Авиапушечный детектив Марка Биркье

43
Работая над циклом «Оружие Второй мировой», порой перелопачиваешь столько информации, что волей-неволей тянет написать более широко о каком-либо моменте. Как, например, получилось с историей Марка Биркье и его пушки HS.404.

Авиапушечный детектив Марка Биркье




В своих статьях об артиллерии я как-то позволил себе мысль, что в каждой пушке можно открыть детектив. Здесь будет та еще бондиана, со всеми непременными атрибутами.

Но начнем с главного героя.

Марк, первоначально Биркигт. Родился в Швейцарии, там учился, служил, а когда пришло время заняться делом, дела-то как раз для Биркигта в родной стране и не оказалось. И он отправился гастерить в Испанию. Ну просто ближе не было ничего приличного в начале 20 века.

В Испании Биркгит занимался откровенными мелочами типа проектирования автомобилей и мимоходом придумал карданный вал как способ передачи крутящего момента от двигателя к колесам. До него Даймлер и Бенц в «Мерседесе» использовали цепной привод.

А в 1904 году в Барселоне была основана фирма La Hispano-Suiza Fabrica de Automoviles S.A., что означает «Испано-швейцарская фабрика автомобилей», где Марк Биркигт занимал пост генерального директора и главного конструктора.

И нет бы всю жизнь заниматься машинами, стать известным человеком, как те же Даймлер, Бенц, Порше, Ситроен… Биркигта понесло дальше. Вперед и вверх.

Все так странно сложилось, но в 1914 года он начинает заниматься авиационными двигателями. Более того, Биркигт проектирует просто чудо чудесное — V-образный восьмицилиндровый авиационный мотор Hispano-Suiza V8 с водяным охлаждением мощностью 140 л.с.



С чем можно сравнить этот мотор? Ну что-то типа пистолета Кольта 1911 года, винтовки Мосина, пулемета Максима. Классика на века.

Просто вдумайтесь в цифры: фирма Биркигта за Первую мировую войну выпустила более 50 000 этих моторов. На моторе летала вся Антанта, HS-V8 выпускали по лицензии во Франции, Великобритании, США, Италии, России и Японии.

Именно после войны на машинах Биркигта появилась фигурка летящего аиста – по совместительству эмблема знаменитой французской истребительной авиационной эскадрильи "Cigogne" (Аист).



Согласитесь, были бы двигатели дрянь – вряд ли летчики так расщедрились бы.






Между прочим, Рене Фонк, лучший ас Франции в Первую мировую


А дальше были еще два шедевра. В середине 30-х годов «Испано-Сюиза» начала выпуск двенадцатицилиндрового авиамотора HS-12Y, у которых в развале цилиндров размещалась автоматическая пушка Hispano-Suiza HS.404.



Пушка Hispano-Suiza Moteur Cannon стреляла, как понятно из фото, не сквозь лопасти винта, а через пустотелый вал, на котором, собственно, крепился винт. Это решение упростило многие вещи, избавив от необходимости устанавливать синхронизаторы.



Этому были рады многие страны. Не будем далеко ходить, вот та самая HS-12Y.



А вот наш ВК-105ПФ.



Увидели разницу? Вот и я тоже не увидел. Только вместо 404-й у нас ШВАК стоит.

Короче, мотор с пушкой понравился очень многим. И деньги за освоение лицензионного выпуска потекли даже не рекой в карман талантливому инженеру.

Но случилось непредвиденное обстоятельство. В 1936 году в Испании началась гражданская война. И не зная, как сложатся обстоятельства, Биркигт решил покинуть ставшей горячей Каталонию и перебрался во Францию.

Так Биркигт стал Биркье на французский лад. И продолжил заниматься тем же самым, то есть выпускать авиационные двигатели и пушки. И «Испано-Сюиза» постепенно стала даже теснить на рынке «Эрликон». Землячество, дело хорошее, но не в бизнесе, не так ли?

Но обожжённый огнем гражданской войны Биркье не зациклился на Франции и начал дружбу с англичанами, которым пушка от «Испано-Сюизы» понравилась больше «Эрликона».

Почему нет? Ну не ШВАК же ставить на «Спитфайры», правда? И Биркье (станем пока так его называть) начинает работу с британцами. В городе Грэнтеме была создана компания British Manufacture and Research Company (BMARC), фактически дочерняя структура «Испано-Сюизы». BMARC на протяжении 20 с лишним лет выпускавшая авиапушки «Испано-Сюизы».



Пока британцы строили завод, налаживали выпуск и все прочее, загорелось во Франции. Причем, загорелось по полной программе.

В 1937 году предприимчивым господам в правительстве Франции пришла в голову неплохая мысль о национализации. Действительно, а чего там какие-то частники делают бизнес на поставках в армию? И, тем более, не свои, а пришлые. И господа начали национализировать все предприятия, которые работали с военным ведомством.

Марк Биркье и его компания «Испано-Сюиза» на всем ходу влетели в это шоу и, вполне ожидаемо, пострадали по полной программе. Завод компании в Bois Colombes был национализирован, равно как конфискованы все прототипы и разработки Биркье.

В 1938 году Биркье и «Испано-Сюиза» объявили о своем банкротстве, и началась следующая часть шоу.

Биркье снова стал Биркигтом, все, что можно было эвакуировать из Франции, перевез на родину в Швейцарию, где основал новое предприятие Hispano-Suiza (Suisse) S.A.

Во Франции же потирали руки, предвкушая прибыли и дивиденды от конфискаций и национализаций. Все разработки Марка Биркье были переданы в государственный арсенал Шательро ("Manufacture d'Armes de Châtellerault"), где военные умники собирались самостоятельно завершить разработки, внедрить в серию и наладить выпуск новых пушек.

Проблемы начались сразу после того, как выяснилось, что Биркигт был отнюдь не дурак, и вывез все, что только смог. А смог он много, плюс главное – свою голову. Французов ожидало полное фиаско, потому что мало того что они не могли наладить своевременно выпуск оружия по уже заключенным контрактам, так на то, что было выпущено, невозможно было получить документальное сопровождение.

В Шательро снимали с повестки дня одну пушку за другой. По большому счету, французы смогли удержать на должном уровне только выпуск HS.404. Турельная версия HS.405 и 23-мм пушки HS.406 и HS.407 к началу 1939 года существовали лишь в единичных экземплярах. Забегая вперед, стоит сказать, что эти пушки так и не были освоены французами, и на их вооружении оставалась только 404-я.

Между тем Биркигт в Швейцарии понемногу оправлялся от удара, нанесенного французами, и налаживал выпуск пушек одновременно в Швейцарии и Великобритании. Проблемы были, но совершенно иного плана.

Ситуация была просто замечательная: во Франции было налаженное производство без малейших шансов на дальнейшие модернизации и разработки, в Швейцарии возрожденная «Испано-Сюиза» предлагала потенциальным клиентам и пушки, и всю соответствующую документацию. Несколько хуже было с производством.

Вообще, многие страны, купившие лицензию на производство HS.404 были поставлены в довольно некрасивую ситуацию, поскольку, например, в случае с США, купленная лицензия предполагала заключение контракта с французской стороной, которая оказалась не в состоянии осуществить техническое сопровождение продаваемой продукции.

Это можно назвать даже местью со стороны Биркье, но – ничего личного, правда?



А потом началась Вторая мировая война, и Франции не стало как таковой. Война закономерно разделила Швейцарию и Великобританию, оказавшихся в разных лагерях.

Но у британцев были проблемы с выпускаемой 404-й. Большие проблемы. А пушек нужно было все больше и больше, и вроде бы завод компании BMARC справлялся с объемами, но качество пушек было (по мнению англичан) неприемлемым.

Британское военное ведомство даже пошло на беспрецедентный шаг – согласилось на поставку из США по ленд-лизу лицензионных HS.404. И после первой поставленной партии англичане поняли, что их пушки вполне себе нормальные.

В США особо не рыдали, и, оперативно вернув партию, установили их на «Аэрокобры» и сбагрили Советскому Союзу. Это были те самые ужасные пушки от «Олдсмобила», о которых написано довольно много и ни слова хорошо.

А у англичан шли валом пушечные «Харрикейны» (ну надо было хоть как-то сделать этот гроб конкурентоспособным) и «Спитфайры». Шла Битва за Британию, и пушки были очень востребованы.



И тут в дело вмешались джентльмены из британской разведки. Швейцарские резиденты вышли на Марка Биркигта и попытались объяснить, что британские джентльмены и сэры очень просят помочь им с пушками. В Британии свято уважают право частной и интеллектуальной собственности, не то что во Франции, но тем не менее, их тоже можно понять.

Биркигт понял. Потому без особых раздумий согласился помочь. Вряд ли «Испано-Сюиза» и сам он благополучно перенесли бы еще одну конфискацию завода.

В общем, Биркигт согласился на командировку в Британию. Но была маленькая проблема. Это разведка Германии, которая тоже умела работать, и запросто похоронила бы Биркигта, узнай о его планах.

Что-что, а это немцы умели.

Путешествие Биркигта из Швейцарии в Португалию по воздуху заняло 3 дня. Да, многовато, но в Европе шла война, поэтому даже нейтралам приходилось несладко. С помощью шведской авиакомпании ВОАС Биркигт перелетел из Швейцарии через Австрию и Францию в Португалию.

А в Португалии, точнее, недалеко от португальского берега, Биркигта ждала английская подводная лодка.

И только так ему удалось попасть на территорию Великобритании. Но чего не совершишь ради бизнеса…

Итогом командировки стала доведенная до ума пушка HS.404, она же «Hispano Mark II», которая стала если не лучшей пушкой той войны, то самой массовой однозначно. И потом более 20 лет стояла на вооружении Великобритании в качестве авиационной и зенитной пушки.

К сожалению, совершенно нет данных о том, как и когда Биркигт вернулся обратно.

Вторая мировая война похоронила автомобильный бизнес Биркигта, и он полностью перешел на авиационную тематику.


Марк Биркигт с женой и друзьями за рулем, естественно, "Испано-Сюизы"


А бренд «Hispano Suiza» существует и сегодня. Правда, в очень пикантном виде. Как выкупленный швейцарской фирмой «Oerlikon», которая, в свою очередь, входит в концерн «Rheinmetall Borsig».

В целом можно только удивляться тому, как вчерашние враги могут стать союзниками, а друзья и соратники вполне нормально могут тебя ограбить.

Видимо, у Марка Биркигта была такая карма. Что, правда, не помешало ему войти в историю в качестве одного из представителей инженерных гениев.
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    8 июня 2019 18:46
    Молодец мужик! А всем любителям "отнять и поделить", в т.ч. всяким латиноамериканским, и не только левакам, надо всегда помнить, что никогда и нигде национализация до добра не доводила.
    1. +7
      8 июня 2019 19:18
      Это как управлять. Когда нормальный персонал - и "национальная контора" будет пахать как положено. Мой бывший одноклассник живет во Франции и говорит, что их гос компания по представлению электроуслуг - вполне себе нормальная. А уж обратных примеров -так их по всей России пруд пруди.
      1. -7
        8 июня 2019 20:07
        Национальная, или национализированная? Если ее создало государство, ни у кого не отняв, это несколько другое дело, да и все равно, как правило, намного менее эффективное.
    2. -4
      8 июня 2019 19:33
      Ага. Особенно революционная национализация промышленности в старой России.
      1. -11
        8 июня 2019 19:40
        Вот именно, отличный пример. Одному богу известно , на сколько десятилетий отбросила Россию эта преступная во всех отношениях большевистская национализация.
        1. +9
          8 июня 2019 19:40
          И этот Бог - вы, я так понимаю?
          1. -10
            8 июня 2019 19:53
            А что я?
            Я просто сердечный человек, которому за державу обидно.
            1. +7
              8 июня 2019 20:13
              Не обидно когда детей за счет смс лечим?
        2. +6
          9 июня 2019 07:45
          Вот именно, отличный пример. Одному богу известно , на сколько десятилетий отбросила Россию эта преступная во всех отношениях большевистская национализация.

          Так отбросила что уже 28 лет на её остатках живете, а вот что-то вас частный бизнес один фиг матушки России показывает good
    3. +2
      8 июня 2019 23:35
      Лучше всего работает система, при которой национализируются убытки и риски, а прибыли приватизируются.
      1. +1
        9 июня 2019 07:26
        Это была шутка вообще-то.
        1. +1
          9 июня 2019 16:18
          Цитата: Narak-zempo
          Это была шутка вообще-то.

          Вы бы хоть смайлик присобачили, а то я еле успел себя за руку с минусом схватить.
          1. +1
            9 июня 2019 21:48
            Цитата: Альф
            Вы бы хоть смайлик присобачили

            Да интересно было, сколько народу плюсанёт всерьёз
      2. +2
        9 июня 2019 18:30
        Да, для нескольких особо толстых буржуев. Это лучший способ отнять у населения все деньги, кроме как на скудную еду и одежду.
    4. +2
      9 июня 2019 07:50
      Цитата: Сергей Сергеев_4
      Молодец мужик! А всем любителям "отнять и поделить", в т.ч. всяким латиноамериканским, и не только левакам, надо всегда помнить, что никогда и нигде национализация до добра не доводила.

      Пример наглядный, но применимость его ограничена. Справедлив только в первом поколении, когда собственник фирмы, он же её отец-основатель, является основным генератором идей.
      Но со временем предприятие переходит по наследству или продаётся, и новые хозяева, в конце концов, оказываются просто собственниками, которые хотят просто получать прибыль. При этом иногда кладётся болт на реальное развитие и инновации, требующие затрат, а иногда разработчики начинают чудить в ущерб конечному пользователю, особенно если рынок монополизирован, и он никуда не денется. Вы, например, скайпом пользуетесь? Как Вам восьмая версия? Так вот на этом этапе и специалисты, занятые в R&D, и менеджеры, за исключением топов - просто наёмные работники, и им по барабану, кто именно платит зарплату. И если продукция предприятия имеет важное значение, вполне оправдана его национализация, чтобы переориентировать его с максимизации прибыли на качество этой самой продукции.
      1. +1
        9 июня 2019 16:20
        Цитата: Narak-zempo
        И если продукция предприятия имеет важное значение, вполне оправдана его национализация, чтобы переориентировать его с максимизации прибыли на качество этой самой продукции.

        А чтобы сотрудникам было "вкусно" работать, можно выплачивать им процент от прибыли, пусть не большой, но постоянный. Но только ВСЕМ работникам, а не только верхушке.
    5. 0
      10 июня 2019 09:19
      Да ну ? И кому сейчас принадлежит Рено ? Я когда-то ездил на Клио . У меня к ней претензий не было , скорее у нее ко мне .
      1. +1
        10 июня 2019 12:14
        Цитата: sivuch
        И кому сейчас принадлежит Рено ?

        Оставшийся в живых один из двух братьев Рено (как и Генри Форд) воспринял идеи и даже стал большим другом Шикльгрубера. Особенно той, что после (победоносной для Рейха) войны будет сильно востребован народный автомобиль (VW). После возвращения из Англии дезертира де Голля (с кучкой сторонников) во Франции его политическими непротивниками оставались только мотивированные французские коммунисты. Ввиду сложившейся тяжёлой экономической ситуации и отсутствия у Франции величия, заводы Рено были национализированы, а самого Рено тихо забили в тюрьме (может, за коллаборационизм, а, может, в целях экономии бюджетных средств).
        1. +1
          10 июня 2019 12:22
          Так я к тому , что националищированная Рено вполне успешно конкурирует с частными фирмами
        2. 0
          18 июня 2019 15:10
          То есть, надо понимать, что идеи г-на Шикльгрубера ближе господам либертарианцам, чем, к примеру, голлизм?
          1. +1
            5 августа 2019 20:07
            Естественно!
  2. 0
    8 июня 2019 19:43
    Замечательная статья. Тема не избита и на прочтение легка.
    Вот было же время, когда люди своим созидательным гением вписывали свое имя в историю , а заодно и зарабатывали солидное состояние. А сейчас такие есть?
    Даже не знаю, но на слуху одни лишь мастера торговли. Впрочем, может и ошибаюсь в силу своего невежества в данной теме.
  3. +1
    8 июня 2019 19:51
    Есть версия,что поводом для национализации в 1937 году французского отделения компании «Hispano-Suiza» было обвинение Марку Биркье в продаже СССР HS-407 в обход запрета продаж на военные разработки.
  4. Комментарий был удален.
  5. +1
    8 июня 2019 22:43
    Очень Интересная и Познавательная Статья, хорошо иллюстрированная( ни одной из этих подробных фотографий ни разу ещё не видел, разве что, знаменитого аиста-на рисунках в автомобильном музее журнала "Техника-Молодежи" начала 70х-публикациях Юрия Долматовского об элегантных и красивых автомобилях "Испано-Сюиза" и в польском журнале "Малы Моделяж"-на борту модели истребителя-биплана "Ньюпор-17" этой французской эскадрильи winked )!
    Благодарю уважаемого Автора, Романа Скоморохова, за серию "пулемётно-пушечных рассказов" и за эту Статью-особенно! good
  6. 0
    8 июня 2019 23:42
    В целом можно только удивляться тому, как вчерашние враги могут стать союзниками, а друзья и соратники вполне нормально могут тебя ограбить.
    Пути господни неисповедимы. А статья интересная. Спасибо, автор.
  7. 0
    9 июня 2019 07:12
    Во Франции тогда много чего национализировали.
    И рабочую неделю сократили.
    Социалисты,однако.
    Но,по обороноспособности страны это ударило сильно.
    Что же касается того,какая форма собственности эффективнее, то по мнению грамотных западных специалистов, возможны варианты.
    Для мелких производств однозначно частная.
    Для крупных- форма собственности значения не имеет. Эффективность управления от этого не зависит.
    1. -2
      9 июня 2019 11:17
      Гос.фирмы бывают эффективны на короткие периоды. Но потом обязательно
      съезжают в болото бюрократии и производственного застоя.
      У крупных частных фирм, наоборот, бывают периоды застоев, но в целом они
      очухиваются от застоев и реорганизуются быстро.
      Израиль, в частности, за 50 лет плавно перешел от гос.капитализма
      (полу-социализма) в крупной промышленности к почти
      полному частному капитализму. Процесс не завершен и продолжается.
      И нет разочарований.
      1. 0
        9 июня 2019 18:32
        Израиль - классический пример экономики?
    2. 0
      9 июня 2019 16:23
      Цитата: ignoto
      Для мелких производств однозначно частная.

      Причем таких производств, которые работают на непосредственные нужды людей, как говорится "часы и трусы". Но и тут надо строжайшим образом следить, чтобы доходы снизу до верха не отличались в строго оговоренное число раз.
    3. +1
      9 июня 2019 18:35
      Почему-то в СССР 100% государственная принадлежность оборонной промышленности тоже сильно ударила. Но по Германии и ее сателлитам. Не помогла им частная собственность, несмотря на преимущество в рабсиле и станочном парке.
      1. 0
        10 июня 2019 08:41
        И к концу СССР ударила по СССР . Лишив населения банальных вещей -ТВ, Видео, шмоток, батареек, нормального ассортимента с/х продукции и питания. В чем то нужна Гос собственность, а в чем то вредна.
        1. +1
          10 июня 2019 19:31
          Цитата: Zaurbek
          И к концу СССР ударила по СССР .

          Благодаря хрущу, который рьяно взялся искоренять другие виды собственности в СССР.
  8. +1
    9 июня 2019 11:46
    Интересная и талантливая личность явилась основой статьи ... про изобретение им кардана прочитал впервые ну вот не знал ... как и то что он первый предложил ставить вооружение в развале цилиндров ... и конечно не так уж часто встречающийся талант изобретателя и бизнесмена в одном "флаконе"
  9. -1
    9 июня 2019 13:52
    Прочитал. Удивился. Оказывается в Англии не нашлось инженеров чтобы усовершенствовать пушку (я так понимаю вся нужная документация была). Что то как-то не верю. СССР взял и сделал МП-105 (107). А вот англичане тащили героя статьи через всю Европу чтоб улучшить его детище...
    1. 0
      9 июня 2019 14:16
      Ну и результат у каждого соответственный.
    2. +1
      9 июня 2019 16:27
      Цитата: lexseyOGK
      Оказывается в Англии не нашлось инженеров чтобы усовершенствовать пушку (я так понимаю вся нужная документация была). Что то как-то не верю. СССР взял и сделал МП-105 (107).

      Делов в том, что СССР купил мотор полностью, с документацией, станками, инструментом. А вот усовершенствовать изделие "без роду, без племени" обычно получается очень плохо.
      1. 0
        9 июня 2019 19:11
        И как это у "невежественных и немотивированных коммунистов" получилось? А у просвещенных педантичных частников Франции и Англии - через пень-колоду?
        1. 0
          9 июня 2019 22:05
          Цитата: meandr51
          И как это у "невежественных и немотивированных коммунистов" получилось?

          Очень просто-кровавый Берия за все расстреливал пачками, а жить-то охота. laughing
          1. 0
            10 июня 2019 17:56
            Цитата: Альф
            Цитата: meandr51
            И как это у "невежественных и немотивированных коммунистов" получилось?

            Очень просто-кровавый Берия за все расстреливал пачками, а жить-то охота. laughing

            Судя по минусу-забежал почитатель солженицина.
  10. 0
    9 июня 2019 17:26
    С помощью шведской авиакомпании ВОАС ...

    А разве BOAC - это не British Overseas Airways Corporation?
  11. 0
    9 июня 2019 17:41
    А бренд «Hispano Suiza» существует и сегодня. Правда, в очень пикантном виде. Как выкупленный швейцарской фирмой «Oerlikon», которая, в свою очередь, входит в концерн «Rheinmetall Borsig».

    Интересно, что другая часть Oerlikon, Oerlikon Solar, в 2000-х годах оказалась под контролем Виктора Вексельберга. Эта компания занимается разработкой солнечных батарей. На ее технологиях до 2014 г. работал завод в Новочебоксарске.
  12. +1
    10 июня 2019 12:42
    Увидели разницу? Вот и я тоже не увидел. Только вместо 404-й у нас ШВАК стоит.

    А я вот много разниц увидел. У моторов на фото одинаковый угол развала цилиндров и форма клапанных крышек. Остальное разное. Вал другой, передняя крышка другая, система охлаждения близко не похожа, вплоть до отверстий в блоках в разных местах, выпуск тоже другой, впуска на фото не видно, но и он другой совершенно. Так что родство не очень то и просматривается без заглядывания внутрь.
    1. 0
      10 июня 2019 16:44
      Чтобы видеть разницу и сходство, надо быть в теме. ))) Начиная с того, что на одном фото голый двигатель, а на другом двигательная установка со всем навесным оборудованием, включая бачок сапуна.
      Но родственные связи , несомненно, на этих фото можно отыскать.