Масштабный моделизм: между СССР и Россией

64
Масштабные модели на любой вкус. Прошлая статья о масштабных моделях в СССР закончилась 1987 годом не случайно. В этом году в минском издательстве «Полымя» наконец-то (спустя 5 лет после написания!) вышла моя первая книга «Из всего, что под руками» тиражом 87 тыс. экземпляров. И разошлась в две недели. Там было и про модели, но главное не это, а то, что после этого со всей страны пошли ко мне письма. Интернета не было, вот люди и высказывали свое мнение на листах бумаги. Кто-то писал, что можно бы еще сделать и то, и другое, что объем книжки мал. А многие, заметившие, что практически все самоделки в этой книге — это «готовые наборы сборных моделей», так прямо мне и писали, что «вы обязаны (!) довести дело до их выпуска для наших детей!» Вот даже как! «Напишите в министерство…» Один даже список кораблей русского флота для выпуска на заводе «Огонек» мне прислал. Это чтобы я туда поехал и «внедрил». Наивные! Было же ведь правило: «Зачем делать новые модели, когда каждый год подрастают новые дети!» Однако стал я ездить. Параллельно с учебой в аспирантуре. И ходить по разным кабинетам, в Загорске был в НИИ игрушки, встречался с разными «начальственными людьми». И понял, что никому самодеятельность моя не нужна. Есть план, есть решения сверху… И вот если они и твои желания совпадают, то все ok. Если нет, то кому ты такой умный нужен! Всё, как говорил Аркадий Райкин: «Личный покой выше всего!»


Удивительно, но фирма «Фрог» выпускала даже сборную модель дирижабля.




Но зато повезло хоть в том, что теперь книги можно было печь, как блины: 1989 год, «Полымя» — «Когда уроки сделаны», 1990 год, «Просвещение» — «Для тех, кто любит мастерить». Но, пожалуй, главное, что, зная уже в 1986 году, что книга по самоделкам и моделям у меня выйдет, я сунулся с книгой «Танкодром на столе» в издательство ДОСААФ. И там идею книги поддержали! Перед этим там уже вышла книга «про самолеты» — «Аэродром на столе». Логично было продолжить ее танками. И находясь в очередной командировке в Москве с целью работы в архиве ЦК ВЛКСМ (сбор материалов по партийному руководству НИРС и НТТМ), я еще и добился от ДОСААФ разрешения на работу в спецхране библиотеки им. В.И. Ленина с иностранными книгами «о танках». До этого-то у меня было разрешение только на «спецлитературу», а тут еще и танки!!! Так что в библиотеке я только что не ночевал. Первым приходил и последним уходил. Но зато ксерокопий набрал массу. И опять же, вернувшись к себе в Куйбышев, засел за модели: утром — диссертация, вечером, когда уже ум за разум заходит, — модели.

Масштабный моделизм: между СССР и Россией

«Южный крест» выпускала фирма «Фрог»



Выпускала ее и фирма «Ново»…



… и выпускает фирма «Звезда».


Затем, уже 1989 году я наконец-то сообразил, что если наши модели отправляют «туда», то там с моделями должно быть все по-другому. И поскольку «перестройка» зашла уже довольно далеко, написал в ПР-отдел посольства Англии, чтобы мне дали адрес какого-нибудь британского общества моделистов, чтобы я мог с ним связаться. Адрес мне дали, я им туда написал, и они мне ответили. Ответили из MAFVA – Британской ассоциации масштабного моделирования, и не просто ответили, а прислали кучу модельных журналов – английский «Милитари моделлинг», американский «Файн скейл моделлер», японский «Модел грэфикс» и свой маленький и очень «домашний» журнальчик «Танкетте». Мало того, посмотрев фото моих танков из журнала «Техника-молодежи», они изумились (Т-35 в масштабе 1:30 от нуля) и предложили… членство в их ассоциации. «Членские взносы, 25 фунтов в год, мы за вас заплатим, вы только нам присылайте фотографии ваших моделей и пишите нам статьи о моделях и моделировании в СССР. Нам это очень интересно».


В свое время я впервые опубликовал в журнале «Танкетте» статью о нашем танке Т-24 и рассказал о нем англичанам. И вот теперь «там» выпускается его модель в 1:35 масштабе.



Всегда нравился этот танк, реально и намного опередивший свое время.


Просмотрел я все присланное, и, если честно, взяла меня сильная злость. Почему у них все это есть, а у нас – «фиг вам… индейская изба!» А как же лозунг: «Все лучшее детям», красивые слова про развитие творческого начала наших людей, о «новом историческом обществе – советском народе», носителе всех мыслимых достоинств, для которого партия трудится денно и нощно и удовлетворении всех его потребностей… А тут мало того, что в ходу анекдот про «длинный зеленый и пахнет колбасой» (поезд из Москвы в ближайшие к ней области), так даже такую мелочь, как пластмассовые модельки, людям и то купить невозможно.


Зато сегодня с учетом размеров наших квартир для любителей выпускаются отличные модель БТТ в масштабе 1:43. Цена 999 р. Не дешево, хотя качество очень высокое.



Хотите самолет, и чтобы самому не возиться? Вот вам готовый воздушный лайнер в масштабе 1:200…



….или легендарный Ил-2 (1:72) по цене 5700 р.


Но раз уж ты тогда был «человеком системы», то… чтобы ты про нее не думал, а вслух говорить об этом не следовало. Хотя вполне можно было критиковать отдельные ее недостатки и указывать пути их преодоления. Вот я и написал в журнал «Рационализатор-изобретатель» статью о том, какие модели нам нужны, и что «не всякая игрушка модель, но вот любая модель – игрушка». И что если мы хотим эффективной профессиональной ориентации молодежи (еще один модный тогда в СССР лозунг), то нам нужны детские игрушки «Животноводческая ферма» и «Птицеферма», игрушечные комбайны для уборки зерновых, тракторы с плугами, и не только краны и пожарные машины (эти игрушки были!), но и бетономешалки, молоковозы, куклы размером под кровать и кроватки размерами под куклы (а вот с этим были серьезные проблемы!), а еще к ним мебель, дома, а для военно-патриотического воспитания… целый флот – не только «Потемкин» и «Аврора», но и «Слава», «Варяг», «Кореец», «Память Азова», миноносцы «Страшный» и «Стерегущий», а также линкор «Марат» и многие другие легендарные корабли нашего российского и советского флота. Что нужны не только модели самолетов Ил-2 и МиГ-15, но и «Сталь-3», УТ-1 и УТ-2, К-7, ТБ-3 и Пе-8, «Эркобра» и «Киттихаук»…


Технология «полумоделей» тогда не была популярна. Зато сейчас существует фирма «Комбриг», которая выпускает отличные модели как по ватерлинию, так и с полным корпусом. Масштабы 1:35 и 1: 700 с фототравленными деталями. Вот детали миноносца «Лейтенант Бураков».



Фототравленные детали для моделей фирмы «Комбриг».



Инструкция по сборке модели броненосца «Полтава».


И что модели кораблей надо делать в расчете на нетерпеливых людей и детей из уже окрашенных деталей, то есть цветной пластмассы, чтобы дома краской не вонять. И делить модели кораблей на пополам, а днище отдельно, а верх – отдельно, а между этими деталями уже покрашенная ватерлиния заданной толщины в качестве «ребра жесткости».


Вот то, что предлагалось когда-то в конце 80-ых. Корпус из двух частей с окраской подводной части. Модель броненосца «Цесаревич».



Сегодня вполне можно выпускать и простейшие модели из бумаги. Например, греческой униремы вот с этого чернофигурного килика…



А вот ее развертка и схема сборки.


Опять же, естественно, ничем это не закончилось. Да и не могло иметь положительного решения в тех условиях. Возможность такая наступила лишь после 1991 года…

Тут уже, наконец-то, стало по-настоящему можно все! Во-первых, начал выходить мой журнал «Танкомастер», причем страх – «как бы чего не вышло» перед рухнувшим «совком» был настолько у людей велик, что первый номер вышел рукописным! Да-да, можно поинтересоваться в Сети. Никто не соглашался набирать и печатать текст о танках, даже о моделях! То есть печатать сам журнал – пожалуйста, а вот набирать ни в какую. И пришлось художнику Игорю Зейналову весь номер писать пером от руки. А мне еще говорят, что не было «кровавой гебни». Опять же в то время уже, наверное, и не было. Но чего же тогда они все так боялись?


Модель Т-III одного из английских моделистов. Фото с сайта сегодняшней ассоциации MAFVA.



Выполнил эту модель Пол Будман.



А это небольшая настольная диорама опять же «оттуда».


Но вышел один номер, потом второй. Возник круг единомышленников и начали у меня в Пензе возникать фирмы, производящие модели бронетехники, как грибы после дождя. Например, фирма «Провинция России» (продававшая в Пензе дешевые вина из солнечной Анапы!) создала небольшое «гаражное» производство моделей из эпоксидной смолы, в число которых вошли такие редкие образцы БА, как германский «Эрхард» и итальянская «Лянча» периода Первой мировой войны, а также знаменитый опять же германский танк А7V. Нашел в Сети сайт, где подробно рассказывается о том, как автор модели, представленной здесь на фотографии, ее собирал, ну, а посмотреть на нее можно и здесь, и там. Упаковывалось все это в картонные самодельные коробки, с фотопечатными «картинками» в графике опять же И. Зейналова.


Вот так тогда выглядела упаковка наших моделей «резин кит».



Броневик «Руссо-Балт» в масштабе 1: 35.



А это А7V – наша модель, но сборка и окраска не наша. Фото Дронова В. А. http://scalemodels.ru


Появилась отдельная частная фирма «Майор-моделз» Ю.Пивкина, специализировавшаяся на бронеавтомобилях Первой мировой войны, начиная с «Руссо-Балта» и заканчивая… ох, чего там только в его списке не было. «Танкомастер» тоже обзавелся небольшим собственным «производством»: конверсионная модель танка Т-60А на базе модели АЕР из Молдавии, броневик «Форд-Т» — первый польский бронеавтомобиль, и набор фигурок «Повстанцы Панчо Вильи». К ним в комплект можно была заказать БА Панчо Вильи и набор кактусов.


Обложка журнала М-Хобби №2 за 1994 год: конверсионная модель танка Т-60А на базе модели АЕР из Молдавии и «наш» танкист.


Фирма «Нептун» выпустила игру «Курская битва» с миниатюрными «тиграми» и Т-34 в масштабе 1:144, и даже такое крупное предприятие как НИИ физических измерений, которое обеспечивает приборами всю нашу ракетную отрасль, и то открыло цех, где начали выпускать модели одесских танков… «Ни» и «Ни-2». Обе модели пользовались на Западе просто бешеной популярностью, особенно в комплекте с фигурками матросов фирмы «Звезда». Мы продавали их по 40 долларов, а там они шли по 80!


Одна из моделей Ю.Пивкина в масштабе 1:20.


А вот фирма ПТС начала выпускать фигурки 1:35 из «белого металла», изображавших пензенского воеводу, знаменщика, стрельцов, словом, сделала ставку на «местный колорит». И хотя в городе она не продала ни одного набора, выгода от их выпуска была большая. Все начальство города, отправляясь «по делам», в качестве сувенира захватывали и эти фигурки, чтобы дать нужным людям». Приехали американцы по делам усыновления – «Фигурки солдатиков собираете? – Собираем! – В ПТС их!» Ну, и понятно, что «радость» была от этого взаимная. Впрочем, не мы одни так поступали. Компания «Интеррос» (одна из крупнейших частных инвестиционных компаний России) выпустила даже две подарочные книги с золотым обрезом по истории дореволюционной русской армии и РККА. Мало того, что бумага и печать были просто шикарные, так еще и к каждой полагалась фигурка из «белого металла»: гусар 1812 года к первой и «красный командир» ко второй, плюс набор красок, кисточка и красочный буклет-инструкция. Хороший подарок «нужному человеку», не правда ли?! Ну, а разрабатывали и отливали это все у нас в Пензе, наши мастера.

Между прочим, был у нашей Пензы и шанс стать лидером производства моделей из полистирола. Для начала это должны были быть танки Т-24, Т-26 обр. 1937 г. и 1939-ого с конической башней. Но выпуск пластмассовых моделей танков наладить здесь не удалось. Ни на пензенском ГПЗ-24, ни на фабрике игрушек. Первым показалось дорого заказать пресс-формы у фирмы «Драгон», а на фабрике… зарплату рабочих арендованного москвичами участка разложили на… все предприятие. Ну и о каком же качестве после этого можно было говорить? Вот сделка и не состоялась.

А вот в Москве все было по-иному. В 1989 году здесь началась история фирмы «Звезда» — сначала лишь небольшого участка на базе Московского завода шлифовальных станков. Но уже в 1990 году компания превратилась в отдельное юридическое лицо, а первой ее продукцией были наборы солдатиков – фигурки красноармейцев начала ВОВ. В 1992 году «Звезда» выиграла инвестиционный конкурс и получила в свое распоряжение Лобненскую фабрику пластмассовой игрушки (г. Лобня, МО), где и развернуло широкомасштабное производство. Основой его стал выпуск сборных масштабных моделей боевой техники, начало которому положил основатель фирмы Константин Кривенко.


Еще один вертолет Ю. Пивкина.



«Он не должен был ехать один». Сюжет диорамы очень прост: война в Ливийской пустыне. Британский рейдер из частей SAS (а они нередко передвигались по пустыне на верблюдах, изображая бедуинов) и дозор на «Брэн-керриере» подстерегли немецкого делегата связи на «Кюбельвагене» и убили. А теперь вот подъехали, смотрят, как он лежит на сиденье своего авто, и обмениваются впечатлениями. Мне лично особенно понравилась пыль на стекле и следы от стеклоочистителя, а также художественные «дырки» в нем от пуль. Верблюда мне удалось подобрать от набора, прямо в масштабе 1:35, «Кюбельваген» и «Брэн-керриер» — из наборов от фирмы «Тамия», так же, как и оружие (пулемет «Брэн» и противотанковое ружье «Бойс») и каски английских солдат. Но вот фигурки все конверсионные или не такие, как у все. Например, стоящий танкист – фигурка из «белого металла» фирмы «Лед-След», боец на верблюде сделал из всего, что под руками. Переделке подвергся и сидящий на переборке танкист, а в попе у него стальной стержень. Так что эту диораму вполне можно было представлять на международный конкурс конверсионных моделей и диорам. К сожалению, это единственное сохранившееся у меня фото, последнее, что осталось от коллекции в 100 моделей БТТ «всех времен и народов».


Одна из последних работ Ю. Пивкина. Немаленькая, не так ли?


Ну а потом, потом дело пошло уже само по себе. Я провел в Пензе выставку 100 моделей БТТ и в 1998 году благополучно всю ее распродал, потому как моим близким больше не хотелось жить на «танковом складе». Оказалось, что о танках куда выгоднее писать, нежели собирать их, особенно в наших квартирах, для подобных коллекций не приспособленных. Многие пензенские фирмы перепрофилировались, а какие-то – разорились. Глава фирмы ПТС прикрыл свое дело и стал путешественником, катается на авто по Европе. Фирма «Провинции России» сейчас называется Дэра и производит красивые деревянные двери. И только г-н Юрий Пивкин по-прежнему делает модели очень высокого качества! Не собирает, а мастерит в крупных масштабах по заказам разных солидных учреждений. Вот так-то бывает и с моделями, и… с людьми.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    25 июня 2019 05:58
    Я не знаю, уважаемый автор читал в 86 году статью в "Комсомолке". Именовалась она "Продается..."Ягуар"!" Если коротко, то в статье гневно клеймили позором наши предприятия выпускавшим модели самолетов, наших вероятных друзей. Особенно досталось " Фоккеру" F21, " Фантому" и "Ягуару". Да как же так, дед воевал с фашистами, а у внука немецкая техника как на параде. В итоге, насколько я знаю, выпуск моделей иностранной техники прикрыли, на какой срок, не могу сказать. Помощи ждать не приходилось, а запретить - всегда пожалуйста.
    1. +3
      25 июня 2019 16:26
      Цитата: Раджа
      " Фоккеру" F21, " Фантому" и "Ягуару".

      Фоккер 21 из-за своего названия вначале выпуска имел некоторые сложности, но в конце 80-х был вполне доступен, я в своё время покупал без проблем его в "Светлячке" Новосибирске даже с декалями, и привозил в свой кружок в Хурбу. Ягуар вообще, по моему мнению самая доступная модель в Союзе. В Новосибе, в октябрьском универмаге он был реально постоянно, в искитимском "Детском Мире" бывал даже в НовоФроговских коробках с деками, так это учитывая что я в Новосибирск приезжал только в отпуск... Фантом был чисто англичанин, хотя я из него практически все модификации сделал, правда RF-4Е я уже брал Фуджимовский... Так ведь самое смешное закупили у Фрога кучу пресформ, а Ла-7 и Миг-21Ф-13 нет...
      1. 0
        25 июня 2019 21:49
        Цитата: Fitter65
        а Ла-7 и Миг-21Ф-13 нет...

        А это что ?
        1. 0
          26 июня 2019 00:26
          Ла-7 ? Что-то не помню его в продаже. Я брал КРшный...
          1. 0
            26 июня 2019 00:45
            Цитата: Fitter65
            Ла-7 ? Что-то не помню его в продаже. Я брал КРшный...

            Всё, совсем старый стал! Ла-7 был! Точно был, мы в конце 80-х ещё из него пытались Ла-5 делать. Это я с Ла-5 его попутал, Был Ла-7. Извиняюсь за свою ошибку. Потом появился КР-шный Ла-5ФН, и
          2. 0
            26 июня 2019 16:09
            Жил в ЧССР в Младе Болеслав. В детском магазине Юниор была огромная витрина с моделями самолётов КР, а под самым потолком моторы от 0,1 см3 (под СО2) до 10 см3. Там даже запалы ракетомоделистам продавали руководителям кружков. А я болел железной дорогой с одноклассником. Хотя модели тоже клеил.
  2. +5
    25 июня 2019 06:21
    Вячеслав hi , вот Спасибо -- порадовали! Как-то сразу вспомнилось детство, да и не только оно. smile
    Хорошо помню "свою" первую модель: ГДРовский ИЛ - 14 серебристого цвета с чёрными колёсами. Очень красивая игрушка. Потом был перерыв на армию, а потом, естественно (я в танковых служил), Т-34, КВ-85 и далее по списку. Потом был флот, "Аврора" с "Потёмкиным", совершенно шедевральный "Гото Предестинация" и, на почётном месте, "Голден хинд" Френсиса Дрейка. Я как раз прочёл в Вокруг света статью "Кругосветный рейд пирата" и был весьма впечатлён. Потом было несколько машинок "Dixi", а потом стало не до этого, и вся коллекция перешла по наследству сыну. Но кое-что ещё до сих пор живо, да и приятные воспоминания всё равно остались со мною.

    P.S. Кстати, о Московском заводе шлифовальных станков, туда меня "сослал" отец на "перевоспитание" после восьмого класса. Я перевоспитался -- там меня научили грамотно и незаметно от начальства потреблять водку, что оченно помогло на срочной службе в СА. laughing Однако, как же всё в этой жизни пересекается...
    1. +6
      25 июня 2019 08:34
      Добрый день друзья!
      "Гото Предестинация"

      Первый мой корабль! Уже лет десять живет на даче, прочитал статью, комментарии..... пришёл к выводу нужно уделить время для его реставрации....
      Р.s. С печалью подтверждаю слова Вячеслава Олеговича - любовь к моделям всегда вступает в противоречия с семьей и домашними животными!!!
      Первой войну с моими моделями начала матушка! Банально вынесла на помойку модели двух кордовых самолетов, яхты Гренада, крейсера Авроры и мою «фантазию» на базе Авроры!
      Потом подключилась супруга и кошка, что привело к невозвратным потерям в барке Товарищ и баркентене сделанной на базе Товарища.
      Дочь в ноль перевела мою коллекцию БТТ.
      Теперь в квартире держу оборону, отстаивая свою коллекцию парусных учебных кораблей в масштабе 400. Хотя Амего Веспучи уже пару раз терял мачты во время уборки....! А Сагреш был проверен на зуб домашней любимицы Сони.
      Блин посчитал потери, взгрустнул! Слышу шум, здравствуйте - мамина кошка Стеша внесла лепту. Не поделила подоконник с Крузенштерном!
      Вот ко-за дранная!!!!

      Теперь и его реставрировать...
      1. +3
        25 июня 2019 08:46
        Привет, Влад! На днях увидел мальчонку с деревянной моделью ППШ. Сразу вспомнилась Ваша история про "дядю с гитарой".
        1. +4
          25 июня 2019 10:19
          День добрый Антон!
          Когда был в Столице, на Поклонно горе в тематических киосках увидел пластиковые варианты ППШ. Единственно - стало обидно, что все «маден Чина»! Впрочем как и многая другая атрибутика для «туриста»: пилотки, значки, игрушки!
          За исключением наверное только шевронов и сборных моделей БТТ!
          Во такие пирожки с котятами, грустно....
          1. +1
            26 июня 2019 16:14
            На ствол ППШ была очень похожа ножка от стула с матерчатой обивкой. Уж модель мебели, ясное дело, я не скажу, но урвал себе такую. У нее был срез косой как у ППШ. А сечении прямоугольная, но скругленная. У косого среза сечение меньше, у основания ножки больше, в плане трапеция была. Диском магазина у меня было колесо от коляски какой-то, а вот похожий приклад я не сделал - 4 класс, "труды" в школе только начались, а уситчивостью я не отличался. Так и бегал с полуППШ. laughing
            1. 0
              26 июня 2019 19:25
              Добрый вечер земляк! Я уже на ВО рассказывал свою эпопею с деревянными автоматами. Начал я их дела со второго класса. Сначала по типу немецких, потом замахнулся на большее. После поступления в Вышку, хобби умерло, но сегодня возродилось в виде прикладов для пневматики. Правда делаю только когда есть время и желание. Иногда по году и более. Одних только слоёв морилки и масла иногда уходит до 10 слоёв.

              Это последнее, хотя я уже хвастался! Сейчас делаю табличку на дом. Сегодня положил четвёртый слой масла. Есть думка сделать «девчачий набор для чистки оружия» в качестве подарка. Пока кручу в голове как извратится. Простые делал, а хочется с прибабахом.....
              Простой. В прошлом году делал для своей второй половинки.

              Опять расхвастался!
              1. +1
                26 июня 2019 20:26
                Вот это ВЕЩЬ!!! good
                1. 0
                  26 июня 2019 20:43
                  Спасибо на добром слове! Оно и котейке приятно...
                  С уважением, Влад!
      2. +3
        25 июня 2019 14:58
        Мой ныне покойный одноклассник, после срочной службы на черноморском флоте привёз 2 модели кораблей: "Гото Предестенация" и "Орёл". Упросил меня их собрать. Вот это была эпопея! С содроганием до сих пор вспоминаю такелажные работы. Моя мама когда увидела готовые модели, сказала: "Не отдавай! Сколько труда вложил и такую красоту отдать!" Так что не всегда моделизм вступает в конфликт с семьёй, а с членами семьи из семейства кошачьих - это катаклизм.
    2. +5
      25 июня 2019 10:51
      Эх модели, модели, да, за такую книгу о моделировании в те времена, я бы...Конечно даже не подозревал.
      Теперь это бизнес развит: любые варианты.
    3. +2
      25 июня 2019 16:48
      Цитата: Морской Кот
      ГДРовский ИЛ - 14 серебристого цвета

      Вообще древний раритет. Масштаб 1:87 как для железной дороги, зато ныне стоет почти 40 штук в рублях...
      Цитата: Морской Кот
      Потом был флот, "Аврора" с "Потёмкиным",

      Ныне в Комсомольске можно приобрести и "Аврору" , "Потёмкин" правда уже продан, "Арктика" лежит..Т-34 от Огонька в прошлом году купил, ради прикола, собрал , воткнул туда вместо проводного управления, радиоуправление от китайской машинки, вообще получилось круто.
      1. +1
        26 июня 2019 12:14
        В конце семидесятых в Севастополе видел модель колёсного парохода. Денег с собой не было, а на следующий день её уже не было в продаже. Не повезло. request
        1. +1
          26 июня 2019 19:08
          Сегодня с колесными пароходами тоже тяжко! Навскидку, в продаже постоянно вижу только Сириус. В 00-х были ещё «американцы» - Миссипи, Техас и Ниагара в масштабе 1 к 70. Стоили они тогда просто бешеных денег. Примерно половина моей зарплаты. Не сподобился.
          Доброго вечера всем!
  3. +2
    25 июня 2019 06:55
    Периодически ищу металлические модели бронетехники. Нету! Только очень дорогие вещи по 10-15 тыс. Может подскажете вариант попроще? Машинок и самолётов полно. А вот техника..
    1. +1
      25 июня 2019 16:51
      Цитата: Moskovit
      Периодически ищу металлические модели бронетехники.

      На моей памяти в 1:43 из металла были Т-34-85 и Су-100, более ни чего не встречал, брал в 1985 году в Великом Новгороде...
      1. 0
        25 июня 2019 20:10
        Были ещё БТР и БРДМ, но качеством хуже и что-то из артиллерии.
  4. +7
    25 июня 2019 07:45
    А мы с детьми сами модели делаем! Так как меня учили когда то .... не так тщательно проработанные, зато и не клейка всего готовенького. Полезные навыки, шоб ребятки по жизни не безрукими были!
    Да, очень полезно проводить экскурс в историю по теме \модели которую делают.
    1. +1
      25 июня 2019 17:16
      Цитата: rocket757
      А мы с детьми сами модели делаем! Так как меня учили когда то .... не так тщательно проработанные, зато и не клейка всего готовенького.

      Плохо учили. Если вы хоть раз заинтерисовывались тем, что там в коробке лежит то проще бывало всё самому сделать. Пример МиГ--23 от Италери который решили вогнать в чертежи.



      Ну,это ладно модель разработки 70-х годов... А Су-11 от Трумпетера? На модель из коробки без слёз не взглянешь. Чтоб получился нормальный Су-11 там столько надо всего сделать , проще посмотреть по ссылке http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_67426.html Так что не всё в красивой упаковке это клейка всего готовенького....
      1. +6
        25 июня 2019 18:00
        Специфика обозначенная профессией! Не конструкторов учу а мастеров на все руки! Заставлять повторять все в деталях, тщательней прорабатывать, это потом, в институтах их учить будут. Просто научить КАЧЕСТВЕННО работать руками, т.е. пользоваться любым доступным инструментом!!! Вот моя цель.
        Лужу паяю, сапоги ракеты починяю! Резать, пилить, клеить, паять и т.п. . Хобби они себе потом выберут, а пока умения по широкому профилю.
        P. S. В Стране Советов детей учили качественно, тех кто хотел учится, это как всегда.
  5. +9
    25 июня 2019 08:44
    Просмотрел я все присланное, и, если честно, взяла меня сильная злость. Почему у них все это есть, а у нас – «фиг вам… индейская изба!» А как же лозунг: «Все лучшее детям», красивые слова про развитие творческого начала наших людей, о «новом историческом обществе – советском народе», носителе всех мыслимых достоинств, для которого партия трудится денно и нощно и удовлетворении всех его потребностей… А тут мало того, что в ходу анекдот про «длинный зеленый и пахнет колбасой» (поезд из Москвы в ближайшие к ней области), так даже такую мелочь, как пластмассовые модельки, людям и то купить невозможно.
    Тут все зависит от того, как смотреть.
    У нас в обычном райцентровском Доме пионеров был авиамодельный кружок, где все желающие могли создать любые модели, от самых простых, до радиоуправляемых. Все материалы и детали предоставлялись детям бесплатно. Потом от него отделился судомодельный кружок.
    Для авиамоделистов и судомоделистов издавалась масса литературы, которая стоила копейки.
    Там же, в доме пионеров я освоил специальность киномеханика. Мы устраивали киносеансы для друзей, когда выходили популярные фильмы. А еще были кружки от юных физиков, до юных агрономов и домохозяек. И все это для детей бесплатно.
    Возможность такая наступила лишь после 1991 года…
    А после 1991 года все это накрылось известным местом. А в магазине можно купить готовый квадракоптер или яхту. Если у Вас есть деньги если у Вас есть возможность эти деньги заработать.
    Так что если уж давать историческую ретроспективу, так надо это делать всесторонне, а не только с черного хода.
    1. +3
      25 июня 2019 11:17
      Виктор Николаевич, не знаю как у Вас. У моей знакомой ребёнок ходит в кружек робототехники. Комплектующие наборы по 100 тысяч деревянных. Дети занимаются бесплатно.
      При этом спортивные секции платные, но и то когда ребёнок начинает добиваться результатов. Участвовать в соревнованиях и зарабатывать, то призовые фонды учитываются в оплату обучения. По сути как я понял, в старых спортивных секциях существует некий вариант пирамиды. Старшие зарабатывают себе имя и славу, вплоть до протекции при поступлении в школу олимпийского резерва, при это покрывают из призового фонда и грантов часть расходов за аренду, обучение и поездки на отдых младших! При этом видно что младшие искренне на соревнованиях поддерживают старших, равняются на их. Правда тренер крутится как черт на сковородке. Недавно свозил в спортивный лагерь на юг младшую группу, уже туда собирается со старшими. С другой стороны с ним заинтересованы работать спонсоры, да и выпускники в обиде не оставляют.
      Хотя возможно это исключение, но довольно приятное.
      1. +6
        25 июня 2019 11:54
        Я говорил о системе воспитания как о системе. Сейчас - это осколки былого, усилия отдельных энтузиастов и т.п.
        1. +3
          25 июня 2019 16:44
          С этим не поспоришь!
  6. +9
    25 июня 2019 08:49
    Я в детстве с удовольствием собирал модели, не важно какие smile Сейчас, вроде под .... лет, а хобби осталось. С удовольствием ковыряюсь smile
    1. +4
      25 июня 2019 16:12
      Цитата: PlayerMan
      Сейчас, вроде под .... лет, а хобби осталось.

      Хм, такая же фигня. laughing hi В 2010-м шибануло детство в печень. wassat И, как выяснилось, хобби не только осталось, а приумножилось и систематизировалось. Теперь только БТТ и только гусеничная или полугусы, - такое ограничение получилось случайно, но вышло к лучшему, иначе погиб бы, невзирая на масштаб(1:72). И так уже за две сотни перевалило - однако, дивизия. fellow
    2. +6
      25 июня 2019 17:31
      Цитата: PlayerMan
      Сейчас, вроде под .... лет, а хобби осталось. С удовольствием ковыряюсь

      Ну мне 6-й десяток собираю ради интереса, пусть уже не так дотошно как 15 лет назад



      а уже так



      1. +2
        25 июня 2019 19:42
        александр ,а зрение позволяет?, я вот даже в очках только при свете настольной лампы
        1. +2
          25 июня 2019 20:16
          Больную тему затронули...
          1. +3
            26 июня 2019 05:50
            Очки уже не помогают. Работаю в бинокуляре.
  7. +8
    25 июня 2019 09:17
    Делал своими руками модели ИС-3 и ИСУ - 152
  8. 0
    25 июня 2019 11:45
    Спасибо автору, вспомнил детство... авиамодельный кружок и первая модель (она же и последняя) СУ 100 сделаная по размерам покупной модели из деревянного бруска. Честно скажу, не увлекло. Не увлекло по простой причине, они статичны, а мне тогда надо что бы не только ездило но и стреляло, если "дуло" в наличии. ))
  9. +2
    25 июня 2019 15:29
    Цитата: Раджа
    Я не знаю, уважаемый автор читал в 86 году статью в "Комсомолке". Именовалась она "Продается..."Ягуар"!" Если коротко, то в статье гневно клеймили позором наши предприятия выпускавшим модели самолетов, наших вероятных друзей. Особенно досталось " Фоккеру" F21, " Фантому" и "Ягуару". Да как же так, дед воевал с фашистами, а у внука немецкая техника как на параде. В итоге, насколько я знаю, выпуск моделей иностранной техники прикрыли, на какой срок, не могу сказать. Помощи ждать не приходилось, а запретить - всегда пожалуйста.

    Не только читал, но и опровержение написал!
  10. +3
    25 июня 2019 19:39
    фантом и ягуар были великолепны,ну а моя первая модель броненосец князь потемкин таврический была просто чудо единственное плохо не было отверстий для стволов казематных 6 дюймовок,конечно по сравнению с современным севастополем модель попроще но для тех лет повторюсь -чудо
  11. +1
    25 июня 2019 19:50
    Кстати, вспомнил. Потом ситуация повторилась. Опять "Комсомолка" статья какой-то бабы и суть "За что умирали наши деды и отцы, если можно собрать модель "Тигра". Но это был это 1995 год. и У меня был мой "Танкомастер". В нем я написал, что "Комсомолка плюнула в наше хоббии... Что я открываю сезон охоты на "красного зверя", что вот адрес, что надо написать главному редактору вот это и то-то, что "баба" некомпетентная дура! Эх потом ее и поливали на планерке, тем более, что один из активистов даже 10 писем отправил от разных родственников! Так что ей это дорого стоило!!!
    1. +2
      25 июня 2019 20:33
      Эх Вячеслав Олегович, за «бабу» минус словили good
      Не знаю, мое мнение однозначно схоже с Вашим всегда должен быть выбор. Именно его наличие формирует осознанную свободу.
      По идее должен бы привести пример, но в последнее время меня за них минусуют... хотя ну и нехай с ними!!!
      Пример, один из моих хороших друзей музыкант. Примерный семьянин, поёт в хоре одного из ведущих храмов Столицы, искренне верующий, патриот и меценат.
      При этом имеет музыкальную коллекцию маршев военных частей различных стран, в том числе марши дивизий вафен СС. Естественно я в своё время не выдержал и съерничал. Друг глубоко обиделся..... И только спустя год пояснил, что для него гимн (марш) - это не символ, а инструмент.... причём инструмент опасный, но как это не печально необходимый!
      С уважением, Влад!
      1. +2
        25 июня 2019 21:08
        Не за "бабу", а за "красного зверя". А музыка, действительно, сложная субстанция...
        " Volga, Volga, unser muter"...
    2. +1
      25 июня 2019 23:18
      А мне еще говорят, что не было «кровавой гебни».

      А без этого удобрения нельзя было обойтись.

      Цитата: kalibr
      В нем я написал, что "Комсомолка плюнула в наше хоббии... Что я открываю сезон охоты на "красного зверя", что вот адрес, что надо написать главному редактору вот это и то-то, что "баба" некомпетентная дура! Эх потом ее и поливали на планерке, тем более, что один из активистов даже 10 писем отправил от разных родственников! Так что ей это дорого стоило!!!


      А за что вы ее так? По-моему «кровавая гебня» отдыхает...
      1. 0
        26 июня 2019 05:42
        Среди "кровавой гебни" тоже моделисты есть.
  12. +3
    25 июня 2019 21:29
    В восьмидесятых тоже заболел моделями . Началось со случайно купленных моделей 469 УАЗа и двух КАМАЗов в 43 масштабе . В том же 43 масштабе стал делать модели танков .

    1. +1
      26 июня 2019 02:43
      Неплохо, особливо учитывая, что 43-й масштаб, в принципе, является "автомобильным". Но, судя по снимку, тут не только 43-й. О, кстати, на фото не высмотрел моделей колёсной бронетехники - тоже решили ограничить "ареал"? laughing
  13. +3
    26 июня 2019 01:06
    Так это Вы, значит, автор этого замечательного журнала!
    Моделизм... Всё свободное время в детстве и юности было занято сначала собиранием моделей (по первости шли корабли, но затем я прочно "подсел"на бронетехнику, потом углубился в техническую и историческую литературу. В итоге стал обладателем внушительной библиотеки по бронетехнике. Именно поэтому читаю Андрея из Челябинска с некоторой долей скепсиса и с уважением.
    Делал диорамы для местного музея боевой славы.
    Помню, у школьника свободных денег не было - приходилось работать дворником и почтальоном, чтобы купить "Тигр" от "Звезды", который тогда только появился в продаже...
    Так он до сих пор и лежит в упаковке не собранный.
    Работа сварщиком волоконно-оптических линий связи напрочь отбила заниматься моделированием.
    Хотя модели покупал, но собирать не оставалось ни сил ни желания. Сейчас подумываю возвратиться к хобби.
    При упоминании молдавской АРМ воздрогнул в ужасе. Купил их БА-64. Проще его было самому выточить из цельного куска полистирола, чем собирать убожество от АРМ. Некоторые модели от "Восточного экспресса" своим качеством также вгоняли в депрессию, а тщетные попытки их собрать правильно вызывали приступы неконтролируемой агрессии))
    1. +3
      26 июня 2019 02:34
      Цитата: Jager
      Некоторые модели от "Восточного экспресса" своим качеством также вгоняли в депрессию, а тщетные попытки их собрать правильно вызывали приступы неконтролируемой агрессии))

      Из нынешних периодически так "балуются" УМ, ПСТ и Милитари Вилс. Сборка в этом случае состоит из двух этапов, на первом приходится долго и сурово орудовать надфилем и "трогательным ножичком". Ну, я-то уже приноровился(хотя, в гробу я видел такие навыки laughing ), а, вот, новичкам никогда не порекомендую, ибо на начальном этапе может отбить всю охоту к дальнейшему творчеству. Для начинающих однозначно либо "Звезда", либо "Трампетер".
      1. +2
        26 июня 2019 05:48
        При сборке таких "продвинутых" моделей следите за своим лексиконом. У меня при сборке подобных дров такие комментарии вылетают, что мои коты разбегаются. Кстати у "Трампетера" тоже косяков хватает.
        1. +1
          26 июня 2019 08:48
          Цитата: Раджа
          у "Трампетера" тоже косяков хватает.

          Как это ни странно, но меньше, чем у того же Dragon, который по цене дороже процентов на тридцать. А Modelcollect и вовсе может в размер не попасть, как у них вышло с "Арматой"( рад, что не стал торопиться и дождался "Звезду").
        2. 0
          19 октября 2019 19:23
          Согласен. "Дракон" давно больше не беру.
  14. +1
    26 июня 2019 06:53
    Да, Андрей, "я - это я" - вот и познакомились. С 1991 года по 95 делал его на кухне на коленке, потом с помощь. Т-М пошла красивая печать...
  15. +1
    26 июня 2019 06:55
    vasev (иван) Потрясающая коллекция! Вы молодец!
  16. -1
    26 июня 2019 15:03
    Цитата: Александр Грин
    А без этого удобрения нельзя было обойтись.

    А чего тогда все так боялись? С чего первый ТАМ был рукописным? Я бы с удовольствием понизил себестоимость набором текстов... Увы, никто не хотел связываться! Вот как люди были запуганы.
    1. +1
      26 июня 2019 18:07
      Цитата: kalibr
      А чего тогда все так боялись? С чего первый ТАМ был рукописным? Я бы с удовольствием понизил себестоимость набором текстов... Увы, никто не хотел связываться! Вот как люди были запуганы.

      Во-первых, непонятно, почему ТАМ писали в ручную. Неужели нельзя было напечатать на печатной машинке?
      Во-вторых, вы уверены, что вам отказали в печати от того, что люди были запуганы? Я в этом глубоко сомневаюсь.
      В-третьих, вы некрасиво обошлись с женщиной, которая вас всего лишь покритиковала. Не по-мужски.
  17. Наши в городе! hi Ура! Во многом и со многими согласен, наша " объемная живопись" - это блин, диагноз, поскольку я на половину - еврей, нашел способ незатратного приобретения моделей. Коллегам и "поднадзорным" из ОВД, на вопрос о том, что мне дарить на днюхи,скромно так сообщил что не пью (это факт) и занимаюсь спортом (что тоже факт), но есть " болезненное" хобби - моделизм (авиация в 72 и броня в 35) причем тема- начало холодной войны. Каждый год по 2 - 3 новых набора, ни разу, блин не повторились, как они это делают не знаю, знаю только что трое - майоры и капитан, подсели на военную историю, наверное остальных консультируют. может создать сообщество типа "Стендовый Моделизм в правоохранительные органы!" fellow
  18. +2
    29 июня 2019 21:45
    я человек в моделизме начинающий
    ну.... полугодовая работа моя (просто по вечерам после работы и иногда на выходных)
    не судите строго....





    подумываю выложить на Каропка.ру.....
    1. +1
      4 июля 2019 17:53
      Снег сделать очень трудно!
      1. 0
        8 июля 2019 10:32
        со снегом проблем было меньше чем с бетоном
  19. -1
    4 июля 2019 09:40
    Цитата: Александр Грин
    Во-первых, непонятно, почему ТАМ писали в ручную. Неужели нельзя было напечатать на печатной машинке?
    Во-вторых, вы уверены, что вам отказали в печати от того, что люди были запуганы? Я в этом глубоко сомневаюсь.
    В-третьих, вы некрасиво обошлись с женщиной, которая вас всего лишь покритиковала. Не по-мужски.

    Вы не видели ТАМа, тем более первого. Там была особая макетовка. Тексты были в "рамках доверия", и впечатать текст на машинке в эти рамки было невозможно. Вообще ТАМ был очень необычный журнал во всех отношениях. Но это не объяснить. Это надо видеть. Отказали не в печати, в наборе, и именно были запуганы. Зав. каф. начертательной геометрии не стал перечерчивать "Тунгуску" из Танкетте - "Как бы чего не вышло!"
    Женщина, занимающаяся профессиональной деятельностью не женщина. Поэтому с ней обходится по ее профессии. Женщин солдат убивают, женщинам журналистам (невеждам и дурам) говорят, кто они есть!
    1. +1
      4 июля 2019 17:48
      Цитата: kalibr
      Женщина, занимающаяся профессиональной деятельностью не женщина. Поэтому с ней обходится по ее профессии. Женщин солдат убивают, женщинам журналистам (невеждам и дурам) говорят, кто они есть!

      Чем же вы тогда отличаетесь от тех, кто писал в 1937 году доносы?
  20. -1
    4 июля 2019 17:52
    Что соображалку замкнуло? Разница в том, что я как раз доносов на нее не писал, а прямо написал, что она... дура и предложил это сделать другим. И все, и я в том числе подписались своими именами! Я и сейчас так делаю...
    1. Комментарий был удален.
  21. +1
    19 сентября 2019 20:41
    Прочитал статью и поглядел иллюстрации и, если я ещё не надоел со своими предложениями, то хочу сказать, у нашего клуба очень много и моделей и подобных мини-диарам... Если хотите поглядеть, то милости просим на нашу страничку:
    https://www.youtube.com/channel/UCMT22pHnJRI4dZ_xkI2UT9Q
    Заходите и сразу в меню жмите на раздел "видео". Ну, а уж там...
  22. 0
    4 мая 2020 23:13
    Пензенская модель германского A7V моя работа. могли бы и авторство указать, а не просто постить.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»