Combat aircraft. About aircraft engines, their own and not so. Necessary continuation

Having written an article about domestic piston aircraft engines in early summer, I was somewhat surprised by the reaction of readers. To my deepest regret, more readers are more interested in evaluating stories aircraft engines, and AvtoVAZ.

Combat aircraft. About aircraft engines, their own and not very.


But for those who have not deviated from the topic and raised very interesting questions, I devote the second part. The study of which took me a lot of time.

So, in the beginning I’ll say that I’m somewhat sorry that the majority of readers did not understand the message of the first article.



The fact that our motors basically had foreign-made engines, there is nothing shameful. That is why I cited the example of Fiat-124 and VAZ-2101. The whole problem is how to interpret it.

I interpret it simply. In a country that did not produce aircraft engines at all until 1917 (dozens of licensed Gnom-Ron do not count at all), it was more than problematic to independently invent and put engines on stream.

So there’s absolutely nothing wrong with the fact that representatives of the USSR bought everything they could from the world. And they bought a lot. Including the specified by me Hispano-Suiza 12YB, which was sold to us with the right to issue under license.



The engine was not only good in itself (otherwise the Devwin D520 would not be a competitor to the Messerschmitt Bf.109), but it also had a modernization potential. What our designers have used.

So, in fact, the evolution of Klimov’s engines began.

Combat aircraft. About aircraft engines, their own and not so. Necessary continuation

Vladimir Yakovlevich Klimov


Actually, by the turn of the 30-ies in the USSR there was already a design school. How can this be seen? Everything is simple. If there is no school, then there is exclusively licensed production without any frills there. But if there are designers ...

Then the line will look like this:


The first stage: licensed production and study of the base.
Second stage: modernization of the base motor. In our case, this is M-100.
The third stage: creating your own engine, different from the base model.

In general, this is the M-103.



And if the M-100 is in fact the "Spanish-Suiza", then the M-103 ... Another piston diameter. Moreover, less than on the original (148 instead of 150 mm), a different stroke and valve size, in general, very much changed the timing mechanism. Under domestic gasoline, which, as everyone knows, was with us, to put it mildly, not very.

Accordingly, the speed and power have changed. Moreover, pretty much so, because if the M-100 gave out the same 860 hp as the original, then the M-103 already produced almost 1000 hp

In general, if the modernization, then well, very deep. Well, I’m not an engine driver, but we have some thinking, let them say that it was actually a modernization or actually another engine.

Go ahead. Next was the M-104, which would not have been better. Therefore, I will immediately go to the M-105.



How was the M-105 different from the M-103?

Two-speed supercharger, two exhaust valves instead of one, and even increased their diameter by 15%. A new floatless carburetor that allowed you to fly with negative overload and perform maneuvers in an inverted state. This is M-105A.

With regards to power. M-105 gave out up to 1050 hp When they were able to increase the boost, the power of the M-105PF was 1150 hp, the next modification of the M-105 PF2 had 1310 hp

Next was the M-107.



Another cylinder block. Completely different. 4 valves per cylinder, not 3 like the M-105 and not 2 like the original. That is - a completely different gas distribution system. Drill a hole under the valve just do not drill, a different approach.

Actually, another block spawned other crankshaft, connecting rods, pistons. Even the principle of creating the mixture was somewhat different (and in my opinion perverted): part of the air went through the carburetor, and the output turned out to be highly enriched, and part went directly from the supercharger and diluted the enriched mixture. In general, somehow two-stage and not entirely clear, to be honest.

But the output was already 1650 hp against 860 at the Spanish-Suiza. Yes, and the weight has increased. The original weighed 500 kg, and the M-107 weighed 870 kg.

If you do not pay attention to the conditionality of the suitability of the M-107 for use (constant overheating and scanty motor resources), we can say that the similarity with the original is minimal.

Farther. Next we have the work of Mikulin.


Alexander Alexandrovich Mikulin


Everything is about the same as Klimov’s. At first it was a matter, and the matter was the M-17 engine, which is a BMW VI.



In the 20 years, we bought motors from a Bavarian company with pleasure, since the Germans sold them without any problems. And with the 1925 of the year, the BMW VI has become our main engine. Then came the M-17, everything is canonical. And then ...

M-17 became the base for two engines at once. AM-35 and AM-38 (forgive those who are knowledgeable. I will immediately jump to the "new" marking). Mi-35 flew on AM-3, Il-38 on AM-2. Point. Fatty like that.


AM-35



AM-38


By the way, contrary to logic, unlike Klimov’s engines, disputes over whose engines the IL-2 flew on do not subside even today. On the one hand, it’s clear how not to poke these “patriots” with the fact that their attack aircraft flew a German engine?

We go on the other side and hit from all the trunks. Many thanks here to Dmitry Alekseevich Sobolev and Dmitry Borisovich Khazanov, the creators of the book “The German Trace in the History of Soviet Aviation”. Very informative and useful, I recommend.

Yes, the BMW VI engine was indeed acquired with a license, and its production was deployed in the USSR under the name M-17. Exactly the same as previous BMW versions of the 6 and 8 cylinders were bought before. And they were produced in the same way, they tried to improve, that is, they gained experience for designers.

And then everything - the second step. That is, not M-17, but M-17F. How exactly it was boosted is not really explained anywhere, but in numbers it looks like 800 hp. instead of 600 in the M-17 / BMW VI. Yes, the motor has become heavier, but there is such an interpretation: unlike the Germans, we could afford not to save on metal and “weak” places were immediately reinforced.

By the way, the engine completely “stopped”, and regularly carried not only planes (TB-1, TB-3, R-5, ICBM-2), but also tanks (BT-7, T-28, T) -35 and even at the beginning of the release, when there were not enough diesels, B-2, KV and T-34).

Why not move on?

And let's go. And here miracles begin. Especially if you look at the M-17 and M-34, hypothetically placing them side by side.

These are completely different motors. On the M-17 / BMW VI, each cylinder is made separately, each has its own cooling jacket, the supply of lubricant and coolant to each cylinder is also made separately.

On the M-34 - a single, cast block of cylinders, with all fuel and oil lines, with all the nuances coming in and out of here. And then went modifications, of which it was pretty pretty, and with each something something was introduced into the motor.

Yes, the M-34P is the very engine that (again in different versions, with and without gear) transferred the crews of Chkalov and Gromov to North America.

And the version of AM-34FRNV (other crankshaft, gearbox, lubrication system, gas distribution mechanism, 4 carburetor instead of 1) is, in fact, what went into the series under the name AM-35 ...

Actually, AM-38 differed from AM-35 in that it was its low-altitude version. By reducing the altitude, it was possible to raise the rated power to 1500 hp, and take-off - to 1600 hp That is, the alteration of a centrifugal supercharger.

In fact, all Mikulin motors are Mikulin motors. AM-34, 35, 37, 38 and appeared at the end of the war, AM-39 and 42, it’s hard for me personally to call the modernization of the BMW VI, which was bought in the year 1925. The full cycle of the BMW VI - M-17 - AM-34 is available.

But move on. Let's look at the "airmen". Naturally, to Shvetsov, because there, too, disputes have not subsided over the past 20 years. And not in vain.


Arkady Dmitrievich Shvetsov


Everything is as usual, I wrote that at first there was Wright R-1820, which was bought and started to be produced under the name M-25.



Then the modernization began, and the M-25A appeared. Next were the M-62 and M-63, the crown of the line was M-71.

Everything is simple with the M-62: the Cyclone, it is the M-25 plus a centrifugal supercharger. Increased compression ratio - here you have the M-63. Both (62 and 63) regularly dragged all Polykarpov fighters across the sky, the 63 was even more preferable, "went after the gas," as the pilots said about him. ASH-62 on An-2 still flies, where the "corn" is still there. A peculiar record of longevity, yes.

M-71 - these are two according to ASH-62.



That is, the motor is already more advanced layout "double star" and the maximum that could be squeezed out of the "Cyclone". It’s a paradox, but the engine came out very so-so, even if in fact the American was doubled.

Foolishness and nonsense begins in disputes over Shvetsov’s motors when AS-82 appears on the scene. I, too, in the first article, let's say, did not quite figure it out. It happens. That is, I could not correctly assess the degree of processing done by the engineers of Mikulin Design Bureau.

Corrected.

That is, now the words will be the same as the first article, but the meaning behind them will be somewhat different.

So, ASH-82 and ASH-62.


ASH-62



ASH-82


“Double stars”, but the 82 has a smaller cylinder on the 4. 14 and 18 (2х9), respectively. These figures indicate that in fact the ASH-82 is a completely different engine. Just take it and throw out the 4 cylinder - no, it's not just that.

ASH-82 really was "created using elements of ASH-62", but here it’s for sure that it’s not "based". A different number of cylinders entailed a different gas distribution and lubrication scheme, the piston stroke decreased, which reduced the diameter of the motor, and therefore improved aerodynamics.

Well, when the ASH-82FN received (the first, by the way) direct fuel injection ... And, yes, the injection was copied from the German BMW-801 engine, which was mounted on the PV-190. You must admit that the idea itself was copied, and the fact that Shvetsov’s design bureau adapted the German injection to a seemingly copy of the American engine is already evidence of quite good engineering work.

And here we get very strange things: M-71, which is two on M-25, which is Wright "Cyclone", does not go, even remelt, and ASH-82, which of the elements (some) ASH-62, but with changed to unrecognizable configuration - a very motor. Considering how much he plowed after the war, one of our best piston engines.

And here it is definitely not the source matter. And in their own minds and hands.

Let me quote myself in the first article:

"But, alas, it is hard to deny that virtually ALL Soviet aircraft engines were copies of imported developments."


I agree, not entirely correct. Now this phrase should sound like this:

“But, alas, it is hard to deny that virtually ALL Soviet aircraft engines were based on imported engines.”


The key word is “at the core”.

And, actually, there is nothing of the kind in this. Normal practice. Take the best that the neighbor has and use for his own good. And they copied everything: BMW, Rolls-Royce, and Spanish-Suiza. It turns out, as with the gene pool. At the source stood some motor Adam and Eve, everything else ...

So let me give you another quote. From there.

“The purpose of this article is not at all to set aside some humiliation of our industry or the labor of Soviet designers, rather, on the contrary. This is a demonstration in figures and facts of how everything came out of nothing. ”


Yes, indeed, at the beginning of the 20's we had nowhere to get aircraft engines. There were none of them, and this is a well-known fact. They took strangers, yes. Where they could, they mined there.

However, over time, namely by the middle of the 30-s, we had a real design school, and Soviet designers could already afford to switch from simple copying not only to modernizations that were significantly ahead of the base, but also to creating completely new engines. ASH-82FN is the best example of this.

Just what I said in the first article. From nothing came what was required.

At the turn of the 1920 year, we had nothing in terms of aircraft engines. After 20 years, we already had our own engines, which, if they were inferior to the engines of allies and enemies, were very weak.

Today, many say that our designers were not able to afterburner. Good. There is one. Neither MW-50, nor GM-1 in our analogues could be created. Did you have to? The same ASH-82F quite normally could work in the so-called “take-off” mode as much as needed. What is not a substitute for afterburner?

And in the end? As a result, not the Red Army Air Force was reduced to the root, but the Luftwaffe.

However, so much has already been written on this topic that one can only summarize: after the 1940 year in the Soviet Union there were aircraft engines developed by the Soviet school of designers, which have foreign-made engines as the basis, but are so different from the basis that it can safely be concluded that these were proprietary engines.

Sources:
Sobolev D. A., Khazanov D. B. German footprint in the history of domestic aviation.
Kotelnikov V.R. Domestic aircraft piston engines.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

126 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Боевые самолёты. Об авиамоторах, своих и не очень. Необходимое продолжение

Написав в начале лета статью об отечественных поршневых авиамоторах, я был несколько удивлен реакцией читателей. К моему глубочайшему сожалению, большее число читателей более заинтересовалось оценкой не истории авиамоторов, а «АвтоВАЗа».

Боевые самолёты. Об авиамоторах, своих и не очень.


Но тем, кто не отклонился от темы и поднял весьма интересные вопросы, я посвящаю вторую часть. На изучение которой у меня ушло немало времени.

Итак, в начале скажу, что мне несколько жаль, что основная масса читателей совершенно не поняла посыла первой статьи.



В том, что наши моторы в основе своей имели двигатели зарубежного производства, ничего зазорного нет. Именно для этого я и привел в пример «Фиат-124» и ВАЗ-2101. Вся проблема в том, как это истолковать.

Я толкую это просто. В стране, вообще не производившей до 1917 года авиадвигатели (несколько десятков лицензионных «Гном-Рон» не в счет совершенно), самостоятельно изобрести и поставить на поток двигатели было более чем проблематично.

Так что совершенно ничего зазорного в том, что представители СССР закупали по миру все, что могли, нет. А закупали многое. В том числе и указанный мною Hispano-Suiza 12YB, который нам продали с правом выпуска по лицензии.



Двигатель мало того что был сам по себе неплох (иначе «Девуатин» Д520 не был бы конкурентом «Мессершмитту» Bf.109), но имел и модернизационный потенциал. Чем наши конструкторы и воспользовались.

Так, собственно, начиналась эволюция моторов Климова.

Боевые самолёты. Об авиамоторах, своих и не очень. Необходимое продолжение

Владимир Яковлевич Климов


Собственно, к рубежу 30-х годов в СССР уже сложилась конструкторская школа. Как это можно увидеть? Все просто. Если школы нет, то налицо исключительно лицензионное производство без всяких там изысков. А вот если конструкторы есть…

Тогда линейка будет выглядеть так:


Первый этап: лицензионное производство и изучение базы.
Второй этап: модернизация базового мотора. В нашем случае это М-100.
Третий этап: создание уже собственного двигателя, отличного от базовой модели.

В общем, это М-103.



И если М-100 это по факту «Испано-Сюиза», то вот М-103… Другой диаметр поршня. Причем, меньше, чем на оригинале (148 вместо 150 мм), другой ход и размеры клапанов, вообще очень сильно изменили именно механизм газораспределения. Под отечественный бензин, который, как всем известно, был у нас, мягко говоря, не очень.

Соответственно, изменились обороты и мощность. Причем, изрядно так, ибо если М-100 выдавал те же 860 л.с., что и оригинал, то М-103 выдавал уже почти 1000 л.с.

Вообще, если модернизация, то ну очень глубокая. Хорошо, я не двигателист, но соображающие у нас есть, вот пусть и скажут, что это было на самом деле, модернизация или фактически другой двигатель.

Идем дальше. Дальше был М-104, который лучше бы не был. Потому я сразу перейду к М-105.



Чем М-105 отличался от М-103?

Двухскоростной нагнетатель, два выпускных клапана вместо одного, да еще и увеличили их диаметр на 15%. Новый беспоплавковый карбюратор, который позволял летать с отрицательной перегрузкой и выполнять маневры в перевернутом состоянии. Это М-105А.

Касаемо мощности. М-105 выдавал до 1050 л.с. Когда смогли увеличить наддув, то у М-105ПФ мощность составила 1150 л.с., у следующей модификации М-105 ПФ2 — 1310 л.с.

Дальше был М-107.



Другой блок цилиндров. Совсем другой. 4 клапана на цилиндр, не 3 как у М-105 и не 2 как у оригинала. То есть – совершенно иная система газораспределения. Дрелью дырку под клапан точно не просверлить, иной подход.

Собственно, другой блок породил другие коленвал, шатуны, поршни. Даже принцип создания смеси был несколько иным (и на мой взгляд извращенным): часть воздуха шла через карбюратор, и на выходе получалась сильно обогащенной, а часть шла напрямую от нагнетателя и разбавляла обогащенную смесь. В общем, как-то двухступенчато и не совсем понятно, если честно.

Но на выходе было уже 1650 л.с. против 860 у «Испано-Сюизы». Да, и вес увеличился. Оригинал весил 500 кг, а М-107 – 870 кг.

Если не обращать внимания на условность пригодности М-107 к эксплуатации (постоянный перегрев и мизерный моторесурс), можно сказать, что с оригиналом сходство минимальное.

Дальше. Дальше у нас работы Микулина.


Александр Александрович Микулин


Все примерно так же, как и у Климова. Сначала было дело, и делом был мотор М-17, который BMW VI.



Моторы у баварской фирмы мы закупали в 20-е годы с удовольствием, благо, продавали их немцы без проблем. И с 1925 года BMW VI стал основным нашим мотором. Потом появился М-17, все канонично. А вот потом…

М-17 стал базой сразу для двух двигателей. АМ-35 и АМ-38 (да простят сведущие. Я сразу на «новую» маркировку перескочу). На АМ-35 летал МиГ-3, на АМ-38 – Ил-2. Точка. Жирная такая.


АМ-35



АМ-38


Кстати, вопреки логике, в отличие от двигателей Климова, споры о том, на чьих моторах летали Ил-2, не утихают даже сегодня. С одной стороны, понятно, как же не ткнуть этим «патриотам» тем, что их штурмовик летал на немецком моторе?

Заходим с другой стороны и лупим из всех стволов. Огромное тут спасибо Дмитрию Алексеевичу Соболеву и Дмитрию Борисовичу Хазанову, создателям книги «Немецкий след в истории советской авиации». Очень познавательно и полезно, рекомендую.

Да, двигатель BMW VI действительно был приобретен вместе с лицензией, и производство его развернуто в СССР под названием М-17. Совершенно так же, как были до этого куплены предыдущие версии BMW о 6-ти и 8-ми цилиндрах. И их точно так же производили, пытались усовершенствовать, то есть – нарабатывали опыт конструкторам.

А дальше все – вторая ступень. То есть, не М-17, а М-17Ф. Как именно его форсировали, толком нигде не говорится, но в цифрах это выглядит как 800 л.с. вместо 600 у М-17/ BMW VI. Да, мотор стал тяжелее, но тут есть такое толкование: в отличие от немцев, мы могли себе позволить не экономить на металле и «слабые» места сразу же усиливали.

Кстати, мотор совершенно «зашел», и исправно таскал на себе до конца войны не только самолеты (ТБ-1, ТБ-3, Р-5, МБР-2), но и танки (БТ-7, Т-28, Т-35 и даже в начале выпуска, когда не хватало дизелей, В-2, КВ и Т-34).

Почему не идти дальше?

И пошли. И вот тут начинаются чудеса. Особенно, если посмотреть на М-17 и М-34, гипотетически разместив их рядом.

Это совершенно разные моторы. На М-17/ BMW VI каждый цилиндр выполнен отдельно, у каждого своя рубашка охлаждения, подвод смазки и охлаждающей жидкости к каждому цилиндру тоже выполнен отдельно.

На М-34 — единый, литой блок цилиндров, со всеми топливо- и маслопроводами, со всеми входящими и исходящими отсюда нюансами. А дальше пошли модификации, коих было довольно изрядно, и с каждой в мотор что-то да привносилось.

Да, М-34Р – это тот самый мотор, который (опять в разных модификациях, с редуктором и без него) перенес в Северную Америку экипажи Чкалова и Громова.

А версия АМ-34ФРНВ (другие коленвал, редуктор, система смазки, механизм газораспределения, 4 карбюратора вместо 1-го) – это, собственно то, что пошло в серию под наименованием АМ-35…

Собственно, АМ-38 отличался от АМ-35 тем, что был его низковысотной версией. За счет снижения высотности удалось поднять номинальную мощность до 1500 л.с., а взлетную — до 1600 л.с. То есть, переделка центробежного нагнетателя.

По факту, все моторы Микулина – это моторы Микулина. АМ-34, 35, 37, 38 и появившиеся в конце войны АМ-39 и 42 лично мне сложно назвать модернизацией BMW VI, который купили в 1925 году. Полный цикл BMW VI – М-17 – АМ-34 налицо.

Но идем дальше. Заглянем к «воздушникам». Естественно, к Швецову, ибо там споры тоже не утихают последние 20 лет. И не зря.


Аркадий Дмитриевич Швецов


Все как обычно, я писал, что сперва был Wright R-1820, которого купили и начали производить под именем М-25.



Потом начались модернизации, и появился М-25А. Далее были М-62 и М-63, венцом линейки стал М-71.

С М-62 все просто: «Циклон», он же М-25 плюс центробежный нагнетатель. Повысили степень сжатия – вот вам и М-63. Оба (62-й и 63-й) исправно таскали по небу все поликарповские истребители, 63-й был даже предпочтительнее, «ходил за газом», как говорили про него летчики. АШ-62 на Ан-2 до сих пор летает, где «кукурузники» еще остались. Своеобразный такой рекорд долголетия, да.

М-71 – это два по АШ-62.



То есть, мотор уже более продвинутой компоновки «двойная звезда» и максимум, что можно было выжать из «Циклона». Парадокс, но двигатель вышел сильно так себе, хоть по сути и американец удвоенный.

Дурь и бред начинается в спорах по моторам Швецова, когда на сцене появляется АШ-82. Я тоже в первой статье, скажем так, не совсем разобрался. Бывает. То есть, я не смог правильно оценить степень переработки, сделанной инженерами КБ Микулина.

Исправляюсь.

То есть, сейчас слова будут те же самые, что и первой статье, но вот смысл за ними будет несколько иной.

Итак, АШ-82 и АШ-62.


АШ-62



АШ-82


«Двойные звезды», но у 82-го на 4 цилиндра меньше. 14 и 18 (2х9) соответственно. Эти цифры говорят о том, что по факту АШ-82 – совершенно другой мотор. Просто так взять и выбросить 4 цилиндра – нет, это не просто так.

АШ-82 действительно был «создан с использованием элементов АШ-62», но вот тут точно, что не «на основе». Другое количество цилиндров повлекло за собой другую схему газораспределения, смазки, уменьшился ход поршня, что уменьшило диаметр мотора, а значит, улучшило аэродинамику.

Ну а когда АШ-82ФН получил (первым, кстати) непосредственный впрыск топлива… И, да, впрыск-то был скопирован с немецкого двигателя BMW-801, стоявшего на ФВ-190. Согласитесь, что скопирована была сама идея, а уж то, что в КБ Швецова приспособили немецкий впрыск на вроде бы копию американского двигателя – уже свидетельствует о весьма неслабых инженерных работах.

И вот получаются очень даже странные вещи: М-71, который два по М-25, который Райт «Циклон», не идет, хоть переплавляй, а АШ-82, который из элементов (некоторых) АШ-62, да с измененной до неузнаваемости конфигурацией – очень даже мотор. Учитывая, сколько он отпахал после войны – один из лучших наших поршневых моторов.

И тут уже однозначно не в исходниках дело. А в собственных умах и руках.

Позволю себе процитировать самого себя в первой статье:

«Но, увы, тяжело отрицать то, что фактически ВСЕ советские авиамоторы были копиями импортных разработок».


Согласен, не совсем корректно. Сейчас эта фраза должна звучать так:

«Но, увы, тяжело отрицать то, что фактически ВСЕ советские авиамоторы имели в основе своей двигатели импортных разработок».


Ключевое слово – «в основе».

И, собственно, ничего такого в этом нет. Нормальная практика. Взять то лучшее, что есть у соседа и употребить себе во благо. А копировали все: и BMW, и «Роллс-Ройс», и «Испано-Сюиза». Это получается, как с генофондом. У истоков стояли некие моторные Адам и Ева, все остальное…

Так что позволю себе еще одну цитату. Оттуда же.

«Целью данной статьи совершенно не ставится некое уничижение нашей промышленности или труда советских конструкторов, скорее, наоборот. Это демонстрация в цифрах и фактах того, как из ничего получалось что надо».


Да, действительно, в начале 20-х годов нам взять авиамоторы было негде. Своих не было, и это общеизвестный факт. Брали чужие, да. Где могли, там и добывали.

Однако со временем, а именно к середине 30-х годов, у нас появилась реальная конструкторская школа, и советские конструкторы уже могли себе позволить перейти от простого копирования не только к модернизациям, значительно опережающим основу, но и к созданию совершенно новых двигателей. АШ-82ФН – наилучший тому пример.

Как раз то, о чем я и говорил в первой статье. Из ничего получилось то, что требовалось.

На рубеже 1920 года у нас не было ничего в плане авиационных двигателей. Через 20 лет у нас уже были свои моторы, которые если и уступали двигателям союзников и врагов, то весьма несильно.

Сегодня многие говорят, что наши конструкторы так и не смогли в форсаж. Хорошо. Есть такое. Ни MW-50, ни GM-1 в аналогах у нас не смогли создать. А надо было? Тот же АШ-82Ф вполне себе нормально мог работать в так называемом «взлетном» режиме столько, сколько было нужно. Чем не заменитель форсажа?

И в итоге? В итоге не ВВС РККА были сведены под корень, а Люфтваффе.

Впрочем, на эту тему уже столько написано, что остается только подытожить: после 1940 года в Советском Союзе имелись авиационные моторы, разработанные советской школой конструкторов, имеющие основой моторы зарубежного производства, но настолько отличные от основы, что можно смело делать выводы о том, что это были двигатели собственной разработки.

Источники:
Соболев Д. А., Хазанов Д. Б. Немецкий след в истории отечественной авиации.
Котельников В. Р. Отечественные авиационные поршневые моторы.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

126 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти