Правь, Япония, морями! Лодка будущего в представлении «Мицубиси»

50

Возрождение былого величия


Японский флот не обладает атомными субмаринами, зато имеет в своем распоряжении двадцать многоцелевых НАПЛ (неатомная подводная лодка), которые вполне соответствуют требованиям своего времени. Это субмарины типа «Оясио» и «Сорю». Самую старую из них всех, головной корабль «Оясио» с бортовым номером SS-590, ввели в состав флота 16 марта 1998 года. На фоне некоторых российских и американских субмарин — относительно недавно. Атомный «стратег» USS Ohio (SSGN-726), напомним, ввели в строй в 1981 году, и он на данный момент несет активную службу.





Есть еще один важный аспект, который характеризует японский подводный флот. Это технический уровень. Субмарина «Сорю», кроме всего, имеет воздухонезависимый двигатель Стирлинга. Ту самую пресловутую анаэробную установку, которая никак не доберется до российских неатомных субмарин. И которая дает очень высокую (по меркам дизель-электрических лодок) свободу действия.

Вообще, по мнению экспертов, японские субмарины входят в число наиболее технологичных и опасных для врага. Да и японский флот, в целом, как показывает график организации Naval Analyses, смотрится весьма внушительно. Однако это еще далеко не конец. И дело не только в намерениях японцев вооружить авианесущие корабли истребителями пятого поколения F-35B.

Субмарина Его Величества


Недавно издание Popular Mechanics обратило внимание на появившиеся изображения перспективной подводной лодки от компании Mitsubishi Heavy Industries, входящей в Mitsubishi Group. Неатомная субмарина получила название 29SS, где «29» происходит от года правления императора Акихито (а именно, — 2017-го), а SS является международным сокращением для неатомных многоцелевых подлодок. Как отмечают эксперты, чисто концептуально 29SS во многих отношениях повторяет «Сорю», однако даже беглый визуальный осмотр показывает также и существенные различия.

Конструкцию корпуса сделали более «футуристичной», что может быть направлено на достижение wow-эффекта (речь пока что идет всего лишь об изображениях, напомним), однако, вероятнее, призвано уменьшить гидродинамическое сопротивление. Грубо говоря, сделать подводную лодку более быстрой, маневренной и улучшить автономность в сравнении с субмариной типа «Сорю». И, конечно, же, служит для повышения ключевого для каждой субмарины показателя, а именно — снижения уровня шума и, как следствие, повышения ее живучести. Этой же цели служит и выбранный вместо гребного винта водометный движитель.



Известный эксперт военно-морского флота Х. Саттон (H.I. Sutton) считает, что к новой разработке следует относиться максимально серьезно. Однако не стоит ждать от 29SS какой-то революции. «Конструкция нового корабля, — говорит специалист, — фокусируется на улучшении концепции подводной лодки (видимо, имеются в виду лодки типа «Сорю», — Военное обозрение) и показывает, что японский военно-морской флот будет и впредь продвигаться вперед путем создания высокоэффективных субмарин, которые, возможно, являются лучшими неядерными подводными лодками в мире».

По мнению специалистов, преемственность с лодкой типа «Сорю» будет видна в случае с вооружением. 29SS, вероятно, получит шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов, которые могут быть расположены в носовой части корабля. Отметим, что всего «Сорю» может нести до 30 торпед, а вместо части из них способна применять противокорабельные ракеты UGM-84. Стоит также сказать, что похожим набором вооружения обладают и современные немецкие подводные лодки проекта 212А, а также российские дизель-электрические субмарины проекта 677.

Еще менее определенно можно говорить о сроках. Известно, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы продляться с 2025 по 2028 годы, а непосредственно субмарины типа «Сорю» новая лодка сменит в Морских силах самообороны Японии примерно в 2030-х. Однако это при условии, что не будет никаких «форс-мажоров».



Против кого воевать будем?


Едва ли новое оружие японцев может быть направлено против России, несмотря на давний территориальный спор. Он, мягко говоря, меркнет на фоне старых, но от этого не менее актуальных японско-китайских противоречий: достаточно вспомнить отношение ко Второй мировой и фактическую поддержку Китайской Народной Республикой одиозных лидеров КНДР. Однако, пожалуй, японцы при всем желании не смогут найти эффективный ответ китайскому флоту, который, напомним, совсем недавно превзошел по численности боевых кораблей Военно-морские силы США (говорить о качественном превосходстве, впрочем, еще рано).

На разработку 29SS также уже отреагировало австралийское издание Defence Connect, напомнив о планируемом вводе в строй австралийским флотом двенадцати новых многоцелевых неатомных субмарин, призванных обеспечить безопасность далекого континента.

Субмарины, тип которых назван незамысловатым именем «Атака», будут построены на основе проекта французской судостроительной компании Naval Group под именем Shortfin Barracuda. Новые лодки заменят корабли класса Collins, которые сейчас находятся в эксплуатации. Примечательно, что данная программа уже обошлась австралийским налогоплательщикам в фантастическую сумму — 50 миллиардов долларов. Примерно столько Соединенные Штаты Америки потратили на разработку F-35, так что успехи Японии на этом же направлении могут обернуться для австралийских властей, кроме прочего, еще и большим скандалом.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    2 июля 2019 18:10
    Японцы, Немцы, Французы и прочие Китайцы .... обладают технологиями строительства Анаэробных установок. Может уже имеет смысл купить, через третьи страны? Сколько ждать, пока Наши построят?
    1. -20
      2 июля 2019 18:44
      Если об этом не пишут в прессе это вовсе не означает, что у нас не лодок с анаэробными установками. Так что господам японцам надо поаакуратнее плавать в прибрежных морях.
      1. +23
        2 июля 2019 18:48
        Неправда Ваша - если бы Были.... эта новость лилась бы из каждого утюга! Наличие такой установки КРАТНО увеличило бы Боевой потенциал ДПЛ! Ну а для наших манагеров - Экспортные возможности ДПЛ!
      2. +15
        2 июля 2019 18:59
        Цитата: Маз
        Если об этом не пишут в прессе это вовсе не означает, что у нас не лодок с анаэробными установками

        Нету. Это точно. Правда, японцы в своих лодках также от них отказываются....
        1. -1
          2 июля 2019 23:42
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Нету.

          А аккумуляторы? Вполне себе анаэробная штука.
        2. +4
          2 июля 2019 23:55
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Правда, японцы в своих лодках также от них отказываются....

          И правильно делают , чего и нам желаю .
          Пора делать ставку на высокоёмкие ЛИАБ(причём есть опыты АБ уже не только на литии , но и на ... других минералах) , при этом дизель можно оставить для подзарядки вне зоны патрулирования , либо ... использовать к примеру газовую турбину (от того же вертолёта) для быстрой и не очень шумной перезарядки батарей ... Это мнение концептуального характера , но может помочь выйти из "анаэробного тупика" .
          Японцы добились автономности до трёх недель на одной зарядке ЛИАБ ... В России есть самые современные компетенции по производству промышленных ЛИАБ(выкупленные и вывезенные в своё время из США со всеми патентами) , так почему до сих пор это не пошло на благо подводного флота ? Я жду сообщений о "Варшавянках" с ЛИАБ уже третий год ... Подожду ещё пожалуй .
          1. +5
            3 июля 2019 07:38
            Цитата: bayard
            И правильно делают , чего и нам желаю .

            Как по мне - все упирается в возможности этих самых аккумуляторов. Конечно, если на них 3 недели ходить можно, то анаэробная установка боком не упала - зачем? Тем более что трудно поверить, что при работе двигателя того же Стирлинга малошумность будет как при "аккумуляторном" движении hi
            1. 0
              3 июля 2019 12:20
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Конечно, если на них 3 недели ходить можно, то анаэробная установка боком не упала - зачем?

              Вот и японцы так подумали и теперь делают ставку на ПЛ типа "Сорю". Чего и нам искренне желаю . Да похоже и наше МО такие выводы уже сделало - в отношении "Лад" . Очень на это надеюсь .
            2. +1
              3 июля 2019 13:33
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Как по мне - все упирается в возможности этих самых аккумуляторов.

              а главное в их стоимость и срок службы... request
              Цитата: Андрей из Челябинска
              малошумность будет как при "аккумуляторном" движении

              именно! Кроме того, для этого двигателя нужна специальная инфраструктура... так что реакторы на теплоэлементах... bully
          2. +5
            3 июля 2019 08:30
            Цитата: bayard
            В России есть самые современные компетенции по производству промышленных ЛИАБ(выкупленные и вывезенные в своё время из США со всеми патентами) , так почему до сих пор это не пошло на благо подводного флота ? Я жду сообщений о "Варшавянках" с ЛИАБ уже третий год ... Подожду ещё пожалуй .

            Не знаете - не говорите. США - далеко не лидер в производстве литий-ионных батарей, тот же Маск импортирует их. Лидеры - корейцы, японцы, китайцы. Единственное крупное предприятие России, заточенное на производство литий-ионных батарей - это чубайсов "Лиотех", работающий на китайском оборудовании, активных материалах и технологиях, и перебивающийся с хлеба на квас из-за низкого качества и связанной с этим невостребованности продукции. Есть и отечественные разработки, идущие в мелкую серию для военных. Но надо помнить, что литиевая батарея - штука опасная. Вас не пустят в самолет с маленькой батарейкой для электроскутера - а вероятность воспламенения батареи подводной лодки выше в сотни раз. Надежность батареи повысить несложно, но - ценой ухудшения характеристик. Наконец, литий-ионная батарея имеет неплохие удельно-весовые характеристики, но для подлодки важнее объемные, а с этим у лития не очень хорошо.
            Цитата: bayard
            есть опыты АБ уже не только на литии , но и на ... других минералах

            такого минерала - лития - в природе не существует и существовать не может. Эта ваша фраза говорит о вашей некомпетентности.
            1. 0
              3 июля 2019 12:16
              Цитата: astepanov
              Не знаете - не говорите. США - далеко не лидер в производстве литий-ионных батарей, тот же Маск импортирует их

              О том , что США не лидер я знаю . Я имел в виду американскую компанию(сейчас на вскидку название не вспомню) , получившую от правительства США в своё время грант на создание промышленных ЛИАБ большой ёмкости для нужд транспорта , энергетики и , если удача постигнет , для военных нужд . Технологии были созданы , но из-за высокой конкуренции с теми же корейцами , японцами и китайцами , торговля готовыми изделиями не задалась ... компания стала банкротиться и была выставлена на торги . В результате она была выкуплена американской-же компанией , учредителем которой являлся гражданин России , и как говорят американские источники "человек из окружения Путина"(фамилию на вскидку опять же не вспомню) . В результате этого акта , вся тех-документация , патенты и оборудование было вывезено в Россию(так уже не раз было с выкупленными заводами , например с заводами по пр. сельхозтехники и тракторов) ... И вот тогда в США появились панические статьи и вопли "сами врагу продали" ... Была развёрнутая статья на эту тему и на нашем "Экономическом обозрении" .

              Цитата: astepanov
              Цитата: bayard
              есть опыты АБ уже не только на литии , но и на ... других минералах

              такого минерала - лития - в природе не существует и существовать не может. Эта ваша фраза говорит о вашей некомпетентности.

              Конечно литий - не минерал(это метал) , но СЕРА ... я имел в виду в том числе опыты именно с СЕРОЙ , АБ на основе которой показали удельную ёмкость в несколько раз более высокую , чем ЛИАБ . Если данные опыты увенчаются успехом , то это будет действительно революция , ибо сера куда доступней и дешевле редкоземельного лития . И , скорей всего , более безопасная в эксплуатации . Хотя она тоже жарко горит , но на воздухе , а не в воде , как литий .

              Так что ЛИАБ для подводных лодок я ждал(и жду) именно от той компании("из окружения Путина" , как пишут американцы) , что вывезена из США , а вовсе не из "сокровищницы Чубайса" . И возможно новости о возобновлении строительства "Лад" в безанаэробном виде , как раз этой серии ... Тем более о использовании ЛИАБ на новых ПЛ уже не раз проскальзывала в заявлениях ответственных за это лиц .
              1. +2
                3 июля 2019 13:38
                Цитата: bayard
                я имел в виду в том числе опыты именно с СЕРОЙ

                сопоставлять литий и серу - всё равно, что сладкое с холодным. Литий - анодный материал, сера - катодный, одно другого никак не заменяет. Как, скажем, кислород не заменяет керосин в двигателях.
                Цитата: bayard
                сера куда доступней и дешевле редкоземельного лития
                Литий к редкоземельным не имеет ни малейшего отношения. Редкоземельные - это иттрий и подгруппа лантана. А литий относится к рассеянным элементам. Кстати, с серой работают сернонатриевые батареи. В СССР этой тематикой активно занимались с конца семидесятых (я с этого и начинал работать). Как у нас, так и в мире это направление по-существу сошло на нет - слишком много технологических проблем. Для подводных лодок они малопригодны, а по энергетическим показателям не превосходят литий-ионные батареи.
        3. -3
          3 июля 2019 10:40
          Я знаю о чем говорю. И ваше точно вряд-ли очень точно
        4. 0
          3 июля 2019 13:31
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Правда, японцы в своих лодках также от них отказываются....

          и правильно делают...
      3. 0
        6 июля 2019 22:41
        Интересно сколько % населения рф,верит пропогандону в зомбоящике, 70-80,90????или еще больше,вот где ужас то
    2. +3
      2 июля 2019 18:48
      обладают технологиями строительства Анаэробных установок Может уже имеет смысл купить, через третьи страны? Сколько ждать, пока Наши построят?

      Денег надо просто в НИОКР вкладывать своевременно .
      А то у нас всё вроде отлично , но есть куча подводных камней в любом передовом российском изделии , которое перечёркивает напрочь все достоинства.
      Пример с танковым двигателем В-2 , революционный двигатель на те года , а воздушный фильтр для него , по мнению американских инженеров, разрабатывал явный саботажник . Это потом уже , к концу войны начали на В-2 ставить нормальный воздушный фильтр , да причём и не один , а сразу два(один раз обжёгшись на кипятке ,будешь дуть и на молоко ).
      Сто лет почти прошло , но пока в конструкторских бюро так и будут сидеть "иностранцы" , ничего не изменится - даже если 500 лет пройдёт.
    3. +1
      2 июля 2019 20:27
      Японцы, Немцы, Французы и прочие Китайцы .... обладают технологиями строительства Анаэробных установок.

      И каждая страна их по своему ругает, т.к.нигде не достигнуты какие-то особо значительные результаты. Пока экспериментруют. улучшают, дорабатывают - если есть смысл дорабатывать. У нас есть разработки, но у ВМФ нет желание платить за подлодки больше, при этом не имея решающего преимущества над уже стоящими на вооружении.
    4. -2
      3 июля 2019 01:30
      Правильно писать митсубиши.а не си.
      1. 0
        3 июля 2019 03:43
        И так, и так правильно. В конце-концов, в японском языке нет буквы "ши", а есть "си".
        1. 0
          3 июля 2019 17:35
          Цитата: vkl.47
          Правильно писать митсубиши.а не си.

          Цитата: Greenwood
          И так, и так правильно. В конце-концов, в японском языке нет буквы "ши", а есть "си".

          Ребят, вы оба правы. Но я бы сказал, что это нечто среднее между "ши" и "си". Больше похоже на шепелявое "щи". hi
          1. -1
            4 июля 2019 17:39
            Если по английски читать то ши.по японски по другому.но пишут они по английски.
            1. +2
              4 июля 2019 18:29
              Цитата: vkl.47
              но пишут они по английски
              По английски пишут для иностранцев. Для себя пишут 三菱 (みつびし) - читайте с оригинала, а не с английской версии.
              1. -2
                5 июля 2019 00:53
                Вся их продукция(даже надписи на ВСЕХ предприятиях и фабриках)пишутся на английском языке.
                1. 0
                  5 июля 2019 17:26
                  Я повторяю для особо одаренных, фирма японская, название японское и звучит так, как его пишут и произносят на японском.
                  1. -1
                    5 июля 2019 17:45
                    Пишут они на английском его везде!это факт!на машинах на каком языке написано?!на японском?!на английском!по этому читается с английского как ШИ на конце.учи язык.и угомонись уже.
                    1. -1
                      9 июля 2019 14:51
                      В японском языке нет звука ШИ. И как по твоему японцы читают название компании? А, дубина?
                      Цитата: vkl.47
                      учи язык
                      Я то как-раз японский знаю и в Японии бывал, в отличие от кое-кого.
                      1. -1
                        13 июля 2019 12:13
                        Ну конечно умник.везле ты бывал.а то что все надписи на заводах на английском языке ты конечно же не видел.и хватит нести дич что всё в ироглифах.надоело этот бред читать.на машинах и технике тоже ирогливами написанно?!шах и мат.тема закрыта.ты из тех людей которые Volkswagen ТУПО называют Фольксваген когда написанно В мать вашу а не Ф.а чём ещё можно говорить с людьми не знающих языка.все надписи таких брендов пишутся английском языком а не ироглифами.а если мы читаем с английского тогда надо правильно читать а не придумывать отсебятену
  2. +1
    2 июля 2019 18:11
    кто подскажет, какой толк в скосе на верху носа лодки?
    на наших самых быстрых пл корпус чисто круглый в форме сигары
    американцы тоже круглые
    а сейчас несколько новых разных НАПЛ появились со скосом
    я в гидродинамике чуть больше ноля, только чуток аэродинамику знаю.
    1. +1
      2 июля 2019 18:26
      Может быть дело не в гидродинамике, а в размещении носовых ТА, для чего ГАК сместили несколько ниже.
    2. 0
      2 июля 2019 18:27
      Может быть, там локатор стоит? belay
      1. +1
        2 июля 2019 18:46
        скорее, какой-то выйгрыш в надводном положении
    3. +2
      2 июля 2019 18:55
      Цитата: yehat
      кто подскажет, какой толк в скосе на верху носа лодки?

      При надводном\перископном ходу меньший объём воды уходит вверх и больше воды уходит в бока. как следствие меньше демаскирующего эффекта, да и просто нос более стабилен. Но у такого носа есть и геморрой в виде ухудшения подводного хода(нос заваливает вниз что заставляет чаще подруливать). На наших и американских ПЛ делают более высокую надстройку с как правило более длинными перископами потому такого извращения не нужно, с другой стороны большая надстройка больше демаскирует в плане подводной гидроакустике.
      p.s. как по мне фигня полная и лучше делать бортовые скосы
      1. +2
        3 июля 2019 09:13
        спасибо, очень познавательно
    4. +3
      2 июля 2019 19:00
      Цитата: yehat
      кто подскажет, какой толк в скосе на верху носа лодки?

      Красиво выглядит, хищно. А так - никакого. В носу антенна ГАК, чем она больше, тем лучше
      1. +2
        2 июля 2019 19:22
        Скорее всего брали за основу форму тела рыб или китообразных. Выглядит как-то "бионично"...
    5. +1
      2 июля 2019 19:35
      Для WOW-эффекта. В статье же написано
    6. 0
      2 июля 2019 20:31
      кто подскажет, какой толк в скосе на верху носа лодки?

      Я думаю что японцы так зализали часть лёгкого корпуса, выступающего наз водой.
    7. +1
      3 июля 2019 17:36
      Цитата: yehat
      кто подскажет, какой толк в скосе на верху носа лодки?

      Сказали же - для "вау"... laughing
  3. +1
    2 июля 2019 18:28
    Вопрос , а почему мы не можем взять временную лицензию на двигатель Стирлинга?
    1. +6
      2 июля 2019 19:02
      Цитата: Бережливый
      Вопрос , а почему мы не можем взять временную лицензию на двигатель Стирлинга?

      А почему мы не можем покупать немецкие дизели на наши боевые корабли? Санкции-с.
    2. Зачем-то Вас минусуют, не понимаю за что... поправил Вам карму в плюс, сколько смог.

      Потому что двигатель Стирлинга на сегодня это уже ненужный стимпанк.

      Литиевые аккумуляторные батареи на лодках со Стирлингом в объёме отсека, ранее занимаемого Стирлингом, дают больший подводный ход при той же автономности.

      Южные корейцы и сами японцы на своих последних лодках Сорю вместо Стирлинга стали ставить литиевые аккумуляторы.

      https://bmpd.livejournal.com/2443028.html
  4. +3
    2 июля 2019 19:05
    Интересная форма корпуса, думаю, лодка будет хороша - этож всё-таки японцы.
  5. +1
    2 июля 2019 20:23
    Po mne to eto kakoeto samobijstvo so storoni Rossiji nestavit na tanki sistemi tipa arena ili trophy, toze samoje o podlodkah bez etoij sistemi. Kak buto ktoto skazal "Net " i vsjo...:O(
    1. 0
      3 июля 2019 00:57
      Просто вы видите популярную сторону КАЗ и не видете не популярную. Например Вы видите хвалу КАЗ и не понимаете что из-за него пехота не может прикрыть танк, так что в одном месте прибавили в другом убавили сумма не поменялась. Да и сама система КАЗ требует систем обнаружения которые легко выводятся из строя противником, а там где противник не может это сделать там и КАЗ не особо то и нужна. Но всё же в случае танков проблема не в КАЗ, а в концепции ОБТ эта концепция устарела и стала не эффективной на современном поле боя. Просто обывателям, любителям и диванным экспертам всё это разбирать и обдумывать не интересно, на чём и зарабатывают пиарщики...
    2. 0
      3 июля 2019 01:36
      Ребят, 2019 год. Ну кто пишет транслитом? Есть же виртуалка!
  6. +2
    3 июля 2019 03:25
    Чего переживать то? Появятся и в России анаэробные установки. Лет через... сто.
  7. +1
    3 июля 2019 04:37
    Если у России нет ВНУ, нет литиевых аккумуляторов большой ёмкости то напрашивается логичный вывод - проектировать и массово строить то что мы хорошо умеем - АПЛ водоизмещением 4-6 тыс. тонн вооружённую торпедами/антиторпедами и 12-16 гиперзвуковыми Цирконами.
  8. +1
    3 июля 2019 13:30
    Одни общие сова hi
  9. Комментарий был удален.
  10. 0
    3 июля 2019 23:35
    Япония имеет 20 новых ПЛ, а РФ.....явно недостаточно
  11. +2
    7 июля 2019 05:47
    Спасибо,очень познавательно. Как то удалось в свое время приобрести в Японии станки для винтов лодок,почему нельзя сейчас купить установку? Разобрать и сделать свою.