Боевые самолёты. Ночные истребители. Продолжение

Продолжая тему «ночников», после того как мы прошлись по технике Третьего рейха, начинаем смотреть на всех остальных. Однако перед началом стоит сказать несколько слов, которые, возможно, я упустил в первой части.


Самолеты, которые мы рассматриваем, – ночные истребители. Соответственно, надо понимать разницу между ночным истребителем и истребителем, который воевал в темное время суток. Разница в РЛС и (например) теплопеленгаторе. МиГ-3 ПВО Москвы, которые в лучах прожекторов гоняли «Юнкерсов» — это не ночные истребители. Это истребители, на которых приходилось воевать ночью, потому что других не было.

И Пе-2 «Гнейс», первый советский истребитель с РЛС – не объект рассмотрения, поскольку информации о боевом применении этих самолетов, которых было выпущено около десятка, на настоящее время просто нет. А полеты, целью которых была отработка тактики применения – это немного не то все-таки.

Таким образом, первый наш объект рассмотрения будет британским.

Bristol Blenheim I(IV)F


Это был первый британский блин. Который ожидаемо вышел комом. К началу Второй мировой войны «Бленхейм» устарел настолько, что выпускать его в воздух днем было бы преступлением.

Боевые самолёты. Ночные истребители. Продолжение


Максимальная скорость, которую мог развить самолет, составляла чуть более 400 км/ч, а крейсерская была еще на сотню меньше. Потолок был на высоте 7700 м, дальность полета 1480 км. В общем, не блистал ничем, даже в 1940 году.

Однако с немцами что-то надо было делать, поскольку они тоже взяли моду летать в гости по ночам. И было принято эпохальное решение о переоборудовании бомбардировщика в ночной истребитель.

Как бомбардировщик "Бленхейм" I нес просто роскошное вооружение из одного пулемета "Льюис" в верхней турели и одного "Браунинга", направленного вперед. Оба пулемета были калибром 7,7-мм.

Решив, что для обороны этого более чем достаточно, британцы, совершенно не напрягаясь, добавили батарею из четырех направленных вперед "Браунингов" в контейнере под бомбоотсеком. Аэродинамику это не ухудшило, там в общем нечего было ухудшать и так, а огневая мощь выросла.



А в бомбовом отсеке разместили РЛС. Причем, на «Бленхеймах» побывали три из четырех модификаций РЛС AI, фактически, самолет стал этаким полигоном для испытаний.

Сколько всего «Бленхеймов» было переделано в ночные истребители, точно сказать нельзя, поскольку если первую серию для себя делали Королевские ВВС, то «Бленхеймы» четвертой серии находились в ведении авиации флота и чаще использовались для поиска подводных лодок противника. Достоверно имеется цифра 370 самолетов, но только контейнеров с пулеметами было выпущено 1374 штуки, так что реально могло быть и больше.



Повоевали ночные «Бленхеймы» и на защите Британии, и в Северной Африке, и в Индии. Но победы этого истребителя были скорее исключением, чем правилом, поскольку его скоростные качества просто не позволяли кого-то догнать. Потому уже к 1944 году все «Бленхеймы» были заменены на «Бофайтеры».

De Havilland Mosquito NF


А вот это уже серьезно. О «Москито» мы уже говорили, это был весьма своеобразный самолет. И истребитель-«ночник» на его базе вышел соответствующий.



А появился он, как ни странно, в ответ на разведывательные полеты «Юнкерсов» Ju-86Р над Британией. Эти самолеты, получившие гермокабину, новые двигатели и крылья с увеличенной площадью, мягко говоря, изводили британцев.

Разведывательные полеты на высоте 11-12 тысяч метров, да еще и с бомбометанием выбесили британское командование. Понятно, что бомбометание с такой высоты – это ни о чем в плане точности, но то, что с «Юнкерсами» ничего нельзя было сделать, положительных эмоций не добавляло. А «Спитфайры» оказались просто бесполезны, ибо просто не могли догнать врага. Точнее, пока британские летчики кое-как забирались на такую высоту, немцы просто и спокойно уходили от них.

Так появились облегченные «Москито». С них сняли все «лишнее», типа протекторов бензобаков, да и частью запаса топлива и масла пришлось пожертвовать. Убрали все оборудование бомбовых отсеков и радиооборудования, увеличили площадь крыла. Самолет начал подниматься на высоту 13 тысяч метров. Протекторы потом вернули, когда появились более мощные двигатели.

Вторым шагом стало конструирование так называемого «универсального носа». Такая конструкция носового обтекателя позволяла монтировать как английские локаторы (AI.Mk.VIII, AI.Mk.IX или AI.Mk.X), так и американские (SCR-720 или SCR-729).



Истребитель был «готов к употреблению».

Летал ночной «Москито» с максимальной скоростью 608 км/ч, потолок 10800 м, дальность 2985 км. Данные для «Москито» NF Mk.XIX. Вооружение состояло из четырех пушек «Испано-Сюиза» калибром 20-мм и РЛС AI Mk.IX.

«Москито» оказались единственным оружием против ночных налетов новых немецких истребителей-бомбардировщиков FW-190A-4/U8 и FW-190A-5/U8 из скоростной бомбардировочной эскадры SKG10. Эта эскадра по первому времени доставила очень много неприятных минут ПВО Британии, поскольку быстрые и низколетящие «фокке-вульфы» практически не обнаруживались английскими наземными радиолокаторами, а по скорости полета (после сброса бомбы) они не уступали британским истребителям.



Но когда тактике внезапных ударов с малой высоты были противопоставлены «Москито» с радарами, способными работать на малой высоте, все встало на свои места.

Вообще, «Москито» NF показал, что в ночном бою он способен бороться с любым вражеским самолетом. Его жертвами становились даже новейшие двухмоторные Ме-410, которые были спроектированы именно как ответ на "Москито".



Немудрено, что «Москито» стали самым массовым ночным истребителем RAF.

Douglas P-70 Nighthawk


Да, перелетаем за океан. А там… А там все было не очень-то интересно. В США до войны специализированных ночных истребителей не было. За неимением целей. Восполнять пробел американцы решили на английский манер — переделав скоростной двухмоторный бомбардировщик. При этом внимательно изучили британский опыт, благо, было что изучать.



За основу взяли штурмовик А-20. Присвоили ему обозначение Р-70 и начали переделку. Бомбодержатели и оборонительное вооружение демонтировали, сделали для самолета новую неостекленную носовую часть без штурманской кабины. Штурмана, соответственно, убрали. Вместо штурмана и заднего стрелка создали рабочее место оператора РЛС.

Так как своих радаров у американцев пока не было, установили британский AI Мк IV, который разместили частично в бывшем бомбоотсеке, частично в носу. Под бывшим бомбоотсеком подвесили гондолу с четырьмя 20-мм пушками. Боезапас составлял 60 патронов на ствол.



На испытаниях самолет показал максимальную скорость 526 км/ч и практический потолок 8600 м. Первое было приемлемо, второе — не очень, но выбора у американского командования тогда все равно не было, и Р-70 запустили в серийное производство.

Вообще, немного не понятно, с кем собирались воевать ВВС США в ночи, но тем не менее, самолет в серию пошел. А тут подоспела и война с Японией как по заказу.

В 1943 г. на базе А-20С создали вроде как модификацию Р-70А-1. Установили отечественную РЛС, а пушки в гондоле заменили шестью пулеметами 12,7-мм.

А вот повоевать не очень получилось. Именно потому, что воевать было не с кем.



Четыре эскадрильи, вооруженные Р-70, в 1943 г. отправили в Северную Африку. Но там они не пригодились: англичане предоставили американцам свои более совершенные "Бофайтеры", у которых и со скоростью, и с потолком все было в порядке. Так что в Северной Африке и Италии Р-70 не воевали вообще.

На Тихом океане действовали три эскадрильи ночников. Но и там с боями было печально. Экипажи А-70 пытались совершать вылеты на перехват одиночных японских ночных бомбардировщиков, но зачастую японцы успевали уйти, пользуясь преимуществом в скорости. Так что сбитые ночными истребителями японские самолеты можно было пересчитать по пальцам.

Douglas A-20 Havoc


Достоин упоминания. Это все тот же А-20, но в британской переделке. Появился даже раньше, чем А-70 Nighthawk. Эти самолёты получили бортовую РЛС A.I. Mk.IV, батарею из 8-ми пулемётов .303 Browning в носу вместо кабины бомбардира, оборонительное вооружение было снято, экипаж сократился до 2 человек, при этом задний стрелок стал обслуживать бортовой радар.



Максимальная скорость составила 510 км/ч, практическая дальность 1610 км, практический потолок 7230 м. Всего было выпущено 188 единиц «Хэвоков».

В общем, хорошего ночного истребителя из А-20 не получилось. Даже специально доработанные машины более успешно действовали в качестве штурмовиков. И в таком виде они и закончили войну.

Northrop P-61B Black Widow


И вот, наконец, и «Черная вдова». Очень неординарный самолет. Появилось это чудо с башней от танка наверху фюзеляжа в 1943 году, когда еще были сомнения в необходимости ночного истребителя, поэтому Р-61 пошел в серию. И стал первым специально спроектированным ночным истребителем.





Но вообще только первые 37 из 45 P-61A-1 были оборудованы надфюзеляжными турельными установками с четырьмя пулеметами, на остальных башни уже не ставились.

В основном Р-61 применялись на Тихом океане, где японцы по ночам особо-то и не летали, а потом и вовсе закончились. Поэтому, когда ВВС США получили превосходство в небе, «Черные вдовы» начали использоваться для атак наземных целей даже в дневное время.

Благо было чем.

Но самой главной боевой задачей Р-61 стала защита баз стратегических бомбардировщиков B-29 на Сайпане от ночных налетов. Они также защищали от атак истребителей поврежденные В-29, возвращающиеся после налетов на Японию.



Некоторое количество «Черных вдов» отправилась в Британию, где работала в качестве перехватчиков «Фау-1». Причем, довольно успешно, несмотря на то, что в скорости V-1 несколько превосходил Р-61, но экипажи «Черных вдов» забирались на максимальную высоту, откуда пикировали, развивая скорость, достаточную для того, чтобы догнать V-1.

Максимальная скорость на высоте 5000 м составляла 590 км/ч, практическая дальность 665, практический потолок 10 100 м.

Экипаж 3 человека, пилот, оператор РЛС и бортстрелок, который в основном выполнял задачи визуального наблюдателя.

Вооружение: четыре пушки 20-мм и четыре 12,7-мм пулемета. Бомбовая нагрузка до 1450 кг на двух креплениях под крыльями. Плюс радар SCR-540.



Всего было выпущено 742 самолета всех модификаций.

Неофициально «Черная вдова» носит титул «закончивший войну»: в ночь c 14 на 15 августа 1945 года, после японского предложения о заключении перемирия, P-61B с названием «Lady in the Dark» 548-й ночной эскадрильи победил в воздушном бою одержал победу над Ki-43 Hayabusa, пилот которого мог не слышать о прекращении огня. Это была последняя воздушная победа союзников во Второй мировой войне.



А вообще получившийся на редкость крепким самолет прослужил до 1952 года, после чего многие «Вдовы» использовались в качестве самолетов противопожарной охраны.

Kawasaki Ki-45 Toryu


Зачем японцы задумались над созданием ночного истребителя, сказать сложно. Но в 1939 году у них появился самолет, до жути напоминающий Bf.110. На самом деле японские специалисты действительно в очередной раз удачно поработали над зарубежным образцом, и вот так появился наш герой, Ki-45.



Самолет получился… подобным своему немецкому современнику Bf 110. Все те же слабые возможности в качестве дальнего истребителя, только вооружение еще слабее, чем у немца. Одна пушка 20-мм и два пулемета 7,7 – это маловато.

Но, как и все японские самолеты, Ki-45 был весьма легок в управлении и обладал хорошей маневренностью. А наличие протектированных баков вообще делало его совершенством в глазах пилотов. И, кстати, в начале войны, в столкновениях с Р-38, японский самолет демонстрировал полное превосходство в маневренности над американским самолетом.

Ki-45 прошел всю войну, но нас интересует его ночная версия, то есть Ki-45 Kai-Теi (или иначе Ki-45 Kai-d).



Максимальная скорость 540 км/ч, практическая дальность 2000 км, потолок 10 000 м.

Вооружение: одна 37-мм пушка Но-203 (16 патронов) в носу, одна 20-мм пушка Но-3 (100 патронов) в подфюзеляжной установке, один 7,92-мм пулемет Тип 98 в задней кабине у стрелка.

Всего было построено 477 самолетов всех версий.

Впоследствии пулемет убрали, а вместо стрелка разместили оператора РЛС «Таки-2». В такой комплектации самолет стал реальной угрозой для американских бомбардировщиков. Беда в том, что обеспечив себе превосходство в воздухе днем, американцы не летали по ночам...



Можно долго говорить о сильных и слабых чертах «убийцы драконов» (так переводится его название), но можно только заметить, что этот самолет (во всех модификациях, и дневных, и ночных) крайне неохотно использовался в качестве средства доставки камикадзе.

В целом же, говоря о ночных истребителях, я бы сделал вывод, что как класс они сложились только в Германии. Возможно, исключительно благодаря британцам, которые не оставили практику ночных налетов на немецкие города. В ВВС остальных стран-участниц ночные истребители так и остались образцами для испытания оборудования и тактики применения.

Однако поисковая РЛС, примененная именно на ночных истребителях, впоследствии получила прописку вообще на всех классах военных самолетов без исключений. Так что можно сказать, что ночные истребители стали первой ступенькой на пути к универсальному всепогодному самолету, способному действовать как в дневных, так и в ночных условиях.

В заключительной части мы займемся сравнениями ночных истребителей, их летно-технических характеристик и боевых заслуг и возможностей.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Destiny 8 сентября 2019 06:24 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Спасибо автору за труд!Интересно и познавательно было читать.А это-«Lady in the Dark»...Красиво очень назвали самолёт и в тему..
  2. Earthshaker 8 сентября 2019 06:32 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    Спасибо за статью. С выводами согласен. Мой личный рейтинг ночных истребителей.
    1. Ме-110 - самый результативный.
    2. Москито - по комплексу характеристик + лучшая РЛС.
    3. Не-219 - лтх лучшие, но сильно подводила рлс.
  3. амурец 8 сентября 2019 07:37 Новый
    • 10
    • 0
    +10
    И Пе-2 «Гнейс», первый советский истребитель с РЛС – не объект рассмотрения, поскольку информации о боевом применении этих самолетов, которых было выпущено около десятка, на настоящее время просто нет. А
    Спасибо за обзор, интересно. ИМХО Немного не в тему, но именно ПЕ-3бис с радиолокатором Гнейс-2 очень нужна была на Севере, в ОМАГ, не как ночной, а всепогодный истребитель. На прикрытие Арктических конвоев приходилось летать в самых сложных метеоусловиях. И как пишет П.Цупков книге "Над просторами Северных морей" им сильно не хватало новейших средств обнаружения как самолётов так и подводных лодок. А зрение- инструмент ненадёжный. Для справки:Проводка конвоев была задачей государственной важности, и для защиты кораблей от вражеских торпедоносцев на севере была создана Отдельная морская авиационная группа (ОМАГ) из трёх полков — 95-го, 13-го и 121-го ИАП, все на Пе-3 и Пе-3бис.
    13-й ИАП был расформирован из-за небоевой потери большей части машин. Большая группа самолётов полка попала в снежный заряд и разбрелась. Часть экипажей сумела выпрыгнуть с парашютом или сесть на брюхо и успешно добрались до своих, остальные просто погибли в условиях севера. Отсутствие на стандартном Пе-3 приличного навигационного оборудования делало практически невозможной посадку ночью или в условиях плохой видимости, и потеря самолёта была неизбежной. После этой трагедии полк был направлен на переформирование и был сформирован заново как 2-й авиационный полк перегонки самолётов ВВС ВМФ, перегоняя бомбардировщики или лидируя группы по трассе Алсиб".
    1. Педродепакес 8 сентября 2019 09:01 Новый
      • 5
      • 1
      +4
      Цитата: амурец
      13-й ИАП был расформирован из-за небоевой потери большей части машин.

      вот уж где число "13" в наименовании части проявило себя во всю ширь, недаром лётчики во всём мире избегают этого числа.
    2. Кузнец 55 8 сентября 2019 11:04 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      Интересно читать о чем редко пишут или говорят . Спасибо .
      Спасибо и читателям ВО , которые в комментариях указывают книги , и рекомендуют их прочесть . Но .....время , время , не хватает катастрофически. Думал , уйду на пенсию , времени будет выше головы , как я заблуждался .
      На просторах северных морей уже нашел , прочту , спасибо .
      1. Fitter65 9 сентября 2019 12:20 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Цитата: Кузнец 55
        Думал , уйду на пенсию , времени будет выше головы , как я заблуждался .

        Да к сожалени я тоже так думал, оказывается когда служил то реального свободного времени было больше, чем сейчас.
  4. А где Бристоль "Бофайтер I/II" request ? И РЛС и 4 пушки и 6 пулеметов есть.Он конечно, в какой-то мере родственник с "Бленимом", но это не переделка из бомбардировщика, воевал с конца сентября 1940г. Да вообще очень многофункциональный самолётик, почти как "Мосси". Вот только более привлекательный, но потяжелее 9800 кг. против 7800 кг, да и покрепче конструкцией будет, все-таки цельнометаллический. good
    1. volodimer 8 сентября 2019 18:31 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Интересный и достойный самолёт, и если автор сказал А: "все «Бленхеймы» были заменены на «Бофайтеры»" и "англичане предоставили американцам свои более совершенные "Бофайтеры", то надо было говорить и Б.
      Отсутствие в статье Beaufighter удивляет, тем более, что на их счету были очень интересные эпизоды:
      Благодаря своему большому радиусу действия бофайтеры применялись для сопровождения ночных бомбардировщиков в их рейдах на континент. При этом самолеты оснащались антирадарами Серрат, реагирующими на локаторы немецких ночных истребителей. Летом 1943 года произошли первые воздушные бои между бофайтерами и Me-110 с бортовыми радарами "Лихтенштейн". Ночью с 7 на 8 сентбяря экипажи 141-й эскадрильи сбили над Голландией 13 мессершмиттов, потеряв 3 самолета.
    2. Fitter65 9 сентября 2019 12:22 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: Попов Константин Иванович
      А где Бристоль "Бофайтер I/II"

      Полностью присоединяюсь, очень интересный самолёт...
  5. abc_alex 8 сентября 2019 10:14 Новый
    • 2
    • 0
    +2

    Беда в том, что обеспечив себе превосходство в воздухе днем, американцы не летали по ночам..



    Подождите-подождите... Как это не летали по ночам. Да большая часть ковровых бомбовых ударов по японским городам нанесена именно ночью.
    Собственно с момента прихода к командованию Кёртиса Лемэя все операции с применением В-28 проводились только по ночам. С марта по август 1945 ночные налёты проводились регулярно.
    1. Извините, В-28? точно recourse ? А в Европе Американцы на В-17 и В-24 вообще-то днем летали. Бритты - да, ночью request
      1. volodimer 8 сентября 2019 18:34 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Думаю Алексей имел ввиду В-29, а в Европе всё как Вы указали.
        А в Японии:
        Генерал Лемей решил в еще большей ' степени увеличить эффект от налетов. Он установил, что главной причиной низкой точности бомбометания были сильные ветры на больших высотах и густая облачность. Поэтому логичным было вместо дневных бомбометаний с большой высоты проводить ночные бомбометания с малых высот с использованием зажигательных бомб. Ночные налеты позволяли обойтись без верхних и нижних турелей, ограничив вооружение самолета хвостовой огневой установкой. Высоту полета уменьшили с 9000-10000 м до 1500-1800 м. Это уменьшило расход топлива и увеличило ресурс двигателей. В темноте угроза со стороны японских истребителей и зениток была гораздо меньше.
      2. abc_alex 9 сентября 2019 08:58 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Цитата: Попов Константин Иванович
        Извините, В-28? точно


        В-29, конечно. Сочетание "телефон и толстые пальцы" способны выдать и не такие "исторические загадки". feel


        Цитата: Попов Константин Иванович
        Европе Американцы на В-17 и В-24 вообще-то днем летали.

        Так эта фраза была написана именно про Японию.
        1. Дорогой Друг, Вы про бомбардировки именно Японии не указали, а Я, косякнул, не обратил внимания что В-29 на ЕУРопой не летали. Бывает request
  6. bubalik 8 сентября 2019 11:11 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    А вот повоевать не очень получилось. Именно потому, что воевать было не с кем.

    ,,,в июле 1943г. началось формирование дивизии ночных истребителей. К этому времени подоспели поставки «Бостонов» модификации A-20G-1, как нельзя лучше подходивших для переделки.Переоборудование машин и установку аппаратуры производили на заводе № 81 в подмосковном Монино.В состав соединения, подчиненного АДД и получившего наименование 56-я авиационная дивизия истребителей дальнего действия, вошли два авиационных полка особого назначения (АПОН) 173 и 45.

    http://www.redov.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_1995_02/p7.php
  7. Никомед 8 сентября 2019 11:40 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Спасибо! Как всегда, очень интересно. good
  8. dgonni 8 сентября 2019 12:06 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Автору респект! Некоторые мелкие неточности по факту являются разной интерпритацией! Давно на ВО не видывал такого толкового обзора!
  9. Undecim 8 сентября 2019 16:01 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Опять автор проигнорировал одномоторные перехватчики.
    А между тем именно Boulton Paul Defiant Mk.II был в роли ночного истребителя довольно успешным.

    На фотографии хорошо видны антенны РЛС AI Mk. IV. Зимой 1940-1941 гг. по количеству сбитых самолетов на один перехват Defiant лидировал. Таких машин было выпущено не так и мало - 210 штук.
    1. Undecim 8 сентября 2019 16:53 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      А вот Hurricane, оснащенный РЛС, лавров особых не сыскал.

      В 1942 году двенадцать истребителей было выпущено в варианте Hurricane II C (NF), оснащенных РЛС Air Interception Mark VI. Ими оснастили эскадрильи № 245 и № 247 ВВС, но спустя короткое время самолеты были отправлены в Индию для ПВО Калькутты.
    2. Никомед 8 сентября 2019 22:25 Новый
      • 0
      • 0
      0
      А помните как называли этот самолёт Английские лётчики? "Догони меня, чтобы я сбил тебя".
  10. Undecim 8 сентября 2019 17:36 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Восполнять пробел американцы решили на английский манер — переделав скоростной двухмоторный бомбардировщик.
    Не только бомбардировщик. У американцев ведь был и двухмоторный истребитель.

    P ‑ 38M, известный как "Night Fighter" (или Night Lightning).
    Назвать успешным ночным истребителем P ‑ 38M вряд ли можно, так как из 75 изготовленных и отправленных на тихоокеанский театр, в бою не участвовал ни один
  11. Альф 8 сентября 2019 21:08 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    с башней от танка

    От какого танка ?
    А по поводу Вдовы мое личное мнение таково. Самолет опоздал. В 40-41-м этот самолет был бы реальной ночной грозой люфтваффе, к 43-му он устарел. По ночам перехватывать было некого, а как дневной тяжелый истребитель он уступал Москито. Хотя при все при этом технически самолет был весьма навороченным.
  12. Никомед 8 сентября 2019 22:22 Новый
    • 0
    • 0
    0
    А про "Бофайтер" забыли, или я чего-то пропустил? sad
  13. ser56 9 сентября 2019 11:59 Новый
    • 0
    • 0
    0
    автору спасибо за обзор - познавательно... love
    немного критики - хорошо, кроме летных данных, бы дать кратко ТТХ самолетных радаров того времени...
  14. Pavel57 9 сентября 2019 12:09 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Винтовые ночники еще и в Корее воевали.
  15. Рядовой СА 10 сентября 2019 05:12 Новый
    • 0
    • 0
    0
    А про "Юнкерс -88" с "оленьими рогами" в качестве ночного истребителя с радиолокатором ?
    Рискну ещё на минуса нарваться , но где-то имя немца , сбившего на нём много английских
    машин- читал ...
  16. Рядовой СА 10 сентября 2019 05:17 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Цитата: Рядовой СА
    А про "Юнкерс -88" с "оленьими рогами" в качестве ночного истребителя с радиолокатором ?
    Рискну ещё на минуса нарваться , но где-то имя немца , сбившего на нём много английских
    машин . в списках немецких самых результативных лётчиков - читал ...
  17. Рядовой СА 10 сентября 2019 05:19 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Цитата: Рядовой СА
    Цитата: Рядовой СА
    А про "Юнкерс -88" с "оленьими рогами" в качестве ночного истребителя с радиолокатором ?Рискну ещё на минуса нарваться , но где-то имя немца ,
    сбившего на нём много английских машин в списках немецких самых
    результативных лётчиков - читал ...
  18. sh3roman 28 сентября 2019 20:19 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Повезло англам с москито, лучший двух моторный самолет той войны, ну уж точно самый универсальный.