Противостояние американской авиационной техники с вертолётами Ми-35 и Ми-17 в Афганистане

56

Цели «Несокрушимой свободы» не достигнуты


Несмотря на усилия, предпринимаемые США и их союзниками, цели операции «Несокрушимая свобода», начавшейся в октябре 2001 года, до сих пор до конца не достигнуты. Хотя на военную компанию было потрачено более 500 млрд. долл., мир в Афганистане не наступил. С июля 2011 года начался постепенный вывод войск международной коалиции из Афганистана. В июле 2013 года обеспечение безопасности в стране передано местным силовым структурам, с этого момента иностранный воинский контингент играет вспомогательную роль. Фактически война была окончена лишь формально, а на самом деле продолжалась и дальше. Центральное правительство в Кабуле недееспособно без иностранной военной и финансовой поддержки. Главным спонсором афганских сил безопасности в настоящее время являются США. При этом одним из основных инструментов вооруженной борьбы с исламскими боевиками является Национальный воздушный корпус Афганистана (так в Кабуле официально именуют военно-воздушные силы).


Боевые вертолёты Ми-35 Национального воздушного корпуса Афганистана




Недавно на «Военном обозрении» в разделе «Новости» вышла публикация: "Афганские ВВС критикуют вертолёты США и хотят летать на Ми-35", в которой говорится следующее:
Военно-воздушные силы Афганистана не хотят отказываться от советских/российских вертолётов Ми-35П и заменять их американскими машинами, и командование афганских ВВС раскритиковало предлагаемые для перевооружения американские вертолёты MD-530F.


Со ссылкой на издание «The Drive», где публикуются статьи про спортивные и гоночные автомобили, приводятся слова неназванного афганского полковника:
Летать небезопасно, двигатель слишком слабый, есть проблемы с рулевым винтом, сам вертолёт не бронирован. Если мы спустимся ближе к врагу, то нарвемся на ответный огонь противника, который мы не сможем выдержать. Если мы поднимемся выше, мы не сможем навестись на врага.


В статье также сказано, что, хотя советские вертолёты Ми-35П были официально выведены из состава ВВС Афганистана еще в 2015 году, афганские военные продолжают пытаться поддерживать их в боеготовом состоянии. Причина того, что афганцы предпочитают использовать Ми-35П вместо более современных западных боевых вертолётов банальна: они, в отличие от советских винтокрылых машин, просто не подходят для использования в условиях гор Афганистана.

Авиатехника, состоящая на вооружении Национального воздушного корпуса Афганистана


Попробуем разобраться с мешаниной нелепостей и противоречий, касающихся авиатехники, состоящей на вооружении Национального воздушного корпуса Афганистана. В первую очередь хотелось бы понять, какая модификация вертолёта Ми-35 эксплуатируется афганскими ВВС. При подготовке материала для данной публикации мне не удалось найти свидетельств того, что в Афганистане имелись «пушечные» Ми-35П с 30-мм неподвижной двуствольной пушкой ГШ-30К, размещённой на правом борту. Напротив, в сети достаточно много фотографий афганских Ми-35, представляющих собой экспортный вариант Ми-24В, вооруженный подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с четырёхствольным 12,7-мм пулемётом ЯкБ-12,7.

Советский боевой вертолёт Ми-24 во многом был уникальной машиной, в которой попытались реализовать концепцию «летающей БМП». Помимо мощного стрелково-пушечного вооружения и солидной ракетно-бомбовой нагрузки, на борту вертолёта имелось место для восьми десантников. Справедливости ради, стоит сказать, что такой подход оказался не слишком жизнеспособным, и при проектировании боевых вертолётов следующего поколения, конструкторы предпочли резервы массы потраченные на десантный отсек пустить на повышение защищённости, увеличение боевой нагрузки и совершенствование лётных данных. Впрочем, Ми-24, несмотря на некоторые недостатки, проявил себя в ряде локальных конфликтов как очень неплохой боевой вертолёт. Удачно сочетая способность противостоять огню лёгкого стрелкового оружия, высокую скорость полёта и мощное вооружение.

После ввода советского воинского контингента в Афганистан Ми-24 стал одним из символов Афганской войны, ни одна крупная войсковая операция не обходилась без участия боевых вертолётов. Основными в боевой работе стали плановые удары и вылеты по вызову в ходе операций. Также практиковалась «свободная охота» для уничтожения караванов с оружием. Наибольшие потери в Афганистане Ми-24 несли от огня крупнокалиберных зенитно-пулемётных установок ДШК и ЗГУ. Так в 1985 году 12,7-мм пулями были сбиты 42 %, а 14,5-мм пулями 25 % потерянных советскими войсками Ми-24. В 1983 году в распоряжении отрядов вооруженной оппозиции появились ПЗРК советского производства «Стрела-2М» поставленные из Египта и американские FIM-43 Redeye, а в 1986 году были зафиксированы первые случаи применения ПЗРК FIM-92 Stinger, что привело к росту потерь. Согласно справочным данным, без учёта вертолётов пограничных войск и Среднеазиатского военного округа в Афганистане было потеряно 127 советских Ми-24. Оставшиеся в распоряжении афганских правительственных сил вертолёты поднимались в воздух не часто и использовались не эффективно. После падения режима Наджибуллы талибы не сумели поддерживать в рабочем состоянии несколько захваченных «крокодилов», и в следующий раз они появились над афганскими горами уже после изгнания радикальных исламистов из Кабула.

При американской технической и финансовой поддержке силам Северного альянса удалось вернуть в строй несколько угнанных в Пакистан вертолётов. Ещё некоторое количество Ми-24 и Ми-35 было по просьбе США поставлено Россией и передано восточно-европейскими союзниками США.



Эти вертолёты наряду с афганскими Ми-8 и Ми-17 с переменным успехом использовались в боях с исламистами. Экипажи ударных Ми-35 в основном применяли неуправляемые авиационные средства поражения: НАР, бомбы и стрелково-пушечное вооружение. «Крокодилы» чаще всего выступали «летающими РСЗО», нанося массированные удары 80-мм НАР С-8.



По данным «The Military Balance 2016» по состоянию на 2016 год, в Национальном воздушном корпусе Афганистана имелось 11 боевых вертолётов Ми-35. Однако, ещё в 2015 году американские представители заявили, что в силу высокой затратности и неочевидной эффективности, они прекращают финансирование технической поддержки Ми-35. Тем не менее, афганцы не отказались полностью от «крокодилов», но их боеготовность резко упала и сильно снизилась интенсивность полётов. В 2018 году стало известно, что Индия выразила готовность передать Афганистану четыре бывших в употреблении Ми-35, а также оказать помощь запчастями. Впрочем, понятно, что без американского финансирования афганцы не смогут долго поддерживать их в строю.

В прошлом Соединенные Штаты приобретали для ВВС Афганистана вертолёты российского производства. Так к 2013 году с Россией было заключёно несколько контрактов общей стоимостью около $ 1 млрд. Соглашение предусматривало поставку 63 вертолётов Ми-17В-5 (экспортная версия Ми-8МТВ-5), расходных материалов и запасных частей, а также их комплексное обслуживание. После начала «санкционной компании» американцы прекратили закупать для афганской армии технику и вооружение в России. Тем не менее, ещё несколько бывших в употреблении Ми-17 поступило из стран Восточной Европы. В этой ситуации Кабул намекнул, что было бы неплохо получить от России безвозмездную военную помощь в виде новых боевых вертолётов. Судя по всему, речь шла о Ми-35М. Но к счастью наше руководство удержалось от широко жеста, и не стало осуществлять бесплатные поставки в страну, чьё руководство полностью контролируется США.

Программа обновления и модернизации авиационного парка Афганистана


Дабы не допустить снижения ударного потенциала афганской боевой авиации американская администрация инициировала программу обновления и модернизации авиационного парка. Так как руководство МО США категорически возражало против поставки Афганистану не только современных боевых вертолётов AH-64E Apache «Guardian», но и относительно простых AH-1Z Viper состоящих на вооружении в КМП США, выбывшие Ми-35 было решено заменить другими машинами.

В 2011 году лёгкий турбовинтовой штурмовик Embraer А-29В Super Tucano стал победителем конкурса на лёгкий боевой самолёт которым предполагалось зменить боевые вертолёты российского производства . Его соперником выступал турбовинтовой Hawker Beechcraft AT-6B Texan II. Победе в конкурсе способствовало то, что компания Embraer совместно с корпорацией Sierra Nevada начали сборку А-29 Super Tucano на территории США. К концу 2016 года в ВВС Афганистана имелось 8 штурмовиков А-29. В 2018 году афганцам было передано 20 самолётов, ещё предполагается поставить 6 «Супер Тукано». Стоимость одного А-29 составляет около $ 18 млн.


Лёгкие штурмовики А-29В Национального воздушного корпуса Афганистана


Среди российских «патриотов» принято критически относиться к этому боевому самолёту и сравнивая его с Су-25 ссылаться на высокую уязвимость. Впрочем, на практике А-29В уязвим намного меньше чем боевые вертолёты. Кабина экипажа и наиболее важные части прикрыты кевларовой бронёй, обеспечивающей защиту от бронебойных винтовочных пуль с дистанции 300 метров, а топливные баки имеют защиту от прострела и заполнятся нейтральным газом. При действиях в зоне сильной ПВО возможно усиление бортов кабины керамическими пластинами, но это примерно на 200 кг снижает массу боевой нагрузки. В конструкции лёгкого штурмовика нет многих уязвимых узлов, при повреждении которых управляемый полёт невозможен. Заметность А-29В в ИК-спектре существенно ниже, чем у вертолётов Ми-17 и Ми-35, а горизонтальная скорость полёта может достигать 590 км\ч, что позволяет успешней избегать поражения переносными зенитно-ракетными комплексами. Впрочем, в распоряжении афганских боевиков сейчас не имеется работоспособных ПЗРК.

Хотя штурмовик вооружен двумя встроенными 12,7-мм пулемётами с боезапасом по 200 патронов на ствол, для снижения уязвимости от зенитного огня упор делается на применение управляемого вооружения. Для этого на самолёте установлена авионика и аппаратура отображения информации израильской компании Elbit Systems и прицельно-поисковые системы производства Boeing Defense, Space & Security. В процессе использования управляемых боеприпасов задействована система отображения данных на шлеме пилота, интегрированная в аппаратуру управления средствами поражения самолёта. Система создана на базе цифровой шины MIL-STD-553B и работает по стандарту HOTAS (Hand On Throttle and Stick). Сообщается, что в 2013 году для А-29В компанией OrbiSat создан подвесной радар, способный работать по воздушным и наземным целям и обнаруживать с высокой вероятностью одиночные миномётные позиции. На борту также имеются инерциальные и спутниковые навигационные системы и аппаратура закрытой связи.

На пяти внешних узлах можно разместить боевую нагрузку общим весом до 1500 кг. Помимо свободнопадающих бомб и НАР в арсенал штурмовика входят управляемые бомбы и 70-мм реактивные снаряды с лазерным наведением HYDRA 70/APKWS. В случае необходимости на месте второго пилота может быть установлен дополнительный 400-литровый протектированный топливный бак, значительно увеличивающий время нахождения в воздухе.

Противостояние американской авиационной техники с вертолётами Ми-35 и Ми-17 в Афганистане


Начиная с 2017 года афганские «Супер Тукано» совершали до 40 боевых вылетов в неделю, нанося удары по позициям талибов. В марте 2018 года в боевой обстановке была впервые применена корректируемая бомба GBU-58 Paveway II. На сегодняшний день турбовинтовые штурмовики А-29В Super Tucano принадлежащие Воздушному корпусу Афганистана без потерь выполнили более 2000 авиаударов. В основном они оказывали непосредственную авиационную поддержку наземным силам и уничтожали объекты боевиков. Именно «Супер Тукано» в настоящее время является основной ударной силой афганских ВВС, заменив в этой роли Ми-35. Немаловажным фактором считается то, что А-29В в отличие от вертолётов легко преодолевают горные хребты, неся при этом максимальную боевую нагрузку. Существенным плюсом турбовинтовых штурмовиков является относительно невысокая стоимость лётного часа, которая в 2016 году составляла примерно $ 600. Мне не удалось найти данных, сколько обходится лётный час Ми-24 (Ми-35), но для Ми-8 этот показатель составляет более $ 1000. Понятно, что эксплуатационные расходы у Ми-35 существенно выше, чем у Ми-17. Кроме того, время подготовки Ми-35 к повторному боевому вылету занимает гораздо больше времени, чем у «Супер Тукано». Отдельно отмечается способность А-29В успешно действовать в тёмное время суток, что было крайне проблематично для афганских Ми-35.



Таким образом, «Супер Тукано» при аналогичной или даже более высокой боевой эффективности в условиях Афганистана, оказался экономически более выгодным, чем тяжелый ударный вертолёт.

Помимо А-29В Super Tucano, афганские пилоты освоили ещё один тип боевого турбовинтового самолёта — AC-208 Combat Caravan. Эта машина создана компанией Alliant Techsystems Inc. на базе одномоторного самолёта общего назначения Cessna 208 Caravan. В настоящее время в ВВС Афганистана имеется 6 AC-208 Combat Caravan и ожидается поставка ещё 4 самолётов.


Самолёты AC-208 Combat Caravan Национального воздушного корпуса Афганистана


В состав БРЭО входят: высокопроизводительное цифровое вычислительное устройство, оптоэлектронная прицельно-поисковая система (цветная камера дальнего обнаружения, ИК-камера, лазерный дальномер и лазерный целеуказатель), 18-дюймовый индикатор тактической обстановки, цветные ЖК-дисплеи, аппаратура линии передачи данных на наземные командные пункты, КВ и УКВ радиостанции.



Для ударов по земле предназначены две ракеты AGM-114М Hellfire или AGM-114К Hellfire подвешиваемые на крыльевых пилонах. AC-208 Combat Caravan может использоваться в роли воздушного командного пункта. Хотя основным назначением данного самолёта является разведка, наблюдение и нанесение точечных ударов управляемыми ракетами вне зоны зенитного огня, кабина оборудована баллистическими панелями для защиты экипажа и пассажиров от стрелкового оружия. Помимо Национального воздушного корпуса Афганистана самолёты AC-208 Combat Caravan используются ВВС Ирака.

Чем заменят Ми-17?


Судя по всему, американцы ищут замену отлично себя проявившим в условиях Афганистана российским вертолётам Ми-17. По состоянию на апрель 2017 года из 63 Ми-17В-5, закупленных в России, в лётном состоянии оставалось 46 машин. При формировании Авиационного корпуса, военные США передали афганцам полтора десятка бывших в употреблении Bell UH-1Н Iroquois. Хотя взятые с хранения вертолёты времён Вьетнамской войны прошли капитальный восстановительный ремонт, считать их современными конечно нельзя. Основной альтернативой устаревшим «Ирокезам» должны стать модернизированные Sikorsky UH-60А Black Hawk. Вертолёты построенные в середине 1980-х годов капитально отремонтированы и модернизированы до уровня UH-60А+, и по своим возможностям соответствуют более современным UH-60L. В ходе модернизации были установлены двигатели T700-GE-701C, улучшенная трансмиссия и обновленная система управления. Всего планируется поставить из наличия американской армейской авиации 159 многоцелевых вертолетов UH-60A+, которые должны заменить закупленные в России Ми-17В-5.


Вертолёт UH-60A+ Национального воздушного корпуса Афганистана


Сообщается, что модернизированные UH-60A+ оснащены пулемётами калибра 7,62-мм, и в случае необходимости на внешних подвесках могут нести блоки с неуправляемыми ракетами и контейнеры с шестиствольными 12,7-мм установками GAU-19. Справедливости ради, стоит сказать, что афганские пилоты и наземный технический персонал не испытывает большого энтузиазма от предстоящей замены российских Ми-17 американскими UH-60A+. Это связано с тем, что «Чёрный ястреб» при всех своих достоинствах гораздо более требовательная к обслуживанию машина. В тоже время, вертолёты Ми-8/Ми-17 хорошо освоены афганцами и доказали свою высокую эффективность и надёжность.

Самым лёгким боевым вертолётом афганских ВВС является MD Helicopters MD530F Cayuse Warrior. Эта машина представляет собой дальнейшее развитие семейства однодвигательных легких многоцелевых вертолетов семейства McDonnell Douglas Model 500.


Вертолёт MD530F Национального воздушного корпуса Афганистана


Вертолёт MD530F оснащен газотурбинным двигателем Rolls-Royce Allison 250-C30 Turboshaft взлетной мощностью 650 л.с., и винтом с увеличенной подъемной силой. Это позволяет эффективно действовать при более высокой температуре, превосходя другие вертолеты в своем классе. Вертолет MD-530F может оснащаться контейнерами НМР400 с 12,7-мм пулеметом МЗ (скорострельность 1100 выстр./мин, боекомплект 400 патронов), а также ПУ НАР и ПТУР. Масса полезной нагрузки на внешней подвеске – до 970 кг.



В настоящее время в составе Воздушного корпуса Афганистана имеется около 30 MD530F. Эти лёгкие боевые вертолёты стали первыми из нового поколения MD-530F Cayuse Warrior с недавно сертифицированной «стеклянной кабиной», которая включает в себя: сенсорные дисплеи GDU 700P PFD/MFD и Garmin GTN 650 NAV/COM/GPS, а также интегрированную систему слежения (HDTS), которая объединяет прицельно поисковое оборудование, аппаратуру ночного видения FLIR и лазерный дальномер-целеуказатель.

Хотя некоторые читатели в своих комментариях писали, что MD530F можно «сбить из рогатки», несмотря на миниатюрные размеры, это вполне дееспособный боевой вертолёт. По уровню защищённости MD530F конечно же уступает Ми-35, но ряд узлов прикрыт кевларово-керамической бронёй, а топливные баки протектированы и выдерживают попадания 12,7-мм пуль. Несущий винт с повышенным КПД, сохраняет работоспособность при простреле 14,5-мм пулями. Залогом неуязвимости MD530F является его высокая манёвренность и небольшие геометрические размеры. Эта миниатюрная машина способна выполнять очень энергичные вертикальные и горизонтальные манёвры. Хотя скороподъемность MD530F и Ми-35 практически одинакова в силу гораздо меньшего взлётного веса MD530F чувствительней к командам органов управления и превосходит Ми-35 по эксплуатационной перегрузке.



По большому счёту, единственным существенным недостатком MD530F является наличие одного двигателя и отсутствие дублирующей силовой установки. В тоже время, следует признать, что хотя машины семейства Ми-24 лучше защищены от огня лёгкого стрелкового оружия, крупнокалиберные 12,7-14,5-мм пули представляют огромную угрозу для всех без исключения вертолётов и самолетов, имеющихся в Национальном воздушном корпусе Афганистана.



Рассказывая об афганских MD530F, было бы неправильно не упомянуть об аналогичных машинах, используемых американскими силами специальных операций. С 1966 года американская армия эксплуатировала вертолёт Hughes OH-6 Cayuse являющийся военной модификацией Hughes 500 (в настоящее время — MD 500). С 1980 года в подразделения авиационной поддержки американских сил специальных операций начал поступать боевой вертолёт AH-6 Little Bird («Маленькая птичка»). Эта миниатюрная высокоманёвренная машина принимала участие во многих тайных операциях по всему миру, и в ряде случаев являлась «спасательным кругом» для спецназовцев, действующих на вражеской территории. Несмотря на скромные размеры, эффективность действия «Маленькой птички» под управлением хорошо обученного экипажа может быть очень высокой.


Вертолёт AH-6 Little Bird


Вертолёты AH-6 состоят на вооружении 160-го авиационного полка специального назначения Сухопутных Войск США (также известного как Night Stalkers – рус. Ночные преследователи), и используются элитным антитеррористическим спецподразделением ФБР. Боевое крещение AH-6С получили в 1983 году во время вторжения вооруженных сил США на Гренаду. В операции «Вспышка Ярости» было задействовано полтора десятка небольших, юрких машин, базировавшихся на Барбадосе. Несколько «Маленьких птичек» поддерживали действия «контрас» в Никарагуа. В 1989 году вертолёты 160-го полка приняли участие в операции «Правое дело» в Панаме. В 1993 году AH-6 F/G оказывали огневую поддержку бойцам 1-го оперативного полка специального назначения СВ США Delta Force в столице Сомали Могадишо. В 2009 году несколько «Маленьких птичек» задействовались в Сомали, в ходе операции по ликвидации террориста Салех Али Набхани, и участвовали в специальных операциях в Ираке и Афганистане. Сообщается, что с 2003 года при оказании огневой поддержки наземным силам применялись 70-мм ракеты с лазерным наведением. Судя по всему, речь идёт о модифицированных ракетах Hydra 70. Наиболее продвинутая модификация, используемая американскими силами специальных операций AH-6M — создана на базе вертолетов коммерческой серии MD530. По информации озвученной представителем компании MD Helicopters в вертолётах MD530F поставленных афганским вооруженным силам использованы наработки реализованные ранее в вертолётах эксплуатируемых американским спецназом.



Скромные размеры, относительно небольшая трудоёмкость при подготовке к вылету и способность летать в высокогорье дают возможность использовать вертолёты с «площадок подскока». На горных плато оборудуются временные базы, откуда лёгкие ударные машины могут действовать по заявкам наземных сил, не тратя время и топливо для того, чтобы добраться в удалённые районы.

Немаловажным фактором принятия на вооружение Авиационным корпусом Афганистана на вооружение лёгких боевых вертолётов MD530F стала их относительно невысокая стоимость. Цена одного MD530F составляет $ 1,4 млн, а холдинг «Вертолёты России» в 2014 году предлагал экспортную модификацию Ми-35М за $ 10 млн. В тоже время цена американского вертолёта AH-64D Apache Longbow (Block III) превышала $ 50 млн. Согласно справочным данным двигатели Ми-35 в среднем расходуют 770 л топлива в час. Газотурбинный двигатель установленный на MD530F потребляет 90 л в час. С учётом того, что авиационное топливо на афганские авиабазы доставляется самолётами военно-транспортной авиации или автомобильными конвоями для сопровождения которых необходимо выделять сильную охрану, топливная эффективность имеет очень существенное значение.

Последовательное вытеснение техники советского и российского производства


Изменения, произошедшие в авиационном парке афганских ВВС, свидетельствуют о том, что Министерство обороны США последовательно реализует программу вытеснения техники советского и российского производства. Основной задачей является снижение влияния России в регионе и полная ликвидация зависимости афганской армии от импорта вооружения, запасных частей и расходных материалов, не соответствующих стандартам НАТО. Переход на авиационную технику западного стандарта также позволяет сократить эксплуатационные расходы и нагрузку на американский бюджет и обеспечить заказами американские корпорации производящие оружие. Не секрет, что афганская армия находятся в полной зависимости от иностранной помощи, поскольку правительство Афганистана не в состоянии её финансировать самостоятельно. На содержание вооруженных сил ежегодно требуется примерно 7 млрд. долл., что существенно превышает возможности афганской экономики. При этом ВВП страны в 2016 году составил 20,2 млрд. долл. В сложившейся ситуации США вынуждены выделять значительные финансовые ресурсы, предназначенные для закупки техники и вооружения афганским силам безопасности, подготовки персонала и обеспечения материально-технического снабжения.
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    2 августа 2019 04:55
    Наверное российские вертолёты Ми-28 и Ка-52 способные действовать ночью могли бы проявить себя не хуже чем поставляемые американцами. Но в отличие от Ирака у Афганистана нет на это денег, а США на покупку нашей авиатехники не пойдут.
    1. +1
      2 августа 2019 07:37
      Там достаточно Ми - 24 и Ми - 8(17) их надо просто "до ума довести". Приезжали матрасники на Мотор, речь шла о ремонте движков и редукторов, возможно закупят, что-то новое.
    2. +5
      2 августа 2019 08:19
      Цитата: zyablik.olga
      Наверное российские вертолёты Ми-28 и Ка-52 способные действовать ночью могли бы проявить себя не хуже чем поставляемые американцами.

      А что им там ночью делать?
      Такая война требует самолётов. Машин, которые способны долго находиться в положении дежурства в воздухе. В идеале, иметь на борту развитое разведоборудование.
      1. +4
        2 августа 2019 10:39
        Цитата: Лопатов
        А что им там ночью делать?

        По всей видимости, Оля имела ввиду удачный опыт применения наших боевых вертолётов в САР и Ираке. В том числе и в тёмное время суток.
        1. 0
          2 августа 2019 11:00
          Цитата: Bongo
          По всей видимости Оля имела ввиду удачный опыт применения наших боевых вертолётов в САР и Ираке. В том числе и в тёмное время суток.

          Боюсь, что "удачно" там только по рассказам пропагандистов.

          Ну не способны вертолёты на это. Вернее способны. но слишком уж это дорого. В любом варианте, как заставлять висеть, так и пытаться создавать сеть безопасных вертолётных площадок для малого времени реакции. А та же "комбат караван" по разным источникам может от 4.5 до 6 часов в воздухе висеть. к тому же активно ведя разведку.
          1. +3
            2 августа 2019 11:10
            Цитата: Лопатов
            Боюсь, что "удачно" там только по рассказам пропагандистов.

            Я иллюзий по этому поводу не питаю. no
            Цитата: Лопатов
            Ну не способны вертолёты на это. Вернее способны. но слишком уж это дорого. В любом варианте, как заставлять висеть, так и пытаться создавать сеть безопасных вертолётных площадок для малого времени реакции.

            Способность наносить прицельные удары в ночное время тоже многого стоит.
            Цитата: Лопатов
            А та же "комбат караван" по разным источникам может от 4.5 до 6 часов в воздухе висеть. к тому же активно ведя разведку.

            Ну нет у нас аналога, и не факт что появится вообще... request
            1. +6
              2 августа 2019 11:14
              Цитата: Bongo
              Способность наносить прицельные удары в ночное время тоже многого стоит.

              Много. Но проблема в том. что удары в такой войне надо наносить не столько "прицельно", сколько вовремя.

              Цитата: Bongo
              Ну нет у нас аналога, и не факт что появится вообще...

              А в чём проблема? Берётся любой лёгкий транспортник... В Чечне и самолёты- ретрансляторы, и самолёты радиоразведки частенько висели, то есть сама система отработана.
              1. +4
                2 августа 2019 11:19
                Цитата: Лопатов
                Много. Но проблема в том. что удары в такой войне надо наносить не столько "прицельно", сколько вовремя.

                И прицельно тоже...
                Цитата: Лопатов
                А в чём проблема? Берётся любой лёгкий транспортник...

                Проблема в отсутствии современных компактных прицельно поисковых систем.
                1. +1
                  2 августа 2019 11:24
                  Цитата: Bongo
                  И прицельно тоже...

                  Эт не главное. Можно просто компенсировать недостаточную точность количеством боеприпасов.
                  В таких войнах главное- вовремя.

                  Цитата: Bongo
                  Проблема в отсутствии современных компактных прицельно поисковых систем.

                  Нет компактных- пусть большие берут 8))) На транспортнике особой проблемы в габаритах нет.
                  1. 0
                    2 августа 2019 16:40
                    Нет компактных- пусть большие берут 8))) На транспортнике особой проблемы в габаритах нет.

                    Так вы получается тоже идею ганшипов отстаиваете?
                    1. +4
                      2 августа 2019 17:29
                      Цитата: alexmach
                      Так вы получается тоже идею ганшипов отстаиваете?

                      Против категорически.
                      Это сейчас возможно что такие самолёты довольно безопасны, так как у "основного объекта приложения сил" толком ПВО нет. Но они учатся, им помогают. Это мы не будем "Вербы" террористам дарить, американцы отнюдь не так щепетильны.

                      Ганшипы слишком близко к целям. Подальше, повыше и только управляемое вооружение.
              2. +4
                2 августа 2019 12:12
                Цитата: Лопатов
                Берётся любой лёгкий транспортник.

                Модификация: СМ-92П
                Размах крыла, м: 14,60
                Длина самолета, м: 9,13
                Высота, м: —
                Площадь крыла, м2: 20,4
                Масса, кг
                -пустого, снаряженного: 1500
                -нормальная взлетная: 2200
                -максимальная взлетная: 2350
                Внутреннее топливо, л: 380
                Тип двигателя: 1 х ПД М-14П
                -мощность, л.с.: 1 х 360
                Максимальная скорость, км/ч: 280
                Крейсерская скорость, км/ч: 220
                Практическая дальность, км: 1300
                Дальность действия, км: 1000
                Продолжительность патрулирования, ч: 7.5
                Практический потолок, м: —
                Экипаж, чел: 3
                Вооружение: на 6 узлах подвески могут быть установлены- до 2-х блоков НАР Б-8В7, свободнопадающие авиабомбы, пулеметы ПКТ, 1 пулемет может устанавливаться на вертлюге в двери левого борта фюзеляжа.
          2. 0
            2 августа 2019 14:23
            Т.е. неудачно летают в Сирии верно?
            1. +4
              2 августа 2019 17:32
              Цитата: kupitman
              Т.е. неудачно летают в Сирии верно?

              7 потерянных вертолётов. Я бы не назвал это удачей.
              1. +1
                3 августа 2019 07:18
                Полагаю, надо учитывать сколько вылетов они сделали и в каком временном промежутке были эти потери и от чего.
                Иначе - это некорректно.
    3. -4
      3 августа 2019 07:28
      Наверное? Экс-главком ВКС России жестко раскритиковал новейший ударный вертолет Ми-28 ночной охотник.
      «Электроника провальная: ничего летчик не видит, ничего летчик не слышит. Эти очки, которые надевают, они называют "смерть пилотам". Небо безоблачное — все нормально, а если какая дымочка — три дня с красными глазами ходят», — заявил экс-главком ВКС России.
      Как известно, 12 апреля 2016 года вблизи города Хомс (столица одноименной сирийской провинции) потерпел крушение Ми-28Н, экипаж погиб. Представитель ОПК тогда сообщил корреспонденту Интерфакса, что причиной катастрофы могла стать потеря ориентации пилотами, поскольку полет совершался ночью в полной темноте над местностью, где практически отсутствовали ориентиры. Сами пилоты указывают, что основной недостаток очков заключается в неспособности подавлять вспышки, которые слепят пилотов. В бою источниками яркого света могут быть взрывы, трассирующие снаряды, огонь, вырывающийся из ствола автоматических пушек во время стрельбы, пламя, исходящее из сопла ракет. По свидетельству летчиков, в этих очках невозможно лететь в ночное время над освещенным населенным пунктом.
    4. +2
      3 августа 2019 20:17
      Отличная статья!
      Позвольте пополнить.
      Боевое крещение OH-6 «Кайюс», который называли «Яйцо» состоялось во Вьетнаме.
      Он работал с ударным вертолётами AH-1 «Кобра».
      Яйцо проводило разведку, а Кобра наносила удары.
      1. +2
        12 сентября 2019 13:34
        Он даже не совсем разведку проводил
        Он провцировал огонь с земли
        потом подтягивалась кобра
        Смотрел интервью с ветеранов пилотом такого вертолёта
        ваше дед безбашенный говорил "меня сбивали 17 раз"
        1. +2
          14 сентября 2019 23:06
          Цитата: kytx
          Он провцировал огонь с земли

          Вы правы!
  2. +1
    2 августа 2019 04:57
    А что будет , если Трамп в натуре войска выведет ? Гайцы-газазат ! recourse
  3. 0
    2 августа 2019 06:12
    Сразу видна разница подходов к вооружению. Афганистан который воюет, с теплотой относиться к советскому и российскому вооружению, обкатанному в боях и доказавших свою эффективность, а там где больше для парадов, типа Филиппин, то американское, для понтов и самоутверждения властителей.
    1. -2
      2 августа 2019 06:39
      А Израиль американское оружие для полетов использует?
      1. +3
        2 августа 2019 07:48
        Смотря что вы имеете в виду, если состав авиации, то 95% ВВС состоит из амерских машин f15, f16, f35, вся развед и транспортная авиация, все вертолёты за вычетом 7 французских, только учебные самолёты из Европы. На вооружении состоят амерские ракеты хелфайер, сайдуиднер, амраам.
      2. +3
        2 августа 2019 08:21
        Цитата: Zeev Zeev
        А Израиль американское оружие для полетов использует?

        А Израиль прикормлен американской военной помощью. Которую можно тратить только... правильно, на продукт, произведённый в США.
        Посему Израиль очень ограничен в выборе.
        1. 0
          2 августа 2019 15:00
          При этом военная помощь ещё допиливается еврейскими руками и выходит нечто, о чем американцы в оригинале даже не мечтали.
          1. +2
            2 августа 2019 17:35
            Цитата: Zeev Zeev
            При этом военная помощь ещё допиливается еврейскими руками

            Видите, авиация американского производства настолько плоха. что её ещё и допиливать до ума приходится. Как советские автомобили св своё время.
            Один вопрос: а почему нельзя сразу купить нужное?
            1. +4
              2 августа 2019 18:08
              Авиация американского производства имеет хорошие боевые и эксплуатационные качества, высокий модернизицонный потенциал. Поэтому ее и покупают с большим удовольствием. Израиль у свое время использовал и британские, и французские самолёты. Дольше всего все равно продержались американские машины, будь то DC-3 или "Фантомы".
              1. +3
                2 августа 2019 19:06
                Цитата: Zeev Zeev
                Авиация американского производства имеет хорошие боевые и эксплуатационные качества, высокий модернизицонный потенциал.

                Это так теперь говорят про "ведро с гайками", которое толком работать будет только после хорошего такого доведения до ума?

                Цитата: Zeev Zeev
                Израиль у свое время использовал и британские, и французские самолёты. Дольше всего все равно продержались американские машины, будь то DC-3 или "Фантомы".

                По французским самолётам понятно. Те Израилю ничего бы не продали. Нечего воровать. Британцы сами своей авиапромышленности практически лишились. И самостоятельно разрабатывать и производить самолёты уже неспособны. Остаются американцы. Потому что Израилю собственные самолёты делать запретили.
          2. -4
            2 августа 2019 23:16
            Не надо лукавить...Их переделывают под израильские системы, чтобы они были согласованы с местным оружием и системами...А американские успешно работают в составе своих информационных систем...Сказки про допиливание детям рассказывайте....
      3. +1
        2 августа 2019 23:00
        Использует. Только дорого это...
    2. +11
      2 августа 2019 08:39
      Цитата: Strashila
      Сразу видна разница подходов к вооружению. Афганистан который воюет, с теплотой относиться к советскому и российскому вооружению, обкатанному в боях и доказавших свою эффективность, а там где больше для парадов, типа Филиппин, то американское, для понтов и самоутверждения властителей.

      Поставляемая в Афганистан американская авиационная техника вполне боеспособна и достаточно эффективна. Другой вопрос, что у она требует качественного обслуживания. А вообще, денег у афганцев нет и "кто кормит девушку - тот её и танцует".
      1. 0
        2 августа 2019 11:54
        Цитата: Bongo
        Другой вопрос, что у она требует качественного обслуживания. А вообще, денег у афганцев нет и "кто кормит девушку - тот её и танцует".

        Браво!!! Американский ВПК более 55% прибылей извлекает из обслуживания и модернизации. Наш ВПК только начал фрагментарное формирование послепродажного обслуживания.
  4. +5
    2 августа 2019 07:02
    Применение самолетов с ТВД в дополнении к ударным вертолетам интересный опыт.
    1. 0
      2 августа 2019 14:05
      Применение самолетов с ТВД в дополнении к ударным вертолетам интересный опыт.


      Это же "полицейские операции", в которых у одной стороны нет ПВО. Не думаю, что России нужно сосредотачиваться на таких вооружениях . Есть более важные вещи, на которые надо тратить деньги. А так в Афгане и Ми-8 МТ очень часто превращался в бомбардировщик с 6-тю ФАБ-250 на борт. Вот так оно выглядело с 2 км высоты .Белый шлейф- поднявшийся столб пыли, тёмный - солнечная тень этого столба
      1. +4
        2 августа 2019 15:09
        Но штук 20 не помешало бы....
    2. -4
      2 августа 2019 23:19
      Ужасно интересно, против партизан и аборигенов с луками и копьями...
      1. +2
        3 августа 2019 15:00
        Цитата: okko077
        Ужасно интересно, против партизан и аборигенов с луками и копьями...

        С каких пор оружием талибов стали "луки и копья"?
  5. +2
    2 августа 2019 07:33
    Н-да, ещё Людовик 12 высказался: чтобы вести войну, требуются три вещи: деньги, деньги и ещё раз деньги.
  6. +3
    2 августа 2019 09:30
    Пин дос ия ещё долго не уйдёт из Афгана, потому как крышевание наркобизнеса приносит ей огромнейшие барыши, которые оправдывают для них любые затраты. Тем более, что большинство наркотрафика идёт в Россию, страны СНГ и Европу, тем самым ослабляя население и следовательно конкурентноспособность этих стран. sad
  7. Комментарий был удален.
  8. Комментарий был удален.
  9. +3
    2 августа 2019 10:44
    Отличная как всегда статья, поставлен плюс, жаль, что нельзя поставить 10 плюсов! Как всегда, хорошие фото! И главное, очень хороший вопрос "чем отличается одинаковый боеприпас, доставленный к цели ЛА за 1.4 от боеприпаса с ЛА за 10 млн. дол."
    hi
  10. +1
    2 августа 2019 11:05
    Скромные размеры, относительно небольшая трудоёмкость при подготовке к вылету и способность летать в высокогорье дают возможность использовать вертолёты с «площадок подскока». На горных плато оборудуются временные базы, откуда лёгкие ударные машины могут действовать по заявкам наземных сил, не тратя время и топливо для того, чтобы добраться в удалённые районы.

    Только нужно учесть, что на эти временные базы нужно доставить топливо, боеприпасы и обеспечить охрану (это без учета специалистов для подготовки к повторному вылету). Учитывая рельеф местности - не во всех районах Афганистана возможно даже подобрать место для таких баз. Ну и по сути боевые действия там - это партизанская война и затраты на содержание таких баз обойдутся дороже, чем вернуться на базу для дозаправки и пополнения боезапаса.
    Есть смысл такие площадки подскока и несения дежурства организовывать в местах дислокации наземных частей (по примеру Советской армии), но у американцев нет гарнизонов, стоящих далеко от крупных населенных пунктов. А создавать такие базы на пустом месте на несколько дней проведения какой-либо операции нецелесообразно.
    1. +3
      2 августа 2019 11:13
      Цитата: helmi8
      Только нужно учесть, что на эти временные базы нужно доставить топливо, боеприпасы и обеспечить охрану (это без учета специалистов для подготовки к повторному вылету). Учитывая рельеф местности - не во всех районах Афганистана возможно даже подобрать место для таких баз. Ну и по сути боевые действия там - это партизанская война и затраты на содержание таких баз обойдутся дороже, чем вернуться на базу для дозаправки и пополнения боезапаса.

      Тем не менее, это практикуется. Топливо и всё остальное, можно теми же Ми-17 закинуть, благо, что расход его у MD530F в несколько раз меньше. ЕМНИП наши в Афганистане тоже временные площадки использовали.
      1. +2
        2 августа 2019 11:26
        Цитата: Bongo
        Топливо и всё остальное можно теми же Ми-17 закинуть, благо, что расход его у MD530F в несколько раз меньше.

        Можно, смотря на какое расстояние и расположение площадки по высоте над уровнем моря. Иначе на доставку топлива уйдет больше, чем самого доставленного.
        Цитата: Bongo
        ЕМНИП наши в Афганистане тоже временные площадки использовали.

        Для дозаправки и пополнения боезапаса? Не слышал о таких, но спорить не буду. Организовывались временные площадки для доставки наземным войскам боеприпасов, продовольствия, пополнения, эвакуации раненых и т.д. А вот для подготовки к повторному вылету возвращались на базу, с какой вылетали на БД. Как правило, это была ближайшая к месту проведения операции, где собственно и сосредотачивались необходимые силы.
  11. +5
    2 августа 2019 13:10
    Хорошая статья. А то некоторые "потеряли берега" мол у них всё хреновое а вот у нас......Перспективная машина "Тукано", не зря американцы влезли в компанию Embraer , имеют чуть ли не контрольный пакет. Интересно в ВКС понимают , что такая машина просто необходима?
  12. +3
    2 августа 2019 14:22
    А вообще жаль, что у нас нет лёгких штурмовиков на подобии Тукано. Вполне себе выгодный вариант для недорогих операций. Может возобновить производство Ил10?
    1. -4
      2 августа 2019 15:55
      А вообще жаль, что у нас нет лёгких штурмовиков на подобии Тукано. Вполне себе выгодный вариант для недорогих операций. Может возобновить производство Ил10?

      А какой смысл ? Есть нормальные боевые вертолеты которые могут выполнить задачи, есть франтоватые бомбардировщики и все это может худо-бедно работать даже при наличии ПЗРК у противника, а подобные штурмовики чисто типичный вариант при полном отсутствие сколь значимого ПВО у противника
    2. -4
      2 августа 2019 18:02
      Вы на цену того Туканы гляньте . И то что полетный час 600 долларов это не столь большрй плюс.
      1. +5
        2 августа 2019 19:09
        Цитата: garri-lin
        Вы на цену того Туканы гляньте . И то что полетный час 600 долларов это не столь большрй плюс.

        Вообще-то имеет значение не стоимость самолёта, а полная стоимость жизненного цикла. Которая не должна быть велика.
        1. -1
          2 августа 2019 19:44
          Это понятно. Но в россии в жизненныц цикл полюбому войдет : разработка делить на небольшое количество выпуска. Конкурировать на внешнем рынке будет сложно. При наличии учебного Яка который тот же легкий штурмовик разрабатывать новое или реанимировать Ил 10 нелогично. А вот про 600 долларов за час на Тукано читал статейку. Суть в том что электроники в Тукано напиханно под завязку и обслуживать её нужно регулярно. Полюс прошивка ПО. Очень многие сомневаются что 600 долларов час перекрывают эти затраты. Так что реальные суммы эксплуотации могут быть выше. Точней они почти навернчка выше. Вот и теряется плюс дешевизны эксплуотации.
      2. +1
        3 августа 2019 15:02
        Цитата: garri-lin
        Вы на цену того Туканы гляньте . И то что полетный час 600 долларов это не столь большрй плюс.

        А вы гляньте за сколько сейчас Ми-35М предлагают и сравните стоимость лётного часа.
        1. 0
          3 августа 2019 16:11
          Можно с цифрами. Точто знаю это 8.5 миллиона долларов за ми35. И час почти 2 тысячи. Но возможно устаревшая инфа.
          1. +1
            3 августа 2019 16:22
            Цитата из статьи, которую судя по всему вы не слищком внимательно читали:
            Цитата: garri-lin
            холдинг «Вертолёты России» в 2014 году предлагал экспортную модификацию Ми-35М за $ 10 млн.

            Можно предпложить с большой долей уверенности, что на сегоняшний день экспортная цена Ми-35М (который не является последним словом техники) близка к стоимости турбовинтового А-29В. А сравнивать их БРЭО и вооружение вообще некоректно. no
            1. 0
              3 августа 2019 16:29
              8,5 милионов это в Нигерию продавали. В 17 вроде году. Предлагать и продавать разные вещи. Нигериццы видать торгуются хорошо. А вот у Супертукано с 2005 года цена выросла с 10 до 18 лямов. Ну и по полетному часу. Выше я писал. Следить за супернавороченной начинкой тоже нужно и это ну очень дорого.так что 600 доларов за час полета это как то мало.
    3. -1
      10 сентября 2019 08:08
      Ага и в 40е?? Чем Вам як-130 не лёгкий штурмовик?
      1. +2
        10 сентября 2019 10:27
        Цитата: let_nab
        Чем Вам як-130 не лёгкий штурмовик?

        Это УТС с ограниченной возможность использования неуправляемых авиационных средств поражения, не имеющий конструктивных элементов по повышению стойкости к боевым повреждениям. В публикации прямым текстом сказано о защищённости "Супер Тукано" и его прицельно-поисковом комплексе.
  13. 0
    6 августа 2019 10:42
    Текст не противоречивый. Объективно рассмотрены преимущества авиационной техники США. Не согласен только с названием статьи, которое не отражает сущность явления. Явление - переход ВВС Афганистана на авиационную технику США. Сущность явления - замена морально устаревшей авиационной техники с целью повышения боевой эффективности.