Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Но зато повезло хоть в том, что теперь книги можно было печь, как блины: 1989 год, «Полымя» — «Когда уроки сделаны», 1990 год, «Просвещение» — «Для тех, кто любит мастерить». Но, пожалуй, главное, что, зная уже в 1986 году, что книга по самоделкам и моделям у меня выйдет, я сунулся с книгой «Танкодром на столе» в издательство ДОСААФ. И там идею книги поддержали! Перед этим там уже вышла книга «про самолеты» — «Аэродром на столе». Логично было продолжить ее танками. И находясь в очередной командировке в Москве с целью работы в архиве ЦК ВЛКСМ (сбор материалов по партийному руководству НИРС и НТТМ), я еще и добился от ДОСААФ разрешения на работу в спецхране библиотеки им. В.И. Ленина с иностранными книгами «о танках». До этого-то у меня было разрешение только на «спецлитературу», а тут еще и танки!!! Так что в библиотеке я только что не ночевал. Первым приходил и последним уходил. Но зато ксерокопий набрал массу. И опять же, вернувшись к себе в Куйбышев, засел за модели: утром — диссертация, вечером, когда уже ум за разум заходит, — модели.



Затем, уже 1989 году я наконец-то сообразил, что если наши модели отправляют «туда», то там с моделями должно быть все по-другому. И поскольку «перестройка» зашла уже довольно далеко, написал в ПР-отдел посольства Англии, чтобы мне дали адрес какого-нибудь британского общества моделистов, чтобы я мог с ним связаться. Адрес мне дали, я им туда написал, и они мне ответили. Ответили из MAFVA – Британской ассоциации масштабного моделирования, и не просто ответили, а прислали кучу модельных журналов – английский «Милитари моделлинг», американский «Файн скейл моделлер», японский «Модел грэфикс» и свой маленький и очень «домашний» журнальчик «Танкетте». Мало того, посмотрев фото моих танков из журнала «Техника-молодежи», они изумились (Т-35 в масштабе 1:30 от нуля) и предложили… членство в их ассоциации. «Членские взносы, 25 фунтов в год, мы за вас заплатим, вы только нам присылайте фотографии ваших моделей и пишите нам статьи о моделях и моделировании в СССР. Нам это очень интересно».
Просмотрел я все присланное, и, если честно, взяла меня сильная злость. Почему у них все это есть, а у нас – «фиг вам… индейская изба!» А как же лозунг: «Все лучшее детям», красивые слова про развитие творческого начала наших людей, о «новом историческом обществе – советском народе», носителе всех мыслимых достоинств, для которого партия трудится денно и нощно и удовлетворении всех его потребностей… А тут мало того, что в ходу анекдот про «длинный зеленый и пахнет колбасой» (поезд из Москвы в ближайшие к ней области), так даже такую мелочь, как пластмассовые модельки, людям и то купить невозможно.
Но раз уж ты тогда был «человеком системы», то… чтобы ты про нее не думал, а вслух говорить об этом не следовало. Хотя вполне можно было критиковать отдельные ее недостатки и указывать пути их преодоления. Вот я и написал в журнал «Рационализатор-изобретатель» статью о том, какие модели нам нужны, и что «не всякая игрушка модель, но вот любая модель – игрушка». И что если мы хотим эффективной профессиональной ориентации молодежи (еще один модный тогда в СССР лозунг), то нам нужны детские игрушки «Животноводческая ферма» и «Птицеферма», игрушечные комбайны для уборки зерновых, тракторы с плугами, и не только краны и пожарные машины (эти игрушки были!), но и бетономешалки, молоковозы, куклы размером под кровать и кроватки размерами под куклы (а вот с этим были серьезные проблемы!), а еще к ним мебель, дома, а для военно-патриотического воспитания… целый флот – не только «Потемкин» и «Аврора», но и «Слава», «Варяг», «Кореец», «Память Азова», миноносцы «Страшный» и «Стерегущий», а также линкор «Марат» и многие другие легендарные корабли нашего российского и советского флота. Что нужны не только модели самолетов Ил-2 и МиГ-15, но и «Сталь-3», УТ-1 и УТ-2, К-7, ТБ-3 и Пе-8, «Эркобра» и «Киттихаук»…



И что модели кораблей надо делать в расчете на нетерпеливых людей и детей из уже окрашенных деталей, то есть цветной пластмассы, чтобы дома краской не вонять. И делить модели кораблей на пополам, а днище отдельно, а верх – отдельно, а между этими деталями уже покрашенная ватерлиния заданной толщины в качестве «ребра жесткости».


Опять же, естественно, ничем это не закончилось. Да и не могло иметь положительного решения в тех условиях. Возможность такая наступила лишь после 1991 года…
Тут уже, наконец-то, стало по-настоящему можно все! Во-первых, начал выходить мой журнал «Танкомастер», причем страх – «как бы чего не вышло» перед рухнувшим «совком» был настолько у людей велик, что первый номер вышел рукописным! Да-да, можно поинтересоваться в Сети. Никто не соглашался набирать и печатать текст о танках, даже о моделях! То есть печатать сам журнал – пожалуйста, а вот набирать ни в какую. И пришлось художнику Игорю Зейналову весь номер писать пером от руки. А мне еще говорят, что не было «кровавой гебни». Опять же в то время уже, наверное, и не было. Но чего же тогда они все так боялись?


Но вышел один номер, потом второй. Возник круг единомышленников и начали у меня в Пензе возникать фирмы, производящие модели бронетехники, как грибы после дождя. Например, фирма «Провинция России» (продававшая в Пензе дешевые вина из солнечной Анапы!) создала небольшое «гаражное» производство моделей из эпоксидной смолы, в число которых вошли такие редкие образцы БА, как германский «Эрхард» и итальянская «Лянча» периода Первой мировой войны, а также знаменитый опять же германский танк А7V. Нашел в Сети сайт, где подробно рассказывается о том, как автор модели, представленной здесь на фотографии, ее собирал, ну, а посмотреть на нее можно и здесь, и там. Упаковывалось все это в картонные самодельные коробки, с фотопечатными «картинками» в графике опять же И. Зейналова.
Появилась отдельная частная фирма «Майор-моделз» Ю.Пивкина, специализировавшаяся на бронеавтомобилях Первой мировой войны, начиная с «Руссо-Балта» и заканчивая… ох, чего там только в его списке не было. «Танкомастер» тоже обзавелся небольшим собственным «производством»: конверсионная модель танка Т-60А на базе модели АЕР из Молдавии, броневик «Форд-Т» — первый польский бронеавтомобиль, и набор фигурок «Повстанцы Панчо Вильи». К ним в комплект можно была заказать БА Панчо Вильи и набор кактусов.

Фирма «Нептун» выпустила игру «Курская битва» с миниатюрными «тиграми» и Т-34 в масштабе 1:144, и даже такое крупное предприятие как НИИ физических измерений, которое обеспечивает приборами всю нашу ракетную отрасль, и то открыло цех, где начали выпускать модели одесских танков… «Ни» и «Ни-2». Обе модели пользовались на Западе просто бешеной популярностью, особенно в комплекте с фигурками матросов фирмы «Звезда». Мы продавали их по 40 долларов, а там они шли по 80!
А вот фирма ПТС начала выпускать фигурки 1:35 из «белого металла», изображавших пензенского воеводу, знаменщика, стрельцов, словом, сделала ставку на «местный колорит». И хотя в городе она не продала ни одного набора, выгода от их выпуска была большая. Все начальство города, отправляясь «по делам», в качестве сувенира захватывали и эти фигурки, чтобы дать нужным людям». Приехали американцы по делам усыновления – «Фигурки солдатиков собираете? – Собираем! – В ПТС их!» Ну, и понятно, что «радость» была от этого взаимная. Впрочем, не мы одни так поступали. Компания «Интеррос» (одна из крупнейших частных инвестиционных компаний России) выпустила даже две подарочные книги с золотым обрезом по истории дореволюционной русской армии и РККА. Мало того, что бумага и печать были просто шикарные, так еще и к каждой полагалась фигурка из «белого металла»: гусар 1812 года к первой и «красный командир» ко второй, плюс набор красок, кисточка и красочный буклет-инструкция. Хороший подарок «нужному человеку», не правда ли?! Ну, а разрабатывали и отливали это все у нас в Пензе, наши мастера.
Между прочим, был у нашей Пензы и шанс стать лидером производства моделей из полистирола. Для начала это должны были быть танки Т-24, Т-26 обр. 1937 г. и 1939-ого с конической башней. Но выпуск пластмассовых моделей танков наладить здесь не удалось. Ни на пензенском ГПЗ-24, ни на фабрике игрушек. Первым показалось дорого заказать пресс-формы у фирмы «Драгон», а на фабрике… зарплату рабочих арендованного москвичами участка разложили на… все предприятие. Ну и о каком же качестве после этого можно было говорить? Вот сделка и не состоялась.
А вот в Москве все было по-иному. В 1989 году здесь началась история фирмы «Звезда» — сначала лишь небольшого участка на базе Московского завода шлифовальных станков. Но уже в 1990 году компания превратилась в отдельное юридическое лицо, а первой ее продукцией были наборы солдатиков – фигурки красноармейцев начала ВОВ. В 1992 году «Звезда» выиграла инвестиционный конкурс и получила в свое распоряжение Лобненскую фабрику пластмассовой игрушки (г. Лобня, МО), где и развернуло широкомасштабное производство. Основой его стал выпуск сборных масштабных моделей боевой техники, начало которому положил основатель фирмы Константин Кривенко.
«Он не должен был ехать один». Сюжет диорамы очень прост: война в Ливийской пустыне. Британский рейдер из частей SAS (а они нередко передвигались по пустыне на верблюдах, изображая бедуинов) и дозор на «Брэн-керриере» подстерегли немецкого делегата связи на «Кюбельвагене» и убили. А теперь вот подъехали, смотрят, как он лежит на сиденье своего авто, и обмениваются впечатлениями. Мне лично особенно понравилась пыль на стекле и следы от стеклоочистителя, а также художественные «дырки» в нем от пуль. Верблюда мне удалось подобрать от набора, прямо в масштабе 1:35, «Кюбельваген» и «Брэн-керриер» — из наборов от фирмы «Тамия», так же, как и оружие (пулемет «Брэн» и противотанковое ружье «Бойс») и каски английских солдат. Но вот фигурки все конверсионные или не такие, как у все. Например, стоящий танкист – фигурка из «белого металла» фирмы «Лед-След», боец на верблюде сделал из всего, что под руками. Переделке подвергся и сидящий на переборке танкист, а в попе у него стальной стержень. Так что эту диораму вполне можно было представлять на международный конкурс конверсионных моделей и диорам. К сожалению, это единственное сохранившееся у меня фото, последнее, что осталось от коллекции в 100 моделей БТТ «всех времен и народов».
Ну а потом, потом дело пошло уже само по себе. Я провел в Пензе выставку 100 моделей БТТ и в 1998 году благополучно всю ее распродал, потому как моим близким больше не хотелось жить на «танковом складе». Оказалось, что о танках куда выгоднее писать, нежели собирать их, особенно в наших квартирах, для подобных коллекций не приспособленных. Многие пензенские фирмы перепрофилировались, а какие-то – разорились. Глава фирмы ПТС прикрыл свое дело и стал путешественником, катается на авто по Европе. Фирма «Провинции России» сейчас называется Дэра и производит красивые деревянные двери. И только г-н Юрий Пивкин по-прежнему делает модели очень высокого качества! Не собирает, а мастерит в крупных масштабах по заказам разных солидных учреждений. Вот так-то бывает и с моделями, и… с людьми.
Информация