Правь, Япония, морями! Лодка будущего в представлении «Мицубиси»

Возрождение былого величия


Японский флот не обладает атомными субмаринами, зато имеет в своем распоряжении двадцать многоцелевых НАПЛ (неатомная подводная лодка), которые вполне соответствуют требованиям своего времени. Это субмарины типа «Оясио» и «Сорю». Самую старую из них всех, головной корабль «Оясио» с бортовым номером SS-590, ввели в состав флота 16 марта 1998 года. На фоне некоторых российских и американских субмарин — относительно недавно. Атомный «стратег» USS Ohio (SSGN-726), напомним, ввели в строй в 1981 году, и он на данный момент несет активную службу.




Есть еще один важный аспект, который характеризует японский подводный флот. Это технический уровень. Субмарина «Сорю», кроме всего, имеет воздухонезависимый двигатель Стирлинга. Ту самую пресловутую анаэробную установку, которая никак не доберется до российских неатомных субмарин. И которая дает очень высокую (по меркам дизель-электрических лодок) свободу действия.

Вообще, по мнению экспертов, японские субмарины входят в число наиболее технологичных и опасных для врага. Да и японский флот, в целом, как показывает график организации Naval Analyses, смотрится весьма внушительно. Однако это еще далеко не конец. И дело не только в намерениях японцев вооружить авианесущие корабли истребителями пятого поколения F-35B.

Субмарина Его Величества


Недавно издание Popular Mechanics обратило внимание на появившиеся изображения перспективной подводной лодки от компании Mitsubishi Heavy Industries, входящей в Mitsubishi Group. Неатомная субмарина получила название 29SS, где «29» происходит от года правления императора Акихито (а именно, — 2017-го), а SS является международным сокращением для неатомных многоцелевых подлодок. Как отмечают эксперты, чисто концептуально 29SS во многих отношениях повторяет «Сорю», однако даже беглый визуальный осмотр показывает также и существенные различия.

Конструкцию корпуса сделали более «футуристичной», что может быть направлено на достижение wow-эффекта (речь пока что идет всего лишь об изображениях, напомним), однако, вероятнее, призвано уменьшить гидродинамическое сопротивление. Грубо говоря, сделать подводную лодку более быстрой, маневренной и улучшить автономность в сравнении с субмариной типа «Сорю». И, конечно, же, служит для повышения ключевого для каждой субмарины показателя, а именно — снижения уровня шума и, как следствие, повышения ее живучести. Этой же цели служит и выбранный вместо гребного винта водометный движитель.



Известный эксперт военно-морского флота Х. Саттон (H.I. Sutton) считает, что к новой разработке следует относиться максимально серьезно. Однако не стоит ждать от 29SS какой-то революции. «Конструкция нового корабля, — говорит специалист, — фокусируется на улучшении концепции подводной лодки (видимо, имеются в виду лодки типа «Сорю», — Военное обозрение) и показывает, что японский военно-морской флот будет и впредь продвигаться вперед путем создания высокоэффективных субмарин, которые, возможно, являются лучшими неядерными подводными лодками в мире».

По мнению специалистов, преемственность с лодкой типа «Сорю» будет видна в случае с вооружением. 29SS, вероятно, получит шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов, которые могут быть расположены в носовой части корабля. Отметим, что всего «Сорю» может нести до 30 торпед, а вместо части из них способна применять противокорабельные ракеты UGM-84. Стоит также сказать, что похожим набором вооружения обладают и современные немецкие подводные лодки проекта 212А, а также российские дизель-электрические субмарины проекта 677.

Еще менее определенно можно говорить о сроках. Известно, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы продляться с 2025 по 2028 годы, а непосредственно субмарины типа «Сорю» новая лодка сменит в Морских силах самообороны Японии примерно в 2030-х. Однако это при условии, что не будет никаких «форс-мажоров».



Против кого воевать будем?


Едва ли новое оружие японцев может быть направлено против России, несмотря на давний территориальный спор. Он, мягко говоря, меркнет на фоне старых, но от этого не менее актуальных японско-китайских противоречий: достаточно вспомнить отношение ко Второй мировой и фактическую поддержку Китайской Народной Республикой одиозных лидеров КНДР. Однако, пожалуй, японцы при всем желании не смогут найти эффективный ответ китайскому флоту, который, напомним, совсем недавно превзошел по численности боевых кораблей Военно-морские силы США (говорить о качественном превосходстве, впрочем, еще рано).

На разработку 29SS также уже отреагировало австралийское издание Defence Connect, напомнив о планируемом вводе в строй австралийским флотом двенадцати новых многоцелевых неатомных субмарин, призванных обеспечить безопасность далекого континента.


Субмарины, тип которых назван незамысловатым именем «Атака», будут построены на основе проекта французской судостроительной компании Naval Group под именем Shortfin Barracuda. Новые лодки заменят корабли класса Collins, которые сейчас находятся в эксплуатации. Примечательно, что данная программа уже обошлась австралийским налогоплательщикам в фантастическую сумму — 50 миллиардов долларов. Примерно столько Соединенные Штаты Америки потратили на разработку F-35, так что успехи Японии на этом же направлении могут обернуться для австралийских властей, кроме прочего, еще и большим скандалом.
Автор:
Илья Легат
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти