В СМИ заявили, что на глубоководном АС-31 загорелась литий-ионная батарея

Петербургское издание «Фонтанка.ру» вышло с публикацией на тему пожара на российском глубоководном аппарате АС-31, который (пожар) произошёл в начале июля в Баренцевом море. При этом используется термин «объёмный пожар» со ссылкой на информацию из соболезнований от представителей командования воинской части.


В СМИ заявили, что на глубоководном АС-31 загорелась литий-ионная батарея


Автор материала на портале «Фонтанка» утверждает, что комиссия по установлению причин возникновения пожара на борту глубоководного аппарата якобы назвала в качестве предварительной версии «короткое замыкание, тепловой разгон и взрыв литиевой батареи». При этом обсуждается вопрос целесообразности использования литий-ионных аккумуляторов на глубоководных аппаратах. Проблема в сохранении безопасных параметров работы таких батарей в условиях высокого давления.

Ранее в своём докладе глава Минобороны доложил президенту о том, что пожар возник именно в аккумуляторном отсеке.

На упомянутом сайте отмечается, что партнёром «Малахита» является аккумуляторная компания «Ригель». Попытки создания подходящих по уровню безопасности литий-ионных батарей для глубоководных аппаратов активно предпринимаются в течение последних пяти лет. При этом упомянутая компания, как пишет «Фонтанка», сообщает, что успехов в этом плане достигла ещё в 2007 году.

На сайте представлены данные о нескольких контрактах с компанией «Ригель», среди которых есть и контракт на разработку литий-ионной батареи. Была ли установлена именно эта батарея на АС-31, официально не сообщается.

При этом «Фонтанка» отмечает, что один из бывших членов руководства компании посчитал невозможным использование таких батарей на глубоководном аппарате АС-31 и ему подобных. Собеседник «Фонтанки» заявил:

Ей там не место, она там не нужна.

Почему на "Фонтанке" решили, что литий-ионные батареи от "Ригеля" установили именно на АС-31, мягко говоря, не совсем понятно.

На данный момент расследование причин возникновения пожара на борту АС-31 «Лошарик» продолжается. Официальных результатов комиссией пока не опубликовано.

Ранее "ВО" публиковало материал с места захоронения погибших гидронавтов, которое либеральные СМИ сначала называли "секретным".
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Александр Петров1 19 июля 2019 14:21 Новый
    • 4
    • 5
    -1
    Дак это уж новость давно была в сми, сразу после аварии, что "новые батареи поставлены 3 июля 2019 года загорелись и привели к аварии".
    1. Александр Петров1 19 июля 2019 14:40 Новый
      • 6
      • 6
      0
      На телефонах то батареи взрываются и приводят к травмам и пожарам в домах, а тут атомная лодка...
      1. Piramidon 19 июля 2019 14:47 Новый
        • 15
        • 4
        +11
        Цитата: Александр Петров1
        На телефонах то батареи взрываются и приводят к травмам и пожарам в домах, а тут атомная лодка...

        А с какого телефона на "Лошарик" батареи установили? Что вам вообще известно о том, какие именно батареи там стоят? Лживый портал "Фонтанка" из какого то своего отверстия выковырял этот фейк, а тут уже начали его на полном серьезе обсасывать.
        1. Александр Петров1 19 июля 2019 15:03 Новый
          • 4
          • 4
          0
          А МО разве не подтвердило, что пожар начался в аккумуляторном отсеке. smile
          1. Piramidon 19 июля 2019 15:33 Новый
            • 6
            • 0
            +6
            Цитата: Александр Петров1
            А МО разве не подтвердило, что пожар начался в аккумуляторном отсеке. smile

            Как всегда в СМИ - "анонимный источник в МО, пожелавший остаться неизвестным"? Выводы комиссии по результатам расследования есть?
            1. Александр Петров1 19 июля 2019 15:39 Новый
              • 2
              • 2
              0
              Выводы будут, но нам они могут и не сообщить секретную информацию. smile
          2. Zdishek 19 июля 2019 20:13 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            В РФ нет производств литий-ионных батарей.
            Это неоспоримый факт.
            Основываясь на модернизации самолётов Ту в Казани, это китайские батареи. Вопрос к тем кто подписывал контракт: Вы граждане ответственность поставщика предусмотрели?
            1. Александр Петров1 19 июля 2019 20:26 Новый
              • 0
              • 1
              -1
              А ведь литий - фосфатные производятся. smile
            2. region58 20 июля 2019 02:08 Новый
              • 1
              • 0
              +1
              Цитата: Zdishek
              В РФ нет производств литий-ионных батарей.

              А НПО ССК, АК Ригель, НИИХИТ, ОАО «НИАИ «Источник», ОАО Энергия чем занимаются? Лиотех то же много чего предлагает. Так что есть мало мало...
        2. astepanov 19 июля 2019 15:17 Новый
          • 11
          • 1
          +10
          Пока не было достоверной информации о том, что произошло на самом деле. Но стоит отметить, что литий-ионные батареи и в самом деле в тредне на ПЛ, особенно у
          японцев. Но больно уж часто идут разговоры: может, вброс, может - и в самом деле литий-ион, больно уж привлекательная штука. "Теплового разгона" у литий-ионных батарей нет и быть не может. Тепловой разгон - это совсем из другой оперы, это явление присуще никель-кадмиевым аккумуляторам при длительном заряде постоянным напряжением. Скорее всего, имело место обычное межэлектродное замыкание в одной из банок, спровоцировавшее закипание электролита, его выброс из элемента и возгорание паров. Далее процесс распространился на всю батарею.
          Трудно сказать, причастна ли к этой батарее компания "Ригель" из СПб. Такими аккумуляторами занимается еще и "Лиотех" - крупная компания, детище Чубайса. Лиотех давно продвигает свои батареи на транспорт вообще и на флот в частности: https://www.korabel.ru/news/comments/gryadet_litiy-ionnaya_revolyuciya_v_sudostroenii.html . И здесь: http://патриотам.рф/litievye-batarei-dlya-podlodok-proshli-ispytaniya/ Между тем, электробусы с батареями Лиотеха уже горели при испытаниях, и странно, что на этот "звоночек" не отреагировали в ВМФ независимо от того, чьи аккумуляторы применялись: ведь и Лиотех, и Ригель используют одну и ту же электрохимическую систему, отрицательный электрод - углеродный, положительный - на основе фосфата железа.
          Удивительно, что ничему не научил и пожар такой батареи на американском аппарате ASDS в ноябре 2008 года, когда нутро субмарины полностью выгорело, а программа, в которую вложили миллиарды, была остановлена.
          Думаю, что нелишне заметить, что Российские производители li-ion работают на импортных активных материалах и (отчасти) комплектующих, что "серия" у них началась недавно и объемы производства невелики, а потому достоверной статистики об отказах нет. Как можно было в таких условиях ставить это на подводную лодку - не понимаю.
          1. Из сибири мы 19 июля 2019 15:35 Новый
            • 11
            • 0
            +11
            внутреннее короткое замыкание — одна из основных причин самовозгорания аккумулятора. Причиной же самого короткого замыкания может стать физическое повреждение или заводской брак, типа неровной нарезки электродов или попадания металлических частиц между катодом и анодом, которые нарушают целостность слоя сепаратора.

            Еще одна причина замыкания — прорастание цепочек металлического лития через сепаратор (если ионы лития еще на заводе не успели до конца встроиться в кристалл анода из-за чрезмерно быстрой зарядки или от переохлаждения, либо если емкость активного материала катода больше емкости анода, что приводит к отложениям на аноде, которые потом медленно, но неумолимо растут).

            Так вот, если короткое замыкание произошло, то температура аккумулятора начинает подниматься, и при достижении 70-90°C начинается разложение защитного ион-проводящего слоя анода. Литий анода реагирует с электролитом, при этом выделяются горючие углеводороды, такие как этилен, метан, этан и т. д. Но до возгорания еще рано, ведь не хватает кислорода.

            Между тем экзотермическая реакция идет и температура растет, давление внутри корпуса аккумулятора повышается. При 180-200°C начинается реакция диспропорционирования на катоде, где и выделяется кислород. Происходит воспламенение, температура резко повышается, а электролит термически разлагается, температура уже 200-300°C.

            Наконец, наступает очередь графита, и с достижением температуры в 660°C начинает плавиться алюминий токоприемника. Максимальная температура во всем этом процессе обычно не успевает превысить 900°C, поскольку все быстро заканчивается полным разложением внутренних компонентов аккумулятора.
            1. astepanov 19 июля 2019 15:53 Новый
              • 0
              • 1
              -1
              А вы, часом, не с Лиотеха? Ваш комментарий выдает реальное знакомство с технологией.
              1. Из сибири мы 19 июля 2019 15:57 Новый
                • 4
                • 1
                +3
                к счастью нет, но в личных интересах пытался разобраться. Компактные батареи по первости очень хорошо возгорались, но имели приличную ёмкость при малых габаритах. Вот и возник вопрос в чем причина. На сегодня, япония в этих технологиях впереди планеты.
                1. astepanov 19 июля 2019 20:52 Новый
                  • 0
                  • 1
                  -1
                  Вообще-то в вашем описании множество неточностей. Но в принципе это ничего не меняет.
            2. Grigory B 19 июля 2019 18:14 Новый
              • 1
              • 0
              +1
              Цитата: Из сибири мы
              внутреннее короткое замыкание — одна из основных причин самовозгорания аккумулятора.

              В принципе все причины указаны правильно,хотелось бы добавить,что еще аварии с АБ частенько происходили при большом токе нагрузки и слабом контактном соединении.Что-то с трудом верится что там были установлены "литий-ионные",на такую ПЛ у государства я думаю хватило средств на "серебрено-цинковую".
              1. astepanov 19 июля 2019 20:50 Новый
                • 0
                • 1
                -1
                Серебряно-цинковые аккумуляторы имеют маленький ресурс, а по удельной энергии сильно уступают литий-ионным. В них очень велик расход серебра: не менее 3 кг на 1 кВт-час. Так что цена ой-ей-ей какая. И при заряде водород выделяется будь здоров как. Саморазряд тоже немалый. Их ставят на торпеды - сухозаряженные, электролит заливают перед пуском.
          2. vladcub 19 июля 2019 15:52 Новый
            • 1
            • 1
            0
            Вообще-то лучше подождать официальных выводов, но как предварительная версия:"возгарание Литий-ионной батареи"правдоподобная.
            Фактически у кораблестроителей выбор ограничен : литий- мирные или никель- кадмиевые батареи,а"Ригель" или" Лиотех" зависит от импортных комплектующих. Ставлю 10 к 1,что из Китая - дешиво,а деловое не всегда качестенное
            1. Касым 19 июля 2019 20:43 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              Святослав, это РБК сообщило, что "заменили очень дорогую, на вес золота, серебряно-цинковую батарею на куда более дешевую литий-ионную".
              Во времена Союза на самолетах стояли именно серебряно-цинковые батареи. Случай был в одном полку. Дембеля с роты охраны свистнули с истребителя такую батарею. Шум стоял до небес. hi
              1. vladcub 19 июля 2019 21:23 Новый
                • 1
                • 0
                +1
                Кому по попке дали?. Они фактически боевой самолет вывели из строя. В 30-х из этого случая такое бы дело слепили,что..
                1. Касым 19 июля 2019 23:42 Новый
                  • 1
                  • 0
                  +1
                  Замяли дело, т.к. тем пришлось "приобретение" вернуть. Никакому командиру такое дело светить нет желания. Но в полку то, понятное дело, всем было известно.
                  "Свистнули" с самолета, который на боевом дежурстве стоял.
  2. svp67 19 июля 2019 14:22 Новый
    • 3
    • 3
    0
    Для того, что бы узнать, что ж там так загорелось, видимо не мешало бы узнать, что за гражданский специалист был в тот момент на аппарате
    1. Шмель_3 19 июля 2019 14:44 Новый
      • 9
      • 3
      +6
      svp67 (Сергей)
      Ага! Точно, нужно выложить в открытом доступе ФИО, гражданского специалиста, его домашний адрес, его должность. Так же желательно номер карточки с пин-кодом.Больше ни чего не придумали? Причину аварии на АС-31, должен знать только узкий круг разработчиков и производителей этого изделия! Те в свою очередь, должны принять меры, чтобы подобного не произошло! А для СМИ может подойти и версия, что АС-31 преследовал НЛО!
      1. svp67 19 июля 2019 14:57 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Цитата: Шмель_3
        Ага! Точно, нужно выложить в открытом доступе ФИО, гражданского специалиста, его домашний адрес, его должность.

        Вся информация по проводимым работам есть в ОТКРЫТОМ доступе, так что узнав от куда был спец, без ФИО, домашнего адреса и должности, а название предприятия, то можно было бы понять, что нового на аппарат установили
        1. Шмель_3 19 июля 2019 15:02 Новый
          • 1
          • 2
          -1
          svp67 (Сергей)
          Вот это и плохо! Что информация об секретном изделии, его задачах, в открытом доступе! Вам так не кажется?
          1. svp67 19 июля 2019 15:04 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Цитата: Шмель_3
            Что информация об секретном изделии, его задачах, в открытом доступе! Вам так не кажется?

            Таковы реалии
      2. vladcub 19 июля 2019 16:04 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Шмель,Вам + : верно сказали:" а для СМИ может подойти и версия,что АС-31 преследовал НЛО". Репортеры схавают любую чушь,а есть такие каналы как ТВ-3 или РенТВ которые обожают всякую мистику. С них станет и такое сказать:" Проклятие Посейдона".
    2. Piramidon 19 июля 2019 15:37 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Цитата: svp67
      что за гражданский специалист был в тот момент на аппарате

      Все гражданские - агенты ЦРУ и Моссад?
    3. Invoce 19 июля 2019 15:50 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: svp67
      Для того, что бы узнать, что ж там так загорелось, видимо не мешало бы узнать, что за гражданский специалист был в тот момент на аппарате

      Кому бы не мешало это узнать? what Кому нужно - те знают!
  3. evgen1221 19 июля 2019 14:24 Новый
    • 0
    • 1
    -1
    Возможно что обьект исследования имел заряд на случай извлечения,отсюда и гражданский спец спасаемый в первую очередь.
    1. svp67 19 июля 2019 14:59 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: evgen1221
      Возможно что обьект исследования имел заряд на случай извлечения,отсюда и гражданский спец спасаемый в первую очередь.

      В такой ситуации, он вообще лишний, на него нет средств спасения и вообще, не его это дело, борьба за живучесть
      1. Corsair71 (Анатолий) 20 июля 2019 12:14 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Если взять примером торговый флот, то на каждого находящегося на судне есть средства спасения . Или обязаны быть. Здесь ВМФ и этот вопрос стоит намного серьезнее. А в борьбе за живучесть он,специалист, не расписан. Инструктаж и тренировку по использованию индивидуальных и коллективных средств спасения ,как это на торговом флоте, должен пройти, так рассуждаю.
  4. iouris 19 июля 2019 14:28 Новый
    • 3
    • 1
    +2
    На самом деле, вопрос интересный. "Кислотные" (свинцовые) аккумуляторные батареи, конечно, сегодня - архаика, но их технологии производства хорошо приспособлены к условиям эксплуатации. Что касается новых типов аккумуляторных батарей, то здесь не всё однозначно. Внедрение в советскую технику, в частности, литий-ионных батарей может привести к тяжёлым последствиям, т.к. "отечественный производитель", скорее всего, будет закупать базовые элементы за рубежом со всеми вытекающими последствиями. Для производства надёжной техники нужны большие объёмы производства, т.к. только большой объём продаж говорит о высоком качестве товара.
    1. astepanov 19 июля 2019 15:36 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Цитата: iouris
      только большой объём продаж говорит о высоком качестве товара.

      Да-да. Наши "Протоны" имеют большой объем продаж. И С-400...
  5. Вкд Двк 19 июля 2019 14:31 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Цитата: svp67
    Для того, что бы узнать, что ж там так загорелось, видимо не мешало бы узнать, что за гражданский специалист был в тот момент на аппарате

    Гражданские специалисты сплошь и рядом бывают на объекте. Инструктируют экипаж в конкретных условиях обращению с техникой, новой или модернизированной, занимаются подналадкой, всевозможными исследовательскими делами для разработки предложений по модернизации..... Гораздо реже их не бывает на борту.
  6. Berkut24 19 июля 2019 14:33 Новый
    • 4
    • 1
    +3
    Проблема в сохранении безопасных параметров работы таких батарей в условиях высокого давления.

    "Фонтанка" ещё то оппозиционное брехло. Если бы журналисты учили физику, то могли бы догадаться, что внутри подводной лодки давление воздуха такое же, как у них в офисе.
  7. voyaka uh 19 июля 2019 14:37 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    А что с самим Лошариком? Его подняли на подлодку-матку или затопили?
    Писали, что всплыла подлодка, и были фотки. Но это крупная подлодка-носитель Лошарика.
    1. yehat 19 июля 2019 14:42 Новый
      • 0
      • 2
      -2
      Лошарик - это 3 лодки. собственно, набор шаров внутреннего корпуса, который назвали лошариком, внешний корпус и прицепная посудина
      1. voyaka uh 19 июля 2019 14:45 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Я не понял.
        Вот есть рисунок-схема. Какие три лодки?
        1. yehat 19 июля 2019 14:46 Новый
          • 0
          • 3
          -3
          я имел ввиду, что у лодки 2 корпуса
          1. voyaka uh 19 июля 2019 14:48 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Так эту атомную мини-лодку АС-12 спасли после пожара или затопили,
            чтоб не рванул реактор?
            1. yehat 19 июля 2019 14:50 Новый
              • 0
              • 2
              -2
              был только 1 мелкий лошарик на небольшой глубине
              возник пожар, лодка экстренно всплыла и ушла на базу
              рыбки и рыбаки это наблюдали
              1. voyaka uh 19 июля 2019 14:51 Новый
                • 0
                • 0
                0
                А, понятно. Спасибо.
          2. Piramidon 19 июля 2019 15:42 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Цитата: yehat
            я имел ввиду, что у лодки 2 корпуса

            У любой ПЛ как минимум два корпуса - легкий и прочный. На "Лошарике" прочный корпус состоит из нескольких отсеков шарообразной формы. hi
            1. yehat 19 июля 2019 15:49 Новый
              • 0
              • 2
              -2
              чудовищное наследие СССР, лодка, убийца, которая убивает всех в прямой видимости смешариками am
    2. Эррр 19 июля 2019 15:07 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Со слов Шойгу ЯЭУ Лошарика не пострадала, а саму подлодку отремонтируют в кратчайшие сроки.
  8. yehat 19 июля 2019 14:47 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Цитата: yehat
    я имел ввиду, что у лодки 2 корпуса

    но там был только мелкий лошарик без носителя
  9. knn54 19 июля 2019 14:47 Новый
    • 0
    • 0
    0
    9 ноября 2008 г. мини-подлодка ASDS (для спецназа) , находившаяся в совместной эксплуатации ВМС и Командования ССО, стояла под зарядкой аккумуляторной батареи на специальной станции на территории военно-морской базы Перл-Харбор. Неожиданно раздался взрыв, после чего возник сильный пожар, который, как писали американские СМИ, удалось потушить через шесть часов.
    Обошлось без жертв,т.к и близко никого не было.Причина-"литиевая бомба".ЛИАБы находились вне корпуса,в титановом контейнере. Но "объект" сгорел дотла.
    И можно только представить последствия,если бы это произошло.когда мини ПЛ стояла бы на борту носителя-АПЛ "Мичиган"..
  10. yehat 19 июля 2019 14:48 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Цитата: iouris
    Для производства надёжной техники нужны большие объёмы производства, т.к. только большой объём продаж говорит о высоком качестве товара.

    раньше в Казахстане был литиевый завод и на нем вроде была крупная химическая авария
    сейчас он поставщик китая.
    1. iouris 19 июля 2019 23:38 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Китай - это огромные объемы производства. В Новосибирске женщина в 1990ых разработала принципиально новую технологию производства аккумуляторных батарей. Когда она доложила результаты на конференции в Канаде, случился фурор. Скорее всего, полученные результаты утекли в Китай.
  11. лысова 19 июля 2019 14:52 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Хреново, что не я расследую, да и вы .
  12. APASUS 19 июля 2019 22:10 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Материал полностью замкнут на возгорание литий - ионных батарей компании «Ригель» АС-31 и вообще ни слова о причинах не срабатывание противопожарной системы .
    Да как так то ? Ведь дело именно в комплексе причин ,за что побили мужики ?
  13. Грица 20 июля 2019 06:57 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    В СМИ заявили, что на глубоководном АС-31 загорелась литий-ионная батарея.
    Название статьи режет слух для русского человека, если он знает, что обозначает аббревиатура АС. Атомная Станция. Значит, правильно должно звучать - на глубоководной АС-31
  14. pafegosoff 20 июля 2019 07:42 Новый
    • 0
    • 0
    0
    И не один ещё смартфон и электромобиль пыхнет литиевым огнём...
  15. Комментарий был удален.