Конвертоплан СV-22В Osprey авиации сил специальных операций ВВС США

63
Авиация сил специальных операций ВВС США. В предыдущей публикации Авиация сил специальных операций ВВС США мы рассмотрели задачи и структуру сил специальных операций, а также ознакомились с самолётами ССО ВВС США, созданными на базе военно-транспортного С-130 Hercules. Сегодня мы поговорим о конвертопланах СV-22В Osprey, предназначенных для обеспечения действий американского спецназа.


Конвертоплан СV-22В Osprey




Создание и принятие на вооружение конвертоплана "Оспри"


После провала в 1980 году операции по освобождению американских заложников в Иране, руководство МО США высказало заинтересованность в летательном аппарате, способном осуществлять вертикальные взлёт и посадку и при этом иметь крейсерскую скорость полёта и дальность, сравнимые с турбовинтовым «Геркулесом». Летательный аппарат, совмещающий возможности самолёта и вертолёта, построенный в рамках программы JVX (Joint-service Vertical take-off/landing Experimental - Комбинированный экспериментальный вертикального взлёта и посадки) совместно компаниями Bell Helicopter и Boeing Helicopters и получивший наименование V-22 Osprey (англ. Оsprey — Скопа), впервые поднялся в воздух 19 марта 1989 года.

«Оспри» стал первым в мире серийным конвертопланом - летательным аппаратом, способным осуществлять вертикальные взлёт и посадку (как это делают вертолёты) и длительный высокоскоростной горизонтальный полет, характерный для обычных самолётов. Так как конвертоплан не является в полной мере ни вертолётом, ни самолётом, это сказалось и на его конструкции и внешнем облике. По компоновочной схеме «Оспри» представляет собой высокоплан с двухкилевым оперением, оснащённый двумя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce T406, расположенными на концах крыла в гондолах, которые могут поворачиваться почти на 98 градусов. Поворот гондол осуществляется с помощью гидропривода с винтовым механизмом. Винты с тремя трапециевидными лопастями связаны между собой синхронизирующим валом, который проходит внутри крыла. Данный вал обеспечивает возможность управляемого полёта и посадки летательного аппарата на одном двигателе. Для уменьшения габаритов летательного аппарата во время стоянки крыло поворачивается, винты складываются. С целью уменьшения массы конструкции около 70% (5700 кг) аппарата произведено из композитных материалов на основе угле- и стеклопластиков с эпоксидным связующим, что делает его примерно на 25% легче металлического.

С самого начала реализация программы летательного аппарата с турбовинтовыми двигателями, начавшаяся в первой половине 1980-х, продвигалась с большим трудом и неоднократно находилась под угрозой закрытия. Это было связано с большой долей принципиально новых технических решений и высокой аварийностью прототипов и первых серийных экземпляров. Большим ударом для проекта стал отказ Армии США продолжить финансирование. Представители военно-воздушных сил также относились к «Оспри» критически. На дальнейшей реализации программы настояло командование Корпуса морской пехоты, которому требовалось заменить вертолёты CH-46 Sea Knight, срок службы которых подходил к концу.

Конвертоплан СV-22В Osprey авиации сил специальных операций ВВС США

Радиусы действия вертолёта CH-46Е и конвертоплана МV-22В


Основным аргументом при этом, несмотря на более высокую стоимость, являлся многократно увеличенный боевой радиус действия и примерно вдвое большая скорость полёта в крейсерском режиме, что позволяло быстрей перебрасывать морских пехотинцев и грузы с УДК в зону высадки.



После череды аварий и катастроф большую часть проблем, связанных с технической надёжностью «Оспри», удалось решить, и в 2005 году Пентагон утвердил план производства. В 2008 году американское военное ведомство заключило контракт на поставку 167 конвертопланов V-22 Osprey на общую сумму $10,4 млрд. В 2013 году МО США решило увеличить число закупаемых «Оспри» до 458 единиц. Из них 360 предназначены для КМП США, 50 для ВВС и 48 для ВМС. Стоимость одного СV-22В, принятого на вооружение Командованием авиации сил специального назначения в 2014 году, составляла $76 млн.


Спутниковый снимок Google Earty: СV-22В на авиабазе Киртлэнд


Эксплуатация конвертопланов СV-22В ССО ВВС США в строевых эскадрильях


Первый «Оспри» был передан 58-му авиакрылу специальных операций на авиабазе Киртлэнд в Нью-Мексико 20 марта 2006 года. Эта машина использовалась для подготовки пилотов и членов экипажа. 16 ноября 2006 года американские военно-воздушные силы официально приняли CV-22В на церемонии, проведенной в Хёрлбурт-Филд, штат Флорида. 4 октября 2007 года конвертоплан впервые был использован в реальной поисково-спасательной операции. 16 марта 2009 года командование ССО ВВС объявило, что первые шесть CV-22В 8-й эскадрильи специальных операций, базирующихся на авиабазе Хёлберт-Филд, готовы к выполнению боевых заданий.


Спутниковый снимок Google Earty: СV-22В на авиабазе Хёлберт-Филд


В июне 2009 года «Оспри» приняли участие в гуманитарной операции в Гондурасе, доставив в отдалённые деревни около 20 т продовольствия и медикаментов. В 2009 году CV-22В 8-й эскадрильи развернули в Ираке, а в 2010 в Афганистане. 3 июля 2014 года СV-22В высадил спецназовцев подразделения Delta Force в окрестностях лагеря боевиков в восточной части Сирии, где по данным разведки удерживались заложники. Коммандос ликвидировали боевиков на месте, но обнаружили, что заложники были перемещены в другое место и вернулись домой с пустыми руками. В целом конвертопланы в Ираке и Афганистане показали себя неплохо. По американским данным, коэффициент их технической готовности не опускался ниже 0,6.



По своим характеристикам СV-22В вполне соответствовал требованиям сил специальных операций. Особо отмечалось, что «Оспри» в отличие от вертолётов легко преодолевал горные хребты, а его радиус действия оказался существенно выше, но при этом был более требователен к посадочным площадкам.

Особенности конструкции и характеристики СV-22В


По массе и габаритам СV-22В близок к снятому с вооружения в 2008 году тяжелому вертолёту специального назначения MH-53J Pave Low III, но существенно превосходит его по скорости и дальности полёта. Масса пустого конвертоплана — 15 000 кг. Максимальная взлётная масса — 27 440 кг. Масса груза на внешней подвеске – 6140 кг, внутри грузовой кабины – 9000 кг. Экипаж – 4 человека. В кабине размерами 7,37х1,53х1,3м, объемом 24,3м ³ может разместиться 24 полностью снаряженных десантника или 12 раненых на носилках с сопровождающими медработниками. Практический потолок — 7620 м. Максимальная скорость в самолётном режиме — 565 км/ч, в вертолётном режиме — 185 км/ч. Размах крыла по концам лопастей винтов — 25,78 м. Длина при сложенных лопастях — 19,23 м. Ширина при сложенных лопастях — 5,64 м. Высота по килям — 5,38 м.

CV-22B, используемый авиацией ССО ВВС, отличаются от MV-22B, закупленным американским Корпусом морской пехоты, более совершенным БРЭО и увеличенным запасом топлива. В состав БРЭО CV-22B в базовом варианте входили навигационные системы TACAN, VOR/ILS и GPS, радиосвязное оборудование УКВ и КВ-диапазонов, системы опознавания и аппаратура ночного видения. При проектировании «Оспри» использовалась «стеклянная кабина», разработанная для вертолёта CH-46X, не запущенного в серийное производство.



Полётная информация выводится на четыре цветных дисплея. В кабине имеется пятый дисплей — для отображения карты местности. Для обеспечения полетов в режиме следования рельефу местности имеется БРЛС AN/ARO-174, которая также может использоваться для картографирования земной поверхности. Впоследствии БРЭО CV-22B, предназначенных для выполнения тайных заданий над территорией неприятеля, подверглось существенному улучшению, было доработано кабинное оборудование и разработано новое программное обеспечение.

По сравнению с «Оспри», поставляемыми КМП США, конвертопланы сил специальных операций имеют увеличенный запас топлива. Топливные баки MV-22B, предназначенного в основном для переброски с универсальных десантных кораблей морских пехотинцев и грузов, вмещают 6513 л авиационного керосина, а полная заправка баков CV-22B - 7710 л. Кроме того, «Оспри» ССО ВВС США могут нести три подвесных топливных бака ёмкостью по 1628 л. Для перегоночных полетов в грузовой кабине возможна установка дополнительных топливных баков общей ёмкостью топлива 7235 л. Боевой радиус действия без дозаправки в воздухе – около 800 км. Перегоночная дальность — 3890 км.



В настоящее время CV-22B могут принимать в полёте авиационное топливо со всех заправщиков ССО ВВС США, построенных на базе турбовинтового С-130. Также была подтверждена способность дозаправляться от штатных летающих танкеров американских военно-воздушных сил: KC-135, KC-10 и KC-46.



Потери CV-22B


Хотя после принятия «Оспри» на вооружение в авиации специального назначения были списаны все тяжелые вертолёты MH-53 Pave Low и отчасти потеснены самолёты МС-130, у командования ВВС было немало нареканий относительно уровня технической надёжности и безопасности полётов. С самых первых испытательных полётов «Оспри» приобрёл дурную славу. В различных лётных происшествиях было разбито 12 V-22 различных модификаций, при этом погибло 42 человека. Четыре «Оспри» потеряно в ходе испытаний, а остальные уже после принятия на вооружение. Впрочем, несмотря на ряд серьёзных инцидентов ССО ВВС безвозвратно утратили только два конвертоплана. 9 апреля 2010 года в результате падения СV-22В погибли 3 американских военнослужащих и один мирный житель, ещё 16 американцев получили травмы. Причиной катастрофы были названы ошибочные действия пилотов в условиях плохой видимости, потери ситуационной осведомленности и высокой скорости снижения. 13 июня 2012 года СV-22В упавший в результате ошибки пилота в окрестностях авиабазы Эглин не подлежал восстановлению, но все находившиеся на борту выжили.

Улучшение лётно-эксплуатационных характеристик и живучести CV-22B


В то же время используемые спецназом СV-22В неоднократно демонстрировали неплохую живучесть. Так, в декабре 2013 года три конвертоплана, задействованные для эвакуации американских граждан в Южном Судане, получили повреждения в результате обстрела с земли из стрелкового оружия. Впоследствии, после возвращения, в их корпусе насчитали 119 пробоин, которые привели к повреждениям топливной и гидравлической систем. Невзирая на повреждения СV-22В сумели продолжить управляемый полёт. Для того чтобы «Оспри» смогли преодолеть расстояние в 800 км и совершить посадку на аэродроме Энтеббе в Уганде, их пришлось несколько раз дозаправлять в воздухе с самолёта МС-130Н.



По результатам использования в зоне боевых действий Главное Командование специальных операций ВВС США потребовало произвести доработку СV-22В. Для повышения боевой живучести. В первую очередь было необходимо ликвидировать утечку топлива при простреле баков и установить баллистическую защиту кабины и наиболее уязвимых частей конструкции. В 2015 году на первые 16 CV-22B ССО ВВС США были установлены комплекты баллистической защиты, состоящие из 66 металлокерамических пластин. При этом масса бронезащиты составила 360 кг, при стоимости одного комплекта $ 270 000. Ввиду снижения полезной нагрузки и сокращения дальности полёта, было решено оснащать бронёй только «Оспри», непосредственно участвующие в боевых действиях. Падение лётных данных, произошедшее после установки брони, отчасти удалось компенсировать за счёт увеличения мощности двигателей AE-1107C на 17%. Этого удалось добиться благодаря модернизации турбины и топливной аппаратуры, при одновременном обновлении программного обеспечения. В результате крейсерская скорость полёта была увеличена с 446 до 470 км/ч.

Оснащение конвертопланов вооружением и аппаратурой противодействия системам ПВО


Для самообороны СV-22В при обстреле с земли рассматривались различные варианты установки вооружения. Чаще всего на «Оспри», летавшие в Афганистане и Ираке, в хвостовой части монтировали 7,62-мм пулемёты М240 (американский вариант FN MAG), а также 12,7-мм одноствольные М2 и трёхствольные GAU-19.


Бортовой стрелок ведёт огонь из пулемёта М240, установленного на рампе


С целью повышения ударных возможностей проводились испытания с ПТУР AGM-114 Hellfire, малогабаритными высокоточными авиационными боеприпасами AGM-176 Griffin и корректируемыми бомбами GBU-53 / B. Компания BAE Systems предложила модульную дистанционно управляемую систему вооружения IDWS с использованием шестиствольной 7,62-мм пулемётной установки GAU-2 В/A, обслуживаемой стрелком, в распоряжении которого имелась оптоэлектронная прицельно-поисковая система с ночным каналом.


Пулемётная установка GAU-2 В/A под фюзеляжем «Оспри»


Однако система вооружения IDWS никак не проявила себя в Афганистане. В первую очередь, это произошло по причине того, что американское командование стало очень тщательно планировать вылеты, зачищать территорию, где происходила высадка спецназа и сопровождать конвертопланы ударными вертолётами и штурмовиками. Кроме того, к тому моменту талибы, испытав на себе ударную мощь американской боевой авиации, стали избегать открытого столкновения. В итоге основная ставка в деле снижения уязвимости CV-22B была сделана на бронирование и установку усовершенствованных пассивных оборонительных систем. Модернизированные «Оспри», действующие в интересах Сил специальных операций, оснащены широкополосной цифровой приёмной аппаратурой AN/ALQ-211, которая в сложной электромагнитной обстановке анализирует радиочастотные излучения и для нейтрализации угроз может сбрасывать дипольные отражатели или задействовать генераторы помех. Для противодействия ракетам, наводящимися на тепловую сигнатуру двигателей, предназначены тепловые ловушки и лазерная система противодействия AN/AAQ-24 Nemesis.

Ближайшие перспективы использования конвертопланов в ВВС США


Хотя количество «Оспри» в ВВС США относительно не велико, они играют замерную роль в обеспечении боевой деятельности сил специальных операций. Ввод CV-22B в строй позволил отправить в отставку самолёты МС-130Е Combat Talon I и вертолёты MH-53 Pave Low. Конвертопланы также заметно потеснили в поисково-спасательных эскадрильях вертолёты HH-60G Pave Hawk. Планируется, что более скоростные перспективные конвертопланы CV-22С будут действовать совместно с вертолётами HH-60W, которыми планируется заменить HH-60G. Для дозаправки в воздухе вертолётов спецназа МН-60 и поисково-спасательных НН-60 в будущем CV-22С должны получить заправочное оборудование, аналогичное используемому на самолётах KC-130J. Повышение лётных, эксплуатационных и боевых характеристик модернизированных CV-22С в первую очередь должно произойти за счёт увеличения мощности двигателей на 25% и использования более совершенного БРЭО и вооружения.

Продолжение следует…
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    30 августа 2019 18:19
    Спасибо за статью. Познавательно...
  2. +19
    30 августа 2019 18:33
    Ну и кто после этого скажет что матрасы не умеют делать вооружения?????
    1. +7
      30 августа 2019 20:57
      После 50 лет разрабатывания как-то неудобно не разродиться серийным образцом. Конгресс не поймет... Вообще-то конвертопланы начали разрабатывать чуть ли не сразу после окончания ВМВ. Несколько программ, постоянные аварии, просто удивительно, что они вытянули Оспри! Предполагаю, что заслуга целиком на КМП - они "вещь в себе" и им иногда дозволено несколько больше чем остальным родам ВС.
      А насчет умеют или не умеют - однозначно умеют. Хотя есть и казусы, но никто не застрахован, да и у них есть свои национальные особености рыбалки smile
      1. +1
        30 августа 2019 23:08
        Согласен с вами целиком и полностью!
  3. +1
    30 августа 2019 18:41
    В то же время используемые спецназом СV-22В неоднократно демонстрировали неплохую живучесть.
    ,,,я не специалист в авиации negative, где-то попадалась информация,что данная техника вроде как акустически меньше заметна, чем вертолеты recourse ?
  4. +1
    30 августа 2019 18:55
    Очень интересно! Спасибо!
  5. -15
    30 августа 2019 19:27
    Автор старался (+)
    Я буду предельно краток.
    Аватар не получился. В скорости уступает и вертолёту и самолёту. ограниченные возможности размещения, а, главное, использования вооружения. Несомненно аппарат может быть использован в войсках, но особого восхищения его характеристики и вооружение не вызывают.
    Демонстрировать, как некое чудо техники и гения конструкторов, - кому арбуз, кому свиной хрящик.
    hi
    1. +8
      30 августа 2019 20:27
      Все это так но за ним последуют более совершенные машины. Их разработка уже ведётся. Главное что опыт эксплуатации Оспрей показал все плюсы и минусы этой конструкции. Позволил накопить практический опыт.
    2. +5
      30 августа 2019 20:30
      Цитата: ROSS 42
      есомненно аппарат может быть использован в войсках, но особого восхищения его характеристики и вооружение не вызывают.

      ===
      и еще хороший материал/основа для следующего поколения подобных машин
    3. +9
      30 августа 2019 21:10
      Буду еще более предельно краток.
      Оспрей превосходит по характеристикам основной транспортный самолет палубной авиации США- Grumman C-2 Greyhound.
      При одинаковом сухом весе в 15 тонн.
      Но кроме этого, он еще умеет при необходимости взлетать и садиться вертикально.
      https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Grumman_C-2_Greyhound
      https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Bell_V-22_Osprey
      1. +5
        30 августа 2019 23:16
        Основная заслуга Оспри в том, что впервые в практических условий показал возможности конвертопланов и наметил области их применения. Реально прорыв можно ожидать от преемника (если конструктора не оплошают и реклама не останется рекламой).
        1. +3
          30 августа 2019 23:36
          И это тоже.
          Но он еще имеет вполне реальное боевое применение.
          Использовался наприеме при операции по уничтожению Бен Ладана
      2. 0
        1 сентября 2019 07:21
        Цитата: Avior
        Оспрей превосходит по характеристикам основной транспортный самолет палубной авиации США- Grumman C-2 Greyhound.

        Мне тоже нравится "Аватар":

        но в доме лучше пользоваться реальными "вещами".
        Меня тошнит от перспективных разработок, перспектива которых весьма туманна, а назначение - доставка и эвакуация спецотрядов стоит под сотню миллионов "баксов".
        Но вы ищите заслуги Оспри - вам отломится от большого пирога.
        Когда машина будет совершенна, я первый дам ей высокую оценку. Дальность их поразила... laughing
        А растущие возможности систем ПВО вас не поражают? Нет...То, что эта конструкция просто не долетит до места назначения не напрягает?
        С упоением и умилением обрисовывают тут нюансы. Маленький экскурс в историю:
        https://topwar.ru/23147-konvertoplany-letayuschie-transformery.html
        hi
        1. +3
          1 сентября 2019 07:42
          А вы сравнивайте сопоставимое.
          Оспрея с С2 Грейхаунд например, тогда не будет удивления, что его ПВО может сбить.
    4. +7
      31 августа 2019 02:07
      Уступает какому самолету и какому вертолету? Что значит ограниченные возможности размещения, если Оспрей на палубе со сложенной механизацией занимает места меньше чем вертолет. Вооружение не должно вызывать восхищения, это просто скоростной, дальнобойный трамвай, а обеспечить безопасность ему у USMC и уж тем более у ССО есть чем. Проблема только в высокой стоимости, но она себя оправдывает.
  6. mvg
    +3
    30 августа 2019 19:32
    Классная статья. По-моему до сих пор единственные серийные конверты. Только вот 76 млн $ в ценах 2013 года, дороговато за скоростной вертолет.
    1. +7
      30 августа 2019 20:07
      Цитата: mvg
      Только вот 76 млн $ в ценах 2013 года, дороговато за скоростной вертолет.

      Что дешевле один очень дорогой конвертоплан или много дешевых вертолётов?
      Вообще у конвертопланов есть 4 преимущества
      1)предельно-минимальный расход топлива на единицу времени полёта
      2)предельно-минимальный расход топлива на единицу расстояния пути
      3)возможность экономии средств за счёт меньшего количества более дорогих ЛА при той же площади ТВД
      4)возможность быстрой переброски для получения численного преимущества(можно перебрасывать ЛА с других фронтов туда где они нужнее в данный момент)
      1. mvg
        +1
        30 августа 2019 20:34
        Что дешевле один очень дорогой конвертоплан или много дешевых вертолётов?

        Я думаю Сергей прояснит далее эти вопросы. Ну вот навскидку.. а с чего бы это минимальный расход топлива? Посмотрите, сколько он горючки берет на борт.. 7К+ тн. ТТХ неплохие, но Камовцы обещают вертолет со скоростью 600 км/час. Что Чинук не умеет из того, что умеет Оспрей, за 28 млн $. Ну летает помедленней, возможность дозаправки ограничена. У США аэродромы по всему миру, везде примут.
        П.С.: Его, по-моему, купили только Японцы и то пару десятков. Только штаты с неограниченным бюджетом могут себе позволить. Транспортник по цене истребителя.
        И да, 24 пехотинца реально перевернут бой.
        1. +5
          30 августа 2019 22:30
          Цитата: mvg
          Ну вот навскидку.. а с чего бы это минимальный расход топлива? Посмотрите, сколько он горючки берет на борт.. 7К+ тн.

          Дело не в том кто берёт больше топлива, а в том как и на что оно тратится, у вертолёта часть топлива тратится на ТОРМОЖЕНИЕ, это как у авто крутить задние колёса вперёд, а передние назад.
          Цитата: mvg
          Камовцы обещают вертолет со скоростью 600 км/час

          Ога, они его уже 30-50 лет обещают, и ещё столько же будут обещать...
          Цитата: mvg
          Что Чинук не умеет из того, что умеет Оспрей, за 28 млн $

          Для получения одинакового времени боевого вылета вертолётов нужно минимум в 4 раза больше(ибо скорость минимум в 2 раза меньше), просто возьмите карту и порисуйте кружочки приведя площади и время к общему знаменателю, а потом домножте числитель на стоимость ЛА. Я когда-то давно подсчитал вышло что вертолётные парки были дороже в десятки раз. Вы мне ясное дело не поверите, так что считайте...
          Цитата: mvg
          П.С.: Его, по-моему, купили только Японцы и то пару десятков. Только штаты с неограниченным бюджетом могут себе позволить.

          Дело не в стоимости оспрея, а в его качестве как ПЛА, тут как говорится "первый блин комом" только США этот блин всё продолжают и продолжают производить. Все проблемы оспрея связаны с двигателями и трансмиссией, там концептуальная ошибка приводящая к многократному удорожанию и одновременно снижающая надёжность. Если вкратце нужно использовать стандартные вертолётные движки, а не создавать специализированные. На валоре они снова стяпляпали новый специализированный движок, он чуть лучше но сомневаюсь что намного...
        2. 0
          31 августа 2019 13:59
          "но Камовцы обещают вертолет со скоростью 600 км/час."////
          ----
          Не вертолет, а некий летательный аппарат, комбинированный
          с вертолетом. Какой-нибудь толкающий винт добавят или реактивный
          движок.
      2. 0
        31 августа 2019 20:23
        Если у него все такое "предельно-минимальное" то почему час полета стоит как час полета стратегического бомбардировщика?
        1. +1
          31 августа 2019 22:17
          Во-первых) например у современного танка час езды стоит на порядки дороже того же часа у старых танков времён ВОВ, но чего то все используют новые танки, а не старые. Это на тему сравнения себестоимостей...
          Во-вторых) как я уже говорил выше у оспрея есть концептуальный фундаментальный недостаток в конструкции движка и трансмиссии. Из-за этого недостатка он чаще ломается и в добавок ещё и обслуживание\ремонт\замена стоят дороже. Если вкратце то он срывает покров земли\воды поднимает его над собой и затем всасывает в движок, потому приходится чаще менять двигатели, потому час полёта и стоит дороже. Это как у обычного автомобиля поставить воздухозаборник в днище возле колёс, а потом удивляться чего это движок дохнет каждые тысячу км...
      3. +1
        1 сентября 2019 07:40
        Цитата: ProkletyiPirat
        4)возможность быстрой переброски для получения численного преимущества(можно перебрасывать ЛА с других фронтов туда где они нужнее в данный момент)

        Фронтовики!!! А у фронтовой системы ПВО дальность поражения позволит этому ЛА при предельно-минимальном расходе топлива на единицу времени полёта, предельно-минимальном расходе топлива на единицу расстояния пути и возможности экономии средств за счёт меньшего количества более дорогих ЛА при той же площади ТВД выполнить поставленную задачу -
        БЫСТРО ПЕРЕБРОСИТЬ И ЭВАКУИРОВАТЬ?
        Прямо панацея от всех бед. А американцы просто достали мир строительством конвертопланоносцев... lol И Китай, при своём экономическом могуществе забросил разработки 6 поколения и сел на...
        Я уже не беру в расчёт российский "Байкал", замена которому конвертоплановый "Селигер"...
        Ещё во времена Рейгана нас поражали дешевизной и эффективностью СОИ.
        Ау! Где вы? Кроме "соевых" заменителей и добавок ничего не вижу.
        Планета бездарей. Одни американцы впереди планеты всей. laughing Кстати, футбольный мяч из чугуна гораздо прочнее...И намного дешевле... lol
        1. 0
          1 сентября 2019 15:26
          Цитата: ROSS 42
          Цитата: ProkletyiPirat
          4)возможность быстрой переброски для получения численного преимущества(можно перебрасывать ЛА с других фронтов туда где они нужнее в данный момент)

          ... А у фронтовой системы ПВО дальность поражения позволит этому ЛА ...

          Тролинг +1, теперь расскажите окружающим зачем российским ПВО сбивать российский конвертоплан над российской территорией при переброски российских конвертопланов между крымом и курильскими островами? это был риторический вопрос...
  7. 0
    30 августа 2019 21:23
    Мне так никто не ответил на один вопрос.При таком большом диаметре винтов он не сможет безаварийно приземлиться, если при посадке винты не перейдут в вертикальное положение
    1. +2
      30 августа 2019 23:22
      Надо смотреть в РЛЕ. Если есть такой раздел и в нем прописаны соответствующие действия пилотов, значит все ОК; если нет, то Вы правы...
    2. +3
      30 августа 2019 23:42
      В вертикальное необязательно, достаточно наклонное
    3. +2
      31 августа 2019 13:36
      Цитата: itarnmag
      При таком большом диаметре винтов он не сможет безаварийно приземлиться, если при посадке винты не перейдут в вертикальное положение

      имеете в виду в такое положение, при котором не заденут твердь земную? Посадка с повреждением лопастей винтов, никуда не деться. Хотя лопасти и складные, осуществляется это только при остановленных моторах. И механизма отстрела лопастей тоже нет.
      Лучше сесть и помять лопасти, чем разбиться.
    4. 0
      1 сентября 2019 07:43
      Цитата: itarnmag
      Мне так никто не ответил на один вопрос.

      Лучше один раз увидеть:
  8. -2
    31 августа 2019 02:36
    Цитата: Alien From
    Ну и кто после этого скажет что матрасы не умеют делать вооружения?????

    Ну, я скажу, "а зачем?". Гонять бармалкеев можно на вертушках, тут скорость доставки дело десятое, разнтцы лететь час или полчаса - никакой, а высаживаться даже к босым мужикам в платьях, которые могут поиложить с земли состряпаной в гараже пусковой, с которой пульнут Р-27 времен Славы КПСС одинаково нероиятно что на Оспрее, что на СН-53. Причем на последнем хоть есть призрачный шанс на авторотацию, мож хоть не все убьются насмерть.
    Поэтому и непонятно, с кем воевать будут и как: если есть превосходство в воздухе и нет ЗРК и ПКР, то хоть с дерижаблей высаживайся, а ечли превосходства в воздухе нет и есть неподавленная ПВО, то и Оспрейки посшибают и вдобавок еще и по корыту шарахнут ПКР, чисто от серости и непонимания основ демократии
  9. +1
    31 августа 2019 02:46
    Цитата: ProkletyiPirat
    Цитата: mvg
    Только вот 76 млн $ в ценах 2013 года, дороговато за скоростной вертолет.

    Что дешевле один очень дорогой конвертоплан или много дешевых вертолётов?
    Вообще у конвертопланов есть 4 преимущества
    1)предельно-минимальный расход топлива на единицу времени полёта
    2)предельно-минимальный расход топлива на единицу расстояния пути
    3)возможность экономии средств за счёт меньшего количества более дорогих ЛА при той же площади ТВД
    4)возможность быстрой переброски для получения численного преимущества(можно перебрасывать ЛА с других фронтов туда где они нужнее в данный момент)

    Вот что бывает, когда теоретики- маркетологи и МБА-логисты начинают играться в войнушку.
    Меньшек количество ЛА означает бОльшцю чувствительность к потерям.
    Чтобы сорвать операцию надо завалить 10 Ирокезов или три Чинука или один Оспрей
  10. -6
    31 августа 2019 04:31
    Очередная дорогая игрушка для демократизации режимов у которых армия в виде бедуинов с палками,полным отсутствием не только ПВО но и ПЗРК.Только ненужно втирать что его малозаметность и живучесть выше чем у обычного вертолета.
    Это так легенда про неуловимого Джо который неуловимый не потому что его не могут поймать а потому что ещё никто за ним не гонялся.

    После провала в 1980 году операции по освобождению американских заложников в Иране, руководство МО США высказало заинтересованность в летательном аппарате, способном осуществлять вертикальные взлёт и посадку и при этом иметь крейсерскую скорость полёта и дальность, сравнимые с турбовинтовым «Геркулесом».


    и что после поступления на вооружение СV-22В Osprey у американцев появился шанс провести любую операцию в Иране не провалившись ? Нет не появилось.

    Концепция конвертопланов имеет будущее но только не как боевой машины а в качестве машины для доставки грузов и пассажиров в невоенных операциях в географически сложные районы где нет возможности построить взлетно/посадочную полосу для обычного самолета.Но это пока не создан скоростной вертолет.
  11. +2
    31 августа 2019 06:44
    Сергей, хорошая статья!!!
    Bell почти польностью вытеснили из армейской авиации сухопутных войск, и они перешли на обеспечение техникой кмп. Обратите внимание, что львиная доля v-22 идет кмп, причем для замены не только пей лоу 3, но и также выведенных из эксплуатации ch-46. Вмс и ввс обошлись более скромным количеством: вмс как раз для улучшения транспортных возможностей между судами в порядке (как совершенно справедливо заметил avior), ввс - для ссо.
    При этом следует отметить, что несмотря на недостатки v-22 дольше всего они в кмп будут эксплуатироваться, кмп у них славятся вынужденной консервативностью в вертолетной технике. Да и такое количество не просто сразу ввести/вывести из эксплуатации.
    V-280 несмотря на более удачную компоновку силовой установки не способен заменить v-22, т.к. v-22 превосходит первого по величине полезной нагрузки и размерам грузовой кабины
  12. 0
    31 августа 2019 09:26
    Всегда было непонятно зачем делать поворотными движки целиком. И зачем движки размещать на концах крыла. Тем более что сквозь крыло идет вал который движки соединяет.
    1. +1
      31 августа 2019 10:21
      На V -280 Valor они уже пошли по другому пути, жестко зафиксировав движки и сделали поворотными только узел в винтами. Но он только вроде на испытаниях ещё.
      Мне интересно другое. Как они с таким диаметром винтов почти 12 м, умудряються ещё и дозаправку в воздухе осуществлять.. Хоть штанга дозаправки и вынесена мах вперед, но я думаю это ещё та задачка... Любой нисходящий-восходящий поток и всё... Ни шланга, ни винта....
      1. 0
        31 августа 2019 10:48
        Схема нового конвертоплана ещё более абсурдна. Сложный редуктор есть а плюсов от него нет. И крыло и движок экранируют нисходящий поток от винтов. Это как с парусами плыть против ветра на яхте, используя двигатель. А по дозаправке честно не знаю. Лопасть массивная. Намного более субтильные лопасти держат пробой 30мм снарядом. Думаю прочности лопасти Оспрея хватит чтоб перерубить шланг и сохранить работоспособность.
        1. +2
          31 августа 2019 13:24
          Цитата: garri-lin
          Схема нового конвертоплана ещё более абсурдна

          напротив, она намного проще. На V-280 позолотными выполнены только валы винтов. На Оспри же поворотная вся моторная установка - со всеми сложностями, в том числе и топливоподачи
          1. +1
            31 августа 2019 13:41
            Представляете сложность редуктора который будет передавать такие обороты с изгибом на 90+ градусов? Я лично представляю с трудом.
            1. +4
              31 августа 2019 13:49
              Цитата: garri-lin
              Представляете сложность редуктора который будет передавать такие обороты с изгибом на 90+ градусов? Я лично представляю с трудом.

              не редуктора, а вала. По типу карданного. Обороты там небольшие, мощности - да. Штука, конечно, непростая, но проще, чем поворачивать весь мотор. И в плане надежности получше. Янки учли опыт создания и эксплуатации Оспрея
              1. +2
                31 августа 2019 14:03
                Там изгиб 90+ градусов. Как вы собираетесь сгибать вал на 90 градусов? Крестовинами?
                1. +1
                  31 августа 2019 14:12
                  Цитата: garri-lin
                  Там изгиб 90+ градусов. Как вы собираетесь сгибать вал на 90 градусов?

                  как вариант - многовальной карданной передачей, поднимая последнее колено. Как реально сделали американцы, не знаю. Может, что-то оригинальное изобрели.
                  Поворачивать сам редуктор - еще более непростая задача
                  1. +4
                    31 августа 2019 14:24
                    Многовальная карданная. Насколько это будет тяжело и насколько надежно? Чем будут соеденины карданы? Крестовинами? Аналогами Шруса? Поворачивать угловой редуктор относительно корпуса совсем не сложно. Ось поворота совпадает о осью входящего вала. Все очень просто. И движок не экранирует поток воздуха от винта.
      2. +2
        31 августа 2019 13:25
        Цитата: NN52
        Как они с таким диаметром винтов почти 12 м, умудряються ещё и дозаправку в воздухе осуществлять

        достигается многочисленными тренировками (дозаправка в воздуха для американцев - рутинная операция, в общем-то) и системой управления самого аппарата
        1. -3
          31 августа 2019 15:54
          Григорий
          Рутинная операция на Оспреях..... вы жжёте....
          Вы что заканчивали?Какой Вуз? если не секрет?
          1. 0
            31 августа 2019 16:01
            Цитата: NN52
            Рутинная операция на Оспреях

            Цитата: Григорий_45
            дозаправка в воздуха для американцев - рутинная операция

            сказано про дозаправку вообще. Впрочем, и экипажи Оспреев имеют в том немалый опыт
            1. -2
              31 августа 2019 16:05
              И всё таки.. Григорий, что закончили, что бы так рассуждать?
              Я так понимаю технический ВУЗ? если так безаппеляционно про рутинные операции рассуждаете?
              1. +5
                31 августа 2019 16:20
                Цитата: NN52
                что закончили, что бы так рассуждать?

                оо... пришло время померятся мечами? Огорчу вас, это - без меня. Не играю в подобные игры, и сразу же меняется отношение к человеку, как только тот заводит речь о регалиях и званиях. Видимо, вы из тех, кто по одежке встречает и по ней же провожает.

                Вы станете отрицать, что американцы имеют, наверное, наиболее богатый из всех опыт проведения дозаправок в воздухе? И что ни одна их современная операция не обходится без участия воздушных танкеров?
                И даже не операция, а любые учения и плановые полеты.
                1. -4
                  31 августа 2019 16:45
                  Григорий, вы о чём???? Какие мечи, дружище? Если вы говорите с твёрдой уверенностью, о ребятах амерах о дозаправке, тем более на Оспреях... Вы ничего, не перепутали? Перечитайте мой коммент выше. Мне как вас назвать??? Непрофессионалом или ещё как ?
                  Ещё раз для вас, речь шла о конвертопланах...
                  И вы не ответили, что заканчивали.
                  И минусы мне конечно пофигу, но зачем?
    2. +2
      31 августа 2019 13:30
      Цитата: garri-lin
      И зачем движки размещать на концах крыла

      вы сопромат учили? Что такое плечо сил, знаете? Чем длиннее вал, на незакрепленный конец которого приложена сила (в данном случае от винта), тем сильнее изгибающий момент - требуется более прочный (и тяжелый вал), который, к тому же, еще требуется уравновесить во избежание сильных вибраций. Чем ближе мотор к пропеллеру - тем лучше.
      Синхронизирующий вал таких нагрузок не испытывает, он не передает всю мощность (она, в штатном режиме, при работе обеих моторов по нему "гуляет"), к тому же имеет опоры на обеих концах.
      1. +1
        31 августа 2019 13:47
        Почему незакрепленный конец? Крыло у Оспрея жёсткое. Вал в нём жестко зафиксировать и отцентровать проблем не составит. Небольшой поворотный редуктор на конце крыла плюс 2 конические шестерни полюбому будут проще чем поворотный механизм двигателя целиком. Плюс скорость вращения вала может быть в разы ниже скорости вращения винтов. И вибрация тож ниже. Но это компромисное решение.
        1. +1
          31 августа 2019 13:54
          Цитата: garri-lin
          Почему незакрепленный конец?

          потому что на нем винт, находящийся в пространстве, и на который действуют силы. Консольный конец вала.
          Цитата: garri-lin
          Небольшой поворотный редуктор

          угловой, хотели сказать?
          Цитата: garri-lin
          плюс 2 конические шестерни полюбому будут проще чем поворотный механизм двигателя целиком.

          конечно, проще. Но не проще, чем поворачивать небольшой участок вала от редуктора к винту. Что и сделали на V-280. Повторюсь:
          Цитата: Григорий_45
          Чем ближе мотор к пропеллеру - тем лучше.
          1. +1
            31 августа 2019 14:11
            По пунктам. Крыло жесткое. Очень жесткое. На конце крыла редуктор. Вал между двигателем и редуктором. Всё очень жестко. Второе. Небольшоц поворотный (поворачиваюшийся) редуктор в том смысле что угловой редуктор( две конические шестерни) будет поворачиватся для изменения полодения винтов относительно корпуса. Третье согнуть вал по оси вращения сложно. Огромные требования к прочности. Любой люфт кратно увеличит вибрации
            1. +1
              31 августа 2019 14:25
              Цитата: garri-lin
              Крыло жесткое. Очень жесткое

              крыло не может быть абсолютно жестким. Иначе оно отвалится (оторвется).
              Цитата: garri-lin
              в том смысле что угловой редуктор( две конические шестерни) будет поворачиватся для изменения полодения винтов относительно корпуса

              это как раз понятно)
              Цитата: garri-lin
              Любой люфт кратно увеличит вибрации

              в данном случае без шарнирной передачи тоже не обойтись, просто вы ее поставите на входе в редуктор. В принципе, имеет право на жизнь.
              1. +1
                31 августа 2019 14:40
                Из за особенностей конструкции крыло у конвертоплана ну очень жесткое тяжелые двигатели на концах плоскостей. 2. Шарнир не нужен. Ось поворота редуктора совпадает с осью входящего вала. Там нужен просто демпфер для гашения вибраций.
        2. 0
          31 августа 2019 14:01
          чем вас не устраивают моторы на консолях крыла? Ведь провести топливные и электрические коммуникации намного проще, чем тащить длинный вал через весь аэроплан и ставить редуктора.
          Хотя, ваше решение тоже имеет право на жизнь. Свои плюсы у него тоже есть. Хотя я, если б мне (не дай бог) доверили проектировать конвертоплан, на подобный риск не решился бы.
          1. 0
            31 августа 2019 14:58
            Вал и так есть. И скорец всего он не цельный а имеет соединение в фюзеляже. А вот механизм поворота двигателя целиком штука массивная. Да и ос вращения повернуть на 90 градусов дело не легкое.
  13. 0
    31 августа 2019 09:56
    Цитата: garri-lin
    Всегда было непонятно зачем делать поворотными движки целиком. И зачем движки размещать на концах крыла. Тем более что сквозь крыло идет вал который движки соединяет.

    волшебное слово- вибрация и резонанс
    1. +1
      31 августа 2019 10:49
      Хотите сказать что один двигатель в центре массы даст бошьше вибрации? И не надо про валы, они там и так присутствуют.
  14. +1
    31 августа 2019 11:23
    Цитата: garri-lin
    они там и так присутствуют.

    для синхронизации, но никак не для передачи мощности
    1. +2
      31 августа 2019 12:08
      И как вы себе представляете синхронизацию без передачи мошности? Чем этот вал отличается от вала идущего у обычных вертолетов к "заднему" винту?
    2. 0
      31 августа 2019 13:20
      Цитата: zombee
      для синхронизации, но никак не для передачи мощности

      и для передачи мощности на второй винт, при отказе одного из моторов. Да и сама синхронизация механическим способом подразумевает передачу энергии (мощности)
  15. +3
    31 августа 2019 15:15
    Хорошая статья, спасибо! И "птичку" эту видел в полете- непривычно смотрится...
  16. +1
    8 сентября 2019 11:57
    интересно, что говорили бы здесь патриоты, если бы эта штука была бы у нас, а у американцев не было?