РЛС и шоссе не помогут. «Грипену» не расправиться с «Сухим»

70

Продолжаем сравнивать «Грипен» и «Сухой»


В первой части мы узнали, что не всё так однозначно с аэродинамикой и дальностью полёта «Грипена». Теперь время узнать, чем рекламные проспекты отличаются от реальности в вопросе бортовой электроники.


Gripen-NG в сопровождении Су-35 (графика Saab)




Не все лучи одинаково полезны


Максимальная паспортная дальность обнаружения РЛС с АФАР (активная фазированная антенная решетка) с борта «Грипена» составляет 160-180 км для цели типа «истребитель», что для легкой машины огромное достижение. Но есть одно условие, которое часто забывают обозначить производители бортовой электроники, – максимальная дальность обнаружения бортовой РЛС дана для режима работы узким направленным лучом. Ширина такого луча очень мала, в сети фигурируют данные всего о нескольких десятках метров!

Если цель летит выше или ниже луча сканирования, то вполне реально вообще ничего не обнаружить на большой дистанции и пропустить самолет в ближний бой. Если не применять такой режим, то дальность обнаружения можно смело делить надвое и больше: чем шире луч сканирования, тем меньше дальность обнаружения.

Это не единственная проблема самолетных РЛС, не менее важны такие параметры, как мощность излучения, которая зависит от источников питания в виде ВСУ (вспомогательная силовая установка), как длительность сканирования того или иного участка (чем дольше просвечивается конкретный участок, тем больше вероятность обнаружить цель) и как площадь приемного полотна РЛС (чем оно больше, тем выше шанс захватить ответный сигнал). Все эти параметры у «Грипена» достаточно слабые – это всего лишь легкий истребитель.


Boeing E-3 Sentry Awacs


Без АВАКСа не обойтись


Это значит, что «Грипен» не сможет самостоятельно обнаруживать цели на предельной дистанции работы своей РЛС, в лучшем случае на расстоянии порядка 100 км, а в условиях активного радиоэлектронного противодействия — гораздо меньше. Ни о каком наведении ракет «Метеор» на пределе их радиуса действия не может быть и речи!

Именно поэтому западная школа самолетостроения опирается на АВАКСы в качестве основного средства обнаружения в воздушном бою, оставляя РЛС истребителей вспомогательные задачи, такие, как наведение ракет воздух-воздух. Сами же самолеты стран НАТО и прочих союзников США полагаются прежде всего на станции радиоэлектронного сканирования, предупреждения об облучении, считая поиск целей на больших дистанциях через свою РЛС малопродуктивным.

Это по-своему разумно: зачем подвергать свои истребители риску обнаружения, если поиск цели приданной им РЛС не дает гарантий того, что цель будет найдена и уничтожена? Пусть эту работу выполняют самолеты ДРЛО, которые специально под это «заточены». Однако здесь для ВВС Швеции и Финляндии кроется еще одна проблема.

Шоссе против ВПП


Цитата от автора:
Любителей «стирания» авиабаз противника с лица земли «Искандерами» придётся немного огорчить, поскольку лётный состав ВВС Финляндии, равно как и лётчики российских, шведских и белорусских ВВС, на регулярной основе отрабатывает взлёт и посадку на десятках участков автомагистралей в рамках подготовки к высокоинтенсивным конфликтам, предусматривающим полное уничтожение инфраструктуры аэродромов посредством высокоточного оружия.


Использование истребителями шоссе вместо ВПП и вспомогательных аэродромов, сильно снизит КОН (коэффициент оперативной напряженности) ВВС. Нельзя взлетать с огороженных шоссе столь же часто, как с обычных аэродромов. Но дело не только в этом.

Проблема в том, что в отличие от истребителей, которые могут взлетать с участков шоссе, то же самое полноценные самолеты ДРЛО делать не в состоянии. Им нужны хорошие аэродромы, хорошее обслуживание и замаскировать их гораздо труднее, чем легкие истребители и их гораздо легче уничтожить на земле с помощью как «Искандеров» и «Калибров», так и нашей авиации.


«Искандер-М»


Не забываем про ракеты Р-37 с борта МиГ-31-го с дальностью под 320 км. Если Р-37 слаба против маневренных истребителей, то самолеты ДРЛО — как раз те цели, против которых данная ракета и создавалась, и ракета «Метеор» в этом плане ей даже в подмётки не годится. Р-37 наряду с дальнобойными ракетами систем С-300В4 и С-400 создают самолетам АВАКС зоны запрета полетов дальностью до 400 км (точные данные засекречены). Все это ставит под вопрос выживание и функционирование самолетов ДРЛО.

В итоге наши войска в гипотетическом противостоянии быстро выбьют все вражеские самолеты ДРЛО как на земле, так и в воздухе, многократно снизив эффективность скандинавской авиации, тогда как у шведов и финнов просто нет соответствующего инструментария – им нечем уничтожать наши А-50(У).

На десерт мы оставим саму ракету «Метеор» и подведем итоги.

Продолжение следует…
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    30 мая 2019 18:08
    Проблема в том, что в отличие от истребителей, которые могут взлетать с участков шоссе, то же самое полноценные самолеты ДРЛО делать не в состоянии. Им нужны хорошие аэродромы, хорошее обслуживание

    Хорошее обслуживание нужно всей современной авиации и тем более истребителям.
    Времена когда нужно было только долить бензина и подвесить бомбы остались в конце ВМВ. Сейчас без полноценного обслуживания агрегатов и РЭБО самолёт долго не протянет. request
    А сие возможно только на нормально оборудованном аэродроме, но никак не на дороге/шоссе.
    1. +12
      30 мая 2019 19:19
      Автор! Ужас! Что вы пишите?
      Цитата: Николай Маратов

      Но есть одно условие, которое часто забывают обозначить производители бортовой электроники, – максимальная дальность обнаружения бортовой РЛС дана для режима работы узким направленным лучом. Ширина такого луча очень мала, в сети фигурируют данные всего о нескольких десятках метров!

      Вы совершенно не понимаете, что такое ширина диаграммы направленности антенны, и что такое зона обзора РЛС, и что такое разрешение по азимуту! Всё вами написано неверно - нет у вас знаний по-радиолокации... Ширина луча диаграммы направленности измеряется в градусах, как и разрешающая способность по азимуту...
      1. +6
        30 мая 2019 19:33
        Цитата: SETSET
        Автор! Ужас! Что вы пишите?
        Цитата: Николай Маратов

        Но есть одно условие, которое часто забывают обозначить производители бортовой электроники, – максимальная дальность обнаружения бортовой РЛС дана для режима работы узким направленным лучом. Ширина такого луча очень мала, в сети фигурируют данные всего о нескольких десятках метров!

        Вы совершенно не понимаете, что такое ширина диаграммы направленности антенны, и что такое зона обзора РЛС, и что такое разрешение по азимуту! Всё вами написано неверно - нет у вас знаний по-радиолокации... Ширина луча диаграммы направленности измеряется в градусах, как и разрешающая способность по азимуту...

        согласен,автор поверхностно судит о неведомом...
        1. 0
          31 мая 2019 12:35
          не только меня покоробило..
          а уж увидеть плохое в том, что луч узкий - это вообще..
      2. Ссылку пожалуйста! Буду весьма рад почитать.

        Выходит, что БРЛС истребителя светит на всю ширину, от земли и до космоса?

        Или все-таки ширина луча сканирования ограничена?
        1. 0
          7 июня 2019 14:23
          вот представляете как в кинескопе электронный луч формирует изображение на люминофоре? вот афар приблизитель так же сканирует причем может под большими углами чем просто фар. там нет движущихся частей, а значит скорость сканирования может достигать большого значения кадров в секунду..
      3. 0
        28 июля 2019 20:52
        Автор просто не потрудился прочитать материалы по ES-05 «Raven» из статьи про его мнению сектор обзора в азимутальной плоскости в 200 градусов это плохо, а сектор обзора Ирбиса в 120 просто супер.

        Не забываем про ракеты Р-37 с борта МиГ-31-го с дальностью под 320 км.

        вот тут без А50 или А100 не обойтись ибо дальность обнаружения цели у 31 даже с ЖУК-АМЭ составит примерно до 220-260 км, а зона действия РЛС PS-890 (ну нету у Швеции Аваксов не завезли, Saab 340 у них ) почти в 2 раза выше 400-450 км и при подлете на на максимальную дальность пуска МиГ-и будет видны как на ладони самолетами прикрытия, хотя я не уверен что наши ДРЛО могут вести сопровождение Р-37 запущенной с борта МиГа).
  2. +4
    30 мая 2019 18:28
    Убедили! Нашей авиации, вообще, незачем переходить на БРЛС с АФАР. Целесообразно оставаться на БРЛС с пассивными решетками! Просто, у нас другая концепция! И абсолютно незачем попугайничать за авиацией НАТО!
    (сарказм)
    Сравниваем тяжёлый истребитель с лёгким, постеснялись бы захлебываться от восторга.
    1. -1
      30 мая 2019 19:42
      Так и Миг-35 разорвет Гриппена

      Кстати, у него АФАР. Но все равно уступающий космической ПФАР Су-35-ого
    2. +1
      31 мая 2019 09:26
      Цитата: пехотинец2020
      Убедили! Нашей авиации, вообще, незачем переходить на БРЛС с АФАР.

      Ну нет, из ПФАР и так всё, что можно выжали, качественный рост возможен только с АФАР. Потому что мгновенную мощность импульса на ПФАР разгонять нет смысла, к тому же есть ограничения по углу сканирования. Справедливо будет считать ПФАР бюджетным заменителем АФАР. Но АФАР предъявляет повышенные требования к бортовому оборудованию.
  3. +1
    30 мая 2019 18:42
    многократно снизив эффективность скандинавской авиации, тогда как у шведов и финнов просто нет соответствующего инструментария – им нечем уничтожать наши А-50(У).

    Шведы и финны, воюющие с Россией! Это ВАЩЕ!
    "Держите меня за что хотите, только не держите меня за дуру." тетя Сара
  4. +12
    30 мая 2019 18:45
    В итоге наши войска в гипотетическом противостоянии быстро выбьют все вражеские самолеты ДРЛО как на земле, так и в воздухе
    Читая сочинение автора для литавр с панфарами, вспомнил одну старую книгу.

    ГЛАВА ПЕРВАЯ
    ОБЩИЕ ОСНОВЫ
    Если враг навяжет нам войну, Рабоче-Крестьянская Красная Армия будет самой нападающей из всех когда-либо нападавших армий.
    Войну мы будем вести наступательно, с самой решительной целью полного разгрома противника на его же территории.
    В любых условиях и во всех случаях мощные удары Красной Армии должны вести к полному уничтожению врага и быстрому достижению решительной победы малой кровью.

    Ну а потом 1941 год показал, что не все так просто и до полного разгрома противника на чужой территории было много крови на своей.
    И тут автор опять: "наши войска в гипотетическом противостоянии быстро выбьют"...
    1. +5
      30 мая 2019 19:16
      Специально для минусующих диванных военов еще один пункт из того же Устава.
      6. Самым ценным в РККА является новый человек Сталинской эпохи. Ему принадлежит в бою решающая роль. Без него все технические средства борьбы мертвы, в его руках они становятся грозным оружием.
    2. +5
      30 мая 2019 19:32
      А что не правильно в уставе написано? В любых ситуациях должен быть план действий которого все и придерживаются. Как по другому то. Надо наверное было писать что при появлении противника поднять руки в гору и бодро маршировать в плен? Странная логика.
      1. -1
        30 мая 2019 19:35
        А у меня где то написано, что в Уставе написано неправильно?
    3. +2
      1 июня 2019 18:57
      Ну так потому принципу что в этом уставе заложен и победили,что в нём не так написано
      1. -1
        1 июня 2019 19:13
        Вы комментарий читали? А его содержание сопоставить с содержанием статьи пробовали? Если не получилось, не напрягайтесь - это не Ваше.
  5. -2
    30 мая 2019 18:47
    Продолжаем сравнивать «Грипен» и «Сухой»

    Хе-хе .
    Что нам скажут в ответ на это наши израильские "партнёры "? ))
    1. +6
      30 мая 2019 19:22
      Не только “израильские партнеры”, но и ни один вменяемый человек не станет читать этот шедевр эксперта-аналитика дальше
      максимальная дальность обнаружения бортовой РЛС дана для режима работы узким направленным лучом. Ширина такого луча очень мала, в сети фигурируют данные всего о нескольких десятках метров!
      1. -1
        30 мая 2019 19:24
        максимальная дальность обнаружения бортовой РЛС дана для режима работы узким направленным лучом. Ширина такого луча очень мала, в сети фигурируют данные всего о нескольких десятках метров!

        Ну так это же расходящийся конус , с кучей мёртвых зон( по бокам) . Что не так ?
        1. 0
          30 мая 2019 19:37
          Не так то, что у того же старых модификаций f16 с примерно такой же дальностью обнаружения сектор обзора был 10 градусов, т.е. пятно больше 10км в диаметре на оптимальных дистанциях.
          1. Цифры этих оптимальных дистанций, пожалуйста, и желательно с ссылками (без сарказма или наезда прошу).
            1. 0
              30 мая 2019 21:50
              https://ru.m.wikipedia.org/wiki/AN/APG-68
  6. +2
    30 мая 2019 19:02
    Продолжаем сравнивать «Грипен» и «Сухой»


    В чем смысл сравнивать машины различных классов и созданные для различных целей?
    1. +3
      30 мая 2019 19:27
      Ну во первых не автор это начал, а некие "всепросралиполимеры". А во вторых в статье довольно неплохо расписаны принципы действия авиации гипотетического противника. Что касается лимитрофности Швеции и Финки, то черт их знает что в башку может прийти отдельным особям. Финики вон о карелии мечтают, а отдельные индивиды аж о Сыктывкаре бредят во влажных мечтах. У шведов тоже отмороженных хватает. Сегодня они вроде тихие, а завтра?
  7. +2
    30 мая 2019 19:15
    С-300В4 и С-400 создают самолетам АВАКС зоны запрета полетов дальностью до 400 км

    Это дальность экспортных ракет. А вот какие у нас стоят это секрет.
    1. +3
      30 мая 2019 19:25
      А вот какие у нас стоят это секрет.

      Не секрет , а сюрприз ))
  8. 0
    30 мая 2019 19:31
    максимальная дальность обнаружения бортовой РЛС дана для режима работы узким направленным лучом. Ширина такого луча очень мала, в сети фигурируют данные всего о нескольких десятках метров!


    чем шире луч сканирования, тем меньше дальность обнаружения.

    то же самое касается и Сушек , т.е. в любом случае они не имеют преимущества перед Грипеном в дальности обнаружения request

    в отличие от истребителей, которые могут взлетать с участков шоссе, то же самое полноценные самолеты ДРЛО делать не в состоянии. Им нужны хорошие аэродромы, хорошее обслуживание и замаскировать их гораздо труднее, чем легкие истребители и их гораздо легче уничтожить на земле с помощью как «Искандеров» и «Калибров», так и нашей авиации.

    смотрим на карту и чертим циркулем дальность ОТРК. Что мешает самолетам ДРЛО базироваться севернее ?

    Не забываем про ракеты Р-37 с борта МиГ-31-го с дальностью под 320 км. Если Р-37 слаба против маневренных истребителей, то самолеты ДРЛО —
    а что, Сушки уже не справляются ? В противостояниии Грипен-Сухой влезли Искандеры, С300, С400, теперь Миги30 на Чкаловск перегоним. А там уже разговоры сведутся к "если что, мы их Ярсом или Булавой долбанем". Ну хорошо хоть ДРЛО с обеих сторон отметили
    Никто и не сомневается, что рано или поздно Россия перемелет Швецию, как некогда Финляндию. Ну а что конкретно по противостоянию Грипен-Сушки ?
  9. -4
    30 мая 2019 19:41
    Шведский хлам не имеет шансов против наших лучших в мире Су
  10. +1
    30 мая 2019 19:47
    Цитата: К-50
    Использование истребителями шоссе вместо ВПП и вспомогательных аэродромов, сильно снизит КОН (коэффициент оперативной напряженности) ВВС. Нельзя взлетать с огороженных шоссе столь же часто, как с обычных аэродромов. Но дело не только в этом.

    Как заметил уважаемый К-50, сейчас проблема в наличии обслуживающей инфраструктуры для современных самолётов. Найдётся ли нужное количество мобильной техники с необходимым оборудованием для каждого нового участка шоссе, что будет не разбито бомбами, ракетами, чтоб обслуживать самолёты? Запарятся грузовики коммерческих фирмочек собирать каждый раз для нужд ВВС. Так что согласен с К-50.
  11. +24
    30 мая 2019 19:48
    Ширина такого луча очень мала, в сети фигурируют данные всего о нескольких десятках метров!


    Немного ликбеза . Механикам и литераторам не помешает.


    Это формула дальности . Иногда называют основным уравнением радиолокации.
    Итак, корень четвёртой степени из ( по очереди) мощность передатчика, КНД антенны передатчика, площадь антенны приёмника, ЭПР цели. В знаменателе чувствительность приёмника. Теперь немного подробнее. КНД - фактически та самая ширина главного лепестка. Чем уже луч , тем больше КНД . Меряется в градусах по уровню 0, 7 от максимума. Но не в метрах. Ширина - в районе 1 градуса. На деле луч не один а три перекрывающихся. Это необходимо для создания равносигнальной зоны ( РСН) по центру и определения , куда от РСН ( влево-право, вверх вниз ) отклонена цель. Переключение на широкую ( веерную , веер расположен вертикально, машем влево-вправо) применяется только для обзора земной поверхности, но не по воздушным целям. Формула ширины зависит от отношения длины волны ( 3см ) к размеру антенны ( в районе 100- 150 см ). Шире антенна , меньше длина волны - уже луч. Коэффициент немного меняется от 47 до 51 от распределения амплитуды по раскрыву антенны.

    Так что от "тяжести" Гриппена и Су дальность не зависит. На мощность не напирайте - средняя мощность не больше микроволновки на кухне . Например , канал непрерывного подсвета всего 300 Вт. Накиньте КПД пусть даже мизерное 10 % - несчастные 3 Квт. Мощность в импульсе в 60-100 квт оставьте в покое , она импульсная, а не средняя.
    Теперь дальше - из чувствительности выжато всё, что можно. Фактически это показатель собственных шумов приёмника ( точнее, его первого каскада).
    Переходить на меньшие длины волн - мешает атмосфера и затухание. Увеличит нос самолёта мешает аэродинамика.
    Можно добавить антенные элементы в крыло и так сузить луч - пока мешает жёсткость и вибрации планера.
    Единственное , чем осталось реально влиять на дальность - уменьшение ЭПР.
    Уменьшите в 5 раз - получите улучшение в 1, 25 раза. Немного, но лишние 25 км при 100 км не помешают, а помогут.
    Ну , и для полного счастья - параметры чувствительности, ЭПР статистические, вероятностные. Говорить о дальности, не упоминая вероятность правильного обнаружения ( в СССР 0,7) не принято.
    1. Спасибо за ликбез и от меня + за комментарий.

      Теперь вопросы:

      1) БРЛС самолета (к примеру, Грипена) сканирует весь сектор перед собой, от земли и до космоса, или все-таки есть какие-то ограничения? Я полагал, что РЛС это своего рода фонарик, который светит перед собой, а "свет" постепенно рассеивается по мере удаления от источника излучения.

      2) Может ли БРЛС фокусировать свое излучение на конкретном секторе и за счет сужения луча увеличивать дальность обнаружения? К сожалению, в сети я не нашел на сей счет никаких данных, пришлось искать ответы на профильных форумах.

      3) Почему воздушная цель летящая в сторону излучения (в данном случае БРЛС) видна лучше, чем цель летящая от излучателя РЛС? На этот вопрос в сети тоже нет никаких ответов.

      Буду благодарен за разбор!
      1. +16
        30 мая 2019 21:57
        Я полагал, что РЛС это своего рода фонарик, который светит перед собой


        Ну, что ж ...фонарик-так фонарик. Так и есть. Теперь главное - в ночном небе летит утка. Надо её найти на как можно большей дистанции. Что будете делать? Добавите батареек и поставите мощную лампу-раз. Это мощность передатчика. Но светить фонариком сразу широким лучом рационально ? Мощность будет расходится в этом широком телесном угле , уменьшаясь пропорционально квадрату расстояния. Мизерная часть попадёт на утку ( площадь утки - это почти ЭПР) . Потом рассеявшись во все стороны от утки ( изотропный рассеиватель эквивалентной площади-определение ЭПР) эта мощность полетит вам в глаза , также расходясь уже в телесном угле 360 градусов ( во все стороны) и уменьшаясь пропорционально квадрату расстояния. Туда квадрат, обратно квадрат - вот вам четвёртая степень.
        А дальше остатки этой мощности попадают вам в глаз . Чем больше площадь глаза - тем больше мощность. ( у локатора приемная и передающая антенна одна . Светанули, выключили , ждем ответ, свет летит не мгновенно.) И наконец, у глаза есть минимальная мощность, на которую от среагирует как на утку - чувствительность приёмника.
        Что делать ? Правильно - сузить луч фонарика, пусть на утку упадёт больше мощности. Вернётся тоже больше. И даже если утка будет дальше - если вернётся на уровне чувствительности- мы её увидим.
        Но узкий луч не даст полного обзора - будем им шарить по небу. Это и называется сканированием. Было механическое , тарелку двигали влево вправо, азимут (+- 60 градусов) и смещались по строчкам вверх -вниз ( угол места) . Теперь сканирование электронное. Необязательно крутить антенну, достаточно изменять фазы в элементах решётки, эффект тот же, и быстрее.
        Есть ещё тонкости с точной пеленгацией внутри узкого луча , это называется интегральной или моноимпульсной РСН, но думаю ,хватит.
        Луч всегда максимально узкий . Исключение - режим обзора земли. Там веер, и развёртка по одной координате за счет задержки отражённого от земли сигнала. Чем раньше вернулся- тем ближе к носу самолёта.
        Надеюсь, помог разобраться.
        1. Спасибо большое!

          Пешеход, Вы? :)
        2. +1
          31 мая 2019 09:13
          С точки зрения использования РЛС с ФАР неважно, что она работает построчно. Тут уж как с компом, он задачи переключает, но делает все настолько быстро, что для нас все одновременно.
      2. +1
        31 мая 2019 09:09
        У любой РЛС есть углы ограничения. Сужение и вообще управление лучом может делать любая РЛС с ФАР, в чем и смысл электронного сканирования. Углы могут быть увеличены добавлением мех. сканирования, как сделано на Су-35, но нужно место, чтобы привод разместить.
      3. 0
        1 июня 2019 21:55
        Я не специалист,но имею предположение почему самолёт летящий от локатора видно хуже. Космический корабль пропадает с локаторов когда возвращается на землю,потому что находится в огненной плазме,у самолёта двигатели выбрасывают струю горячих газов, наверное это так работает, может я ошибаюсь но ответ самому интересен.
    2. +1
      30 мая 2019 21:03
      dauria! Молодчина! Громаднейший плюсище!
    3. 0
      30 мая 2019 21:23
      Цитата: dauria
      Ширина - в районе 1 градуса.


      Если так, то на дальности в 100 км. пятно будет диаметром порядка 1.5 км. Это не так много.
    4. +1
      31 мая 2019 09:06
      несчастные 3 Квт


      А вот не надо пороть чушь. 3 кВт, да еще в замкнутом объеме отсека РЛС - это очень много. Тут с Су-30СМ как раз вопрос вставал, что возможно движки от Су-35 нужны, чтобы решить проблему с нехваткой мощности генераторов. Но даже если киловатты поданы, то нужно как-то рассеивать тепло, т. е. размер отсека и системы охлаждения становится весьма важным и большой самолет тут имеет преимущество.
    5. +1
      31 мая 2019 09:33
      Немного ликбеза . Механикам и литераторам не помешает.

      Стоит напомнить еще о динамическом формированния диаграммы направленности, делая КНД больше, чем при фиксированных параметрах антенны, а также возможности по РЭБ и передаче данных.
    6. 0
      2 июня 2019 07:35
      Уменьшите в 5 раз - получите улучшение в 1, 25 раза. Немного, но лишние 25 км при 100 км не помешают, а помогут.
      Наверное не улучшение, а уменьшение дальности?
      1. 0
        2 июня 2019 09:47
        Наверное не улучшение, а уменьшение дальности?


        Вы правы. Но я имел ввиду вот что - дуэльная ситуация. Вы уменьшаете свою ЭПР ( естественно ,не противника - он это и без вас постарается сделать) и получаете "фору" , на 25 км уменьшив дальность его локатора , на которой вас обнаружат , или смогут применять ракеты.
        Да и вообще, надо было бы разжевать подробнее. Что в формуле не учтено влияние затухания в атмосфере. Оно линейно от расстояния. Что уменьшаться сигнал будет и в пустоте ( в космосе ) именно из-за расхождения . Что уменьшается мощность , приходящаяся на кв.м . Что пропорционально квадрату расстояния - так площадь сферы ( или её куска в секторе) пропорциональна квадрату радиуса.
        Да много чего не упомянул. Про замер дальности и скорости, про доплеровскую селекцию. Ладно. Поймут- простят.
        1. 0
          2 июня 2019 14:39
          Я просто внёс правку. А Ваш вышесказанный комментарий тянет на статью для таких "механиков", как я. И это не ирония.
  12. +5
    30 мая 2019 19:54
    Считаю, что серия статей снова не задалась - опять все свелось к противостоянию Армия России- Армия Швеции. С таким же успехом можно было бы писать о лучшей подлодке ВМВ и свести все к 9ти сталинским ударам
    1. А какой смысл сравнивать исключительно Сушки против Грипенов? Это же не боксерский поединок, а война, пусть и теоретическая.
  13. +1
    30 мая 2019 20:58
    Ширина луча сканирования в метрах... а не в градусах ли?
    1. +2
      31 мая 2019 08:49
      В градусах, в градусах. У радара Грипена обзор 100 градусов.
      1. 0
        7 июня 2019 14:55
        ну это не сама ширина луча, а углы его излучения, при сканировании, сам луч вероятно имеет доли градуса
  14. -2
    30 мая 2019 21:04
    Что-то как то совсем не о чем, рассуждение на уровне, а вот мы их с-400 и миг-31...
    Наверно надо автору рассказать что у НАТО не только гринперы и АВАКСы
    1. Наверное надо сказать что Швеция не член НАТО, а если подключится НАТО, то надо бы и ядерное оружие упомянуть, что делает любое сравнение бесмыссленным.
      1. 0
        30 мая 2019 21:19
        Наверное надо сказать что Швеция не член НАТО

        Наверно тут нужно сказать что Швеция на РФ даже в страшном сне нападать не планирует, а вся реклама о убийцах сушек рассчитана на Европейского покупателя которые в большинстве своем и являются членами НАТО
        1. Прошу Вас написать это сюда:

          https://topwar.ru/153961-tak-li-bezobiden-gripen-ng-dlja-su-30-i-su-35-poverhnostnaja-ocenka-sravnima-s-nosheniem-rozovyh-ochkov.html
          1. -1
            30 мая 2019 21:29
            Прошу Вас написать это сюда:

            https://topwar.ru/153961-tak-li-bezobiden-gripen-ng-dlja-su-30-i-su-35-poverhnostnaja-ocenka-sravnima-s-nosheniem-rozovyh-ochkov.html

            Что мне написать туда ? Что Швеция без ядерная странна с армией и ВВС в разы меньше РФ, совершит на последнею агрессию ? Ну тут даже детям смешно станет
            И кстати в этой статье так-же подчеркивается
            вышедшими на просторы российского медиапространства в ответ на крайне непрофессиональное и наполненное исключительно рекламным смыслом заявление главнокомандующего ВВС Швеции генерал-майора Маттса Хельгессона о том, что истребители «Gripen» модификации «E» созданы для «уничтожения» российских истребителей Су-30СМ и Су-35С.

            За статью спасибо, там есть хоть какие то технические данные, а не одни рассуждение о миг-31 и с-400
            1. Тогда и сюда тоже сходите:

              https://topwar.ru/154447-novaja-ugroza-na-karelskom-napravlenii-golovolomka-dlja-1-go-komandovanija-vvs-i-pvo-uslozhnjaetsja.html

              Тоже будет интересно.
        2. 0
          31 мая 2019 00:42
          Цитата: armata_armata
          Швеция на РФ даже в страшном сне нападать не планирует

          Швеция и Финляндия подключатся к операциям НАТО. Уже подключены. Их никто не спрашивает. А сон... Солдат спит - служба идёт. РФ свою Полтаву проиграла и всё остальное. Шведские банки и компании давно орудуют в некогда российской Прибалтике. SEB разорил Антонова, который пожелал прикупить шведское автопредприятие, и отжал его основной и успешный актив в Латвии и в Литве.
  15. 0
    30 мая 2019 22:40
    это всего лишь легкий истребитель

    !!!
  16. 0
    30 мая 2019 22:53
    Цитата: lucul
    Что нам скажут в ответ на это наши израильские "партнёры "? ))

    Имеете в виду тётю Сару
  17. 0
    30 мая 2019 23:20
    Ну опять вы тут за борьбу слона с китом.

    В какой мыслимой ситуации ВКС РФ вообще будут бомбить страны НАТО неядерным оружием? Одна ущербная Булава - и нету больше вашей швеции\норвегии\финляндии как дееспособного противника.
    1. +1
      31 мая 2019 09:14
      Зачем же сразу булавой-то? Розгами для начала.
  18. +1
    31 мая 2019 07:58
    Цитата: Николай Семиреченский
    ....Выходит, что БРЛС истребителя светит на всю ширину, от земли и до космоса? Или все-таки ширина луча сканирования ограничена?

    Я не спец по радиолокации, но вы правильно написали луч СКАНИРУЕТ, т.е. как в кинескопе лучевых телевизоров пробегает всю площадь 30 раз в секунду. Точек у АФАР, которые надо пробежать больше, да и 30 раз в секунду нет необходимости. С другой стороны современные решётки АФАР делают доворачивающими, и там снова нужно сканировать, хотя и не всё так тщательно. Поэтому за 3-5 сек на экране будет полная картинка. А вот интересные зоны, где получена помеха можно просканировать повторно (для усреднения и убирания шумов) а ещё лучше на повышенной мощности.
  19. +2
    31 мая 2019 08:48
    Какой узкий луч? Откуда эти древние сведения?

    .. Selex’s ES-05 Raven active electronically scanned array
    (AESA) radar system. Fitted on a swashplate at the nose of the aircraft,
    the radar provides an angular field of view of 100° and look behind capability."
    ----
    100 градусов и возможность "смотреть назад".
    Не нужны никакие АВАКСЫ.
    Лучше сделайте для Су-35 нормальный АФАР. Тогда не надо будет ничего
    придумывать про западные истребители.
    1. 0
      4 июня 2019 03:04
      "...и возможность "смотреть назад".
      Это как? Сзади ещё один радар стоит?
      1. 0
        4 июня 2019 10:32
        Не знаю, честно говоря. Надо проверить.
  20. +1
    31 мая 2019 09:02
    которая зависит от источников питания в виде ВСУ (вспомогательная силовая установка),


    Вообще-то ВСУ нужны на стоянке, в полете у самолета работают генераторы от двигателей, пассажирские машины при отказе движков имеют специальные турбинки, выпускаемые в поток, но чтобы ВСУ на них использовали, я что-то не слышал.

    Ширина такого луча очень мала, в сети фигурируют данные всего о нескольких десятках метров!


    Это как? У луча есть угол, он измеряется в градусах. При этом 400 км "Ирбиса" на Су-35 тоже достижимы только при минимальном поле зрения.
  21. 0
    31 мая 2019 10:38
    Почитал все комментарии....черт побери,сколько умных и светлых голов,формулы там всякие и прочее...только тогда отчего же тут же пишут что у нас того нет,сего нет,это приблуда слабая,а эта нет...если так все и все знают,что же не сотворят??
  22. +2
    31 мая 2019 11:40
    Работающий радар в принципе всегда можно "увидет" в пасивном режиме на большой дистанции чем сам радар обнаружить кого то в активном режиме. Ето конечно если нет очень большая технологичная разница между двух радаров. Другими словами предимство всегда будет у пасивних систем обнаружения. У Грипена и Су очень хорошее пасивное оборудование в ИК и радио диапазона, но самолет с более мощними двигателями, летающий на большей скорости и с более мощний радар будет "светит" больше.
  23. -1
    1 июня 2019 01:22
    псевдонаучный поток бреда! Сравнивать легкую задроту и тяжелый истребитель предназначенный для завоевания воздушного ТВД и смахивания с него именно таких вот , автор сравни малолитражку с карьерным Белазом, будет очень интересно и познавательно.
    1. +1
      4 июня 2019 00:57
      Но ведь они могут столкнутся в бою! И что пилоту грипена катапультироваться сразу, из-за того что его самолёт легче?
  24. +1
    1 июня 2019 12:01
    В каждой конкретной ситуации все происходит по разному, а поэтому нужно хорошо знать как матчасть не только своего самолета и оружия, но и противника, а также предел допустимого вклинивания на вражескую территорию.То есть нужно быть высококлассным специалистом за штурвалом. Шоссе выручит единожды, ну дважды, аэродром же это высокофункциональный и архинеобходимый объект.