а тем более дальность обнаружения Ф-35 обзорной РЛС ЗРК С-400 составляет не менее Д=314 км.
        А вот вам сценарий встречи Ф-35 и Су-35С. Ф-35 будет обнаружен на расстоянии Д=225 км БРЛС Н035 "Ирбис" Су-35С и уничтожен ракетой Р-37М на расстоянии от 225 км и менее - до рубежа применения своей дальнобойной ракеты AIM-120 с дальностью действия Д=180 км.
        Выходит - ваши предположения неверны. Конечно, всё решит только воздушный бой... Мой расчёт дальности в свободном пространстве сделан для самолёта Ф-22, малозаметность которого немного выше Ф-35, значит вероятность точного расчёта будет ещё выше для Ф-35.
    2. +2
      29 мая 2019 07:35
      А кто мешает это сделать в Сирии , на ДВ - Япония? Вам уже ответил автор статьи.
    3. -1
      29 мая 2019 09:44
      А по ф35 -их разрешат продать полякам

      не потянут поляки. Мало того, что самолет сам по себе дорогой, так еще и его содержание прямо таки кусается. Страны, участники проекта разработки и производства F-35, получили определенные преференции при покупке машин. Но это закрытый клуб и Польши в нем нет. Поэтому ценник будет максимальный. Польше бы свой F-16 апгрейдить до блок 52-60 хотя бы
  3. +1
    29 мая 2019 06:00
    Как знать, что лучше. Вон япошки купили Фу-35, до сих пор ни обломков, ни летчика найти не могут. Может какому нибудь турку жизнь сохранят.
    1. +11
      29 мая 2019 07:00
      Цитата: Ros 56
      Вон япошки купили Фу-35

      Иногда самолёты падают. В силу разных причин. Не стоит заниматься самоуспокоением, делая выводы, основываясь на исключительно умозрительных заключениях.

      "Никогда не презирайте вашего неприятеля, каков бы он ни был, и хорошо узнавайте его оружие, его образ действовать и сражаться. Знай в чем его сила и в чем слабость врага", А.В. Суворов.
      1. +1
        29 мая 2019 09:30
        В мирное время самолеты падают по двум причинам - отказ техники или раздолбай в кабине, конечно при наличии летной погоды.
  4. +4
    29 мая 2019 08:34
    Записывать её в бескомпромиссные союзники Москвы было бы, мягко говоря, сомнительно.
    ....Слава богу, трезвеем....
  5. 0
    29 мая 2019 08:41
    Су-57 на экспорт раньше 2030-го года не будет, никто не продаст столь секретную машину, или американцы над F-35 трясуться, а наши над Су-57 нет? Или в нем нет ничего интересного. А значит обсуждение лишено смысла, сейчас турки могут сразу (т. е. их немедленно поставят в очередь, и машины будут готовы в течение нескольких лет) только Су-30СМ или Су-35. Причем в случае Су-35 велика конкуренция за производственные мощности и с ВВС РФ, которые потребуют и будут получать все первыми, и даже с Индонезией, если она реально будет "сушки" брать.
    1. +1
      29 мая 2019 17:31
      да зачем им Су 30 или да же Су 35..это все равно не пятое поколение
      1. +2
        30 мая 2019 07:54
        Цитата: полный ноль
        да зачем им Су 30 или да же Су 35..это все равно не пятое поколение

        а что "пятое поколение"?
        это придумка, которой в полной мере не соответствует ни один самолет в мире, есть только модели, наиболее близко подобравшиеся к этим требованиям, если отбросить всё что касается "СТЭЛЛСа", потому как те же Ф-35 необходимо после вылетов заново намазывать спецсоставом чтобы этот самый "стэллс" работал, так как сама форма корпуса вроде бы способствует снижению заметности она всё равно её не обеспечивает сама по себе а вот в ЛТХ самолет сильно проседает в том числе и из-за такого планера. Есть две крайности в современной военной авиации: с одной стороны это крутолетающий суперманевренный и очень динамичный самолет, способный крутить виражи как НЛО в фильме "День независимости", имеющий хорошее соотношение мощность-масса и все навороты, направленные на то чтобы выжать максимум в плане ЛТХ, средний по характеристикам радар, который ем в общем не увеличивает ЭПР, сам же самолет не сильно зависит от наших ОДРЛиУ, они хоть и усиливают его возможности но и без их помощи он способен на многое, особенно все что касается воздушного боя - его конёк... потому как сам самолет и так на радарах виден, и количество подвешиваемых ракет-бомб у него большое но он светится как тысяча бенгальских огней... С другой стороны это практически незаметный самолет, все технологии которого (и бюджет при разработке) были пущены на "стэллс", но при этом у него проблемы с ЛТХ: летает как утюг потому что его несущие плоскости заточены не под маневренность/грузодъёмность а под незаметность, у него все "не очень" с тягой: врубить форсаж - засветиться,у него непонятно как дела с крутым радаром-АФАР: он очень мощный но врубив его будешь светиться как "тысяча бенгальских огней" в пассивном режиме он даже хуже видит цели чем обычный ФАР, ему приходится больше полагаться на данные с АВАКСа (который мишень номер "РАЗ" для противника, против равного врага применение АВАКСов это вообще большущий риск, их первыми и вынесут), также у "невидимки" не всё хорошо с вооружением - его надо прятать, а иначе - забудь про "стэллс"...
        по итогу я бы выбрал первый вариант, потому что он обеспечивает стабильные характеристики а со вторым вариантом... чтобы соблюсти "стэллс" необходимо отказаться от многого и быть зависимым от сторонних источников данных типа АВАКСа с РЭБом, то есть именно как истребитель даже СУ-35 (на мой взгляд неэксперта) эффективней а вот ка ударник... но на это есть ударные самолеты. Как истребитель для завоевания превосходства в воздухе пока недостаточно иметь еще не полноценный "стеллс" эта "красота" еще требует "слишком много жертв" снижает её приоритет.
        Вот когда технологии позволят делать "стэллс-самолеты" при сохранении их ЛТХ - тогда-то уровень этого самого стэллса и станет определяющим
        1. 0
          30 мая 2019 13:58
          ух как много букАв)))..соотношение мощности и массы-есть тяговооруженность ..сие не зависит от 5 или 10 поколения...маневренность (сверхманевренность)-хороша для пилотажных групп (да же не спорьте)...это было подтверждено в годы второй мировой...(как не крутил Ишачек виражи во круг столбов .мессер все равно лучше)))) так и здесь...чем лучше БРЛЭ и более совершенные ракеты...тем меньше необходимости сходиться для этого самого маневренного боя
          1. +2
            31 мая 2019 02:40
            Цитата: полный ноль
            ух как много букАв)))..соотношение мощности и массы-есть тяговооруженность ..сие не зависит от 5 или 10 поколения...маневренность (сверхманевренность)-хороша для пилотажных групп (да же не спорьте)...это было подтверждено в годы второй мировой...(как не крутил Ишачек виражи во круг столбов .мессер все равно лучше)))) так и здесь...чем лучше БРЛЭ и более совершенные ракеты...тем меньше необходимости сходиться для этого самого маневренного боя

            спорить не стану, насчет "многабукаф" - тенденция, раньше люди с легкостью читали книги, сейчас - только ссылки
            я знаю что не одной маневренностью бои выигрываются, но и за счет неё - тоже (даже не спорьте) hi
            1. +1
              31 мая 2019 05:25
              принято (да же не спорьте)))))
              1. +2
                31 мая 2019 06:29
                Цитата: полный ноль
                принято (да же не спорьте)))))

                принял, даже не спорю))) hi
  6. 0
    29 мая 2019 11:50
    Кузовков, у Турции есть три B-737 AEW&C, плюс один заказан. Как бы ввели вы нас в заблуждение. Впрочем, как всегда)
    1. +2
      29 мая 2019 14:05
      Цитата: Locos
      у Турции есть три B-737 AEW&C, плюс один заказан

      возможно, вы считаете это полноценным парком. но это, вероятно, не так - и количество, и качество машин оставляют желать лучшего. опять же, американцы их по первому щелчку пальцев отключат. то есть, та же проблема - либо лежать под янки, либо даже не рыпаться.
      поэтому я, конечно же, не вводил вас в заблуждение. просто читать вас научили, а понимать прочитанное - нет.
  7. -3
    29 мая 2019 14:05
    Во-первых Су-57 сыроватый. Один помпаж двигателя на посадке чего стоил. А во-вторых, парни, вы когда ума наберетесь? Вам что одного сбитого самолета и расстреленного посла мало было? С-400 продали, еще и истребители загоните им. Вы постоянно ищете врагов за океаном, а самого отъявленного врага, который у вас под носом, вы настоятельно не желаете видеть. Голубой поток проложили,а посмотрите как он вас с газом кинул под конец, ну и правильно сделал по большому счету. История всегда будет наказывать тех, которые у нее не учатся. Вам поделом, без всякой злости говорю.
    1. +2
      31 мая 2019 02:41
      Цитата: Vince
      Во-первых Су-57 сыроватый

      а ф-35 тогда какой?
      1. -2
        31 мая 2019 13:14
        Ф-35 уже прошли боевое крещение в Сирии, и я пока не слышал чтобы ваши С-300 или 400 их завалили, или чтоб у них движок забарахлил. Ну да, один свалился в море в Японии, но тем не менее у американцев наработки в поколении 5 побольше ваших.
        1. +2
          31 мая 2019 14:10
          Цитата: Vince
          Ф-35 уже прошли боевое крещение в Сирии, и я пока не слышал чтобы ваши С-300 или 400 их завалили, или чтоб у них движок забарахлил. Ну да, один свалился в море в Японии, но тем не менее у американцев наработки в поколении 5 побольше ваших.

          ф-35 просто проходит таким образом обкатку))
          вам ли не знать об отчете где было указано что у ф-35-го одних только критических недостатков несколько десятков, я уж молчу о проблемах с кислородным оборудованием.

          Цитата: Vince
          Ф-35 уже прошли боевое крещение в Сирии, и я пока не слышал чтобы ваши С-300 или 400 их завалили, или чтоб у них движок забарахлил. Ну да, один свалился в море в Японии, но тем не менее у американцев наработки в поколении 5 побольше ваших.

          а наши разве пытались? наши и ф-16-х не валили, неужели вы считаете что это потому что неспособны?))
  8. 0
    29 мая 2019 15:19
    Цитата: EvilLion
    Причем в случае Су-35 велика конкуренция за производственные мощности

    нет никакой конкуренции - завод в новосибирске заканчивает су-34 и остался без контрактов
    он может построить крупную партию
  9. +1
    29 мая 2019 16:52
    По сути, F-35 должен работать в связке с ДРЛО и другими источниками по тактической связи. С Су-57 это работать не будет, ну если это только турки не интегрируют, следовательно зачем им тогда Су-57?! Им и Су-35 сгодился бы для этих целей. К тому же Турции нужен свой самолет, желательно в размерности F35. Да и с деньгами сейчас у них не особо. Особо США скорее заботит то, что Турция стала брыкаться и имеет напряженные отношения с Израилем, а в случае конфликта могут использовать преимущества С-400.
    1. 0
      30 мая 2019 10:17
      Цитата: engenius
      Особо США скорее заботит то, что Турция стала брыкаться и имеет напряженные отношения с Израилем

      да это не у Турции напряженные отношения с Израилем, это у Израиля напряженные отношения практически со всеми кроме США и то только потому что легли под них и "подмахивают" а также "капают им на мозг" своим лобби в самих США.
      Именно Израиль играет на нервах у всех, и именно благодаря США он может себе это позволить.
      Я не антисемит, не против евреев как нации но я против их вот такой внешней политики "всемирного агрессивного обиженки"
  10. 0
    29 мая 2019 17:27
    думаю что американцы надавят на Турок ..сумеют заставить не покупать С 400..все же рычаги давления наверняка есть
  11. -1
    31 мая 2019 14:27
    "Вова, ты не истребитель, тебя сбили турки..."(с)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»